Хронологическая таблица катулла. Краткая биография гая валерия катулла

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Точных сведений о биографии Гая Катулла сохранилось мало. Он родился в Вероне (Цизальпинская Галлия), вероятно в 87 г. до н. э. (667 год от основания Рима), в консульство Л. Корнелия Цинны (1-й раз консул в 87 г., 2-й в 86 г., 3-й в 85 г., 4-й в 84 г.). По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца. В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи.

    Из произведений Катулла видно, что он был в литературных связях и с главными представителями господствовавшей тогда прозаической литературы - с Цицероном , оратором Гортензием, Корнелием Непотом и другими, пылая, вместе с Кальвом, непримиримой ненавистью к Юлию Цезарю и бросая в него и в его друзей самыми язвительными ямбами и едкими эпиграммами (57, 93, 29), к которым Цезарь, по словам Светония , не оставался нечувствительным .

    Его отец владел виллой в веронской области, на Сирмионском полуострове, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (ныне озеро Гарда) и который воспет Катуллом как прекраснейший из всех полуостровов (№ 31); кроме того, была у него вилла близ Тибура (№ 44) . Тем не менее он, видимо, был не очень богат.

    В 57 г. до н. э. он сопровождал в Вифинию пропретора Луция Меммия Гемелла (№ 28 и 10), поэта-любителя, которому Тит Лукреций Кар посвятил поэму «О природе вещей». На обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (№ 101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (№ 65, 68). Проведя в Азии примерно два года, он возвращается морем домой, приезжает к озеру Бенака и возвращается в свою родную Виллу на Сирмионе. Оттуда после свидания с отцом он возвращается в Рим.

    Умер Катулл очень рано, едва 30 лет от роду; год смерти его в точности неизвестен, скорее всего 54 или же 47 год (707 год от основания Рима). Св. Иероним пишет , что Катулл родился в 87 до н. э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 до н. э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55-54 до н. э.

    Творчество

    «Книга Катулла Веронского»

    В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века.

    Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк (от 2 до 480). Точнее, Веронский сборник содержит 113 стихотворений с нумерацией 1-17 и 21-116, так как № 18, 19 и 20 были вставлены одним из издателей, а авторство Катулла сомнительно, и поэтому в современных изданиях исключаются, но нумерация осталась.

    Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты» (poikilia), без какого-либо хронологического или тематического порядка, а только по формальным признакам: вначале короткие стихотворения, написанные разными лирическими размерами (1 - 60), потом большие произведения (61 - 68), а за ними - короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом (69 - 116). О связи между разными стихотворениями, о последовательности их написания и т. п. можно только догадываться.

    • стихотворения ямбические и полемические (политические эпиграммы и насмешки)
    • лирические стихотворения:
      • элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, например, в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники (№ 66), свадебные песни (№ 61, 62) и эпиталама Пелея и Фетиды .
      • собственно личные лирические стихи

    В начале XIX века этот сборник в России фигурировал под названием «Безделки», по эпитету «nugae», который прилагает поэт к ней в посвящении. (Отсюда литературная игра в названиях сборников Карамзина и Ивана Дмитриева : «Мои безделки» и «И мои безделки»).

    Основные темы творчества Катулла

    Традиционно, как особый цикл в стихотворениях Катулла выделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии (подлинное имя которой, по Овидию и Апулею , было Клодия). Посвящённые ей стихотворения, разбросанные по сборнику вне хронологического порядка (3, 5, 7 и особенно 51, написанное в подражание Сапфо) стоят у истоков понятия романтической любви в европейской культуре (по М. Л. Гаспарову). Увлечение поэта сменяется горем и затем омерзением, которое внушила ему любимая женщина изменой и низким падением (72, 76, 58 и др.).

    Несколько любовных стихотворений, имеющих параллели со стихами к Лесбии, посвящены юноше Ювенцию (см. Стихи Катулла к Ювенцию).

    Другую значительную группу стихотворений составляют стихотворения к друзьям и знакомым: к Кальву , Цинне, Вероннию, Фабуллу , Альфену Вару, Цецилию, Корнифицию, Корнелию Непоту , которому и посвящён весь сборник, Цицерону , Азинию Поллиону, Манлию Торквату, грамматику Катону, Гортензию и др. Содержание этих стихотворений так же различно, как и поводы, которыми они вызывались.

    Огромная часть книги стихов Катулла - ругательные послания, где автор изощряется в потоках далеко не всегда мотивированной свирепой брани по адресу врагов или друзей. Но даже в бранных стихотворениях Катулла есть и серьёзная составляющая, например, начинающееся шутливым непристойным ругательством послание «Pedicabo ego vos et irrumabo» к друзьям Фурию и Аврелию перерастает в важнейшее программное стихотворение, где автор высказывает принципиальные для него мысли о соотношении авторского образа и личности писателя.

    Часть стихотворений Катулла - краткие дружеские послания в несколько стихов, сообщающие какой-либо интересный факт, имеющий значение для истории римской литературы. Рядом с ними идут ямбы и эпиграммы против врагов: Юлия Цезаря (93), его любимца Мамурры (29), против их обоих вместе (57), против Мамурры под ругательной кличкой Mentula - «Член» (94, 105, 114, 115), против любовницы Мамурры (41, 43) и др. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций, и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре.

    Есть ещё несколько стихотворений, вызванных путешествием Катулла, в свите пропретора Меммия, в Вифинию. Посещение им там могилы умершего брата подало повод к двум стихотворениям, дышащим особенной теплотой родственного чувства (65 и 68).

    Наконец, Катулл пробовал свой лирический талант и в возвышенных одах, каков гимн Диане (34), в торжественных свадебных песнях (51 и 52), в изображении сильных трагических аффектов, какова его песнь об Аттисе, написанная галлиямбом (63). Пробовал он писать и элегии в александрийском вкусе (68 и 66), из которых одна, о волосах Вереники, представляет прямо перевод элегии Каллимаха . Есть у него одно стихотворение (64) и в эпическом роде (повествование о свадьбе Пелея и Фетиды), также вызванное подражанием александрийской поэзии.

