Социализация, как процесс формирования. Анализ проведенного анкетирования

Все механизмы социализации так или иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. Одно остается неизменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение.
Естественно-культурные проблемы также проявляют себя на каждом этапе социализации. Их содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер.
Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать - конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.
Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой

ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личностью и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой - способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.
Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой - обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, по и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Подведем итог. В приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

  1. Верное понимание соотношения биологического и социального в человеке поможет вам ясно строить свою жизненную стратегию, ориентироваться на те социальные обстоятельства, в которых ваша личность сможет реализовать свой потенциал.
  2. Чтобы ощутить себя полноценной личностью, необходимо активное социальное поведение. Избираемый вами «рисунок» социальных ролей зависит от ваших ценностных приоритетов: альтруизм или эгоизм и себялюбие, активное действие или пассивное следование в фарватере обстоятельств. Не следует забывать и о «золотом правиле» нравственности.
  1. Не стоит откладывать самореализацию на далекую перспективу. Многое уже сейчас по силам вам и вашим сверстникам. Если только уповать на будущее, то можно «опоздать жить».
  2. Претендуя на позицию «я взрослый», стоит почаще вспоминать, что взрослость повышает меру ответственности перед собой и другими людьми. Без ответственности не бывает свободы.

Документ

Из работы И. П. Эккермана «Разговоры с Гёте».

    Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?

    <...> Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.

Вопросы и задания к документу

  1. Почему Гёте называет свободу «странной вещью»? В чем ее странность?
  2. Как, по мнению автора, человек может обрести свободу?
  3. Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы относитесь к рассуждениям автора?
  4. В чем различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном документе?

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.
  2. Выделите основные признаки понятия «личность».
  3. Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность современного россиянина?
  4. Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?
  5. В каких сферах происходит социализация личности? В чем она выражается?
  6. Что такое самоопределение личности?
  7. Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
  8. Какова связь свободы и необходимости?

Задания

  1. С учетом физиологических различий между организмом мужчины и женщины нередко противопоставляют типы поведения в обществе представителей противоположного пола. Так, «мужскому» типу поведения приписывают культ силы, стремление к господству и подчинению других, а «женскому» - стремление к ненасилию, любви, сотрудничеству. Как бы вы объяснили подобные типические проявления? Выскажите собственное мнение по поводу точки зрения природной предопределенности «женского» и «мужского» типа поведения человека.
  2. Русский философ и социолог Е. В. де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии. Выступите в роли эксперта, определите, в какой степени важно такое определение. Как вы считаете, возможно ли подобное определение?
  3. Проведите дискуссию по проблеме «Социализация как часть формирования личности». Для этого выберите одну из предложенных ниже точек зрения для представления аргументов в ее защиту. Кроме того, определите, какие еще условия (кроме воспитания) необходимы для формирования личности.
    • Человек изначально греховен. В процессе воздействия на него необходимо исправить, очистить и спасти его душу. Для этого более всего подходят примеры святых праведников.
    • Человеческая природа предопределена природным генотипом. Следовательно, при любых внешних воздействиях личность проявит себя так в соответствии с предопределенной «линией судьбы».
    • Человек от рождения - чистая доска (Tabula rasa), на которой воспитатели могут начертать любые «письмена». Только от социального окружения зависит, какой будет личность.
    • Человек формируется под влиянием звезд, в его гороскопе можно «прочитать» будущую судьбу и важнейшие черты характера. Все, что предопределено звездами, сбудется, несмотря на попытки противостоять этой предопределенности.
  4. Проанализируйте следующую таблицу, сделайте необходимые выводы.

Мысли мудрых

«Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

Ф. М. Достоевский (1821-1881), русский писатель

Так как в окружающий мир не стоит на месте и постоянно меняется, человеку для более комфортной жизни приходится подстраиваться под эти изменения, поэтому процесс личности происходит в течение всей жизни человека. Сущность человека не может стоять на месте, из-за этого она терпит постоянные изменения. Жизнь – это адаптация человека к постоянно меняющимся условиям вокруг него, а человек – это социальное существо.

В процессе социализации у человека развиваются социальные качества, например, умения, знания, навыки, которые дают ему возможность быть равноправным участником социальных отношений. Процесс социализации может происходить в условиях непредсказуемого воздействия на личность разнообразных жизненных обстоятельств, а также при целенаправленном влиянии на формирование личности.

Цель социализации – это развитие и становление индивидуальности личности путем выработки у нее собственной модели поведения, получения личного жизненного опыта.

Этапы социализации личности

Социализация начинается с освоения личности социальных ценностей и норм поведения, благодаря этому человек учится соответствовать обществу. Затем личность стремится к собственной персонализации и возможности влияния на других членов обществе. Заключительный этап состоит в объединении каждого человека в группу, в которой он раскрывает все свои возможности.

