Нет дисциплины на уроке что делать. Занятие учащихся и родителей «Учимся общению». Знайте, какое поведение для вас приемлемо, а какое нет

Партитура урока написана. Я довольна своим конспектом. Можно смело нести разумное-доброе-вечное моим неугомонным непоседам. Теперь-то дисциплина в классе будет на высоте. Ведь я подготовилась по максимуму, учла практически все, чтобы урок был интересным и увлекательным для ребят. Урок расписан, как по ноткам: помимо увлекательного начала урока есть и смена деятельности, и подвижные игры, и даже музыкальные паузы.

В первых двух пятых классах урок прошел на ура, дети были увлечены, с удовольствием откликались на мои «придумки» и задачки в стихах на устном счете. А вот в 5А все рухнуло по непонятным для меня причинам. Дети пришли на урок взвинченные и возбужденные, как будто у них был забег на 10 км.

Я пыталась, как бабочка, порхать у доски, увлекать, завлекать, но все тщетно.
Как установить дисциплину в классе я просто не знала. Ничего не получалось. Я, конечно же, вела урок, но мой задор и энтузиазм куда-то испарились. Не было отклика от ребят. Удовольствия от работы никакого. Я была зла и раздражена на детей. Ну почему они так себя ведут? Они что, не видят, что я старалась для них? И вообще у меня прекрасная дисциплина в 9 классе, а тут неуправляемые дети в средней школе.

В чем причины и почему не получается сыграть ту же вдохновенную мелодию урока, что и в других классах?

Как создать дисциплину в классе

Когда советы коллег не сработали: усиленная подготовка и множество индивидуальных заданий не принесли результата – возник вопрос: что же делать? Продолжать просто смотреть на эту головоломку под названием: как наладить дисциплину в классе, и утверждать, что она не решается. Или все-таки попытаться разобраться и понять, как создать дисциплину в классе?

Я как математик часто подхожу к решению любых проблем как к задачкам. Когда разбираешься в условии – задача обычно решается. А вот когда не ясно условие, то, кажется, что задача не решаема.

Когда я познакомилась с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, многие педагогические головоломки тут же решились.

Задачка как навести дисциплину в классе имеет решение

Человек – это я и другие люди , говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Все выстраивается на отношениях с другими людьми. Школа — особое место. Тут целый клубок самых разных взаимосвязей и отношений: учителей с детьми, детей между собой, родителей и учителей, родителей между собой и т.д.

Когда мы рассматриваем вопрос дисциплины, мы не можем обойти ни один из этих аспектов.

Итак, рассмотрим основных «игроков», а также те взаимосвязи, которые влияют на дисциплину.

  • Учитель/учителя школы
  • Коллектив ребят
  • Родители

Учитель и дисциплина в классе

На учителе огромная ответственность: учебный процесс, успеваемость дисциплина в классе, все эти составляющие зависят целиком от педагога.

Учитель – центральная фигура, именно он выстраивает взаимодействие с детьми, коллегами, родителями, администрацией и т.д.

Влияет ли на успеваемость дисциплина в классе? Несомненно! Именно поэтому необходимо точно во всем разобраться.

При этом мы должны понимать, что дисциплина – это ВНЕШНЕЕ воздействие на детей, некий свод правил, которым необходимо подчиняться. Но есть еще ВНУТРЕННИЕ желания, стремления, которые иногда входят в противоречие с правилами.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно разбирает все механизмы и принципы общения между людьми, в том числе, принципы взаимодействия учителя с учениками и родителями. В основе всех наших взаимодействий лежат бессознательные желания, то есть внутренние причины. С ними и будем разбираться.

Дети и дисциплина в классе

Для детей школа не только возможность получить знания. Нам, взрослым, кажется, что дети приходят в школу за знаниями. На самом деле, для них это не только школа знаний, но и школа жизни. Именно в школе они создают свои первичные коллективы, выстраивают иерархию. А это процесс бессознательный. Когда учитель не понимает этих внутренних законов формирования детского коллектива, то и возникают проблемы с дисциплиной в классе.

А если учитель умеет ориентироваться в этих бессознательных потоках, то организация дисциплины в классе будет на высоте.