    Характеристика стиля

    Обладал необыкновенным поэтическим талантом, особенно для выражения лирического чувства, и может быть назван истинным основателем художественной лирики в Риме. Он первый применил разнообразную гармонию греческих лирических размеров к латинскому языку, хотя и не дошёл в этом отношении до силы и классической законченности, какие проявил Гораций .

    Он - яркий представитель нового сниженного реалистического стиля. Об этом свидетельствует тематика его произведений, размер стихотворений (чаще всего греческий одиннадцатисложник, близкий к разговорной речи), лексика, воспроизводящая живой городской жаргон.

    К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину .

    Влияние

    Если значение Катулла в римской литературе уступает значению главных представителей поэзии века Октавиана Августа, то это объясняется господствовавшим в его время александрийским направлением, которое, пренебрегая искренностью чувства и естественностью выражения, больше всего ценило пикантность содержания, трудности версификации и щегольство мифологической учёностью. Следуя моде, Катулл истощал свои силы в шаловливых стихотворениях эпиграмматического характера, в подражании учёной александрийской элегии и любимому у александрийских поэтов мифологическому рассказу. Только там, где в поэте говорило живое, неподдельное чувство - как в стихотворениях, предметом которых была любовь к Лесбии или смерть его брата на чужбине, - Катулл обнаруживает настоящую силу своего поэтического таланта и даёт понять, чего можно было бы ждать от него, если б он не был увлечён на ложную дорогу модным направлением.

    Против этого направления вёл систематическую борьбу выступивший на сцену вскоре после смерти Катулла Гораций , что и было отчасти причиной, почему высокий талант Катулла не нашёл себе настоящего признания в классический век римской поэзии. Другой причиной недостатка внимания к Катуллу в веке Августа было резко республиканское направление его стихотворений; наконец, упрочению его значения в ближайшем поколении помешало и скопление блестящих поэтических дарований в Августово время, которые, естественно, отодвинули на задний план своих предшественников.

    Но в конце I в. нашей эры значение Катулла видимо возрастает. Марциал , один из крупнейших представителей римской лирики, изучает Катулла внимательнейшим образом; Квинтилиан указывает на едкость его ямбов, а в II в. Геллий называет его уже «изящнейшим из поэтов» (elegantissimus poetarum).

    «Катулл обрел популярность ещё при жизни. Поэты следующего поколения, Овидий и Проперций , называют его своим учителем в жанре любовной поэзии; Вергилий прилежно изучал Катулла; и даже Гораций , отнюдь не симпатизировавший неотерикам, подражал некоторым его произведениям. Из позднейших поэтов Катуллом, похоже, интересовался один лишь Марциал. Поскольку Катулла, в отличие от Вергилия и Горация, не включили в круг авторов, изучаемых в школе, в эпоху империи его читали все меньше и меньше, так что его имя упоминается лишь Плинием Старшим , Квинтилианом, Авлом Геллием и немногими другими. На протяжении почти всего Средневековья Катулл пребывал в забвении, разве что эпиталамий (62) был включен в антологию, сохранившуюся в рукописи VIII-IX вв., а веронский епископ Ратер писал в 965 году, что „читает прежде не известного ему Катулла“» .

    В искусстве

    См. также

    Примечания

    1. Имя «Гай» известно по сочинению Апулея, который следует хронике Гиеронима. Плиний в «Натуральной Истории» приписывает ему имя Квинт (Quintus), путая его с Квинтом Лутацием Катуллом.
    2. De vita Caesarum I capitol 73
    3. // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов

    Точных сведений о биографии Катулла сохранилось мало. Он родился в Вероне (Цизальпинская Галлия), вероятно в 87 г. до н. э. (667 год от основания Рима), в консульство Л. Корнелия Цинны (1-й раз консул в 87 г., 2-й в 84 г.). По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца. В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи.
    В Риме он стал во главе кружка молодых поэтов “неотериков”, который был связан узами тесного товарищества (jus sodalicii), и отличался особенно в ямбах, в едкой эпиграмме и в вольных стихотворениях любовного характера. Между друзьями поэта, которым он посвятил немало стихотворений, особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв и Гай Гельвий Цинна. В Риме развернулась его любовная история с женщиной, воспетой им в стихах под псевдонимом Лесбия.
    Из произведений Катулла видно, что он был в литературных связях и с главными представителями господствовавшей тогда прозаической литературы – с Цицероном, оратором Гортензием, Корнелием Непотом и другими, пылая, вместе с Кальвом, непримиримой ненавистью к Юлию Цезарю и бросая в него и в его друзей самыми язвительными ямбами и едкими эпиграммами, к которым Цезарь, по словам Светония, не оставался нечувствительным.
    Его отец владел виллой в веронской области, на Сирмионском полуострове, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет Катуллом как прекраснейший из всех полуостровов; кроме того, была у него вилла близ Тибура. Тем не менее он, видимо, был не очень богат.
    В 57 г. до н. э. он сопровождал пропретора Луция Меммия Гемелла в Вифинии, поэта-любителя, которому Тит Лукреций Кар посвятил поэму “О природе вещей”. На обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата, потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом. Проведя в Азии примерно два года, он возвращается морем домой, приезжает к озеру Бенака и возвращается в свою родную Виллу на Сирмионе. Оттуда после свидания с отцом он возвращается в Рим.
    Умер Катулл очень рано, едва 30 лет от роду; год смерти его в точности неизвестен, скорей всего 54 или же 47 год (707 год от основания Рима). Св. Иероним пишет, что Катулл родился в 87 до н. э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 до н. э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55−54 до н. э.

    Вариант 2

    Биографические данные о Катулле скудные. Известно, что родился в Вероне, вероятнее всего в 87 году до н. э..Планируя сделать карьеру, Катулл поселяется в Риме, ведет легкомысленную жизнь и возглавляет кружок молодых поэтов, в среде которого пишут ямбы, эпиграммы и вольные любовные стихи. Особенно дружен был Катулл с Гаем Лицинием Кальвом и Гаем Гельвием Цинной.

