Семь превращений лидера. Индивидуальное лидерство как реализация поведенческих моделей. Кто такой лидер

От Махатмы Ганди до Уинстона Черчилля и до Мартина Лютера Кинга существует много видов лидерства при наличии лидера. Бизнесмены и психологи разработали и упростили систему основных видов лидерств, и это может помочь лидерам, стремящимся понять, какой тип в какой ситуации им стоит использовать.

Итак, когда вы управляете командой на работе, когда вы капитан команды, владелец корпорации – какой из вариантов ведения людей лучше? Сознательно или подсознательно, но вы наверняка воспользуетесь некоторыми “стилями” лидерства, описанными в этой статье. Понимание этих стилей и их правильное применение поможет вам выработать свой собственный стиль управления, чтобы стать более эффективным лидером.

Теории лидерства

Исследователи разработали много разных теорий лидерства за прошедшие годы. Все они поделены на три основные группы:

Теории характерных черт. Из каких людей получаются хорошие лидеры? Эти теории говорят о том, что у всех лидеров есть общие черты и особенности, благодаря которым они и лидеры. Ранее эти теории выдвигали идею лидерства, как что-то врожденное, что либо есть в человеке, либо нет. К счастью, люди оставили эту мысль позади и сейчас мы все больше узнаем о том, что каждая индивидуальность может сделать для повышения своих лидерских качеств с помощью других и себя.

Основное достоинство этих теорий в том, что они помогают обнаружить и объяснить основные качества, которые необходимы любому лидеру. Примерами могут служить сочувствие, настойчивость, принятие верных решений, способность располагать к себе. Ни одно из достоинств или комбинация оных не гарантирует успеха на лидерском поприще. Лидеру нужно больше, чем основные черты остальных таких же, как и он сам.

Поведенческие теории. Что делает хороший лидер? Данные теории сфокусированы на том, как ведут себя лидеры. Диктуют ли они свои условия, ожидая пи этом положительной реакции? Или же они дают право голоса своей команде, дабы высказать доверие?

В 30-х годах американский исследователь Курт Левин разработал структуру поведения лидера при принятии решений. Разделено все это было на три основных пункта:

· Единовластный лидер, который не согласуется ни с кем при принятии решений. Это может быть уместно, если есть необходимость в быстрых мерах и мнение команды не так важно для успешного результата.

· Демократичные лидеры, согласующиеся со своей командой, позволяющие вносить свою долю в общее решение. Этот стиль важен, когда общее мнение имеет определенное значение, но вызывает трудности в случае если идей и перспектив слишком много.

· Невмешательство. Лидеры дают основное право в принятии решений своим сотрудникам. Этот стиль наиболее уместен в случае если команда состоит из умелых и мотивированных людей, которых лидер знает не первый день. Также, такой стиль может существовать в случае, если лидер ленивый и отстраненный, и в таком случае все может пойти ко дну весьма быстро.

Все исследователи единодушно приходят к выводу о том, что каждый из существующих стилей лидерства уместен в разное время. Поэтому самые успешные лидеры это использующие разные стили лидерства в зависимости от ситуации.

Поведенческие теории можно разделить на две части. Одни теоретического характера, другие практического. Поговорим о вторых, о теориях обстоятельств, которые входят в общие поведенческие теории.

Как ситуация влияет на лидера? В сущности эти теории являются частью поведенческой теории, и гласят о том, что поведение лидера зависит от ситуации. Эти теории предписывают какой стиль будет уместен в каждой ситуации.

Какой стиль руководства избрать, когда надо принимать решения быстро? Каким образом вести себя, когда нужна полная отдача от команды? Стоит лидеру быть ориентированным больше на задачу или людей? Эти вопросы наиболее часты в теориях обстоятельств.

Одной из самых популярных структур в этом секторе является ситуационная теория лидерства Херси и Бланшара, названная теорией жизненного цикла, которая связывает работу с личным профессионализмом каждого отдельного члена команды. Под профессионализмом подразумевается опыт в данной проблеме, ответственность, личная мотивированность.

Теории власти и влияния.

Что является источником власти лидера? Данные теории разработаны в обратную сторону, где лидеры используют власть и влияние для успешного достижения определенных целей, и стиль их лидерства появляется как результат.

Одной из самых известных теорий среди подобных является теория пяти основ власти Френча и Рейвена. Эта модель базируется на двух основных факторах, использования вашего положения для достижения власти и использования собственных умений для получения власти. Френч и Рейвен определили три основных вида власти в зависимости от положения(закон, награда и принуждение) и два источника личной власти(экспертиза и умение располагать к себе).

Другой популярный стиль лидерства, исходящий из раздел теорий власти и влияния, это трансакционное(деловое) лидерство. Эта точка зрения предполагает, что работа делается только по причине дальнейшего вознаграждения, и поэтому все внимание направлено на исполнение работы и способы вознаграждения. Этот стиль используется в большинстве современных организаций.

Современное понимание лидерства

С учетом всех теорий, структур, точек опор лидерства, лидер должен рассматривать личные особенности свои и своей команды.