Если бы психика детей была простая, как квадратики, они бы легко выстраивались по линеечке. Но их психика устроена иначе. Это сложный, объемный пазл самых разных свойств и желаний. И любой коллектив согласно бессознательным законам выстраивается в свою иерархию. Вершина этой иерархии – вождь с уретральным вектором . Таких детей немного, всего 5%, но если уж повезло быть такому вожаку в классе, то учителю надо держать ухо востро, так как здесь нужен особый подход.

Не заметить уретрального ребенка просто невозможно, к нему, как к магниту, бессознательно тянутся все ребята. Вот как выглядел мой вожак.

Неформальный лидер или портрет маленького вождя

  • При маленьком росте он обладал какой-то невероятной силой. Часто бывали моменты, когда его было просто не остановить. При этом другие дети всегда реагируют на замечания или даже сами притормаживают свое движение, когда видят учителя. С ним все было не так. Если он куда-то бежал, то его было не остановить. А если он с кем-то дрался, то вообще никакой силой было не растащить драчунов. И вообще он просто не слышал ничего в определенные моменты.
  • Темно-русая челка, которую он не рукой убирал, а как-то взмахом головы. В глазах была какая-то «чертовщинка», особенно, когда дерзил учителям. Походка – не могу описать иначе, кроме как вальяжная. Руки в карманах. Кстати, у доски учителя у него постоянно требовали: «вынь руки из карманов!»
  • По внутренним ощущениям такой ребенок напоминал, как будто маленькую пружину. Он всегда был готов сорваться с места. А еще он стоял и качался – с пяток на носки, и смотрел всегда либо в конец класса, либо в окно, как будто куда-то вдаль за горизонт. Ничего удивительного в этом нет. Ведь он всей душой устремлен в будущее, поэтому он и смотрит вдаль. И ведет свою стаю в будущее. И внутренне он уже там, поэтому прямо сейчас он часто не понимает, почему он еще «здесь». И он почти всегда улыбался.
  • Воздействовать на него плохими оценками, замечаниями или вызовом родителей было бесполезно. Если другие дети всегда реагировали на эти «воспитательные приемы» и начинали переживать, то здесь было полное равнодушие. По ощущениям он был просто выше всего этого «мелкого шебуршения».

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, ребенок с уретральным вектором вообще не понимает слово «дисциплина», при том, что является самым социализованным. Ребенок с уретральным вектором не признает никаких ограничений, никаких внешних запретов, однако, внутри себя он – самый адекватный ребенок. Именно такие дети психологически созревают раньше других и способны принимать взрослые ответственные решения, хотя со стороны они могут казаться хулиганами, а их выходки – верхом безответственности и озорства.

У них просто невероятный запас энергии – огромное жизнелюбие, которое притягивает к себе других детей, которые получают защиту и покровительство вождя. Талант уретрального ребенка создавать и консолидировать вокруг себя ребят – уникален.

Почему он всех притягивает к себе? Почему дети липнут к нему? Чем он их консолидирует?

Все просто. У такого ребенка есть огромное бессознательное желание к отдаче. Он получает удовольствие, когда ОТДАЕТ от себя, у него в этот момент просто биохимия головного мозга выравнивается. Рядом с ним дети ощущают себя надежно и уверенно, как под защитой системы ПВО. Рядом с таким парнишкой им ничего не страшно.

Причем тут надо очень точно понимать разницу. Это не лидер с кожным вектором, который сам растолкает всех вокруг, лишь бы быть первым. Здесь задействован совершенно другой психологический механизм. Он заступается за слабых, не позволяет их обижать и готов биться насмерть с их обидчиками.
Что, в общем-то, и произошло на перемене перед моим уроком. Оказывается, была битва: мой вожак заступался за девочку из своего класса…

Конечно же, это была чувственная красивая кожно-зрительная девочка. Она от природы всего боится, и защиту ей всегда дает юный вождь. Ее чувственность и эмоциональность очень созвучны его свойству милосердия.

Отдача не может быть ничем ограничена. Уретральный ребенок отдает от себя чувство защищенности и безопасности. И другим детям комфортно рядом с ним. Даже если он двоечник и хулиган.

Учитель: или командовать парадом буду я!

Из бесед с учителями я выяснила, что в этом коллективе была такая же дисциплина в 1 классе. На самом деле, здесь всегда остро стоял вопрос, как наладить дисциплину в классе. На эту тему даже неоднократно собирались родительские собрания.

