Материалы о загрязнении мирового океана. Загрязнение океана. Загрязнение пластмассовыми отходами

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн т нефти и до 20 % Мирового океана уже покрыты нефтяной пленкой. В пер­вую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Миро­вом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комп­лекса. В 1993 г. в океане добыто 850 млн т нефти (почти 30 % миро­вой добычи). В мире пробурено около 2500 скважин.

Загрязнение гидросферы водным транспортом происходит по двум каналам: во-первых, морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятель­ности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий, токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические уста­новки судов (в основном дизельные двигатели) постоянно за­грязняют атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.

1. Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производ­ные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промыва­ются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасы­ваются за борт. К числу наибо­лее распространенных и вредных загрязняющих веществ относят­ся нефть, ежегодное поступление которой в моря и океаны, по данным ООН, достигает 6...7 млн т.

Огромный ущерб Океану нанесло крушение американского су­пертанкера «Торри Каньон» у юго-западного побережья Англии в марте 1967 г.: 120 тыс. т нефти вылилось в воду и было подожжено зажигательными бомбами с самолетов. Нефть горела несколько дней. Были загрязнены пляжи и побережье Англии и Франции.

За десятилетие после катастрофы танкера «Торри Каньон» в морях и океанах погибло более 750 крупных танкеров. Большин­ство этих крушений сопровождалось массовыми выбросами неф­ти и нефтепродуктов в море.

Поля нефтяных загрязнений, формирующие локальные зоны, остаются устойчивыми во времени, поэтому в их распространении огромную роль играют океанические циркуляции. Именно они пе­реносят нефтяные загрязнения в наиболее чистые районы Миро­вого океана, в том числе и в Северный Ледовитый океан.

Поступившие в воду нефтепродукты деградируют в результате химического, фотохимического и бактериального разложения, а также деятельности некоторых морских организмов и высших растений. Однако «процесс» естественной нейтрализации нефте­продуктов достаточно длителен и может составлять от одного до нескольких месяцев.

Таким образом, нефтяные пленки являются тем техногенным фактором, который влияет на формирование и протекание гидро­логических и гидрохимических процессов в поверхностных слоях воды морей и океанов.


Нефтяные загрязнения воздействуют и на живые организмы, экранируя солнечное излучение и замедляя обновление кислоро­да в воде. В результате перестает размножаться планктон - ос­новной продукт питания морских обитателей. Толстые нефтяные пленки нередко становятся причиной гибели морских птиц.

Нефть отрицательно влияет на физиологические процессы, протекающие в живых организмах, вызывают патологические из­менения в тканях и органах, нарушает работу ферментативного аппарата, нервной системы. Нефть - своего рода наркотик для морских обитателей. Замечено, что некоторые рыбы, «хлебнув» однажды нефти, уже не стремятся покинуть отравленную зону. Кроме того, она отрицательно влияет на вкусовые качества мяса морских обитателей.

2. Происходит загрязнение Мирового океана и другими видами отходов промышленности . Во все моря мира сброшено примерно 20 млрд т мусора (1988 г.). Подсчитано, что на 1 км 2 океана прихо­дится в среднем 17 т отбросов. Зафиксировано, что в один день в Северное море было сброшено 98000 т отбросов (1987 г.).

До 2 млн морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пласт­массовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывают в Северное море ядовитые кислоты, в основном 18 - 20% серной кислоты, тяже­лые металлы в грунте и осадках сточных вод, содержащих мышьяк и ртуть, а также углеводороды, в том числе ядовитый диоксин (1987 г.).

С судов ежегодно сбрасывалось 145 млн т обычного мусора. Англия сбрасывала 5 млн т канализа­ционных стоков в год.

В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих не­фтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30 тыс. т нефтепродуктов. Последствия этого загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд видов, которые некогда обитали в Северном море, в том числе лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обита­тели этого моря нередко страдают от инфекционных заболеваний кожи, имеют деформированный скелет и злокачественные опухо­ли. Гибнет птица, питающаяся рыбой или отравившаяся морской водой. Наблюдалось цветение ядовитых водорослей, которое при­вело к уменьшению рыбных запасов (1988 г.).

В Балтийском море в течение 1989 г. погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные исследования показали, что ткани погибших жи­вотных буквально пропитаны ртутью, которая попадала в их орга­низм из воды.

В 1992 г. министрами 12 государств и представителем Европей­ского сообщества была подписана новая Конвенция по охране среды бассейна Балтийского моря.

Средиземному морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых в сельском хозяйстве. 85 % вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются, а самоочищение (пол­ное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский пролив (1989 г.) за 80 лет.

Из-за загрязнений Аральское море с 1984 г. полностью потеряло рыбохозяйственное значение. Его уникальная экосистема погибла.

3. Тяжелые металлы . Большие массы этих соедине­ний поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий, так как они сохраняют токсичность бесконечно долго. Например, ртутьсодержащие со­единения (особенно метилртуть) - сильнейшие яды, действую щие на нервную систему, представляют угрозу для жизни всего живого. В 50-60-е годы XX в. в районе бухты Миномата (Япония) было зарегистрировано массовое отравление, жертвами которого стали десятки тысяч человек, употреблявших в пищу зараженную рыбу. Причиной заражения было предприятие, сбрасывающее ртуть в воду залива.

