Взрыв на нефтяной платформе в мексиканском заливе. Нефть Мексиканского залива. Анализ ситуации. Нефтяная платформа Deepwater Horizon и история ее создания и эксплуатации, взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon, повлекший за собой крупную экологичес

Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, произошедший 20 апреля этого года. Остановить образовавшуюся утечку удалось лишь к 4 августа, когда в воды залива вылилось уже 4,9 миллионов баррелей нефти.

Мы долгое время игнорировали события в Мексиканском заливе и тому были причины - сложность в понимании истиных причин катастрофы. Была ли причина техногенная или безалаберность человека? А может под водой крылся природный фактор? Нам было не ясно и мы решили выждать.

Но события развивались и всплывали новые интересные факты и вопросы. За катастрофой на Дипвотер Горизонт последовали другие менее шумные аварии, которые быстро появлялись и исчезали в пучине информации.

Действительные причины вряд ли будут обнародованны, хотя недавно (8 сентября) BP заявило, что они выяснили причину взрыва и затопления платформы - вся вина перекладывается на человеческий и технологический фактор, и ошибки в конструкции.

Хотя, давайте посмотрим на события последовавшие после катастрофы с Дипвотер Горизонт.

Утечка нефти рядом с аварийной скважиной имеет естественные причины

Утечка нефти, зафиксированная в Мексиканском заливе, имеет естественные причины и не связана с аварийной скважиной, на которую установлена заглушка, сообщает в понедельник агентство со ссылкой на представителей компании ВР.

Новую заглушку установили неделю назад взамен предыдущей, не справлявшейся со своей задачей по удержанию нефти и снятую со скважины 10 июля. За это время в залив могло вылиться примерно 120 тысяч баррелей нефти. Специалисты ВР 16 июля заявили, что с момента апрельской аварии.

Однако ранее в понедельник руководитель аварийно-спасательных работ на месте аварии адмирал Тэд Ален в письме ВР сообщил « и о неустановленных аномалиях в функционировании заглушки».

По данным экспертов, утечка находится на расстоянии трех километров от аварийной скважины.

После анализа ситуации ВР заявила, что в данный выход нефти на поверхность не связан с аварийной скважиной.

«Ученые пришли к выводу, что это просачивание нефти вызвано естественными причинами», - сказал агентству представитель ВР Марк Проглер (Mark Proegler).

Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. , которая началась следом и продолжается до сих пор, уже нанесла ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и Техас и грозит региону экологической катастрофой.

Инцидент в Мексиканском заливе стал крупнейшим аварийным разливом нефти в США, от крушения танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году. Тогда из севшего на мель судна вылилось около 260 тысяч баррелей нефти.

Расходы британской нефтяной компании BP на ликвидацию последствий разлива нефти в Мексиканском залив уже . Эта сумма включает в себя стоимость ликвидации последствий разлива, стоимость строительства дополнительных «разгрузочных» скважин, герметизации скважины, гранты прибрежным странам и выплаты по искам. К компании уже подано, по меньшей мере, 116 тысяч исков от пострадавших, по 67,5 тысячи из них сделаны выплаты на 207 миллионов долларов.

Утечка нефти из трещин в морском дне

Выбросы начинаются с 20 секунд видео.

Геология скважины и почему все так плохо

По источнику можно ознакомиться с последовательными иллюстрированными этапами.
Надо отметить, что это всего лишь версия, пытающаяся объяснить происхождение естественных выбросов нефти из трещин в морском дне.

У побережья Венесуэлы затонула газодобывающая платформа

13 мая 2010г . У побережья Венесуэлы в Карибском море затонула газодобывающая платформа Aban Pearl, никто из 95 рабочих не пострадал, сообщает РИА Новости со ссылкой на местную газету El Universal.

Инцидент произошел в штате Сукре на северо-востоке страны. «Вы же знаете, это плавучая платформа. В полночь она наклонилась, зачерпнула воды. Все работы были приостановлены и проведена эвакуация», - написал в своем блоге в Twitter президент страны Уго Чавес. Также глава Венесуэлы отметил, что к платформе направились два патрульных судна ВМФ страны. При этом он заявил, что авария - еще не повод лишать добывающую компанию Pdvsa права исследовать и разрабатывать газовые месторождения в прибрежных водах Венесуэлы.

Венесуэльский министр нефти Рафаэль Рамирес исключил возможность утечки газа из скважин, которые были пробурены с платформы. При этом он подтвердил, что затопление платформы не представляет угрозы для морского дна.

Свой блог на социальном сервисе Twitter Чавес открыл 27 апреля. Тогда он заявил, что решил зарегистрироваться на сайте в целях борьбы с оппозицией, которая активно использует платформу.

Напомним, 20 апреля в Мексиканском заливе на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел взрыв. В результате катастрофы погибли 11 человек. При затоплении платформа повредила скважину, из которой начала выливаться нефть. К 4 мая нефтяное пятно достигло берегов Луизианы.

Отдельной строкой ложится интересное событие в Арканзасе. в непосредственной близости от Мексиканского залива.

14 июня. Выход реки из берегов сопровождался 7,5 метровыми приливными волнами, которые полностью стерли с лица земли, расположенные по берегам реки базы отдыха. Спасатели все еще предпринимают отчаянные попытки найти десятерых без вести пропавших людей. Для этого используются все возможные средства: байдарки, квадроциклы и конные патрули.

Новый разлив в Мексиканском заливе

28 июля 2010г . В Мексиканском заливе произошла очередная утечка нефти. Правда, на этот раз не из-за буровой платформы BP, а из-за старого буксира и заброшенной нефтяной платформы.

Инцидент произошел в штате Луизиана недалеко от места, где последние три месяца ведутся работы по устранению разлива нефти. На озере Мад-Лейк буксир врезался в добывающее оборудование на скважине, принадлежащей компании Cedyco Corporation со штаб-квартирой в Хьюстоне. На сей раз на поверхности воды образовалась полоса нефтяной пленки, ширина которой составляет 50 м, а длина - 2 км. Капитан судна заявил, что скважина не была достаточно освещена, как положено по правилам. В настоящий момент идут работы по устранению последствий аварии. Уже установлены специальные ограждения, чтобы не допустить увеличения и распространения нефтяного пятна. Количество вытекшего из скважины «черного золота» пока неизвестно.

По мнению властей США, сравнивать ущерб от этой аварии с той, что имела место в конце апреля, пока не имеет смысла. Инцидент имеет локальный характер. Напомним, 20 апреля 2010 года произошла авария на скважине, принадлежащей корпорации ВР. Тогда в воды Мексиканского залива, по различным данным, попало от 354 млн до 698 млн т нефти, это стало крупнейшей нефтяной катастрофой в истории США. В результате пострадали экосистемы сразу четырех штатов.