И даже определяли главного смутьяна и зачинщика беспорядков. Такой ребенок всегда считал себя самым главным и авторитет учителя для него был как пустой звук, он мог просто проигнорировать мнение учителя.

Для его психических свойств любое ограничение во времени и пространстве равнозначно вызову. А поскольку его бессознательные желания многократно сильнее учительского авторитета, то он будет сопротивляться командам, а весь коллектив будет неосознанно идти за своим вождем.

Любой конфликт мешает учебе, а в данном случае не только конкретному ребенку, но и всем детям.

Любые стандартные и работающие с другими детьми методы педагогического воздействия тут не срабатывают. Но учитель человек упорный и продолжает свою борьбу за дисциплину в классе.

Учитель – родители

Возникает мысль, а вдруг поможет родительское собрание: дисциплина в классе, где можно посоветоваться с родителями что делать.

Вероятнее всего нет, потому что сами родители часто приходят в школу за советом, как им справиться со своим сорванцом. А уж как налаживать дисциплину в классе и в коллективе детей они точно не знают. Хотя все соглашаются с тем, насколько влияет на общую успеваемость дисциплина в классе, и поэтому требуют от учителя создать гармоничную рабочую атмосферу. Но учитель сам не во всем разбирается и, в итоге, будет только ругать детей и призывать родителей как-то повлиять на них.

И вот когда после родительского собрания такого ребенка начинают жестко ограничивать и подавлять дома, то дисциплина в школе классе резко ухудшается, просто потому, что ребенок тут же находит, где именно можно проявить свои свойства вождя и в школе противопоставляет себя учителю, как будто специально стараясь срывать уроки. Так он выражает свой бессознательный протест против ограничений.

Что делать

Чтобы мелодия урока звучала точно, каждый должен верно играть свою партию.

Учитель, как дирижер этого оркестра должен понимать все эти бессознательные механизмы и давать «первой скрипке» играть свою партию.

По мнению учителей, дисциплина — это подчинение. А уретральник не подчиняется по определению, с ним необходимо выстраивать другое взаимодействие. Прививать ему мысль, что он ответственен за всех, за весь свой класс, за все, что происходит: «Кто, если не ты? Ну, как же мы без тебя, Серега!»

Когда бессознательное желание исполняется, ребенок получает удовольствие и продолжает консолидировать детский коллектив и вести его в будущее.

Когда по каким-то причинам ставят запреты на поход в будущее – бессознательно возникает огромный четырехкратный протест. И он начинает точно также консолидировать свою стаю, но уже против кого-то.

Уретральник всех активирует вокруг себя и выводит из состояния «вяло». Это необходимо учитывать. Потому что если уретральный ребенок плохо учится, то дети будут к нему тянуться и бессознательно подражать своему вождю. Если он дерзит учителям, то другие ребята будут стараться стать на него похожими, и будут по-своему делать что-то похожее.

Дисциплина в классе классный час проводить бесполезно, особенно если читать нотации и призывать к сознательности. Ведь действуют бессознательные программы, особенно если в классе есть такой вот неформальный лидер.

Но у учителей, не знающих эти механизмы, просто срабатывает стереотип поведения, и они опять и снова начинают командовать парадом. В результате вместо активного взаимодействия и сотрудничества с детьми получается противостояние. Причем учитель оказывается в заведомо проигрышной позиции, потому что коллектив детей бессознательно консолидируется вокруг своего вождя.

Но мы же понимаем, что любое коллективное действие, и учеба не исключение, эффективно, когда согласовано. Всегда мы достигаем общей цели, когда едины, поэтому лучше всего действовать в согласии и сотрудничестве с детьми, родителями и педагогами.

Дисциплина в 5 классе или кто руководит оркестром?

Дисциплина в 1 классе напрямую зависит от того, насколько учитель может привлечь внимание детей, заинтересовать открытиями, которые предстоит сделать во время урока. В 5 классе, когда интерес к учебе уже несколько снизился, вопросы, как навести дисциплину в классе, возникают на другом уровне.

Если дисциплина в начальных классах прививается, в том числе, через игровые методики преподавания, то дисциплина в 5 классе, а уж тем более вопросы дисциплины в 7 классе решаются только через сотрудничество с учениками.