Существуют первичный и вторичный уровни социализации. Первичная социализация – это усвоение норм и ценностей ребенком, процесс, который происходит в сфере межличностных отношений с момента рождения до становления самой личности. Социализация проходит в малых группах, а содействует ей окружение индивида: родители, родственники, друзья, врачи, тренеры и т. д.

При вторичной социализации происходит усвоение новых норм и ценностей, изменение личности в период зрелости и нахождения в социуме. Процесс проходит на уровне больших социальных групп и институтов, при этом участвуют в нем официальные учреждения, администрация школы, государства и т. д.

Факторы, которые влияют на социализацию личности

На социализацию личности в первую очередь влияет биологическая наследственность. Благодаря этому фактору каждая личность изначально имеет свою индивидуальность.

На социализацию влияет культура социального окружения, пережитый групповой и индивидуальный опыт индивида.

Процесс социализации особенно активно происходит в молодые годы. В это время у личности формируется мировоззрение, ответственность перед обществом, творческое мышление, умение работать в коллективе, потребность в саморазвитии и самообразовании, получение и развитие профессиональных качеств, способность самостоятельно принимать решения.

Источники:

Совет 2: На чем строится социализация как социокультурный процесс

Социализация – это процесс вхождения личности в социальную среду посредством принятия индивидом распространенных в его окружении норм и традиций. В качестве социокультурного процесса социализация строится на способности человека в течение всей жизни усваивать культурные условия своего социального окружения, а также реализовываться в обществе за счет сохранения этих культурных условий или их изменения.

Понятие и структура социализации

Социализация необходима индивиду для полноценного участия в жизни социума. Усвоение норм социального взаимодействия, особенностей бытового поведения, идеологии, менталитета, моральных ценностей и культурного наследия определяет вовлеченность человека в социальные процессы и дальнейшее становление личности в обществе.

Выделяют стадии процесса социализации:



- стадия трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- стадия послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.

Особенности социализации как социокультурного процесса

Вовлечение человека в общественную жизнь происходит посредством усвоения принятых в обществе норм, ценностей и традиций, т.е. через культуру. Социализация формирует личность как участника общества, в том числе как носителя культуры и фактора ее развития.

Социокультурный процесс характеризуется сочетанием таких явлений, как стремление к сохранению культурного опыта и стремление к изменению этого опыта. Социализация как социокультурный процесс может проходить как в ключе тяготения личности к традиционным культурным ценностям, так и в ключе стремления к инновациям, модернизации, прогрессивным культурным формам.

Послетрудовая стадия социализации, а именно обогащение нового поколения накопленным культурным опытом, является одной из функций социокультурного процесса. Это явление позволяет социальной группе сохранить свою идентичность, защитить свои традиции от процессов глобализации.

Трудовая стадия социализации – влияние индивида на общественные процессы – позволяет существовать социокультурному процессу в форме стремления культуры общества к саморазвитию и инновациям. Динамика такого социокультурного процесса обеспечивается следующими путями культурных изменений:
- реализация новых идей, разработка инноваций, самостоятельное создание обществом новых культурных форм;
- заимствование опыта у других социальных групп;
- диффузия – распространение и переплетение культурных ценностей и традиций.

Видео по теме

Социализация личности является процессом самореализации, так как позволяет каждому человеку не только приобрести опыт и полезные навыки, но и реализовать себя и найти свое место в обществе. Понимание основания социализации и самореализации, как преобразовательного действия, помогут лучше разобраться в данном процессе.

Основы социализации

Социализация личности – это процесс складывания главных параметров личности человека на основе воспитания, обучения и усвоения социальных ролей. Именно через социализацию происходит самореализация индивидуума, то есть наследование и преобразование им социального опыта и превращение его в личные установки, способности и навыки.

Основанием процесса социализации является активно-преобразовательная деятельность человека, которая помогает включиться ему в общественную жизнь, освоить способы практической деятельности, сформировать социальные связи. По своему существу социализация является самореализацией личности в процессе ее деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что успешность социализации зависит от активного участия индивидуума в творческо-преобразовательном процессе. Так как социализация личности охватывает весь период жизни человека, получается, что самореализация также продолжается всегда. Даже если личность не желает изменяться или участвовать в чем-либо, она все равно в какой-то мере реализует себя. Однако каждая личность делает это в разной степени, что обусловлено воспитанием, культурой и личностными характеристиками.

Самореализация как преобразовательное действие

Самореализацию, являющуюся частью социализации, можно назвать потребностью человека, которая помогает ему преобразовывать свою личность. Человек должен найти свое место в обществе и жизни, выразить себя в мире наиболее ярким способом и чувствовать удовлетворение от реальности. Такое желание побуждает индивидуума развивать свои способности и использовать их на благо других, показывая тем самым свои сильные стороны.