Между тем нефтяное пятно, образовавшееся по вине BP, самозатопляется в теплых водах Мексиканского залива. Как сообщила на днях директор Национального управления океанических и атмосферных явлений Джейн Любченко, «становится все труднее найти нефть на поверхности воды». По ее словам, большое количество нефти было рассеяно по поверхности океана, а затем поглощено бактериями. Последствия этого еще не изучены, поэтому американские власти опасаются ущерба, который будет нанесен окружающей среде.

Пляжи Гоа начало заливать нефтью

2 сентября. Несмотря на оперативно начатую работу по очищению воды у берегов популярнейших индийских курортов, тысячи нефтяных шариков стремительно прибывает. Ситуация осложняется тем, что местонахождение источника нефти пока неизвестно, а власти оказались абсолютно не готовы к такой проблеме. Нет специального оборудования, нефть по берегу собирают обычные рабочие щётками. К чему готовиться тем, кто планировал провести свой отпуск на песчаных пляжах Гоа, радио «Вести ФМ» узнало у исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майей Ломидзе .

«Вести ФМ»: Добрый день!

Ломидзе: Здравствуйте!

«Вести ФМ»: Известно ли, насколько пострадали пляжи и океан?

Ломидзе: По имеющейся у нас на данный момент информации, на пляже, который традиционно выбирают наши туристы, пока не зафиксированы нефтяные пятна, поэтому пока наши люди не возвращаются оттуда. Тем не менее произошло уже некоторое падение интереса к этому региону, и пошли отказы. Они, правда, единичные, но они есть.

«Вести ФМ»: Здесь остается только надеяться на то, что к этому моменту власти каким-то образом смогут справиться с проблемой. Какие-то версии происходящего вы не пытались узнать? Откуда все-таки могла взяться нефть на песчаных пляжах?

Ломидзе: Страна довольно специфическая, и с информацией там сложно. Никаких данных по поводу того, где произошла утечка и по какой причине, у нас нет.

«Вести ФМ»: Эксперты считают, что нефтяной шлейф может тянуться от какого-либо танкера, который дал течь. Нефть могла уйти на глубину, и в дальнейшем ее могло вынести у берегов.

Ломидзе: Теоретически это возможно, однако нигде в СМИ не было информации. И нам тоже неизвестно, что у какого-то танкера произошла течь.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в результате аварии на платформе Deepwater Horizon в 2010 году считается одной из самых крупнейших техногенных катастроф, в результате которой экологии был нанесен непоправимый урон.

Платформа сверхглубокого бурения Deepwater Horizon была построена судостроительной компанией Hundai Industries (Южная Корея) по заказу R&B Falcon (Transocean Ltd.). На воду эта платформа была спущена в 2001 году, а через некоторое время была сдана аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). Срок аренды неоднократно продлевался, последний раз - вплоть до начала 2013 года.

В феврале 2010 года компания BP приступила к разработке месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Была пробурена скважина на глубине 1500 метров.

Взрыв нефтяной платформы

20 апреля 2010 года в 80-ти км от побережья американского штата Луизиана на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел пожар и взрыв. Пожар длился более 35 часов, затушить его безуспешно пытались с пожарных судов, которые прибыли на место аварии. 22 апреля платформа затонула в водах Мексиканского залива.

В результате аварии без вести пропало 11 человек, их поиски проводились вплоть до 24 апреля 2010 года и не дали никаких результатов. 115 человек были эвакуированы с платформы, среди них 17 с ранениями. Впоследствии мировые информагентства сообщили о том, что при ликвидациях последствий аварии скончались еще двое человек.

Разлив нефти

С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка 5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей в сутки, о чем в мае 2010 года заявил Министр внутренних дел США.

К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров.

За 152 дня в воды Мексиканского залива через поврежденные трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².

Ликвидация последствий

После того, как платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна.


Специалисты практически сразу после аварии поставили заглушки на поврежденную трубу, и начали проводить работы по установке стального купола, который должен был накрыть поврежденную платформу и предотвратить разлив нефти. Первая попытка установки не увенчалась успехом, и 13 мая было решено установить меньший по размеру купол. Полностью утечка нефти была установлена только 4 августа, благодаря тому, что в аварийную скважину была закачана буровая жидкость и цемент. Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Для ликвидации последствий были подняты буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании BP. Им помогали суда, самолеты и военно-морская техника ВМФ и ВВС США. В ликвидации последствий участвовало более 1000 человек, привлечены около 6000 военнослужащих Национальной гвардии США. Для ограничения площади нефтяного пятна было применено распыление диспергентов (активных веществ, применяющихся для осаждения нефтяных пятен). Также были установлены боновые заграждения, локализующие зону разлива. Применялся механический сбор нефти, как с помощью специальных судов, так и ручным способом силами добровольцев на побережье США. Кроме того, специалисты решили прибегнуть к контролируемому выжиганию нефтяных пятен.

Расследование инцидента

Согласно внутреннему расследованию, проведенному сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчете говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нем содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомленность наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесенные в проект по разработке скважины в самый последний момент.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс и выплата компенсаций

Судебный процесс по делу разлива нефти в Мексиканском разливе над британской компанией BP начнется 25 февраля 2013 года в Новом Орлеане (США). Кроме исков федеральных властей, британской компании были предъявлены иски от американских штатов и муниципалитетов. В соответствии с законодательством США, BP придется заплатить штраф из расчета от 1,1 до 4,3 тысячи долларов за каждый вылившийся в результате аварии баррель нефти. В феврале 2013 года стало известно, что компании удалось договориться с американскими властями о снижении размера штрафных санкций на 3,4 млрд. долларов. Причиной изменения размера компенсации послужил тот факт, что 810 тысяч баррелей нефти были собраны и не попали в окружающую среду. Таким образом, размер максимального штрафа составляет 17,6 млрд долларов. Окончательный же размер компенсации будет зависеть от судебного постановления.

Кроме того, весной 2012 года было заключено соглашение с комитетом истцов по размеру компенсации: более чем 100 тысяч американских предпринимателей и физических лиц получат компенсацию на сумму более 7,8 млрд долларов.

Также в ноябре 2012 года компания BP договорилась с властями США о выплате штрафов на сумму 4,5 млрд долларов в течение пяти лет.

Последствия для экологии

После аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, при этом был введен практически полный запрет на рыбную ловлю.


1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено около мертвыми 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчетам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз.

Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон.

Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелетных птиц.

Согласно последним исследованиям, на сегодняшний Мексиканский залив практически полностью оправился от понесенного ущерба. Американские океанологи проследили за ростом рифообразующих кораллов, которые не могут жить в загрязненной воде, и выяснили, что кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме. Биологи же отмечают небольшое повышение средней температуры воды в Мексиканском заливе.

