Туган-барановский михаил иванович. Экономические теории институционализма

Другие страны

Экономисты милостью Божьей. Михаил Туган-Барановский

Многие экономические воззрения выдающего российского учёного, которому посвящена эта статья, сохраняют актуальность и в наше время. Некоторые из них нашли применение в других странах.

~~~~~~~~~~~



Михаил Туган-Барановский


«Можно смело утверждать, что М. И. Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьёзно прислушаться к движению её на востоке Европы, в России… Анализируя проблемы, даже в их общих основах, он сплошь и рядом оттеняет те особенности, которые приобретают эти проблемы в условиях русской действительности, он ориентирует их и на материале русской жизни», - так оценивал Михаила Ивановича великий русский экономист Николай Кондратьев.

В 23 года Михаил Туган-Барановский (1865-1919) закончил Харьковский университет сразу по двум факультетам: естественному и юридическому. Но основной сферой своей исследовательской деятельности он избрал политическую экономию и экономику. В 1894-м, опубликовав работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», стал учёным-экономистом с мировым именем.


Титульный лист книги М. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в современной Англии,
их причины и влияние на народную жизнь»


Положением о том, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования, востребованным наукой спустя десятилетия, Туган-Барановский предвосхитил идею кейнсианской инвестиционной теории циклов, войдя именно в качестве её автора в учебники экономики на Западе. В 1901-м книга была переведена на немецкий язык, а в 1905-м - на французский. За эту работу М. И. Туган-Барановский в1894 годубыл удостоен степени магистра Московского университета. А в 1895-м становится приват-доцентом по экономике Петербургского университета.

В том же году его принимают в члены Императорского Вольного экономического общества. Однако в 1899-м по причине политической неблагонадёжности - близости к социал-демократам, Туган-Барановский, несмотря на все ученые степени, был лишён права преподавания в вузах Петербурга.

Спустя шесть лет он вернулся на кафедру Петербургского университета - снова в качестве приват-доцента. Стать профессором ему помешал донос коллеги, завидовавшего популярности учёного.

В 1898-м Туган-Барановский на основе своих социально-экономических исследований заканчивает фундаментальный труд «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где представлены основные варианты развития капитализма в России, особенно в промышленных отраслях. Учёный прогнозировал бурный промышленный рост и социально-политическую стабильность в нашей стране - в том случае, если капитализм будет не компрадорским, не антисоциальным… В том же году Туган-Барановский с успехом защитил эту работу в Московском университете как докторскую диссертацию. Защита стала событием и вызвала большой резонанс. Приходится удивляться тому, как быстро (с 1894 года) он написал эту работу. По нынешним временам только на сбор материалов ушло бы не менее 10 лет. Причём нужно учесть, что до этого автор книги занимался совершенно другими проблемами. Конечно, ему очень помогла работа в 1890-х годах в библиотеках Европы.

Учёный увлечённо занимался вопросами кооперативного движения. С 1908 года он - член руководства Всероссийского Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ. В 1909-м стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916-м выходит один из его главных трудов - «Социальные основы кооперации».

В сборнике «К лучшему будущему», выпущенном в 1912 году, Туган-Барановский выделяет десять видов кооперативов: кредитные, потребительские общества, строительные общества, закупочные товарищества, товарищества по сбыту, товарищества по переработке продуктов мелких производителей, общества взаимного страхования, производительно-подсобные артели, трудовые артели, производительные артели.


Кооперативная мастерская по производству дорожных экипажей


Кооперативы трактуются как некапиталистические формы. Они существуют как средства самозащиты трудящихся и только в их среде. Не гоняются за прибылью, а увеличивают общие трудовые доходы своих членов или уменьшают их расходы на потребительские нужды.

По мнению учёного, кооперативное движение может не просто стимулировать социально-экономическое развитие России, особенно её сельского хозяйства и пищевых отраслей, но и стать своего рода конкурентом крупных монополий, что, в свою очередь, позволит избежать диктата во всех сферах экономики.

Учёный обращал внимание на успешное развитие различных форм кооперации в Скандинавии, прежде всего в Швеции, которое обеспечило высокий уровень занятости, социальной и хозяйственной взаимопомощи населения, а в более широком контексте - «общенациональной экономической солидарности».

Он уделял большое внимание проблемам возможного перехода России на социалистический путь развития. Два главных противоречия капитализма, по мнению мыслителя, превращали этот строй в тормоз для раскрытия созидательных сил: во-первых, между производством как средством удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала; а во-вторых, между организованностью труда в пределах отдельного предприятия и неорганизованностью всего народного хозяйства.

В то же время он предупреждал, что «в неподготовленной социальной среде социализм, вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства, должен стать царством рабства и всеобщей нищеты».

Обе существующие теории прибыли - исходящие из трудовой теории и из предельной полезности - Туган-Барановский не считал верными. Он выдвинул иное, собственное объяснение, но в то же время согласованное и с той, и с другой теориями. В целом обществе, а не частном хозяйстве, прибыль возникает, как показывал учёный, по причине количественного увеличения совокупного продукта. Доля предпринимателей при этом может расти одновременно с ростом доли средств производства, которые играют совершенно такую же роль в образовании прибыли, как и рабочие.

Положение учёного, при всей его известности, было весьма противоречивым. В университетах и вузах, где преподавал Михаил Иванович, он пользовался необычайной популярностью и авторитетом. Его считали энциклопедистом, обращались к нему как к арбитру в научных спорах. В Петербургском университете он читал лекции только в актовом зале, так как все другие аудитории не вмещали желающих. В то же время его отказ «слепо верить в догму» марксизма, критика ряда постулатов, которая вначале преследовала целью их «более прочное обоснование», вызвали неприязнь будущих ниспровергателей режима. Приняв экономическую теорию Маркса и обосновав ею свои лозунги, российская интеллигенция не хотела возвращаться к теоретическому анализу и критике своего учителя. Зато, будучи переведены на европейские языки, труды Туган-Барановского высоко оценивались в научных кругах, его выводы за рубежом воспринимались как прорывные.

