Прочитать от доски к доске. Значение слова «рожон Идти против природы - это тоже природное свойство

Идти против рожна

Пск. Сопротивляться, противостоять какой-л. большой силе. СПП 2001, 65.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Идти против рожна" в других словарях:

    - (невозможно) Ср. Я то сочувствую, да вот... Нельзя против рожна прати... Салтыков. Мелочи жизни. 2, 1, 2. Ср. Я сказал себе: никогда не прать против рожна, потому, во первых, что самое слово рожон, в сущности, не имеет смысла, а во вторых… …

    Идти противъ теченія не должно (иноск.) противиться общему порядку. Ср. Плыть по теченію. Ср. Недостатокъ оригинальности вездѣ, во всемъ мірѣ, споконъ вѣка, считался всегда первымъ качествомъ и лучшею рекомендаціей человѣка дѣльнаго, дѣлового и… …

    Противъ рожна прати (не возможно). Ср. Я то сочувствую, да вотъ... Нельзя «противъ рожна прати»... Салтыковъ. Мелочи жизни. 2, 1, 2. Ср. Я сказалъ себѣ: никогда не прать противъ рожна, потому, во первыхъ, что самое слово «рожонъ», въ сущности, не … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Не должно (иноск.) противиться общему порядку Ср. Плыть по течению. Ср. Недостаток оригинальности везде, во всем мире, спокон века считался всегда первым качеством и лучшею рекомендацией человека дельного, делового и практического... и только… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Прать против рожна - Устар. Действовать, идти против силы, обрекая себя на неудачу, провал. [Кривосудов:] Ведь трудно, милый мой, нам прать против рожна! (В. Капнист. Ябеда). Сам не воюю, никого не беспокою и себе никакого беспокойства не вижу. Укатали сивку крутые… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Поговорка, имеющая значение: трудно бороться с сильными, с судьбой. Произошла от обыкновенного в древности способа погонять быков острым колом – рожном. Древнейшие литературные источники этой поговорки – трагедии Эсхила (525 456 гг. до н.э.)… … Словарь крылатых слов и выражений

    Трудно противу рожна прати - крыл. сл. Поговорка, имеющая значение: трудно бороться с сильными, с судьбой. Произошла от обыкновенного в древности способа погонять быков острым колом рожном. Древнейшие литературные источники этой поговорки трагедии Эсхила (525 456 гг. до н. э … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Вострого рожна! Влад. Пожелание неудачи, чего л. дурного кому л. СРНГ 5, 150. Идти против рожна. Пск. Сопротивляться, противостоять какой л. большой силе. СПП 2001, 65. Какого рожна? Прост. Груб. 1. Чего ещё (нужно, не хватает)? 2. Зачем, почему? … Большой словарь русских поговорок

    Рожен - рогатина; кол, заостренный с одного конца и утвержденный в землю другим; железный рог; остроконечное орудие. Трудно идти против рожна идти против силы, против Бога … Краткий церковнославянский словарь

    Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Против рожна переть (идти)

Рожон - острый кол. Выражение имеет библейское происхождение. В Деяниях апостолов рассказывается, что Савл, который был гонителем христиан, услышал голос с неба: "Савлеи Почему ты гонишь меня?». Он сказал: "Кто ты. Господи?». На что Господь ответил: "Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна", то есть противостоять значительно более мощной силе - Богу. Со временем фразеологизм "против рожна переть" приобрел позитивно-оценочного значения: быть отважным, выступать против большой силы.

Проходить красной нитью (лентой)

Это выражение пришло в речи многих народов от английских моряков. С 1776 на фабриках в канаты английского военного флота по всей длине вплетали красную нить, чтобы предотвратить кражу. Какой бы кусок каната отрезали воры, сразу видно, что он флотский.

Сейчас красной нитью называют сквозную мысль, намерение, которое проходит через все выступление оратора, статью, литературный или кинематографический произведение.