Некоторые исследователи высказывали опасения относительно влияния нефтяной аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. Были высказаны предположения, что течение похолодело на 10 градусов и начало разбиваться на отдельные подводные течения. Действительно, некоторые погодные аномалии (например, сильные зимние морозы в Европе) имели место с тех пор, как случился разлив нефти. Однако ученые до сих пор не сошлись в едином мнении относительно того, является ли катастрофа в Мексиканском заливе первообразующей причиной климатических изменений и повлияла ли она на Гольфстрим.

В апреле 2010 года взрыв на нефтедобывающей платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе унес жизни 11 рабочих привел к выбросу в океан 4,9 млн баррелей нефти. Авария на вышке компании BP поставила под угрозу животный мир Мексиканского залива и угрожала загрязнением сотен миль береговой линии. Каковы экологические последствия одного из крупнейших разливов нефти в истории и настолько ли они катастрофические, как опасались год назад? ..

Последствия разлива нефти в Мексиканском заливе

Ученые предупреждают, что время для продуманной оценки воздействия аварии в Мексиканском заливе на природу еще не пришло, поскольку полной картины происходящего они за прошедший год не получили.

Разлив нефти затронул столь большую территорию, что на сбор данных уйдут месяцы и годы.

Однако некоторые основания для оптимизма все же есть, сказала в интервью агентству Ассошиэйтед пресс Джейн Любченко, администратор Национального управления по океанам и атмосфере США - одного из ведущих федеральных ведомств, занятых ликвидацией последствий аварии.

По ее словам, состояние Мексиканского залива "гораздо лучше, чем опасались".

"Пока преждевременно говорить о том, что все хорошо, - оговаривается она. - Определенные сюрпризы все еще обнаруживаются - вот, например, мы находит мертвых дельфинят".

Оценка ущерба

Американские федеральные ведомства собирают данные о последствиях разлива нефти в рамках официальной "оценки ущерба природным ресурсам" (NRDA).

Но доступ к материалам этого расследования сильно ограничен, говорят ученые и активисты-экологи.
Методика NRDA предназначена для оценки ущерба как окружающей среде, так и отраслям экономики, таким как сельское хозяйство и рыболовство, и расчета затрат на исправление нанесенного вреда.

"И мы, и многие другие пытались получить хоть какое-то представление о выводах этой группы ведомств и исследователей, и это оказалось почти невозможно", - говорит Клод Гаскон, глава отдела научных исследований некоммерческой организации Национальный фонд рыбы и дикой природы.

"А причина проста: компенсации будут предметом множества судебных разбирательств", - добвляет Гаскон.

"Если [процесс оценки ущерба] будет выполнен в полном объеме, то это займет несколько лет, возможно, и больше, затем нужно будет разработать план возмещения ущерба и выставить претензии ответственным сторонам", - поясняет Стэн Сеннер, директор по науке некоммерческой "Охраны океанов" (Ocean Conservancy).

Аналогичная процедура проводилась после разлива нефти с танкера Exxon Valdez в 1989 году. Сеннер в то время работал на федеральное правительство.

"Мы начали процесс и провели оценку ущерба. Но через два года после разлива правительство и Exxon урегулировали свои претензии во внесудебном порядке и до конца процесс NRDA доведен не был", - вспоминает эколог.

Продолжать наблюдения

Пляжи и птицы пострадали, но если бы не действия властей, ущерб мог бы быть еще больше

По его мнению, в этот раз сбор данных об ущербе окружающей среде будет необходимо продолжить, даже если BP удастся договориться с правительством США.

"Это может случиться, а может и не случиться, но я хочу подчеркнуть, что независимо от урегулирования претензий научная работа должна продолжиться. Это поможет нам понять, как долго мы будем сталкиваться с последствиями аварии, сколько времени уйдет на восстановление и так далее", - говорит Сеннер.

Он указывает, что эта информация будет необходима для оценки рисков, связанных с разработкой месторождений нефти и газа в Арктике.

"Об арктическом регионе, где предлагается разрабатывать месторождения нефти, известно попросту намного меньше", - говорит он.

"Кроме того, в Мексиканском заливе намного больше возможностей для реагирования на разлив нефти, а в Арктике никаких возможностей нет. На арктическом побережье Аляски, например, нет даже порта, который мог бы служить базой для операции по ликвидации последствий", - предостерегает ученый.

Основные последствия

За три месяца, в течение которых из скважины на глубине 1,5 км лилась сырая нефти в Мексиканский залив, нефтяная пленка покрыла тысячи квадратных километров. Всего в море попало 4,9 млн баррелей нефти.

800 тыс. баррелей удалось собрать, примерно 265 тыс., поднявшихся на поверхность, было сожжено.
Над морем было распылено более 8 млн литров химических реагентов.

Загрязнение побережья

Нефть начало выносить на берег в июне 2010 года, загрязнению подверглись сотни миль побережья штатов от Флориды до Луизианы.

В первые несколько недель после разлива погода не способствовала загрязнению берегов, и это дало властям время для принятия превентивных мер. В частности, в море было выстановлено 4000 км заграждений.

Гибель морских черепах

Уменьшение популяции морских черепах Мексиканского залива вызывало озабоченность экологов еще до аварии: они гибли, попадая в рыболовные сети, а их естественная среда обитания сжималась.

После разлива нефти 25 тысяч черепашьих яиц были переправлены из Мексиканского залива на атлантическое побережье Флориды. Эта операция рассматривалась как способ предотвратить гибель целого поколения морских черепах в загрязненных водах.

Гибель птиц

Более 120 видов птиц пострадали от разлива нефти. Орнитологи говорят о тысячах особей. Больше половины из них погибло из-за загрязнения перьев. Сильнее других пострадали американские бурые пеликаны, которые ныряют в воду за рыбой. Для перелетных птиц удалось создать подобие болот за счет затопления сельскохозяйственных земель, что по словам экологов, спасло многих пернатых.

Загрязнение болот

В регионе Мексиканского залива расположен ряд прибрежных болот, играющих жизненно важную роль в поддержании жизнедеятельности перелетных птиц.

Благоприятная погода и быстрые действия властей позволили избежать худшего сценария. Тем не менее, нефть просочилась в некоторые болота и природные заповедники.

Гибель дельфинов

Ученых беспокоит резкий рост смертности дельфинов вида афалина, зафиксированный после разлива нефти. Экологи полагают, что реальная смертность может быть в 50 раз выше официальных цифр.

В первый сезон размножения дельфинов после аварии резко увеличилось количество найденных на берегу мертвых детенышей. Причины этого явления до конца не изучены.

Гибель кораллов

В Мексиканском заливе расположены тропические коралловые рифы, но на данном этапе трудно оценить воздействие разлива нефти на их хрупкую экосистему.

