Тема: анализ демографических факторов туризма

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Демографическая статистика - отрасль социально-экономической статистики, изучающая:

Численность населения;

Размещение населения по территории, состав по полу, возрасту, семейному состоянию, национальности, уровню образования, занятию, классовой принадлежности;

Данные о воспроизводстве населения и миграции.

Статистика численности населения и его размещения

Население - это исторически сложившаяся и непрерыв­но возобновляющаяся совокупность людей, проживающая на определенной территории. По мере развития общества вследствие смены поколений численность населения непре­рывно изменяется.

Для каждой отдельной страны общая численность насе­ления может изменяться за счет двух факторов: естествен­ного движения (рождаемости и смертности) и миграционно­го (механического) движения (территориального перемеще­ния: прибытия и выбытия). Люди рождаются и умирают, переселяются из одних мест в другие, вступают в брак или расторгают его, заканчивают школы, специальные техни­ческие и высшие учебные заведения, получают новые про­фессии, меняют место работы, занятия, вероисповедание, национальность и т. д. Иными словами, изменяется не толь­ко общая численность населения, но и его состав.

Население является главным материальным компонен­том общества и изучение закономерностей его развития име­ет очень большое значение для экономики страны. Вслед­ствие этого население выступает одним из важнейших объ­ектов статистического изучения. В задачи статистики насе­ления входит изучение численности, размещения, демогра­фического и социально-экономического состава, воспроиз­водства и динамики населения, определение перспективной численности всего населения и отдельных его контингентов и ряд других задач.

В настоящее время в статистике используются четыре взаимодополняющих источника данных о населении:

1) переписи населения;

2) текущий учет естественного движения населения и его миграции;

3) выборочные и специальные демографические обследо­вания;

4) регистры и различные списки (учеты) населения.

Данные этих источников используются для различных целей и не могут заменять друг друга. В то же время между ними существует тесная связь: каждый источник дополняет или продолжает другой.

Переписи населения и выборочные обследования служат источником данных о численности и составе населения. Данные о рождениях и смертях получают путем регистра­ции этих событий по мере их свершения.

Сведения о переселении людей, или миграции, дает ре­гистрация перемены места жительства людей. Где же такая регистрация отсутствует или дефектна, источником данных о миграции также служат переписи населения.

В некоторых странах ведутся списки или регистры насе­ления, которые также являются источниками данных о на­селении.

Наибольшей известностью среди всех источников дан­ных о населении пользуются переписи населения. Важность данного вида статистического наблюдения подтверждается тем, что при успешном проведении переписи населения ее результаты не могут опровергаться никакими другими учет­ными документами, а возникшие расхождения, наоборот, опровергаются именно данными переписи.

Учет населения при проведении переписей осуществля­ется по населенным пунктам по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим момен­том, или моментом счета. Например, последняя перепись населения в России проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 15 на 16 октября 2002 г. Переписи населе­ния - это периодические статистические наблюдения. Как правило, они проводятся раз в десять лет. В периоды между переписями статистические органы производят так называ­емую текущую оценку численности населения. Эта оценка рассчитывается на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно добавляются числа родив­шихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории. Текущие оценки численности населения уточняются на основании итогов очередной переписи.

В зависимости от целей и задач анализа показатели чис­ленности, состава и движения населения исчисляются либо по постоянному, либо по наличному населению. Эти основные категории населения определяются при пере­писях населения. Кроме них, различают еще две вспомога­тельные категории: временно отсутствующее и времен­но проживающее население. К наличному населению относятся лица, находящиеся на момент переписи на дан­ной территории, включая временно проживающих. К пос­тоянному населению относятся лица, постоянно проживаю­щие на данной территории, включая временно отсутствую­щих на момент переписи. Временно проживающие - это часть наличного населения данного населенного пункта, ко­торая постоянно проживает в другом населенном пункте, а на данной территории находится не более определенного времени. Временно отсутствующие - это часть постоянного населения данного населенного пункта, которая на критический момент переписи находится в дру­гих населенных пунктах, но время ее отсутствия не превы­шает одного года.

Студенты высших и средних специальных учебных заве­дений и учащиеся профессионально-технических училищ, проживающие по месту обучения, переписываются по месту их учебы, а военнослужащие срочной службы - по месту прохождения службы, а не дома.

В целом по стране численность постоянного и наличного населения должна совпадать. На практике имеются незна­чительные отклонения из-за выезда граждан за границу и приезда иностранцев. В пределах отдельных населенных пунктов или районов численность постоянного и наличного населения обычно не совпадает из-за миграции.

Для решения многих хозяйственных задач, для целей го­сударственного управления и прогнозирования народного хозяйства важно знать численность как постоянного, так и наличного населения. Так, например, для организации снабжения населения, развертывания торговой сети и пред­приятий общественного питания, строительства зрелищных учреждений, развития городского транспорта и прочего не­обходимы данные о численности и составе наличного насе­ления, а для планирования жилищного строительства, оп­ределения необходимого числа мест в школах и детских уч­реждениях, больницах и поликлиниках, для определения числа рабочих мест и другого используются данные о чис­ленности и составе постоянного населения.

При характеристике динамики численности населения нужно учитывать два важных обстоятельства: во-первых, можно сравнивать между собой население только одной ка­тегории (либо постоянное, либо наличное) и, во-вторых, ес­ли были административно-территориальные изменения, то данные о численности населения должны быть сопоставимы в отношении территории.

Анализируя изменение численности населения, рассчи­тывают абсолютные и относительные показатели динамики:

Общий абсолютный прирост населения за определен­ный период можно определить либо как разность между численностью населения на конец периода и начало пе­риода, либо как алгебраическую сумму абсолютных приростов (ес­тественного и миграционного).

При этом естественный прирост равен разности между числом родившихся и числом умерших.

Как общий, так и естественный, и миграционный при­росты могут быть положительными или отрицательными. Абсолютные приросты - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени, напри­мер, за месяц, квартал, год и т. д. Наибольшее значение имеют годовые показатели.

Данные о численности населения представляются в тер­риториальном разрезе: по континентам, странам и их адми­нистративно-территориальным единицам. Для характерис­тики размещения населения используются структурные по­казатели, т. е. доли населения, проживающего в отдельных регионах, и показатель физической плотности населения. Этот показатель рассчитывается как отношение численнос­ти населения к занимаемой им площади, выраженной в квадратных километрах, и показывает, сколько человек приходится на 1 км2 площади.

Одной из главных характеристик размещения населения является его деление на городское и сельское. К городскому населению относятся лица, проживающие в городских посе­лениях, к сельскому - проживающие в сельской местности. Городскими поселениями считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве горо­дов, рабочих, курортных и городских поселков. Все осталь­ные населенные пункты считаются сельскими.

Общий прирост городского и сельского населения равен алгебраической сумме естественного прироста, миграцион­ного прироста и численности населения, перешедшего в го­родское (сельское) в результате перемены категории насе­ленных пунктов.

Статистическое изучение состава населения.

В статистике большое внимание уделяется изучению сос­тава населения, используя при этом метод статистических группировок по различным демографическим, этническим и социально-экономическим признакам.

Важное значение для изучения процессов воспроизвод­ства населения и трудовых ресурсов, для планирования раз­личных показателей промышленного производства (напри­мер, ассортимента одежды и обуви), бытового обслужива­ния, здравоохранения, образования, для изучения вопросов семьи и прочего имеет деление населения по таким демогра­фическим признакам, как пол, возраст, брачное состояние и семейное положение.

Пол - это один из важнейших врожденных признаков человека. Население по полу делится на мужчин и женщин, соотношение между которыми образует половую структуру. Для характеристики полового состава статистика использу­ет следующие обобщающие показатели:

1) абсолютную численность мужчин и женщин. Значение этого показателя проявляется в том, что он служит основой рас­четов баланса трудовых ресурсов, баланса потребления и т.п.;

2) удельный вес каждого пола в общей численности насе­ления;

3) отношение числа лиц одного пола к численности лиц другого пола (на 100 или 1000 чел.). Среди новорожденных преобладает число мальчиков, на каждые 100 девочек рож­дается 105 (106) мальчиков, их доля является константой и составляет примерно 0,512, девочек - 0,488. Но с возрастом из-за более высокой смертности мальчиков пропорция по­лов к 20 годам постепенно выравнивается и в старших воз­растах уже преобладают женщины.

По данным международной статистики в мире в течение трех последних десятилетий число мужчин несколько пре­вышает число женщин, соответственно 50,1 и 49,9 %. При­чем в развитых странах в основном преобладает женское на­селение, а в развивающихся странах - мужское.

Изучение полового состава населения сочетается с изуче­нием его возрастного распределения. В статистике уделяет­ся огромное внимание этому вопросу, так как половозрас­тная структура населения существенно влияет на ход естес­твенного движения населения и социально-экономическое развитие общества. Возрастной состав населения группиру­ется по однолетним, пятилетним и иногда десятилетним ин­тервалам. В статистике, как правило, возраст измеряют в целых годах, в виде целого числа исполнившихся лет, т. е. не округляют его по правилам математики, а отбрасывают дробную часть. В зависимости от возраста выделяют следую­щие специфические контингенты населения: младенческий (дети в возрасте до 1 года), ясельный (1-3 года), дошколь­ный (4-6 лет), школьный (7-17 лет), трудоспособный (женщины 16-54 года, мужчины -16-59 лет), детород­ный (женщины 15-49 лет), пенсионный (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше), контингент избирателей (18 лет и старше) и др.