    Известна также история о скандальной связи Катулла с женщиной, которую он воспел в стихах под выдуманным именем Лесбия.

    Анализируя произведения Катулла, стает ясно, что он держал литературную связь с лидерами прозы – Цицероном, Гортензием, Корнелием и выступал против Юлия Цезаря, сочиняя ироничные ямбы и едкие эпиграммы. Цезаря это очень задевало.

    Остались сведения, что Катулл в 57 году до н. э. путешествовал в Вифинию вместе с поэтом – любителем Луцием Меммием Гемеллой, наместником провинции, которому сам Тит Лукреций Кар написал поэму ” О природе вещей”. Когда возвращались домой, Катулл побывал на могиле брата, похороненного поблизости Трои. Поэт искренне печалился о гибели родного человека. В Азии Катулл пробыл около двух лет. Домой, на родную Виллу на Сирмионе, он вернулся по морю. Повидавшись с отцом, он вернулся в Рим.

    Когда именно умер Катулл, не известно. Допускают, что либо в 54, либо в 47 году. Если верить данным Св. Иерония, то известно, что родился поэт в 87 до н. э. и умер, когда ему исполнилось 30 лет. Здесь возникают некоторые разночтения, ведь есть стихи, датированные 57 годом до н. э. Значит Св. Иероним ошибся или в дате рождения Катулла, или в его возрасте на момент смерти.

    (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


    Другие сочинения:

    1. Вольфрам фон Эшенбах Биография Вольфрам фон Эшенбах – немецкий средневековый эпик, писавший философские поэмы. Сведений о его жизни не много, а те, которые есть, не отличаются особенной точностью. По происхождению Эшенбахиз небогатого баварского рыцарского рода. Вольфрам не был старшим сыном, Read More ......
    2. Франсуа Рене де Шатобриан Биография Известный французский писатель и дипломат Франсуа Рене де Шатобриан был рожден 4 сентября 1768 года в местечке под названием Сен-Мало, что во Франции. Франсуа выступает одним из первых представителей романтизма во Франции. Он был выходцем Read More ......
    3. Менандр Биография Менандр (ок. 342 – ок. 291 до н. э.) – комедиограф и древнегреческий драматург. Его творчество положило начало развитию новой аттической комедии. О жизни Менандра известно немного. Родился он примерно в 343 г до н. э. в Афинах. Read More ......
    4. Луиджи Пиранделло Биография Луиджи Пиранделло – крупнейший итальянский драматург и прозаик. В 1934 получил Нобелевскую премию по литературе и стал лауреатом. Период жизни: 1867-1936. Родился: 28 июня 1867 года. Место рождения: Джирдженти (сейчас Агридженто, Сицилия). Пиранделло учился в гимназии в Read More ......
    5. Марон Публий Вергилий Биография Вергилий Марон Публий – известнейший древнеримский поэт. Его считают создателем эпической поэмы нового образца. Родился Вергилий 15 октября 70 г. до н. э., около города Мантую. Отец был достаточно зажиточным землевладельцем, имел собственную мастерскую, он занимался Read More ......
    6. Чунь Цинь Биография Цинь Чунь. Об этом писателе и ученом X века доподлинно ничего не известно. Известно то, что писатель жил и творил во времена эпохи империи Сун, которая существовала с 960 года по 1279 год. Эта империя положила конец Read More ......
    7. Абулькасим Фирдоуси Биография Фирдоуси Абулькасим (около 934 – 1020 или 1030) – национальный поэт Ирана, Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Мало фактов известно о жизни этого персидского стихотворца. Его родина – предместье города Тус. Одни биографы утверждают, что Фирдоуси был беден, Read More ......
    8. Август Стриндберг Биография Август Стриндберг – известный шведский беллетрист и драматург. Родился в Стокгольме 22 января 1849 года. Его семья по линии отца имела аристократические корни, мать была простой служанкой. В 1867 году поступил в Уппсальский университет, где изучал эстетику. Read More ......
    Краткая биография Катулл

    Судьба стихотворений Катулла удивительна: несмотря на дошедшие до нас упоминания и поэте и его творчестве, сами произведения Катулла в течение долгих веков оставались неизвестными, и могло случиться так, что время поглотило бы их безвозвратно. К счастью, в XIII в. в Вероне был найден ветхий сборник со 116 стихотворениями Катулла; впоследствии и он был утрачен, но осталось два сделанных с него списка, и таким образом поэтическое наследие Катулла было частично спасено.

    Найденные стихотворения Катулла отражают большое разнообразие его поэзии. Среди них много гневных и бранных стихов, направленных против врагов и неверных друзей, выпадов против властных правителей и недостойных политиков, наполненных искренностью дружеских посланий. Главное место в лирике Катулла занимает любовная лирика, именно она обессмертила поэзию Катулла. Посвящена любовная лирика Катулла, за немногими исключениями, возлюбленной всей жизни поэта, своенравной красавице Клодии, которой Катулл дал поэтическое имя Лесбии по названию острова Лесбос, на котором родилась и творила великая греческая поэтесса, воспевшая любовь, - Сапфо.

    Катулл ввел в мировую поэзию представление о возвышенной, духовной связи между любящими, что явилось новым явлением в литературе. В отличие от греческой поэзии, обращавшейся к физической любви, Катулл жаждет понять свое чувство, отдавая должное его сложности и глубине, трагической антитезе любви и ненависти, сокрушаясь, страдая и не находя покоя. Так описывает Катулл свое смятение:

    Хоть ненавижу, люблю. Зачем же? – пожалуй, ты спросишь.

    И не пойму, но в душе чувствуя это, крушусь.

    (Пер. А.А.Фета)

    Показательно, что лучшие любовные послания к Лесбии Катулл создает уже после их расставания, что подчеркивает его душевную привязанность к любимой. Исследователь творчества Катулла академик М.Л.Гаспаров определил значение поэта в римской поэзии в том, «что он страстно любил свою Лесбию и с непосредственной искренностью изливал свой пыл в стихах. Оно в том, что Катулл первый задумался о своей любви и стал искать для ее выражения новых точных слов: стал писать не о женщине, которую он любит, а о любви как таковой».

