Андрей пастухов. Андрей васильевич пастухов. Стихотворения А. В. Пастухова

, пифагорейству . Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела. Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ «Великие тайны: Храмы богов» (28.11.1013)

Субтитры

Биография

Марк Теренций Варрон родился в 116 году до н. э. в сабинской Реате . На государственной службе прошёл все должности до претуры . Во время гражданской войны в 49 году воевал на стороне Помпея в Испании. По окончании войны Цезарь простил его и назначил начальником публичной библиотеки. Поселившись в Риме, Варрон окончательно посвятил себя давно уже интересовавшим его историческим изысканиям и литературной деятельности. Однако, из личных мотивов, Марк Антоний подверг его проскрипции , причём Варрон потерял часть своей библиотеки и свою землю. С 43 года стал заниматься только научной работой и литературной деятельностью. Работал до глубокой старости. Некоторые произведения написал в восьмидесятилетнем возрасте.

Менипповы сатиры

Основной литературной работой Варрона считаются философско-нравственные «Менипповы сатиры» (лат. Saturae menippeae ) в 150 книгах (каждой книге соответствует одна сатира; сохранился 591 короткий фрагмент из 96 книг; ни одной целостной сатиры Варрона реконструировать не удалось). Названы по своей специфической форме, заимствованной автором у кинического писателя Мениппа , которого Варрон высоко ценил. Собственно, от Варрона идёт название соответствующего жанра - мениппова сатира . Согласно Цицерону , написаны в юношеском возрасте.

Научные работы

Большое значение имела 9-томная энциклопедия Варрона «Disciplinae» (утеряна), отклики на которую можно найти у выдающихся учёных поздней античности и раннего Средневековья, среди которых Августин , Марциан Капелла , Кассиодор , Исидор Севильский . По традиции считается, что энциклопедия Варрона состояла из грамматики, диалектики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии (астрологии), музыки (т.е. теории музыки), медицины и архитектуры, из чего делается вывод, что Варрон первым описал свободные искусства в виде цикла (правда, с добавлением медицины и архитектуры). Ныне достоверным считается, что Варрон - автор, как минимум, трактатов о музыке и землемерии (De mensuris, которое также трактуется как геометрия), следы остальных трактатов не прослеживаются . Независимо от того, входила ли «Музыка» в 9-томник или была написана как самостоятельный трактат (второе вероятней), Варрон может считаться первым римским теоретиком музыки.

Широко известны его работы под общим названием «Логисторики» («Logistorici»), состоящие из 76 книг в форме философских диалогов, основное содержание которых образуют этические рассуждения с примерами из мифологии и истории. Слово logistoricus - неологизм Варрона, его точное значение неизвестно. В одной из монографий «О философии» (De philosophia) автор представляет философию как учение о правильном образе жизни.

В исторических исследованиях выделяются «Человеческие и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum») в 41 книге (труд утерян). Это энциклопедия истории римской культуры. Благодаря христианским писателям, прежде всего Августину , известно содержание второй части исследования (кн. 26-41), которую Варрон посвятил Цезарю . Ценные цитаты из «Древностей» и «Логисториков» также приводит Цензорин .

В книгах «О происхождении римского народа» (De gente populi Romani) и «О жизни римского народа» (De vita populi Romani) (та и другая в 4 томах) Варрон посвятил истории римлян и вкладу Рима в историю цивилизации.

В книге «Образы» («Hebdomades vel de imaginibus»; 15 книг) Варрон представил 700 портретов великих личностей Греции и Рима. В ней он доказывал равноправное положение греческой и римской культур.

Велика роль Варрона в становлении грамматики и лингвистики. Сохранились фрагменты трудов Варрона «История алфавита» («Historia litterarum»; 2 книги), «О происхождении латинского языка» («De origine linguae Latinae»; 3 книги) и некоторые другие фрагменты.