Таким образом, социализация помогает индивидууму реализовать себя, пользуясь принятыми в обществе нормами и тенденциями. Становясь частью общества, человек начинает понимать его нравственные нормы и предпочтения, что позволяет ему использовать данную информацию в своих целях. Это помогает выбрать наиболее подходящую тактику поведения, которая будет отмечена другими личностями. Однако самореализация может иметь более скрытый характер. Социализация личности может выявить ее склонность к более спокойному существованию, при этом поиск своего места для человека заключается не в успешности в глазах других, а в комфортном ощущении самого себя. Все это дает основание полагать, что социализация личности является процессом самореализации, что помогает человеку ощущать себя в обществе наиболее комфортно.

Совет 4: В чем особенность социализации как социального процесса

Главной особенностью социализации как социального процесса является самовозобновляемость общества, его духовное замещение, т.е. непрерывная передача социального опыта другим поколениям и принятие ими этого опыта для последующей передачи. Социализация необходима человеку для положительного сосуществования и взаимодействия с другими членами общества и для самоопределения себя как части социума.

Особенности социализации

Социализация понимается как процесс вхождения личности в социальную среду посредством принятия индивидом распространенных в его окружении норм и традиций. Социализация основывается на способности человека в течение всей жизни усваивать культурные, моральные условия и установки своего социального окружения, а также утверждаться в обществе за счет осознания и определения себя как части целого.

Усвоение норм и ценностей своего окружения определяет успешную деятельность индивида в общественной жизни. Социализация включает в себя как процесс принятия принятых норм индивидом, так и процесс интеграции новых идей индивида в общество для его пользы. Таким образом, социализация необходима человеку для того, чтобы состояться как личности, необходима обществу для того, чтобы быть устойчивым, цельным, развитым.

Для объяснения природы процесса социализации французским социологом Пьером Бурдье было введено понятие, как габитус – «вторая натура». Габитус – это процесс подсознательного следования человеком привитым ему принципам и нормам общественной жизни. Социализация определяет наличие в человеке неосознаваемого мироощущения, соответствующего социальным условиям и установкам окружающего его общества. Благодаря габитусу человек ощущает себя частью общества и получает удовлетворение от принадлежности к цельной системе.

Типы и этапы социализации

Выделяют два типа социализации:
- первичная – происходит во время взросления и воспитании человека;
- вторичная – определяется как интегрирование зрелой сформированной личности в различные социальные группы и взаимодействие с ними.

Также выделяют первичный и вторичный уровни социализации: первичный уровень – это общение и взаимоотношение субъекта с малой группой близких людей, т.е. с родителями, друзьями, соседями, коллегами; вторичный уровень социализации – это взаимодействие субъекта с государственными структурами, общественными организациями и т.д.

Процесс социализации состоит из нескольких основных этапов:
- адаптация – усвоение накопленного социумом опыта, подражание;
- идентификация – стремление индивида самоопределиться, выделиться;
- интеграция – становление личности как участника социальных процессов;
- этап трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- этап послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.

Видео по теме

Социализация личности – это процесс усвоения ею знаний, социальных норм и психологических установок, которые позволяют успешно функционировать в обществе. Это явление, без которого невозможно представить жизнь каждого индивидуума, поэтому необходимо рассмотреть характеристику социализации личности и ее этапы.

Характеристика

Социализация личности как явление представляет собой формирование человека под действием социальных условий и опыта. По сути, это активное включение индивидуума в общественную жизнь. Это явление . С одной стороны, оно включает в себя усвоение личностью социального опыта с помощью вхождения в окружающую его среду. С другой стороны, это активное воспроизводство индивидуумом социальных связей благодаря его деятельности. То есть человек усваивает опыт и позволяет социальной среде воздействовать на него, но в то же время он сам осуществляет все более успешное влияние на окружающее общество.

Термин «социализация» соответствует концепции, основанной на том, что социальность каждого человека и ребенка сводится к потребности в общении, тогда как в самом начале личность является асоциальной. Получается, что социализация личности – это явление, благодаря которому изначально асоциальный субъект превращается в социальную личность, которая владеет принятыми в обществе нормами и моделям поведения.

Этапы социализации личности

Существует пять основных этапов социализации личности. Первый этап – первичная социализация, то есть адаптация личности к социальному окружению, начиная от рождения и заканчивая подростковым возрастом. Дети некритически принимают социальный опыт при помощи подражания и приспособления к окружающей действительности.

Второй этап – индивидуализация. Это явление, основанное на стремлении выделиться. Здесь проявляется критическое отношение к общественным нормам, указание на свою неповторимость и стремление выделить себя.

Третий этап – интеграция, то есть желание найти себя, свое место в обществе. Если основные качества личности соответствуют общественным ожиданиям, интеграция считается успешной. Если такого не происходит, социализация личности как явление начинает основываться на усилении агрессивности, отказа личности от своей индивидуальности и прочих негативных чертах.

Четвертый этап называется трудовым и считается самым продолжительным, так как охватывает весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии личность продолжает усваивать социальный опыт и воплощать его в общественную жизнь.

Пятый этап – послетрудовая деятельность, когда личность передает накопленный социальный опыт подрастающему поколению.
Видно, что социализация личности как явление охватывает всю жизнь человека, позволяя ему быть полноценным членом общества.