    Восторг и бесконечность любви с наибольшей яркостью и полнотой выразились в одном из ранних посланий к Лесбии «VIVAMUS mea Lesbia atque amemus» (Будем, Лесбия, жить любя друг друга!).

    В чем состоит главная особенность поэтического воплощения темы любви в творчестве Катулла?

    А. Перед чтением стихотворения вспомните основные признаки жанра послания.

    Какие поэтические послания нового времени вам известны? К каким источникам вы обращались, отвечая на данные вопросы? Чем обусловлен ваш выбор?

    Будем, Лесбия, жить, любя друг друга!

    Пусть ворчат старики,- что нам их ропот?

    За него не дадим монетки медной!

    Пусть восходят и вновь заходят звезды,-

    Помни: только лишь день погаснет краткий,

    Бесконечную ночь нам спать придется.

    Дай же тысячу сто мне поцелуев,

    Снова тысячу дай и снова сотню,

    И до тысячи вновь и снова до ста,

    А когда мы дойдем до многих тысяч,

    Перепутаем счет, что мы не знали,

    Чтобы сглазить не мог нас злой завистник,

    Зная, сколько с тобой мы целовались.

    (Перевод С. Шервинского)

    Поэтическую мысль, переполняющую это лирическое послание, можно определить как «открытие любви в себе». Стихи, слова послания льются, как поток, - живой, радостный, торжествующий. Хотя у Катулла строки не рифмованные, что было характерно всей греческой и римской поэзии, мелодическое развитие стиха достигается за счет ритма и звуковых сочетаний. Так, первую строку послания обрамляют два созвучных слова: «vivemus» и «amemus», и благодаря этому художественному приему в строке, задающей идею стихотворения, провозглашается главная мысль: жизнь и любовь едины. Более того, мысль Катулла еще глубже - это старались передать переводчики стихотворения на русский язык. Нельзя поставить только лишь союз «и» («будем жить и любить»), поскольку тогда речь будет идти только об образе жизни. Поэтому в переводах часто встречается союз «пока», дающий следующий смысл: «человек живет, пока любит». А ученый и переводчик античной литературы Ф.Е.Корш вводит понятие «душа» во вторую строку, чтобы выразить через него понимание Катуллом источника любви.

    Будем, Лесбия, жить, пока живы,

    И любить, пока любит душа;

    Мысль Катулла была подхвачена и развита в лучших произведениях мировой лирики. Например, Пушкин утверждает в стихотворении «Элегия» (1830), что любовь вечна и побеждает смерть:

    И может быть на мой закат печальный

    Блеснет любовь улыбкою прощальной.

    Любви в стихотворении Катулла противостоят пересуды людей и закон природы – мрак смерти («непробудная ночь»). И поэт призывает неисчислимыми, как песок в пустыне, поцелуями, делающих любовь бесконечной, дающим возможность закрыться от любопытных, завистливых и злых людей.

    Чувство лирического героя Катулла так вдохновенно, искренно и полно высказалось в его стихах к Лесбии, что вся мировая поэзия испытала их влияние. Образ самоотреченной любви у Катулла предвосхитил романтическую лирику поздних веков, особенно поэзии XIX в.

    В русской поэзии по силе и размаху любовного чувства, широте и богатству натуры Катулла напоминает русский поэт начала XX в., как и он проживший короткую жизнь, - Сергей Есенин. Как похоже писал о себе Есенин:

    О моя утраченная свежесть,

    Буйство глаз и половодье чувств.

    Понравилось ли вам стихотворение? Что в нем показалось необычным? Что отличает античную лирику от лирики нового времени? Возникло ли у вас желание прочитать другие стихотворения Катула?

    Определите тему и идею стихотворения.

    2. Каким предстает лирический герой?

    3. Какими средствами и с какой целью создается контраст в стихотворении?

    4. Укажите эпитеты в первых двух строфах стихотворения и раскройте их роль.

    5. С какой целью поэт использует в стихотворении гиперболы?

    Какие особенности, кроме отсутствия рифмы, указывают на то, что данное произведение принадлежит раннему этапу развития поэзии? (Используйте любую форму ответа по вашему выбору: развернутый устный ответ, развернутый письменный ответ)

    Квинт Гораций Флакк

    (65 - 8 гг. до н.э.)

    Квинт Гораций Флакк - древнеримский поэт, живший и творивший в бурный век завоевателя Юлия Цезаря, возвысившего Рим, и императора Августа Октавиана, приемного сына Цезаря и первого императора Рима. Молодость Горация, сына вольноотпущенника (бывшего раба), совпала с победой Цезаря в гражданской войне. После убийства Цезаря Гораций примкнул к главарям заговора - Бруту и Кассию, которые вскоре потерпели поражение в войне против преемника Цезаря; затем был амнистирован и вернулся в Рим. На этом короткое активное участие Горация в политической жизни было закончено, и он избирает другое поприще, ставшее основным, - литературную деятельность.

    Уже первые литературные опыты Горация привлекают внимание знатоков поэзии: его приближают к себе известные поэты, и Вергилий представляет Горация Меценату – покровителю людей искусства и близкому другу Августа Октавиана. Это знакомство позволило Горацию получить расположение императора, который даже со временем предложил Горацию занять место своего личного секретаря. Гораций от предложения отказался, следуя избранному в жизни принципу «золотой середины» (aurea mediocratus), провозглашенному им в одной из од, - выражению, ставшему крылатым в нашей культуре. Гораций также не злоупотреблял своей близостью к Меценату, благодаря которой он всю жизнь мог заниматься только литературой.

    Известность и значимость Горация как поэта были настолько велики, что император Август Октавиан именно ему поручил написать юбилейный гимн на торжественное открытие столетия игр, которые должны были знаменовать окончание войн и начало эпохи процветания (17 год до н.э.). Исполнение гимна хором из 27 юношей и 27 девушек на белоснежных ступенях храма Аполлона, воспевавших «семихолмный град» - Рим - стало центральным эпизодом церемонии. Поручение Августа означало признание Горация первым поэтом в Риме.

