Какие разделы есть в географии. Разделы географии. Науки, изучающие гидросферу

(это мельхиор). Как правило в любой бронзе в незначительных количествах присутствуют добавки: цинк , свинец , фосфор и др.

Традиционную оловянную бронзу человек научился выплавлять ещё в начале Бронзового века , и очень длительное время она широко использовалась; даже с приходом века железа бронза не утрачивала своей важности. Название «бронза» происходит от итал. bronzo , которое, в свою очередь, вероятно произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь », либо от названия города Бриндизи , из которого этот материал доставлялся в Рим .

Плотность бронзы в зависимости от марки (и включения примесей) составляет 7800-8700 кг/м³ ; температура плавления 930-1140 °C.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Окислившаяся бронза в Corona Renderer | 3Ds Max | Уроки для начинающих создание материала

Субтитры

История

Наиболее древние бронзовые артефакты были обнаружены русским археологом Николаем Веселовским в 1897 году в районе реки Кубань (т. н. Майкопская культура). Бронза майкопских курганов в основном представлена сплавом меди с мышьяком . Постепенно знания о прочном и пластичном металле распространились на Ближний Восток и Египет . Здесь, после перехода к оловянно-медному сплаву, бронза обрела положение одного из важнейших декоративных материалов.

Исторически первой бронзой был сплав меди с мышьяком - т.н. мышьяковистая бронза. По своим технофизическим свойствам мышьяковая бронза не уступала оловянной, а по разнообразию сортов, пригодных для тех или иных видов хозяйственной деятельности - от ответственных деталей до ювелирных изделий - даже превосходила её. Как явствует из археологических данных, в начале и даже в середине бронзового века мышьяковая бронза почти безраздельно господствовала на всём евразийском пространстве, за исключением, быть может, нескольких регионов, богатых "оловянным камнем" (современные Англия, Притяньшанье) или одновременно медными и свинцовыми рудами (Этрурия на северо-западе современной Италии).

Повсеместное вытеснение к концу бронзового века мышьяковой бронзы более дорогими сортами, в том числе, и оловянной, по-видимому, было связано сразу с несколькими причинами, в зависимости от региона действовавшими совместно или порознь. Среди них:

  • высокая токсичность производства мышьяковой бронзы, с неизбежностью приводившая к инвалидизации металлургов и кузнецов со стажем (этот факт отразился в античном образе бога металлургии Гефеста, а также в древнерусском образе «старого хрыча», т.е. старого кузнеца);
  • непригодность мышьяковой бронзы для металлургического передела: металлургический брак из такой бронзы, равно, как и сломанные изделия из неё переплавке на сортовой металл не подлежали и, в лучшем случае, могли быть использованы на выделку бижутерии или неответственных деталей;
  • выработка за многие века поверхностно залегающих, богатых медью и мышьяком месторождений теннантита и других блеклых руд , наиболее удобных для выделки мышьяковой бронзы (использование других источников мышьяка и меди значительно усложняло процесс и делало его более дорогостоящим).

Поэтому с развитием гужевого транспорта, а вместе с ними и международных экономических связей, во многих регионах стало рентабельнее импортировать немышьяковые сорта бронзы, нежели производить собственную мышьяковую. А с развитием крупного промышленного производства самым массовым видом бронзы стала оловянная, которую лишь в последнее столетие стали теснить конкуренты на основе ранее недоступных заменителей олова. По некоторым свойствам такие (безоловянные) бронзы превосходят оловянные. Например, алюминиевые, кремниевые и особенно бериллиевые бронзы - по механическим свойствам, алюминиевые - по коррозионной стойкости, кремнецинковые - по текучести. Алюминиевая бронза благодаря красивому золотисто-жёлтому цвету и высокой коррозионной стойкости иногда также применяется как заменитель золота для изготовления бижутерии и монет . Прочность алюминиевой и бериллиевой бронз может быть дополнительно увеличена при помощи специальной термической обработки.

Классической маркой бронзы, применяемой издревле и до сих пор для литья колоколов, является колокольная бронза: 80% меди и 20 % олова с разбросом соотношения 3 %. Его недостатком является повышенная хрупкость, которой способствует большое содержание олова.