Сам собой напрашивается вывод, что есть один тип лидерства, который уместен в большинстве корпоративных ситуаций – это трансформационное лидерство. Лидер, использующий этот стиль:

· Дает чистые победы

· Четко взаимодействует с общим видением картины

· Дает хороший пример

· Ожидает лучшего результата от команды

· Ободряет

· Помогает

· Правильно оценивает работу и людей

· Находит стимулы для команды

· Вдохновляет

Коротко говоря, трансформационные лидеры исключительно мотивирующие и вызывающие доверие. Когда ваша команда верит вам и действительно вдохновлена вами, то вы можете достичь больших вещей.

Говоря о том, как трансформационное лидерство может подходить во многих бизнес-процессах, необходимо не забывать, что существуют ситуации, когда этот стиль не самый лучший.

Ключевые пункты

Вне зависимости от существования самых эффективных стилей лидерства, не существует единственного стиля лидерства, который подойдет для всех ситуаций. Чтобы выбрать наиболее подходящий стиль лидерства, оперируйте следующими пунктами:

· Мастерство и опыт вашей команды

· Сложность и вовлеченность (что-либо обычное или что-то новое, требующее необычного подхода)

· Рабочая атмосфера (устойчивая и консервативная или новаторская и смелая)

· Ваш предпочтительный или естественный стиль

Хорошие лидеры часто переключаются между стилями инстинктивно, в зависимости от людей, которыми они руководят, и работы, которая должна быть сделана. Работайте над доверием – этой ключевой аспект этого процесса – и не забывайте следить за разницей в потребностях вашей организации и вашей команды.

Что такое лидерство, из каких компонент оно состоит, кто такой лидер и каких типов он бывает, как управлять командой, какие лидерские качества нужно развивать и какие будут последствия использования лидерства


Для достижения наиболее грандиозных и полезных целей, а тем более цели жизни, будет недостаточно отношений с одним человеком, а потребуется целая группа. Тогда нужно объединить людей с разными талантами и ресурсами – организовать команду . Чтобы это сделать, нужно обладать определенными лидерскими качествами и способностями.

Это процесс объединения систем в единую, организованную команду и использования их ресурсов для достижения общих целей

Успешный лидер всегда способен убедить участников, что он достоин ими управлять. Именно команда, а не лидер, определяет, насколько лидер успешен. Если команда не доверяет ему, их будет очень сложно мотивировать.

Хороший лидер должен знать психологию человека, чтобы понимать поведение других, адекватно реагировать на него и корректно воздействовать, чтобы минимизировать вредные последствия.

А главное средство лидера для управления, убеждения и мотивирования команды – это его поведение. Лидер должен иметь определенные развитые качества, быть честным и справедливым, адекватно взаимодействовать, достигать целей активнее и решительнее других, т.е. быть примером для подражания. Поведение лидера копируется командой сознательно или подсознательно, но в любом случае, команда стремится подражать лидеру.

Команда

Для достижения поставленной цели необходимы определенные ресурсы. Только когда будет команда, которая в совокупности обладает всеми требуемыми ресурсами, или которая будет способна их добыть в приемлемые сроки, тогда будет возможно достичь цели, получить ожидаемые результаты и улучшить состояние всей команды.

Каждый участник должен четко понимать ее цели, миссию и свою роль. Для этого лидер должен распределить все дела по исполнителям, закрепить за каждым участником его зону ответственности в достижении успеха в соответствии с его талантом.

Лидер должен знать, какие ему требуются люди, с какими талантами и ресурсами, чтобы объединить их в команду. Он должен понимать и их потребности, которые они смогут удовлетворить, присоединившись к команде и успешно достигнув цели.

Для лидера также важно поддерживать личное развитие участников команды, их качеств, мотивировать на самообучение и улучшение профессиональных навыков. Лидеру нужно предотвращать и регулировать негативное, неэтичное поведение в команде. Это позволит повысить эффективность , успешность и организованность команды в целом.

Отношения

Между лидером и командой, а также и внутри команды должны быть доверительные отношения. Именно их наличие объединяет людей в команду, делает ее крепкой, успешной и эффективной. Без таких отношений невозможно эффективно достичь цели и получить желаемые результаты.

Большинство взаимодействий проходят не вербально. Участники команды могут просто наблюдать за действиями лидера и своих коллег и делать соответствующие выводы. Если лидер будет действовать неэффективно, без страсти и особого желания достичь цели, то вся команда это заметит, почувствует и станет вести себя аналогично.

Одним из наиболее простых способов улучшения отношений является позитивность общения и награждение команды даже за маленькие успехи. Часто лидеру вполне достаточно просто интересоваться жизнью и делами участников, улыбаться, делать искренние комплименты и создавать комфортную атмосферу.

Идеальным состоянием отношений в команде является синергия , при которой участники начинают действовать синхронно, на одной волне, что создает резонанс и тогда усилия участников не просто суммируются, а умножаются. Т.е. синергия позволяет получить от двух человек не в 2 раза больше выполненных дел, а гораздо больше, в 4, 6, 8, 10… раз больше.