Видео по теме

Культура и общество – два тесно связанных понятия. Социальное бытие человека прочно связано с восприятием культурных норм, принятых в социуме. Поэтому процесс социализации – это всегда ещё и процесс инкультурации. Иными словами – процесс включения в культурную парадигму общества.

Без невозможно адекватное существование человека в социальной среде. Вырванный из родной культуры, человек с трудом адаптируется в обществе – всё ему кажется чужим: обычаи, неписанные законы, традиции, а иногда и этические нормы.

В наши дни повсеместной глобализации значительная часть человечества стала более гибкой к процессам инкультурации в чужую среду. Многие люди без труда переезжают из страны в страну, активно путешествуют и знакомятся с чужими культурными обычаями. И всё-таки абсолютный космополитизм – скорее исключение из правил, нежели норма. Обычно такие переезды со сравнительно лёгким вливанием в социум другой страны осуществляются в рамках общего культурного поля – например, западного (евро-американского) или исламского.

А вот переезд в страну с культурой, существенно отличающейся от родной, чревато серьёзными сложностями. Например, перемещаясь из европейского культурного поля в исламо-фундаменталисткое (скажем, специалист-европеец едет работать в Саудовскую Аравию), человек испытывает большие трудности с социализацией. Местные культурные нормы влияют на социальное поведение людей, поэтому приезжий и сам ощущает дискомфорт, и для окружающих остаётся чужаком. Разница в культурных парадигмах приводит порой даже к конфронтации с законом: например, поцелуй на улице, естественный в Европе, Америке или России, в Саудовской Аравии чреват тюремным наказанием.

Даже в рамках единого надкультурного поля (например, евро-американского) люди, выросшие в разных культурах, чувствуют дискомфорт при социализации в другом государстве. Например, россиянин, даже воспринимая себя европейцем, обычно с трудом подчиняется некоторым правилам социального поведения в США или в Германии. Скажем, россиянину трудно понять, как можно «заложить» списывающего соседа по парте или позвонить в полицию с сообщением о превышении скорости на трассе незнакомым автомобилистом. В российской культуре это считается «стукачеством», социально порицаемым поведением. А на Западе – наоборот, социально полезным деянием.

Что же говорить о прошлых веках? Раньше процессы инкультурации и социализации были более замкнутыми, поэтому чужакам было намного сложнее адаптироваться в новом социуме.

Можно предположить, что в будущем, благодаря стиранию границ между государствами, развитию интернет-связей и упрощению перемещений по планете процессы инкультурации и социализации станут всё более простыми, так как люди будут взаимодействовать в рамках единого, общечеловеческого надкультурного поля. Тем не менее, о полном стирании культурных границ пока речи не идёт; наоборот, по мере давления глобализационных процессов во многих странах растёт сопротивление этому давлению, выражающееся в усилении традиционных культурных парадигм.

Откуда же возникла в культруно-социальных нормах? Причин несколько, среди них исторические, религиозные и социальные.

Исторические. У каждого народа сформировалась своя культура, в которую человек вписывается с рождения, впитывая и исторически обусловленные социальные установки. Иными словами, в социализации большую роль играет национальный менталитет как часть культурно-исторического поля.

Религиозные. Не стоит думать, что в светских государствах влияние религиозной культуры на инкультурацию и, соответственно, социализацию, исчезло. Религиозное влияние на культуру намного глубже, чем кажется. Например, Америка и протестанстский пояс Европы, согласно Максу Веберу, сформировали особую капиталистическую культуру. Эта культура и, соответственно, одобряемые социальные нормы (направленные на стимулирование личного обогащения), очень отличаются не только от исламской или китайской культурной парадигмы, но и от российской или южноевропейской (католической).

1. Социализация личности невозможна вне постоянных связей с другими людьми


Межчеловеческие контакты особенно важны в детском возрасте. Если же ребенок по каким-то причинам ограничен в общении со своими сверстниками, то это может нанести негативный отпечаток на процесс его психологического развития. Кроме того, большую роль в социализации детей имеет игра, которая способствует пониманию мира взрослых людей и формированию первых представлений о социальных нормах.


2. Правильная социализация возможна лишь в благоприятной среде


Бывает так, что моменты для развития личности неблагоприятны. Это семейные ситуации, которые мешают наиболее полному совершенствованию ребенка, недостаток общения, одиночество. Впечатления от этих событий тяжело сказываются на всей последующей жизни человека.


3. В процессе социализации огромную роль играет учеба


Главные социализаторы человека в современном обществе - это школы, университеты, творческие и интеллектуальные коллективы. Через систему учебных занятий молодые поколения получают накопленные обществом знания, социальные нормы и ценности. Все это дает ребенку возможность ориентироваться в основных видах деятельности.


4. Влияние СМИ на социализацию личности


Современные дети и подростки проводят перед экранами телевизоров и компьютеров довольно большое количество времени. Воздействие СМИ на сознание людей крайне высокое. Со страниц журналов и газет нас призывают, убеждают, уговаривают. За всем этим стоят интересы определенных лиц, поэтому на сегодняшний день СМИ являются не только носителем информации, но и средством манипулирования.