Социализм рассматривался Туган-Барановским в узком и широком смысле. В узком - как специфическая форма товарного хозяйства, где рационально сочетаются элементы капитализма и т. н. «индикализма». Под последним понималась система, при которой рабочие конкретного предприятия непосредственно участвуют в управлении и в распределении произведённого продукта.

Именно эта концепция реализовывалась в Югославии в «титовский» период (1948-1980) и в 1981-1991 годах - в рамках рабочего самоуправления, когда предприятиями практически всех отраслей, за исключением оборонных, руководили выборные советы, а не назначаемые «сверху» директора и парторги.

Схожая система была внедрена в Китае в 60-е - начале 70-х годов в виде «народных коммун», руководство которых выбиралось из числа их участников. Там она продолжает частично существовать в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Аналогичные «советы народного управления» или «комитеты трудящихся» существовали с начала 1970-х в Ливии в соответствии с концепцией «Народного самоуправляемого государства». Некоторые элементы рабочего самоуправления внедрены на Кубе. Работы Туган-Барановского не единожды издавались и в СФРЮ, и в КНР.

Но конечный «продукт развития» - социализм в широком смысле - представал таким обществом, где более высокий уровень производительных сил сопровождается появлением нового типа человека. Происходит «органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов». Здесь просматриваются элементы ряда теорий - «народного государства» Сунь Ятсена, концепций Ивана Ильина, Петра Струве, Дмитрия Мережковского, социалистов-утопистов Шарля Фурье, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.


Артельный труд применялся в большинстве крестьянских промыслов. Семеновские ложкари. Их товар имел постоянный спрос


Туган-Барановский утверждал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать сформулированная Иммануилом Кантом этическая идея о равноценности человеческой личности, о личности как цели в себе.

«Люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, с каким мы должны относиться к интересам их всех; они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них», - отмечал Туган-Барановский. При социализме, по его мнению, «развитие отдельной личности становится главной общественной целью».

В рамках этой сферы своих исследований Туган-Барановский выделял социализм государственный, коммунальный и синдикальный. Он считал, что «именно государственный социализм придаёт общественному производству пропорциональность и планомерность и даёт возможность быстрого роста общественного богатства». Причём государственным социализмом, по мнению учёного, может быть назван такой строй, при котором если не единственной, то основной хозяйственной единицей является государство.

Под синдикальным социализмом Туган-Барановским понималась такая форма, при которой средства производства принадлежат не только государству, но и отдельным группам рабочих, использующих эти средства. Причём каждая из групп является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Но здесь, опять-таки, «государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций». Что практиковалось в Югославии в 1948-1991 годах. Однако другие базовые, прежде всего социально-экономические условия не «дотягивали» там до максимальной эффективности самоуправляемого социализма. Зависимость от импорта нефти и газа, растущие внешняя задолженность, экономико-географические диспропорции между регионами и национально-конфессиональная напряжённость - все это вместе взятое нивелировало самоуправляемый социализм, а в итоге привело к распаду СФРЮ.

При коммунальном же социализме, как считает Туган-Барановский, роль государства сводится к очень незначительным функциям. Попытка внедрения именно такой формы была предпринята в Китае в 1950-х - середине 1970-х годов.

Причём все эти типы социализма Туган-Барановский считал не последовательными этапами развития, а разновидностями. Учёный был ещё и историком социализма, с увлечением изучал программы, основные особенности идеологии, литературную и практическую деятельность лидеров различных его направлений, в том числе и утопистов.

Туган-Барановский считал, например, вполне актуальной концепцию «гарантизма» Фурье. Речь шла о строе, при котором частному интересу будут противопоставлены гарантии общественного интереса: государственное страхование, регулируемое фабричное законодательство, помощь безработным, создание общественных ассоциаций, право на труд и достойная оплата. Развитие муниципалитетов, рабочих союзов, растущее кооперативное движение мелких производителей, особенно крестьян, по мысли Туган-Барановского, подготавливало почву для грядущего социалистического общества.


Титульный лист сборника статей М. Туган-Барановского «Вопросы мировой войны»


В работах по этой проблематике учёный исследовал и вопросы ценообразования. По его мнению, для построения хозяйственного плана социалистическое общество «будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов». И в этом прогнозе великий русский учёный оказался провидцем. В 1960-70-е годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) Академии наук СССР велись глубокие исследования по разработке системы оптимального управления на основе широкого использования экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Были созданы модели текущего, среднесрочного и долгосрочного развития народного хозяйства и его звеньев.

Рассматривая государственный социализм, Туган-Барановский отмечал, что хотя последний обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, он всё же сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития личности. Поэтому, «хотя создание общественного богатства и обладает значительной положительной ценностью, оно не может идти за счёт принижения человеческой личности».

Первым из всех благ Туган-Барановский (как, впрочем, и Бердяев, и Булгаков) считал личную свободу, без которой сытость - ничто. Не соглашаясь с Владимиром Соловьёвым, он заявлял, что социализм - не мещанство, а средство спасения от мещанства. «Я убеждён, - писал экономист, - что марксистский социализм приходит к концу и что теперь необходимо идеалистическое истолкование и обоснование социализма…»

Важной особенностью России Туган-Барановский считал «идеалистическую» природу русской интеллигенции, которая всегда стояла вне буржуазной культуры по той простой причине, что таковой в нашей стране не было. Для Михаила Ивановича важнее остального выступает именно эта черта - одухотворённость социалистической идеей, а не собственными классовыми инстинктами. Социалистический идеал, по его мнению, даётся этикой и метафизикой, а не вытекает непосредственно из экономического положения рабочих и их групповой борьбы.

Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма - в тесном сочетании с кооперацией. «Общество совершенно свободных людей», полагал он, - конечная цель развития общественного прогресса.

Ученый впрямую, можно сказать, «причастен» к современной теории инвестиционных циклов. В ряде работ он отмечал, что главным фактором их цикличности является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов. А фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Нарушение же ритма экономической активности, приводящее к кризису, происходит, по мнению Туган-Барановского, «из-за отсутствия параллелизма на рынках разных сфер в период экономического подъёма, несовпадения между сбережениями и инвестициями, из-за диспропорциональности в движении цен на капитальные блага и потребительские товары. В свою очередь, рост ссудного процента является верным признаком того, что свободного ссудного капитала в стране слишком мало для нужд промышленности». Отсюда Туган-Барановский делал вывод, что непосредственной причиной кризисов является не избыток ссудного капитала, не находящего применения, а его недостаток.

Обоснованность этой теории показывает, например, современный кризис в евровалютной зоне, где изначальная неравномерность социально-экономического развития многих стран-членов ЕС дополнилась диспропорциями в монетарной политике как Европейского Центробанка (ЕЦБ), так и частных финансовых структур стран еврозоны. А дополняющая эти факторы ограниченность банковских, в том числе ссудных ресурсов той же еврозоны не позволяет ЕЦБ планомерно выводить из нынешнего кризиса Грецию, Португалию, Ирландию, Италию. К тому же число кризисных стран в этом регионе постоянно растёт…

Туган-Барановский обоснованно критиковал теории, объясняющие кризисы нарушениями только в сфере денежного и кредитного обращения. Заметим, что такие воззрения, фактически игнорирующие теснейшую взаимосвязь положения в финансовой сфере с состоянием и перспективами производственной экономики, ныне весьма популярны. В том числе в России…

Словом, идеи Михаила Ивановича Туган-Барановского не только вызывают теоретический интерес, но и заслуживают того, чтобы быть практически востребованными. Прежде всего - для предотвращения системных социально-экономических кризисов.


Алексей Чичкин


Многие экономические воззрения выдающего российского учёного, которому посвящена эта статья, сохраняют актуальность и в наше время. Некоторые из них нашли применение в других странах.

«Можно смело утверждать, что М. И. Туган-Барановский в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьёзно прислушаться к движению её на востоке Европы, в России… Анализируя проблемы, даже в их общих основах, он сплошь и рядом оттеняет те особенности, которые приобретают эти проблемы в условиях русской действительности, он ориентирует их и на материале русской жизни», - так оценивал Михаила Ивановича великий русский экономист Николай Кондратьев.

В 23 года Михаил Туган-Барановский (1865-1919) закончил Харьковский университет сразу по двум факультетам: естественному и юридическому. Но основной сферой своей исследовательской деятельности он избрал политическую экономию и экономику. В 1894-м, опубликовав работу «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь», стал учёным-экономистом с мировым именем.

Титульный лист книги М. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь».

Положением о том, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования, востребованным наукой спустя десятилетия, Туган-Барановский предвосхитил идею кейнсианской инвестиционной теории циклов, войдя именно в качестве её автора в учебники экономики на Западе. В 1901-м книга была переведена на немецкий язык, а в 1905-м - на французский. За эту работу М. И. Туган-Барановский в1894 годубыл удостоен степени магистра Московского университета. А в 1895-м становится приват-доцентом по экономике Петербургского университета.

В том же году его принимают в члены Императорского Вольного экономического общества. Однако в 1899-м по причине политической неблагонадёжности - близости к социал-демократам, Туган-Барановский, несмотря на все ученые степени, был лишён права преподавания в вузах Петербурга.

Спустя шесть лет он вернулся на кафедру Петербургского университета - снова в качестве приват-доцента. Стать профессором ему помешал донос коллеги, завидовавшего популярности учёного.

В 1898-м Туган-Барановский на основе своих социально-экономических исследований заканчивает фундаментальный труд «Русская фабрика в прошлом и настоящем», где представлены основные варианты развития капитализма в России, особенно в промышленных отраслях. Учёный прогнозировал бурный промышленный рост и социально-политическую стабильность в нашей стране - в том случае, если капитализм будет не компрадорским, не антисоциальным… В том же году Туган-Барановский с успехом защитил эту работу в Московском университете как докторскую диссертацию. Защита стала событием и вызвала большой резонанс. Приходится удивляться тому, как быстро (с 1894 года) он написал эту работу. По нынешним временам только на сбор материалов ушло бы не менее 10 лет. Причём нужно учесть, что до этого автор книги занимался совершенно другими проблемами. Конечно, ему очень помогла работа в 1890-х годах в библиотеках Европы.

Учёный увлечённо занимался вопросами кооперативного движения. С 1908 года он - член руководства Всероссийского Комитета сельских, ссудосберегательных и промышленных товариществ. В 1909-м стал издавать журнал «Вестник кооперации», а в 1916-м выходит один из его главных трудов - «Социальные основы кооперации».

В сборнике «К лучшему будущему», выпущенном в 1912 году, Туган-Барановский выделяет десять видов кооперативов: кредитные, потребительские общества, строительные общества, закупочные товарищества, товарищества по сбыту, товарищества по переработке продуктов мелких производителей, общества взаимного страхования, производительно-подсобные артели, трудовые артели, производительные артели.

Кооперативная мастерская по производству дорожных экипажей.