    Умер Гораций внезапно, от скоротечной болезни в самом расцвете своей поэтической славы.

    Назовите основные этапы жизни Горация?

    Можно ли утверждать, что Гораций, прошедший путь от сына раба до первого поэта страны, - типичный человек эпохи античности? Обоснуйте свою позицию.

    Выполните одно из заданий (по вашему выбору):

    Как вы понимаете принцип aurea mediocratus? (Дайте развернутый письменный или устный ответ).

    Сочините притчу, в которой раскрывался бы его смысл. (Дайте развернутый письменный или устный ответ).

    Поэзия Катулла

    Гай Валерий Катулл (80-54 гг. до н.э.) - представитель лирической поэзии Древнего Рима. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве Катулла. Однако деятельность этого замечательного поэта была подготовлена предшествующим развитием литературы.

    Плохая сохранность литературных памятников чрезвычайно затрудняет построение истории римской литературы. Отдельные связующие звенья подчас совершенно недоступны нашему наблюдению, многое сохранилось во фрагментах и отрывках, в том числе произведения предшественников Катулла и современных ему лирических поэтов.

    Старые литературные жанры полисного Рима - эпос и драма - постепенно утратили свое значение. С разложением полиса и утратой интереса к государственной деятельности, с распадом старого мировоззрения и нравственных норм у отдельных представителей литературы развивается интерес к малым литературным жанрам. Эти жанры - небольшая эпическая поэма (эпиллий), эпиграмма, идиллия - были широко представлены в александрийской поэзии. Малые жанры давали простор для изображения внутреннего мира человека и его интимной жизни.

    В середине I в. до н.э. развертывается деятельность так называемых неотериков ("новых" или "новомодных" поэтов). К числу неотериков принадлежал и Катулл. Этих поэтов объединяла дружба и общность литературных воззрений. Все они увлекались александрийской поэзией, многие происходили из одной провинции - Галлии, часто посвящали друг другу свои произведения. К сожалению, судить об их поэзии можно только по цитатам римских грамматиков и косвенным данным.

    Катулл прожил недолгую жизнь. Биография его известна нам плохо. Родившись в Вероне, он благодаря связям отца получил доступ в знатное римское общество. В числе спутников претора Меммия он посетил Вифинию, незадолго до этого ставшую римской провинцией. Он побывал в городах Малой Азии и Трое, где был похоронен его брат. В Вифинии он мог наблюдать жизнь восточного эллинистического города, познакомиться с восточными культами и искусством. Интерес к Востоку нашел отражение в ряде произведений Катулла, в частности в его эпиллиях.

    Дошедший до нас сборник произведений построен таким образом: сначала идут лирические стихотворения, в центре сборника расположены крупные произведения - поэма "Аттис", свадебные стихотворения, эпиллий, посвященный свадьбе Пелея н Фетиды, перевод стихотворения Каллимаха "Локон Береники". Замыкается сборник эпиграммами (небольшими стихотворениями, написанными элегическим дистихом).

    Стихотворения Катулла посвящены различным темам. Здесь и обращения к друзьям, и насмешливые стихотворения, и любовная лирика. Его произведения всегда имеют адресатов и связаны с конкретными событиями личной жизни поэта.

    Своеобразна насмешливая лирика Катулла, В его стихотворениях нет типических обобщений пороков, характерных для жанра сатиры. Он клеймит гневными стихами своих личных обидчиков. Так, например, 12-е стихотворение обращено к Азинию Марруцину, крадущему у зазевавшихся собеседников носовые платки. Похитил он платок и у Катулла. Платок дорог поэту как память о друзьях. Поэт требует, чтобы похищенное было возвращено, и грозит в противном случае ославить вора.

    В другом стихогворении он обращается к своим стихам, как к одушевленным существам, и призывает их окружить девушку, похитившую таблички с его произведениями. Сначала похитительницу ругают:

    Кто она, если спросите, отвечу: Та, что нагло идет, кривляясь дерзко, И смеется своей собачьей мордой. Окружите ее и заклеймите: "Дрянь продажная, отдавай таблички. Отдавай, продажная дрянь, таблички!"

    Когда ругательства не оказывают должного действия, то поэт иронически просит:

    Дева чистая, мне отдай таблички!

    Насмешливая лирика Катулла связана с традицией италийской фольклорной инвективы. Простонародные выражения, которые он употребляет, самый характер личной издевки напоминают знаменитые carmina famosa - "песни-поношения", широко распространенные в италийской фольклорной поэзии. Несколько меняется характер насмешливой поэзии Катулла в эпиграммах. Здесь издевки над врагами приобретают более обобщенный характер. Жанр эпиграммы требует от поэта краткости и лаконичности выражения, заостренности мысли и словесной формы:

    Я не стремлюсь ведь, о Цезарь, тебе понравиться, также Мне безразлично, поверь, бел ты иль черен душой. (Ст. 94)

    Грубость насмешки в поэзии Катулла контрастирует с тонкостью и глубокой нежностью его посланий, обращенных к друзьям и возлюбленной. В стихотворениях поэт изливает свои чувства по поводу конкретных событий личной жизни: приглашая друга Фабулла на обед, обещает ему вместо богатого угощения любовь и ласку (13), радуется возвращению в Рим Beрания (8), упрекает в забывчивости Алфена (30), просит приехать в Верону любимого друга Цецилия (35):

    К другу милому, нежному поэту Отправляйтесь скорее эти строки. Пусть в Верону идет покинув стены Кома нового и Ларийский берег.

    Жалуется на болезнь, которая измучила его (38):

    Плохо мне, Корнификий, видят боги, Плохо мне, твоему Катуллу, тяжко. С каждым днем тяжелей и с каждым часом. Ты же мне в утешение не хочешь Ни одной сочинить отрадной строчки.