Учитель обладает ключами от увлекательной страны знаний. Он по сути своей проводник для ребят в этом увлекательном путешествии. Учитель всегда находится в поиске, его стремление научить и передать ребятам знания достойны всяческой похвалы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что к каждому ребенку необходим свой подход согласно его векторам.

Как же заинтересовать уретрального ребенка учебой? Только через понимание его особенностей.

Мы уже знаем, что он изначально настроен на свою «стаю» всегда хочет, чтобы все было справедливо и милосердно по отношению к коллективу. Поэтому учителю стоит обязательно возложить на такого парнишку ответственность за класс. Помните, как это сделал гениальный Макаренко в «Педагогической поэме».

Потому что сами по себе дети могут сложить архетипичную стаю, а под руководством учителя они пойдут в нужном направлении.

  • Задача учителя тренировать заданный от рождения талант такого ребенка брать ответственность за других на себя.
  • Вождь всегда имеет своих приближенных, он опирается на них, а они подражают ему во всем.
  • Он обладает тактическим умом. Все неожиданные ходы делает он.
    Хорошие отношения уретрального ребенка с учителем – это выбор лучшей судьбы. Для юного вождя вдохновляющей музой, подталкивающей его к развитию и реализации своих свойств, становится учительница с кожно-зрительной связкой векторов. В идеале это вообще его муза – учительница русского языка и литературы. Она вдохновляет его на будущее и показывает горизонты проявления его милосердия.

Как решить проблему

Когда мы разобрались в причинах и понимаем бессознательные механизмы, которые руководят детским коллективом – решение находится легко. Не насильно, а через принцип наслаждения.

Многие учителя находят решение и подходы к такому вождю в силу своих природных свойств. Когда у учителя есть кожно-зрительная связка векторов – настройка с таким вот природным вождем происходит естественным образом.

Конечно же, это зависит от учительницы. Когда она интеллигентная, обладает способностью к сопереживанию и эмпатии и одновременно организованная, она умеет разумно договариваться с учениками. К каждому ученику она найдет подход, каждому даст стимул. Тогда за ней пойдут дети.

Если нет таких свойств – происходят конфликты и непонимание, вплоть до противостояния. В таких случаях дисциплина со временем только ухудшается.

В долгосрочной перспективе бессознательное всегда сильнее сознательных установок.

Почему в одном коллективе урок проходит организованно, а в другом нет? Просто потому, что в других классах место вождя занимают лидеры с кожным вектором, которые очень хорошо воспринимают запреты и ограничения. Дисциплина, запреты и ограничения их развивают. А вот истинного вождя нельзя ограничивать, он все равно выскочит за флажки.

Сверяем настройки нашего оркестра

Итак, проблема дисциплины решаема. Более того, есть действенные практические инструменты от системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Проверено на практике – работает безупречно, не причиняет вреда другим детям, а самому участнику педагогического воздействия доставляет радость и наслаждение, поскольку мягко направляет его в русло реализации его природных желаний.

Множество учителей прошедшие тренинг нашли ответы на свои вопросы не только о дисциплине, но и смогли существенно улучшить методику преподавания.

Системно-векторная психология взята на вооружение уже многими учителями и психологами. Это практический инструмент в руках каждого педагога дает ответ на любой вопрос.

Пора уже окончательно разобраться в этом вопросе и начать получать огромное удовольствие от самого процесса передачи детям знаний, имея эту систему координат, где сразу же с математической точностью можно предсказать ответ и решение любой педагогической задачи.

Чтобы точнее разобраться в вопросе, как наладить дисциплину в классе без крика, записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Как улучшить дисциплину в классе?

Советы психолога

1.Контакт глазами: никаких слов - только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
4. Посылайте "секретный сигнал". Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: "тсс!" или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь."
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул "размышлений", который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. "Стул размышлений" должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с "заклинаниями" примерно такого содержания: " Я могу спокойно работать" "Я могу изменить свое поведение"
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

ЗНАЙТЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ВАС ПРИЕМЛЕМО, А КАКОЕ НЕТ

Аналогия с окном, которую предложил доктор Томас Гордон, автор книги "Тренировка эффективности учителя", поможет вам понять, какое поведение вы разрешаете и сколько шума и активности вы способны выдержать. Нарисуйте окно в своем классе. Степень открытости окна - это ваш уровень терпения. Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если сопровождается повышенным шумом. Можно ограничивать уровень шума, но не уровень активности. Вы же не хотите, чтобы ваши правила были настолько строгими, чтобы они не давали детям активно работать, или, наоборот, такими расплывчатыми, чтобы всякая осмысленная учеба прекращалась из-за полного отсутствия рамок и порядка.

Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если она сопровождается повышенным уровнем шума.

Чтобы определить уровень своего терпения, проведите следующий эксперимент. Начиная с полностью закрытого окна, запишите разновидности поведения, которые вы готовы допустить. А когда закончите, подведите черту, чтобы определить, где может открыться окно. Если оно почти закрыто, и вы мало позволяете своим ученикам, подумайте, что нужно быть терпимее и больше им разрешать. А если вы увидели, что окно слишком открыто, тогда подумайте о введении добавочных ограничений.

Нужно попробовать разные виды окон, пока вы не придете к удобному для вас уровню дисциплины в вашем классе. И помните, что приемлемое для вас, может быть неприемлемым для других учителей, и наоборот.

От вашего отношения к ученикам, главным образом, зависит, будут ли они исполнять установленные вами правила. Важно быть твердым и добрым, настойчивым и постоянным, держать свое слово и отделять поступок от человека.

Отделять поступок от человека (т.е. не смешивать оценку поступков и оценку личности, быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом) – одно из самых важных и порой трудных умений, необходимое во многих областях жизни.

Есть разница между твердостью, строгостью и жесткостью.

Между твердостью, строгостью и жесткостью есть разница. Строгие учителя часто бывают жесткими, негибкими. Они нечувствительны к потребностям учеников и часто говорят такие вещи, как: "Больше старайся", "Если бы ты только не был таким ленивым", "Все в классе это могут", "Добавь это к своему заданию на дом". У этих учителей тенденция к излишней критичности, поэтому ученики чувствуют, что, как бы они себя ни вели, все равно учителю это не понравится. Поэтому они не хотят даже пытаться делать то, что он говорит. И более того, ученик может воспринять подобные реплики, как синонимы выражений: "Ты ничтожество", "Ты плохой человек". Постепенно это может привести его к депрессии и некомпетентности не только в классе, но и вообще в жизни.

А твердые учителя уверены в своей способности обучать. Они не отступают от того, что думают, не меняют своего отношения к поведению, постоянны в своих требованиях к ученикам, в том, что допускают и что не хотят терпеть. (Следует помнить, что эти установки отличаются у разных учителей.) Они стремятся быть гибкими, но в пределах установленных ими рамок, основанных на принципах взаимного уважения.

БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫМИ

Не будьте в один день мягким, а в другой - жестким. Ученики чувствуют себя смущенными и неуверенными, если не знают, как себя поведет их учитель в любой момент и в любой ситуации. Представьте себе их замешательство, если иногда учитель позволяет им вести себя, как угодно, а потом вдруг становится авторитарным и ругает их за то же самое поведение. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.

Ученикам необходимо постоянство, чтобы осознать существование порядка в окружающем мире.

Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет "нет", прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря "нет!", иметь в виду "нет!" и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка... Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

Независимо от того, насколько хорошие правила вы установили, все равно найдутся ученики, которые будут постоянно испытывать границы дозволенного. Чтобы развить систему дисциплины, которая позволит вам изменить поведение ученика, вы должны, прежде всего, понять, почему ученик неправильно себя ведет. Согласно Рудольфу Дрейкурсу, всякое неправильное поведение имеет свою причину. Может быть, ученики ищут внимания, стремятся к власти, хотят отомстить или чувствуют себя неадекватными. Каждая из этих целей вызывает у вас ответные чувства, и хотя, может быть, трудно понять точную причину неправильного поведения ученика, Дрейкурс говорит, что ваша реакция даст вам понимание его цели.

Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

    Привлечение внимания : Ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель - ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Если вы расстроены его поведением, вероятно, его целью было привлечь внимание . Вы можете помочь в таком случае, если обратите внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймайте момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалите его. Но старайтесь не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

    Стремление к власти : Ученица, которая не получает необходимого ей внимания, чувствует, что не контролирует свое окружение и поэтому пытается добиться этого контроля, став авторитетной фигурой. Если вы сердитесь , вероятно, ученица ведет себя так, чтобы добиться власти .