Примечания

Издания и переводы

  • Латинские тексты «О латинском языке» и «О сельском хозяйстве»

«О латинском языке» :

  • M. Terenti Varronis De Linguae Latinae Quae Supersunt, ed. G. Goetz; F. Schoell, 1910.
  • Издание в серии «Loeb classical library » (под № 333, 334): Varro . On the Latin language. Vol. I (1938). Books V-VII ; Vol. II (1938). Books VIII-X .
  • Варрон . О латинском языке. VIII, 1-7, 9-23; IX, 1-5, 37-41, 55-58, 66-67, 91, 93, 94, 96, 99, 108, 109; Х, 3, 7, 9-10, 14-17, 21, 22, 25-31, 33, 51, 53, 54, 56, 58, 60-62, 74, 79, 82, 83. Пер. Я. М. Боровского. - В кн.: Античные теории языка и стиля. М.-Л., Соцэкгиз, 1936, с. 80-83, 94-104, 120.
    • переиздание: СПб.: Алетейя. 1996. С. 85-88, 99-110, 118, 127.
  • Варрон . О латинском языке [отрывок]. / Пер. В. В. Каракулакова // Вопросы теории языкознания. Калинин, 1975. С. 72-87.
  • В серии «Collection Budé » начато издание: Varron . La Langue latine. T. II: Livre VI. Texte établi, traduit et commenté par P. Flobert. XLI, 228 p.

«О сельском хозяйстве» :

  • M. Terenti Varronis Rerum Rusticarum Libri Tres, ed. G. Goetz, 1929.
  • Варрон . Сельское хозяйство. / Пер. М. Е. Сергеенко. М.-Л.: Издательство АН СССР. 1963. 220 стр. 1300 экз.
  • Издание «
  • De M. Terenti Varronis Antiquitatum Rerum Humanarum Libris XXV, ed. P. Mirsch, 1882.
  • Studi Varroniani : De Gente Populi Romani Libri IV, ed. P. Fraccaro, 1907.
  • I Logistorici, ed. E. Bolisani, 1937.
  • M. Terenti Varronis De Vita Populi Romani: Fonti, Esegesi, Edizione Critica dei Frammenti, ed. B. Riposati, 1972.
  • M. Terentius Varro : Antiquitates Rerum Divinarum. Part 1, ed. B. Cardauns, 1976.

Литература

  • Holzer E. Varroniana // Wissenschaftliche Beilage zum Programm des Königlichen Gymnasiums im Ulm. Ulm, 1890.
  • Словарь античности, сокращённый перевод с немецкого. Москва: Прогресс, 1993.
  • Античные писатели. Словарь. Санкт-Петербург: Лань, 1999.
  • Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / Пер. с франц. Е. Ф. Шичалиной. - М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2002 («варроновскому вопросу» посвящены сс. 185-229).
  • Альбрехт М. фон . История римской литературы. / Пер. с нем. Т. 1. М.: 2003. С. 646-670.
  • Сидорович О. В. Анналисты и антиквары: римская историография конца III-I в. до н. э. М.: РГГУ. 2005. Глава 3 «Марк Теренций Варрон и антикварная традиция». С. 165-273.
  • Крицкая С. Ю. Отражение языковых взглядов стоиков и атомистов в трактате Марка Теренция Варрона «О латинском языке». // Epistolai. Сборник статей к 80-летию профессора Наталии Александровны Чистяковой. / Отв. ред. Л.Б.Поплавская. СПб.: С. -Петербургский университет. 2001.
  • Варрон Марк Теренций // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). - 3-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1971. - Т. IV. - С. 311. - 600 с.

Марк Теренций Варро́н (лат. Marcus Terentius Varro, 116 - 27 гг. до н. э.) - римский учёный-энциклопедист и писатель. По месту рождения его иногда называют Варроном Реатинским, чтобы отличить от Варрона Атацинского.Марк Терренций Варрон родился в 116 году до нашей эры в сабинской Реате. На государственной службе прошёл все должности до претуры. Во время гражданской войны в 49 году до н. э....

