Не знаю чего хочу от жизни. Что не нравится? Хочу то, что не знаю чего

Чтобы лучше понять происхождение неврозов в понимании Адлера, рассмотрим коротко
следующий клинический случай.
«Гвен, 18-летняя студентка, закончившая первый курс математического факультета, пришла в
консультативный центр своего колледжа с жалобами на тревожность, физические признаки
стресса (чувство мышечного напряжения в плечах и в области шеи перед экзаменами), на
повторяющиеся состояния подавленности, а также сильную неудовлетворенность своей
академической успеваемостью. Она не могла назвать причин тревоги и чувствовала, что ее
физическое напряжение выше нормального. Когда ее оценки снизились со средних до ниже
средних, Гвен почувствовала сильную неудовлетворенность и едва не обезумела от отчаяния; она
чувствовала, что может совсем скатиться вниз, особенно по математике. По мере того, как
продолжалось консультирование, выяснилось, что Гвен всегда испытывала большие трудности в
отношениях с друзьями и сверстниками. Она выглядела высокомерной, держалась от других в
стороне. Гвен считала, что окружающие ее люди поверхностны и ниже ее в интеллектуальном
отношении. Трудности во взаимоотношениях особенно угнетали ее во время семинаров, когда
студенты должны были заниматься вместе с руководителем, решая трудные задачи и
прорабатывая сложные места в лекционном материале и учебниках.
Гвен росла единственным ребенком в семье. Ее отец был преуспевающим врачом, а мать
уважаемым преподавателем математики в старших классах школы. Дома у Гвен было
материальное изобилие, родители выполняли любую ее прихоть; она даже имела свободный
доступ к кредитным карточкам родителей. Она училась в маленьких частных школах,
преподаватели уделяли ей много внимания, и в этих условиях она успевала блестяще.
Поступление в большой престижный университет вдали от дома внесло в ее жизнь драматические
перемены. Проблем, связанных с адаптацией, у нее было больше, чем у большинства студентов.
Трудности невротического характера появились у Гвен именно в этот период.»
Исходя из основных положений теории Адлера, можно сделать вывод о том, что уровень
активности, необходимый для решения актуальных проблем, у Гвен существенно снизился. Она
стремилась к эгоцентрической цели превзойти всех. И при том, что у нее снижен социальный
интерес, она хочет и в дальнейшем жить так, чтобы другие ее баловали и все ей прощали.
Результатом всего этого и явились невротические симптомы.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Чтобы лучше понять происхождение неврозов в понимании Адлера, рассмотрим коротко следующий..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Экология потребления.Психология: Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так...

Сознаете ли вы, что в своей крайней точке это состояние смертельно опасно?

Когда ребенок ощущает какую-то жизненно важную потребность (в еде, внимании, уходе, любви и т.п.), которую он не в силах удовлетворить самостоятельно, он зовет на помощь.

Младенец плачем привлекает внимание матери и, ожидая, что она придет и даст то, в чем он нуждается. Если мать не приходит (или делает не то), ребенок будет чувствовать, как потребность становится все острее и острее, и будет плакать и кричать сильнее: потребность сама никуда не исчезнет. Если проигнорировать его нужду в еде и уходе, ребенок просто не выживет.

Результаты неудовлетворения потребности в любви не так очевидны, потому, что убивают не сразу.

Потребность в любви – самая сильная потребность человека. И если к ребенку так никто и не придет, он, конечно, перестанет кричать и плакать, но не от того, что потребность чудным образом исчезла, а от истощения. Ребенок в бессилии и отчаянии, он очень страдает, и к нему приходит понимание, что эта его нужда не может быть удовлетворена никогда никем и никак.

Он начинает искать источник страдания , и находит: это его собственные желания , и чем больше он хочет, тем больше он будет страдать.

Так начинается путь «избавления от желаний».