Прочитать от доски к доске

Этот фразеологизм связан с книгой. В древности книги писали от руки на пергаменте (специально вычищенной коже козлят, ягнят и телят). Они были значительные по объему и имели большой вес и ценность. Для удобства пергаментную слиток вкладывали в оправу из двух досок, обтянутых кожей. Часто такая оправа была украшена драгоценностями (особенно церковные книги) и застегивалась на замок-застежку. Прочитать всю книгу от начала до конца, ничего не пропуская, значит прочитать от корки до корки, от А до Я.

Птичье молоко

Древние греки считали, что на острове Самое есть все, чего душа пожелает. Чтобы подчеркнуть его богатстве, к длинного списка животных и растений, блюд и напитков добавляли птичье молоко, которого в принципе не существовало.

В шутливом плане выражение означает что-нибудь изысканное, самое желанное. Когда говорят: разве что птичьего молока нет, - имеется в виду значительный достаток, роскошь или огромное разнообразие.

Пуп земли

В широком смысле пуп - центр, основа всего. Фольклорные произведения, основанные на Талмуде (сборнике догматических религиозно-эстетических и правовых законоположений иудаизма) утверждают, что в центре земли, то есть мира, лежит Палестина. В ее центре стоит город Иерусалим, в центре него - храм, в центре храма - алтарь (святая святых), а в центре алтаря - камень перед ковчегом завета, на котором высечена заповеди, данные Богом Моисею. Именно с этого камня, брошенного Богом в море, началось сотворение мира. Существует и другая версия: Бог закрыл этим камнем отверстие бездны, водного хаоса.

Фразеологизм «пуп земли» часто употребляют в ироническом смысле для характеристики человека, без оснований претендует на главную роль в чем-то, считает, что все окружающие должны сосредоточить внимание именно на ней.

Пускать на ветер

Согласно народному поверью, ветер имеет душу и большую силу. Чтобы его задобрить, чтобы не был разрушительным, люди "подкармливали" ветер, то есть приносили жертвы: хлеб, мясо, остатки праздничных блюд, крупы, муку и т. Все это бросали навстречу ветру в надежде, что тот не навредит.

Фразеологический оборот "пускать на ветер" сейчас означает еще и не беречь, а не приумножать, не смотреть должным образом, а "пускать слова на ветер" - зря говорить, обещать нереально, недополучать слова.

Узы Гименея

Гименей - сын античных богов Диониса и Афродиты, покровитель брака и брака. По одному из мифов, он певец и музыкант, внезапно умер на свадьбе Диониса (вариант: потерял голос). Его именем назван торжественную свадебную песню в честь молодых. Согласно преданию, Гименея воскресили.

Его изображали в виде красивого юноши с зажженным факелом и гирляндой цветов; по убеждению древних людей, слабое пламя факела во время свадьбы - несчастная примета для молодых супругов. Поскольку путы - это цепь, которой связывали людей или животных, брачные связи стали называть узами Гименея.

Выражение "узы Гименея" означает "супружеские связи". Пятая колонна

Фразеологизм принадлежит генералу испанской армии Е. Мола. Осенью 1936 во время наступления франкистов на Мадрид он обратился по радио к населению столицы, заявив, что, кроме четырех испанских армейских колонн, еще пятая колонна, которая осуществляет в городе подрывную шпионскую работу. С тех пор пятой колонной называют шпионов, диверсантов, людей, которые занимаются подрывной, антигосударственной деятельностью в стране.

Рожон

рожо н , рожна, муж. (обл. устар. ). Острый кол, укрепленный в наклонном положении.

Лезть (итти) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности. Ни рожна (прост. вульг. ). - ничего. Ни рожна не дам тебе. Какого рожна (надо, не достает)? (прост. вульг. ) - что еще нужно? «Какого еще им рожна надобно?» А.Тургенев . «Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать.» Г.Успенский . Против рожна (итти, переть; прост. «Я сказал себе: никогда не прать против рожна.» Салтыков-Щедрин . Против рожна не попрешь. На какой (или кой) рожон (прост. вульг. ) - зачем, на что? На какой рожон ты звал меня с собой?