Большое внимание в статистике уделяется изучению се­мейной структуры населения, ибо показатели семейного состава населения применяются в различных экономичес­ких расчетах, особенно при изучении потребления матери­альных благ и доходов населения. Важно знать размер и тип семей, например, для планирования жилищного строительства, для производства товаров семейного быта длительного пользования (холодильников, телевизоров и др.).

В статистике населения одинокие выделяются в отдель­ную группу, а счет семей ведется, начиная с двух совместно проживающих человек. Кроме демографических типов се­мей, статистика изучает средний размер семьи, брачное сос­тояние населения, распределяет семьи по числу совместно проживающих членов семьи, по общественным группам, по размерам доходов, по жилищным условиям и другим приз­накам.

Важным объектом статистики населения является изу­чение его брачного состояния. В результате процессов брачности и прекращения брака возникают три демографичес­ких состояния населения:

Добрачное;

Собственно брачное;

Послебрачное.

Изучение структуры населения по этим состояниям поз­воляет определить перспективы возникновения новых се­мей, перспективы рождаемости в существующих семьях, проблемы одиночества людей в детородном и пожилом воз­растах и др.

По переписи населения можно получить сведения о сос­тоянии в зарегистрированном и незарегистрированном бра­ке, о добрачном состоянии (в нем пребывают лица, никогда не состоявшие в браке) и о послебрачном состоянии (состоя­ние вдовства и развода). Эти данные группируют по полу, возрасту и различным социально-экономическим призна­кам (типу поселений, социальному положению, образова­нию, национальности, профессиональным группам и др.).

Этническая структура представляет распределение на­селения по расовому, национальному, языковому и религи­озному признакам.

Национальная принадлежность определяется на основе принципа свободного самоопределения. При проведении пе­реписей записывается та национальность, которую указы­вает сам опрашиваемый. Национальность детей определяет­ся родителями.

Важнейшими из социально-экономических группировок являются распределения населения по классовому призна­ку, по источникам средств существования, по видам заня­тий, по отраслям и по профессиям.

Социальная структура населения, т. е. деление населе­ния по классам и общественным группам, отражает уро­вень экономического развития общества и его обществен­но-политический строй. При переписи населения 1989 г. учитывалось пять общественных групп: рабочие, служа­щие, колхозники, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, и служители культа. Иждивенцы обычно относятся к общественной группе лица, содержащего их, а пенсионеры, стипендиаты и военнослужащие срочной службы - к той общественной группе, к которой они при­надлежали до перехода на пенсию, стипендию или до при­зыва на военную службу.

Большое значение для характеристики уровня социаль­но-экономического развития страны имеет изучение струк­туры населения по источникам средств существования. Такие сведения получают по результатам переписей населе­ния. Эти данные необходимы для различных целей: для сос­тавления баланса трудовых ресурсов, для распределения на­селения на самодеятельное и несамодеятельное, на экономи­чески активное и неактивное (пассивное) население и др.

Важными качественными характеристиками населе­ния являются показатели образовательного уровня. В связи с этим статистика изучает состав населения по гра­мотности и уровню образования. Степень грамотности ха­рактеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умею­щих читать или писать на каком-либо языке обычно в воз­расте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100 %, т. е. в республике достигнута практически полная грамотность. Поэтому в статистике в качестве культурно­го уровня рассчитывается в настоящее время в Республи­ке Беларусь и других экономически развитых странах та­кой показатель, как уровень образования. Он характери­зует образовательную структуру населения и рассчитыва­ется двумя методами как число лиц, имеющих тот или иной уровень образования:

а) в расчете на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше (а по последней переписи - в возрасте 15 лет и старше);

б) в расчете на 1000 человек занятого населения.

В переписи населения России 2002 г. вы­делены следующие уровни образования:

Высшее профессиональное (высшее);

Среднее профессиональное(среднее специальное);

Начальное профессиональное (профессионально-техни­ческое);

Среднее общее;

Базовое общее (неполное среднее);

Начальное общее;

Неграмотный (ая).

Для изучения образовательного состава населения стар­ше 15 лет будут рассчитаны абсолютные и относительные величины структуры (удельные веса) и координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому насе­лению, по полу, по отдельным отраслям и др.

Статистика естественного движения и миграции населения

Процессы рождаемости и смертности, которые обеспечи­вают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости называют естественным движе­нием населения. А перемещение населения через границы страны и ее территориальных подразделений, связанное с переменой места жительства на более или менее продолжи­тельный период, называют миграционным (или механичес­ким) движением.

Процессы естественного и миграционного движения - это очень сложные, массовые, непрерывно протекающие процессы, зависящие от социально-экономических условий жизни. Они имеют исключительно важное значение в про­цессе воспроизводства населения, в жизни всего общества. Для характеристики этих процессов в статистике разработа­на и используется целая система абсолютных, относитель­ных и средних показателей.

Исходной характеристикой естественного и миграцион­ного движения населения являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов, прибытий и выбытий получают на основе данных текущего учета.

Абсолютные показатели естественного движения населе­ния - это число родившихся (синонимы: число родившихся живыми или число живорожденных;

Число умерших;

Естественный прирост населения;

Число зарегистрированных браков;

Число зарегистрированных разводов.

Если число родившихся превышает число умерших, ес­тественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицатель­ный.

Абсолютные показатели миграционного движения насе­ления - это число прибывших (иммигрантов) в данный на­селенный пункт и число выбывших (эмигрантов).

Абсолютные показатели движения населения - это ин­тервальные показатели, они рассчитываются за определен­ные периоды времени, например, за месяц, за год и т. п. Наибольшее значение имеют годичные числа изучаемых собы­тий.

Абсолютные числа демографических событий (рожде­ний, смертей, браков, разводов, прибытия, выбытия) зави­сят от общей численности населения, в котором они проис­ходят. Поэтому абсолютные величины не могут дать пред­ставления об интенсивности этих событий и не всегда при­годны для пространственного и динамического сопоставле­ний этих демографических процессов, так как их величина при прочих равных условиях будет тем больше, чем больше численность самого населения.

Для характеристики воспроизводства и миграции насе­ления исчисляют ряд относительных показателей интенсив­ности. Это демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего при­ростов. Они рассчитываются как отношение соответствую­щего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрирован­ных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миг­рационного и общего абсолютного прироста населения) в те­чение календарного периода к соответствующей средней численности населения, т. е. общий принцип расчета демог­рафических коэффициентов следующий:

Число демографических событий за исследуемый период

Средняя численность населения, продуцировавшего эти события в исследуемом периоде

Коэффициент естественного прироста может быть полу­чен также как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рас­считывать как сумму коэффициентов естественного и миг­рационного приростов.

Демографические коэффициенты исчисляются в про­милле, т. е. в расчете на 1000 человек, и обозначаются " %о".

Чтобы они были сопоставимы во времени, их исчисляют в расчете на год.

Если число событий в числителе учтено за время больше года, вычисляются демографические коэффициенты, приве­денные к году путем деления числа событий данного рода на длительность соответствующего промежутка времени в годах.

Если же нужно привести к одному году месячное (квар­тальное и др.) число событий, определяют среднее число со­бытий за один день делением данного числа событий на чис­ло дней в исследуемом периоде. Затем умножают рассчитан­ное среднее число событий на 365 и получают условное чис­ло событий за год.

В знаменателе при расчете общих демографических ко­эффициентов берется_среднегодовая численность всего пос­тоянного населения. Она определяется как численность населения на начало и конец года, деленная на 2.

Если данные о численности населения на начало и конец года отсутствуют, а имеются данные о численности населе­ния на середину года, то их можно использовать в качестве среднегодовой численности населения.

У общих демографических коэффициентов имеется су­щественный недостаток: на их величину оказывает влияние не только интенсивность демографических процессов, но и особенности возрастной, половой и иной структуры населе­ния, для которого они вычисляются. Например, из всех об­щих коэффициентов естественного движения населения ха­рактеристику процесса, протекающего во всем населении, дает лишь коэффициент смертности, так как все люди смер­тны. В знаменатель же общих коэффициентов рождаемости, брачности и разводимости входит часть населения, которая в исследуемом периоде не порождала демографических со­бытий, отраженных в числителе, например, дети.

Вследствие этих причин общие коэффициенты пригодны только для самой грубой оценки интенсивности соответству­ющих процессов, а для более глубокого анализа, для харак­теристики воспроизводства населения и оценки демографи­ческой ситуации в исследуемом регионе нужно использо­вать специальные и частные показатели, которые меньше зависят от влияния структурных факторов. При их расчете сопоставляют число событий с численностью той совокуп­ности людей, которая непосредственно порождает эти собы­тия.

Так, специальный коэффициент рождаемости (синони­мы: плодовитости, фертильности) рассчитывается как от­ношение числа родившихся к средней численности женщин репродуктивного (плодовитого) возраста от 15 до 49 лет.