Владельцы химического комбината «Тиссо» в городке Мина-мата на острове Кюсю (Япония) долгие годы сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба ока­зались отравленными, и с 50-х годов XX в. 1200 человек умерли, а 100 тыс. получили отравления различной тяжести, в том числе психопаралитические заболевания.

В Мировой океан в год поступает до 2 млн т свинца, до 20 тыс. т кадмия и до 10 тыс. т ртути. Попав в морскую воду, тяжелые ме­таллы концентрируются главным образом в поверхностной плен­ке, в придонном осадке и в биоте, тогда как в самой воде они ос­таются лишь в сравнительно небольших концентрациях. Здесь особо значима поверхностная пленка, которая обычно простира­ется на глубину 50...500 мкм. Именно в данной области проте­кают все равновесные процессы массообмена между водой и ат­мосферой.

Большие количества тяжелых металлов сосредоточиваются в донных осадках. Это подтверждается тем, что концентрация ме­таллов в осадке может быть на несколько порядков выше, чем в воде.

4. РАО . Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океа­не и, следовательно, для человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и сброс в море жид­ких радиоактивных отходов (ЖРО). Западные страны (США, Ве­ликобритания, Франция, Германия, Италия и др.) и СССР с 1946 г. начали активно использовать океанские глубины для того, чтобы избавиться от РАО.

В 1959 г. ВМС США затопили в 120 милях от Атлантического побережья США неудачный ядерный реактор от атомной подвод­ной лодки. По данным Гринпис, СССР сбросил в море около 17 тыс. бетонных контейнеров с РАО, а также более 30 корабель­ных атомных реакторов.

Наиболее тяжелая обстановка сложилась в Баренцевом и Кар­ском морях вокруг ядерного полигона на Новой Земле. Там поми­мо бесчисленного количества контейнеров затоплено 17 реакто­ров, в том числе с ядерным топливом, несколько аварийных атом­ных подводных лодок, а также центральный отсек атомохода «Ле­нин» с тремя аварийными реакторами. Тихоокеанский флот СССР захоранивал ядерные отходы в 10 местах в Японском и Охотском морях - недалеко от берегов Сахалина и от Владивостока, в том числе 18 реакторов.

США и Япония сбрасывали отходы деятельности АЭС в Япон­ское, Охотское моря и Северный Ледовитый океан.

Жидкие радиоактивные отходы СССР сливал в дальневосточ­ных морях с 1966 по 1991 г. (в основном вблизи юго-восточной части Камчатки и в Японское море). Северный флот ежегодно сбра­сывал в воду 10 тыс. м 3 таких отходов.

В 1972 г. была подписана Лондонская конвенция, запрещаю­щая сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов. К этой конвенции присоединилась и Россия.

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн. т нефти и до 20% его площади уже покрыты нефтяной пленкой. В первую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Мировом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комплекса. В 1993 году в океане добыто 850 млн. т нефти (почти 30% мировой добычи). В мире пробурено около 2500 скважин, из них 800 в США, 540 – в Юго-Восточной Азии, 400 – в Северном море, 150 – в Персидском заливе. Эти скважины пробурены на глубинах до 900 м.

Загрязнение гидросферы водным транспортом происходит по двум каналам. Во-первых, морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки судов (в основном дизельные двигатели) постоянно загрязняют атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.

Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов в порты назначения танкеры чаще всего направляются к пункту новой погрузки порожними. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками, а перед погрузкой нефти и нефтепродуктов выливается в море. Из общего грузооборота мирового морского флота в настоящее время 49% падает на нефть и ее производные. Ежегодно около 6000 танкеров международных флотилий транспортируют 3 млрд. т нефти. По мере роста перевозок нефтегрузов все большее количество нефти стало попадать в океан при авариях.

Огромный ущерб океану нанесло крушение американского супертанкера «Торри Каньон» у юго-западного побережья Англии в марте 1967 года: 120 тысяч т нефти вылилось на воду и было подожжено зажигательными бомбами с самолетов. Нефть горела несколько дней. Были загрязнены пляжи и побережья Англии и Франции.

За десятилетие после катастрофы танкера «Торри Канон» в морях и океанах погибло более 750 крупных танкеров. Большинство этих крушений сопровождалось массовыми выбросами нефти и нефтепродуктов в море. В 1978 году у французских берегов снова произошла катастрофа, еще более значительная по последствиям, чем в 1967 году. Здесь в шторм разбился американский супертанкер «Амоно Кодис». Из судна вылилось более 220 тыс т нефти, покрыв площадь 3,5 тыс. кв. км. Был нанесен огромный ущерб рыболовству, рыбоводству, устричным «плантациям», всем морским обитателям этого района. На протяжении 180 км побережье покрылось черным траурным «крепом».

В 1989 году авария танкера «Валдиз» вблизи побережья Аляски стала крупнейшей экологической катастрофой подобного рода в истории США. Огромный, с полкилометра длиной, танкер сел на мель примерно в 25 милях от берега. Тогда в море вылилось около 40 тыс. т нефти. Огромное нефтяное пятно растеклось в радиусе 50 миль от места аварии, покрыв плотной пленкой пространство 80 кв. км. Были отравлены самые чистые и богатые фауной прибрежные районы Северной Америки.