Делегирование

Если для выполнения дела нужны знания или умения, которых нет у лидера, т.е. он имеет проблему, то лучше это дело делегировать участнику команды, который эту проблему уже решил или может решить ее гораздо быстрее.

Преодоление препятствий

Команда и лидер постоянно сталкиваются с препятствиями на пути к цели: проблемами, нехваткой ресурсов, и т.п. Лидер совместно с командой должны находить способы их преодоления, выбирать наиболее подходящий способ, принимать решения и действовать.

К каждому препятствию нужно подходить индивидуально и использовать для его преодоления наиболее опытного и компетентного в этой области участника команды. Тогда препятствие можно преодолеть наиболее эффективно и с наименьшими затратами.

Преодолевать препятствия нужно своевременно, а не откладывать их на потом. Если их накопится много, то цель может оказаться недостижимой и придется организовывать новую команду или менять лидера.


Если будет отсутствовать хотя бы один из этих компонентов, то не получится объединить людей в единое целое и достичь сложной цели, которую невозможно достичь в одиночку. Тогда значительно повысится вероятность того, что человек-лидер не сможет самореализоваться и достичь цели своей жизни. Это приведет к его полной дисгармонии , и жизнь станет крайне несчастной, беспокойной и некомфортной.

Чтобы предотвратить это, человеку нужно развивать в себе лидерские качества, и при появлении очень сложной цели нужно их применить и создать команду для ее достижения. Рассмотрим подробнее, какие же нужны качества человеку, чтобы быть хорошим лидером.

Управление командой

На пути к цели лидер и команда попадают в самые различные ситуации и преодолевают разные препятствия. В зависимости от них лидер может использовать стиль управления командой, который лучше всего подходит к конкретной ситуации, для повышения эффективности и успешности достижения цели (ситуационная модель руководства Фидлера).

Стили управления включают определенные средства, методы, инструменты и технологии, необходимые для реализации плана достижения цели и для мотивации команды.

Существует три основных стиля управления.

Авторитарный (автократический)

Лидер единолично принимает все решения, самостоятельно распределяет обязанности и роли, сообщает команде, какие конкретные действия она должна выполнить, устанавливает жесткую дисциплину.

Этот стиль лучше применять, когда у лидера есть вся необходимая информация для достижения цели и он полностью уверен в правильности своего решения. Его можно использовать, когда необходимо получить от команды краткосрочные результаты, т.к. такой стиль создает минимальную мотивацию, креативность, может привести к конфликтам и распаду команды.

Для применения такого стиля должен быть высокий уровень доверия, приверженности и мотивации команды. Иначе участники воспримут это как силовой приказ, выполнение которого не принесет им лично пользы, и откажутся его выполнять или, если у лидера есть власть, то сделают все с очень низкой эффективностью и качеством.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Лидерские качества

Каждый человек имеет лидерские качества от рождения, но это не гарантирует того, что он станет хорошим лидером. Главное – осознанно и непрерывно их улучшать.

Уровень развития этих качеств влияет на эффективность и успешность лидера, его характер , способность достигать поставленных целей в любой предметной области, умение организовать крепкую команду, иметь высокий уровень доверия и уважения.

Лидер с развитыми качествами может брать на себя ответственность за других людей, управлять ими и получать результаты достижения целей.

К основным лидерским качествам относятся все качества успешного человека , такие как решительность, целеустремленность, уверенность в себе , мужество и т.п. А также для взаимодействия и организации команды ему нужны следующие качества.

Влиятельность

Это способность убеждать других в правильности своих мыслей, идей и мотивировать их действовать в соответствии с ними для достижения целей.

По сути, это и есть смысл лидерства - убеждать других людей, чтобы они делали то, чего не стали бы делать без лидера. При этом он не агрессивно, властно навязывает им свои идеи, а мягко, вежливо, корректно объясняет их полезность и правильность и мотивирует действовать для их реализации.

Т.е. лидер проявляет цивилизованность при взаимодействии, а не использует «пещерные» способы для получения желаемого. Но при этом лидер действует настойчиво, решительно, не пускает все на самотек, а периодически корректирует деятельность команды.

Это качество сильно зависит от уровня доверия к лидеру. Только когда команда ему доверяет, тогда она поддается влиянию, ценит его мнение и следует его примеру. Тогда лидер может рассчитывать на долгосрочные отношения с командой, эффективное и успешное достижение ими целей.

Амбициозность

Это стремление достигать все более сложных, полезных и великих целей для самореализации.

Амбициозный лидер ставит перед собой более сложные цели, чем те, которые уже достиг. Стремится улучшить свое состояние, положение, статус для получения еще больших ресурсов и достижения еще более великих целей.

Излишняя амбициозность в сочетании с недостатком опыта и мудрости может привести к повышению риска, потере ресурсов и нанесению вреда. Поэтому начинать нужно с небольших целей и по мере развития усложнять их, чтобы минимизировать риск.

Энтузиазм

Это состояние энергичного, воодушевленного, активного достижения цели.