Марк Теренций Варро́н (лат. Marcus Terentius Varro, 116 - 27 гг. до н. э.) - римский учёный-энциклопедист и писатель. По месту рождения его иногда называют Варроном Реатинским, чтобы отличить от Варрона Атацинского.Марк Терренций Варрон родился в 116 году до нашей эры в сабинской Реате. На государственной службе прошёл все должности до претуры. Во время гражданской войны в 49 году до н. э. воевал на стороне Помпея в Испании. По окончании войны Цезарь простил его и назначил начальником публичной библиотеки. Поселившись в Риме, Варрон окончательно посвятил себя давно уже интересовавшим его историческим изысканиям и литературной деятельности. Однако, из личных мотивов, Антоний подверг его проскрипции, причём Варрон потерял часть своей библиотеки и свою землю. С 43 г. стал заниматься только научной работой и литературной деятельностью. Работал до глубокой старости. Некоторые произведения написал в восьмидесятилетнем возрасте.Основной литературной работой Варрона считаются философско-нравственные «Менипповы сатиры» (Saturae menippeae) в 150 книгах (каждой книге соответствует одна сатира; сохранился 591 короткий фрагмент из 96 книг).На основании неполного каталога произведений Варрона установлено, что Варрон написал свыше 70 произведений, общим числом свыше 600 книг. Он занимался грамматикой, юриспруденцией, искусством, историей, историей литературы, теорией музыки и др.
Сохранились трактат «О сельском хозяйстве» («Res rusticae») в 3-х книгах, 5-10 книги работы «О латинском языке» («De lingua Latina»; всего было 25 книг).
Большое значение имела 9-томная энциклопедия Варрона «Disciplinae» (утеряна), отклики на которую можно найти у выдающихся учёных поздней античности и раннего Средневековья, среди которых Августин, Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский. По традиции считается, что энциклопедия Варрона состояла из грамматики, диалектики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии (астрологии), музыки (т.е. теории музыки), медицины и архитектуры, из чего делается вывод, что Варрон первым описал свободные искусства в виде цикла (правда, с добавлением медицины и архитектуры). Ныне достоверным считается, что Варрон - автор, как минимум, трактатов о музыке и землемерии (De mensuris, которое также трактуется как геометрия), следы остальных трактатов не прослеживаются.
Варрон может считаться первым римским теоретиком музыки.
Широко известны его работы под общим названием «Логисторики» («Logistorici»), состоящие из 76 книг в форме философских диалогов, основное содержание которых образуют этические рассуждения с примерами из мифологии и истории.
В исторических исследованиях выделяют «Человеческие и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum») в 41 книге (труд утерян). Это была энциклопедия истории римской культуры. В книгах «О происхождении римского народа» (De gente populi Romani) и «О жизни римского народа» (De vita populi Romani) (та и другая в 4 томах) Варрон посвятил истории римлян и вкладу Рима в историю цивилизации. В книге «Образы» («Hebdomades vel de imaginibus»; 15 книг) Варрон представил 700 портретов великих личностей Греции и Рима.
Велика роль Варрона в становлении грамматики и лингвистики. Сохранились фрагменты трудов Варрона «История алфавита» («Historia litterarum»; 2 книги), «О происхождении латинского языка» («De origine linguae Latinae»; 3 книги) и некоторые другие фрагменты.Латинские оригиналы: http://www.thelatinlibrary.com/varro.htmlПо статье Википедии

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Марк Теренций Варрон (Реатинский) в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Марк Теренций Варрон (Реатинский) в жанрах античная литература, прочая античная литература.

...

(116—27до н. э.), принадлежавший к сословию всадников. До нас дошли три книги его трактата «О сельском хозяйстве», написанные уже в преклонном возрасте. В отличие от Катона Варрон никогда не занимался сельским хозяйством, и его основными источниками были книжные материалы. Композиционно три книги представляют соответственно земледелие, животноводство и приусадебное хозяйство (птицеводство , рыболовство и пчеловодство).

Согласно Варрону, «земледельцы должны стремиться к двум целям: к пользе и удовольствию». Но «польза требует того, что доходно; а удовольствие - того, что приятно; на первом месте скорее стоит полезное, чем приятное». Однако прежде, чем бросать семена в землю, Варрон советует изучить основные элементы Вселенной: воду, землю, воздух и солнце. По его мнению, следует не только хорошо знать свойства местной почвы, но и выяснить, «какое в этом имении оборудование требуется и какое должно иметь для его обработки».