Для предотвращения подобных катастроф разрабатываются двухкорпусные танкеры. При аварии, если будет поврежден один корпус, второй предотвратит попадание нефти в море.

Происходит загрязнение океана и другими видами отходов промышленности. Во все моря мира сброшено примерно 20 млрд. т мусора (1988 год). Подсчитано, что на 1 кв. км океана приходится в среднем 17 т отбросов. Зафиксировано, что за один день в Северное море было сброшено 98 тыс. т отбросов (1987 год).

Известный путешественник Тур Хейердал рассказывал, что когда он и его друзья плыли на плоту «Кон-Тики» в 1954 году, они не уставали любоваться чистотой океана, а во время плавания на папирусном судне «Ра-2» в 1969 году он и его спутники, «проснувшись утром, увидели океан настолько загрязненным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и повсюду плавали комки мазута величиной от булавочной головки до ломтя хлеба. В этой каше болтались пластиковые бутылки, будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел в океане на бревнах «Кон-Тики». Мы воочию убедились, что люди отравляют важнейший источник жизни, могучий фильтр земного шара – Мировой океан».

До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывали в Северное море ядовитые кислоты, в основном 18-20%-ную серную кислоту, тяжелые металлы с грунтом и осадками сточных вод, содержащими мышьяк и ртуть, а также углеводороды, в том числе ядовитый диоксин (1987 год). К тяжелым металлам относится ряд элементов, широко применяемых в промышленности: цинк, свинец, хром, медь, никель, кобальт, молибден и др. При попадании в организм большинство металлов очень трудно выводятся, имеют свойство постоянно накапливаться в тканях разных органов, и при превышении определенной пороговой концентрации наступает резкое отравление организма.

Три реки, впадающие в Северное море, Рейн, Маас и Эльба, ежегодно приносили 28 млн. т цинка, почти 11000 т свинца, 5600 т меди, а также 950 т мышьяка, кадмий, ртуть и 150 тыс. т нефти, 100 тыс. т фосфатов и даже радиоактивные отходы в разных количествах (данные на 1996 год). С судов ежегодно сбрасывалось 145 млн. т обычного мусора. Англия сбрасывала 5 млн. т канализационных стоков в год.

В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих нефтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30000 т нефтепродуктов. Последствия этого загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд видов, которые некогда обитали в Северном море, в том числе лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обитатели этого моря нередко страдают от инфекционных заболеваний кожи, имеют деформированный скелет и злокачественные опухоли. Гибнет птица, питающаяся рыбой или отравившаяся морской водой. Наблюдалось цветение ядовитых водорослей, которое привело к уменьшению рыбных запасов (1988 год).

В Балтийском море в течение 1989 года погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные исследования показали, что ткани погибших животных буквально пропитаны ртутью, которая попадала в их организм из воды. Биологи считают, что загрязнение воды привело к резкому ослаблению иммунной системы обитателей моря и их гибели от вирусных заболеваний.

Крупные разливы нефтепродуктов (тысячи тонн) происходят в Восточной Балтике один раз в 3-5 лет, мелкие (десятки тонн) – ежемесячно. Крупный разлив поражает экосистемы на акватории в несколько тысяч гектаров, мелкий – в несколько десятков гектаров. Балтийскому морю, проливу Скагеррак, Ирландскому морю угрожают выбросы иприта – химического отравляющего вещества, созданного Германией в годы Второй мировой войны и затопленного Германией, Великобританией и СССР в 40-е годы. Свои химические боеприпасы СССР топил в северных морях и на Дальнем Востоке, Великобритания – в Ирландском море.

В 1983 году вошла в силу международная Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды. В 1984 году государства Балтийского бассейна подписали в Хельсинки Конвенцию по защите морской среды Балтийского моря. Это было первое международное соглашение на региональном уровне. В результате проведенной работы содержание нефтепродуктов в открытых водах Балтийского моря снизилось в 20 раз по сравнению с 1975 г.

В 1992 году министрами 12 государств и представителем Европейского Сообщества была подписана новая Конвенция по охране среды бассейна Балтийского моря.

Происходит загрязнение Адриатического и Средиземного морей. Только через реку По в Адриатическое море с предприятий промышленности и сельскохозяйственных ферм ежегодно попадает 30 тыс. т фосфора, 80 тыс. т азота, 60 тыс. т углеводорода, тысячи тонн свинца и хрома, 3 тыс. т цинка, 250 т мышьяка (1988 год).

Средиземному морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых в сельском хозяйстве. К тому же 85% вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются (1989 год), а самоочищение (полное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский пролив за 80 лет.

Из-за загрязнений Аральское море с 1984 года полностью потеряло рыбохозяйственное значение. Его уникальная экосистема погибла.

Владельцы химического комбината «Тиссо» в городке Минамата на острове Кюсю (Япония) долгие годы сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба оказались отравленными, и с 50-х годов 1200 человек умерли, а 100000 получили отравление различной тяжести, в том числе психопаралитические заболевания.

Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океане и, следовательно, для человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и сброс в море жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Западные страны (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и др.) СССР с 1946 года начали активно использовать океанские глубины для того, чтобы избавляться от РАО.

В 1959 году ВМС США затопили в 120 милях от Атлантического побережья США неудачный ядерный реактор от атомной подводной лодки. По данным «Гринпис», наша страна сбросила в море около 17 тыс. бетонных контейнеров с РАО, а также более 30 корабельных атомных реакторов.