Специальные коэффициенты брачности и разводимости рассчитываются для населения бракоспособного возраста. В нашей стране это лица в возрасте 18 лет и старше, а для международных сопоставлений берется население в возрас­те 15 лет и старше. Особенность этих коэффициентов прояв­ляется в том, что они исключают влияние детского контин­гента, полностью не участвующего в процессах брачности и разводимости.

Между общими и специальными коэффициентами су­ществует четкая взаимосвязь, поэтому через специальные коэффициенты можно рассчитать общие, и наоборот.

Так, общий коэффициент рождаемости равен произ­ведению специального коэффициента рождаемости на до­лю женщин от 15 до 49 лет во всем населении.

В свою очередь, коэффициент рождаемости равен отно­шению общего коэффициента рождаемости к доле женщин от 15 до 49 лет во всем населении:

В пределах отдельных групп населения интенсивность демографических процессов неодинакова в разных их час­тях, причем это различие бывает довольно существенным, т.е. специальные коэффициенты также зависят от состава исследуемой группы. Поэтому необходимо вычислять час­тные коэффициенты, которые представляют собой отноше­ние числа событий в некоторых группах населения, чаще всего в отдельных возрастных группах или возрастах, к средней численности населения в этих группах.

Одним из характерных примеров частных показателей выступает коэффициент младенческой смертности, измеря­ющий уровень смертности детей в возрасте 0 лет. Его расчет имеет особое значение, так как уровень младенческой смер­тности существенно выше смертности в других возрастных группах и является одним из наиболее точных показателей здоровья нации.

Для более детального и глубокого изучения смертности ис­пользуют таблицы смертности и средней продолжительности жизни населения. Эти таблицы содержат расчетные показате­ли, которые характеризуют смертность населения в отдель­ных возрастах и доживаемость при переходе от одного возрас­та к последующему, т.е. они показывают, как постепенно с увеличением возраста при данном уровне смертности умень­шалось бы под влиянием только фактора смерти некоторое ус­ловное (принятое равным 100 000 человек) поколение родив­шихся. Эти таблицы также показывают, какова при данных условиях средняя продолжительность предстоящей жизни но­ворожденных и лиц, достигших того или иного возраста.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни рассчитывается путем деления табличного числа человеко-лет, которое предстоит прожить дожившим до данного возраста от этого возраста до предельного, на табличное число доживших до этого возраста.

Этот показатель является одним из важнейших обобща­ющих показателей жизненности населения.

К демографическим характеристикам относятся следующие показатели: пол, возраст индивида, социальный статус, уровень дохода. В свою очередь, демографические характеристики подразделяются на внутренние (пол, расовая и этическая принадлежность, возраст человека) и внешние (образованность, социально-экономический статус).

Демографические характеристики также подразделяются на:

· временные (социально-экономический статус)

· постоянные (пол, место рождения человека, дата рождения)

Рассмотрим более подробно ключевые демографические характеристики – пол и возраст.

В общепризнанном смысле, такое понятие, как «пол» обозначает физиологическую характеристику человека, согласно которому все люди на Земле подразделяются на мужчин и женщин. Однако, психологи отдают предпочтение термину «гендер», который определяет, что значительные отличия между мужчиной и женщиной обусловлены и созданы культурой.

Гендерные различия определены социальными нормами.

Социальные нормы – это образцы поведения, правила, определяющие поведение индивида в обществе. Психологи считают, что причины гендерных отличий необходимо искать в социальных нормах, которые приписывают людям разнообразные модели поведения в зависимости от их биологического пола. К примеру, вследствие того, что от женщин ожидают добродушия, снисходительности, компромиссных решений, они переносят этот стиль на рабочие отношения, и наоборот, мужчины оправдывают ожидания авторитарного, бескомпромиссного и соревновательного поведения.

Гендерные роли – комплекс норм, ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Социальные нормы укрепляются в нашем сознании посредством телевидения, радио, СМИ и пр. В случае отклонения от стандартных, принятых обществом стереотипов поведения, так называемого гендерно-ролевого поведения, индивид испытывает осуждение со стороны общества.

Обобщая исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы:



Ø И мужчины, и женщины стремятся получить одобрение со стороны социума за поведение, которое отвечает требованиям своей традиционной гендерной роли.

Ø Наиболее важным для мужчин является предоставление возможностей для карьерного роста, высокооплачиваемая работа, возможность повышения квалификации. Успех для них значит больше, чем качество жизни.

Ø Наиболее значимыми факторами для женщины, являются: дружный коллектив, тёплая атмосфера, стабильность, благоприятные условия труда, доверительные отношения с руководством, коллегами. Качество жизни является более значимым, чем профессиональный успех.

Ø В предпринимательстве женщины зависимы от других людей, в связи с чем, их взгляды, методы, этичность бизнеса, в значительной мере обуславливаются нравственными нормами.

Ø Социальная ответственность у женщин в бизнесе находится на более высоком уровне, чем у мужчин. Прежде всего, женщины, ориентированы на любовь к человеку, уважению человеческой личности, на благотворительность.

Вместе с этим рассматриваются общие характеристики так называемых женских и мужских организационных культур. Там, где преобладает женская ценность, предпочитают в качестве лучшего средства групповую интеграцию, в мужской культуре ставка делается на индивидуальные усилия. От данного параметра культуры зависят и способы разрешения конфликтов. В «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое, как правило, доводится до логического конца, тогда как в «женских» организациях он чаще носит скрытый, латентный характер и его урегулирование осуществляется не силовыми методами, а в процессе дискуссий, переговоров. В мужской организационной культуре доминирует стремление быть первым, в женской - стремление быть обычным. Мужским источником власти является статус, женским - личные отношения. При решении проблем и принятии решений в мужской организационной культуре типична вера в силу индивидуальных решений; важны решительность и жесткость, в женской - внимание ко мнениям других, интуиция и достижение консенсуса.

Некоторые ученые предполагают, что присутствуют лишь несущественные отличия между мужчинами и женщинам, влияющие на качественное выполнение работы. Иными словами, мужчины и женщины не демонстрируют каких-либо связанных с полом различий в отношении способностей решать проблемы, аналитических навыков, побуждений к конкуренции, мотивации, способности к обучению или коммуникабельности. Однако женщины более конформны, и у них слабее, чем у мужчин, выражены ожидания успеха.

Возраст

Выделяют три вида возраста:

· хронологический – отражает фактический возраст человека, исчисляемый с даты его рождения;

· биологический – отражает степень физической изношенности организма;

· психологический – отражает умственный возраст (IQ), социальную зрелость (SQ), эмоциональную зрелость (EQ).

Формирование и развитие психических функций носит неравномерный характер.

Статистика интеллектуального развития человека:

1. Оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18-20 лет. Если принять логическую способность 20-летнего человека за 100%, то в 30 лет она будет 96%, а в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, а в 60 лет – 75% от эталона.

2. Практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31-32 года, и 34-35 лет.

3. Подлинная когнитивная зрелость (обязательность и ответственность) наступает в период средней зрелости (после 30 лет), когда человек становится автономным и обретает способность справляться с противоречиями и неопределенностью своего жизненного опыта. Это происходит тогда, когда человек обретает навыки самостоятельного принятия решений.

4. Гибкость и быстрота мышления уменьшаются в период средней и поздней зрелости (после 40-60 лет).

5. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают с 18 до 33 лет (пик – 27-33 лет), после 34 – снижаются.

6. Пик интеграции мыслительных процессов приходится на возраст 20-40 лет.

Любой возрастной период включает в себя специфику поведения личности индивида в организации, которую обязаны учитывать руководители. С каждым прожитым годом, индивид становится умнее, опытнее, происходит установление стереотипов, ценностей, формирование умений и навыков. Все это приводит к тому, что скорость получения новых знаний снижается. Сохранность работоспособности индивида с возрастом зависит от желания сотрудника постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, повышать свою квалификацию.

Рассматривая отличия между людьми в обыденной жизни, необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на демографических характеристиках. Они играют важную роль при устройстве на работу, рассмотрении условий работы с целью формирования адекватной реакции на потребности и запросы кандидатов. Тем не менее, демографические различия зачастую ведут к неверной оценке потенциала будущего сотрудника. Менеджеру по подбору персонала важно всегда не забывать о том, что принимая к сведению только демографические характеристики, нельзя со 100% уверенностью решить, подходит кандидат для данной работы, или же нет. Система ценностей человека, его рассуждения, мнения, компетентность, черты характера – вот те самые факторы, которые следует учитывать кадровым работникам.

Компетентность

Компетентность – соответствующие умения, знания, навыки, накопленный опыт в той или иной области, которые необходимы индивиду в работе. Компетентность состоит из склонностей и способностей.

Склонности - это возможности человека научиться чему-либо.

Способности – свойства индивида, которые могут быть врожденными или приобретенными в процессе обучения, являются обязательным условием для успешного осуществления определённого рода деятельности.

Виды способностей:

· Общие способности (интеллект человека, инициативность, креативность, эрудиция, способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, опыт, а также умения и навыки)

· Специальные (умственные, творческие, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические, математические и пр.)