Первая книга Варрона посвящена организации рабовладельческого хозяйства, и преимущественно полеводству. К садоводству и виноградарству автор трактата обращается редко. Хлебные нивы поместий были, по-видимому, немалыми, поскольку Варрон советовал «продать сбор колосьев» после жатвы. Он скептически относился к катоновским принципам подбора оптимального рабовладельческого поместья по размерам угодий и товарной специализации. Облик поместья, по его мнению, определяет агрикультура, а в конечном итоге - свойства почвы. Поэтому ценность имения могут определять не виноградники, как полагал Катон, а хорошие луга. Причем Варрон соглашался с теми, кто считал, что «виноградник сам пожирает свои доходы». Варрон сомневался в эффективности рабовладельческого хозяйства, практикующего интенсивную культуру винограда.

Для Варрона основная ценность имения - земля! Главное - знать, «какова земля и для чего она хороша или нехороша». Эта идея пронизывает весь труд экономиста-агрария. Влияние природного фактора на аграрную экономику докапиталистических обществ весьма существенно. Не случайно К. Маркс отмечал, что «во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой».

Проблема размещения виллы тесно связывается Варроном с ее внутренней организацией. «Имения, - резюмирует он,— у которых по соседству есть места, куда удобно ввозить и продавать произведения своего хозяйства и откуда выгодно ввозить то, что требуется для собственного хозяйства, такие имения уже по этой причине доходны». Так проблема эффективности рабовладельческого хозяйства ставится в зависимость от рыночной ситуации. Организация варроновского хозяйства оказалась несколько более «открытой» для влияния рынка. Варрон в отличие от Катона уже признавал определенную ограниченность натурально-хозяйственных возможностей рабовладельческой виллы, ибо владельцы должны прикупать даже то, что у них производится, но чего не хватает (хлеб, вино). Интересно, что Варрон ориентировался не только на городской, но и на сельский рынок, где можно было выгодно реализовать излишки, даже такие, как колья, жерди и тростник. Несмотря на предлагаемую им более «глубокую» коммерческую ориентацию рабовладельческого имения, Варрон не смог до конца отказаться от натурально-хозяйственных принципов организации производства. Он по существу выделял два типа рабовладельческого хозяйства: пригородные имения и отдаленные поместья. Рыночная ситуация могла сложиться так, что «невыгодно иногда даже разводить что-нибудь у себя в имении, хотя бы ты (хозяин.—Авт.) и мог это сделать». Поэтому идея Варрона о доходе «от излишка» сочеталась с мыслью о влиянии рынка на организацию хозяйства.


Касаясь средств, «которыми возделывают землю», Варрон выделял «орудия говорящие, бессловесные и немые». «Говорящие орудия»— это рабы, «бессловесные»— волы, рабочий скот, а «немые»— телеги, грабли, корзины и т. д. Трактат Варрона был написан после восстания Спартака: хозяину приходилось организовывать малоэффективный рабский труд в новых условиях. Поэтому Варрон считал, что «рабы не должны быть ни робки, ни дерзки». Он отговаривал рабовладельцев использовать бич, если желаемого можно добиться словом. Варрон рекомендовал применять более гибкие методы принуждения к труду. По его мнению, «не следует покупать много рабов одной и той же народности». Варрон советовал даже совещаться с прилежными рабами. Рабы лучше работают, если «хозяин щедрее оделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например, разрешает в имении пасти свою скотину и т. д.». Перед нами уже не катоновский образ раба с относительно скудными нормами довольствия, а раб сытый, экипированный и обладающий некоторым имуществом.

Варрон советовал помимо вилика найти среди рабов грамотного и сведущего в хозяйстве распорядителя, которого следовало «наградить» рабыней. Как рачительный хозяин, Варрон задумывался и над проблемой естественного воспроизводства рабов. В трактате он намекал на возможность появления у рабов семей, потомство которых будет привязано к поместью.

По мнению Варрона, на больших сельскохозяйственных работах — сбор винограда , жатва — лучше использовать труд наемных работников. Римский ученый хорошо понимал ограниченные возможности рабского труда.