Оловянная бронза

Оловянная бронза (кроме марок с низким содержанием олова - т. н. деформируемой бронзы ) с трудом поддаётся обработке давлением (ковка , штамповка , прокатка и пр.), резанию и заточке . Благодаря этому бронза в целом - литейный металл, и по литейным качествам не уступает любому другому металлу. Она обладает очень малой усадкой - 1 %, тогда как усадка латуней и чугуна составляет около 1,5 %, а стали - более 2 %. Поэтому, несмотря на склонность к ликвации и сравнительно невысокую текучесть, бронзы успешно применяют для получения сложных по конфигурации отливок, включая художественное литьё.

Бронзы обладают высокой антикоррозионной стойкостью и хорошими антифрикционными свойствами. Этим обусловливается применение бронз в химической промышленности для изготовления литой арматуры , а также в качестве

Я лично учился на географическом факультете Киевского Национального университета имени Тараса Шевченка и на вопросах географии съел большую такую собаку. Обучение я проходил по физической географии, но и про другие разделы этой обширной науки я не забывал за долгие годы обучения. Как можно было понять, то физическая география - это один с больших разделов науки про Землю. Второй же раздел - экономическая и социальная география.

Физическая география

Будет логично начать со своего профильного предмета. Физическая география включает в себя ряд других наук про нашу планету - геоморфология , гидрология , почвоведение , биогеография , климатология и множество других направлений. Все эти науки направлены на изучения определенных элементов географической оболочки планеты. Мой точный профиль и специализация - почвоведение. Эта наука детально изучает педосферу - почвенную оболочку и все почвенные процессы. В свою очередь педология состоит с еще более точных направлений. Например, все физические процессы в почве изучает физика почвенного покрова. Можно сказать, что физическая география - это наука про все природные процессы на Земле. А вот все, что связано с человеком изучает совсем другой раздел.


Экономическая и социальная география

Еще один большой раздел географии. Он состоит из таких направлений:

  • География населения .
  • Промышленности .
  • С ельского хозяйства .
  • Т ранспорта .

Все эти направления каким либо образом связаны с деятельностью человека. География населения изучает все о численности людей на определенной территории, их перемещение , рождаемость и смертность . Именно эти ученые ведут перепись населения и составляют разные статистики по этому поводу. География транспорта изучает логистику разных стран и городов, загруженность транспортных систем, грузоперевозки и прочие важные вопросы.


География промышленности изучает размещение энергетических комплексов , электросетей , заводов по территории страны. Это очень важно для рационального использования ресурсов определенной местности. Анализируя имеющиеся данные, люди могут улучшать будущее размещение предприятий для достижения максимальной эффективности производства.

Министерство образования

Национальный институт образования

В.С.Аношко, Б.Н.Крайко, Мешечко Е.Н., П.И.Рогач

Общая география

Учебное пособие для 11 класса

Общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Основные этапы развития географии

§ 1 Истоки географических знаний. География античного времени, средневековья и эпохи Великих географических открытий

§ 2. Современная географии: становление и основные направления развития

Тема 2. Методы географических исследований

§ 3. Классификация методов географических исследований

§ 4. Новые методы географических исследований

§ 5. Географическая карта – модель земной поверхности.

Раздел II. Физический мир Земли

Тема 3. История развития Земли

§ 6 Геологическая история Земли. Система геологического летоисчисления.

Тема 4. Влияние Солнца и Луны на Земные процессы

§ 7. Влияние Солнца и Луны на земные процессы

Раздел III. Географическая оболочка Земли

Тема 5. Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба

§ 8. Зональность – основная закономерность географической оболочки

§ 9. Характеристика составных частей географической оболочки. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера.

§10 Почвы, растительный и животный мир Земли

§ 11. Взаимодействия общества и природы на разных этапах развития человечества

Тема 6. География природных ресурсов Земли

§ 12. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность и прогнозирование состояния природных ресурсов

§ 13. Распределение природных ресурсов на суше и в Мировом океане.

Тема 7. Территориально-пространственное деление географической оболочки

§ 14. Природные компоненты и природно-территориальные комплексы (ПТК). Ландшафты

Раздел IV. Территориальная организация общества. География мирового хозяйства.

Тема 8. Географические проблемы территориальной организации общества

§ 15. Понятие о территориальной организации жизни населения. Территориальные социально-экономические системы. Факторы и принципы районной планировки.

Тема 9. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство и научно-технический прогресс. Международное разделение труда

§ 16. Мировое хозяйство и его отраслевая структура. Международная экономическая интеграция.

§ 17. Влияние научно-технического прогресса на мировое хозяйство

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства.

§ 18. Факторы размещения отраслей мирового хозяйства.