5. Социальная как результат успешной социализации


Большенство людей стремятся вписаться в определеную социальную среду. Это стремление зиждется на понимании и постяжении ценностей того или иного социального окружения. Показателями адаптации служат успешное осуществление человеком социальных ролей, психологическое состояние и социальный статус. По мере образования все новых и новых стандартов поведения человек становится более ориентированным в общественной среде.

Видео по теме

Урок по обществознанию на тему «Человек в системе социальных связей»

Цель: рассмотреть человека как субъекта социальных отношений.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

I. Сообщение темы и цели урока.

Что значит стать личностью? Чем определяется мера социальной ответственности личности? Как обрести свободу, живя в обществе?

III. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.

Как известно, человеческая природа двойственна. Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во многом определяет поведение человека.

Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на него нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение его социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческого поведения имеют и свою биологическую основу – внутреннее торможение.

Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в человеке ещё и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социального. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобразование биологического под влиянием социальных факторов происходит по-разному в зависимости от того, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.

И всё же в современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека. Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вернувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для слепоглухонемых детей в Загорске (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занимались психологи и педагоги, смогли не только овладеть орудийной деятельностью, но и реализовать себя в полноценном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не менее окончили психологический факультет МГУ, успешно занимались научной деятельностью .

Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены ген любви, ген удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено также влияние физиологических и психологических особенностей на формировании способностей и даже таланта.

Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие – это проявление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Личность

Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчёркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий , в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает её через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших её членов одних действий, а в современном обществе – других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, учёного в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через неё, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстаёт как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

Социальное поведение и социализация личности

Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии – М. Вебером () было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов , например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.

Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.

Нравы – такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все». Как правило, нравы – особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплочённости.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее, определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, средства массовой информации , другие – на отдельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трёх основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение её видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности , т. е. выделение главного в ней, её осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

Самосознание и самореализация

Помимо внешних условий поведения человека, реализации его многочисленных социальных связей, важным является самосознание и самореализация личности.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

Единство свободы и ответственности личности

Реализация человеком своего социального предназначения во многом зависит от возможности выбирать по своему желанию формы жизнедеятельности. Такая возможность определяется понятием «свобода».

В истории общественной мысли понимание свободы заметно менялось на протяжении веков. В античные времена свобода понималась как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469-399 гг. до н. э.) и Платон (428/427-348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвящённым дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.

Ещё жёстче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме несвобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путём следования установленным правилам. Тогда его душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.

В христианском представлении свобода человека понималась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к христианскому является и понимание сути свободы в исламе.

Ренессанс принёс иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие лучшего, что есть в человеке. Свобода, прежде всего, связывалась с творческим потенциалом человека.

Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и социуме. Стать свободным – значит осознать те реальные ограничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объективными законами мироздания.

XX век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. С одной стороны, человек становится всё теснее связан с другими людьми, всё в большей мере зависим от них, от сохранения мира, ставшего слишком хрупким на рубеже XX и XXI вв. Именно в XX в. возникло и распространилось понимание свободы как тяжкого бремени, которое порой становится непереносимым для человека, порождает тревогу и даже стремление бежать от свободы. Недаром известное исследование Э. Фромма названо «Бегство от свободы».

Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия её деятельности?

Видимо, такой выход кроется в различении негативного и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как «свободу «от» - от той предопределённости, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстаёт как тяжкое бремя, нередко выглядит иллюзорной, она не даёт человеку настоящего освобождения.

Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э. Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития человека. Она – и величайший дар, и бремя, от которого человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, неся ответственность за свои деяния.

Современные исследования философов и психологов дают основания для вывода о том, что ответственность выступает в качестве внутреннего регулятора социального поведения взрослой личности. И речь здесь идёт не о возрасте, а о личностном взрослении. Место внешних условий и ограничений, необходимых для ребёнка, у взрослого занимают ценности и цели, осознанно и добровольно принимаемые личностью. Взрослому не нужны подсказки и внешние стимулы. Внутренняя свобода личности не ограничивается её ответственностью, напротив, она обретает в ответственности смысл и предназначение. Неразвитость ответственности, или, хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-настоящему свободной личностью, но и ставит его в зависимость от внешнего контроля, превращая в раба обстоятельств.

Так проблема свободы пересекается с проблемой ответственности. Ответственность обратная сторона свободы. Она присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Таким образом, суммируя сказанное о личности, выделим ещё раз факторы её формирования. К ним относятся:

деятельность, которая предоставляет человеку возможности проявить свои способности, задатки;

общение, в котором человек вступает в диалог с другими людьми, причём не только в непосредственном контакте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нравов, обычаев, социальных норм и правил;

творчество, выступающее как синоним свободы, проявляющейся в ситуациях выбора способа и форм индивидуального и социального ответственного поведения.