Он учится забывать о своих чувствах и нуждах. Чтобы отвлечься от боли и неудовлетворенности, ребенок будет старательно учиться: это дети с ранними достижениями, ранними интеллектуальными успехами (уже в 2-3-4 года они начинают читать и считать). Ему свойственны самообвинения. Убежденность «я не такой», «я недостаточно хорош» подпитывается невозможностью направить матери свой гнев за то, что та, например, оставила в яслях и ушла. По сути, он направляет гнев, адресованный матери, на себя. «Она ушла не потому, что она плохая (мама не может быть плохой), она ушла, потому что я плох и не заслуживаю любви». Он очень рано научится оправдывать («понимать») других: «она ушла, потому, что ей надо зарабатывать деньги, и я не имею права требовать от нее быть со мной».

И тогда во взрослом возрасте мы имеем:

1. «Я не знаю, чего я хочу». «Я хочу, чтобы вы мне сказали, что я хочу». Неумение тратить на себя деньги и другие ресурсы. Вера в собственную недостойность лучших условий, лучшей одежды, лучшей работы. Много альтруизма, желания заботиться о других. (Человек неосознанно делает другим то, в чем нуждается сам).

2. «Я не знаю, что я чувствую». Разучился очень давно… Они нечувствительны настолько, что постоянно перерабатываются, переутомляются до истощения.

3. «Я не имею право просить, требовать, даже хотеть чего-то от других людей, особенно от тех, кто для меня ценен». («Я даже знаю, почему они мне это не дадут: у них свои дела и интересы, им не до меня»). «Я никому не нужен», «Меня никто не любит». (В это просто невозможно поверить).

4. Сильнейший страх быть отвергнутым, отсюда – одновременно – демонстрация независимости (как компенсаторное поведение) и самозабвенное прилипание к человеку. Так проявляется страх повторения раннего детского отвержения, «не-принятия», «не-любви».

5. «Я ни на кого не злюсь, я добрый». «Если что-то идет не так, это я сам виноват». Страх предъявлять негативные чувства. Самообвинения и масса негативных убеждений о самом себе. И под всем этим - страх чувств, страх злости, и много отчаяния; сильнейшая борьба между импульсами любви и ненависти.

Это описание характера депрессивного человека.

Его 2 основные проблемы:

1) хроническое неудовлетворение потребностей,

2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.

Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.

Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.

На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.

Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ...

Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то. Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Это – невротическая депрессия . Все можно предупредить, не доводить до такого результата.

Если вы узнали в описании себя, и хотите что-то изменить, вам необходимо срочно научиться двум вещам:

1. Выучить нижеследующий текст наизусть и повторять его все время, пока не научитесь пользоваться результатами этих новых верований:

  • Я имею право на потребности. Я есть, и я - есть я.
  • Я имею право нуждаться и удовлетворять потребности.
  • Я имею право просить об удовлетворении, право добиваться того, в чем нуждаюсь.
  • Я имею право жаждать любви и любить других.
  • Я имею право на достойную организацию жизни.
  • Я имею право выражать недовольство.
  • Я имею право на сожаление и сочувствие.
  • … по праву рождения.
  • Я могу получить отказ. Я могу быть один.
  • Я позабочусь о себе в любом случае.


Хочу обратить внимание моих читателей на то, что задача "выучить текст" не является самоцелью. Аутотренинг сам по себе не даст никаких устойчивых результатов. Каждую фразу важно прожить, прочувствовать, найти ей подтверждение в жизни. Важно, чтобы человек захотел поверить, что мир может быть устроен как-то иначе, а не только так, как он привык его себе воображать. Что от него самого, от его представлений о мире и о себе в этом мире, зависит то, как он проживет эту жизнь. А эти фразы - лишь повод для раздумий, размышлений и поисков собственных, новых "истин".

2. Научиться направлять агрессию на того, кому она адресована на самом деле.

…тогда появится возможность испытывать и выражать людям и теплые чувства. Осознать, что гнев не разрушителен, и может предъявляться.

Как заметить ранние признаки депрессивности у других

Если вы думаете, что человек с депрессивным характером выглядит грустным, или ноет и жалуется все время, то это отнюдь не так. Часто (особенно в молодом возрасте) это очень милый, отзывчивый, общительный и обаятельный человек. Он редко обижается, он всем доволен. Он без труда найдет, как оправдать неблаговидные поступки других людей.