Промышленность мира.

§ 19. Энергетика.

§ 20 Металлургия

§ 21. Машиностроение.

§ 22. Химическая промышленность

§ 23.Лесная промышленность

§ 24. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Пищевая промышленность.

§ 25. Транспорт

§ 26. Мировое сельское хозяйство. Растениеводство

§ 27. Сельское хозяйство. Животноводство

Раздел V. Глобальные проблемы

Тема 11. Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении

§ 28. Сущность понятия «глобальные проблемы человечества». Геоэкологические проблемы

§ 29. Демографическая проблема. Демографическая политика.

§ 30. Политическая география. Геополитика.

§ 31. Международное сотрудничество в решения экологических проблем Концепция устойчивого развития.

Вопросы для обобщающего повторения

Заключение

Приложения

Как работать с учебником

Уважаемые старшеклассники!

Перед каждым параграфом предлагаются рубрика «Изучение содержания параграфа предоставляет возможность» , которая раскрывает суть параграфа. Например

Ø дополнить представления об истоках географических знаний;

Ø изучить этапы и особенности развития географических знаний на каждом из исторических этапов развития общества.

Материал учебника разделен на основной, который обязателен для усвоения всеми учащимися, и дополнительный для расширения общего кругозора учащихся (выделен в тексте параграфа мелким шрифтом). При работе с текстом учебного пособия учащимся необходимо использовать его иллюстративный и статистический материал, а также приложения в конце учебного пособия. Иллюстративный материал сопровождается вопросами и заданиями, поиск ответов на которые позволит более глубоко и осознанно усвоить содержание параграфа. Для самоконтроля и проверки знаний и умений в конце каждого параграфа приводятся вопросы, которые требуют пересказа содержания учебного пособия, обозначены порядковым номером без звездочки, более сложные обозначены одной звездочкой(*).

Для более глубокой и всесторонней подготовки к урокам вам необходимо использовать периодическую печать, информацию радио и телепередач, Internet, применять знания из других школьных предметов.

ВВЕДЕНИЕ

Вы приступаете к изучению завершающего курса «Общая география», в котором рассматривается природа, население и хозяйство Земли в их тесной взаимосвязи. Как Вы уже знаете общим объектом изучения географии является географическая оболочка. В курсе общей географии она рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба и как объект антропогенного воздействия.

Вы познакомитесь с развитием в географической науке двух направлений – дифференциации, которая ведет к образованию в географии множества научных дисциплин, и интеграции, ведущей к объединению разных ветвей географии в единое целое и способствующей усилению целостности и единства географии как науки, формированию общей географии.

Процессы интеграции протекают не только между частями географии, но и на стыке географии с другими науками (биологией, геологией и др.), что способствует образованию новых научных направлений и новых наук. Эти явления также изучают в общей географии.

Такой подход особенно актуален для географии, которая хотя и состоит из двух структурных частей – естественнонаучной (физическая география) и общественнонаучной (экономическая и социальная география), но ее задачей является изучение природы, население и хозяйственной деятельности в комплексе и установление законов и закономерностей взаимодействия между человеческим обществом и природной средой.

Необходимость общегеографического понимания явлений и процессов, протекающих на Земле, доказывается комплексностью географической науки. Как известно, общим объектом географии является географическая оболочка Земли, которая состоит из взаимодействующих земных сфер (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы) и является средой жизни и деятельности человека. Состояние географической оболочки во многом определяется не только силами природы и космоса, но и деятельностью человека. Понять и изучить это многообразие можно только, зная общие законы и закономерности развития природы и общества.

Комплексность в общегеографических исследованиях предполагает одновременное изучение и учет всей информации о состоянии природы, хозяйства, населения, экологическом состоянии территории. В общегеографических исследованиях окружающей среды отчетливо проявляются два направления – экологическое (геоэкологическое) и ресурсное. В пределах каждого из них, формируются такие учебные и научные дисциплины, как геоэкология, природопользование, ресурсоведение и др., которые исследуют проблемы взаимодействия между природой, человеком и хозяйством.

Место общей географии в системе географических наук можно показать в виде следующей схемы (Рис…)

Без общегеографического подхода невозможно реализовать огромный научный, мировоззренческий, общекультурный и идеологический потенциал, который заложен в географии как образовательном предмете, дающем комплексное представление об окружающем мире, о системе взаимоотношений общества и природы.