Кооперативы трактуются как некапиталистические формы. Они существуют как средства самозащиты трудящихся и только в их среде. Не гоняются за прибылью, а увеличивают общие трудовые доходы своих членов или уменьшают их расходы на потребительские нужды.

По мнению учёного, кооперативное движение может не просто стимулировать социально-экономическое развитие России, особенно её сельского хозяйства и пищевых отраслей, но и стать своего рода конкурентом крупных монополий, что, в свою очередь, позволит избежать диктата во всех сферах экономики.

Учёный обращал внимание на успешное развитие различных форм кооперации в Скандинавии, прежде всего в Швеции, которое обеспечило высокий уровень занятости, социальной и хозяйственной взаимопомощи населения, а в более широком контексте - «общенациональной экономической солидарности».

Он уделял большое внимание проблемам возможного перехода России на социалистический путь развития. Два главных противоречия капитализма, по мнению мыслителя, превращали этот строй в тормоз для раскрытия созидательных сил: во-первых, между производством как средством удовлетворения человеческих потребностей и как целью в себе ради создания капитала; а во-вторых, между организованностью труда в пределах отдельного предприятия и неорганизованностью всего народного хозяйства.

В то же время он предупреждал, что «в неподготовленной социальной среде социализм, вместо того, чтобы стать царством свободы и всеобщего богатства, должен стать царством рабства и всеобщей нищеты».

Обе существующие теории прибыли - исходящие из трудовой теории и из предельной полезности - Туган-Барановский не считал верными. Он выдвинул иное, собственное объяснение, но в то же время согласованное и с той, и с другой теориями. В целом обществе, а не частном хозяйстве, прибыль возникает, как показывал учёный, по причине количественного увеличения совокупного продукта. Доля предпринимателей при этом может расти одновременно с ростом доли средств производства, которые играют совершенно такую же роль в образовании прибыли, как и рабочие.

Положение учёного, при всей его известности, было весьма противоречивым. В университетах и вузах, где преподавал Михаил Иванович, он пользовался необычайной популярностью и авторитетом. Его считали энциклопедистом, обращались к нему как к арбитру в научных спорах. В Петербургском университете он читал лекции только в актовом зале, так как все другие аудитории не вмещали желающих. В то же время его отказ «слепо верить в догму» марксизма, критика ряда постулатов, которая вначале преследовала целью их «более прочное обоснование», вызвали неприязнь будущих ниспровергателей режима. Приняв экономическую теорию Маркса и обосновав ею свои лозунги, российская интеллигенция не хотела возвращаться к теоретическому анализу и критике своего учителя. Зато, будучи переведены на европейские языки, труды Туган-Барановского высоко оценивались в научных кругах, его выводы за рубежом воспринимались как прорывные.

Социализм рассматривался Туган-Барановским в узком и широком смысле. В узком - как специфическая форма товарного хозяйства, где рационально сочетаются элементы капитализма и т. н. «индикализма». Под последним понималась система, при которой рабочие конкретного предприятия непосредственно участвуют в управлении и в распределении произведённого продукта.

Именно эта концепция реализовывалась в Югославии в «титовский» период (1948-1980) и в 1981-1991 годах - в рамках рабочего самоуправления, когда предприятиями практически всех отраслей, за исключением оборонных, руководили выборные советы, а не назначаемые «сверху» директора и парторги.

Схожая система была внедрена в Китае в 60-е - начале 70-х годов в виде «народных коммун», руководство которых выбиралось из числа их участников. Там она продолжает частично существовать в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Аналогичные «советы народного управления» или «комитеты трудящихся» существовали с начала 1970-х в Ливии в соответствии с концепцией «Народного самоуправляемого государства». Некоторые элементы рабочего самоуправления внедрены на Кубе. Работы Туган-Барановского не единожды издавались и в СФРЮ, и в КНР.

Но конечный «продукт развития» - социализм в широком смысле - представал таким обществом, где более высокий уровень производительных сил сопровождается появлением нового типа человека. Происходит «органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов». Здесь просматриваются элементы ряда теорий - «народного государства» Сунь Ятсена, концепций Ивана Ильина, Петра Струве, Дмитрия Мережковского, социалистов-утопистов Шарля Фурье, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы.

Артельный труд применялся в большинстве крестьянских промыслов. Семеновские ложкари. Их товар имел постоянный спрос.

Туган-Барановский утверждал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать сформулированная Иммануилом Кантом этическая идея о равноценности человеческой личности, о личности как цели в себе.

«Люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, с каким мы должны относиться к интересам их всех; они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них», - отмечал Туган-Барановский. При социализме, по его мнению, «развитие отдельной личности становится главной общественной целью».

В рамках этой сферы своих исследований Туган-Барановский выделял социализм государственный, коммунальный и синдикальный. Он считал, что «именно государственный социализм придаёт общественному производству пропорциональность и планомерность и даёт возможность быстрого роста общественного богатства». Причём государственным социализмом, по
мнению учёного, может быть назван такой строй, при котором если не единственной, то основной хозяйственной единицей является государство.

Под синдикальным социализмом Туган-Барановским понималась такая форма, при которой средства производства принадлежат не только государству, но и отдельным группам рабочих, использующих эти средства. Причём каждая из групп является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Но здесь, опять-таки, «государство может согласовывать действия различных рабочих ассоциаций». Что практиковалось в Югославии в 1948-1991 годах. Однако другие базовые, прежде всего социально-экономические условия не «дотягивали» там до максимальной эффективности самоуправляемого социализма. Зависимость от импорта нефти и газа, растущие внешняя задолженность, экономико-географические диспропорции между регионами и национально-конфессиональная напряжённость - все это вместе взятое нивелировало самоуправляемый социализм, а в итоге привело к распаду СФРЮ.