Оно возникает, когда человек осознает полезность и важность цели и со страстью двигается к ней. Тогда человек сам становится источником вдохновения, энергии и легко мотивирует других для достижения этой цели.

Энтузиазм особенно проявляется, когда появляются новые идеи или когда человек близок к своей цели. Также энтузиазм высок, когда есть четкое видение, как достичь цели, получить необходимые ресурсы и преодолеть все препятствия, т.е. когда неопределенность минимальна.

Справедливость

Это способность оптимально распределять имеющиеся ресурсы для достижения целей. Справедливый лидер всегда разделяет результаты между участниками команды в зависимости от их вклада в достижение цели.

В этом случае каждый участник будет удовлетворен и отношения команды с лидером будут доверительными. Если же кто-то из участников будет считать, что он сделал больше, чем получил результатов, тогда он будет считать лидера несправедливым, и это приведет к снижению эффективности этого участника и команды в целом. В таком случае лидеру нужно выяснить причину недовольства и прийти к соглашению, которое будет удовлетворять всех.

Также справедливый лидер заботится о благополучии команды и старается сделать так, чтобы команда получала такие результаты, после распределения которых все участники остались бы довольны.

Гибкость

Это способность быстрого переключения между делами, размышление о нескольких вещах одновременно и быстрое понимание проблемы.

Гибкий лидер может мыслить как абстрактно, так и конкретно: «смотрит и на глобус, и в микроскоп». Он «не витает в облаках» (в идеях, мыслях) и не «вязнет в земле» (в делах, действиях), а имеет баланс «между небом и землей». Это позволяет ему иметь множество креативных идей и целей и активно действовать для их достижения.

Адаптивность

Это способность воспринимать новые, неизвестные условия окружающей среды и корректировать свои цели и планы в зависимости от них.

Это позволяет лидеру не придерживаться жесткого плана и контроля над ним, а изменять его с учетом новых условий и имеющихся в них возможностей.

Адаптивный лидер в новых условиях способен спокойно и быстро изменять свои планы, отказываться от одних целей ради других, которые можно более эффективно достичь в этих условиях.

Такой лидер не просто готов к изменениям, а он ждет их, т.к. знает, что это может дать новые возможности для повышения успешности, даже если новые условия являются негативными. И адаптивный лидер всегда превращает проблемы в средства достижения целей.


Развитие лидерских качеств позволяет человеку очень быстро, подсознательно принимать решения, автоматически действовать и оптимально распределять ресурсы для успешного достижения целей. Их можно развивать, как описано в методе Развитие личных качеств .

Последствия лидерства

Человек, который развил в себе лидерские качества и навыки, получает особый ресурс – приверженность и доверие других людей. Лидеру с великой целью будет предано множество людей. Они будут добровольно участвовать в процессе ее достижения, тратить личные ресурсы, восхищаться и подражать лидеру, т.к. будут осознавать, что эта цель улучшит и их жизнь тоже.

Имея полноценную команду со всеми талантами и ресурсами, необходимыми для достижения великой цели, лидер способен создать шедевр , нечто грандиозное, что значительно улучшит наш мир.

Участники же команды получат ценный опыт , который они смогут использовать для создания своей команды, для которой они сами будут лидерами. И эта команда поможет им достичь цели своей жизни.

Как можно заметить, лидеров не так и много. Гораздо больше исполнителей . Главная причина этого – люди не осознают себя , свое предназначение . Когда человек знает цель своей жизни, имеет великую мечту и намерение ее воплотить в жизнь, тогда у него нет другого выхода как стать лидером и возглавить команду талантливых людей.

Безусловно, никогда не будет такого, что все люди станут лидерами. Конечно, должны быть и мечтатели, и деятели. Но должна быть преемственность и развитие . Т.е. человек должен начинать свою деятельность с низов, с небольших должностей, пока у него нет профессиональных качеств, навыков и опыта. Но развиваясь, воспринимая опыт лидеров, человек может улучшать в себе и лидерские качества. А когда он осознает свое предназначение и определит цель, которой посвятит всю свою жизнь, тогда он будет готов создать свою команду.

И нельзя разочаровываться в себе, когда однажды появится недосягаемая для себя цель на пути самореализации. Это всего лишь означает, что пришло время найти партнеров, создать единую команду для ее достижения и продолжить самореализовываться.

Таким образом, для самореализации принципиально важно осознавать цель своей жизни и найти все средства для ее достижения, даже если для этого понадобится многотысячная команда.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • o сущность лидерства;
  • o основные стили лидерства;

уметь

  • o различать понятия "лидер" и "менеджер";
  • o применять стили лидерства с учетом сложившихся условий;
  • o разрабатывать направления развития лидерства;

владеть

o навыками использования основных теорий лидерства и власти для решения управленческих задач.

Лидерство как управленческий феномен

Этимология английских слов "leader" и "leadership" восходит к слову "lead", что означает "путь" или "дорога". Лидер - это тот, кто, идя впереди, показывает дорогу.