Экологи говорят, что если нефть полностью покроет риф, то коралл скорее всего погибнет.

Размножение рыбы

После аварии вылов рыбы на значительной части Мексиканского залива был запрещен. За последний год численность акул выросла на 400%, креветок - на 200%.

Однако ученые указывают, что год - это слишком короткий временной отрезок, чтобы судить о влиянии разлива нефти, а нарушения в пищевой цепи проявятся в долгосрочной перспективе.

Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon непременно должен был случиться и только ждал своего момента. Специалисты называют сейчас семь роковых промахов, ставших причиной разлива нефти в Мексиканском заливе. Из этой катастрофы можно извлечь определенные уроки, которые помогут избежать такого в будущем.

21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины, – она днем раньше взорвалась на глубине 5,5 км под палубой этой платформы

20 апреля стал днем триумфа для компании British Petroleum и для команды буровой платформы Deepwater Horizon компании Transocean. Плавучая буровая платформа в 80 км от побережья штата Луизиана в точке, где глубина воды составляла 1,5 км, уже почти завершила бурение скважины, уходящей на 3,6 км под океанское дно. Это была столь сложная задача, что ее часто сравнивали с полетом на Луну. Теперь, после 74 дней непрерывного бурения, компания BP готовилась запечатать скважину Macondo Prospect и оставить ее в таком виде, пока не будет доставлено на место все эксплуатационное оборудование, чтобы обеспечить регулярную подачу нефти и газа. Где-то в 10:30 утра вертолет привез четверых функционеров высшего звена — двух из BP и двух из Transocean — для праздничной церемонии в связи с завершением буровых работ, а заодно по поводу семи лет безаварийной работы этой буровой платформы.

В следующие несколько часов на платформе развернулись события, которые вполне заслуживали бы включения в учебники по технике безопасности. Как и частичное расплавление активной зоны реактора на атомной электростанции Три-Майл Айленд в 1979 году, утечка токсичных веществ на химическом заводе в Бхопале (Индия) в 1984-м, разрушение «Челленджера» и Чернобыльская катастрофа в 1986-м, эти события имели причиной не какой-то один неверный шаг или поломку в конкретном узле. Катастрофа на Deepwater Horizon стала результатом целой цепи событий.


21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины — она днем раньше взорвалась на глубине пяти с половиной километров под палубой этой платформы.

Самоуспокоение

Глубоководные скважины работают без проблем десятилетия подряд. Разумеется, подводное бурение— сложная задача, но существует уже 3423 действующие скважины только в Мексиканском заливе, причем 25 из них пробурены на глубинах более 300 м. За семь месяцев до катастрофы в четырех сотнях километров к юго-востоку от Хьюстона эта же буровая платформа пробурила самую глубокую в мире скважину, уходящую под океанское дно на фантастическую глубину в 10,5 км.

То, что было невозможным несколько лет назад, стало рутинной процедурой. BP и Transocean били рекорд за рекордом. Та же технология морского бурения и то же оборудование, которые прекрасно себя оправдали при разработках на мелководье, вполне эффективны, как показала практика, на более серьезных глубинах. Нефтяники, как при золотой лихорадке, ринулись в океанские глубины.


Компания British Petroleum (BP) арендует буровые платформы, принадлежащие швейарской компании Transocean. С их помощью она пробивается к углеводородному месторождению под названием Macondo Prospect. Это месторождение расположено в 80 км к юго-востоку от города Венис (штат Луизиана) на глубине 3,9 км под океанским дном (глубина океана в этом месте — полтора километра). Потенциальный запас — 100 миллионов баррелей (месторождение среднего размера). Компания BP собирается провести все буровые работы за 51 день.

Гордыня подготовила почву к несчастью, которое случилось на буровой. «В случае, если скважина неожиданно начнет фонтанировать, создавая разлив нефти, не следует опасаться серьезных последствий, поскольку работы ведутся в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами, используется проверенное оборудование и имеются методики, специально разработанные для подобных случаев…» — так написано в плане изыскательских работ, который 10 марта 2009 года компания BP представила в американскую надзорную инстанцию — Службу эксплуатации месторождений (Minerals Managements Service, MMS) министерства недр США. Самопроизвольное фонтанирование подводных скважин случается сплошь и рядом, только в Мексиканском заливе с 1980 по 2008 год отмечено 173 случая, однако еще ни один подобный выброс не случался на глубоководье. На самом деле ни у BP, ни у его конкурентов не имелось на такой случай ни «проверенного оборудования», ни «специально разработанных методик» — вообще никакого страховочного плана в предвидении какой-либо катастрофической аварии на больших глубинах.

7 октября 2009 года
BP начинает буровые работы на участке площадью 2280 гектар, арендованном еще в 2008 году за $34 миллиона. Однако использовавшаяся сначала буровая платформа Marianas повреждена ураганом Ида, так что ее буксируют на верфь для ремонта. Уходит три месяца на то, чтобы заменить ее платформой Deepwater Horizon и возобновить работы.
6 февраля 2010 года
Horizon начинает буровые работы на месторождении Macondo. Чтобы не отстать от графика, рабочие торопятся, завышая скорость бурения. Вскоре из-за чрезмерных скоростей стенки скважины дают трещины, и внутрь начинает просачиваться газ. Инженеры запечатывают нижние 600 метров скважины и направляют скважину в обход. Эти переделки обходятся в двухнедельную задержку.
Середина марта
Майк Уильямс, главный по электронике в компании Transocean, спрашивает руководителя подводных работ Марка Хэя, почему в пульте управления функции перекрытия газа просто отключены. Если верить Уильямсу, Хэй ответил: «Да у нас все так делают». За год до этого Уильямс заметил, что на буровой все аварийные лампы и индикаторы просто отключены, и при выявлении утечки газа и пожара не будут автоматически активированы. В марте он видел, как рабочий держал в руках куски резины, вынутые из скважины. Это были обломки жизненно важной цилиндрической задвижки — одной из деталей противовыбросового превентора, многоэтажной конструкции из страховочных задвижек, установленной над устьем скважины. По словам Уильямса, Хэй сказал: «ничего страшного».
30 марта, 10:54
Инженер BP Брайан Морел отсылает электронное письмо своему коллеге, обсуждая идею, как опустить в скважину единую обсадную колонну диаметром 175 мм, чтобы она тянулась от устья скважины до самого ее дна. Более безопасный вариант с хвостовиком, который обеспечивает больше ступеней защиты от газа, поднимающегося по скважине, Морел отметает: «Обойдясь без хвостовика, вы прилично сэкономите и по времени, и по деньгам». Однако при использовании хвостовика, говорит Форд Бретт, инженер-нефтяник с большим стажем, «скважина была бы гораздо лучше защищена от всяческих неприятностей».
9 апреля
Рональд Сепульвадо, руководящий работами на скважине от лица BP, сообщает, что обнаружена утечка в одном из устройств управления превентором, который должен принять с платформы электронный сигнал на перекрытие скважины и дать команду на гидроприводы для аварийного заглушения скважин. В таких ситуациях компания BP обязана уведомить MMS и приостановить буровые работы, пока этот блок не будет приведен в рабочее состояние. Вместо этого, чтобы перекрыть утечку, компания переключает неисправное устройство в «нейтральное» положение и продолжает бурение. MMS никто не уведомлял.
14 апреля
BP подает в MMS запрос о возможности использовать единую колонну вместо более безопасного способа с хвостовиком. На следующий день она получает одобрение. Еще два дополнительных запроса согласованы за считанные минуты. За время с 2004 года в Заливе пробурено 2200 скважин, и только одна компания изловчилась в течение 24 часов утрясти согласования на три изменения в рабочих планах.

