Длинный путь начинается с первого шага автор. Мудрый Лао-Цзы: мысли и изречения мудреца. Не важно, что ты делаешь, важно, как ты это делаешь

«Великие дела творит любовь, великие дела творит и гордость», – говорит блаженный Августин . Насыщает алчущего любовь, насыщает и гордость. Одевает нагого любовь, одевает и гордость. Постится любовь, постится и гордость. Любовь все это делает для прославления Бога, а гордость все – для самовосхваления. Вот почему ни одно доброе дело не может быть угодно Богу, если оно не совершается в духе христианоподражательного смирения. Вот почему Господь, после того как научил: что нужно для угождения Богу, далее поучает: как должно делать добро. И прежде всего Он в корне истребляет ту язву, которая неприметным образом заражает самое благочестие. Эта язва есть дух тщеславия, который незаметно похищает у добродетельного его душевное сокровище – самую цену всякой добродетели. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, когда одеваюсь в хорошие одежды; но и в худые одевшись, также тщеславлюсь. Стану говорить – побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник – все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник: он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям». Из всех добродетелей тщеславие особенно обкрадывает пост, молитву и милостыню. «Постом, – говорит святитель Златоуст, – возгордился фарисей, когда говорил: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». И в самой молитве искал он суетной славы, когда молился, чтобы только показать себя. Когда уже не было никого другого, то старался выказать себя перед мытарем». Так пагубно тщеславие для самой добродетели. Вот почему Спаситель, когда начинает речь о нем, то как будто «хочет говорить о каком-нибудь звере, весьма хитром и страшном, который может внезапно схватить не совсем осторожного». СМОТРИТЕ , – говорит Он, – берегитесь, будьте внимательны и осторожны, НЕ ТВОРИТЕ (не подавайте) МИЛОСТЫНИ ВАШЕЙ ПРЕД ЛЮДЬМИ . «Зверь оный, тщеславие, подходит тайно, и все доброе, что есть в нас, тихо развевает и нечувствительно уносит». Сказав, «не творите пред людьми» , Господь присовокупил: С ТЕМ, ЧТОБЫ ОНИ ВИДЕЛИ ВАС , не делайте добра напоказ людям. И перед людьми можно делать добро, но не для того, чтобы люди смотрели на твое добро; если же делаешь добро из-за людской похвалы, то хотя бы ты делал его и в клети своей – все равно: ты делаешь его не для Бога, а для своего тщеславия, а смотрит на сердце твое и карает или награждает – не самое дело, а твое намерение.

Не всегда, не везде и не всем можно тайно творить милостыню. И вот, чтобы ты не сказал: «что пользы мне, если увидит другой», то Христос Сам как бы говорит тебе: Я не этого требую, но мысли твоей, твоего намерения, с которым ты делаешь свое добро. Делай его пред Богом, для Бога; забудь о том – видят тебя люди или не видят: ИНАЧЕ , если не будет у вас в душе такого расположения, НЕ БУДЕТ ВАМ НАГРАДЫ ОТ ОТЦА ВАШЕГО НЕБЕСНОГО . Вы ищете людской похвалы: люди и платят вам этой суетной похвалой – и довольно с вас: не ждите себе больше награды от Бога. А чтобы еще сильнее внушить отвращение к суетной славе человеческой, Спаситель указывает на лицемеров, как раньше, когда Он говорил о любви к врагам, Он указывал на мытарей и язычников: ИТАК, КОГДА ТВОРИШЬ МИЛОСТЫНЮ, НЕ ТРУБИ ПЕРЕД СОБОЮ , не разглашай, не заботься о том, чтобы на тебя все смотрели, чтобы все говорили (трубили) о твоем милосердии; не выбирай для раздачи милостыни таких мест, где видна была бы твоя милостыня; не употребляй таких средств, чтобы у всех на виду было твое благодеяние, не поступай так, КАК ДЕЛАЮТ ЛИЦЕМЕРЫ (особенно фарисеи) В СИНАГОГАХ (в молитвенных домах) И НА УЛИЦАХ , на виду у всех; везде можешь подать милостыню, даже и на людной улице, но не с той целью, с какой поступают так лицемеры – ЧТОБЫ ПРОСЛАВЛЯЛИ ИХ ЛЮДИ .