Истинный критерий прост: если он близок к вам, вы никогда не услышите от него прямых требований любви и внимания, требования остаться, если вы уходите, требования изменить ваши планы, если вы хотите что-то не то, чего он ожидал. От ваших искренних признаний в любви он будет либо сбегать (обесценивать, не замечать, игнорировать, хитро отклонять), либо плакать, если сбежать не получится. Потому, что это очень больно – понимать, как сильно ему нужна любовь, которой так долго нет. Как давно мир «должен» ему любовь… опубликовано

Счастливый человек отличается наличием здорового аппетита к жизни. Его радует сам процесс. Если посмотреть внимательнее, то будет несложно увидеть рецепт, который объединяет всех таких людей: 1) они умеют точно определять, чего хотят и 2) они получают это. Как же понять, чего я на самом деле хочу?

Помню тот день, около года назад, когда я вдруг ясно осознала, что трансформация, к которой я так долго стремилась, вошла в мою жизнь. Несмотря на то что еще было много нерешенных задач и вопросов, были сомнения, страхи и прочие спутники любых перемен – но одно изменение все же бесповоротно произошло: я точно знала, чего хочу . Причем во всех сферах жизни и на разных отрезках времени.

Разбуди меня среди ночи, потребовав перечислить то, что мне интересно в этой жизни, – я бы выпалила без тени сомнения то, куда иду. Причем с изрядной долей конкретики. Предложи мне сменить эти цели на другие, не менее привлекательные, я бы отказалась, ибо мой размах и так дает мне достаточно пространства, чтобы расправить крылья. Развернись моя жизнь перед выбором – любимый человек или эти цели, я бы выбрала второе. Так как настоящая любовь не поставит такого условия, а все остальное — фейк из грёз на тему спасительной любви, которая сделает тебя счастливой на всю жизнь и избавит от необходимости действовать. А для этой иллюзии больше нет места в моей жизни.

Это интересное чувство – знать, чего ты хочешь и куда ты идешь, потому что оно не отменяет свободы выбора и возможности передумать, но ты знаешь, что твой выбор сделан.

Абсолютной свободы не существует, но есть свобода принять решение, а уж после этого ты связан своим выбором

П. Коэльо, «Заир»

Связать себя таким выбором – вот истинно мудрый шаг, так как именно концентрация на едином векторе помогает проходить этап за этапом и чувствовать ритм жизни, рождая радость осознанного движения вперед. В том числе это единственный способ иметь то, что ты хочешь, для тех, кто не боится мечтать по-крупному.

Если описать просто, то картина выглядит так:

Чтобы вдохновляться от движения к своим желаниям, они должны быть большие – то есть иметь размах для полета вашей души. Глобальные цели рождают веру в то, что наши возможности значительно шире, тем самым расчехляя внутренний потенциал и давая прилив сил.

Чтобы дойти до больших целей – нужно время , в течение которого ты будешь двигаться в выбранную сторону, не меняя направления. Только длительное движение в одну сторону может дать ощутимый результат. Ты имеешь право сменить цель, передумать, выбрать другое – пожалуйста. Божественное право свободного выбора всегда с тобой, так же как закон причины и следствия: каждый раз, начиная другое, ты начинаешь новый путь, и на нем тоже нужно оставаться достаточно долго, не меняя остроты фокуса.

— Для того, чтобы не поддаться соблазну выбора и не сменить свое направление — надо точно определиться с тем, чего ты хочешь . Поэтому разумно в определенный момент жизни точно для себя решить: «кто я?» и «куда иду?». В противном случае люди часто меняют свое мнение, пробуют сразу много направлений, толком нигде не преуспевают и вообще отказываются от каких-либо попыток, тем самым начиная плавный спуск вниз по лестнице своих перспектив.

Если ты готов – тебе не надо готовиться.

Когда ты определился с направлением, легче иметь дело с сомнениями и искушающими возможностями. Легче не отвлекаться от сути и держать фокус на чем-то одном. Когда же этот выбор до конца еще не сделан и ты продолжаешь ждать чуда (мол, как-то все само собой сложится), то плывешь, куда ветер дунет. Думаю, никто бы из нас не хотел оказаться на неуправляемом корабле в океане или на плывущей по быстрому течению лодке без весел. Так почему же многим так нравится этот опасный подход: «плыть по течению жизни без всяких целей», разве не очевидно, что он несет на камни беспомощной старости ?