Легкомыслие

Многие годы компания BP гордилась тем, что умеет браться за рискованные дела в политически нестабильных государствах (например, в Анголе и Азербайджане), что способна реализовать изощренные технологические решения в самых глухих уголках Аляски или на огромных глубинах в Мексиканском заливе. Как говорил Тони Хэйуорд, бывший гендиректор компании, «мы беремся за то, чего другие не могут или не отваживаются сделать». Среди нефтедобытчиков эта компания славилась легкомысленным отношением к проблемам безопасности. По данным Центра общественной безопасности (Center for Public Integrity), с июня 2007 года по февраль 2010 года на нефтеперерабатывающих заводах BP в штатах Техас и Огайо из 851 нарушения правил техники безопасности 829 были признаны Управлением охраны труда США «сознательными» или «злонамеренными».


Катастрофа на Deepwater Horizon — не единственный крупномасштабный разлив нефти, виновником которого оказалась компания BP. В 2007 году ее дочка BP Products North America выплатила в качестве штрафа более $60 млн за нарушение федеральных законов по охране окружающей среды на территории штатов Техас и Аляска. В списке этих нарушений и крупнейший разлив 2006 года на Арктической низменности (1000 т сырой нефти), когда причиной оказалось нежелание компании принимать адекватные меры для защиты трубопроводов от коррозии.

Администрация других нефтедобывающих компаний оповещала Конгресс, что программы бурения, принятые в BP, не соответствуют обязательным для отрасли нормам. «У них выполнялись отнюдь не все требования, которые мы бы порекомендовали или применяли в собственной практике», — говорит Джон С. Уотсон, президент компании Chevron.


Платформа Deepwater Horizon горела полтора дня и наконец 22 апреля погрузилась в воды Мексиканского залива.

Риск

Нефть и метан в месторождениях глубокого залегания находятся под давлением — чуть шевельни, и они могут выстрелить фонтаном. Чем глубже скважина, тем выше давление, и на глубине 6 км давление превышает 600 атм. В процессе бурения утяжеленный минеральными фракциями буровой раствор, который закачивают в скважину, смазывает всю бурильную колонну и вымывает на поверхность выбуренную породу. Гидростатическое давление тяжелого бурового раствора удерживает жидкие углеводороды внутри залежи. Буровой раствор можно считать первой линией защиты против выброса нефти.

Если нефть, газ или простая вода попадут в процессе бурения в скважину (скажем, из-за недостаточной плотности бурового раствора), в скважине резко поднимется давление и возникнет возможность выброса. Если стенки скважины растрескались или цементный слой между обсадными трубами, защищающими бурильную колонну, и скальными породами в стенках скважины оказался недостаточно прочным, пузырьки газа могут с ревом взлететь вверх по бурильной колонне или снаружи обсадных труб, попадая внутрь колонны в местах стыков. При этом стенки скважины могут растрескаться, создав возможности для утечек, говорит Филип Джонсон, профессор гражданского строительства в Университете штата Алабама.


У основания скважины цементный раствор подается изнутри обсадной колонны и поднимается вверх по затрубному пространству. Цементирование необходимо для защиты скважины и предотвращения протечки.

Ни нефтяники, ни служба MMS не задумывались над тем, что при бурении во все более сложных условиях риск будет расти. «Налицо явная недооценка грозящих опасностей, — говорит Стив Арендт, вице-президент фирмы ABS Consulting и эксперт по безопасности нефтепереработки.- Длинная цепочка удач застила буровикам глаза. Они оказались просто не готовы».

Нарушения

В основе решений, принятых компанией BP, лежала тактика, которую Роберт Беа, профессор Калифорнийского университета в Беркли, называет «введением нарушений в норму». В компании давно уже привыкли действовать на грани допустимого.

Середина апреля
В рецензии на план BP содержатся рекомендации отказаться от использования единой колонны, так как при этом техническом решении формируется открытое кольцевое пространство до самого устья (зазор между стальной обсадной колонной и стенкой скважины). В такой ситуации превентор остается единственным барьером на пути газового потока, если не выдержит цементная заливка. Невзирая на это предостережение, BP решила устанавливать единую стальную обсадную колонну.
15 апреля
Бурение закончено, и на платформе собираются закачивать в скважину свежий раствор чтобы использованный раствор поднялся со дна скважины на буровую платформу. Таким образом можно вынести наружу газовые пузырьки и остатки породы — они ослабили бы цементную заливку, которая в дальнейшем должна заполнить кольцевое пространство. В варианте с Macondo эта процедура должна занять 12 часов. BP отменяет свой же план работ и выделяет на циркуляцию бурового раствора всего полчаса.
15 апреля, 15:35
Представитель компании Halliburton Джесси Гальяно отсылает в BP электронное письмо, в котором рекомендует использовать 21 центратор — это специальные хомуты, которые центрирую в скважине обсадную колонну, гарантируя равномерную цементную заливку. В конце концов BP обходится всего шестью центраторами. Джон Гайд, руководивший в BP группой обслуживания скважины, признался, что центраторы были не того типа, какой требуется для данной задачи. «Почему вы не могли обождать, пока не привезут те центраторы, какие надо?» — спросил адвокат. «А их так и не привезли», — ответил Гайд.

Завершение работ постоянно откладывалось, и на организаторов работ оказывали сильное давление. Бурение было начато 7 октября 2009 года, при этом сначала использовали платформу Marianas. Она сильно пострадала от ноябрьского урагана. Потребовалось три месяца, чтобы пригнать платформу Horizon и продолжить буровые работы. На все работы было отведено 78 дней при стоимости работ в $96 млн, однако реальным сроком объявили 51 день. Компания требовала темпа. Но в начале марта из-за повышенной скорости бурения скважина растрескалась. Рабочим пришлось забраковать 600-метровый участок (из пробуренных к тому моменту 3,9 км), залить дефектную секцию цементом и пробиваться к нефтеносному слою в обход. К 9 апреля скважина достигла запланированной глубины (5600 м от уровня буровой платформы и на 364 м ниже последнего зацементированного сегмента обсадных труб).