Все эти факторы человек реализует в процессе социализации через освоение основных общественных ролей.

III. Практические выводы.

1. Верное понимание соотношения биологического и социального в человеке поможет вам ясно строить свою жизненную стратегию, ориентироваться на те социальные обстоятельства, в которых ваша личность сможет реализовать свой потенциал.

2. Чтобы ощутить себя полноценной личностью, необходимо активное социальное поведение. Избираемый вами «рисунок» социальных ролей зависит от ваших ценностных приоритетов: альтруизм или эгоизм и себялюбие, активное действие или пассивное следование в фарватере обстоятельств. Не следует забывать и о «золотом правиле» нравственности.

3. Не стоит откладывать самореализацию на далёкую перспективу. Многое уже сейчас по силам вам и вашим сверстникам. Если только уповать на будущее, то можно «опоздать жить».

4. Претендуя на позицию «я взрослый», стоит почаще вспоминать, что взрослость повышает меру ответственности перед собой и другими людьми. Без ответственности не бывает свободы.

IV. Документ.

Из работы «Разговоры с Гёте».

Свобода – странная вещь. Каждый может легко обрести её, если только он умеет ограничиваться и находить самого себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?

<…> Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим ремеслом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он родился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаём над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цену и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.

Вопросы и задания к документу

1) Почему Гёте называет свободу «странной вещью»? В чём её странность?

3) Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы относитесь к рассуждениям автора?

4) В чём различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном документе?

V. Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте основные точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке.

2. Выделите основные признаки понятия «личность».

3. Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность современного россиянина?

4. Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?

5. В каких сферах происходит социализация личности? В чём она выражается?

6. Что такое самоопределение личности?

7. Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?

8. Какова связь свободы и необходимости?

VI. Задания.

1. С учётом физиологических различий между организмом мужчины и женщины нередко противопоставляют типы поведения в обществе представителей противоположного пола. Так, «мужскому» типу поведения приписывают культ силы, стремление к господству и подчинению других, а «женскому» - стремление к ненасилию, любви, сотрудничеству. Как бы вы объяснили подобные типические проявления? Выскажите собственное мнение по поводу точки зрения природной предопределённости «женского» и «мужского» типа поведения человека.

социализации

Социализация как инкулм"урацмя

Социализация как иптернализация

Социализация как адаптация

Социализация как | конструиронанле

По окончании работы студенты сдают тексты преподавателю, а оценки за выполненную работу могут узнать па следующем занятии.

Этап 2. Закрепление знаний о социализации через осознание реального опыта социализации в подростковом возрасте

Просмотр фильма «Большой». Продолжительность: 104 минуты. Режиссер: Пенни Маршалл. 1988. В ролях: Том Хэнке, Роберт Лоджиа, Элизабет Перкнпс, Джон Херд, Джон Ловитц, Джэред Раштоп, Мерседес Руэл, Дэвид Москау, Джош Кларк, Кимберли Дэвис.

:М. Социализация 51

Описание: ] 2-летний мальчишка очень хочет стать большим, и сто желание внезапно сбывается. Однажды утром он просыпается 30-летним мужчиной, каким он будет через много лет.

Просмотр фильма предполагает работу с техникой «стоп-кадр», когда преподаватель предлагает студентам обсудить сцепу или эпизод, которые они только что просмотрели. Каждый эпизод (в большинстве случаев) в начале сопровождается следующими вопросами: «Что происходит на экране?», «Что чувствует герой?», «Что будет дальше?», «Реальна ли эта ситуация?» и т. п. Подобные вопросы позволяют перейти от отвлеченного эпизода фильма к реальному опыту студентов, которые проецируют ситуации своей повседневной жизни на эпизоды фильма.

Фильм «Большой» открывает возможности для дискуссий на темы социализации в подростковом возрасте, роли семьи и сверстников, а также позволяет перейти к вопросу кризисов социализации, кризиса идентичности, роли каждого из этапов процесса взросления и проблем, которые могут возникнуть, если определенные виды социализирующего влияния не состоялись.

В связи с тем, что продолжительность фильма не укладывается во время стандартного аудиторного занятия, мы приводим лишь часть возможных эпизодов для обсуждения. Преподаватель может выбирать стоп-кадры, исходя из замысла занятия, показывая фильм определенными отрезками, поясняя предшествующее содержание фильма.

Примерные стоп-кадры для обсуждения

Мальчик за компьютером играет в компьютерную игру, в то время как его мать просит вынести мусор. (Эпизод позволяет перейти к обсуждению роли семейной социализации, особенностей социализации в подростковом возрасте.)

".".. Джошуа с родителями в передвижном парке развлечений. Встретив там свою одноклассницу, он хочет в компании с пей прокатиться на захватывающем дух аттракционе. (Эпизод позволяет перейти к обсуждению роли сверстников в процессе социализации.)