    В одном из своих стихотворений поэт радуется предстоящему возвращению из Вифинии в Рим (44):

    О как сердце пьянит желанье странствий! Как торопятся в путь веселый ноги!

    Единственное застольное стихотворение перевел А. С. Пушкин:

    Пьяной горечью Фалерна Чашу мне наполни, мальчик, Так Постумия велела, Повелительница оргий. Вы же, воды, прочь теките И струей, вину враждебной, Строгих постников поите. Чистый нам любезен Бахус.

    Пушкин оставил без перевода одну строчку стихотворения, в котором Постумия сравнивалась с пьяной виноградной ягодой. Это сравнение показалось, по-видимому, поэту труднопереводимым.

    Любовные стихотворения Катулла обращены к женщине, которая носит псевдоним "Лесбия" (лесбиянка). По античным свидетельствам, героиней его романа была римлянка Клодия, сестра трибуна Клодия. Признания в любви перемежаются у Катулла с проклятиями по адресу неверной возлюбленной, с мольбами к богам и жалобами на горечь чувства, напоминающего болезнь. В любовных стихотворениях Катулл использует иногда привычные мотивы древнегреческой любовной лирики, представленной поэзией Сапфо и Мимнерма и эллинистической эпиграммой. Он переводит одно из стихотворений Сапфо ("Мнится мне, как боги блажен и волен...").

    Однако и эти произведения, связанные с литературной традицией, окрашены глубоким личным чувством, по-новому освещающим привычные мотивы античной любовной лирики. Так, например, перевод Сапфо неожиданно заканчивается обращением поэта к себе самому

    От безделья ты, о Катулл, страдаешь, От безделья ты необуздан слишком. От безделья царств и царей счастливых Много погибло. (Пер Л. А. Ошанина)

    Прося у своей возлюбленной неисчислимое количество поцелуев (ст. 5 и 7), Катулл хочет поэтически изобразить беспредельность своего чувства:

    Ты спросила меня о поцелуях, Сколько, Лесбия, мне довольно б было, Сколь великое множество песчинок Покрывает Ливийскую пустыню Меж оракулом знойного Аммона И священною Баттовой гробницей, Или сколько несчетных звезд на небе Смотрят вниз на любви немые тайны. Столько раз целовать тебя хотел бы, Чтоб безумную я насытил жажду.

    Глубокое чувство Катулла не укладывается в привычные для античного человека рамки любовных отношений с гетерами и вольноотпущенницами. Поэт подчеркивает силу и необычность своего чувства.

    Я почитаю тебя не так, как любят подружку, Но как любит отец зятя, и сына, и дочь. (72) Нет, ни один никогда не любил так женщину, верь мне, Как свою Лесбию я нежно и страстно любил. (87)

    В комедиях Плавта любовь обычно изображается в несколько иронической и шутливой форме. Для Древнего Рима с его традиционными нормами поведения эта сфера жизни человека представлялась малосущественной. В лирике Катулла впервые любовь предстает как великое, могучее чувство, возвышающее человека. В этом отношении стихотворения Катулла напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени.

    Однако возвышенная любовь вступает в резкое противоречие с реальной действительностью. Лесбия изменяет Катуллу. И поэт клеймит ее стихами, полными глубокой боли и злой издевки:

    Со своими пусть кобелями дружит, Пусть три сотни их обнимает разом, Не любя душой никого, но печень Каждому руша Пусть мою любовь поскорей забудет! По ее вине моя страсть погибла, Как цветок в лугах, проходящим плугом Раненый насмерть!

    В эпиграммах Катулл не ограничивается простым излиянием своих чувств, он хочет подвести итоги своих переживаний:

    Я ненавижу любя. Возможно ли это, ты спросишь. Сам не знаю, но так чувствую я и томлюсь.

    В крупных произведениях Катулл предстает перед нами как "ученый поэт", хорошо знакомый с мифологией и эллинистической поэзией.

    Его особенно привлекает патетический стиль. Этот стиль был свойствен произведениям малоизвестного эллинистического поэта Евфориона Халкидского. В противоположность Феокриту, творцу идиллии, Евфорион предпочитал изображение трагических страстей. Фрагменты свидетельствуют о том, что язык его эпиллиев был патетичен и богат восклицаниями и обращениями. Патетический стиль характерен и для целого направления ораторов Малой Азии. Этот стиль носил название азианского.

    Об увлечении Катулла Евфорионом свидетельствует его эпиллий. Небольшая эпическая поэма посвящена свадьбе Пелея и Фетиды. Для произведения характерна рамочная композиция. В рамку повествования о Пелее и Фетиде вставлен ряд других эпизодов. Вступление посвящено рассказу о том, как Пелей в числе других аргонавтов плывет на знаменитом корабле "Арго" за золотым руном. Впервые увидевшие корабль нереиды окружают его удивленной толпой. В числе нереид прекрасная Фетида. Она полюбила Пелея с первого взгляда. Затем поэт описывает приготовления к роскошной свадьбе в богатом царском дворце, сверкающем пышным убранством. В брачном покое стоит ложе, украшенное ковром с изображением Ариадны, покинутой Тесеем. В этом месте автор, прерывая рассказ, повествует о страданиях брошенной Ариадны. Она похожа на героиню трагедии. Обращаясь к Тесею, Ариадна говорит:

    Вот, за заслуги свои я зверям отдана на съеденье! Холм могильный никто не насыплет над прахом умершей. Что за львица тебя родила под пустынной скалою! Вынесло море какое чудовищем страшным на берег! Сирты, Харибда шумящая или свирепая Скилла!

    Патетические речи героев чередуются в эпиллии с изящными описаниями, свидетельствующими о тонкой наблюдательности поэта. Катулл сравнивает, например, нарастающий гул толпы с постепенно усиливающимся волнением утреннего моря:

    Так волнует поутру Зефир спокойное море, Волны гоня все сильнее, все больше вздымая их гребни, В час, как Аврора встает у порога всходящего солнца. Тихо сначала они, гонимые нежным дыханьем, Движутся, мягко смеются звенящим смехом, но вскоре С ветром свежеющим гребни свои вздымают все выше Свет пурпурный зари отражают, кипя и волнуясь.