Способности и усилия, которые прилагает в процессе трудовой деятельности сотрудник, представляют из себя основополагающие факторы, определяющие его поведение и эффективность работы.

Компетентность – важный показатель для любого работодателя. После того, когда индивид с набором необходимых характеристик прошёл отбор, применение разнообразных методик обучения, тренингов, мастер-классов, семинаров позволяет усовершенствовать и развить необходимые навыки. Развитие способностей – полезный и важный вклад в человеческие ресурсы. Компетентность способствует формированию уверенности в сотруднике, как в специалисте, профессионале своего дела. Сотрудник, который ощущает собственную компетентность в рабочих моментах, всегда трудится более плодотворно.

Личностные черты

На сегодняшний день существует значительное количество характеристик, которые описывают поведение индивида. Часть из них применяется в исследованиях организационного поведения.

В соответствии с одним из подходов к рассмотрению личностных черт, принятым в ОП, их подразделяют на социальные черты , личные концептуальные черты и черты эмоциональной устойчивости , а затем рассматривают, каким образом осуществляется динамическое взаимодействие этих категорий.

Социальные черты

Социальные черты – характеристики личности индивида, которые приобрел человек в процессе своего социального развития. Эти черты отражают то, каким образом человек выглядит в глазах окружающих в разнообразной социальной обстановке.

Известный психиатр, К.Г. Юнг, основоположник направлений в психологии отмечал, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Ученый считал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Стиль решения проблем , исходя из работ К. Юнга, известного психолога, является одним из параметров социальных черт. Он отражает способ, с помощью которого человек производит сбор и оценку информации при решении проблемы и принятии решения.

Одним из инструментов измерения социальных черт является шкала Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator – MBTI), созданная на базе научных работ К. Юнга.

Шкала Майерс-Бриггс включает четыре шкалы предпочтений, которые характеризуют как человек: 1) восстанавливаети пополняет свою энергию; 2) собирает информацию 3) принимает решения; 4) какой образ жизни предпочитает (таблица 2.4.1).

Табл. 2.4.1. Характеристики четырех шкал предпочтений

Восстановление энергии
ЭКСТРАВЕРТ (Е) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) ИНТРОВЕРТ (I) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из своего внутреннего мира (мыслей, чувств, эмоций)
Сбор информации
ЧЕЛОВЕК СЕНСОРНОГО ТИПА (S) Получает информацию посредством пяти органов чувств. Обращает внимание, прежде всего, на реальное. ЧЕЛОВЕК ИНТУИТИВНОГО ТИПА (N) Получает информацию посредством «шестого чувства» и обращает внимание на возможности.
Принятие решений
ЧЕЛОВЕК АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА (Т) Принимает решения «головой», основываясь на логике. ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОГО ТИПА (F) Принимает решения «сердцем», основываясь на своих личных ценностях и представлениях.
Образ жизни
ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩЕГО ТИПА (J) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни. ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ТИПА (Р) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни.

На базе данных четырех шкал выделяют 16 типов личности (см. Приложение № 1 Тест MBTI).

При сочетании 2й и 3й шкалы предпочтений (сбор информации и принятие решений) мы получаем четыре стиля решения проблем: сенсорно-чувственный (SF), интуитивно-чувственный (NF), сенсорно-аналитический (ST) и интуитивно-аналитический (NT).

Исследования говорят о том, что существует взаимосвязь типа человека и типа предпочитаемых им решений. Например, ST (сенсорно-аналитический тип) предпочитает аналитические стратегии, которые делают акцент на деталях и процедурах. NF (интуитивно-чувственный тип) отдает предпочтение интуитивным стратегиям, делающим основной упор на общем подходе и соответствии. Не удивительно, что люди смешанного типа выбирают и аналитические и интуитивные стратегии. Результаты других исследований указывают на то, что люди аналитического типа обладают более сильной мотивацией, чем представители чувственного типа, и что индивиды сенсорного типа, как правило, больше удовлетворены работой, чем люди интуитивного типа. Все эти факты позволяют сделать предположение о том, что существует огромное количество базовых отличий между различными стилями решения проблем, что подчеркивает важность соответствия стиля требованиям к обработке и оценке информации в процессе выполнения задания.

Социально-демографические характеристики имеют широкое применение. Они используются в продвижении товаров, изучении положения дел в государстве, формирования картины населения, а также для выделения отдельных групп людей.

Вводная информация

Социально-демографические характеристики позволяют выбирать целевые группы, с которыми будет осуществляться взаимодействие. Например, компании, долго присутствующие на рынке, изучили своего потребителя значительно лучше, чем любые нанятые консультанты и исследователи. Конечно, если они фиксировали полученные данные. Чему же уделяется внимание? Конкретные выбираемые социально-демографические характеристики зависят от преследуемых целей. Но среди них следует упомянуть те, что пользуются особенной популярностью. Это:

  • возраст;
  • география;
  • образование;
  • занятость;
  • профессиональный и семейный статусы;
  • дети;
  • род занятий.

Прежде, чем выбирать интересующие позиции, необходимо составить описание целевой группы. Впоследствии оно уточняется рядом параметров. Прежде, чем проводить изучение целевой группы, необходимо описать типичного представителя, опираясь на информацию, доступную в данный момент. Это может быть, как реальный, так и предполагаемый человек. Конечно, если приходиться изучать группу, то здесь без создания усредненного портрета никак не обойтись.

Как работать?

Когда используются социально-демографические показатели, то применяются они, как правило, по отношению к одной группе для того, чтобы составить усредненный портрет личности. Утверждающим, что можно легко составить универсальные портреты для всех людей, лучше не верить. Ведь применение таких данных весьма ограничено. Общие социально-демографические характеристики населения земли не позволят выделить целевую группу для предприятия, подсказать направление развития в будущем, оценить ситуацию в конкретном слое. Если интерес представляет несколько из них, то каждая должна исследоваться отдельно. При этом можно заметить, что часто информация дублируется. Поэтому, действительно, лучше концентрироваться исключительно на одной группе и прорабатывать ее до конца. Если кто-то не верит, то может убедиться в этом на практическом опыте.

Небольшой пример

Допустим, осуществляется деятельность в b2b-сегменте. В таком случае необходимо учитывать, что контакт предполагает наличие нескольких персонажей: подготавливающего решение, влияющего на его принятие и одобряющего/отклоняющего его. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного внимания. Адекватно составленные социально-демографические характеристики личности позволяют значительно упростить и одновременно увеличить эффективность взаимодействия с ними. Причем, может быть и такое, что есть несколько людей, которые в одной компании играют конкретную роль. Несмотря на их количество, выработка универсальной стратегии позволяет спокойно взаимодействовать с ними, не беспокоясь о множестве рабочих моментов.

Как выделить целевую группу?

Порядок действий здесь следующий:

  1. Группа людей получает название.
  2. Внимание уделяется географии. Необходимо быть рациональным, просчитывать, хватает ли ресурсов, можно ли организовать снабжение.
  3. Пол - мужской, женский или оба.
  4. Возраст. Он совпадает с этапами жизненного пути. И цифры не всегда являются круглыми. Необходимо рассмотреть этот вопрос чрезвычайно внимательно. Так, при исследованиях часто указывают рамки, как-то 40-45 или 30-35 лет. Но вот школу оканчивают в 17-18, университет в 22 или 23, семью заводят в 20-33 года. Этому необходимо уделить существенное внимание.
  5. Образование. Он него зависит характер, место и результативность контакта.
  6. Занятость. Здесь различают студентов, домохозяек, неполную.
  7. Профессиональный статус. Описывает то, чем занимается человек. Примеры: не работал, начинающий, профессионал.
  8. Семейный статус. Он оказывает сильное влияние на потребление и принимаемые решения.
  9. Дети. Есть или нет. Часто также имеет значение их количество.
  10. Численность людей, подпадающая под выдвинутые характеристики. Чем большее количество критериев используется, тем меньше личностей будет им соответствовать. Поэтому имеет смысл использовать только то, что отличает целевую группу от тех, кто представляет малый интерес или вообще может быть проигнорирован.

Помощь для поиска причины

Социально-демографические характеристики могут успешно использоваться для того, чтобы упреждать многочисленные явления. Конечно, если будут соответствующие действия. Например, социально-демографическая характеристика личности преступников позволяет оценить то, в каких условиях они росли, что у них общего и множество других моментов, на которые следует обратить внимание и заняться их устранением. Хотя на первый взгляд это может показаться лишним, но именно так и осуществляется деятельность по упреждению возможных проблем. Например, установлено, что если не все хорошо со старшими членами семьи, то это же наследуют и их дети. Социально-демографическая характеристика осужденных позволяет разрабатывать эффективные программы, не позволяющие сходить на путь преступлений. И таких примеров великое множество.

Как же получать данные?

Можно обратиться к специализирующимся компаниям и приобрести у них исследование или даже заказать проведение нового. Как правило, они могут обеспечить хорошую экспертизу, равно как и выделить целевую группу. Но исследования такого рода являются делом дорогим и долгим. Оно занимает несколько месяцев, а также требует затрат нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей. Хотя есть и более дешевый способ, можно изучить вопрос в Интернете, посмотреть открытые статистические данные и энциклопедии. Не нужно гнаться за математической точностью. Для того чтобы оценить ситуацию, достаточно и примерных цифр. Важным в этом деле является процесс подсчета аудитории. Это необходимо для того, чтобы оценивать количество людей, задействованных в принятии решений о приобретении продуктов.