Наиболее тяжелая обстановка сложилась в Баренцевом и Карском морях вокруг ядерного полигона на Новой Земле. Там помимо бесчисленного количества контейнеров затоплено 17 реакторов, в том числе с ядерным топливом, несколько аварийных атомных подводных лодок, а также центральный отсек атомохода «Ленин» с тремя аварийными реакторами. Тихоокеанский флот СССР захоранивал ядерные отходы (в том числе 18 реакторов) в Японском и Охотском морях, в 10 местах недалеко от берегов Сахалина и Владивостока.

США и Япония сбрасывали отходы деятельности АЭС в Японское, Охотское море и Северный ледовитый океан.

Жидкие радиоактивные отходы СССР сливал в дальневосточных морях с 1966 года по 1991 год (в основном вблизи юго-восточной части Камчатки и в Японском море). Северный флот ежегодно сбрасывал в воду 10 тыс. куб. м ЖРО.

В 1972 году была подписана Лондонская конвенция, запрещающая сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов. К той конвенции присоединилась и наша страна. Военные корабли, в соответствии с международным правом, в разрешении на сброс не нуждаются. В 1993 году запрещен сброс ЖРО в море.

В 1982 году 3-я Конференция ООН по морскому праву приняла конвенцию по мирному использованию Мирового океана в интересах всех стран и народов, которая содержит около тысячи международно-правовых норм, регламентирующих все основные вопросы использования ресурсов океана.

Скорости поступления загрязняющих веществ в Мировой океан в последнее время резко возросли. Ежегодно в океан сбрасывается до 300 млрд м 3 сточных вод, 90% которых предварительно не очищены. Морские экосистемы подвергаются все большему антропогенному воздействию посредством химических токсикантов, которые, аккумулируясь гидробионтами по трофической цепи, приводят к гибели консументов даже высоких порядков, в том числе и наземных животных - морских птиц, например. Среди химических токсикантов наибольшую опасность для морской биоты и человека представляют нефтяные углеводороды (особенно бенз(а)пирен), пестициды и тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий и др.). В Японском море сущим бедствием стали «красные приливы», следствие эвтрофикации, при которой бурно развиваются микроскопические водоросли, а затем исчезает кислород в воде, гибнут водные животные и образуется огромная масса гниющих остатков, отравляющих не только море, но и атмосферу.

По мнению Ю.А. Израэля (1985), экологические последствия загрязнения морских экосистем выражаются в следующих процессах и явлениях (рис. 7.3):

  • нарушении устойчивости экосистем;
  • прогрессирующей эвтрофикации;
  • появлении «красных приливов»;
  • накоплении химических токсикантов в биоте;
  • снижении биологической продуктивности;
  • возникновении мутагенеза и канцерогенеза в морской среде;
  • микробиологическом загрязнении прибрежных районов моря.

Рис. 7.3.

До определенного предела морские экосистемы могут противостоять вредным воздействиям химических токсикантов, используя накопительную, окислительную и минерализующую функции гидробионтов. Так, например, двустворчатые моллюски способны аккумулировать один из самых токсичных пестицидов - ДДТ и при благоприятных условиях выводить его из организма. (ДДТ, как известно, запрещен в России, США и некоторых других странах, тем не менее он поступает в Мировой океан в значительном количестве.) Ученые доказали и существование в водах Мирового океана интенсивных процессов биотрансформации опасного загрязнителя - бенз(а)пирена, благодаря наличию в открытых и полузакрытых акваториях гетеротрофной микрофлоры. Установлено также, что микроорганизмы водоемов и донных отложений обладают достаточно развитым механизмом устойчивости к тяжелым металлам, в частности, они способны продуцировать сероводород, внеклеточные экзополимеры и другие вещества, которые, взаимодействуя с тяжелыми металлами, переводят их в менее токсичные формы.

В то же время в океан продолжают поступать все новые и новые токсичные загрязняющие вещества. Все более острый характер приобретают проблемы эвтрофирования и микробиологического загрязнения прибрежных зон океана. В связи с этим важное значение имеет определение допустимого антропогенного давления на морские экосистемы, изучение их ассимиляционной емкости как интегральной характеристики способности биогеоценоза к динамическому накоплению и удалению загрязняющих веществ.

Нефтяное загрязнение Мирового океана, несомненно, есть самое распространенное явление. От 2 до 4% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной пленкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн т нефтяных углеводородов. Почти половина этого количества связана с транспортировкой и разработкой месторождений на шельфе. Континентальное нефтяное загрязнение поступает в океан через речной сток. Реки мира ежегодно выносят в морские и океанические воды более 1,8 млн т нефтепродуктов.

В море нефтяное загрязнение имеет различные формы. Оно может тонкой пленкой покрывать поверхность воды, а при разливах толщина нефтяного покрытия вначале может составлять несколько сантиметров. С течением времени образуется эмульсия нефти в воде или воды в нефти. Позже возникают комочки тяжелой фракции нефти, нефтяные агрегаты, которые способны долго плавать на поверхности моря. К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса.