Все понимают, что кроется за словом "лидер", но парадокс состоит в том, что до сих пор не существует единого понимания лидерства. Как в англоязычной, так и в отечественной литературе имеются разнообразные трактовки лидерства :

  • o искусство добиваться подчинения;
  • o отношения доминирования и подчинения;
  • o форма убеждения;
  • o форма осуществления влияния;
  • o форма решения социальных проблем;
  • o процесс порождения структуры;
  • o континуум стилей руководства;
  • o процесс принятия решений;
  • o механизм, который удерживает в равновесии цели, структуры, взаимоотношения и т.п.;
  • o поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовать свои силы и способности во имя достижения поставленной цели.

В соответствии с трактовкой, принятой в отечественной социальной психологии, лидерство - это "преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в малой группе) составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер".

Рассматривая лидерство с позиций управления организацией, будем исходить из того, что лидерство - это не столько психологический, сколько организационный, управленческий по своей сути феномен, тесно связанный с таким явлением, которое в отечественной литературе понимается как руководство.

Лидерство в организации - это процесс целенаправленного руководства по созданию среды, которая освобождает сознание человека, формируя и используя его знания, интеллект, творческую активность в интересах организации.

Принципиальная роль лидерства в организации заключается в том, что оно выступает как особая функция управления, связанная с запуском и проведением организационных изменений. Кроме того, лидерство распространяется на всю организацию, и его воспринимает абсолютное большинство работников.

"Вызов нового лидерства состоит в том, чтобы выработать в людях способность адаптироваться, чтобы работать творчески и быстро и в постоянно изменяющейся среде... Новые лидеры должны уметь апеллировать к творческой адаптации работников к переменам, их лидерским навыкам и инициативе без того, чтобы прямо передавать им на это полномочия".

Подобный подход еще более углубляет существующие различия между лидерами и менеджерами. Понятие "менеджер" происходит от латинского слова "manus" (рука). Этим корнем оно этимологически связано с итальянским словом "maneggiare" и французским - "manege", что означает тренировать лошадей в школе верховой езды. Если вернуться к понятию "лидер", то станет ясно, что лидерство предполагает более долгосрочные цели, чем выездка лошадей на манеже. Менеджеры-лидеры принимают на себя ответственность не только за индивидуальную, но и за коллективную работу, предпочитая метод управления на основе конечных результатов; их интересует не столько продвижение по служебной лестнице, сколько реальные преобразования.

Сравнительная характеристика обычных менеджеров и менеджеров нового типа приводится в табл. 19.1.

Таблица 19.1

Критерии сравнения и основные правила поведения менеджеров

Критерий

сравнения

Тип менеджера

обычный менеджер

менеджер-лидер

Общий подход

Анализируй, используй различные рычаги, находи оптимальные варианты, организуй и контролируй работу подчиненных.

Принцип: я лучше всех знаю, что надо делать

Делай, исправляй, пробуй, изменяй, повторяй все снова.

Принцип: никто не вправе утверждать, что ему известно наилучшее решение

Оценка успеха

Уровень чистой прибыли в расчете на акцию

Величина созданной ценности для клиентов, сотрудников и владельцев компании

Размер рыночной доли компании

Лояльность клиентов

Преимущества в доступе к ресурсам

Преимущества в ключевых навыках и знаниях

Карьерный рост

Профессиональное и личностное развитие

Философия руководства

Движущая сила - стратегия

Движущая сила - стремление к изменениям, инновации

Решай, распределяй задания, контролируй и проверяй

Выполняй реальную работу

Занимайся глобальными вопросами

Занимайся тем, что важно для людей

Эффективно управляй своим временем

Развивай свои лидерские способности

Основное правило:

Несколько преданных помощников помогут мне добиться требуемых результатов

Я должен способствовать реализации всего самого лучшего, что есть у каждого сотрудника

Эффективность производства и инновации

Эффективность инвестиций

Производительность труда

Передовые технологии

Выдающиеся люди

Контроль над процессами

Совершенствование процессов

Рациональное использование человеческих ресурсов

Формирование и развитие человеческого капитала

Основное правило:

Люди - используемый ресурс

Люди - самый ценный ресурс

Ответственность

Подробные показатели по всем направления

Ключевые показатели в приоритетных направлениях

Индивидуальная ответственность

Индивидуальная и коллективная ответственность

Основное правило:

Ответственность песет конкретное лицо

Мы все несем ответственность

Риски и награды

Избегай неудач любой ценой

Не бойся ошибок, учись на них и делай выводы на будущее

Полагайся на испытанные методы

Используй те способы, которые представляются наиболее перспективными

Ограничивай риск, которому подвергается карьера

Не бойся рисковать карьерой

Анализируй до тех пор, пока не достигнешь полной уверенности в точности своих выводов

Если сомневаешься, пробуй и убедись во всем сам

Основное правило:

Я не могу себе позволить потерпеть фиаско или потерять работу

Я могу работать здесь, но я могу работать и в любом другом месте

Применительно к созданию новых ценностей в организации на некоторые различия между обычными менеджерами и лидерами указывает известный российский ученый Б. З. Мильнер (рис. 19.1).