Скважину бурят поэтапно. Рабочие проходят какой-то путь сквозь скальную породу, устанавливают очередной сегмент обсадных труб и заливают цемент в зазор между обсадной трубой и окружающей породой. Этот процесс повторяется раз за разом, обсадные трубы становятся все меньшего диаметра. Для закрепления последней секции у компании имелось два варианта — либо от устья скважины до самого забоя спустить однорядную колонну обсадных труб, либо спустить хвостовик — короткую колонну труб — под башмак нижней секции уже зацементированных обсадных труб, а затем протолкнуть дальше вторую стальную обсадную трубу, которую называют надставкой хвостовика. Вариант с надставкой должен был обойтись на 7−10 млн дороже, чем единая колонна, но он существенно снижал риск, обеспечивая двойной барьер для газа. Как показало расследование Конгресса, во внутренней документации BP, датируемой серединой апреля, имеются рекомендации, указывающие на нежелательность использования однорядной колонны обсадных труб. И тем не менее 15 апреля служба MMS положительно ответила на запрос BP о внесении поправок в ходатайство о разрешении. В этом документе утверждалось, что использование однорядной колонны обсадных труб «имеет веские экономические основания». На мелководье однорядные колонны используются достаточно часто, но их почти не использовали в таких глубоководных разведочных скважинах, как Macondo, где давление очень высоко, а геологические структуры недостаточно изучены.

По мере спуска обсадных труб пружинные хомуты (их называют центраторами) удерживают трубу по оси ствола скважины. Это нужно для того, чтобы цементная заливка легла равномерно и не образовалось полостей, через которые мог бы пробиться газ. 15 апреля компания BP уведомила Джесса Гальяно из компании Halliburton, что на последних 364 м обсадной колонны предполагается задействовать шесть центраторов. Гальяно прогнал на компьютере аналитическую модель-симулятор, которая показала, что 10 центраторов дают ситуацию с «умеренной» опасностью прорыва газа, а 21 центратор мог бы снизить вероятность неблагоприятного сценария до «малой». Гальяно порекомендовал BP именно последний вариант. Грегори Вальц, руководитель группы инженеров-буровиков в BP, писал Джону Гайду, руководителю группы обслуживания скважин: «Мы отыскали в Хьюстоне 15 центраторов Weatherford и утрясли все вопросы на буровой, так что утром сможем отправить их на вертолете…» Но Гайд возразил: «Чтобы их установить, потребуется 10 часов… Мне все это не нравится и… я сомневаюсь, нужны ли они вообще». 17 апреля BP сообщила Гальяно, что в компании решили использовать только шесть центраторов. При семи центраторах компьютерная модель показывала, что «в скважине возможны серьезные проблемы с прорывом газа», но $ 41 000 за каждый час отсрочки перевесили, и BP выбрала вариант с шестью центраторами.


Превентор — это этажерка из заслонок высотой 15 м, предназначенная для того, чтобы заглушить вышедшую из подчинения скважину. По причинам, до сих пор не известным, на месторождении Macondo эта последняя линия обороны работать отказалась.

После того как в скважину закачан цемент, проводится акустическая дефектоскопия цементирования. 18 апреля бригада дефектоскопистов компании Schlumberger вылетела на буровую, однако BP отказалась от их услуг, нарушив все возможные технические регламенты.

Техника

Тем временем на буровой все работают как одержимые, не видя ничего вокруг и не руководствуясь ничем, кроме оправдательных соображений и стремления ускорить процесс. Гальяно ясно показал вероятность протечек газа, а такие протечки повышают опасность выброса. Однако его модели не могли никому доказать, что этот выброс обязательно случится.

20 апреля 0:35
Рабочие закачивают вниз по обсадной трубе цементный раствор, затем с помощью бурового раствора выдавливают цемент вверх со дна на высоту 300 м по кольцевому пространству. Все эти действия соответствуют правилам MMS по запечатыванию месторождения углеводородов. Halliburton использует цемент, насыщенный азотом. Такой раствор отлично схватывается со скальными породами, однако требует очень внимательного обращения. Если в не схватившийся цемент проникнут газовые пузырьки, после них останутся каналы, через которые в скважину могут попадать нефть, газ или вода.
20 апреля — 1:00 — 14:30
Halliburton проводит три опрессовки с повышенным давлением. Внутри скважины повышают давление и проверяют, хорошо ли держит цементная заливка. Два теста прошли утром и после обеда. Все благополучно. Были отосланы назад подрядчики, которые прибыли на платформу для 12-часовой акустической дефектоскопии цементной заливки. «Это была ужасная ошибка, — говорит Сатиш Нагараджайя, профессор в Университете Райсе в Хьюстоне. — Вот тут-то они и утратили контроль над событиями».

Последняя линия обороны для глубоководных скважин — противовыбросовый превентор, пятиэтажная башня из задвижек, построенная на океанском дне над устьем скважины. Она должна при необходимости перекрыть и заглушить вышедшую из-под контроля скважину. Правда, превентор на скважине Macondo был нефункционален, одна из его трубных плашек — пластин, охватывающих бурильную колонну и предназначенных не пропустить поднимающиеся через превентор газы и жидкости, — была заменена на нерабочий опытный вариант. На буровых нередко позволяют себе такие замены — они снижают расходы на тестирование механизмов, но платить приходится повышенным риском.


При расследовании также обнаружилось, что на одном из пультов управления превентором стоял разряженный аккумулятор. Сигнал с пульта запускает срезающую плашку, которая должна просто перерубить бурильную колонну и заглушить скважину. Впрочем, даже если бы на пульте стоял свежезаряженный аккумулятор, срезающая плашка вряд ли сработала бы— выяснилось, что у ее привода протекает одна из гидравлических линий. Правила MMS звучат недвусмысленно: «Если из имеющихся пультов управления превентором какой-либо не действует», на буровой платформе «должны быть приостановлены все дальнейшие операции до тех пор, пока не будет введен в строй неисправный пульт». За 11 дней до выброса ответственный представитель BP, присутствовавший на платформе, увидел в ежедневной отчетности о проведенных работах упоминание о протечке в гидравлике и предупредил центральный офис в Хьюстоне. Однако компания не прекратила работы, не приступила к ремонту и не уведомила MMS.