Все компоненты нетоксичны для морских организмов. Нефть влияет на структуру сообщества морских животных. При нефтяном загрязнении изменяется соотношение видов и уменьшается их разнообразие. Так, обильно развиваются микроорганизмы, питающиеся нефтяными углеводородами, а биомасса этих микроорганизмов ядовита для многих морских обитателей. Доказано, что очень опасно длительное хроническое воздействие даже небольших концентраций нефти. При этом постепенно падает первичная биологическая продуктивность моря. У нефти есть еще одно неприятное побочное свойство. Ее углеводороды способны растворять в себе ряд других загрязняющих веществ, таких как пестициды, тяжелые металлы, которые вместе с нефтью концентрируются в приповерхностном слое и еще более отравляют его. Ароматическая фракция нефти содержит вещества мутагенной и канцерогенной природы, например бенз(а)пирен. Сейчас получены многочисленные доказательства наличия мутагенных эффектов загрязненной морской среды. Бенз(а)пирен активно циркулирует по морским пищевым цепочкам и попадает в пищу людей.

Наибольшие количества нефти сосредоточены в тонком приповерхностном слое морской воды, имеющем особенно важное значение для различных сторон жизни океана. В нем сосредоточено множество организмов, этот слой играет роль «детского сада» для многих популяций. Поверхностные нефтяные пленки нарушают газообмен между атмосферой и океаном. Претерпевают изменения процессы растворения и выделения кислорода, углекислого газа, теплообмена, меняется отражательная способность (альбедо) морской воды.

Хлорированные углеводороды, широко применяемые в качестве средств борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства, с переносчиками инфекционных болезней, уже многие десятилетия вместе со стоком рек и через атмосферу поступают в Мировой океан. ДДТ и его производные, полихлорбифенилы и другие устойчивые соединения этого класса сейчас обнаруживаются повсюду в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику.

Они легко растворимы в жирах и поэтому накапливаются в органах рыб, млекопитающих, морских птиц. Будучи ксенобиотиками, т.е. веществами полностью искусственного происхождения, они не имеют среди микроорганизмов своих «потребителей» и поэтому почти не разлагаются в природных условиях, а только накапливаются в Мировом океане. Вместе с тем они остротоксичны, влияют на кроветворную систему, подавляют ферментативную активность, сильно влияют на наследственность.

Вместе с речным стоком в океан поступают и тяжелые металлы, многие из которых обладают токсичными свойствами. Общая величина речного стока составляет 46 тыс. км 3 воды в год. Вместе с ним в Мировой океан поступает до 2 млн т свинца, до 20 тыс. т кадмия и до 10 тыс. т ртути. Наиболее высокие уровни загрязнения имеют прибрежные воды и внутренние моря. Немалую роль в загрязнении

Мирового океана играет и атмосфера. Так, например, до 30% всей ртути и 50% свинца, поступающих в океан ежегодно, переносится через атмосферу.

По своему токсичному действию в морской среде особую опасность представляет ртуть. Под влиянием микробиологических процессов токсичная неорганическая ртуть превращается в гораздо более токсичные органические формы. Накопленные благодаря биоаккумуляции в рыбе или в моллюсках соединения метилированной ртути представляют прямую угрозу жизни и здоровью людей. Вспомним хотя бы печально известную болезнь «Минамата», получившую название от японского залива, где так резко проявилось отравление местных жителей ртутью. Она унесла немало жизней и подорвала здоровье многих людей, употреблявших в пищу морские продукты из этого залива, на дне которого накопилось немало ртути от отходов близлежащего комбината.

Ртуть, кадмий, свинец, медь, цинк, хром, мышьяк и другие тяжелые металлы не только накапливаются в морских организмах, отравляя тем самым морские продукты питания, но и пагубно влияют на обитателей моря. Коэффициенты накопления токсичных металлов, т.е. концентрация их на единицу веса в морских организмах по отношению к морской воде, меняются в широких пределах - от сотен до сотен тысяч, в зависимости от природы металлов и видов организмов. Эти коэффициенты показывают, как накапливаются вредные вещества в рыбе, моллюсках, ракообразных, планктонных и других организмах.

Масштабы загрязнения продуктов морей и океанов так велики, что во многих странах установлены санитарные нормы на содержание в них тех или других вредных веществ. Интересно отметить, что при концентрации ртути в воде только в 10 раз большей ее естественного содержания загрязнение устриц уже превышает норму, установленную в некоторых странах. Это показывает, как близок тот предел загрязнения морей, который нельзя переступить без вредных последствий для жизни и здоровья людей.

Однако последствия загрязнения опасны, прежде всего, для всех живых обитателей морей и океанов. Эти последствия разнообразны. Первичные критические нарушения в функционировании живых организмов под действием загрязняющих веществ возникают на уровне биологических эффектов: после изменения химического состава клеток нарушаются процессы дыхания, роста и размножения организмов, возможны мутации и канцерогенез; нарушаются движение и ориентация в морской среде. Морфологические изменения нередко проявляются в виде разнообразных патологий внутренних органов: изменений размеров, развития уродливых форм. Особенно часто эти явления регистрируются при хроническом загрязнении.