Сейчас в Москве идет чемпионат мира по легкой атлетике – как интересно наблюдать за некоторыми состязаниями. Посмотрите.

В чем суть победы того или иного спортсмена? Кто-то скажет, что в усердных тренировках вкупе с природными данными, но все же корень глубже – в их выборе остановиться именно на одном конкретном виде спорта, который им больше подходил, и совершенствоваться в нем.

Только длительные и технически правильные тренировки в одном направлении могут дать необходимый результат. А ведь каждый из сегодняшних звезд спорта, имея, в принципе, сильное тело и определенные таланты, мог бы бегать из спринта в прыжки, из прыжков в марафон, из марафона в многоборье, называя это поисками себя. Определиться с направлением как можно раньше важнейшее решение в спорте, и все об этом знают, что любопытно, но в жизни это тоже важнейшее решение, правда, уже значительно меньше людей принимают это в расчет.

Чтобы получать то, что хотите, нужно выбрать единый вектор и двигаться в его направлении, постоянно совершенствуясь на протяжении длительного времени.

Отсюда логичный вопрос: вы знаете, чего хотите от своей жизни? Во всех сферах?

Я долго не знала. Вернее, неправильно интерпретировала свои желания. Например, я искренне хотела жить у моря. И только через 2 года, плотно проведенных у моря, я поняла, что на самом деле хочу регулярно выезжать и к морю, и к горам, и к лесам, и к снегу обязательно, то есть много путешествовать по миру, да и только в перерывах между чем-то более весомым и созидательным, например развитием своего проекта, а жить у моря совсем необязательно. Большой город отвечает на значительно большее количество моих вопросов, чем изолированный от мира остров. В личной жизни тоже были грезы в стиле «а может, я стану прекрасной хозяйкой и хранительницей очага и ничем не буду заниматься», чем изрядно посмешила собственную вселенную с соответствующими уроками.

За каждый талант с нас спросится.

Но каждый раз, даже когда очередное «хочу» оказывалось скорее моей фантазией о прекрасном будущем, а не взрослым решением, я продолжала движение вперед. Хотела жить у моря – поехала туда жить. Хотела свободный график – нашла способ работать фрилансером. Поняла, что надо возвращаться в Москву, – переехала. Хотела авторский проект – и вот он перед вами. Именно это движение, а не размышления (!), дало навык отделять зерна истинных стремлений души от плевел праздных развлечений, которые никуда не ведут. В какой-то момент настоящие цели стали обретать все более отчетливую форму, оставляя за бортом всю навязанную шелуху.

Это иллюстрация моего любимого примера с длительным восхождением в горы – сначала вы даже не видите вершину, но по мере приближения, с очередной смотровой площадкой, ваш обзор увеличивается и в какой-то момент – цель становится вполне различимой . Но если вы не встанете с дивана и не начнете этот путь осознанного передвижения по граням своих «хочу» и «могу», то и к вершине не вопрошайте.

Несколько советов, как понять свои истинные желания и обрести вдохновляющие цели

0. Совет номер «ноль» — начать осознанное движение, для начала к любому ближайшему желанию. Нужно начать движение в гору, чтобы дальше рассуждать о том, где же во всем этом великолепии именно моя дорога. Если вы планируете стартовать и что-то делать, только когда найдете ваш Путь или предназначение, – вы просто не выйдите за порог своего дома. Это называется «диванные поиски себя», и это смешно.

1. Обращайте внимание на собственные желания

Наличие большого количества желаний и идей – признак высокой энергетики. Не отмахивайтесь от своих стремлений. И не слушайте тех, кто говорит, что желания – это плохо. Желания побуждают нас двигаться вперед, расти и преодолевать себя, вернее, собственные представления о себе. Желания – катализаторы жизненной энергии. Другой вопрос, что когда потенциал остается нереализованным, он начинает давить. Именно поэтому желания во всех смыслах полезно исполнять.

Разница между истинной мечтой или «общественной», то есть навязанной, чаще всего осознается только на практике, а не в уме. Будьте готовы к этапу проб и ошибок , особенно если росли в сильно «зашоренном» окружении, но этот этап тоже очень продуктивен.