Эффективность работы рабовладельческого хозяйства зависела от его внутреннего устройства. В этой связи Варрон подверг критике катоновские нормы соотношения культурной площади и ее рабской обслуги. По его мнению, количество рабов нужно определять в соответствии с характером местности, агрикультуры и размером имения. Большое значение при этом имел опыт предков и практика. Варрон указывал, что обычная величина обширных имений (латифундий) — это 200 югеров земли. Ученый скептически отнесся и к катоновским нормам тяглового скота на единицу площади. Он подчеркивал необходимость содержания домашних животных, «которые обычно даются в собственность рабам, чтобы им легче жилось и они были бы прилежнее». За счет смягченных форм рабства Варрон стремился решить многие проблемы организации рабовладельческого хозяйства. Определенная натурально-хозяйственная ориентация поместья просматривалась и при решении проблемы воспроизводства «немых» орудий труда. Варрон настоятельно советовал не «покупать того, что могут сделать свои же люди (рабы.— Авт.) и из материала, который растет в имении...». Покупать следует хорошие, но и самые дешевые инструменты. Их набор и количество должны соответствовать характеру производства и размерам хозяйства.

Варрон жил в период, когда происходило развитие товарно-денежных отношений. Рост товарности рабовладельческих хозяйств сопровождался интенсификацией агрикультуры. Однако достичь подобного в условиях малоэффективного рабского труда было трудно. Не случайно Варрон сомневался в рентабельности винодельческого поместья — хозяйства наиболее интенсивного типа. Отсюда его стремление создать условия, чтобы у раба была «охота к работе». Варрон не забывал и о натурально-хозяйственных возможностях рабовладельческого имения. Он по существу показал, что в Риме II — I вв. до н. э. господствовали рабовладельческие хозяйства полунатурального-полутоварного типа.

116 - 27 гг. до н. э.) - римский ученый. Во время междуусобных войн держал сторону Помпея, после победы над которым Цезарь простил Варрона и поручил ему устройство общественной библиотеки в Риме. Из 74 сочинений Варрона по самым разнообразным отраслям знаний до нас дошло только два.