Все это отражается на состоянии отдельных популяций, на их взаимоотношениях. Таким образом, возникают экологические последствия загрязнения. Важным показателем нарушения состояния экосистем является изменение числа высших таксонов - рыб. Существенно изменяется фотосинтезирующее действие в целом. Растет биомасса микроорганизмов, фитопланктона, зоопланктона. Это характерные признаки эвтрофикации морских водоемов, особенно они значительны во внутренних морях, морях закрытого типа. В Каспийском, Черном, Балтийском морях за последние 10-20 лет биомасса микроорганизмов выросла почти в 10 раз.

Загрязнение Мирового океана приводит к постепенному снижению первичной биологической продукции. По оценкам ученых, она сократилась к настоящему времени на 10%. Соответственно этому снижается и ежегодный прирост других обитателей моря.

Каким будет ближайшее будущее для Мирового океана, для важнейших морей? В целом для Мирового океана ожидается на ближайшие 20-25 лет рост его загрязнения в 1,5-3 раза. Соответственно этому будет ухудшаться и экологическая ситуация. Концентрации многих токсических веществ могут достигнуть порогового уровня, затем наступит деградация естественной экосистемы. Ожидается, что первичная биологическая продукция океана может понизиться в ряде крупных районов на 20-30% по сравнению с нынешней.

Сейчас уже ясен путь, который позволит людям избежать экологического тупика. Это безотходные и малоотходные технологии, превращение отходов в полезные ресурсы. Но потребуются десятилетия для воплощения идеи в жизнь.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем заключаются экологические функции воды на планете?
  • 2. Какие изменения в круговорот воды внесло появление жизни на планете?
  • 3. Как происходит круговорот воды в биосфере?
  • 4. От чего зависит величина транспирации? Каковы ее масштабы?
  • 5. В чем заключается экологическое значение растительного покрова с позиций геоэкологии?
  • 6. Что понимается под загрязнением гидросферы? В чем оно проявляется?
  • 7. Какие выделяют виды загрязнения вод?
  • 8. Что собой представляет химическое загрязнение гидросферы? Каковы его виды и особенности?
  • 9. Каковы основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод?
  • 10. Какие вещества относятся к основным загрязнителям гидросферы?
  • 11. Каковы для экосистем Земли экологические последствия загрязнения гидросферы?
  • 12. Какие последствия для здоровья человека представляет использование загрязненной воды?
  • 13. Что понимается под истощением вод?
  • 14. Каковы экологические последствия загрязнения Мирового океана?
  • 15. Как проявляется нефтяное загрязнение морской воды? Каковы его экологические последствия?

Мировой океан, как принято называть совокупность все морей и океанов нашей планеты, занимает свыше 70% поверхности нашей планеты, в результате чего оказывает огромное влияние на все происходящие на Земле процессы. Поэтому, проблема усиливающегося с каждым годом загрязнения Мирового океана , является одной из главных проблем, стоящих сегодня перед человечеством.

Как человек загрязняет Мировой океан

С зарождением человечества началось Мирового океана. И если на ранних стадиях развития цивилизации это загрязнение Мирового океана не носило катастрофического и даже было в чем-то полезно (органические отходы стимулировали рост рыб и подводных растений), то в последние два столетия, с развитием химической и особенно нефтедобывающей промышленности, загрязнение это начинает принимать угрожающий характер и, если не принимать защитных мер, может привести к гибели всего живого в морях и океанах, а затем, возможно, и на суше.

Нефть и нефтепродукты

Наиболее распространенные загрязнители Мирового океана, поступающие в воду как в результате утечек при добыче нефти путем , аварийных ситуациях при ее транспортировке танкерами, так и в результате промышленных и бытовых сбросов отходов в пресноводные водоемы, откуда с водой рек также поступает в Мировой океан.

Еще одним источником загрязнения морей и океанов является распространенная практика промывки трюмов танкеров морской водой. В результате безответственных действий капитанов таких судов в прежние годы в Мировой океан сбрасывалось свыше 20 млн. баррелей нефти. Правда, в последние годы благодаря развитию систем спутникового слежения, большинство таких случаев уже не остаются безнаказанными и объем данного вида загрязнения океана сокращается.

Нефть и нефтепродукты опасны тем, что, несмотря на свое органическое происхождение, данные вещества практически не перерабатываются океанскими микроорганизмами, образуют на поверхности пленку, которая, изменяя состав спектра проникающих в толщу воды солнечных лучей и затрудняя доступ кислорода, существенно изменяет условия существования океанских растений и животных и приводит к их массовой гибели. Ситуация усугубляется стабильностью этой пленки, убрать которую возможно только механическими средствами.

Сточные воды

Появившись с возникновением человеческой цивилизации сточные воды поначалу оказывали даже положительное стимулирующее влияние на морские водоросли и рыбы, но с превращением этого источника загрязнения Мирового океана в мощные зловонные потоки, вырывающиеся из канализационных коллекторов современных городов. Чтобы просто подойти к этим современным клоакам, придется как минимум купить респиратор , а еще лучше противогаз. И все эти продукты человеческой цивилизации устремляются либо непосредственно в моря и океаны, либо попадают туда же с течением рек, оставляя после себя настоящие подводные пустыни, усеянные органическими остатками.