20 апреля, 17:05
Недобор жидкости, поднимающейся по стояку, дает понять, что превентор кольцевого пространства дал течь. Вскоре после этого на буровой проводят опрессовку буровой колонны с отрицательным давлением. При этом понижают давление буровой жидкости в скважине и смотрят, не пробились ли углеводороды через цемент или обсадные трубы. Результат показывает, что, возможно, образовалась течь. Решено провести повторное тестирование. Обычно перед таким испытанием рабочие устанавливают герметизирующий рукав чтобы надежнее прикрепить к превентору верхнее окончание обсадной колонны. В данном случае BP этого не сделала.
20 апреля, 18:45
Вторая опрессовка с отрицательным давлением подтверждает опасения. На этот раз улика обнаруживается при измерении давлений на различных трубопроводах, которые связывают платформу и превентор. Давление в буровой колонне составляет 100 атмосфер, а во всех остальных трубах — нулевое. Это означает, что в скважину поступает газ.
20 апреля, 19:55
Даже имея на руках такие результаты опрессовки, BP приказывает компании Transocean заменить в стояке и верхней части обсадной колонны буровую жидкость с плотностью 1700 кг/м3 на морскую воду плотностью чуть больше 1000 кг/м3. В то же самое время требовалось поставить цементную пробку в скважину на глубине 900 м ниже океанского дна (магистраль подачи бурового раствора). Одновременное проведение двух этих операций чревато определенным риском — если цементная пробка не запечатает скважину, сам буровой раствор сыграет роль первой линии обороны против выброса. В расследовании, которое велось силами самой BP, это решение будет названо «фундаментальной ошибкой».

Руководство

К 20 апреля, так и оставив без проверки цементирование скважины на последних трех сотнях метров обсадной колонны, рабочие готовились запечатать скважину Macondo. В 11 часов утра (за 11 часов до взрыва) на планерке завязался спор. Перед тем как заглушить скважину, BP собиралась заменить защитный столб бурового раствора на более легкую морскую воду. Transocean активно возражала, но в конце концов уступила нажиму. Спор также касался вопроса, нужно ли проводить опрессовку с отрицательным давлением (в скважине снижают давление и смотрят, не поступает ли в нее газ или нефть), хотя эта процедура и не была включена в план буровых операций.

В споре обнажился конфликт интересов. За аренду платформы BP ежедневно платит компании Transocean по $500 000, так что в интересах арендатора вести работы как можно быстрее. С другой стороны, Transocean может позволить потратить часть этих средств на заботы о безопасности.

20 апреля 20:35
Рабочие прокачивают по 3,5 кубометра морской воды в минуту, чтобы промыть стояк, однако скорость поступающего бурового раствора подскакивает до 4,5 кубометров в минуту. «Это чистая арифметика, — говорит геолог-нефтяник Терри Барр. — Им нужно было понять, что скважина потекла и что нужно отчаянно качать буровой раствор обратно, чтобы ее заткнуть». Вместо этого рабочие продолжают закачивать морскую воду.
20 апреля, 21:08
Рабочие глушат помпу, которая качала морскую воду, чтобы провести предписанный EPA (Агентством по охране окружающей среды) «тест на отблеск» — таким образом проверяют, нет ли на морской поверхности плавающей нефти. Нефти не обнаружено. Помпа не работает, но из скважины продолжает поступать жидкость. Давление в обсадной колонне растет с 71 атмосферы до 88. В течение следующего получаса давление растет и дальше. Рабочие прекращают закачивать воду.
20 апреля, 21:47
Скважина взрывается. Газ под высоким давлением прорывается через превентор и по стояку достигает платформы. Семидесятиметровый гейзер фонтанирует на верхушке буровой вышки. За ним сыплется похожая на снег каша, «дымящаяся» от испаряющегося метана. Заблокированная система общей тревоги привела к тому, что рабочие на палубе не услышали никакого предупреждения о подступившем бедствии. Обходные контуры на панели управления привели к тому, что не сработала система, предназначенная для того, чтобы вырубить все двигатели на буровой.

Transocean провела два цикла опрессовки с отрицательным давлением и установила цементную пробку, чтобы запечатать устье скважины. В 19:55 инженеры BP решили, что пробка уже схватилась, и приказали рабочим компании Transocean открыть на превенторе цилиндрическую задвижку, чтобы начать закачку в стояк морской воды. Вода должна была вытеснять буровой раствор, который откачивался на вспомогательное судно Damon B. Bankston. В 20:58 в бурильной колонне подскочило давление. В 21:08, поскольку давление продолжало расти, рабочие прекратили откачку.

20 апреля, 21:49
Газ стекает по желобам в амбар бурового раствора, где пара инженеров отчаянно упирается чтобы подать еще раствора для закачки в скважину. Дизеля заглатывают газ через свои воздухозаборники и идут вразнос. Двигатель №3 взрывается. С него начинается цепь взрывов, раскачивающих платформу. Оба инженера гибнут мгновенно, еще четверо погибают в помещении с виброситами. Кроме них, погибло еще пятеро рабочих.
20 апреля, 21:56
Рабочий на мостике нажимает красную кнопку на пульте аварийной отсечки, чтобы включить срезающие плашки, которые должны перекрыть скважину. Но плашки не сработали. На превенторе имеется аккумулятор, питающий аварийные выключатели и запускающий плашки в случае повреждения линий связи, гидравлической магистрали или электрокабеля. Позже выяснилось, что гидравлическая магистраль была в порядке, в BP полагают, что не сработал выключатель. Командование на буровой вызывает судно для эвакуации.

После шестиминутного перерыва рабочие на буровой продолжили закачку морской воды, не обращая внимания на скачки давления. В 21:31 закачку снова прекратили. В 21:47 мониторы показали «существенный скачок давления», а через несколько минут из бурильной колонны вырвалась струя метана и вся платформа превратилась в гигантский факел — пока еще не зажженный. Потом что-то вспыхнуло зеленым светом, и белая кипящая жидкость — вспененная смесь из бурового раствора, воды, метана и нефти — встала столбом над буровой вышкой. Первый помощник Пол Эриксон увидел «вспышку пламени прямо над струей жидкости», а потом все услышали сигнал бедствия «Пожар на платформе! Всем покинуть судно!». По всей буровой рабочие суетились, стремясь попасть на две пригодные к использованию спасательные лодки. Одни кричали, что пора их спускать, другие хотели подождать отстающих, третьи прыгали в воду с высоты 25 м.


На фото: через два дня после выброса дистанционно управляемый робот пытается запечатать вышедшую из-под контроля скважину Macondo.

Тем временем на мостике капитан Курт Кухта спорил с руководителем подводных работ — в чьем праве запустить систему аварийного отключения (она должна дать команду на срезающие плашки, запечатав таким образом скважину и оборвав связь между буровой платформой и бурильной колонной). Систему запускали целых 9 минут, но это уже не имело значения, поскольку превентор все равно не работал. Платформа Horizon так и осталась не отсоединенной, нефть и газ продолжали поступать из-под земли, подпитывая горючим тот пылающий ад, который вскоре окружил буровую.