Незавидна доля таких лицемеров – милостивцев: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ОНИ УЖЕ ПОЛУЧАЮТ НАГРАДУ СВОЮ , получают здесь же, теперь же награду, какую ищут: их хвалят и прославляют люди; другой награды, которая от Бога, им не будет, они ее не заслуживают. Бог награждает только чистое, истинное добро, а у них его нет. Ты сделал добро – хорошо; оно есть. Но если ты похвалился этим добром, то оно уже исчезает; оказалось, что его не было у тебя и в сердце: там тщеславие, а все, что от тщеславия, уже не есть чистое добро; его даже и люди не ставят в добро, потому что, похвалив тебя в глаза, за глаза они же осуждают твое тщеславие и лицемерие. «Хорошо Господь назвал таких лицемерами, – замечает святитель Иоанн Златоуст , – их милостыня имела только личину милостыни, а сердце их было полно жестокости и безчеловечия. Крайняя жестокость – искать для себя чести и похвал, и не избавлять от несчастья другого, когда он погибает с голоду». Как же должно подавать милостыню? У ТЕБЯ ЖЕ , учит Христос, КОГДА ТВОРИШЬ МИЛОСТЫНЮ, ПУСТЬ ЛЕВАЯ РУКА ТВОЯ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПРАВАЯ . Не только укройся от людей, даже и близких тебе, как правая или левая рука твоя, но, если возможно, скрой свое доброе дело и от себя самого. Знай, что в тебе живет ветхий, греховный человек, который действует в твоих греховных помыслах и пожеланиях; укрой же от ветхого человека то, что творит в тебе твой новый человек – твоя совесть, просвещенная светом Евангелия и подкрепляемая Духом Божиим.

А потому, сделай доброе дело, и тотчас же постарайся, если можно, забыть об этом добром деле, ЧТОБЫ МИЛОСТЫНЯ ТВОЯ БЫЛА ВТАЙНЕ от всех. Помышляй, что ты исполнил только повеленное тебе Богом, как раб непотребный: чем же можно тебе тщеславиться? Да еще все ли так исполнил ты, как велел? Милостыня – дело не твое, а Божие, Богом тебе только порученное; ты исполнил дело Божие, пусть Богу и слава воздается: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (). Впрочем, и ты не будешь лишен славы: все видит, везде присутствует; на Его Страшном Суде не укроется, как бы ты не старался скрыть ни малое, ни великое дело твое; поэтому знай, что И ОТЕЦ ТВОЙ Небесный, ВИДЯЩИЙ ТАЙНОЕ , от Которого ничто нигде не может укрыться, ВОЗДАСТ ТЕБЕ ЯВНО , открыто. Это воздаяние бывает иногда и в этой жизни, когда рука дающего не только не оскудевает, но видимо наполняется; но особенно оно будет явно на Страшном Суде Христовом, когда за все дела и даже намерения твои будет объявлено тебе воздаяние. «Чего желаешь ты? – объясняет святитель Златоуст. – Не того ли, чтобы иметь зрителей дел твоих? Вот ты имеешь не Ангелов, не Архангелов, но Бога всяческих. Если же желаешь и людей иметь зрителями, то Он исполнит и это твое желание: если ты ныне захочешь показываться, то можешь показаться только десяти, двадцати или ста человекам; а если стараешься скрываться ныне, то тогда Сам Бог возвестит о тебе перед всей вселенной. Видящие ныне обвинят тебя в тщеславии, а тогда будут все удивляться тебе. Даже если бы Бог и не наказал за тщеславие, то и тогда ищущему славы неприлично было бы менять Бога на людей, заставляя их смотреть на свои добрые дела. Сам Царь Небесный желает видеть твой подвиг: зачем же ты от Него отвращаешься и желаешь, чтобы видели только люди?» Сам Отец Небесный на тебя взирает; будь же достойным такого Отца. Так и творили угодники Божии дела милосердия к ближним. Их жития полны рассказов, самых трогательных, о тайной милостыне. Вспомним, как святитель Христов Николай Чудотворец, в глубокую полночь бросал золото в окно бедной хижины старика отца, чтобы помочь ему выдать замуж его трех дочерей. Вспомним, как наш святитель Тихон Задонский тайно, через своего келейника, подавал милостыню беднякам. Есть, по милости Божией, есть и в наши грешные времена такие милостивцы, единому Богу ведомые. Они знают, что истинная нищета стыдится просить подаяния: бедному больно сознавать, что ему приходится жить на чужой счет, кормиться чужими кусками; зачем же стеснять несчастного, зачем давать ему чувствовать эту боль? Нет, лучше подай ему милостыню так, чтобы и ему было не стыдно принять, и тебе нечем было тщеславиться. Зато какое сладостное чувство испытает душа твоя, когда ты сделаешь добро тайное!