Проблема засорения сточными водами наиболее актуальна для прибрежных вод и внутренних морей. Так, исследования, проведенные в Северном море, показали, что около 65% обнаруженных в нем загрязнений принесены реками. Принимаемые в последнее годы развитыми странами усилия по обезвреживанию и разжижению сточных вод принесли некоторый эффект, но пока его явно недостаточно, здесь необходимы слаженные действия всех стран мира, особенно Китая и Индии и других азиатских стран, где считается в порядке вещей…

Мусорные пятна в Мировом океане

Рост потребления изделий из пластмассы в последние десятилетия создали уникальное и опасное явление в Мировом океане, получившее название “мусорные пятна”. Это огромные скопления кусочков отходов пластика, образовавшихся в результате сброса мусора из прибрежных зон континентов и с океанских лайнеров, располагающиеся в виде огромных пятен на поверхности океана. На сегодняшний день известны пять гигантских мусорных пятен – по два в Тихом и Атлантическом океанах и одно в Индийском.

Плавающие на поверхности частицы пластика, также как и нефтяная пленка, изменяют прохождение солнечных лучей, кроме того, часто попадают в желудок морских животных и птиц вместе с водой, вызывая массовую гибель последних. По данным ученых, морские отходы в Тихом океане ежегодно вызывают гибель более миллиона морских птиц и более 100 тыс. морских животных.

Самый большой мусорный остров расположен в центре Тихого океана, его быстрый рост обусловлен завихрениями подводных океанских течений. Площадь “Великого тихоокеанского мусорного острова” (Great Pacific Garbage Patch) в настоящее время превышает миллион квадратных километров. Энтузиасты-экологи создали несколько общественных организаций по борьбе с загрязнением океана пластиковыми отходами, но правительствам пока удается “не замечать” проблему – ведь со спутника мусорное пятно не видно, пластик-то прозрачный.

Охрана Мирового океана

Вот почему является поистине жизненно важной охрана морей и океанов от вредительской деятельности человека. Этой актуальной задаче посвятили себя многие выдающиеся ученые, на правительственном уровне каждый год принимаются важные решения, и хочется надеется, что человечество сможет остановить опасный процесс загрязнения океанских вод и еще долгие годы наслаждаться голубыми водными просторами Земли.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Специалисты утверждают – экологические проблемы мирового океана необходимо решать в 21 веке, иначе можно ожидать серьезных последствий. Что угрожает Мировому океану? С чем связано возросшее беспокойство экологов? Какие ресурсы теряет планета из-за загрязнения вод?

Экологическая обстановка в 21 веке

О загрязнении мировых вод разговоры ведутся давно. И не только разговоры – достаточно взглянуть на количество крупных экологических исследований – только с начала 21 века их проведено более тысячи. Под загрязнением экологи подразумевают попадание в воды Мирового океана таких веществ, которые могут нарушить естественный биологический и неорганический баланс материи и привести к серьезным изменениям в составе или в динамике вод океана.

На данный момент загрязнение Мирового океана уже привело к таким последствиям:

  1. Нарушение экосистем – в некоторых частях океана пропадают уникальные экосистемы, уничтожаются редкие виды, меняется состав растительности, уменьшается биоразнообразие.
  2. Прогрессирующая эвтрофикация – вода становится менее чистой, появляется все больше органических и неорганических примесей, возрастает количество животных при уменьшении видового разнообразия.
  3. В биоте накапливаются химические загрязнители – токсические вещества.
  4. Результат комплексного воздействия – снижение биологической продуктивности. Это заметно по сокращающемуся свободному вылову рыбы.
  5. Повышение концентрации канцерогенных соединений в морской воде.
  6. Высокая степень микробиологического загрязнения прибрежных вод.

Все перечисленные последствия загрязнения Мирового океана губительны не только для обитателей моря, но и для цивилизации. Моря – серьезный источник ресурсов, начиная от нефти и заканчивая . Поэтому разумное использование водных ресурсов – это первоочередная экологическая задача.

Несмотря на способность мировых вод к самоочищению, он не в состоянии справиться с текущими объемами загрязнения.

Наиболее опасные и значимые факторы загрязнения:

  • Нефть и нефтепродукты.
  • Радиоактивные вещества.
  • Промышленные отходы, бытовые.
  • Материковый сток.
  • Атмосферное загрязнение.

Последние два пункта – это внешние источники загрязнения, которые хоть и зависят от природных факторов, также связаны с деятельностью человека.

В прошлом веке загрязнение носило локальный характер. Больше всего загрязняющих веществ наблюдалось в прибрежных зонах, на побережье материков, рядом с промышленными центрами, а также рядом с крупнейшими судоходными путями. В последние 20 лет ситуация изменилась – теперь загрязняющие вещества обнаруживают даже в водах высоких широт – рядом с полюсами. Таким образом, загрязнение носит масштабный характер и затрагивает все воды Мирового океана.

Основные причины загрязнения:

  • Освоение минеральных и энергетических ресурсов.
  • Повышение добычи биологических ресурсов.
  • Интенсификация хозяйственной деятельности.
  • Увеличение объемов добычи нефти.
  • Рост промышленности.

На данный момент самыми загрязненными океанами принято считать тихий и Атлантический, а самыми загрязненными морями – Северное, средиземное, Балтийское, а также внутренние воды Персидского залива.

Загрязнение нефтепродуктами

Это один из основных факторов загрязнения Мирового океана. Существуют подсчеты, которые показывают, что среднегодовой сброс нефти в океан составляет около 15 млн. тонн. В это число входят как непреднамеренные утечки и аварии танкеров, так и сознательный сток с нефтеперерабатывающих предприятий. В настоящее время меры ужесточаются, но все еще ощущается влияние того времени, когда не существовало законов, защищающих океан от промывки танкеров и стока с предприятий.