Лидер интеллектуальной организации поощряет обмен знаниями в организации, направляет процесс накопления знаний в виде самостоятельного и корпоративного обучения, является генератором нового знания.

Бывает, что один человек выполняет функции и менеджера, и лидера. Однако гораздо чаще - это разные люди, обладающие не только разными функциями, но и совершенно разными способностями. Для эффективного управления знаниями организации нуждаются в таком типе руководителя, который был бы одновременно и менеджером, и лидером.

Рис. 19.1.

Менеджеры-лидеры играют, причем одновременно, две роли - харизматическую и архитектурную. Выступая в первой роли, они рисуют для своих последователей притягательную картину будущего, заряжают их положительной энергией, мотивируют на достижение цели. Вторая роль предполагает создание организационных условий для реализации видения лидера - именно для этого лидеры создают управленческие системы, организационные структуры, формируют организационную культуру, инициируют обмен знаниями. Обе роли в свою очередь базируются на интеллекте лидера.

Под интеллектом лидера подразумевается совокупность качеств, которые обеспечивают мыслительную деятельность руководителя. К ним относятся: эрудиция, внимание, память, наблюдательность, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, а также способности к мыслительным операциям, различным видам мышления, творчеству и абстрагированию.

На одной из встреч в Москве известного консультанта по организационному развитию французского профессора Манфреда Кетс де Вриса спросили: "Какие качества должны отличать современное лидерство?" Отвечая на вопрос, он рассказал о "4Н".

Лидеры - это своего рода специалисты по надежде (Норе) , они должны давать ее людям. Также руководителям нужно помнить о человеколюбии (Humanity) , сдержанности (Humility) , юморе (Humour) . Кстати, о чувстве юмора де Врис говорил как о личностной характеристике, необходимой для работы лидера. Ведь юмор свидетельствует об уверенности в себе, о высоких интеллектуальных и коммуникативных качествах лидера. Когда у руководства компании отсутствуют чувство юмора и самоирония, в компании может воцариться атмосфера удушливого занудства, лени, страха. Сильные специалисты в такой обстановке не станут обмениваться знаниями - а это приговор для организации.

Известно, что "4Н" могут составить оппозицию, в частности, широко распространенному в российской лидерской практике нарциссизму, а также иным деструктивным тенденциям в поведении. Но остановимся на других не менее значимых качествах, которые определяют лидерство в интеллектуальных организациях .

  • 1. Компетентность, деловые качества . Чтобы поднять и держать высокотехнологичный бизнес, надо иметь конкретные знания в избранной сфере деятельности, деловую хватку, чутье - на партнера, на принятие решений. Надо уметь подбирать команду интеллектуальных деловых партнеров, причем совсем не обязательно включать в нее родственников и даже единомышленников.
  • 2. Эффективность, рационализм . Сигналом неэффективности действий лидера служит стандартная стабильность или, что хуже, снижение весомых результатов. На достижение экономических результатов направлен и рационализм руководителя. Самый характерный и грустный пример последнего десятилетия - история всемирно известного московского завода АЗЛК. С фантастической "рентабельностью" в минус 70% "Москвич" докатился до своего банкротства. Завод погубил неэффективный менеджмент, который не имел рациональных экономических ориентиров, приняв тупиковую стратегию.

К рационализму лидеров в данном контексте относится разграничение личных и деловых взаимоотношений. Трудно не согласиться с наблюдением Антонио Менегетти, которым современный философ, социолог, психолог, психотерапевт поделился в своей книге "Психология лидера": "Как только в деловую сферу проникают эмоция, секс или любовь, на этом бизнес заканчивается. Бизнес - это точное соотношение частей, экономических квантов, поэтому впускать в него детей, супругов, секс или эмоции бессмысленно".

Другое дело - соотношение времени, которое лидер тратит на бизнес и личную жизнь. Так, на мировом кадровом рынке в полную силу заявляет о себе новая тенденция: 85% высокооплачиваемых менеджеров готовы отказаться от повышения в должности и зарплате, так как это негативно сказывается на их личной жизни. Большинство из них ставит на первое место так называемый рабоче-жизненный баланс, т.е. равновесие между карьерой и личной жизнью. 53% опрошенных топ-менеджеров отмечают, что рабоче-жизненный баланс ухудшился за последние пять лет. Причем в Тихоокеанском и Азиатском регионах это ухудшение отметили 75% руководителей. А ведь в 1970-1990-е гг. такое положение дел казалось немыслимым. Карьерный рост, лидерство, высокий пост считались незыблемыми ценностями, ради которых можно и нужно было жертвовать всем. Но глобализация и развитие высоких технологий привели к изменениям в сознании людей. Явление дауншифтинга (downshifting) - тому подтверждение. Этим термином обозначается осознанный отказ от достижения цели, жизнь ради себя и своей семьи. Дауншифтерами обычно считают людей, добившихся высот в карьере, но в какой-то момент решивших "выйти из большой игры" и полностью поменять род деятельности.