Общегеографические знания играют важную роль в стратегии устойчивого развития государства, в расширении международных связей, в интеграционных процессах. Благодаря комплексному, территориальному подходу к изучаемым природным, хозяйственным, социальным объектам и явлениям у учащихся формируется географическое мышление. Общая география как целостная учебная дисциплина пока находится в стадии формирования. Отдельные понятия, определения требуют дальнейшего обсуждения и уточнения. Однако общепризнанным является значение этой дисциплины в познании и решении сложнейших проблем возникающих во взаимоотношении общества и природы и в формировании географических знаний.

Первый раздел учебного пособия посвящен развитию географической науки. Он раскрывает исторический путь географии от простого землеописания до науки решающей многие практические проблемы в современном мире. Особое внимание уделено вопросам развития общей географии и методам географических исследований. Второй раздел «Физический мир Земли» включает вопросы влияния Солнца и Луны на географические процессы и явления на Земле. Не зная этих вопросов невозможно понять и объяснить основные процессы, происходящие в географической оболочке Земли. В третьем разделе «Географическая оболочка Земли» географическая оболочка рассматривается как природный комплекс планетарного масштаба, приводятся схемы ее территориального деления, дается общий обзор природных ресурсов, а также воздействие человека на географическую оболочку. Раздел IV. «Территориальная организация общества. География мирового хозяйства» включает социально-географические вопросы и проблемы территориальной организации общества, раскрываются проблемы становления мирового хозяйства и его интеграции, а также особенности развития его отраслей в эпоху НТП.

В завершающем разделе учебного пособия изучаются глобальные проблемы человечества и пути их решения, вопросы устойчивого развития регионов и стран, а также международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества.

Вопросы и задания

1. В чем заключается уникальность географической науки?

2. В чем заключается сущность комплексности географических исследований.

3. Какие существуют отличия между физической, социально-экономической и общей географией?

Раздел 1. .География как наука


Похожая информация.


География населения изучает два вида территориальных систем (население и населенные пункты) и их взаимодействие, поэтому она состоит как бы из двух больших «блоков», тесно связанных между собой (рис. 1). В первом рассматриваются территориальные группы населения. В зависимости

от задач и детальности подхода в этом случае может быть применен сравнительно-географический метод изучения населения континентов, стран, отдельных регионов в пределах страны (от экономических районов до низших единиц, населенных пунктов различных типов). Во втором - сравнительно-географическое изучение сетей и систем населенных пунктов (либо всех, либо раздельно городских и сельских поселений, отдельных типов, например городов-миллионеров, малых городов, городов-курортов, центров добывающей промышленности и т. д.) также в различном масштабе: от целых стран, региональных и местных систем до отдельных поселений, «первичных клеточек» в этом «блоке» исследований. При этом изучается уже весь комплекс, составляющий населенный пункт: жители, материальные формы, или «основные фонды» (здания, "сооружения производственного, жилого, общественного назначения), их расположение на территории; оценивается и сама территория, ее характерные черты, одни для севера, другие для юга, в горных районах и т. д. (см. рис. 1). Однако география населения, разумеется, не может и не должна монополизировать научное изучение поселений, так как это не только место, где живет и трудится определенная территориальная группа общества - жители этого поселения. Для специалиста по географии промышленности это промпункт или промузел, для физико-географа - очаг наиболее активного антропогенного изменения природной среды и т. д.

В советской географии населения сложились следующие аспекты рассмотрения территориальных групп общества:

1. Изучение региональных различий в воспроизводстве населения и его составе по полу, возрасту, семейности с выявлением причин и следствий (экономических и социальных) наблюдаемых различий. Этот «демогеографический» раздел наиболее широко использует материалы, некоторые методы и положения демографии и демографической статистики. Роль географов в данном пограничном разделе исследований - выявлять воздействие комплекса местных, региональных условий и факторов на показатели воспроизводства и состава населения и одновременно влияние этих показателей на жизнь и развитие рассматриваемого региона. По удачному выражению Н. Т. Агафонова, наша задача - охарактеризовать и оценить демографическую (или социально-демографическую) обстановку изучаемого района.

2. Изучение различий социального состава населения осуществляется при наибольшем контакте с социологией. Однако недостаточно только выделить классы и основные социальные группы, хотя это делается в первую очередь, нужно дать региональную характеристику в составе классов таких социально-демографических общественных групп, как молодежь, разные контингента работающих, пенсионеры.