Фразеологический словарь русского языка

Рожон

Какого рожна ? прост. - почему?

Какого рожна (надо, не хватает, просит и т. п.)? прост. - что еще?

Лезть (или переть и т. п.) на рожон, против рожна переть прост. - предпринимать что-либо заведомо рискованное, обреченное на неудачу

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Рожон

(Деян 9:5) - длинная заостренная палка, которою погоняют волов. Смысл выражения - «трудно идти против рожна» было пословицею, получившей свое начало из того, что отставшие от стада волы часто натыкаются на рожон, т. е. подгоняются острием конца палки и, получая от того чувствительную боль, ускоряют ход за стадом. Вследствие этого пословица означает глупость и безумие людей, сопротивляющихся повелению власти или увещанию своей совести. Большинство языческих писателей приводят эту пословицу в дружеских кружках, чтобы показать нелепость подобного сопротивления.

Фразеологический словарь (Волкова)

Рожон

Лезть (идти ) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности.

Хватит лезть на рожон!

Ни рожна (простореч. вульг. ) - ничего.

Ни рожна не дам тебе .

Какого рожна (надо, не достает )? (простореч. вульг. ) - что еще нужно?

Какого еще им рожна надобно? Тургенев.

Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать .. Успенский.

Против рожна (идти, переть; простореч. ) - действовать с негодными средствами против силы, когда все действия заведомо обречены на неудачу.

Я сказал себе: никогда не прать против рожна . Салтыков-Щедрин.

Против рожна не попрешь .

На какой (или кой ) рожон (простореч. вульг. ) - зачем, на что?

На какой рожон ты звал меня с собой?

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Рожон

, жна , м.

Заостренный шест, кол; вертел.

* Татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом. // Гоголь. Тарас Бульба //.; [Дикой :] Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости, Господи, обороняться . // Островский. Гроза // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Рожон

рож’он (Суд.3:31 ; 1Цар.13:21 ; Деян.9:5 ; Деян.26:14 ) - заостренный шест (·возм. , с металлическим наконечником), которым погоняют быков, волов.

Словарь Ожегова

РОЖО Н, жна, м. (стар.). То же, что (в 1 знач.). С рожном идти на когон. (вооружившись колом).