Твое сердце скажет тебе, что на него снизошло благословение Божие, как роса небесная, что это благословение низведено свыше молитвой того бедняка, которого ты осчастливил своим благодеянием. И доброе дело твое, сокрытое от людей, будет для души твоей манной небесной, для сердца твоего елеем радования, и ты познаешь тогда, сколько счастья и блаженства может доставить человеку одно дело любви христианской. Да не увесть же шуйца твоя, что творит десница твоя!

Левая рука не знает, что делает правая
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4) сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Иногда встречается старославянская версия выражения: «Да не ведает твоя шуйца, что творит правая десница».
Смысл выражения: если ты делаешь благие дела, то не следует гордиться ими, считать их, скупиться на них, и, тем более, делать их напоказ - добро следует творить ради самого добра, не ради тщеславия.
Обычно употребляется иронически - по поводу неразберихи в работе госаппарата, учреждения, когда их бюрократические звенья принимают противоречащие друг другу решения, дают противоположные по смыслу указания.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Левая рука не знает, что делает правая" в других словарях:

    Нареч, кол во синонимов: 2 нескоординированно (2) несогласованно (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    - (по Свящ. Пис. о милостыне) Ср. И как, сударь, благодеяния то делает! Одна рука дает, другая не ведает. Салтыков. Благонамеренные речи. В дороге. Ср. Он любил творить тайную милостыню, т.е. правою рукой подавал нищему грош, а левую оставлял в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Лѣвая рука не знаетъ, что дѣлаетъ правая (по свящ. пис. о милостынѣ). Ср. И какъ, сударь, благодѣянія то дѣлаетъ! Одна рука даетъ, другая не вѣдаетъ. Салтыковъ. Благонамѣренныя рѣчи. Въ дорогѣ. Ср. Онъ любилъ творить тайную милостыню, т. е.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Левая рука не знает, что делает правая Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    Руки, вин. руку, мн. руки, рукам, жен. 1. Одна из двух верхних конечностей человека, от плеча до конца пальцев. Кисть руки. Правая, левая рука. Поднять, опустить руки. Скрестить руки. Вывихнуть руку. Руки вверх. Взять ребенка на руки. Носить,… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? руки, чему? руке, (вижу) что? руку, чем? рукой, о чём? о руке; мн. что? руки, (нет) чего? рук, чему? рукам, (вижу) что? руки, чем? руками, о чём? о руках 1. Рукой называется каждая из двух… … Толковый словарь Дмитриева

    ДОБРОДЕТЕЛЬ - фундаментальная философско богословская категория, обозначающая ценностно значимый аспект духовно нравственного совершенства человека. Слово «Д.», появившееся, вероятно, как калька с греч. термина καλοποιΐα (Lexikon zur Byzantinischen Gräzität /… … Православная энциклопедия


Мудрец Лао-Цзы: читайте короткие мысли и лучшие изречения мудрейшего Лао-Цзы. Древняя мудрость в коротких высказываниях самых великих мудрецов. Лао-Цзы: лучшие слова, коротко и очень мудро!


Лао-Цзы
(579 г. до н. э. - 499 г. до н. э.)
Древнекитайский философ. Его имя переводится как Старый Младенец или Мудрый Старец. Основоположник религиозно-философского направления «даосизм».

Если кто-то причинил тебе зло, не мсти. Сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывает труп твоего врага.

Никогда не говори «никогда», потому что дни бегут так быстро и ничто не остается неизменным.

Путь в тысячу ли начинается с первого шага.

Тот, кто знает - не говорит. Тот, кто говорит - не знает.

Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников.

Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты.

Когда нет врагов, то не бывает войны.

Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует.

Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя страной, совершенно мудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки - полными. Его управление ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие.

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.

Умеющий управлять другими силен, но умеющий владеть собой еще сильнее.

Когда народ много знает, им трудно управлять.

Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия - это только подобие правды и начало всякого беспорядка.

Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.


Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.

Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков.

Нет такого дела, в котором не пригодился бы шпион.

Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое - из малого.

Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Тот, кто знает и делает вид незнающего, тот на высоте. Кто без знаний делает вид знающего, тот больной.

Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

Лучше быть мягким снаружи и твердым внутри, чем твердым снаружи и мягким внутри.

Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит.

Не ищите, в противном случае вы потеряете. Не ищите - и вы найдете.

Целостное существо знает не уча, видит не смотря, и достигает не делая.

Долг без любви не радует. Истина без любви делает человека критичным. Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?