Чаще всего мне приходят письма в стиле «как бы сделать так, чтобы все изменить, но не ошибиться». В том то и суть, что никак. Да, возможно, вы ошибетесь, но даже ошибка при искреннем намерении меняться к лучшему и реализовать свой потенциал по максимуму пойдет на пользу, потому что снимет очередной слой шор с глаз, который никогда не разглядеть, если не попробовать.

Неудачник, это тот, кто из-за страха неудач даже не попробовал.

Именно ошибки привели меня на ту самую смотровую площадку, где я смогла отчетливо разглядеть то, чего хочу: кем быть, что иметь, куда идти. А бонусом – понимание того, что больше не намерена терпеть.

2. Найдите стык между желаниями и способностями

Единый вектор, о котором шла речь, очень часто находится на стыке «хочу» и «могу». То есть это не просто ваши текущие способности, а именно умноженные на большие желания. То, к чему у вас есть склонности и таланты, но в разрезе большой мечты. Это осознанное развитие своих способностей в мастерство, которое позволяет осуществить самые смелые желания. Как только нащупаете этот стык – отдайте ему приоритет. Ничто так не делает человека внутренне целостным и спокойным, как внятное понимание, куда он идет.

Цель отличается от фантазерства только наличием реальных шагов уже сейчас в выбранном направлении. Во всех остальных случаях если вы хотите, но не делаете, – это не более, чем детская мечта, которая вряд ли когда-то осуществится.

Чтобы куда-то дойти, нужно знать пункт назначения. Это первично. И чем раньше с ним определишься, тем понятнее становится все, что происходит вокруг. Желаю вам его осознать и выбрать из всего многообразия.

Мэдди позвонила, чтобы записаться на несколько сессий, - сказала, что ей надо «понять, как все это происходит». Я попросила ее заранее подумать, на чем именно она хотела бы сосредоточиться. Объяснила, что люди обычно обращаются ко мне с какой-то конкретной целью - хотят изменить что-то или определить, что для них самое важное в жизни, работа или отношения.

Неделю спустя Мэдди ворвалась в кабинет, словно вихрь, скинула туфли и уселась прямо на пол. Я присоединилась к ней. Она развернула большой лист бумаги и показала коллаж, который составила накануне, чтобы наглядно представить свою нынешнюю жизнь.

Она у меня просто сумасшедшая, непредсказуемая. И кажется, это никому не нравится, кроме меня. Мне все вокруг говорят, что пора остепениться, стать более рассудительной и покладистой, - пояснила она.

Мэдди рассказала, что ни на одной работе подолгу не задерживается, потому что ей не нравится, когда ею управляют и контролируют каждый ее шаг, она ненавидит рутину и систему. С некоторых позиций она сама ушла, а откуда-то (и так было не один раз) ее просили уйти.

Мне всегда говорили, что я не соответствую должности. Я и правда не выношу бюрократию. Наверное, я немножко «белая ворона», - призналась она.

Я заметила, что Мэдди улыбнулась, произнося «белая ворона».

Жажда независимости часто означает, что мы совсем не умеем полагаться на других

Итак, кто же конкретно говорит, что вы должны стать более покладистой? - спросила я.

Мой партнер хочет, чтобы я серьезнее отнеслась к нашим отношениям. Для него это значит, что мы должны купить дом и пожениться, - сообщила Мэдди, и я заметила, как она поежилась. - А меня устраивает то, что есть сейчас. Мы видимся несколько раз в неделю. Я не хочу жить с ним вместе, под одной крышей, а он рассчитывает на большее.

Я предложила Мэдди перед нашей следующей встречей задать себе вопрос: что могло бы изменить ее ощущение «я должна» стать более ответственной в отношениях с партнером на «я хочу» стать более ответственной? Я также попросила Мэдди сделать новый коллаж и показать с его помощью, где она хотела бы быть через три года.

Вторая встреча: Чего она хочет на самом деле?

Я проанализировала историю Мэдди со своим супервизором. Я осознавала, что такая отчаянная жажда независимости часто означает, что мы совсем не умеем полагаться на других, и это выливается в недоверие к людям и избегание близости. Но в то же время не понимала, как помочь молодой женщине почувствовать себя ответственной за отношения.

Она осознала, что стремится к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности

Супервизор же просто напомнил мне, что люди, которые неистово отстаивают свою самостоятельность, часто ломают все наши представления, они думают и живут совершенно по-особенному, и это их спасает.

Я поняла, что едва не допустила ошибку, спроецировав значимые для меня понятия и смыслы на Мэдди. Но я никак не могла определить: хотела ли она сама изменить свое поведение или же просто думала, что должна измениться ради тех, кто вокруг нее.

Третья встреча: Признать правду

Мэдди радостно представила мне коллаж о своем идеальном будущем. Он весь состоял из ярких картинок с изображением далеких стран, дельфинов, пустынь, книг, караванов, мотоциклов и палаток. Она с большим воодушевлением рассказала мне о своих мечтах на ближайшие три года: о путешествиях, приключениях, о своем блоге, из которого потом вырастет книга про то, как жить творчески.

Она по-настоящему осознала, что стремится к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности. В эту картину будущего не вписывался ни работодатель, ни дом, ни партнер.


Да, это так, - сказала она. - Я подумала над вашим вопросом и поняла, что пыталась соответствовать ожиданиям других людей. Я решила сосредоточиться на том, что доставляет мне удовольствие и приносит смысл. А ипотека и дети в эту картину не входят. Я по-настоящему осознала, что стремлюсь к свободе и творчеству больше, чем к стабильности и безопасности.

Мэдди уже сказала партнеру, что уезжает. Больше мы не встречались, потому что она сразу забронировала авиабилет к месту начала своего путешествия. Через год я получила от нее письмо. Мэдди просила меня написать предисловие к ее книге, которая уже была готова к публикации. В ее письме была фраза: «Я живу своей мечтой, а не чужими».

Эффективные упражнения для самостоятельной работы

Если вы не знаете, куда двигаться дальше, и хотите определить цели на будущее, попробуйте подойти к этой задаче творчески: нарисуйте карту вашей жизни. Возьмите большой лист бумаги и разделите его на три части. Заполните карту в следующем порядке:

В первой части нарисуйте картину вашей сегодняшней жизни. Можно не рисовать, а создать коллаж, используя картинки и/или слова, вырезанные из газет и журналов.

В третьей части представьте картину такой жизни, какой вы хотели бы ее видеть через два года. Опять же, используйте краски, любые готовые изображения и/или слова.

В центральной части нарисуйте картинку, которая объяснит, что мешает вам перейти из первого раздела в третий.

В заключение проложите путь из первого раздела в третий так, чтобы он непременно проходил через среднюю часть. Вымостите эту дорогу словами и картинками, которые помогут вам преодолеть трудности и проделать этот путь.

Живите полноценной жизнью

Мы чувствуем, что полностью удовлетворены жизнью и реализованы, когда видим смысл в своих занятиях, которые приносят радость и позволяют использовать свои сильные стороны. Для того, чтобы убедиться, насколько полноценна ваша жизнь сегодня, спросите себя:

  • Каковы мои сильные стороны?
  • Что придает смысл моей жизни?
  • Что доставляет мне удовольствие?
  • Насколько нынешняя ситуация позволяет проявиться моим сильным сторонам, приносит смысл и радость?
  • Что я мог бы изменить, чтобы жить еще более полноценной и созидательной жизнью?

Проверьте, насколько вы зависимы

Если вы замечаете, что отказываетесь принимать помощь других людей, стоит проверить причины вашего отчаянного стремления к независимости. Задайте себе следующие вопросы:

  • Что я чувствую, когда завишу от кого-то другого?
  • Что я чувствую, когда кто-то зависит от меня?
  • В каких ситуациях я избегаю зависимости от других?
  • В каких ситуациях я разрешаю себе зависеть от кого-то?
  • Чему меня учат эти ситуации?
  • Чем мне выгодна моя независимость?
  • Что именно меня пугает в зависимости?

Об авторе

Психотерапевт и коуч, директор организации Barefoot Coaching.