Библейские этимологические заметки

«Трудно тебе идти против рожна», или о стимулах греха

Читая в книге Деяний о том, как Господь явился Павлу (тогда еще Савлу) на пути в Дамаск, мы встречаем интересное выражение: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26:14). На память приходит устойчивая фраза «лезть на рожон», «против рожна не попрёшь», «против рожна переть». Именно на последний вариант очень похоже звучит этот стих на церковно-славянском: «Жестоко ти есть противу рожна прати». Источник этой крылатой фразы в современном русском языке – именно Библия. Зная ее общий смысл (в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности) мы легко понимаем и то, что хотел сказать Господь Павлу. Павел в пылу своей религиозной ревности зашел очень далеко, но против самого Господа не сможет идти.
Фразеологизм, несомненно, содержит метафорический образ. Если вклад его отдельных слов не совсем ясен, то его можно считать идиомой. Само слово «рожон» (в наше время уже устаревшее) означает заостренный кол или шест, который использовался в охоте (зверь на него напарывался) или скотоводстве (им подгоняли в нужную сторону стадо). Именно поэтому, нет большой разницы, сказать, что кто-то идет «на рожон» или «против рожна» (в греческом оригинале, например, используется предлог «προς» - «по направлению к чему-то»). В русском языке синонимами (не менее редкими) являются слова «стрекало», «бодец». В церковно-славянском переводе Библии используется слово еще «остен» (Осия 5:12, Сир. 38:25). Получается, что Господь образно сослался на Свою карающую силу, которая может остаться единственным средством остановить неумеренного Савла в его дальнейшем уклонении от воли Бога. В определенном смысле эта фраза продолжает раскрывать Бога как Пастыря, который подробно описывается в 10 главе Евангелия от Иоанна. Если овцы слышат голос Пастыря, то идут за ним. В откровении Савлу описывается другая сторона этого пути. Душа, уклоняющаяся от Создателя неминуемо получает раны и в конце концов может погибнуть.
Кстати, в латинском переводе эта самая заостренная палка, которой погоняют, называется «stimulus». Отсюда во многие языки заимствуется слово «стимул», которое, в противоположность исконному значению, уже относится скорее к поощрению как положительному способу заставить кого-то что-то сделать. Здесь может создаться впечатление, что применительно к Богу «рожон» - это такой карающий инструмент. Неприятная, запугивающая часть метода «кнута и пряника», словно бич у Пастыря, как бы жестоко это ни звучало. Здесь два качества Бога, которые трудно поддаются логическому объяснению – любящее всепрощение и справедливое наказание. Таким образом, это место можно понимать как предостережение от Бога, что все усилия Павла в направлении гонений на христиан напрасны. Казалось бы, здесь Бог говорит, что «рожон» как бы обозначает Его волю. Но ведь как раз Бог гневающийся и есть – образное выражение. Сам Бог не причиняет вреда своим творениям. Уклонение от Его воли оборачивается страданием и кажется наказанием. Причина страдания – сам человек, хотя воздействие происходит через внешние обстоятельства.
«Трудно тебе идти против рожна» можно понимать не только как констатацию факта или предостережение (гонения на христиан не достигают своей цели), но и как пророческое повеление. Обстоятельства (рожон) подталкивают ярого фарисея к греху, и сопротивляться трудно, но нужно, что Павел впоследствии и делал своей апологией христианства.
Если мы посмотрим на греческий оригинал слова «рожон» («κεντρоν») и на все остальные места, где оно встречается в тексте Священного Писания, то мы обнаружим, что иногда оно переводится словом «жало». Причем это жало смерти, которое будет побеждено. Сначала об этом говорит пророк Осия (13:14). Осию цитирует Павел, когда говорит о разнице между телами после победы над смертью: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех» (1 Кор. 15:54-56). Получается, что это же слово «рожон-жало» оказывается орудием смерти – грехом. Наша собственная страстная греховность оказывается той палочкой-погонялочкой, которая подталкивает человека, как заблудшую овцу, к печальному итогу – смерти. Хотя внешне причину своих страданий человек сваливает на других или на наказывающего Бога.

В чьих руках непосредственно находятся эти «стимулы» греховного пути, указывается в Откровении, где слово «κεντρоν» употребляется как жало у саранчи, появившейся после пятой трубы (Откр. 9:1-12). По толкованию Андрея Кессарийского речь идет о слугах сатаны - источниках страстей – бесах, которые через жала страстных греховностей (действуя пять месяцев – через пять чувств) смогут жестоко манипулировать людьми, попавшими в зависимость от них; так что люди будут понимать конечный итог своих действий, но выйти из-под жал своими силами не смогут; будут искать спасения от своих зависимостей и мучиться от невозможности это остановить. «Уподобленные же скорпионовым хвосты их указывают на следствия грехов, порождающих душевную смерть».

Наконец, есть в этой фразе из книги Деяний еще одно интересное слово, навевающее сегодня определенные ассоциации. Против рожна идти «тяжело», «жестоко». По-гречески «σκληρος», от которого происходит название болезни «склероз». Не будем забывать про зов Пастыря и про скорпионов, стимулирующих страсти.

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 8, ст. 40; глава 9, ст. 1&ndash19.

8:40. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

9:1. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику

9:2. и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

9:3. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

9:5. Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

9:6. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

9:7. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

9:8. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9:9. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

9:10. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

9:11. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

9:12. и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

9:13. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

9:14. и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

9:15. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

9:16. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

9:17. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

9:18. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

9:19. и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

(Деян. 8, 40 - 9, 19)

Дорогие братья и сестры, мы подошли к 9-й главе книги Деяний святых апостолов. Это прекрасная глава, потому что в ней рассказывается о том, как был обращен ко Христу великий апостол Павел.