По воле фортуны человек может управлять целым миром некоторое время, но по воле любви и добра он может управлять миром вечно.

Кто не борется, тот непобедим.

Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло.

Вами управляет тот, кто вас злит.

Освободитесь от стремления иметь.

Если вы измеряете свой успех мерой чужих похвал и порицаний, ваша тревога будет бесконечной.

Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

Жизнь коротка, и поэтому не следует терять времени, нужно наслаждаться ею.

Вы читали мудрые слова, сказанные величайшим Лао-Цзы.
.....................................................................................

Путь в тысячу миль начинается с первого шага. И этот путь может пройти каждый из нас.
Но, прежде чем сделать первый шаг по выбранному пути, нужно понять, какие цели мы преследуем, и главное к какой Мечте стремимся.

Но, прежде чем сделать первый шаг по выбранному пути, нужно понять, какие цели мы преследуем, и главное – к какой Мечте стремимся.

Как отличить Мечту от цели? Цель – это этап в достижении Мечты. Наши цели - это ступени, по которым мы поднимаемся к своей Путеводной Звезде. А Мечта – это нечто глобальное, грандиозное. Это Великая идея, приносящая пользу и благость миру. Когда мы идем от цели к цели, мы с каждым шагом приближаемся к своей Мечте. Но только тогда, когда мы находимся в любви и в радости, мы соединяемся со своей Звездой. Именно это ощущение легкости, радости, вдохновения – знак того, что Вы идете правильным путем. Пока Вы его сохраняете, все пути для Вас открыты.

Чтобы Вы могли соединить свою Мечту и свой дар – Вам необходимо увидеть свою цель. Ведь если у нас есть цель, все препятствия становятся незначительными. Но помните: Ваша цель - не то, что Вы хотите приобрести. А то, что Вы хотите подарить миру, с помощью чего Вы сделаете его лучше, светлее, добрее. Именно стремление к такой цели даст Вам энергию, энтузиазм и желание двигаться вперед.

А найти и увидеть свою Мечту Вам поможет эта практика:

Встаньте и положите руки на грудь. Закройте глаза и сделайте вдох. На выдохе сделайте шаг вперед, как будто соединяясь со своей Мечтой, и представьте, как все, о чем Вы мечтали, свершилось. Почувствуйте себя внутри своей Мечты, посмотрите, как Вы выглядите, кто Вас окружает, кто с Вами, что Вы делаете. Насладитесь своим триумфом, посмотрите, как это меняет мир и людей вокруг Вас. Чем четче Вы видите свою Мечту, тем быстрее она реализуется. Добавьте в нее красок, звуков, эмоций, аплодисментов, смеха, радости. Возьмите эту энергию, почувствуйте, как она переполняет Вас, как Вы становитесь Звездой, сияющей на весь мир. Вы уникальны, Вы бесценны просто потому, что Вы есть.

Сделайте выдох, на выдохе откройте глаза и сделайте шаг назад.

Очень важно обозначить свою Мечту в пространстве. Опишите, нарисуйте образ своей Мечты, создайте коллаж, который Вам поможет эту Мечту держать в фокусе.

Иногда проектов и желаний бывает очень много. Мне, например, хочется снимать кино, писать книги, менять программы тренингов… Все мечты чудесны, прекрасны, я вижу, как их реализовать, что нужно сделать и кого привлечь. Но я знаю, что времени на все не хватает, и выбираю одну Мечту. Не поверите, но это самое трудное. Но как говорят мудрецы: «Если мы хотим все и сразу, то не получаем ничего и никогда».

Выберите что-то одно, что Вас действительно вдохновляет, и двигайтесь к цели. А по дороге Вы найдете возможности для реализации других своих желаний, придут и ресурсы, и знания, и нужные люди. И результат даст Вам силы двигаться дальше.

Сделать первый шаг на пути к Мечте Вам поможет такая практика:

Встаньте, закройте глаза и представьте образ своей Мечты, Идеи, Путеводной Звезды. Сделайте вдох и соединитесь со своей Путеводной Звездой. Сделайте один шаг вперед, и про себя подумайте: «Что я могу сделать прямо сейчас? Сегодня, завтра, в течение недели?» Очень важно начать действовать в течение недели. Если мы ничего не делаем – наша энергия уходит. Сделайте первый, крошечный шажок. Пусть это будет совсем маленькое действие: звонок нужному человеку, запись на курсы, создание плана действий, рисунок образа своей Мечты.

Решите, что Вы будете делать на этой неделе – и мир обязательно даст Вам знак, что Вы действуете правильно!