При коммунальном же социализме, как считает Туган-Барановский, роль государства сводится к очень незначительным функциям. Попытка внедрения именно такой формы была предпринята в Китае в 1950-х - середине 1970-х годов.

Причём все эти типы социализма Туган-Барановский считал не последовательными этапами развития, а разновидностями. Учёный был ещё и историком социализма, с увлечением изучал программы, основные особенности идеологии, литературную и практическую деятельность лидеров различных его направлений, в том числе и утопистов.

Туган-Барановский считал, например, вполне актуальной концепцию «гарантизма» Фурье. Речь шла о строе, при котором частному интересу будут противопоставлены гарантии общественного интереса: государственное страхование, регулируемое фабричное законодательство, помощь безработным, создание общественных ассоциаций, право на труд и достойная оплата. Развитие муниципалитетов, рабочих союзов, растущее кооперативное движение мелких производителей, особенно крестьян, по мысли Туган-Барановского, подготавливало почву для грядущего социалистического общества.

Титульный лист сборника статей М. Туган-Барановского «Вопросы мировой войны».

В работах по этой проблематике учёный исследовал и вопросы ценообразования. По его мнению, для построения хозяйственного плана социалистическое общество «будет вычерчивать кривые полезности по каждому продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет отыскиваться оптимальная цена на все виды продуктов». И в этом прогнозе великий русский учёный оказался провидцем. В 1960-70-е годы в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) Академии наук СССР велись глубокие исследования по разработке системы оптимального управления на основе широкого использования экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Были созданы модели текущего, среднесрочного и долгосрочного развития народного хозяйства и его звеньев.

Рассматривая государственный социализм, Туган-Барановский отмечал, что хотя последний обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, он всё же сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития личности. Поэтому, «хотя создание общественного богатства и обладает значительной положительной ценностью, оно не может идти за счёт принижения человеческой личности».

Первым из всех благ Туган-Барановский (как, впрочем, и Бердяев, и Булгаков) считал личную свободу, без которой сытость - ничто. Не соглашаясь с Владимиром Соловьёвым, он заявлял, что социализм - не мещанство, а средство спасения от мещанства. «Я убеждён, - писал экономист, - что марксистский социализм приходит к концу и что теперь необходимо идеалистическое истолкование и обоснование социализма…»

Важной особенностью России Туган-Барановский считал «идеалистическую» природу русской интеллигенции, которая всегда стояла вне буржуазной культуры по той простой причине, что таковой в нашей стране не было. Для Михаила Ивановича важнее остального выступает именно эта черта - одухотворённость социалистической идеей, а не собственными классовыми инстинктами. Социалистический идеал, по его мнению, даётся этикой и метафизикой, а не вытекает непосредственно из экономического положения рабочих и их групповой борьбы.

Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма - в тесном сочетании с кооперацией. «Общество совершенно свободных людей», полагал он, - конечная цель развития общественного прогресса.

Ученый впрямую, можно сказать, «причастен» к современной теории инвестиционных циклов. В ряде работ он отмечал, что главным фактором их цикличности является непропорциональность в размещении капитала, усилившаяся в связи с ограниченностью банковских ресурсов. А фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Нарушение же ритма экономической активности, приводящее к кризису, происходит, по мнению Туган-Барановского, «из-за отсутствия параллелизма на рынках разных сфер в период экономического подъёма, несовпадения между сбережениями и инвестициями, из-за диспропорциональности в движении цен на капитальные блага и потребительские товары. В свою очередь, рост ссудного процента является верным признаком того, что свободного ссудного капитала в стране слишком мало для нужд промышленности». Отсюда Туган-Барановский делал вывод, что непосредственной причиной кризисов является не избыток ссудного капитала, не находящего применения, а его недостаток.

Обоснованность этой теории показывает, например, современный кризис в евровалютной зоне, где изначальная неравномерность социально-экономического развития многих стран-членов ЕС дополнилась диспропорциями в монетарной политике как Европейского Центробанка (ЕЦБ), так и частных финансовых структур стран еврозоны. А дополняющая эти факторы ограниченность банковских, в том числе ссудных ресурсов той же еврозоны не позволяет ЕЦБ планомерно выводить из нынешнего кризиса Грецию, Португалию, Ирландию, Италию. К тому же число кризисных стран в этом регионе постоянно растёт…

Туган-Барановский обоснованно критиковал теории, объясняющие кризисы нарушениями только в сфере денежного и кредитного обращения. Заметим, что такие воззрения, фактически игнорирующие теснейшую взаимосвязь положения в финансовой сфере с состоянием и перспективами производственной экономики, ныне весьма популярны. В том числе в России…

Словом, идеи Михаила Ивановича Туган-Барановского не только вызывают теоретический интерес, но и заслуживают того, чтобы быть практически востребованными. Прежде всего - для предотвращения системных социально-экономических кризисов.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) - Известный русский экономист, общественный деятель, публицист, один из ведущих представителей «легального марксизма».

Уже после 90-х гг. Туган-Барановский отходит от ортодоксального восприятия идей Маркса и одним из первых выдвигает идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма». 1905). Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теоремы Туган-Барановского» и активно обсуждалось в литературе, как с позиций поддержки (Н.А.Столяров, С.Г.Струмилин - позднее резко изменивший позицию), так и отрицания (Н.И.Бухарин, И.Г.Блюмин). Построил концепцию разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости (невыводимости) с теорией распределения («Социальная теория распределения», 1913). Важным было и то, что Туган-Барановский модифицировал схемы воспроизводства К.Маркса, введя три подразделения общественного производства, подверг критике Марксов «закон тенденции нормы прибыли к понижению». Доказательство, которое он применил, использовалось для решения проблемы «трансформации стоимости в цены» (В.К.Дмитриев, М.Добб, П.Сраффа).