Еще один пример

Давайте представим, что мы является государственным служащими, которые получили задачу изучить вопросы народонаселения. При этом для нас интерес представляет ожидаемая продолжительность жизни, а также международные сведения для проведения сопоставления. Каждый из этих социально-демографических показателей позволит получить представление о положении в конкретной сфере. Например, возьмем ожидаемую продолжительность жизни. Этот параметр показывает, сколько предстоит прожить человеку при условии, что на протяжении его поколения смертность останется на уровне года, в котором был вычислен показатель. Он является наиболее адекватным обобщающим параметром смертности. Исходя из этого, можно строить пенсионную политику и множество иных. Например, показатель ожидаемой продолжительного жизни населения (то есть и мужчин, и женщин) возрос за двадцать лет (с 1990 по 2011 год) на 0,64 года. Если посмотреть официальные данные, то можно заметить три основные волны: сокращение к 1994 г., рост к 1998 г., затем повторение цикла в 2003 и 2007 гг., а также в 2008 и 2009-2011 гг. Так, первую волну можно объяснить следствием переходного периода, вторую - выходом после дефолта 98-го года, третью - мировым финансово-экономическим кризисом.

И это все?

Далеко не так. За два десятилетия получила размах региональная асимметрия. То есть, разница между максимальным и минимальным значением. И разница между ними или сохранилась, или даже выросла. Это говорит о том, что не удается достичь равномерного развития всей страны. Это делает некоторые местности менее привлекательными для проживания. Следует отметить, что, несмотря на это, даже в самых проблемных регионах фиксировали, что тренд снижения величины долголетия сменился на рост. Считается, что это заслуга повышения качества сферы здравоохранения, что, возможно, благодаря комплектации персоналом, медицинским оборудованием и лекарствами. Хотя есть и определенные искривления. Так, к примеру, отмечают, что социально-демографическая характеристика района Северного Кавказа является делом проблематичным в силу частых фальсификаций. Например, в плане долгожительства или рождаемости. Находится большое число людей, которые считают, что эти показатели завышены.

И какая ситуация по регионам?

Это зависит от целой группы факторов:

  1. Природно-климатических. Например, можно вспомнить печально известный северо-восточный градиент смертности.
  2. Экономических. Это доступность и качество медицинской помощи, и уровень жизни населения.
  3. Социальных. К таковым относят характер труда, уровень образования, брачный статус, нормы поведения, распространенность вредных привычек.

К примеру, средний возраст по регионам колеблется в диапазоне более десятка лет! А ведь это одна страна. При этом, чем южнее, тем, как правило, показатели лучше. Эксперты считают, что это обусловлено более мягким климатом, невысоким уровнем употребления алкоголя. Хотя есть и отклонения. Так, выделяется из общей картины Москва и Санкт-Петербург. Считается, что это благодаря более высоким доходам, лучшему образованию и качественной медицине.

Решение проблем на примере демографии

Российская Федерация сформировалась и существует за счет мощного стержня - комбинации славянского и финно-угорского населения, получившего этническое обозначение «русские». Но есть существенная проблема - его численность безостановочно падает. Даже в самый лучший год этого десятилетия, когда наблюдался прирост населения по стране, оно уменьшилось на 136 тысяч людей. После того как дана социально-демографическая характеристика семьи для данной группы населения, можно отметить в первую очередь:

  1. Невысокий уровень рождаемости. Как правило, в семьях есть по одному или двое детей. Много бездетных (таковых около 20% от общей численности).
  2. Большое количество людей, которые не заводят семьи.
  3. Колебания в размере поколений.

Исходя из третьего пункта, была проведена социально-демографическая характеристика молодежи. И здесь открываются печальные перспективы: сейчас набирает обороты влияние ситуации, произошедшей в девяностых годах. Учитывая влияние послевоенного бума рождаемости, чтобы компенсировать потери населения, которое сейчас массово умирает, необходимо обеспечить рождаемость не просто на уровне воспроизводства (2,15-2,3 ребенка на одну женщину), но и подстегнуть едва ли не к показателю в три ребенка. Что, по существу, обозначает увеличение, чуть ли не в два раза. Причем это все не упирается исключительно в одно желание иметь детей. Необходимо обеспечить места в роддомах, детских садах, школах и так далее.

Заключение

Неважно, что изучается - социально-демографические характеристики потребителей для предприятия или проблемы народонаселения всей страны. Если сформирован адекватный подход, то получить интересующие данные не составит труда. А как их использовать - это отдельный разговор. Следует помнить, что социально-демографические характеристики только позволяют сформировать основу для принятия решений. Какие они будут, зависит от руководящего состава.

Индивидуальные различия, относящиеся к изучению ОП, можно разделить на три группы: демографические характеристики (например, возраст и пол), компетентность (например, склонности и способности) и психологические особенности (система ценностей, установки, отношение к работе, характер). Каждая особенность может повлиять на производительность труда посредством воздействия на способности человека достигать поставленные цели. Конечно, значение различных факторов зависит от характера работы и требований работодателя.

Демографические характеристики в определенной мере характеризуют человека. Некоторые из них внутренние – такие, как пол, раса, этническая принадлежность, возраст; другие же внешние – социально-экономический статус и уровень образования. Демографические характеристики также можно разделить на временные, например, социально-экономический статус, и постоянные, такие как место, где человек жил в детстве, размер и социально-экономический статус его семьи. Демографические характеристики, компетентность и психологические особенности отражают различные стороны личности, поэтому все они важны при определении индивидуальности человека.

Сформированные стереотипы восприятия людей основаны на таких личностных особенностях, как возраст, умственное развитие, физическая или умственная неполноценность, национальная или религиозная принадлежность. Менеджеры и другие руководящие работники, которые придерживаются стандартных методов работы, упускают из вида индивидуальные различия людей. К сожалению, стереотипы часто формируют основу для неверных обобщений и решений, принятых менеджерами. Стереотипное мышление – это нездоровое мышление. Очевидно, что эффективность работы не зависит от пола, нет сильных различий между мужчиной и женщиной в способности решать проблемы, в аналитическом мышлении, мотивации, в талантах, обучаемости или общительности. А если учесть текучесть рабочей силы, то данные настолько перемешиваются, что невозможно прийти к однозначному выводу.

Учитывая различия между людьми в повседневной жизни, следует прежде всего, обращать внимание на демографические характеристики. Они важны также и при обсуждении условий работы, для того чтобы правильно реагировать на нужды и запросы работников. Несмотря на это, демографические различия слишком часто приводят к неправильной оценке потенциала работника. Менеджер должен всегда помнить о том, что демографические характеристики не самый верный показатель того, насколько конкретный человек подходит для данной работы.

22. Понятия личность, индивидуальность, индивид, человек в ОП. Теории поведения человека и их применение в организации.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности . Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Атрибуты личности

· Чувства

Индивидуа́льность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними.

Считается, что в основе поведения человека всегда лежит мо­тивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. Для психолога мотив - это то, что активизирует поведение либо поддерживает и на­правляет его, как только организм выведен из состояния покоя. Это определение мотива отличается от обыденного представления, согласно которому мотив аналогичен при­чинам, объясняющим, почему человек поступил так, а не иначе, и, как правило, скрытым, а не лежащим на по­верхности.

Теория Х и У Г. Макгрегора . Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на человека, характерного для теории X, а именно:

1. Средний человек от природы ленив - он работает как можно меньше.

2. Ему недостает честолюбия, он не любит ответствен­ности, предпочитает, чтобы им руководили.

3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потреб­ностям организации.

4. Он от природы противится переменам.

5. Он доверчив, не слишком сообразителен - легкая добыча для шарлатана и демагога.

Такой взгляд на человека отражается в политике кнута (угроза безработицы) и пряника (деньги).

Теория Y придерживается следующего взгляда на че­ловека:

1. Люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они стали такими в результате работы в организации.

2. Мотивация, возможность развития, способность брать на себя ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей организации - все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением. Обязанность управления - помочь людям осознать и ра­звить в себе эти человеческие качества.

3. Важная задача управления состоит в том, чтобы создать такие условия в организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих собст­венных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий на достижение целей органи­зации.

Теория ожиданий (экспектации). Многие ученые-бихевиористы объясняют поведение человека в организации с помощью теории ожиданий, согласно которой именно ожидание вознаграждения активизирует поведение и именно осознаваемое вознаграждение, свя­зываемое с результатом каждого курса действий, придает поведению его определенную направленность (управляет поведением).

Хотя теория экспектаций, представляющая когнитивистское направление в психологии, имеет длинную историю, наибольшее влияние на литературу по теории орга­низации оказала относительно новая ее модификация В. Врума.