    Мщение: Ученица, которая чувствует себя бессильной, приходит к выводу, что единственный способ реагировать на ту боль, которую она испытывает, это мстить и причинять боль другим. Если неправильное поведение ученика вызвано желанием мстить, вы, вероятно, почувствуете сильную боль и захотите ответить ей тем же. Чтобы помочь этой ученице, вам нужно отодвинуть свои чувства в сторону, оставаться спокойным и постараться создать с ней более позитивные отношения. Попросите для этого совета и помощи у других профессионалов. Если вы себя чувствуете глубоко оскорбленным и хотите ответить тем же , вероятно, ученица хочет мстить .

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.

    Чувство неадекватности : Если ученик чувствует себя совсем нелюбимым и бессильным, он обращает мщение против самого себя. Он впадает в депрессию и отказывается от самого себя и от других. Имея дело с таким учеником, вы сами можете почувствовать отчаяние, но никогда от него не отказывайтесь. Оставьте всякую критику и сосредоточьтесь только на позитивных и сильных сторонах его личности, на его хороших поступках и проявлениях. Вам потребуется поддержка других специалистов, чтобы помочь ему преодолеть это поведение.

Следующие соображения могут помочь вам верно воспринять неправильное поведение ученика.

Помните, всякое неправильное поведение исходит из недостатка поощрения. Ребенок теряет надежду на то, что активное, конструктивное поведение принесет ему успех. Он не начинает неправильно себя вести, пока не чувствует реальную угрозу своему статусу. Мы можем понять причины его поведения, только исследуя его намерения. Когда мы обнаруживаем цель, мы можем начать понимать ребенка.

Отступив от ситуации, вы можете объективнее судить о поведении ученика и вашей реакции на него.

Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей.

Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. "Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается". Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение:

    постоянные неудачи в учебе и в школе

    реакция на одноклассников

    неспособность учиться

    ожидания родителей (неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям)

    отношение с братьями и сестрами

    столкновение стилей учителя и ученика

    разлука/развод

    смерть в семье

    проблемы, связанные со здоровьем

    постоянное напряжение у родителей (например, потеря работы)

    изменение окружения

ОТВЕТ НА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ

ИЗБЕГАЙТЕ СИЛОВЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ!

Многие дисциплинарные проблемы возникают в результате силовых столкновений между учителем и учеником. Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что получил "несправедливое" наказание, он вступает в конфронтацию с учителем, отстаивая свою позицию. Прежде чем ставить себя в ситуацию, чреватую таким столкновением, хорошо сделать одно из следующих заявлений:

    Не сейчас. "Ты можешь выйти из комнаты, когда урок закончится".

    Дай мне минутку, пожалуйста. "Я сейчас очень занят и не могу решить, как мне нужно тебе ответить. Подойди ко мне через несколько минут, я об этом подумаю". (Если ученик настаивает, скажите: "Если ты настаиваешь на немедленном ответе, тогда "нет". Но если ты дашь мне немного времени подумать, то, может быть, это не будет "нет".)

    Убеди меня: "Скажи мне все причины, по которым я должен разрешить тебе сделать так, как ты хочешь". Имея дело со старшим учеником, можно предложить ему написать вам письмо и в нем все это изложить. Но следует предупредить ученика, что после подачи письма, никакие дополнительные причины приниматься уже не будут.

    Нет! До того, как вы сказали окончательное "нет", вы должны решить, что надоедливость ученика не изменит вашего слова. Но если вы сказали "нет", вы уже должны стоять до конца, потому что у вас было время это обдумать.

Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что был наказан "несправедливо", он будет противостоять учителю и упорно защищать свою позицию.

Очень важно не вступать в силовые конфликты. Если вы отвечаете вашим ученикам с позиции силы, вы создаете у них впечатление ценности силы и увеличиваете их желание пользоваться ею, чтобы добиться преимущества. Хазон Иш учит нас, что мы должны сдерживаться и не показывать гнев ребенку, иначе ребенок не будет у нас учиться тому, что правильно и что нет, а вместо этого даст управлять собой гневу.