  • 3. Подтверждение слов действиями. Лидер всегда находится в зоне повышенного внимания. Как только его образованные и продвинутые последователи обнаружат расхождение между словом и делом, его авторитет резко падает, а их мотивация снижается, развивается цинизм.
  • 4. Самоконтроль, порядочность. Самоконтроль как черта, характеризующая харизматического, легко ориентирующегося в глобальном контексте лидера, означает трезвый, бескомпромиссный взгляд самого руководителя на свою деятельность, на отношения с подчиненными, с родными и близкими. И в этом смысле самоконтроль граничит с порядочностью, которую следует рассматривать с двух сторон.

Порядочность лидера в бизнесе признается априори. К сожалению, подобный взгляд пока не находит поддержки в практике российского лидерства.

Порядочность руководителя-лидера ценится не только в бизнесе. Создание и освоение новых типов рациональности (в частности, рациональности капитализма, хотя и с российским лицом) породили совершенно иной, чем 10-15 лет назад, ритм бытия, иные способы жизнеустройства, иной - менее жесткий, чем прежде, - этический фон. Эксперименты в рамках нового типа поведения, осознание собственной жизни как постоянного творчества и движения неизбежно порождают эксперименты и в такой деликатной области, как личная жизнь лидера. Став достоянием общественности, далеко не лучшие образцы поведения лидеров не только портят репутацию, но и подрывают сами основы лидерства.

5. Жесткость и последовательность в руководстве. Управление - это постоянные компромиссы - между возможностями и желаниями, как минимум. Часто возникает ситуация, когда надо кого-то уволить, но соблюсти при этом этические нормы. Важно не раствориться в компромиссах и не потерять представления о том, ради чего существует организация. Слишком большая мягкость как бумеранг: уйти от проблемы невозможно, все равно решение придется принимать, но уже в более сложных условиях. Особенно это касается кризисных ситуаций.

Первым делом - эффективность

Пример жесткости и последовательности при выведении компании из кризиса показала в свое время компания Nissan, когда топ-менеджером назначили Робера Госна по кличке Косткиллер. За три года Госн сделал эту компанию прибыльной. Он не боролся за долю рынка и за отношения с профсоюзами и рабочими.

Для того чтобы сделать компанию прибыльной, он закрыл три завода и уволил 21 тыс. работников. Это на фоне японской модели пожизненного найма, социального контракта, гармонии интересов! Но Госн считал, что если компания убыточная, то говорить о каких-то вещах, не имеющих отношение к экономической эффективности, просто смешно. Когда Nissan вышел на прибыльность, его лидер сделал красивый жест и принял на работу тысячу из тех, кого уволил.

Лидерство можно и нужно развивать не только и не столько для оснащения работников знаниями и умениями. Лидерство в интеллектуальной организации - это прежде всего инструмент управляемых изменений, с помощью которого достигается конкурентоспособность и обеспечивается дальнейшее развитие организации.

Истинное лидерство – это…

Сегодня существует огромное количество самых разнообразных примеров лидерства. Удачного и неудачного, положительного и отрицательного, эффективного и неэффективного. Ниже представляем попытку размышления на тему, что же такое истинное лидерство.

Истинное лидерство – это активность, это проявление инициативы в чем-то и взятие на себя ответственности за что-то. Это обретение способности и выполнение чего-то лучше, быстрее, качественнее, эффективнее.

Истинное лидерство – это прогресс! Это обязательно эволюция. Только тот, кто ведет людей к развитию, может считаться лидером.

Истинное лидерство – это служение, это забота о нуждающихся в вашей заботе, защита нуждающихся в вашей защите, помощь нуждающимся в вашей помощи.

Истинное лидерство – это сотрудничество во имя всеобщего благоденствия и процветания. Не война и борьба, в результате которых обязательно кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, а именно сотрудничество и сотворчество. Ведь само слово «победа» содержит в себе почти свою противоположность – слово «беда».

Истинное лидерство – это решение стоящих перед людьми задач, будь то разрешение проблем или использование новых возможностей.

Истинное лидерство – это верность выбранному пути, это смелость и мужество в преодолении возникших на пути преград.

Истинное лидерство – это не гонение людей, а ведение их к свободе, равенству, братству, обретению высших общечеловеческих ценностей.

Истинное лидерство – это обязательно равновесие между милосердием и состраданием с одной стороны и справедливостью и строгостью с другой стороны.

Истинное лидерство – это импульс, искра, толчок, мотив, побуждающие людей становиться лучше, добрее, эффективнее.

Истинное лидерство – это энергия и сила Бога, изливающаяся на Землю через наиболее способного и готового ее пропустить индивидуума.

В нашей галерее лидерской славы (см. сверху вниз) изображения и портреты таких удивительных легендарных и даже мифологических лидеров-героев, как Геракл, Язон, Одиссей, Атлант, Один, Илья Муромец, Мерлин, Король Артур, Микула Селянинович

VS-лидерство, или Осознайте разницу

2 типа лидерства

Брайан Трейси в своей книге «100 абсолютных законов успеха в бизнесе» выделяет два типа лидеров:

1. Трансформационный лидер, или лидер-преобразователь. Этот лидер прокладывает новые пути, является мечтателем и провидцем. Такие качества лидера мотивируют, вдохновляют людей на действия далеко за гранью того уровня, на котором они действовали ранее.