И вот результат — 11 погибших, миллиардные убытки BP, экологическая катастрофа в Заливе. Но самое худшее, как считает Форд Бретт, президент Oil and Gas Consultants International, состоит в том, что этот выброс «нельзя считать катастрофой в традиционном смысле. Это один из тех несчастных случаев, которые можно было полностью предотвратить».

Экологическая катастрофа в Мексиканском заливе продолжается. Многочисленные попытки остановить утечку нефти оказались тщетными. Нефть продолжает вытекать в залив. Гибнут животные. Экологи из миссии «Пеликан», которые проводят исследования в регионе, обнаруживают на больших глубинах гигантские скопления нефти, глубина которых достигает 90 метров. «Глубоководные пятна» опасны тем, что истощают запасы кислорода, необходимого для живых организмов. Сейчас его уровень уже сократился на тридцать процентов. «Если так будет продолжаться, через пару месяцев флора и фауна залива могут погибнуть», — говорят экологи.

Спонсор поста: Горячие вакансии и резюме в Запорожье на сайте Jobcast. При помощи этого сайта вы найдете работу в Донецке за очень короткий срок. Найдите работу себе, посоветуйте сайт друзьям.

1) Американский бурый пеликан (слева), стоит рядом со своими чистыми собратьями на одном из островов в заливе Баратария. На этом острове гнездятся многочисленные колонии птиц. Тут живут тысячи бурых пеликанов, цапель и розовых колпиц, многие из которых в настоящее время пострадали от . (Photo by John Moore/Getty Images)

2) Бурые пеликаны пролетают над нефтезадерживающим боном, который окружает их остров в заливе Баратария. Пеликан является символом штата Луизиана, но в 60-х годах прошлого века эти птицы практически исчезли в регионе из-за широкого применения инсектицидов. Однако позднее популяцию этих птиц удалось возродить. (Photo by John Moore/Getty Images)

3) Мертвая рыба на пляже острова Гранд-Айл, штат Луизиана. Компания "British Petroleum" использует химические реагенты – т.н. диспергаторы, которые расщепляют нефть. Однако их использование приводит к отравлению воды. Диспергаторы разрушают кровеносную систему рыб, и они умирают от обильного кровотечения. (Photo by John Moore/Getty Images)

4) Покрытый нефтью трупик северной олуши на пляже острова Гранд-Айл, . Побережье штата первым встретило нефтяную плёнку и больше всего пострадало от этой . (REUTERS / Sean Gardner)

5) Биолог Менди Тамлин из Департамента дикой природы и рыболовства штата Луизиана вытаскивает труп дельфина из воды у берега острова Гранд-Айл, штат Луизиана. Труп вскроют, чтобы определить точную причину смерти. (Carolyn Cole/Los Angeles Times/MCT)

6) Птица летит над нефтяной пленкой на водах Мексиканского залива у острова Ист-Гранд-Терр, который расположен у побережья Луизианы. Количество же нефти, которое находится в заливе на глубинах в разы превышает то, которое поднимается на поверхность воды. (AP Photo/Charlie Riedel)

7) Покрытая толстым слоем нефти чайка атлантический хохотун качается на волнах в морском прибое у острова Ист-Гранд-Терр, штат Луизиана. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

8) Компания "British Petroleum" запрещает рабочим распространять в прессе фотографии мертвых животных.(Photo by Win McNamee/Getty Images)

9) Покрытая нефтью мертвая рыба плавает у побережья острова Ист-Гранд-Терр 4 июня 2010 близ Ист-Гранд-Терр острова, штат Луизиана. Рыба поедает зараженный из-за применения диспергаторов планктон, и по пищевой цепочке токсины распространяются повсюду.(Photo by Win McNamee/Getty Images)

10) Птичий трупик в нефти плавает в полосе прибоя у острова Ист-Гранд-Терр 3 июнея. Экологи полагают, что пострадают миллионы различных перелетных птиц, которые зимуют на берегах Мексиканского залива, а сокращение популяции морских черепах, голубого тунца и других видов морских животных ударит по экосистеме всего Атлантического океана. (AP Photo/Charlie Riedel)

11) Раки-отшельники в красновато-коричневой нефти на побережье острова Дофин, штат Алабама. Предполагается, что полностью ликвидировать аварию удастся только к августу, а , возможно, затянется на годы. (AP Photo/Mobile Press-Register, John David Mercer)

12) Испачканные нефтью яйца пеликана в гнезде на птичьем острове в бухте Баратария, где гнездятся тысячи бурых американских пеликанов, крачек, чаек и розовых колпиц. (AP Photo/Gerald Herbert)

13) Умирающий птенец цапли сидит в мангровых зарослях на острове в заливе Баратария. (AP Photo/Gerald Herbert)

14) Покрытое нефтью тело мертвого дельфина лежит на земле в Венеции, штат Луизиана. Этого дельфина заметили и подобрали во время облета над юго-западной областью на реке Миссисипи. "Когда мы нашли этого дельфина, он был буквально нашпигован нефтью. Нефть просто выливалась из него." - рассказывают рабочие-контрактники, которые помогают нефтяникам очищать берег. (AP Photo/Plaquemines Parish Government)

15) Бурый пеликан, покрытый толстым слоем нефти, плавает в морском прибое у побережья острова Ист-Гранд-Терр, штат Луизиана. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

16) В штате Луизиана массово умирают . Экологи пытаются спасти пострадавших птиц — выживших особей, в основном пеликанов, срочно доставляют в ветеринарный реабилитационный центр. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

17) Сейчас нефть собирают уже на пляжах Флориды. По сообщениям портала «Кредиты в Краснодаре «, власти США запрещают рыболовство в новых территориях. Уже закрыта треть зоны промысла США в Мексиканском заливе. (Photo by Win McNamee/Getty Images)

18) Мертвая черепаха лежит на берегу в бухте Сент-Луис, штат Миссисипи. (Photo by Joe Raedle/Getty Images)

19) Мертвый горбыль в полосе прибоя на берегу в Уэйвленде, штат Миссисипи. (Photo by Joe Raedle/Getty Images)

20) Данин Биртель, слева, из Центра спасения и исследования птиц "Tri-State", Патрик Хоган, справа, из Международного научно-исследовательского центра по спасению птиц, и Кристина Шиллеси моют испачканного нефтью пеликана в Бурас, Луизиана, 3 июня. В центре для жертв нефтяного загрязнения предусмотрены чаны для мытья, специальные сушильные комнаты и небольшой бассейн, в котором заново учатся плавать птицы, чудом избежавшие смерти. (AP Photo/Gerald Herbert)