Туган-Барановский не принадлежал к какому-то определенному направлению, пытаясь энциклопедически соединять марксизм, предельную полезность, бернштейнианство.

Много сделано им и в области теории социализма, где акценты делались на психологических факторах общественного развития и определялась неготовность России к социализму.

Был блестящим педагогом, выступал с публичными лекциями, вел студенческие научные кружки. Одним из его выдающихся учеников был Н.Д.Кондратьев - экономист с мировой известностью. По его учебнику «Основы политической экономии» училось не одно поколение студентов, даже и в 20-е гг. при советской власти.

М.И.Туган-Барановский был выдающимся деятелем кооперативного движения, участвовал в его руководящих органах, а в 1909г. создал и возглавил журнал «Вестник кооперации», лучшее из подобных изданий не только в России, но и за рубежом. С победой сталинизма его имя попадает в число забытых на 70 лет, а труды переизданы (не все) лишь в последние годы. Зато его работы хорошо известны за рубежом. Родился Туган-Барановский в Харьковской губернии, из дворян, окончил физико-математический факультет Харьковского университета, перебрался в Москву, но профессорской кафедры не получил как политически неблагонадежный. Был в партии кадетов (1906). В 1917г. -министр финансов украинской Центральной рады, один из основателей Украинской Академии наук, председатель ее социально-экономического отдела (1919).

После разгрома Рады уехал в Москву, занимался делами кооперации. Потом вернулся в Киев, где преподавал и был деканом юридического факультета в Киевском университете. В качестве советника по экономическим вопросам выехал с делегацией украинской Директории в Париж, но в пути, около Одессы, скоропостижно скончался.

Переход к социализму М.И.Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И.Канта).

М.И.Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

Государственный - строй, при котором единицей хозяйствования является государство;

Синдикальный - строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;

Коммунальный - строй, при котором роль государства незначительна.

М.И.Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени".

Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности.

Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М.И.Туган-Барановский выделил две фазы:

В первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;

Во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.

Исходя из этого, М.И.Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов - фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования.

М.И.Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации:

Материальная заинтересованность;

Добровольность;

Использование труда только членов кооператива.

Специфика учения о заработной плате М.И.Туган-Барановского:

Рост прибыли и падение заработной платы - явление необязательное;

Рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы;

Рабочая сила не служит товаром, так как работник - личность, наделенная потребностями;

Размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса.

Михаил Иванович Туган-Барановский - это российско-украинский экономист, расцвет академической карьеры которого пришелся на начало XX века. Также он был известным политиком и государственным деятелем. Туган-Барановский является представителем так называемого легального марксизма в царской России. Йозеф Шумпетер считал его самым выдающимся русским экономистом своего времени. За свою жизнь он написал множество работ, посвященных теории стоимости, распределению общественного дохода, и основам совместной управленческой деятельности.

Туган-Барановский: биография

Будущий нобелевский лауреат родился 8 января 1865 года в с. Соленом, недалеко от Харькова. Сегодня это территория Украины, но в те времена земли входили в состав Российской империи. Туган-Барановский происходил - по отцовской линии - из рода польско-литовских татар. Мать ученого была этнической украинкой из Туган-Барановский учился в школе в Киеве и Харькове. С детства увлекался философией, изучал работы Эммануила Канта. В 1884-м поступил в Харьковский университет, где продолжил изучение естественных наук. Через четыре года Туган-Барановский получил степень кандидата наук. Но к этому времени его уже заинтересовала поэтому он решил продолжить обучение. В 1890-м Михаил Иванович Туган-Барановский получил еще одну степень. Годом ранее он женился на дочке директора Санкт-Петербургской консерватории Лидии Давыдовой. Он активно участвовал в общественной деятельности и построил успешную академическую карьеру. В начале 1919 года Туган-Барановский был отправлен на конференцию в Париж в качестве руководителя украинской делегации. Во время поездки он перенес два приступа стенокардии и скончался в поезде недалеко от Одессы от третьего.

Революционные настроения

Во время обучения в университете Туган-Барановский начал активно участвовать в революционном движении против царизма в России. Он был знаком с братом Владимира Ленина, которого казнили в 1887 году за участие в покушении на жизнь Александра III. Дружбу прервал арест Туган-Барановского за участие последнего в студенческой демонстрации в Санкт-Петербурге, посвященной 25 годовщине смерти писателя Николая Добролюбова.

Первые удачные статьи

Успешная академическая карьера Тугана-Барановского началась в 1890 году. Его первая статья под названием «Доктрина маржинальной полезности экономических благ» была опубликована в октябре в журнале «Юридический вестник». В этой работе он аргументированно доказывал, что трудовая теория стоимости и современная ему маржиналистская экономика не находятся в антагонистическом противостоянии, а дополняют друг друга.

«Жизни выдающихся людей»

После первого успеха на теоретическом поприще науки Туган-Барановский решил написать краткий обзор биографии и экономических воззрений Пьера-Джозефа Прудона и Джона Стюарта Милля для серии книг, которая публиковалась издательством Павленкова. У него получилась небольшая работа, всего на 80 страниц. В ней Михаил Туган-Барановский раскритиковал Прудона за отсутствие у последнего внутренней согласованности теста, его стилистическую неясность, нехватку воображения и лицемерную поддержку режима Наполеона. Взгляды Милля больше пришлись Михаилу Ивановичу по душе, поскольку тот проявил правильное понимание духа современной науки, основанной на изучении природы.