Отличное определение

Неполное определение

Варрон, Марк Теренций

из Реаты, 116–27 гг до н. э., римский ученый и писатель. Родился, по-видимому, в Риме (или в Реате, в стране сабинян); был учеником Луция Элия Стилона и Антиоха Аскалонского, лекции которого слушал в 84–82 гг. до н. э. На общественном поприще дошел до должности претора; республиканские убеждения сблизили его с Помпеем, рядом с которым он в качестве легата принимал участие в войне с пиратами. В 49 г. до н. э. предводительствовал - но без особого успеха - войском Помпея в Испании. Впоследствии он быстро сблизился с Цезарем, тот доверил ему управление греческой и римской публичной библиотекой. В 43 г. до н. э. был включен в проскрипционные списки Антония; благодаря вмешательству Фуфия Калена он избежал смерти, но при этом была опустошена его книжная коллекция. С этого времени он полностью отдался научной работе. О В. рассказывали, что не было вещи, о которой он бы не писал; его наследие было огромным. На основании неполного каталога сочинений В., которым мы обязаны Иерониму, установлено, что В. написал свыше 74 произведений, по меньшей мере в 620 книгах. К ведущим литературным достижениям В. принадлежат Менипповы сатиры (Saturae Menippae) в 150 книгах. По большей части они были созданы в ранний период творчества В., поскольку последние понятные нам аллюзии в сохранившихся фрагментах относятся ко времени борьбы с пиратами. Свое название они получили от формы, которую В. заимствовал у киника Мениппа из Гадары, перемежая прозу поэтическими вставками, искусно написанными самыми разнообразными метрами. Тематика сатир философско-нравственная. Хотя В. в шутку бранит распространившуюся в Риме тягу к излишествам и призывает к простоте былых времен, он нигде не выступает суровым защитником традиций. Почти в каждом фрагменте сатир виден разумный подход человека, убежденного в правильности своих взглядов, который умеет оценить подлинную культуру, вне зависимости от изменений ее внешней формы. Среди других поэтических творений В. следует назвать еще Псевдотрагедии в 6 книгах. Это были, как указывает заглавие, для чтения, не предназначенные для постановки на сцене. В сборнике философско-исторических работ под названием Логисторики, насчитывающем 76 книг, В. затронул множество интересовавших его вопросов, например, воспитание детей, почитание богов, счастье, мир и т.д. Каждая из этих работ имела двучленное название, состоявшее из имени собственного и обозначения темы, например, Марий, или Об изменчивости судьбы (Marius de fortuna). Обозначенное в заглавии историческое лицо позволяло ему связать повествование с историей Рима, что повышало воспитательные достоинства произведения. Особого упоминания среди сочинений В. заслуживает первое иллюстрированное римское произведение под заглавием Седмицы или Портреты (Hebdomades vel de imaginibus) в 15 книгах. Законченное в 39 г до н. э., оно включало 700 портретов знаменитых людей из разных областей человеческой деятельности, например, царей и вождей, политиков, поэтов, прозаиков и т.д. Каждой группе греческих портретов В. противопоставил семь римлян, чтобы доказать равноправное положение римской культуры. Под портретом помещались две краткие биографические справки, поэтическая и прозаическая, не всегда принадлежавшие В. Игра В. с числом семь, о значении которого он писал в кн. I, свидетельствует о его симпатии к неопифагорейству. Специальным проблемам литературы и театра В. посвятил несколько монографий. В сочинении О поэтических произведениях (De poematis) в 3 книгах он рассмотрел поэтику и базовые вопросы литературного творчества; зато произведение О поэтах (De poetis) скорее носило биографический характер. Глубокий анализ текстов комедий, повсеместно считавшихся произведениями Плавта, позволил В. в произведении О комедиях Плавта (De comoediis Plautinis) выделить 21 несомненно аутентичную пьесу. Зарождение и развитие римских театральных зрелищ он описал в трех книгах О началах театра (De scaenicis originibus); В. писал также о театральных масках в сочинении De personis в 3 книгах. В научных исследованиях В. почетное место занимала история. Основным произведением в этой области были Человеческие и божественные древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге.Это была энциклопедическая обработка всей истории римской культуры. Первая часть, описывавшая человеческие древности (кн. I-XXV) была создана в пятидесятые годы, а вторую, посвященную божественным древностям (кн. XXVI-XLI) В. осенью 47 г. до н. э. посвятил Цезарю, который в то время стал во главе коллегии понтификов. Содержание второй части нам известно довольно точно, благодаря сообщениям христианских писателей, в основном Августина; В. исчерпывающе описал, по указаниям стоиков, философскую религию образованных людей, мифологическую религию поэтов и государственную религию, однако, уделяя более внимания культу, чем самим верованиям. Дополнением к его произведению был труд О жизни римского народа (De vita populi Romani) в 4 книгах, в которой В. противопоставил простую жизнь предков распространившейся в его время страсти к излишествам; название напоминает о произведении Дикеарха, ученика Платона. Чтобы доказать равноправие греческой и римской культуры и освободить римлян от обвинений в варварстве, В. в работе О происхождении римского народа (De gente populi Romani) в 4 книгах показал вклад римлян в развитие гречекой культуры. Его любви к прошлому обязаны своим появлением также лингвистические труды В, как например, История алфавита (De antiquitate litterarum) в 2 книгах и О происхождении латинского языка (De origine linguae Latinae) в 3 книгах. Существовали труды В., о давнем споре греческих грамматических школ аномалистов и аналогистов и о правильной разговорной латыни. От всех этих произведений уцелели лишь фрагменты, зато сохранилась часть (кн. V-X) работы О латинском языке (De lingua Latina) в 25 книгах, в которой он использовал выводы своих предшествующих исследований и работы своего учителя Стилона. В этом произведении В. изложил (часто пони их слишком широко) этимологию, учение о склонении и синтаксис; весь материал был подчинен категориям стоического учения о языке. Первые книги (до кн. IV) были посвящены Публию Септимию, остальные - Цицерону, из переписки которого мы знаем, что посвященые ему книги были закончены еще в июне 45 г. до н. э. Сохранилось и написанное в 37 г. до н. э. произведение О сельском хозяйстве (Res rusticae) в 3 книгах, выдержанное в форме диалога, участники которого носят говорящие имена, связанные с сельской жизнью. Восьмидесятилетний В. обратился здесь к обширной специальной литературе как греческой, так и римской, а прежде всего - к собственному опыту. Свои советы хорошего хозяина он адресует жене Фундании, котторая нажила имущество в стране сабинян. В кн. I он пишет о полевых работах, кн. II посвящает уходу за скотом, в кн. III рассказывает о домашнем птицеводстве, пчеловодстве и разведении рыб. Хотя литературные достоинства произведения чрезвычайно низки, все же большое число собеседников и их меткие шутки оживляют диалог и облегчают чтение. Итоги многолетних научных исследований и богатый опыт долгой жизни В. объединил в Книге опыта (Disciplinarum libri; фр.) в 9 книгах. Это было энциклопедическое произведение, оно охватывало грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию, музыку, медицину и архитектуру. Из этого круга наук на склоне античности были исключены последние две как слишком специализированные, что заложило основы средневековой системы образования (семь свободных искусств - septem artes liberales; см. Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский). В., несомненно, был величайшим римским ученым и оригинальным писателем. Его разносторонность вызывала восхищение современников и снискала ему всеобщее уважение. Произведения В. донесли до потомков сведения о раннеримской культуре, но когда интерес к прошлому снизился, о них очень быстро забыли.