Полный текст на сайте

/library/learn-n-teach/teaching-up/art-of-teaching-rubinof/art-of-teaching-rubinof_37.html?hc=1

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками? Нюансы, особенности, советы

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.
Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.
  1. В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.
  2. Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.
  3. Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.
  4. Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
  5. Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.
  6. Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:
    • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;
    • создавайте специально для уроков презентации;
    • выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
    • проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
    • используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.
  7. Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.
  8. Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.
  9. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе
  10. Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.
Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Советы молодым учителям. Как установить дисциплину на уроках. Все меньше и меньше приходят молодые коллеги в школу. А если и приходят, долго не задерживаются. Причина - трудности из-за большого объема работы, документация, воспитательный процесс и т.д. Но первая причина любого педагогического провала - неумение справляться с плохим поведением учеников. Большинству типов поведения дети учатся незаметно, наблюдая за поведением авторитетного человека и перенимая его. Это верно для всего общества в целом. Часто ученики перенимают поведение своего учителя. У вежливых учителей ученики тоже вежливы. Учителя, которые спокойно справляются со сложными ситуациями, скорее всего воспитают учеников, также способных на это. Директор нашей школы говорил, что со временем школьники становятся похожими на своих классных руководителей. Учителя, даже не чувствуя этого, становятся примером поведения для учеников. Соответствие между образом поведения, ожидаемым от учащихся, и поведением самих учителей является мощным средством предупредительного планирования и одним из важнейших методов, которыми следует пользоваться хорошим учителям. Когда требования, предъявляемые к школьникам, расходятся с поведением тех, кто с ними работает, то это нередко становится причиной плохого поведения учеников. Таким образом, причиной проблемы в этом случае является сам учитель. Хорошие учителя умеют налаживать дисциплину всего класса. Вот некоторые способы поддержания дисциплины: . Планируйте вашу работу и следуйте разработанному плану. Готовьтесь к урокам заранее, так, чтобы ученики были достаточно загружены в течение всего времени занятий. Пусть у вас всегда будут альтернативные планы и материалы. . Держать класс постоянно начеку. Учеников вызывают не по порядку, а в разбивку. Когда они знают, что их могут вызвать, они более внимательны. . Отчетность. Вовлеченность учеников в работу класса проверяется вопросами, чтением вслух, проверкой правильности ответов. . Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. Учитель должен подстегивать интерес школьников, их увлеченность и желание участвовать в работе на уроке. . Не раздражайте учащихся. Причиной раздражения является незнание того, что от них ожидают, не справедливое обращение с учениками, непоследовательные действия учителя, невозможность высказать свое мнение. .. Контролируйте свой гнев. Если вы чувствуете, что у вас возникает раздражение, всеми силами старайтесь не дать вашим чувствам выйти из под контроля и постарайтесь расслабиться, пусть руки будут ненапряженными, жесты - медленными, голос - тихим. . Задержите реакцию. Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес учителю. . Переведи реакцию. Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы. . Постоянная близость. Во время урока учитель ходит по классу. Можно, например, продолжить объяснение, идя по направлению к ученику, который, как Вы заметили, собирается нарушить дисциплину. . Общение взглядом. Просто посмотреть ученику в глаза, как бы говоря: «Я все видел!» Иногда этого бывает достаточно, чтобы переключить его поведение. . Косвенное обращение. Учитель хвалит ученика за правильное поведение, которое ожидается от того, кто неправильно себя ведет. Например, Айдос подает реплики с места, а учитель говорит: « Молодец, Миша, что поднимаешь руку!» . Пауза. Учитель замолкает и ждет, пока ученик не перестает нарушать дисциплину. . Управление голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, чтобы уменьшить уровень шума в классе. Напротив, повышенный энтузиазм учителя может расшевелить учеников, повысить их интерес. . Переключение внимания. Когда ученик начинает шалить, учитель задает ему вопрос по учебному материалу. . Соблюдать дистанцию в отношениях. Ученикам нужен учитель, а не партнер по игре. Будьте всегда общительны, но не забывайте, что фамильярность воспитывает неуважение. Вы можете вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда. . Напоминание о правилах. Простое напоминание о правилах положительно влияет на поведение. Например: во время самостоятельной работы вести себя тихо. Следует отметить, что ни один из этих моментов не является панацеей; важно, чтобы учитель был решителен. В определенный учитель должен дать твердо понять ученикам, что он совершенно серьезен: всему есть предел. Для этого необходимы решительность, ясный и твердый тон. Ведите себя так, чтобы было видно, что вы - руководитель. Проявляйте решительность. Будьте хозяином ситуации. Умейте направлять. Вы учитель, и ученики ждут, чтобы ими руководили. Они быстро распознают нерешительность. Отсутствие хорошей подготовки и четких распоряжений является стимулом к плохому поведению. Чем хуже ведет себя ученик, тем лучше должен вести себя учитель пред ним и по отношению к нему. К каждому ребенку можно найти ключик, но для этого нужно просто очень любить всех детей.