Получение опыта за границей

Как и Карл Маркс и Туган-Барановский рассматривал Англию в качестве примера для развивающихся стран, в частности, России. Поэтому весну и лето 1891 года ученый провел в Британском музее, изучая коллекцию редких книг и статистических работ. Затем вернулся в Санкт-Петербург. Следующие два года он потратил на изучение теории бизнес-циклов. За это время он написал масштабную работу «Промышленный кризис в современной Англии: причины и влияние на жизнь людей». За нее получил в 1894 году степень магистра в области политической экономии от Московского университета. После этого вернулся в Санкт-Петербург, смог устроиться в университет на должность приват-доцента. Туган-Барановский проработал здесь до 1899 года, когда был уволен из-за политической неблагонадежности.

Политическая деятельность

В 1895 году М. И. Туган-Барановский вместе с соавтором П. Б. Струве присоединился к Свободной экономической ассоциации. В 1896 году он стал ее председателем и написал одну из своих самых известных своих статей «Важность экономического фактора в истории». Несмотря на то что экономика Туган-Барановского была марксистской по своей природе, ученый никогда не был участником подпольного социал-демократического движения, которое появилось как раз в этот период в России. В 1898 году свет увидела его самая большая работа «Русская фабрика в ее прошлом и настоящем». За нее он получил докторскую степень в Московском университете. С 1901 по 1905 год Туган-Барановский активно участвовал в общественной жизни Полтавской области. Он стал работать в местном земстве. После этого ученый вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он работал приват-доцентом и профессором на экономических факультетах множества политехнических и коммерческих институтов, а также в частном университете Шанявского в Москве.

Неокантианство и политика

Постепенно интерес к легальному марксизму у Туган-Барановского угасает. Он увлекается неокантианством, что отображается во многих его работах начала XX века, посвященных кооперативному движению. В 1901 году он опубликовал «Заметки из истории политической экономии» в журнале «Народное богатство». Эта работа, как и ее продолжение, была переведена на немецкий в 1915-м. В 1919 году появилась первая работа ученого на украинском языке под названием «Кооперация, ее природа и цели». С 1906 года работал вместе с Михаилом Грушевским. С ним он написал энциклопедию «Украинский народ в его прошлом и будущем». Туган-Барановский был членом украинской партии социал-федералистов и ушел из генерального секретариата 20 ноября 1917 года в знак протеста против провозглашения Третьего универсала Центральной Радой, в котором говорилось о необходимости предоставления Украине большей автономии.

Экономические воззрения

Все работы Туган-Барановского можно условно разделить на несколько категорий в соответствии с темами, которым они посвящены:

  1. По основам социализма.
  2. По концепции распределения.
  3. По теории предельной полезности.
  4. По основам кооперации.
  5. По теории промышленных циклов.

Об основах социализма

Туган-Барановский сделал значительный вклад в изучение кооперации. Он обобщил российский и зарубежный опыт. В своей книге «Социальные основы кооперации», выпущенной в 1916 году, ученый разделяет понятия кооперационного движения и такой формы хозяйственного предприятия, как кооператив. Идеалом первого является создание социалистической коммуны, нового человека, а второго - экономическая выгода, что вполне укладывается в капиталистические представления о ведении хозяйства. Однако основная цель этой формы предприятия состоит не в получении прибыли, а в увеличении трудовых доходов людей, занятых на нем, и уменьшении их расходов на потребительские нужды. Существуют различные формы кооперативов: крестьянская, мелкобуржуазная, пролетарские. Специфический тип данного предприятия зависит от целей класса, который его создает. Для Туган-Барановского кооперация - это борьба с капитализмом, но не оружием и баррикадами, а мирными средствами.

Концепция распределения

Теория Туган-Барановского включает отдельный раздел, посвященный справедливому разделу общественного продукта. Ученый отмечал проблему существующего механизма распределения, где хозяевами положения оказываются нетрудовые классы. Наемному рабочему достается непомерно малая часть общественного продукта. Именно от пролетариата как класса зависит построение социализма, потому что только он может освободить экономику от капиталистов и аристократов. Последние получают нетрудовой доход, поэтому с ними должна вестись борьба.

Теория предельной полезности

Туган-Барановский не был согласен с концепцией трудовой стоимости Маркса. для него - это причина ценности хозяйственных благ. Она не должна противопоставляться трудовой стоимости, а является ее необходимым дополнением. По мнению Туган-Барановского, проблема заключается в том, что теорию предельной полезности часто неправильно понимают. Учение Рикардо сосредоточено на объективных факторах ценности, а Менгера - на субъективных. Поэтому они не являются антагонистичными по своей природе. Напротив, трудовая Рикардо и Маркса дополняют концепцию предельной полезности, раскрытую в работах Менгера. Все находится в полной гармонии. Ученый также доказал, что предельная полезность свободно воспроизводимых благ всегда пропорциональна их трудовым стоимостям. Это положение часто называют теоремой Туган-Барановского. Ленин не разделял этого воззрения украинского экономиста. Туган-Барановский считал, что социализм в неподготовленной среде - это прямой путь к рабству и общей бедности населения. Ученый отстаивал особую роль среднего класса как звена между рабочими и интеллигенцией. Однако в СССР с его образованием были большие проблемы. Со временем даже Ленин осознает, что построение социализма - это дело будущего.

Теория промышленных циклов

Экономические взгляды Туган-Барановского были достаточно широкими. Однако наиболее современной является его инвестиционная теория циклов. Туган-Барановский занимался исследованием промышленных кризисов в Англии. Их причину он видел в непропорциональности размещения капитала, которая усиливается в условиях ограниченности банковских ресурсов. В своей работе «Промышленные кризисы в современной Англии» он подчеркивал, что капиталистическое хозяйство само может создавать рынок, поэтому оно не имеет ограничений для своего развития и роста. Однако Туган-Барановский доказывал, что свободная конкуренция может затруднять расширение производства. Причиной кризисов он считал не только недопотребление, но и проблемы в сфере кредитного и денежного обращения. За основу своей инвестиционной теории циклов ученый взял идею Маркса о том, что промышленные колебания связаны с периодической необходимостью обновления основного капитала. Таким образом, по мнению Туган-Барановского, фазы промышленного цикла определяются законами инвестирования. Колебания возникают из-за отсутствия параллелизма в различных областях хозяйства во время подъема, несовпадения между вложениями и сбережениями, диспропорциональности цен на потребительские и капитальные блага. Рассматривал Туган-Барановский и роль процентной ставки на экономику. Он говорил, что ее повышение является признаком того, что в стране слишком мало капитала, а последнее и есть главная причина кризисов, по мнению ученого.