"!. Стоя перед машиной желаний, Джошуа загадывает самое заветное - стать большим. Па что получает ответ: «Твое желание будет исполнено». (Переломный момент фильма, который позволяет открыть дискуссию о проблемах кризиса взросления.)

Джошуа и его друг Билли сидят на ступенях, после того как они сходили в справочную. Джошуа произносит фразы: «Мне теперь всю жизнь будет 30 лет» и «А теперь я что буду делать?». (Кадр предполагает возможность обсуждения важности определенных этапов соцна-лнзации, социализации в период взрослости и пр.)

Этап 3. Подведение итогов занятия, обсуждение домашнего задания

Данный этап занятия предполагает завершение дискуссии по фильму. Возможные вопросы для обсуждения; Какие чувства вы испытывали по ходу фильма? С чем столкнется Джошуа? Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? Как закончится фильм?

В конце занятия етудепчам предлагается задание для самостоятельной работы с фильмом, выполнение которого поможет закрепить полученные знания по теме социализации. Задание связано с ответами на следующие вопросы.

    Как заканчивас гея фильм? Насколько подобное развитие событий предсказуемо, почему?

    В чем заключалась активность героя в новых условиях его социализации?

    Что произошло, если бы Джошуа остался в теле «большого»? 1 (очему?

    Насколько успешен он был бы? Почему?

    В чем смысл социализации в юношеском возрасте?

    В чем различие социализации в юношеском и взрослом возрастах?

    Понятие кризиса идентичности. Как оно представлено в фильме?

    Если бы подобная ситуация произошла в России, как могли бы развиваться события фильма?

Отвеп,! па вопросы предполагают развитие дискуссии па следующих занятиях. Перечень предлагаемых вопросов можно расширить. В конце занятия преподаватель предлагает задание для самостоятельной работы.

Контрольные вопросы

    Данте определение процесса социализации. Приведите примеры, показывающие, что социализация - ато двусторонний процесс.

    Охарактеризуйте основные направления анализа процесс,! социализации. Как они соотносятся с двумя сторонами процесса социализации?

    Назовите основные сферы социализации личности и укажите их специфику.

4. Опишите основные стадии процесса социализации.
:>. Перечислите основные институты социализации.

6. В чем заключается особенность социализации в нестабильном обществе?

Задание для самостоятельной работы

В качестве самостоятельной работы поданной теме студентам предлагается подготовить письменную работу или устное сообщение но теме

:М. Социализация

■Теории социализации». Студенты могут выбрать наиболее интересные 11Я них теории.

Теории социализации

I (нтеракциоиистские теории

    Белинская Е. 11., Тихомандрицкая О. Л. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 52-54.

    Свенцицкий Л. //. Социальная психология: Учебник. - М.: Проспект, 2003. - С. 100-103.

Теории социального научения

Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 56-57. Психоаналитические теории

    Белинская Е. П., "Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 57-58.

    Свенцицкий Л. Л.. Социальная психология: Учебник. - М.: Проспект, 2003. С.103-104, 107-109.

Когнитивистские геории

!. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. Л. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 58-60.

2. Свенцицкий Л. Л. Социальная психология: Учебник. - М.: Проспект, 2003. - С. 10-1-107.

Список использованной литературы

    Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 361 с.

    Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М: Аспект Пресс, 2001. - 30! с.

Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 351 с.

I Белинская Е. 11., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.

" Лцвовская Е. А/. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном обществе: Учебное пособие для вузов /

Раздел 2. Социальная психология личности

Л од ред. Г. М. Андреевой, А.Д!. Донцова. - М: Аспект Пресс, 2002. - С. 148-161.

    Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. - 1998. - М" 1. - С. 54-58.

    Край/ Г. Психология развития. - СПб.: Питер. 2004. ■- С. 436-614.

    Котоиа И. В., Шнянов Е II. Социализация и воспитание. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1997. - 144 с.

    Лш«:худ В. Кризисы жизни - шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. - Калуга: Духовное познание, 1 994. - 2 17 с.

    МудрикЛ. В. Социализация человека. ■- М.: Академия, 2006. -■ 30-1 с.

    Наине Э., Маслач К. Социальная среда // 1/апнс,")., Маслач К. Практикум по социальном психологии. СПб.: Нигер, 2000. ■- С 282--325.

    Психология личности в условиях социальных изменении. - Л1.: И НЛП, 1993. 103 с.

    Свенцицкин /1. Л. Социальная психология: Учебник. - М.: Проспект, 2003. - 3,36 с.

1\.Смел:<ер II. Социология / Пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

    Шиоцпкши Т. Социальная психология. - Ростов п/Д: Феникс, 1998. -С.396-508.

    Эрикаш Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.

14.Ядов В. Л. Социальная идентификация личности: В 2 т. / Инг социологии. М., 1991.

Приложение 2.1.1

Направления анализа содержания процесса социализации 1

Социализация как иикультурация

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, гак как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (пли культуры). Внимание исследователей к роли культуры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным кон-

Белипская Е. П., Тихомаидрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Пресс. 2001.