Для чего нужна дисциплина на уроке? Ответ очевиден: без выполнения правил корректного поведения учителю невозможно будет добиться усвоения программы и достичь профессионального успеха. Неудачные шутки, делающие из класса цирковую арену, непонятные выкрики с места, срывы уроков из-за постоянных разговоров и хамского поведения школьников, игнорирование домашних заданий сводят на нет попытки педагога создать комфортную и безопасную атмосферу в аудитории. А ведь без этого невозможно сделать образовательный процесс качественным и информативным. Предлагаем вам ознакомиться с основными методами поддержания дисциплины на уроке, благодаря которым на вашем занятии будет царить спокойствие и тишина, а все школьники будут заинтересованы в изучении предмета.

Основные методы поддержания дисциплины на уроке

У каждого ученика должно быть определённое задание

Постоянная занятость каждого ученика делом. Каждый опытный учитель знает, что лучшим способом «владеть ситуаций» на занятии является вовлечение школьников в работу. На уроке каждый ученик должен иметь определённое задание . Если один школьник вышел решать пример к доске, остальные обязательно должны делать это в тетради. Если же кто-то быстро выполнил задание, у педагога всегда должна быть в запасе дополнительная работа. Таким образом, в процессе занятия учитель должен следить за каждым учащимся и умело распределять своё внимание.

Гибкий темп урока

Учитель должен осознавать, что ритм жизни его и школьников отличается. Это позволит педагогу вести урок таким образом, чтобы весь класс двигался вперёд без остановок в определённом, размеренном темпе. Как известно, более «сильные» классы всегда отличаются энергичностью и шумливостью. Работая с такими учениками, учитель должен максимально стараться избегать любых остановок, поскольку в противном случае это грозит потерей интереса школьников к теме урока. Не стоит затягивать время при переходе к следующему заданию – урок должен проходить «на одном дыхании».

В начале урока расскажите ученикам об основных правилах и процедурах

Обозначение основных процедур и правил . Установка главных правил и процедур является достаточно важной частью работы. В противном случае преподаватель будет вынужден отвечать на вопросы типа: «Что мне сделать, чтобы исправить оценку?», «Когда сдавать домашнее задание?», «Я решил пример, что делать дальше?» и так далее. Учитель должен понимать, что ситуация неопределённости «теряет» учеников, поэтому они начинают самоутверждаться, а это, в свою очередь, можно интерпретировать как нарушение дисциплины. Поэтому очень важно при знакомстве со школьниками сразу же дать ответы на самые распространённые вопросы и сообщить о главных правилах и процедурах.

Организация группы и мотивирование обучения . Любому педагогу необходимо выработать у учеников позитивное отношение к процессу обучения, а также повысить их самоуважение в познавательной деятельности. Учитель должен думать о содержании занятия, интересах школьников и хорошо понимать, насколько близки эти категории.

Слабым ученикам стоит давать индивидуальные задания и не оставлять их без дела

Создание комфортных условий для повышения качества урока. Педагог должен выбрать такие методы обучения, чтобы ученик мог максимально быстро изучить материал. Если в группе есть слабые школьники, следует изучить каждый аспект по отдельности и подготовить для них специальные, менее трудные задания. Это позволит вовлечь их в процесс обучения, поскольку в противном случае они будут нарушать дисциплину, постоянно разговаривая и смеясь.

Таким образом, умение поддерживать дисциплину на уроке является одним из самых важных организационных навыков любого учителя. Многие специалисты утверждают, что практически все проблемы, связанные с поведением на занятии, возникают из-за того, что школьники не знают и не следуют правилам, поэтому очень важно в самом начале занятия установить основные процедуры и принципы проведения урока и рассказать о них ученикам.