Рождение

Андрей Васильевич Пастухов родился 16 августа 1858 года в семье конюха. В некоторых источниках ошибочно указывается 1860 год. Истинная дата установлена согласно справке, выданной Государственным архивом Харьковской области. В Послужном списке А. В. Пастухова указана дата 18 августа, но это, скорее всего, дата крещения, так как в те времена детей обычно крестили на 2-3 день после рождения.

Семья

Ранние годы

В 1872 году Андрей Пастухов оканчивает коннозаводское училище и получает должность писаря при канцелярии конного завода. Через два года по приказу из Главного управления откомандирован в Петербург для обучения на письмоводителя. После успешного окончания курсов поступает писарем 2-го класса в канцелярию Управления государственного коннозаводства.
Большую роль в жизни Пастухова сыграл военный топограф Сидоров (имя и отчество не установлено), который летом 1876 года прибыл в Деркульский конный завод для исправления старой карты Старобельского уезда, и остановился на временное проживание в доме, где жил Пастухов. От него Андрей Васильевич впервые узнает о профессии топографа, и по его же совету поступает на службу в армию в звании вольноопределяющегося, чтобы попасть в училище военных топографов.

Становление

Андрей Васильевич Пастухов блестяще сдал экзамен по программе вольноопределяющихся в Санкт-Петербургскую военную гимназию и 28 января 1877 года был определен в Корпус военных топографов, с зачислением в учебную команду военных топографов.
Командование не обошло вниманием способности молодого топографа, и уже 1 апреля 1879 года был выдан приказ о производстве Андрея Васильевича Пастухова в унтер-офицеры и назначении его на топографическую съемку Курляндской губернии. Через год, после окончания учебы, Пастухов был отправлен по месту назначения в команду топографов.
Но Андрей Васильевич мечтал о военной карьере и хотел стать полноценным самостоятельным топографом. Поэтому 30 мая 1881 года он подает в отставку и снова сдает экзамены для поступления в Корпус военных топографов. Известно, что на этих экзаменах он получил полный бал по предмету, однако в поступлении ему было отказано «за неимением вакансий».
После неудачи в поступлении Пастухов был назначен на службу в Военно-топографический отдел Кавказского военного округа, в город Тифлис (ныне Тбилиси). При содействии начальника отдела, Иеронима Ивановича Стебницкого, 11 ноября 1881 года он сдает экзамены на первый классный чин в Тифлисском юнкерском училище.
Только через год, 19 сентября 1882 года, Андрей Васильевич Пастухов был произведен в младшие военные топографы.