    После того, как рассказ о Тесее и Ариадне закончен, поэт выводит старых Парок, предсказывающих на свадьбе Пелея рождение могучего богатыря Ахилла. Дряхлые пряхи ткут трясущимися руками белоснежную шерсть. Они поют песню с часто повторяющимся рефреном: "Мчитесь быстрей, выводящие нити, быстрей, веретена!".

    Заканчивается эпиллии меланхолическим сравнением прекрасной сказки о Пелее и Фетиде с мрачной действительностью:

    Прежде бессмертные боги являлись в собраниях смертных. Было тогда благочестье в почете в домах у героев................................................ Но осквернилась земля преступлением тяжким, и люди Прочь справедливость изгнали из сердца алчного, братья Братьев кровь проливают, залиты братскою кровью Сын не рыдает уже над прахом отца дорогого, И желает отец преждевременной смерти для сына.

    Патетический стиль характерен и для поэмы "Аттис", в которой описывается исступленный культ малоазиатской богини Кибелы.

    Bнутренний разлад, мрачные трагические краски характерны для поэзии Катулла. Объяснение этому нужно искать в окружающей поэта действительности. Он живет а тяжелый для Рима исторический период. При нем к власти приходит диктатор Сулла, вспыхивает восстание рабов под руководством Спартака, начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Неуверенность в завтрашнем дне, беспокойный ритм римской жизни, полной жестоких распрей и глубоких противоречий, не мог не отразиться на творчестве чуткого, восприимчивого, глубоко чувствующего поэта.

    Гай Валерий Катулл (лат. Gaius Valerius Catullus) (ок. 87 до н. э. — ок. 54 до н. э.) — один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря.

    Точных сведений о биографии Катулла сохранилось мало. Он родился в Вероне (Цизальпинская Галлия), вероятно в 87 г. до н. э. (667 год от основания Рима), в консульство Л.Корнелия Цинны (1-й раз консул в 87 г., 2-й в 84 г.).

    По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца. В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи.

    В Риме он стал во главе кружка молодых поэтов «неотериков», который был связан узами тесного товарищества (jus sodalicii), и отличался особенно в ямбах, в едкой эпиграмме и в вольных стихотворениях любовного характера.

    Между друзьями поэта, которым он посвятил немало стихотворений, особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв и Гай Гельвий Цинна. В Риме развернулась его любовная история с женщиной, воспетой им в стихах под псевдонимом Лесбия.

    Из произведений Катулла видно, что он был в литературных связях и с главными представителями господствовавшей тогда прозаической литературы — с Цицероном, оратором Гортензием, Корнелием Непотом и другими, пылая, вместе с Кальвом, непримиримой ненавистью к Юлию Цезарю и бросая в него и в его друзей самыми язвительными ямбами и едкими эпиграммами, к которым Цезарь, по словам Светония, не оставался нечувствительным.

    Его отец владел виллой в веронской области, на Сирмионском полуострове, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (н. Lago di Garda) и который воспет Катуллом как прекраснейший из всех полуостровов; кроме того, была у него вилла близ Тибура. Тем не менее он, видимо, был не очень богат.

    В 57 г. до н. э. он сопровождал пропретора Луция Меммия Гемелла в Вифинию, поэта-любителя, которому Тит Лукреций Кар посвятил поэму «О природе вещей». На обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата, потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом.

    Проведя в Азии примерно два года, он возвращается морем домой, приезжает к озеру Бенака и возвращается в свою родную Виллу на Сирмионе. Оттуда после свидания с отцом он возвращается в Рим.

    Умер Катулл очень рано, едва 30 лет от роду; год смерти его в точности неизвестен, скорей всего 54 или же 47 год (707 год от основания Рима). Св. Иероним пишет, что Катулл родился в 87 до н. э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 до н. э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55-54 до н. э.

    Творчество
    «Книга Катулла Веронского»

    В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века.

    Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк. Точнее, Веронский сборник содержит 113 стихотворений с нумерацией 1-17 и 21-116, т. к. № 18, 19 и 20 были вставлены одним из издателей, а авторство Катулла сомнительно, и поэтому в современных изданиях исключаются, но нумерация осталась.

    Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты» (poikilia), без какого-либо хронологического или тематического порядка, а только по формальным признакам: вначале короткие стихотворения, написанные разными лирическими размерами, потом большие произведения, а за ними — короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом. О связи между разными стихотворениями, о последовательности их написания и т. п. можно только догадываться.

    • стихотворения ямбические и полемические (политические эпиграммы и насмешки)
    • лирические стихотворения:
    • элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, например, в подражание Каллимаху элегия о волосах Береники, свадебные песни и эпиталама Пелея и Фетиды.
    • собственно личные лирические стихи
    В нач. XIX века этот сборник в России фигурировал под названием «Безделки», по эпитету «nugae», который прилагает поэт к ней в посвящении. (Отсюда литературная игра в названиях сборников Карамзина и Ивана Дмитриева: «Мои безделки» и «И мои безделки»).

    Основные темы творчества Катулла
    Традиционно как особый цикл в стихотворениях Катулла выделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии (подлинное имя которой, по Овидию и Апулею, было Клодия).

    Посвящённые ей стихотворения, разбросанные по сборнику вне хронологического порядка стоят у истоков понятия романтической любви в европейской культуре (по М. Л. Гаспарову). Увлечение поэта сменяется горем и затем омерзением, которое внушила ему любимая женщина изменой и низким падением.

    Несколько любовных стихотворений, имеющих параллели со стихами к Лесбии, посвящены юноше Ювенцию (см. Стихи Катулла к Ювенцию).

    Другую значительную группу стихотворений составляют стихотворения к друзьям и знакомым: к Кальву, Цинне, Вероннию, Фабуллу, Альфену Вару, Цецилию, Корнифицию, Корнелию Непоту, которому и посвящён весь сборник, Цицерону, Азинию Поллиону, Манлию Торквату, грамматику Катону, Гортензию и др. Содержание этих стихотворений так же различно, как и поводы, которыми они вызывались.