Подобно Курту Левину, В. Врум принимает термин «валентность», чтобы показать силу желания или силу индивидуального предпочтения по отношению к некото­рому результату. Врум утверждает, что если работник А предпринимает действие X, то действие X имеет некото­рые результаты первого уровня. Так, если действие X состоит в усердной работе, то результатом первого уровня может быть «высокая эффективность». По Вруму, чело­век рассматривает результаты первого уровня как сред­ство для получения желательных результатов второго уровня (например, продвижение по службе, заработок и т. д.). Как следствие, валентность, или желательность, результатов первого уровня является функцией суммы валентностей результатов второго уровня, умноженных на осознаваемую способность (или субъективную вероят­ность) результатов первою уровня привести к дости­жению результатов второго уровня. Чем меньше ре­зультаты первого уровня осознаются как ведущие по отношению к результатам второго уровня, тем меньше валентность, или желательность, результатов первого уровня. Это означает, что человек, по-видимому, бу­дет меньше стремиться к таким результатам. Пусть V - валентность высокой эффективности работы. Тогда же­лаемыми результатами второго уровня являются возна­граждения, связанные с различными степенями эффек­тивности.

Предположим, что ими будут:

V m - валентность денег;

V p - валентность продвижения;

V g - валентность хорошего мнения администрации и поддержки с ее стороны;

V c - валентность высокого положения среди коллег;

V s - валентность сохранения места.

Стремится ли работник к высокой эффективности, за­висит от того, как высоко он ценит приведенные выше факторы и каким образом осознает связь между высокой эффективностью труда и достижением этих целей.

Пусть L pm - осознаваемая способность высокой эффек­тивности труда приводить к получению денег; L рр - осоз­наваемая способность высокой эффективности труда при­водить к продвижению по службе; L pg - осознаваемая способность высокой эффективности труда приводить к достижению хорошего мнения администрации и поддерж­ке с ее стороны; L рс - осознаваемая способность высокой эффективности труда приводить к достижению высокого положения среди коллег; L ps - осознаваемая способность высокой эффективности труда приводить к сохранению места.

На основании модели Врума F есть функция суммы

Чем больше эта сумма, тем более вероятно, что человек будет мотивирован на достижение высокой эффективно­сти труда.

Потребности во власти, успехе (достижение целей) и аффилиации Д. Макклеланда. Другой теорий, оказавшей влияние на ученых, занятых исследованием организаций, является теория, выдвинутая Дэвидом Макклеландом, который начал с исследования не того, как человек действует, а того, как он мыслит. При этом Макклеланд использует так называемую проективную методику, основанную на том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная предпосылка заключается в том, что, чем более двусмысленным, неясным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуе­мого проявятся (спроецируются) его мотивы. Американский ученый утверждает, что мысли, выраженные в таких рассказах, можно сгруппировать так, что они выразят три категории человеческих мотивов:

1) потребность в аффилиации, то есть стремление к принад­лежности, или потребность быть «своим» среди какого-то круга лиц, в ка­честве которого может выступать и коллектив отдела, и социаль­ная группа, и Общество филателистов;

2) потребность во власти;

3) потребность в успехе или достижении целей.

Потребность в достижении целей может быть связана с несколькими потребностями в иерархии Маслоу, по су­ществу, это потребность делать что-либо (то, в чем индивид сравнивает себя с другими) лучше, чем делалось раньше.

Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую потребность во власти (т. е., по существу, заинтересованность в том, чтобы иметь сильное влияние на других) и что высокая потребность в достижении целей характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в одиноч­ку. Высокая потребность в аффилиации (т. е. потребность в дружеских отношениях, близости и взаимопонимании) может в некоторых случаях приводить к неэффективно­сти работника, вызываемой боязнью ухудшить отноше­ния. Некоторые считают, что руководитель должен под­бирать работу для подчиненных, учитывая мотивацию последних. Существует мнение, однако, что этого еще недостаточно для высокой эффективности, что система вознаграждения (или компенсации) должна быть разра­ботана с участием вознаграждаемых и должна рассматри­ваться в непосредственной связи с эффективностью труда (Д. Литвин и Р. Стрингер).

Хотя работа Макклеланда может быть использована для улучшения организационного климата, составной частью которого является мотивация персонала, в его теории можно оспаривать многое, в том числе методо­логию исследования и слишком упрощенную классифика­цию мотивов.

Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга . Еще одна популярная теория мотивации, оказавшая, в частности, значительное влияние на концепцию «развития организации»,- это «мотивационно-гигиеническая» модель Ф. Герцберга.

Модель явилась результатом серии интервью с 200 инженерами и бухгалтерами, которых попросили подроб­но описать события, заставившие их чувствовать полное удовлетворение или неудовлетворение от работы. Поло­жительные эмоции, вызванные работой, связывались с выполнением определенных заданий (фактор содержания работы), а не с такими внешними факторами, как усло­вия труда. С другой стороны, плохие условия труда вы­зывали у людей неудовлетворенность работой. Иными словами, положительные эмоции связывались с фактора­ми, относящимися к содержанию работы, а отрицатель­ные- с факторами «контекста». На основании этого ис­следования Герцберг и его последователи утверждают, что людям присущи два вида потребностей: избежать страданий и психологического роста.

Чтобы оградить своих подчиненных от страданий или неудовлетворенности, руководитель должен создать бла­гоприятные условия труда . «Подходящий» руководитель, условия труда, статус, жалованье, межличностные отно­шения и прочность положения являются, по Герцбергу, «гигиеническими» факторами в том смысле, что они по­могают предотвратить неудовлетворенность работой. От­сутствие «гигиенических» факторов может, таким обра­зом, приводить к неудовлетворенности работника, но само по себе их наличие еще не обеспечивает удовлетворение от работы. Психологический рост человека связан с удов­летворением потребности в содержательной работе .

23. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группах

Большинство интересных идей возникает в группах. Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение. Вместе с тем учесть все аспекты решаемой проблемы ему вряд ли удастся. Чем больше людей – тем больше мнений может быть высказано в процессе обсуждения проблемы. При этом важен еще и тот факт, что, работая совместно, люди стараются «не ударить лицом в грязь», а работать более активно и продуктивно, удовлетворяя свою потребность в успехе и признании. Кроме того, какие-либо новые предложения, идеи могут возникнуть при групповом обсуждении проблемы и на основе ассоциативного мышления (метод мозгового штурма).

Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. У членов группы появляется «чувство локтя». Чувство того, что они являются частью чего-то большего, чем каждый из них поодиночке. Они рассчитывают на поддержку и одобрение коллег.

Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Это происходит за счет:

Обеспечения комплексного подхода в результате привлечения кработе в группе специалистов различных областей;

Повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения;

Коллективного опыта и большей информированности членов группы;

Высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс; при этом сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и повышается ответственность за его результаты.

Наконец, использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.

Индивидуальное развитие членов группы происходит за счет:

Обучения в процессе совместного решения проблем, анализа альтернатив, конструктивного обсуждения и апробации;

Более эффективного использования творческого потенциала сотрудников в результате «феномена социального содействия»; социальное содействие предполагает, что члены группы стремятся внести свой вклад в решение проблемы просто потому, что они работают в обществе других людей;

Формирования у сотрудников чувства самоценности в результате создания системы поддерживающих отношений в группе.

Таким образом, группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой. Однако группы имеют и ряд существенных потенциальных недостатков. И если их вовремя не распознать и не нейтрализовать, то это может привести к срывам в достижении групповых и общеорганизационных целей. Менеджеры должны быть предельно внимательны по отношению к потенциальным опасностям.

Основные потенциальные недостатки работы в группе

Стремление к частным целям. Группа живет собственной жизнью. Цели группы становятся главенствующими для нее, в то время как цели организации уходят на второй план, игнорируются и зачастую забываются.

Чрезмерные затраты. На принятие групповых решений приходится больше затрат, чем на принятие решений одним лицом.

Потери времени. Принятие решений в группе предполагает обсуждение проблем всеми ее членами, рассмотрение различных точек зрения, поэтому на принятие решения группой тратится больше времени, чем на индивидуальное. По мнению специалистов, в группах тратится больше времени на понятные всем членам вопросы, чем на более сложные.

Доминирование одного из членов группы. Может усилиться влияние некоторых членов группы на других, что не способствует эффективной групповой работе: люди принимают «навязанную» им точку зрения, боятся высказать собственное мнение и т. д.

Эскалация участия. Упорное отстаивание определенного предложения некоторыми членами группы может привести к принятию его всей группой, потребовать вложения ресурсов, хотя предложенное решение может оказаться неверным.

Разделение ответственности – уход от ответственности, размывание ответственности. С одной стороны, осознание общей ответственности за выполнение заданий является положительным моментом в деятельности групп. Однако в то же самое время разделение общей ответственности в равной мере всеми членами группы может привести к противоположному эффекту – уходу от индивидуальной ответственности. У отдельных работников может появиться желание спрятаться за спину коллег, в «толпе», что позволяет избежать порицания. Общая ответственность переходит в безответственность.

С разделением ответственности связан и такой недостаток, как «социальная праздность». Условием ее появления служит невозможность или отсутствие четкой оценки вклада каждого работника в результаты работы группы. В этом случае некоторые работники могут резко ухудшить результаты своей деятельности. Социальная праздность возникает, если работник считает, что:

Распределение работы в группе осуществляется несправедливо;

Коллеги не прилагают особых усилий, как это делает он, к выполнению заданий.

Снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников связано с двумя предыдущими недостатками. Командное вознаграждение может привести к тому, что вклад, а следовательно и оплата труда работников будут усреднены. В таком случае высококвалифицированные сотрудники считают, что им незачем в полной мере выкладываться при выполнении групповых заданий.

Групповая поляризация. Это альтернатива группового единомыслия, когда в группу включены индивиды с устойчивыми воззрениями (положительными или отрицательными) на проблему. Работая в группе, они привлекают на свою сторону других участников, и может возникнуть агрессивная конфронтация, конфликт.

Кроме названных, можно отметить и такие проблемы, связанные с формированием и функционированием групп, как:

Сложность введения в группу новых людей;

Группу сложно переориентировать на новое направление, сплоченная группа не обладает такой гибкостью, как разрозненные сотрудники;

Никакая группа не может существовать вечно.

Групповое единомыслие. Основным недостатком в работе групп является групповое единомыслие, шаблонное мышление.

Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.

24. Преданность (приверженность) организации: понятие, виды, факторы, препятствия

Приверженность – это тот интегральный фактор, в котором отражаются трудовые ценности, трудовая этика работников, их мотивация и удовлетворенность трудом. За приверженностью стоят соответствующие установки, определяющие отношение к работе, к клиентам, к руководству и к организации в целом. Можно выделить некоторые индивидуальные характеристики работников и организационные факторы, влияющие на степень приверженности организации.Л. Джуэлл определяет преданность организации как переменную, отражающую силу связи, существующей в представлении человека, между ним и конкретной организацией, в которой он работает. Не вызывает сомнения тот факт, что приверженность организации не возможна без удовлетворенности от выполняемой работы , а также если организация не оправдывает ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем.

Приверженность организации предполагает: идентификацию, вовлеченность, лояльность.

Идентификация – это гордость организацией, присвоение работниками организационных целей. Она зависит от того, в какой мере люди: информированы о положении дел в организации, и о перспективах решения значимых для них проблем; видят единство собственных целей и целей организации; гордятся самим фактом своей работы в данной организации; считают справедливой оценку своего труда со стороны организации;

Вовлеченность – это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад как член организации для достижения ее целей. Вовлеченность в работу организации может быть достигнута лишь в том случае, если работа в организации побуждает у людей: готовность, если это требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями, чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой, заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов, ответственность за результаты своей работы.

Лояльность – это эмоциональная привязанность к своей организации, желание оставаться ее членом. Лояльность по отношению к организации предполагает, что данная работа вызывает у работника: удовлетворенность содержанием работы, выполняемой в организации, ощущение внимания и заботы со стороны организации, удовлетворенность своей карьерой в организации, уверенность в целесообразности длительной работы в данной организации.

Виханский выделяет факторы, которые составляют ожидания по поводу:

· оригинальности и творческого характера работы;

· увлекательности и интенсивности работы;

· степени независимости, прав и власти на данной работе;

· степени ответственности и риска;

· престижности и статусности работы;

· степени включенности работы в более широкий трудовой процесс;

· безопасности и комфортности условий на работе;

· признания и поощрения хорошей работы;

· заработной платы и премий;

· социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;

· гарантий роста и развития;

· дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе;

· отношений между членами организации;

· конкретных лиц, работающих в организации.


Похожая информация.


Изучение данных социально-демографической характеристики осужденных представляет интерес во многих отношениях. Осужденные - это часть населения. Поэтому закономерности, присущие законопослушным гражданам, в той или иной степени характерны и для осужденных. Психологией и педагогикой выявлены многие закономерности, позволяющие учитывать в воспитательной работе особенности граждан разного пола, возраста, образовательного уровня и т. п., которые могут быть использованы и в работе с осужденными.

В настоящем параграфе анализируются данные специальной переписи осужденных, проведенной в местах лишения свободы 18 ноября 2009 г.: распределение осужденных по полу, возрасту, семейному положению, трудоспособности и состоянию здоровья, образованию, роду занятий.

Пол. Удельный вес женщин среди осужденных относительно невелик и составляет 6,3%.

Наибольшее влияние на этот показатель имеют две группы факторов. Прежде всего женщины, как правило, совершают менее опасные преступления. В преступных группах они играют второстепенные роли. Значительно реже женщины совершают насильственные преступления. Вместе с тем суды при прочих равных условиях, исходя из принципа гуманизма, назначают им менее строгие наказания, стараясь не лишать свободы. На них чаще распространяются амнистии, часть из них освобождается ввиду применения отсрочки отбывания наказания.

Возраст. Среди факторов, имеющих значение для демографической характеристики осужденных, важное место занимает возраст. Будучи существенным психофизическим свойством человека, возраст оказывает влияние на поведение людей, формирование их личности.

Лица среднего и старшего возраста имеют больший жизненный опыт, более сформировавшийся характер; их действия чаще, чем у молодежи, - следствие обдуманных решений. Для молодежи более характерны импульсивность, агрессивность, не всегда четкое представление о последствиях своих действий. С возрастом происходит социальное формирование личности, интересов, потребностей человека, что определяет формы его деятельности значительно больше, чем чисто биологические возрастные изменения.

Степень социального развития личности и психофизические свойства людей разного возраста оказывают серьезное влияние и на преступность. Молодежь совершает больше преступлений, чем лица старших возрастов; эти преступления чаще имеют насильственный характер.

Законодатель учитывает возрастные особенности молодежи. Возраст субъекта предопределяет решение вопроса о привлечении его к уголовной ответственности, которой подлежат лица, достигшие возраста 16 лет, и лишь при совершении некоторых преступлений - 14 лет. При этом лицу, не достигшему на момент совершения преступления возраста 18 лет, нельзя назначать смертную казнь, пожизненное лишение свободы или лишение свободы на срок свыше 10 лет, а несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести или тяжкое в возрасте до 16 лет, - более 6 лет.

Возраст учитывается и при определении вида и размера наказания. Лицам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не может быть назначена смертная казнь. Часто преклонный возраст признается смягчающим обстоятельством, так как возрастные изменения, прежде всего мозговой деятельности человека, накладывают отпечаток на его поведение.

Возраст виновного оказывает влияние на определение вида места лишения свободы. Лица, не достигшие совершеннолетия к моменту вынесения приговора, направляются для отбывания наказания в воспитательные колонии, лица, достигшие возраста 18 лет, - в исправительные колонии и тюрьмы.

Рассматриваемый фактор имеет весьма важное значение и в процессе исполнения наказания, помогает найти правильный подход к человеку, объяснить те или иные его поступки. Как никакой другой показатель, возраст определяет поведение человека, его интересы, потребности, жизненные планы, состояние здоровья, возможности и перспективы по созданию семьи, получению специальности, образования. Без его учета нельзя дать оценки многим свойствам человека. Например, трехлетний трудовой стаж для 19-летнего лица является весьма значительным, а для 50-летнего - очень низким, заставляющим усомниться в том, что такой человек вел трудовой образ жизни. Таким образом, возрастные особенности осужденных должны учитываться в работе по их исправлению.

Анализ распределения осужденных по возрасту показывает, что большинство лишенных свободы (90,4%) принадлежит к возрастным группам 20-49 лет. Лица более молодого и более старшего возрастов осуждаются к лишению свободы значительно реже. Распределение осужденных по возрасту выглядит следующим образом: моложе 18 лет - 0,2%; 18-19 лет - 2,2%; 20-24 года - 18,6%; 25-29 лет - 24,8%; 30-39 лет - 33,3%; 40-49 лет - 13,7%; старше 50 лет - 7,2%. Средний возраст осужденных - 33,6 года.

Семейное положение. Семья - одна из тех ячеек общества, которая максимально воздействует на формирование личности еще с детских лет, когда начинается воспитание человека. Семья дает средства к существованию, участвует в формировании мировоззрения людей, является первым коллективом, где человек учится считаться с другими, соизмерять свои потребности с возможностями. Более того, в жизни человека это самый устойчивый коллектив. Состав семьи может меняться: умирают родители, вырастают братья, сестры. Даже женитьба человека и создание своей семьи полностью не устраняет влияния той, в которой он вырос. Однако новая семья начинает играть еще более важную роль в жизни человека.

Влияние семьи на человека может быть и положительным, и отрицательным. Известно немало примеров, когда родители с ранних лет приучают детей к спиртному и даже вовлекают в преступную деятельность. Вместе с тем многие семьи успешно нейтрализуют отрицательное влияние других микрогрупп, окружающих человека.

Воздействие семьи не является неизменным на протяжении всей жизни человека. Взаимоотношения, поступки членов семьи могут отразиться на ее авторитете. Может стать иной и направленность такого влияния как вследствие изменения состава семьи, так и вследствие воздействия на психологию членов семьи различных факторов.

Хотя влияние семьи, бесспорно, существенно, особенно среди осужденных, однако бывают исключения, что может объясняться рядом факторов. В некоторых случаях авторитет семьи падает вследствие неблаговидного поведения ее членов, особенно если это причинило какой-либо вред самому осужденному. Иногда наблюдается даже чувство озлобления, например, если совершенное преступление связано с кем-либо из родных. Некоторые осужденные неприязненно относятся к своим женам, по заявлению которых они были лишены свободы за хулиганство, истязания или другие преступления против личности. О влиянии семьи, как правило, не приходится говорить в случае ее распада, хотя и тогда наличие детей нередко оказывает сдерживающее воздействие на осужденного.