I. Социализация

I растом между разнообразием обычаев, веровании, нравов разных пародов. I ели для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована на анализ факторов культуры в социальном развитии личности - формировании социального поведения, становлении системы персональных ценностей и Я-копцепшш.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном окружении пли просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отношений домипирова! 1Пи/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно песет в себе нормативный образ человека, существующий па уровне индивидуального и общественного сознания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация па коллективные достижения, пптсрпалыгын пли экстерпальпый локус контроля, множественность или структурная собранность Я-копценции.

Таким образом, если в качестве /(едущей задачи социализации вь/де-шть задачу межпоколенной траснмиссии культуры, т. е. задачу «передачи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей, то социализация может быть попята как процесс вхождения человека в культуру своего парода, а сам термин заменен термином инкультурация.

Понятие нпкультурацип было введено в научный обиход американским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурацин начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он | овергпается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса ипкультурации - человек, компетентный в культуре: в языке, ршуалах, цеп/гостях и т. п.

15 качестве основного механизма трансляции культуры на групповом ■.■ровно выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее г.паа:

Вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т. п. передаются от родителей к детям;

Раздел 2. Социальная психология личности

Социализация как интернализация

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое- заложено в социальном влиянии па личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в этом случае социализация выступает как интернализация. В социально-психологической литературе, посвященной проблеме социализации, можно встретить две трактовки понятия питериали.-шцнн: в широком смысле она понимается как синоним социализации, в узком -- как" ее частная вариативность, как совокупность мотмвацнонпых и когнитивных процессов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними "требованиями личности.

Данный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом социального опыта. I [ри этом, как правило, речь идет о двух основных характеристиках данного процесса:

Усвоение моделей поведения:

Усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок.
В исследованиях, посвященных процессам иитериалпзацпн поведен
ческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:

1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъектив
ной значимости самой модели (например, статуса значимого другого,
чье поведение служит моделью).

2. Успешность интернализация индивидом моделей поведения зависит
от степени согласованности ожиданий его социального окружения.
В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспози
ций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как
результат иптернализацип социальных требований, тоже можно выде
лить определенные общие положения:

    Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных требований на уровне личностных диспозиций, является реальное поведение личности.

    Основным фактором успешности процесса иптернализацип выступает степень осознанности интернализуемых влияний.

1. Социализация

В различных теоретических ориептациях акцептируются рапные механизмы иптерпализации. В необихевиористских теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения; в психоанали-I ических социально-психологических теориях акцентируется внимание па механизме рационализации.

Социализация как адаптация

1.1Я понимания социализации как адаптации характерно не акцептирование процессуальных ее характеристик (например, стадии, этапов), л анализ социализациоипого процесса с точки зрения его возможных результатов. При этом в качестве основного результата социализации вы-К"ляется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Понятие социализации нередко заменяется понятием социализированное™, а основным критерием в оценке социального развития индивида становится его социальная успешность.

Ведущей задачей социализации является такое приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. Процесс достижения известного соответствия человека требованием социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, I его нарушение - как дезадаптация.

В разных теоретических ориентациях социально-психологическая адаптации понимается по-разному. В неодихевиористской ориентации оцналыю-психологичеекая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением.

Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено па формирование и развитие защитных механизмов личности; при этом подчеркивается, что психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль.

Для интеракциопистскою подхода к анализу соцпалыю-психологи-п"ской адаптации характерно ее рассмотрение в качестве успешного выполнения личностью ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты.

I> эмпирических исследованиях процесса социальпо-пеихологиче-

< 1.(и"| адаптации выделяются три ряда факторов, определяющих успеш-

".■"(ть социально-психологической адаптации к социальным изменениям.

Т. во-первых, способность человека к изменению своих ценностных

■ I■ Iк и кщий и Я-копцепции; во-вторых, умение находить определенный

■ ■а мне между своими ценностными орнентациями и социальной ролью;

Раздел 2, Социальная психология личности

в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсально!"] системы ценностей. В исследованиях социализации с точки зрения разворачивания адаптационных процессов явно или неявно выделяется мысль о том, что социализация выступает как процесс, обращенный назад, как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации, между тем, как справедливо отмечает Л. Ипкелес, всегда, даже при условии критерия успешности как единственного параметра оценки, остается проблема, «загдядываппя» вперед (Сог\\"ап] 1оокт$$), г. е. необходимость поиск;! тех характеристик личности, которые обеспечивают будущий успех, готовят человека к следующему этапу социализации.

Контрольная работа

Открытие «Я». М.,Политиздат,1978. 6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии . СПб., Питер,2000. 7. Хоган, Кевин... ., Питер, 2001. 3. Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии .СПб.,Питер,2000 4. Подвойская Л.Т. Психологическое...

  • С65 Практикум по специальной психологии

    Документ

    В развитии. М., 1998. 13 ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 9. Пожар. Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология... в плане усвоения социально -исторического опыта. 63 ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Помимо общих, существуют...