2. Транзакционный лидер, или лидер-реализатор, является наиболее важным и фундаментальным. Лидер-реализатор добивается результатов с помощью организации работы других людей.

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.

Истинное знание людей Тот, кто «обучил» свое зрение, постепенно начинает видеть людей такими, каковы они есть на самом деле – общеизвестно, что тот, кто знает себя, знает и других людей. Два вспомогательных средства находятся в нашем распоряжении – с одной стороны, умение

Из книги Все возрасты и секреты счастья автора Ефимов Георгий Михайлович

Понимание истинное и ложное Настоящее понимание отличается от игрушечного только одним – отражается ли оно в вашей жизни или нет.Если вы понимаете, что нужно быть финансово обеспеченным, но продолжаете работать за маленькие деньги на бесперспективной работе –

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Лидерство ли это? Фрагмент известной картины Питера Брейгеля-старшего «Вавилонская башня» очень хорошо символизирует проблематику лидерства, актуальную сегодня как никогда ранее за всю историю человечества. В основу этой картины положен сюжет из Первой книги Моисея о

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Истинное лидерство – это… Сегодня существует огромное количество самых разнообразных примеров лидерства. Удачного и неудачного, положительного и отрицательного, эффективного и неэффективного. Ниже представляем попытку размышления на тему, что же такое истинное

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

WWW-лидерство Гари Хамел в своей книге «Манифест лидера. Что действительно важно сегодня» пишет, что Всемирная сеть предоставляет множество возможностей для реализации увлеченности, поскольку в ней: никто не может уничтожить хорошую идею; любой желающий может

Из книги Магия сетевого бизнеса. Мастер-класс для начинающих автора Рашидовна Осинская Ирина

Истинное предназначение лидера – это… Вот некоторые из основных представлений об истинном предназначении настоящего лидера. Служить, защищать, заботиться, помогать и поддерживать. Светить, быть солнцем для других – быть передатчиком воли Свыше. Обрести ясное

Из книги Бизнес-психология автора Готсданкер Арье

Из книги Счастье автора Кийосаки Роберт Тору

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим
Лидерство как явление вызывало интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только в начале 20 века, с трудов Фредерика Тейлора. Было проведено очень много исследований, выдвинуто множество гипотез. Но, несмотря на это, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство.

Феномен лидерства и его изучение

В ходе изучения феномена лидерства учеными было предложено много различных определений.

Как утверждал Дж. Терри:

«Лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели.

Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик:

«Лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение специфической цели.»

Г. Кунц и С. О"Доннелл:

«Лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.»


«Лидерство - это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других.» - писал известный американский специалист в области менеджмента, директор центра креативного лидерства Д. Кэмпбелл

«Лидер — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников.»

Анализ выпускаемой психологической литературы (большинства учебников для вузов) показал, что лидерство относят к разряду феноменов - то есть явление в жизни наблюдаемое, но не объяснимое. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что лидер воздействует на группу и окружающих людей, способен организовывать других для достижения общей цели. Однако объяснить, у каких людей проявляется это свойство и почему - никто не может.

Так как же объяснить феномен лидерства? Существуют ли причины появления лидеров в обществе и как объяснить то, что определенные люди всегда стремятся проявить себя (обладают амбициями), а некоторые вообще не склонны быть лидерами?

Лидерство - это объяснимое явление, имеющее конкретную причину появления

Полное, внятное и логическое объяснение феномену лидерства дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая как раз и показывает, в чем корни лидерства, и объясняет, почему некоторые люди не наделены этими качествами.


Изучение психики с самых первых моментов ее появления, наблюдение на протяжении всего пути развития и эволюции психических явлений позволяют системно-векторной психологии конкретно указывать причину появления лидерства, не рассматривая это как феномен, а объясняя процесс закладки и формирования лидерских способностей у человека.

Лидерство - это природная особенность

Амбиции, а также склонность к лидерству - свойства, присущие представителям кожного вектора. Почему? С момента появления человечества как вида, развитие психики шло поступательно. Законы общения и взаимодействия между первыми людьми, которые жили в стае, позволяли сохранить и преумножить человечество как вид. Ведь каждый выполнял свою видовую роль во благо стаи, помогал стае выжить.

Основные мотивы, которые двигали людьми того времени - утоление голода и продолжение себя во времени, то есть размножение. Потом возникло желание не просто добыть пищу, но и сохранить ее на будущее, чтобы хватило на продолжительное время. Это привело к появлению таких психических свойств, как рациональное использование ресурсов, так и способность ограничить себя и других ради экономии.

Список литературы:

1. Организационная психология: Учеб. пособие / Е.Н. Викентьева, Т.П. Емельянова, И.В. Землянская, Е.Д. Короткина, И.Г. Сизова; Под. ред. Т.П. Емельяновой. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. – 203 с. (с. 70)
2. Психологический словарь. М.: Педагогика. 1983, С. 176.
3. Campbell, 1984, с. 13