Туган-Барановский: труды

  1. «Промышленный кризис в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894).
  2. «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898).
  3. «Учение о предельной полезности» (1890).
  4. «Прудон, его жизнь и деятельность» (1891).
  5. «Очерки об истории политической экономии» (1901).
  6. Ряд работ на немецком языке.
  7. «Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма» (1903).
  8. «Теоретические основы марксизма» (1905).
  9. «Социализм как положительное учение» (1918).

Михаил Иванович Туган-Барановский - выдающийся экономист начала XX века. Особое место в развитии экономики как науки занимает его теория промышленных циклов, которая стала предвестницей совместной инвестиционной концепции. Ученый видел причину кризисов не только в перепроизводстве, но и в несовершенстве систем денежного и кредитного обращения. Он является не просто представителем легального марксизма, но и одним из самых известных экономистов прошлого столетия. У него есть работы, которые посвящены теории стоимости, концепции распределения общественного дохода, развитию основ менеджмента. Наследие Михаила Ивановича продолжает вдохновлять современных ученых, а выводы Туган-Барановского не утратили своей актуальности и сегодня.

Экономист, социолог, историк. Автор работ по истории и теории социализма. Один из самых талантливых и оригинальных представителей т.н. "легального марксизма", критиковал народничество, оставил глубокий след в политэкономической науке, разработав теорию кооперативной организации промышленного и сельскохозяйственного производства применительно к условиям России.

Происхождение и образование.

Происходил из дворянского рода литовских татар. Получив в домашних условиях начальное образование, он окончил 2-ю Харьковскую гимназию. Рано пробудившийся интерес к естественным наукам и привел любознательного юношу на физико-математический факультет Харьковского императорского университета. За участие в студенческом революционно-демократическом движении был исключен из университета, но революционером не стал. В 1888 г. окончил университет, получив звание канд. естественных наук. Экстерном сдал экзамены за юридический факультет.

Служба и первые труды.

С 1893 г. служил в департаменте Министерства финансов. В 1894 г. получил степень магистра при Московском университете за труд "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь", ставшей широко известной не только в России, но и за рубежом.

В 1895 стал приват-доцентом Петербургского университета. В 1898 г. за исследование по истории капитализма "Русская фабрика в прошлом и настоящем" Туган-Барановский получил степень доктора политической экономии в Московском университете. Принадлежал к "легальным марксистам" и писал, что «никогда не был неограниченным поклонником Маркса и всегда относился к его теории, признавая ее сильные стороны, критически».

Преподавал в Женском училище коммерческого счетоводства, Санкт-Петербургском университете (в числе приват-доцентов в 1895—1897 и 1898—1899 гг.) и на Высших женских курсах. В 1899 году за марксистские убеждения и "политическую неблагонадежность" Туган-Барановский был отстранен от преподавания, а в 1901-м - выслан из столицы в Полтавскую губернию, где активно участвовал в культурном движении, а заодно - и в правительственной программе по подготовке реформы Столыпина, избирался земским гласным.

Вернуться в Петербург и продолжить свою преподавательскую карьеру смог лишь после революции 1905 г. с 1909. Член кадетской партии, Туган-Барановский выдвигался в Государственную думу, но не был избран. С 1913 — профессор Петербургского политехнического института.

Украинский период.

После Февральской революции, летом 1917, уехал на Украину, где занимал пост министра финансов при Центральной Раде до января 1918, после чего вернулся в Москву. Здесь он читал лекции, занимался делами кооперативного движения, ему было предложено преподавать в созданном тогда Кооперативном институте. Однако он отказался от предложения и уехал на Украину, где занимался преимущественно научной и научно-организаторской деятельностью. В 1918 г. он входил в состав созданной в Киеве под руководством В.И. Вернадского специальной комиссии, готовившей создание Украинской Академии наук. Как член комиссии он подготовил "Записку об отделе социальных наук", в которой, в частности, предлагалось создать в этом отделе институт "для статистического изучения населения Украины". Когда Академия начала работать, такой институт был создан - в составе Социально-экономического отделения Академии, которое возглавил М.И. Туган-Барановский. Новое научное учреждение получило название "Демографического института", его директором был избран М.В.Птуха.

Перу Михаила Ивановича принадлежит около 200 опубликованных работ. Из наиболее значимых - "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (1898), "Очерки из новейшей истории политической экономии и социализма" (1903), "Современный социализм в своем историческом развитии" (1904), "Теоретические основы марксизма" (1905), "Основы политической экономии" (1909), "Социальная теория распределения" (1913), "Социальные основы кооперации" (1916), "Бумажные деньги и металл" (1917), "Социализм как положительное учение" (1918).

Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

1. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: Экономика. 1989.

2. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. - М. РОССПЭН. 1996.

3. Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. - М.: Наука. 1997.

4. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы.-М.: Наука. РОССПЭН. 1997.

5. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. - М.: РОССПЭН. 1998.

6. Туган-Барановский М.И. Экономические очерки. - М.: РОССПЭН, 1998.

7. Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение Изд. 2-е, стереотип. М., 2003.

8. Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма Изд. 3-е, стереотип. М., 2003.