Говоря о влиянии семьи на осужденного, мы имеем в виду как его жену (мужа), так и других родственников (родителей, детей, братьев, сестер и др.). Однако особую роль для отбывающего наказание играют его жена (муж) и дети.

С 1970 по 2009 г. доля не состоявших в браке к моменту ареста возросла с 49,4 до 77,1%. К этому следует добавить, что определенная часть семей осужденных распадается во время отбывания наказания, что делает еще большим разрыв между показателями, характеризующими осужденных и население.

Указанная закономерность проявляется во всех возрастных группах. Особенно значительная разница наблюдается в младших возрастных группах, которые являются наиболее криминогенными. Такое положение можно объяснить более слабыми социально полезными связями преступников с обществом, что, с одной стороны, способствовало совершению преступления, которое само по себе - конфликт с обществом, с другой стороны, препятствовало созданию семьи. Эти два разных следствия имеют общую причину.

Однако обследованием установлено, что почти все осужденные имеют родителей, братьев, сестер, детей. Это говорит о том, что к исправлению почти каждого осужденного к лишению свободы могут быть привлечены родственники.

Семья имеет важное значение в жизни любого человека. Особенно велика ее роль для осужденного. Во время отбывания наказания от семьи исходит моральная, а нередко и материальная поддержка. Важна роль семьи и после окончания срока наказания для социальной адаптации освобожденного. Исходя из этого ясно, что семейное положение осужденного представляет большой интерес для изучения его личности.

Особо важную роль играют личностные качества людей. Преступление - в определенном смысле разлад с обществом, отказ в чем-то ограничивать свои желания, добиваться своих целей только теми путями, которые разрешены законом. Сказанное касается большинства преступлений - и корыстных, и насильственных. Такого рода личностные качества часто служат преградой и для создания семьи: нежелание идти на компромисс, в чем-то ограничивать себя, сдерживать свои потребности.

Важная группа причин связана с личными качествами человека. Для многих преступников характерно пьянство, беспорядочная половая жизнь, случайность доходов. Такие свойства характера отрицательно оцениваются будущими супругами, не способствуют созданию семьи. Надо сказать, что в системе ценностных ориентаций многих преступников семья играет не главную роль.

Наконец, многие лица потеряли семьи за время отбывания наказаний. Это касается в первую очередь рецидивистов, преступная деятельность которых и последующее наказание не раз отрывали их от семьи. В результате к началу отбывания последнего наказания они пришли как не состоявшие в браке.

Распад семей - другая неблагоприятная тенденция. У осужденных женщин семьи распадаются более интенсивно, чем у мужчин (соответственно 41,5% и 31,2%), но в настоящее время распад семьи у осужденных женщин происходит намного реже. Если в 1989 г. доли распавшихся и сохранившихся семей у женщин, лишенных свободы, были равными, а в 1994 г. распавшихся семей было больше на 3,3%, то в 1999 г. наметилась положительная динамика сохранения семьи, а в 2009 г. у женщин отмечено почти в полтора раза больше сохранившихся семей, чем распавшихся.

Трудоспособность и состояние здоровья. Анализ личности осужденных к лишению свободы должен включать изучение состояния их здоровья. Прежде всего это необходимо для направления в специальные лечебные учреждения осужденных, страдающих инфекционными заболеваниями или нуждающихся в больничном режиме. Вместе с тем изучение данного вопроса имеет значение и в ряде других аспектов: для планирования медицинских мероприятий, решения вопроса о совместном или раздельном содержании инвалидов и полностью трудоспособных осужденных.

Состояние здоровья следует учитывать при организации индивидуальной воспитательной работы с отбывающими наказание. Кроме того, важно знать трудоспособность осужденных для планирования и организации их трудового использования.

Естественно, что выявление заболеваний и медицинское обследование - дело врача. Однако об установленных заболеваниях должно быть известно администрации колонии и в первую очередь - начальнику отряда. Это особенно важно, если речь идет о тяжелых болезнях, таких как туберкулез, венерические, нервные, психические заболевания. Начальник отряда также должен знать, кто из осужденных страдает алкоголизмом, наркоманией и в каких формах.

Состояние здоровья накладывает серьезный отпечаток на психику, влияет на настроение, а следовательно, и на поведение человека. Нередко наличие болезни тяжело переживается. Не зная об этом, трудно объяснить поведение отбывающего наказание.

Среди заболеваний особое место занимают нервно-психические. Они накладывают непосредственный отпечаток на поведение осужденного. Лица, страдающие такими болезнями, часто ведут себя несдержанно, нарушают дисциплину. Своим поведением они создают конфликты с другими осужденными, тем самым вызывая отрицательное отношение к себе. В некоторых случаях такие ситуации могут привести и к совершению преступлений.

Основная масса осужденных к лишению свободы здорова и трудоспособна. Доля инвалидов 1 и 11 групп в местах лишения свободы стабильна и составляет 1,5%. Обязательное лечение от алкоголизма назначено 1,0% мужчин и 0,9% женщин, а от наркомании - 0,6% мужчин и 1,9% женщин. Это связано с составом осужденных в местах лишения свободы. За незаконный оборот наркотиков отбывают наказание 33,7% женщин и 12,5% мужчин. Кроме того, сопоставление этих данных показывает, что такое лечение назначается не всем нуждающимся в нем. В соответствии с Законом № 161-ФЗ принудительное лечение от алкоголизма и наркомании заменено обязательным лечением. Это означает, что такое лечение назначается не судом, а медицинской комиссией.

Весьма высоки в местах лишения свободы показатели заболеваемости туберкулезом. Так, по данным специальной переписи осужденных 11,5% мужчин и 4,6% женщин больны (либо были ранее больны) туберкулезом. Среди прочих причин возникновения заболеваний надо назвать резко возросшее поступление в места лишения свободы больных туберкулезом и высокую выявляемость этого заболевания, поскольку все осужденные должны быть подвергнуты флюорографии. Будучи на свободе, эти лица в большинстве своем не знали о наличии у них туберкулеза и не лечились. Можно с уверенностью сказать, что разница в числе болеющих туберкулезом и состоящих на учете на свободе значительно выше, чем в местах лишения свободы. Но и в этом случае с учетом условий содержания, питания и скученности осужденных в колониях и особенно в следственных изоляторах число больных туберкулезом очень велико.

В связи с тем что некоторые осужденные, больные туберкулезом, отказывались лечиться, УИК предусмотрел обязательное лечение больных туберкулезом, что должно повысить долю тех, кто будет вылечен к моменту освобождения.

Образование. Многочисленные исследования показывают, что образовательный уровень служит существенной характеристикой личности человека вообще и осужденного в особенности. Высокий образовательный уровень проявляется как антикриминогенный фактор. Чем выше образование человека, тем менее вероятно совершение им преступления.

Обучение осужденных в возрасте до 30 лет, не имеющих основного общего образования, является обязательным.

Следует иметь в виду, что современный УИК разрешил осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, а также несовершеннолетним осужденным, достигшим 16-летнего возраста, заочно обучаться в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Практика последних лет знает примеры организации отделений высших учебных заведений и в исправительных колониях общего режима.

В предыдущие годы подавляющее большинство осужденных имели неполное среднее и общее среднее образование. По данным предыдущих переписей в последние 20 лет такие лица составляли около 80% общего числа осужденных. К 2009 г. происходит процесс «вымывания» этого среднего уровня до 65,6%. При этом увеличивается доля неграмотных и имеющих начальное образование - до 6,2%, а также имеющих среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование - до 28,2%. Тенденция в образовании наглядно демонстрирует общую тенденцию поляризации, т. е. возрастающего расслоения как населения страны в целом, так и осужденных, не только по уровню доходов, но и по уровню образования. Это свидетельствует об увеличении криминализации маргинального населения, о проникновении преступности в более широкие слои общества, об увеличении ее «беловоротничковой» составляющей.

Род занятий. Важным показателем характеристики осужденных является род занятий. Известно, что труд, привычный для осужденного, избранный им еще на свободе, имеет большое воспитательное значение. Занятия до ареста позволяют судить и об интересах осужденных, а также об имеющихся у них навыках. Наконец, важное значение имеют данные о лицах, не занимавшихся социально полезной деятельностью и не имевших легальных источников дохода. Как известно, это наиболее криминогенный контингент.

Анализируя род занятий осужденных к моменту ареста, мы видим, что 33,3% женщин и 18,9% мужчин были рабочими; соответственно 1,8% и 4,6% - служащими; 3,4% и 2,0% учились; 3,6% и 3,0% имели иной род занятий; неработающие пенсионеры и безработные составили 3,7% и 3,8%; не имели определенных занятий 56,7% женщин и 49,0% мужчин. В данном случае разница в показателях по гендерному признаку обусловлена тем, что трудоустройство женщин как было в 1990-е гг., так и сейчас остается более проблематичным, чем мужчин. Кроме того, в места лишения свободы женщины попадают в среднем более социально запущенными, чем мужчины.