Расцвет

В 1883 году Пастухову поручили картографирование Дагестана в районе вершины Шахдаг, вверх по реке Самур. В подчинение ему дали конвой - восемь казаков Усть-Хоперского полка, которым предстояло быть ему помощниками и стражами. Работа заняла все лето. Её результаты были высоко оценены, но сам Андрей Васильевич остался недоволен тем, что ему так и не удалось достигнуть вершины. Правда, работать приходилось в плохих условиях, практически безо всякого снаряжения, и редко кому из топографов удавалось подняться выше трёх с половиной тысяч метров.
В 1887 году Пастухов поднимается на вершину Андийского хребта.
По-настоящему заговорили об А. В. Пастухове после того, как в 1889 году он поднялся на вершину Казбека вместе с казаками Лапкиным и Потаповым и с проводником-осетином из села Тменикау Тепсарико Цараховым.

В 1890 году Пастухов совершает первое восхождение на Эльбрус. Немецкий историк альпинизма Эггер назвал это восхождение «первым настоящим восхождением без проводников». Была произведена топографическая съемка, составлены схемы ледников, составлена коллекция минералов горных пород.
В том же 1890 году Пастухов поднялся на самую труднодоступную вершину Кавказа - Ушбу, через год на Халац и еще через год - на Шах-Даг. Дважды поднимается он на Алагез (1893 и 1895 года), три раза на Большой Арарат (1893, 1894, 1895 года), два раза на Малый Арарат (1893 и 1895 года).
Спустя 6 лет после первого восхождения на Эльбрус, в 1896 году, Андрей Васильевич совершает второе восхождение, на этот раз на восточную вершину. Так, он стал первым альпинистом, поднявшимся на обе вершины Эльбруса.

Конец жизни, смерть

Чрезмерные физические нагрузки негативно сказывались на здоровье Пастухова. Летом 1899 он вынужден был прервать полевой сезон и отправиться на лечение в Пятигорск. При осмотре врачи обнаружили застарелую язву.
23 сентября 1899 года, в возрасте сорока одного года в больнице города Пятигорск Андрей Васильевич Пастухов скончался.
26 сентября, согласно завещанию, он был похоронен в нескольких метрах от вершины горы Машук.

Достижения

Альпинист

Совершил восхождения:

  • 1887 г. - Андийский хребет
  • 29.07.1889 г. - Казбек
  • 13.07.1890 г. - Эльбрус зап. верш., Ушба
  • 1892 г. - Халац
  • 1892 г. - Шах-Даг
  • 26.07.1893 г. - Алагез; Большой Арарат, Малый Арарат
  • 1894 г. - Большой Арарат
  • 1895 г. - Алагез, Большой Арарат, Малый Арарат
  • 28.08.1896 г. - Эльбрус вост. верш.

Топограф

Благодаря Андрею Васильевичу Пастухову на карте Кавказа почти не осталось белых пятен. Он первый составил карты вершин Большого Кавказа: Эльбруса, Казбека, Арарата, Алагеза, Халаца, Ушбы. При каждом восхождении выполнял обширную программу наблюдений и исследований, составлял планы вершин. Осуществил связь Закавказской триангуляции с триангуляцией Северного Кавказа.

Биолог

Пастухов написал много познавательных очерков о жизни животных, птиц и насекомых в тех местах, где еще не работали другие исследователи. Андрей Пастухов опроверг мнение о том, что птицы в своих ежегодных миграциях не могут преодолеть Кавказский хребет.

Этнограф

Во время своих путешествий А. В. Пастухов записывал историю, обычаи, верования горских племен. Он был первым, кто дал подробную характеристику экономики аулов, все иллюстрируя статистическими данными, собранными им лично.

Изобретатель

Пастухов считается изобретателем так называемых «кошек» - снаряжения, которое используют альпинисты до сих пор.

Память

  • Имя Пастухова носят скалы на ледовом склоне Эльбруса на высоте 4610 м. («Приют Пастухова»)
  • Его именем названа гора в Антарктиде.
  • Имя Андрея Васильевича Пастухова присвоено средней школе села Новодеркул Беловодского района Луганской области. В школьном дворе ему установлен памятник.
  • А. В. Пастухову поставлен памятник в Баксанском ущелье Кабардино-Балкарии.
  • На доме в селе Даниловка, построенном на месте дома Пастуховых, установлена мемориальная доска в память о нем.
  • Над его могилой на горе Машук установлен обелиск.
  • Его именем названа улица в городе Пятигорске.