Крупнейшие зоны нефтяного загрязнения расположены в прибрежных водах, а также по пути следования нефтеналивных судов. В этих зонах экологи отмечают резкое сокращение видового разнообразия флоры и фауны.

Экологические проблемы Тихого океана и Атлантического – это, прежде всего, нефтяная пленка, которая по разным данным покрывает от 2 до 4% водной поверхности. В воды этих двух океанов ежегодно поступает 6 млн. тонн нефти и отходов нефтяной промышленности – и это только те отходы, которые удалось подсчитать. Половина отходов появляются в результате разработки шельфовых месторождений. Загрязнения от континентальной добычи поступают воды через речной сток.

После попадания нефти в океан, происходит следующее:

  • Образуется пленка, покрывающая поверхность воды. Толщина пленки – от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Все животные, попадающие в эту пленку, погибают.
  • Пленка превращается в эмульсию – смесь воды и нефти.
  • Нефть собирается в конгломераты – тяжелые комки, которые остаются плавать в поверхностном слое воды.
  • Нефть заглатывают крупные рыбы и млекопитающие – например, киты. Таким образом, нефть распространяется по океану. Рыбы, заглотившие нефтяной агрегант, либо погибают, либо продолжают жить, но уже непригодны в пищу после вылова.
  • Последний этап – уменьшение биоразнообразия, изменение видовой структуры биотопа.

Результат – падение биологической продуктивности. Это особенно важно для районов, экономика которых построена на ловле рыбы и на добыче морепродуктов. Долгосрочный результат – непредсказуемое изменение биологической составляющей океана.

Дампинг – сброс отходов в океан

Сброс или захоронение токсичных отходов в одах Мирового океана называется дампинг. Это распространенная практика во всех промышленных центрах планеты. Несмотря на действующие запреты, сток с промышленных предприятий растет с каждым годом.

В среднем на дампинг приходится до 10% от всех загрязняющих веществ, попадающих в океан.

В основном загрязнение происходит в таких ситуациях:

  • Намеренное захоронение материалов, полученных на токсичном производстве.
  • Сброс материалов при ведении работ на дне моря и в прибрежной зоне.
  • Захоронение строительного мусора.
  • Захоронение химических веществ, взрывчатки, радиоактивных веществ, представляющих угрозу при хранении на суше.

Отходы растворяются в воде, накапливаются в донных отложениях. После сброса невозможно очистить воды и вернуть им первоначальное состояние. Изначально у дампинга имелось экологическое обоснование – возможности Мирового океана, который способен переработать некоторое количество токсичных веществ без ущерба.

Дампинг долгое время считался временной мерой. Теперь понятно – сколько существует промышленность, столько же идет захоронение отходов в морских водах. Мировой океан не может справиться с переработкой такого количество отходов, экология морских вод под угрозой. На данный момент глобальный сброс отходов – это одна из важнейших проблем для мирового сообщества.

Последствия ненормированного сброса отходов:

  • Гибель бентоса.
  • Сокращение скорости роста рыб и беспозвоночных.
  • Изменение видового состава.

Как результат – сокращение базы для добычи пищевых ресурсов.

Загрязнение может быть и непрямым. Так, предприятия химической промышленности, расположенные вдалеке от прибрежных районов, также влияют на состояние вод. Происходит выброс загрязнителей в атмосферу, откуда вредные вещества вместе с осадками попадают в морскую воду.

Радиоактивное загрязнение составляет небольшую долю от общего загрязнения, но при этом может быть более опасно, чем сброс нефти. Причина – способность радиоактивных соединений долго сохранять губительные для живого свойства.

Радиация губительно влияет и на растения, и на животных. Лучевая нагрузка со временем суммируется, радиационное воздействие не проходит бесследно. Заражение передается через пищевые цепи – от одного животного к другому. В результате губительные дозы радиации концентрируются в живых организмах. Так, есть районы, где планктон в 1000 раз более радиоактивен, чем вода.

Международные договоры о запретах на ядерные испытания остановили массовое загрязнение океана радиоактивными отходами. Но прежние захоронения остались и все еще влияют на жизнедеятельность морских обитателей.

Основные пути накопления ядерных отходов в водах Мирового океана:

  • Размещение подводных лодок с ядерными средствами сдерживания.
  • Использование ядерных энергетических установок на подводных лодках.
  • Транспортировка отходов по воде.
  • Захоронение не обезвреженных ядерных отходов, ядерного топлива – это основные экологические проблемы Северного Ледовитого океана.
  • Испытания ядерного оружия – это проблемы Атлантического океана, и, в большей степени, Тихого. Испытания приводят как к континентальному загрязнению, так и к попаданию радиоактивных отходов в акваторию.
  • Подземные испытания – радиоактивные отходы попадают в океан со стоком рек.

Ядерные отходы вызывают целый комплекс проблем – страдает не только экология живого, нарушается естественный баланс неорганических веществ.

Загрязнение мировых вод – это одна из крупнейших экологических проблем современности. Несмотря на все принятые меры экологической защиты вод от губительного воздействия промышленности, до сих пор не удалось достигнуть каких-либо серьезных результатов.