3. Оценка трудовых ресурсов территориальных групп населения, воспроизводства и использования трудовых ресурсов. В этом плане население рассматривается как производительная сила. Наряду с региональным изучением народного хозяйства и производственно-территориальных комплексов различного масштаба сравнительно-географическое изучение трудовых ресурсов - одно из важнейших для практики направлений в географии, и значительное внимание к нему, как и к социальному составу населения, резко отличает советскую географию населения от большинства зарубежных работ. Цели географов в разработке данной тематики очень конкретны. Трудовые ресурсы района или города - межотраслевое, межведомственное понятие. И только в сопоставлении с территориальной совокупностью мест приложения труда может быть сделана их необходимая характеристика и оценка, вплоть до дробно-региональных балансов труда. Так, баланс труда по краю или области дает слишком усредненную, недостаточную для практических нужд информацию: в одних городах или районах области может быть недостаток, в других - избыток трудовых ресурсов (в частности, как нередко бывает, мест приложения мужского или женского труда). Только анализ трудовых проблем в пределах отдельных городов или их агломераций, отдельных сельских районов (т. е. дробно-региональный подход) позволяет увидеть и оценить конкретную ситуацию. Это и есть географический подход.

Значение географических исследований трудовых ресурсов в СССР сейчас особенно возрастает в связи с тем, что проблема трудовых ресурсов в 80-е годы обострится вследствие снижения рождаемости в 60-х годах.

4. География миграций - перемещений населения с переменой места жительства (постоянно, сезонно или на определенный срок). Миграция - одна из типичных комплексных проблем, имеющая экономический, социальный, демографический и другие аспекты. Но миграция - явление прежде всего географическое, выражающее одно из отношений население - территория. Она характеризует вместе с естественным движением динамику территориальных групп населения, изменения их состава, особенности их жизнедеятельности и может существенно влиять на демографическую обстановку во многих районах и поселениях. На этом основании география миграций составляет один из центральных разделов географии населения.

5. Географическое изучение плотности населения и типов заселения территории. Это другой аспект исследования отношений население - территория, в котором именно социально-экономическая география должна играть ведущую роль. Здесь до некоторой степени мы отвлекаемся от конкретных форм расселения, но приобретаем другую необходимую информацию. Наибольшее значение анализ плотности имеет при дифференцировании территории по видам ее использования: плотность на единицу площади обрабатываемых земель в сельском хозяйстве в зависимости от специализации и интенсивности последнего, от уровня технической вооруженности; плотность на единицу территорий рекреационного использования (которая не должна быть выше определенных пределов, может быть найден и оптимум); плотность на территории города и его жилой зоны как экологический показатель и т. д.

Разная степень пространственной концентрации населения создает и разные условия для хозяйственной деятельности, социальной жизни, для взаимоотношений с окружающей средой (экологических) для всего образа жизни людей. Выяснение и оценка всех таких следствий, вытекающих из отношений население - территория, есть главная научная и практическая задача изучения территориальных групп населения под этим углом зрения. Выявляя и сопоставляя различные типы заселения территории, мы учитываем не только число живущих в среднем на 1 км 2 (плотность), но и равномерность заселения, т. е. вариации этого показателя, и характер расселения - городского, сельского, - на данной территории. Все это имеет прямое отношение к оценке типов освоения различных территорий и эффективности их освоения для нужд общества.

6. Географическое изучение культуры, быта и образа жизни территориальных групп населения. Подобную задачу решает для различных народов, выявляя национальные черты культуры и быта, их историческую эволюцию и современную распространенность, другая наука - этнография. Географы могут воспользоваться ее данными, однако под своим углом зрения. Во-первых, их интересует вся совокупность современной культуры и быта населения, а не только проявление национальных особенностей. Во-вторых, они стремятся обнаружить черты общности быта и культуры в территориальных группах населения, состоящих из разных национальностей. Наиболее употребляемое понятие в данном случае - «образ жизни» населения. Это, по определению В. И. Толстых, устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сфере труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга (1975, с. 27). Изучая в географическом плане образ жизни людей, прежде всего необходимо видеть главные особенности его, определяемые общественным строем. Так, в СССР образ жизни всех советских людей социалистический, и его черты ярче всего выражены в Конституции СССР. Но этот единый в основных чертах образ жизни закономерно имеет и свои особенности, оттенки, варианты для различных групп населения - социальных, возрастных, профессиональных, этнических и территориальных. Региональные различия образа жизни, связанные с совокупным влиянием природных, хозяйственных, демографических, этнических, исторических особенностей тех или иных районов страны или типов поселений, - необходимая часть сравнительно-географических исследований населения. Очевидна необходимость тесного контакта географов в такой работе с этнографами и социологами.