До 9-й главы действие книги происходит в основном в Иерусалиме, немного в Самарии. Основными действующими лицами были апостолы из числа двенадцати, в основном речь шла о Петре и Иоанне. Петр является самым дерзновенным из апостолов, больше всех проповедует (по крайней мере, его речи зафиксированы в книге Деяний). Также говорится о семи избранных диаконах. Когда идет речь об избиении камнями первомученика Стефана, то впервые упоминается человек по имени Савл, это греческая транслитерация еврейского имени Шауль или Саул (мы помним, что в Ветхом Завете был великий царь Саул), а римский вариант этого имени - Павел. В книге Деяний он называется пока еврейским именем. Видимо, апостол Лука хотел сохранить символику: пока Савл был гонителем христиан, он называется еврейским именем, как ревностный последователь своих отеческих преданий (сам Павел называет себя так в Послании к Галатам), а когда Савл становится миссионером, проповедником Евангелия, в книге Деяний его называют уже Павлом.

9-я глава рассказывает нам о том, что этот ревнитель фарисейских, отеческих преданий гнал христиан, помогал фарисеям и первосвященникам «задавить на корню» распространявшееся христианство. Действительно, он был очень ревностным человеком: даже пошел в Дамаск, чтобы там найти христиан, привести их в Иерусалим и наказать.

1. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику

2. и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению (то есть христианскому), и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

Дальше идет ключевой момент в судьбе апостола Павла и, на самом деле, в судьбе всего христианства. Ведь Павел - это человек, который вывел христианство за пределы Иудеи, так как Самария была все же близлежащей территорией, а случай с ефиопским евнухом единичный. В том, что христианство распространилось по всей Римской империи, невероятная заслуга Павла. Конечно, все творилось силой Духа Святого, но Павел был избранным сосудом .

3. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

5. Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Наверное, это самый трепетный и умилительный момент - Иисус Христос явился Савлу. Причем когда апостол Павел писал об этом явлении в своих посланиях, он говорил, что ему явился живой Иисус Христос, воскресший в Своем духовном теле (времени после Вознесения прошло достаточно). Именно тогда Иисус открыл ему, что такое христианство, радостная весть и водимость Духом Святым. Поэтому апостол Павел считал, что он не меньший апостол, чем остальные, ведь он реально встречался с живым Христом.

Иисус обращается: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Павел, тогда еще Савл, ослеплен, поскольку Воскресший Господь - это Свет. Он говорит: кто Ты, Господи? И Господь Иисус Христос ему отвечает: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна . Очень интересные слова. Рожон - это острая палка, которая использовалась в сельском хозяйстве для управления животными, работавшими на пашне. Она устанавливалась определенным образом, и если животные шли против этого рожна, они натыкались на него телом и это причиняло им боль. Из-за боязни напороться на эту острую палку животное шло в нужном направлении. Даже у нас в быту есть выражение: «Что ты лезешь на рожон?». Зачем лезть на эту острую палку, когда проще и правильнее идти в ту сторону, где нет рожна? Здесь то же самое: Трудно тебе идти против рожна . Павел искренне искал Бога Живого, думал, что служит Истине, а на самом деле в своем рвении шел против рожна, напарывался на эту острую палку, не находя Истины. Поэтому Господь ему говорит: «Не туда ты идешь! Повернись, куда Я тебе укажу, и ты найдешь истину, не будешь идти против рожна и терзать свое тело».

Истинный путь - это путь сердца, он открывается перед человеком, когда раскрываются его духовные очи, и становится понятно, куда ему идти. Да, путь Павла впоследствии будет связан со страданиями, скорбями, искушениями, со смертью, это путь тернистый, но это путь сердца, встав на который, человек уже не может идти другим путем, поскольку там уже нет выбора. Дух Святой позвал человека, и он идет уже не против рожна, а туда, куда надо, даже если это связано со скорбями.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов