Эпидемия длилась 60 лет. Чума. Что такое чума? Термин «инфекция» был введен

Если вы собираетесь совершить путешествие на Кубу, или вам просто любопытна эта страна, то вот несколько интересных фактов о ней:

Самым крупным городом и столицей Кубы является Гавана, здесь проживает более 2,4 млн. человек. Любопытно, что Гавану основал испанский конкистадор Д.Веласкес в 1519-1521 годах.

В состав кубинской территории входят 4 тысячи мелких и средних островов.

Среди островных стран Карибского бассейна Куба считается самой густонаселённой.

Хотя официальным языков в стране является испанский, здесь широко распространён английский.

Независимость от Испании Куба получила в 1898 году.

Христофор Колумб высадился на Кубе 12 октября 1492 года, таким образом, Куба стала испанской колонией. Более четырёх веков она считалась частью Королевства Испании.

Территория Кубы равняется 110 860 кв.км., по площади она занимает 104-е место в мире.

Население Кубы на 10% состоит из чернокожих, на 64% из белых, на 25% из мулатов, 1% остаются другие народности.

22% кубинских территорий занимают охраняемые земли.

Самой распространённой религией на Кубе является католицизм.

Женщин на Кубе примерно 5,58 млн., а мужчин более 5,60 млн. человек.

Может быть, поэтому рождаемость на Кубе одна из самых низких в Западном полушарии - 9,8 детей на тысячу населения.

Пляжи Варадеро считаются одним из прекраснейших мест на земле, это визитная карточка острова Свободы. В 1992 году пляж Варадеро был признан ЮНЕСКО одним из самых чистейших пляжей мира.

Интересным фактом является то, что на Кубе очень высокая численность врачей. Она занимает одно из лидирующих мест. Кубинских специалистов часто отправляют в те страны, где врачей не хватает.

При этом кубинцы живут дольше, чем жители США.

Каждый год на Кубу приезжает более 2 млн. туристов, и если вы приобретете путевки в эту страну, то вы можете оказаться среди этих счастливчиков.

Куба славится не только большим количеством пляжей, но и своеобразной колониальной архитектурой, мягким климатом и интересной культурной историей.

Самой знаменитой кубинской продукцией являются сигары и кофе.

В последнее время все большим спросом пользуется отдых на популярных курортах Черногории. Что же так привлекает туристов, вот несколько интересных фактов об этой маленькой стране:

Самый высокий балканский мост, высота которого составляет 198 метров, расположен в городе Колашине.

А самым высоким европейским автомобильным мостом считается мост Джуржевича Тара.

Каньон реки Тара является первым по глубине каньоном в Европе, и вторым во всём мире. Этот каньон длиной в 78 метров, а его максимальная глубина составляет 1300 метров (мост у горы Чуревац).

Также в Черногории расположен самый крупный в Европе нудистский центр (остров Ада Бояна).

Самым крупным черногорским пляжем считается «Великий пляж», расположенный в городе Ульцине. Протяженность пляжа составляет 14 километров.

Самым большим балканским озером считается Скадарское озеро. Площадь его составляет 369,7 квадратных километров. На его территории расположено 40 островов. Также интересно, что на одном из островов когда-то находились в заключении политические преступники. Река Боян связывает Скадарское озеро с морем.

А самым же глубоким озером является Чёрное озеро. Состоит оно из двух озер, из-за чего получила второе название - «Горные очи»

Также Черногория уникальна своим национальным парком «Биоградская гора». Площадь парка составляет 2500 гектаров. На её территории расположен прекрасный лес с хвойными деревьями, возраст которых превышает 400 лет.

К самым высочайшим точкам Черногории относятся Майя Колата высотой 2.582 метра, Зла Колата высотой 2.534 метра, Росит высотой 2.525 метров (горный массив Проклетие) и Боботов Кук высотой 2.522 метра (горный массив Дурмитор).

Помимо всего Черногория может гордиться своими заповедниками: Дурмитор площадью 39.000 га, бассейн Скадарского озера площадью 40.000 га.

Ранее мы писали о резиденции французских монархов. Версаль разительно отличается от другой, не менее известной и еще более грандиозной резиденции самодержца. Но на этот раз речь идет не о западной, а о восточной монархии. На Востоке было другое представление о повелителе, о его быте и образе жизни. Это хорошо проявилось в архитектуре места пребывания китайского императора. Если во Франции это было соединение величественности, роскоши, изысканности и открытости «идеального города», то в Китае к величественности присоединилась грандиозность, пышность и таинственность «Запретного города».

Это не поддающееся никаким сравнениям сооружение является самым выдающимся памятником Пекина. Возводил его император Чжу Ди из династии Мин, который перенес сюда столицу из Наньцзина. В те времена Пекин начали разделять на Внешний и Внутренний город.

Особой грандиозностью и закрытостью отличалась центральная часть Внутреннего города, где располагалась резиденция китайских императоров. Ее полное название означает «Пурпурный запретный город». Через несколько столетий появилось наименование Гугун — «Дворец прежних правителей». Отрезанная от остального города каналом Цзинь-шуйхэ и высокими пурпурно-красными стенами (отсюда первое название резиденции), она была центром огромной империи, а для самих китайцев — всего мира. Но до 1925 г. простым смертным вход сюда был заказан.

Строительство Запретного города началось в самом конце Средневековья — в 1406 г. Но на его территории неоднократно бывали пожары, поэтому большинство строений возведено в 17-19 вв. и относятся к новому времени.

В отличие от многих величественных памятников Европы, Гугун был создан сравнительно быстро — за 14 лет. Это связано с возможностями восточных деспотий мобилизовать огромные ресурсы. Только на строительстве Императорского дворца трудился 1 млн рабочих, 100 000 художников занимались его оформлением. Среди них были резчики по дереву и камню, художники и скульпторы. В качестве основного строительного материала использовались ценные породы дерева.

Руками китайских мастеров был создан колоссальный комплекс, состоящий из 980 зданий, множества внутренних дворов, ворот, мостов и садов. Он представляет собой правильный прямоугольник со сторонами 961 и 753 м. Единственной частью этой территории, доступной взорам простых людей, были величественные башни, воздвигнутые на четырех углах дворцовой стены.

Все сооружения города были тщательно спланированы с учетом философских учений и религиозных верований Китая. Так, фасады главных зданий обращены к югу. Эта сторона света считалась источником небесной энергии, которой обладал император. На протяжении пяти столетий Запретный город оставался величайшим дворцовым комплексом в мире. Надежно укрытый от посторонних глаз, он способствовал рождению многочисленных мифов об императорах и их быте. Последний из них покинул дворец только в 1925 г. Сегодня Запретный город открыт миру, достаточно приобрести туры в Китай и любой человек может войти и погрузиться во времена могущественных монархов Поднебесной.

«Месопотамия» — означает «земля между реками». Здесь, на берегах Евфрата и Тигра, находился один из древнейших очагов цивилизации, где возникла легенда о райском саде, с которым человек связывал покой и блаженство. Наверное, поэтому чужеземцам Месопотамия представлялась цветущим краем. На самом деле она всегда была местом, где водная стихия разливающихся рек приносила разрушения и где знойным летом дуют иссушающие ветры.

Тем не менее, в конце 4 тысячелетия до н. э. здесь появилась одна из древнейших цивилизаций мира — Шумер. Она получила название от народа, поселившегося в низовьях Евфрата, рядом с местом где река впадает в Персидский залив.

Откуда пришли шумеры, до сих пор не ясно, а их язык не похож ни на какой другой. Но они смогли окультурить ячмень и пшеницу, научились осушать болота и подводить воду к сухим участкам. Со временем местные жители создали хозяйство, опиравшееся не только на земледелие, но и на производство металлов, тканей и керамики. К 3000 г. до н. э. они имели высочайшую, для своего времени, культуру с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.

Однако к 2 тысячелетию до н. э. Шумерское царство пришло в упадок, и тогда здешняя земля дала жизнь другому могучему государству древности — Вавилонии. Оно существовало на юге Месопотамии с начала 2 тысячелетия и до 539 г. до н. э. Эта цивилизация получила название от столицы — Вавилона, старинные наименования которого — Кадингирра и Бабилу, означают «врата бога».

До 19 в. до н. э. Вавилон не играл самостоятельной политической роли, но затем, используя свое выгодное географическое положение, постепенно стал «центром мира», равного которому не было на Земле.

Особую славу стране принесли три выдающихся сооружения: Вавилонская башня, мощные крепостные стены, окружавшие город, и висячие сады Семирамиды . Наибольшего расцвета цивилизация достигла в период Ново-Вавилонского царства (626-539 гг. до н. э.), а самые уникальные сооружения были здесь построены во времена царя Навуходоносора II. Так, внутренняя стена города была укреплена большим количеством башен. Издали казалось, что город окружен огромным и страшным частоколом.

А вокруг стены, построенной из серо-желтого кирпича, был вырыт ров, наполненный мутной водой. Он соединялся с рекой Евфрат системой каналов и шлюзов. И в случае надобности по воле царя всю окружающую местность можно было затопить, превратив город в остров. Несколько столетий Вавилон был мировой столицей, за это время его жители подарили человечеству деление года на 12 месяцев, часа — на минуты и секунды, круга — на 360 градусов. Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей, изобрели принципы обустройства библиотек, овладели знаниями в арифметике и геометрии, которые были необходимы для измерения земельных участков.

Вавилон – одна из древнейших цивилизаций, корнями уходящая в царство Шумер. Тема чрезвычайно обширная и интересная. Достаточно упомянуть о Вавилонской башне, мифе, вошедшем в христианскую религию, или миф о Всемирном потопе, впервые встречающийся в шумерских клинописных табличках. Поскольку нельзя объять необъятное, рассмотрим корни этой цивилизации, а именно - царство Шумер.

Шумер – самая древняя и самая таинственная, по мнению ученых, цивилизация на Земле. Как мне представляется – это не совсем так. Согласимся с тем, что это самая древняя из известных и корректно датируемых цивилизаций.

Все дело в том, что в качестве «носителя информации» древние шумеры использовали весьма долговечный материал – глиняные таблички, да еще и обожженные. Такому материалу не страшно время, огонь и вода. Плюс сухой климат.

И именно поэтому мы можем что-то узнать о том, что в за 4 тысячи лет до р.х. в дельте Тигра и Евфрата существовала высокоразвитая цивилизация. Если предположить, что другие, не менее развитые цивилизации использовали менее долговечные носители информации, скажем – натуральный продукт – бересту, а постройки были уничтожены ледником, то нас ждет открытие еще нескольких подобных цивилизаций. Как пример – Хараппское царство в долине Инда, по времени существования сопоставимая с Шумерским. По площади превосходящая его в разы, по уровню культуры, скорее всего, превосходящая последнюю, но дошедшие до нас письменные источники не поддаются дешифровке и поэтому об этой цивилизации мы и знаем очень и очень мало и в современном обществе о ней мало говорят.

Но это в будущем, а сейчас...

Цивилизация шумер, возникшая прямо ниоткуда примерно за 4 тысячи лет до н.э. одна из самых таинственных. Во-первых, совершенно непонятно, откуда они пришли. Если судить по уровню технологий, то они пришли оттуда, где эти технологии уже были развиты. Учитывая место проникновения шумер в Междуречье, пришли они со стороны моря, а, следовательно, они уже должны были овладеть судоходством и навигацией, а следовательно, иметь представление об астрономии. Другие косвенные признаки указывают на то, что родина шумер была расположена в горах. Об этом говорит то, по мнению ученых, что свои культовые сооружения шумеры строили на искусственных возвышениях.

Но, так или иначе, придя в Междуречье, по мнению ученых, сравнительно немногочисленной группой, они сначала очень быстро освоили дельту Евфрата, построили там свои города и двинулись колонизировать север Междуречья.

Вызывает некоторое удивление чрезвычайно высокий уровень технологий древних шумер. Придя в Междуречье, они почти сразу же занялись ирригацией, а места там – болотистые. Создав систему каналов, и, поддерживая ее в работоспособном состоянии, они имели избыток продуктов. Следующий технологический прорыв – обожженная глина. Следует отметить, что тростник, в изобилии произраставший в тех местах – топливо никудышное. Но там есть нефть, вернее битум, буквально сочившийся из земли. И это топливо посерьезнее будет, и именно оно, по мнению ученых, и позволило древним шумерам в большом количестве производить строительные материалы из обожженной глины и строить хорошо укрепленные города и культовые сооружения. Руины, которых ученые и изучают до сих пор.

Вероятнее всего именно наличие нефти и стало тем конкурентным преимуществом, которое позволило древним шумерам создать столь высокоразвитую цивилизацию.

Следующей загадкой шумер является то, что, по мнению ученых, они не являются родственниками населявших эту местность семитских племен. Оговорюсь, что термин – «семитские» не обозначает евреев. Арабы тоже – семиты! Это отличие шумер вытекает из лингвистики и других косвенных признаков. Судя по всему, к моменту прибытия шумер в Междуречье, письменность у них уже была.

Максимум информации ученые почерпнули из глиняных табличек, дошедших до нас в изобилии. Тут есть и хозяйственные документы, и детские, школярские «пробы пера», есть и эпические произведения, такие как «Эпос о Гильгамеше», дающие отчетливое представление и об общественном укладе и о верованиях древних шумеров.

Стоит упомянуть, что именно древним шумерам ученые приписывают изобретение денег. Вернее не само изобретение денег, а их включение в некую довольно затейливую экономическую конструкцию. И именно там, впервые, деньги стали терять свою собственную потребительную стоимость, как, например – золото, и стали заменяться некими «суррогатами». Условно это можно выразить так, шумеры изобрели «номинальную стоимость» денежных знаков.

Ну и говоря о Шумерской цивилизации трудно не упомянуть об исследованиях Захарии Сетчина, доказывающего, что под именами шумерских богов – Энке, Энлиль, Иштар и т.д. выступают совершенно конкретные живые существа, но инопланетяне. И там же, в шумерских табличках, Сетчин разглядел технологию создания человека, как существа, полученного методом генной инженерии.

Почитайте на досуге, очень убедительно, бестия, излагает!

Все что дальше происходило на территории Междуречья, это логическое развитие цивилизации шумер, но уже не совсем самими шумерами. В древнем Вавилоне мы видим тех же богов, те же технологии, ту же письменность, вернее клинопись, но на другом языке.

Месопотамия


Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык.

Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.

Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой.

Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.

Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.

Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.

Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.

Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.

Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.

Правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе.

Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы - зиккураты (что означает "дом горы").

Один из таких храмов - зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.) - стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами.

В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.

Вавилон - древний город Месопотамии, считавшийся когда-то своеобразным "мегаполисом"

Так, в древнем мире в нем насчитывалось около 150 тыс. жителей. Вавилон по праву считался культурной "столицей" древнего мира.

Некоторые интересные факты о Вавилоне Вы узнаете далее.

1). Известно ли вам, что Вавилон "падал" неоднократно? И, даже самые главные историки не в состоянии определить, кто все-таки сломил его. Однако, неизменным остается тот факт, что падение "мегаполиса" происходило очень тихо и незаметно.

2). Торговля в Вавилоне была неотъемлемой частью. Изделия, которые были созданы там, пользовались огромной популярностью. А из желающих это приобрести были самые высокопоставленные люди со всех стран. Вавилон по праву считается "законодателем моды".

3). А еще этот город славился "легкодоступностью" девушек. Жрицами любви здесь были все, от мала до велика. И это отнюдь не считалось позором и грехом. Наоборот, в Вавилоне эта "профессия" была "престижной и модной".

4). Знаете ли вы, что в Вавилоне, если врач ставил неверный диагноз, ему просто отрубали руку? Плата за ошибку была серьезной, поэтому и случаев таких было немного.

5). О садах Вавилона ходят безумные легенды. Оказывается, в древний город ввозили самые разные редкие породы деревьев, кустарников и трав. Ухаживали за этим "чудом" рабы, поливая их постоянно водой из Евфрата. А когда все это расцвело - благовоние и красота были несравненными ни с чем.

Бытует мнение о том, что Македонский провел там последние дни перед уходом в иной мир.

6). Знаете ли вы, что квадратные уравнения жители Вавилона решали еще задолго до появления на свет Христа?

7). Легендарная Вавилонская башня трактуется из разных источников по-разному. Однако, более ли менее у всех сходится мнение о том, что такой храм имел место быть в центре древнего города. Миссия его была религиозной и астрономической.

8). Пытаясь восстановить всевозможные исторические летописи, Вавилонская башня имеет вид абсолютно "не башенный" - огромное бесформенное сооружение, с кучей лестницами, окнами и дверями. Просто "хаос" в середине города.

9). Что ж, мы никогда не узнаем точно и досконально, как и что было в древнем городе Вавилоне. Но хоть какие-то сведения, благо, у нас есть.

Другие интересные факты о Вавилоне можно найти на Web страницах сети Интернет.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человеческое общество едва ли не впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда начинается подлинная история человечества. Переход от первобытности к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.

Мышление человека первобытной культуры можно определить как "комплексное", с преобладанием предметной логики; индивид полностью погружён в деятельность, связан психологическими полями ситуационной действительности, не способен к категориальному мышлению. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает "теоретическая" текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т. п.). Эти новые виды деятельности и становление "гражданских" отношений в обществе создают условия для категориального мышления и понятийной логики.

В Месопотамии носителей их культуры, по-видимому, лучше всего представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа и учёного писца. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма - по самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач требовались новые формы и приёмы мышления.

Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации интеллектуальной деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные почвы стали привлекать население других регионов. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли.

Первые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот и географ Страбон.. Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии. В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи. Вскоре визуальное обследование поверхности памятников уступило место раскопкам городов.

Во время раскопок, проведенных в середине 19 в. неподалеку от територии Мосула (северо-восточный Ирак) , были обнаружены изумительные ассирийские памятники. Французская экспедиция под руководством Поля Эмиля Ботта после неудачных раскопок на холме Куюнджик (часть древней Ниневии) в 1843 продолжала работы в Хорсабаде (древний Дур-Шаррукин), величественной, но недолговечной столице Ассирии при Саргоне II. Большие успехи были достигнуты британской экспедицией под руководством сэра Остина Генри Лейарда, раскапывавшей с 1845 две другие ассирийские столицы – Ниневию и Калаха (современный Нимруд).

Раскопки вызвали рост интереса к археологии Месопотамии и, что особенно важно, привели к окончательной расшифровке аккадской (вавилонской и ассирийской) клинописи. Начало было положено в 1802 немецким ученым Георгом Фридрихом Гротефендом, пытавшимся прочесть древнеиранский текст на трехъязычной надписи из Ирана. Это было алфавитное клинописное письмо с относительно небольшим числом знаков, а язык был диалектом хорошо известного древнеперсидского языка. Вторая колонка текста была написана на эламском языке слоговым письмом, содержавшим 111 знаков. Система письма в третьей колонке, была еще более трудной для понимания, поскольку содержала несколько сотен знаков, обозначавших как слоги, так и слова. Язык совпадал с языком надписей, обнаруженных в Месопотамии, т.е. с ассиро-вавилонским (аккадским). Трудности, возникавшие при попытках прочесть эти надписи, не остановили британского дипломата сэра Генри Роулинсона, пытавшегося расшифровать знаки. Находки новых надписей в Дур-Шаррукине, Ниневии и других местах обеспечили успех его исследований. В 1857 четыре ассириолога, собравшиеся в Лондоне (среди них был и Роулинсон), получили копии недавно найденного аккадского текста. Когда сравнили их переводы, оказалось, что они совпадали во всех основных позициях.

Первый успех в расшифровке аккадской системы письма – самой распространенной, просуществовавшей многие века и сложной из всех клинописных систем, – вызвал к жизни предположение, что эти тексты могут удостоверить правдивость библейских текстов. Из-за этого сильно возрос интерес к табличкам. Главной целью стало не обнаружение вещей, художественных или письменных памятников, а восстановление облика ушедших цивилизаций во всех их связях и деталях. Многое в этом отношении сделано немецкой археологической школой, главными достижениями которой были раскопки под руководством Роберта Кольдевея в Вавилоне и Вальтера Андре в Ашшуре. Тем временем французы вели аналогичные работы на юге, в первую очередь в Телло (древний Лагаш), в сердце древнего Шумера, а американцы – в Ниппуре.