Этногеография занимает особое место в географии населения, она имеет отношение ко всем ее разделам, но в наибольшей мере - к изучению культуры и быта территориальных групп населения (см. рис. 1).

Поскольку различия в общественном строе стран капитализма и социализма глубоко воздействуют на все проявления жизни общества, то в советской географии населения закономерно выделяют (по каждому из указанных выше разделов) исследования и материалы, посвященные населению капиталистических и социалистических стран. Среди них свои особенности имеет, например, географическое изучение населения развитых капиталистических стран и развивающихся государств, недавно получивших независимость, в соответствии со спецификой их социально-экономических условий и проблем населения. Каждая из социалистических стран при наличии общих для них черт и проблем имеет и свои особенности состава, динамики и размещения населения, что также должно быть учтено при его изучении.

Различные разделы советской географии населения развиты не одинаково. Наибольшим вниманием и у нас и за рубежом пользуется география поселений (или расселения), к которой относится половина всех публикуемых работ, особенно касающихся сетей и систем городов. Наиболее отстает пока раздел географического изучения культуры и быта населения, региональных различий в образе жизни. В самое последнее время признана необходимость активного участия географов и в этой области, а пока дело ограничивалось краткими описаниями в различных страноведческих, главным образом научно-популярных, очерках. Предстоит еще разработать методику и направления таких исследований, разграничив задачи географов, этнографов и социологов.

Все разделы географии населения широко используют различные методы картографирования населения и населенных мест, составляющего специальную отрасль социально-экономической картографии.

Ввиду того, что география населения изучает два вида территориальных систем (население и населенные пункты), она состоит из двух блоков, тесно связанных между собой: территориальные группы населения и населенные пункты, их сети и системы (рис. 1.2).

Каждый элемент блок-схемы может изучаться на макроуровне (мир, макрорегион мира), мезоуровне (соответственно - субрегион, государство) и микроуровне (соответственно - государство, территориально-административная единица государства или система населенных пунктов).

География населения

Территориальные группы населения

Населенные пункты,

их сети и системы

    Демогеография

    Половозрастной состав

    Социальный состав

    География трудовых ресурсов

    География миграций

    Размещение населения

    Расселение населения

    Урбанизация

    Культура, быт, образ жизни населения

    Материальные формы и основные фонды поселений

    Население (жители населенных пунктов)

    Природные условия и географическая среда территории поселений

Этнический состав

(этногеография)

Рис. 1.2. Структура географии населения

_________________________________ ТЕМА 2__________________________

ТЕКУЩИЙ УЧЕТ НАСЕЛЕНИЯ.

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые понятия: ТЕКУЩИЙ УЧЕТ, МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ, ПОДВОРНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПОДУШНЫЕ ПЕРЕПИСИ, ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ, НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ, СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИСТРЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Текущий учет населения - сбор информации и сведений о случаях рождения, смерти, заключения (расторжения) браков по мере возникновения этих событий. Цель текущего учета - регулярное получение данных о численности и составе населения, а также о других характеристиках демографических процессов. Специфика текущего учета - демографические события попадают под наблюдения при их юридическом оформлении .

Элементы текущего учета существовали с глубокой древности. Так, учеты фискального характера проводились ещев Древнем Египте (2800-2250 гг. до н. э.), Древней Иудее,Месопотамии, Индии и других странах. В Китае первый учет населения был проведен в 2238 г. до н. э. В Древней Греции учеты населения (взрослыхмужчин) известны с конца IV в. до н. э. В Древнем Риме регулярные учеты населения (цензы) в военно-учетных, фискальных и электоральных целях проводились, начиная с 435 г. до н. э.

В период раннего средневековья учеты населения также имели, главным образом, фискальные цели. Поэтому учитывались не отдельные люди или семьи, а такие податные единицы, как дом, очаг или домохозяйства. В качестве примера можно привести «Книгу страшного суда», содержащую описание 34 графств Англии, проведенное в 1086 г. по приказу Вильгельма Завоевателя.