    Огромная часть книги стихов Катулла — ругательные послания, где автор изощряется в потоках далеко не всегда мотивированной свирепой брани по адресу врагов или друзей.

    Но даже в бранных стихотворениях Катулла есть и серьёзная составляющая, например, начинающееся шутливым непристойным ругательством послание «Pedicabo ego vos et irrumabo» к друзьям Фурию и Аврелию перерастает в важнейшее программное стихотворение, где автор высказывает принципиальные для него мысли о соотношении авторского образа и личности писателя.

    Часть стихотворений Катулла — краткие дружеские послания в несколько стихов, сообщающие какой-либо интересный факт, имеющий значение для истории римской литературы. Рядом с ними идут ямбы и эпиграммы против врагов: Юлия Цезаря, его любимца Мамурры, против их обоих вместе, против Мамурры под ругательной кличкой Mentula — «Член», против любовницы Мамурры и др.

    Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций, и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре.

    Есть ещё несколько стихотворений, вызванных путешествием Катулла, в свите пропретора Меммия, в Вифинию. Посещение им там могилы умершего брата подало повод к двум стихотворениям, дышащим особенной теплотой родственного чувства.

    Наконец, Катулл пробовал свой лирический талант и в возвышенных одах, каков гимн Диане, в торжественных свадебных песнях в изображении сильных трагических аффектов, какова его песнь об Аттисе, написанная галлиямбом.

    Пробовал он писать и элегии в александрийском вкусе, из которых одна, о волосах Вереники, представляет прямо перевод элегии Каллимаха. Есть у него одно стихотворение и в эпическом роде (повествование о свадьбе Пелея и Фетиды), также вызванное подражанием александрийской поэзии.

    Характеристика стиля
    Обладал необыкновенным поэтическим талантом, особенно для выражения лирического чувства, и может быть назван истинным основателем художественной лирики в Риме. Он первый применил разнообразную гармонию греческих лирических размеров к латинскому языку, хотя и не дошёл в этом отношении до силы и классической законченности, какие проявил Гораций.

    Он — яркий представитель нового сниженного реалистического стиля. Об этом свидетельствует тематика его произведений, размер стихотворений (чаще всего греческий одиннадцатисложник, близкий к разговорной речи), лексика, воспроизводящая живой городской жаргон.

    К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину.

    Влияние
    Если значение Катулла в римской литературе уступает значению главных представителей поэзии века Октавиана Августа, то это объясняется господствовавшим в его время александрийским направлением, которое, пренебрегая искренностью чувства и естественностью выражения, больше всего ценило пикантность содержания, трудности версификации и щегольство мифологической учёностью.

    Следуя моде, Катулл истощал свои силы в шаловливых стихотворениях эпиграмматического характера, в подражании учёной александрийской элегии и любимому у александрийских поэтов мифологическому рассказу.

    Только там, где в поэте говорило живое, неподдельное чувство — как в стихотворениях, предметом которых была любовь к Лесбии или смерть его брата на чужбине, — Катулл обнаруживает настоящую силу своего поэтического таланта и даёт понять, чего можно было бы ждать от него, если б он не был увлечён на ложную дорогу модным направлением.

    Против этого направления вёл систематическую борьбу выступивший на сцену вскоре после смерти Катулла Гораций, что и было отчасти причиной, почему высокий талант Катулла не нашёл себе настоящего признания в классический век римской поэзии.

    Другой причиной недостатка внимания к Катуллу в веке Августа было резко республиканское направление его стихотворений; наконец, упрочению его значения в ближайшем поколении помешало и скопление блестящих поэтических дарований в Августово время, которые, естественно, отодвинули на задний план своих предшественников.

    Но в конце I в. нашей эры значение Катулла видимо возрастает. Марциал, один из крупнейших представителей римской лирики, изучает Катулла внимательнейшим образом; Квинтилиан указывает на едкость его ямбов, а в II в. Геллий называет его уже «изящнейшим из поэтов» (elegantissimus poetarum).

    «Катулл обрел популярность еще при жизни. Поэты следующего поколения, Овидий и Проперций, называют его своим учителем в жанре любовной поэзии; Вергилий прилежно изучал Катулла; и даже Гораций, отнюдь не симпатизировавший неотерикам, подражал некоторым его произведениям. Из позднейших поэтов Катуллом, похоже, интересовался один лишь Марциал.

    Поскольку Катулла, в отличие от Вергилия и Горация, не включили в круг авторов, изучаемых в школе, в эпоху империи его читали все меньше и меньше, так что его имя упоминается лишь Плинием Старшим, Квинтилианом, Авлом Геллием и немногими другими.

    На протяжении почти всего Средневековья Катулл пребывал в забвении, разве что эпиталамий был включен в антологию, сохранившуюся в рукописи VIII—IX вв., а веронский епископ Ратер писал в 965 году, что „читает прежде не известного ему Катулла“.»

    В искусстве

    • Торнтон Уайлдер: «Мартовские иды». Роман посвящен «хорошему» Цезарю, который заботливо возится с умирающим Катуллом. Автор предполагает тождество Лесбии с Клодией и сдвигает время действия несчастливой любви Катулла на 10 лет вперед, чтобы они происходили во время убийства Цезаря
    • William George Hardy: Stadt der gro?en Gier. dt. Schneekluth, Munchen 1960
    • Joan O’Hagan: A Roman Death. Macmillan, London 1988
    • John Maddox Roberts: Die Catilina-Verschworung: ein Krimi aus dem alten Rom. dt. Goldmann Verlag, Munchen1993
    • Helen Dunmore: Counting the Stars. Fig Tree, London 2008
    • Cornelius Hartz: Excrucior. Verlag Philipp von Zabern, Mainz 2008
    • Катулл и Лесбия — персонажи кантаты Карла Орфа «Catulli Carmina», где рассказывается по-своему реконструированная композитором история их любви.