В 20 в., в период между мировыми войнами, было исследовано множество новых памятников. Среди главных открытий этого периода – англо-американские раскопки в Уре, получившие, вероятно, особую известность благодаря находкам в так называемом Царском некрополе, с его невероятно богатыми, хотя зачастую жестокими свидетельствами жизни шумеров в III тыс. до н.э.; немецкие раскопки в Варке (древний Урук, библейский Эрех); начало французских раскопок в Мари на Среднем Евфрате; работы Восточного института Чикагского университета в Телль Асмаре (древняя Эшнунна), а также в Хафадже и Хорсабаде, где почти столетием раньше французы начали раскопки; раскопки Американской школы восточных исследований (Багдад) в Нузи (совместно с Гарвардским университетом), а также в Тепе Гавре. После Второй мировой войны правительство Ирака приступило к самостоятельным раскопкам, в основном на юге страны.

Искусство

Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода.

Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Письменность и наука.
Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Знак древней письменности изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Распространение месопотамской литературы было связано не только с заимствованием клинописи. Ее образцы достигли Греции, где бытовали басни о животных, почти дословно воспроизводившие аккадские прототипы. Некоторые части Теогонии Гесиода восходят к хеттским, хурритским, а в конечном счете к вавилонским истокам. Не является совпадением и сходство между началом Одиссеи и первыми строками эпоса о Гильгамеше.

Много тесных связей обнаруживается между первыми главами библейской Книги Бытия и ранними месопотамскими текстами. Ярчайшими примерами этих связей являются, в частности, порядок событий Творения мира, особенности географии Эдема, повествование о Вавилонской башне и особенно рассказ о потопе, предвестник которого содержится в XI табличке сказания о Гильгамеше.

Знаменитая стела Хаммурапи была найдена не на развалинах Вавилона, а в отдаленной эламской столице, в Сузах, куда этот тяжелый предмет был доставлен как ценный трофей. Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательным и общественным установкам, которые в целом были присущи странам Плодородного полумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским.

Из жизни народов Междуречья
Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан.

Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой.

Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой. Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми.

Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили.

Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины.

Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений.

Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами.

Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране.

"Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из того, что есть в этой стране (кроме самого Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи (остов) обтягивают плотными шкурами наподобие круглого днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают судно соломой (для обёртки груза) и, нагрузив, пускают вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых вёсел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие судна строят очень большого размера и поменьше… На каждом судне находится живой осёл, а на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же образом. Таковы у них (речные) суда.

Интересные факты о Месопотамии
Арабский танец живота имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии. Фрески сохранили красивые изображения танцующих женщин.

Где и когда было изобретено колесо? Около 4000 лет до нашей эры в Месопотамии (современный Ирак).

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей, изобрели принципы обустройства библиотек, овладели знаниями в арифметике и геометрии, которые были необходимы для измерения земельных участков.

В становлении месопотамской цивилизации особую роль играли храмы. В Месопотамии храм был не только местом, где поклонялись богам, совершали жертвоприношения и другие культовые действия, но это было и общественное хранилище зерна и продуктов. В такие амбары жители селения ссыпали часть зерна, создавая общий запас на случай какого-нибудь бедствия. Хранилище считалось священным, ведь там лежал хлеб - основа жизни, а значит, должны были пребывать и благие божественные силы: «дух зерна» и прочие божества, от которых зависят жизнь и изобилие. В этом амбаре и вокруг него совершались важные обряды, связанные с внесением в хранилище нового урожая, с началом сева и другими сезонными праздниками. У древнейших земледельцев амбар и святилище были, неотделимы друг от друга, и это двуединство религиозных и хозяйственных функций храма сохраняется на протяжении всей месопотамской истории.

- Кодекс законов Хаммурапи. Базальт.

Первая половина XVIII в. до н. э., Вавилон.