В более позднее время учеты населения проводились в отдельных городах (Нюрнберг, 1449; Страсбург, 1473), а затем и в странах. Право учета населения принадлежало церкви. Регистрация обрядов крещения, погребения, венчания происходила в метрических книгах. Лишь в конце XVIII в. во всех европейских государствах функции регистрации перешли от церкви к статистическим учреждениям.

В России начало учетов населения, имевших фискальные цели, относится к IX в. С XIV в. объектом обложения становятся земельные угодья - соха, четверть, десятина. Поэтому документы, в которых содержалось описание податной единицы, назывались сошными письмами . В XVII в. начали проводить подворные переписи, называемые так потому, что единицей обложения стал двор (домохозяйство). Они были проведены в 1646, 1678, 1710 и 1716-1717 гг. При Петре І произошел переход от налогообложения дворов к налогообложению душ, и переписи стали именоваться подушными, а с 1718 г. - ревизиями. Списки податного населения назывались «сказками», единица мужского учета - «ревизская душа», именные списки - «ревизские сказки». Именно этот вид учета населения стал предшественником переписей, аналогов которому в Европе не было. Ревизии были единственным источником сведений о населении страны на протяжении 1719- 1860 гг. К их недостаткам можно отнести то, что они учитывали только податное население, проводились не на всей территории страны и длились много лет. С отменой крепостного права в 1861 г. ревизии были отменены. С 1834 г. сбор сведений в России переходит от церкви к губернским статистическим комитетам, а в 1865 г. - центральному статистическому комитету .

С середины ХХ в. в большинстве экономически развитых стран текущий учет существует в рамках общенациональной системы регистрации. Одновременно с регистрацией дается, как правило, краткая характеристика места события и лица события.

Становление в Европе централизованных государств потребовало наличия точных и надежных данных о качественных и количественных характеристиках населения. Как реакция на эту потребность в странах Европы и в США стала складываться система государственной статистики, и был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения. В отличие от текущего учета населения, который занимается постоянным сбором информации об отдельных демографических событиях населения страны, перепись дает одномоментный портрет населения страны по широкому спектру признаков, которую впоследствии назвали программой переписи (см. ниже).

Перепись (по определению ООН) - единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации (или распространения другим образом) демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам страны .

Цель переписи населения : получить сведения о численности, составе и размещении населения, необходимые для организации экономической жизни страны, определения представительства в законодательных учре­ждениях и научном изучении населения. Круг сведений, которые необ­ходимо получить во время переписи, называется программой переписи , которую разрабатывает Статистическая комиссия ООН. Она включает: демографические признаки; экономические признаки; характеристику уровня образования; этнические признаки; прочие признаки (для каж­дого государства в отдельности, например, гражданство и др.).

Перепись населения проводится несколькими этапами. Подготови­тельный этап заключается в разработке программы и материалов пере­писи, подготовке кадров для ее проведения (инструкторов, счетчиков, программистов и др.), проведении предварительного обхода всех пере­писных участков на предмет учета, согласовании сроков проведения пе­реписи и критического момента. Основной этап включает в себя непо­средственный обход помещений в целях переписи населения. В конце основного обхода проводится выборочный контрольный обход для сверки полученной информации. На заключительном этапе подводятся сначала предварительные итоги переписи, а затем окончательные. Пе­риод получения заключительных итогов переписи зависит от наличия программного обеспечения и степени компьютеризации переписных от­делов и руководящих переписных статистических ведомств.

В истории переписей населения выделяются 3 этапа:

1. Конец Х V ІII в. - первая половина ХІХ в. В 1790 г. в США была про­ведена первая перепись в истории, последующие были в Швеции и Фин­ляндии (1800), Великобритании, Франции, Дании и Норвегии (1801). Эти переписи на протяжении длительного времени были далеки от совер­шенства, так как учитывали ограниченный набор признаков, страдали огромным недоучетом, не были привязаны к какому-либо конкретному моменту времени, отсутствовали строгие правила их проведения, обра­ботка их результатов длилась много лет. Однако в первые десятилетия XIX в. постепенно закладывались основы организации переписей насе­ления, принципы формирования их программ .

Огромную роль в этом отношении сыграла перепись населения Бель­гии 1846 г. Она проводилась под руководством великого бельгийского ученого А. Кетле (1796-1874), который впервые разработал принципы проведения переписей населения, в частности принцип одномоментно­сти, ввел термин «наличное население».

Особенностью этого этапа является заложение принципа регулярно­сти проведения переписей (каждые 10 лет в США и Англии, каждые 5 лет во Франции и Швеции, каждые 3 года в Австрии); при этом учитыва­лись пока только отдельные признаки.

2. Вторая половина ХІХ в. - первая половина ХХ в. В этот период на Международных статистических конгрессах, регулярно проводившихся в 1853- 1876 гг., и в Международном статистическом институте разви­вается методология проведения переписей. Например, было рекомендо­вано проводить переписи не реже одного раза в 10 лет, в годы, оканчи­вающиеся на 0 (или близкие к этой цифре), учитывать наличное (а не юридическое) население и относить все данные к строго определенному (критическому) моменту времени. Количество переписей населения стало быстро увеличиваться: так в 70-е гг. XIX в. было проведено 48 пе­реписей, в 80-е - 54, в 90-е - 57. В течение этого периода переписи были проведены во всех странах Европы и Америки, в некоторых стра­нах Азии и Африки.

3. Середина ХХ в. - наши дни. Переписи проведены в освободив­шихся странах Африки, в 1980-е гг.- в странах юго-западной Азии: ОАЭ, Катаре, Саудовской Аравии. В первом десятилетии XX в. было проведено уже 74 переписи. При этом к началу ХХ столетия переписями было охвачено 64 % мирового населения.

В России первая перепись прошла в 1897 г. по инициативе П.П. Семенова-Тян-Шанского. Учитывались 3 категории населения: наличное, постоянное и приписное (юридическое). В программе было 14 признаков . «Принято считать, что в по­становке статучета населения Россия в конце XIX в. отставала от большинства евро­пейских стран и США примерно на 100 лет, т. к. в Швеции, Англии, Норвегии, Франции и др. странах они прошли еще в 1800-1801 гг., а в США - в 1790 г. При всей фактографической точности эти аргументы не совсем корректны, т. к. по своему методическому уровню, организации и широте охваченных ею вопросов перепись 1897 г. значительно превзошла опыты подобного рода концаXVIII - начала XIX в. в Америке и Европе. Единственным ее аналогом может считаться лишь перепись насе­ления Бельгии 1846 г.» (Социология в России. М., 1999. С. 395.).

Подробнее о переписях населения в СССР можно прочитать в п. 4 основной ли­тературы. После распада СССР Республика Беларусь провела самостоятельно первую перепись в условиях суверенного государства в 1999 г., Россия - в 2002 г.

Переписи населения, как правило, проводятся в год, оканчивающийся на ноль или близкий к нему; не реже одного раза в десять лет; в период года, когда население менее мобильно. При проведении переписей обя­зательно выбирается, так называемый, критический момент переписи (чаще - это полночь даты переписи), к которому будут приведены все собранные материалы.

Научные принципы проведения переписи: всеобщность; одномо­ментность; анонимность; самоопределение (все ответы записываются со слов опрашиваемого); наличие единой программы проведения переписи, координируемой Статистической комиссией ООН.

В настоящее время во многих странах особой разновидностью со­вмещения текущего учета и переписей населения стали выступать спи­ски населения, т. н. регистры населения. Особенностью регистров явля­ется то, что они не имеют каких-либо специализированных целей, кроме целей демостатистического учета, и потому в них заносятся сведения обо всех без исключения жителях страны. Хотя традиция ведения регистров населения существует довольно давно, их широкое и эффективное ис­пользование началось только с созданием соответствующего программ­ного обеспечения.

При рождении (илипри въезде на территорию страны) человеку присваивается индивидуальный идентификационный код (ИИК),не меняющийся на протяжении всей жизни. Все события в жизни человека, которые требуют документального оформления, сопровождаются внесением ИИК в соответствующие документы.Авто­матизированныйрегистр населения становится как бы перманентной переписью. Сами переписи проводятся только для корректировки данных регистра. В некоторых странах, например, в Финляндии, Дании, Нидерландах, Швеции, переписи населения в их традиционном виде больше уже не проводятся, и вся необходимая информация получается главным образом на основе регистров. Так, в Финляндии в 1990 г. «пере­пись» впервые осуществлена без обращения к населению, т. е. полностью на базе ре­гистров .

Данные текущего учета и переписей населения являются взаимно до­полняющими и используются совместно. Зная количество рождений, смертей и переездов с места на место, можно рассчитывать численность населения в межпереписные периоды. Владея информацией о численно­сти и структуре населения, можно вычислять относительные показатели демографических процессов. Таким образом, текущий учет демографи­ческих событий и переписи населения образуют неразрывное единство.