Янка купала настоящее имя. Народные поэты Беларуси. Янка Купала. Объекты, названные в честь Янки Купалы

Настоящее имя: Луцевич Иван Доминиквич.
Псевдоним: Янка Купала - белорусский народный поэт.

Родился он 7 июля 1882 года в фольварке Вязынка (теперь Молодечненский район Минской области). Отец будущего поэта был мелким арендатором из безземельных крестьян. Учился будущий классик белорусской литературы в Белорусском народном училище (1898), в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 - 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915).

В поисках куска хлеба перепробовал множество занятий. После смерти отца (1902) был домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика на Сенненщине (1904), практикантом и помощником винокура на пивоварнях (1905-1908).

Первое стихотворение поэта - «Мужик» - было опубликовано в 1905 году. Уже через два года Я. Купала стал регулярно печататься в газете «Наша нива», а после стал её сотрудником. В 1914-1915 годах поэт занимал должность редактора самой прогрессивной газеты Беларуси того времени.

Вместе с Я. Коласом (их жизненные пути удивительно совпадают, даже год рождения у титанов белорусской литературы одинаковый, не говоря уже совпадении инициалов и т.д.) Купала стал основоположником новой белорусской литературы. Большую роль в его идейном и творческом развитии сыграл Максим Горький. Поэт тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс. Об этом свидетельствуют сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), лироэпические и драматические поэмы «Извечная песня» (1908, опубликованы 1910), «Курган», «Сон на кургане» (обе - 1910), «Бондаровна» (1913), «Она и я» (1910, опубликована 1913), «Могила льва» (1913) и др., пьесы «Павлинка» (1913) и «Разорённое гнездо» (1913, опубликовано 1919).

В советскую эпоху творчество Купалы, вдохновляемое борьбой за построение социализма, отразило коренные изменения в жизни белорусского народа. В это время выходят сборники стихотворений Купалы «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и др. За сборник «От сердца» (1940) поэт был награждён Государственной премией СССР в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны большой популярностью пользовались патриотическая публицистика Купалы и его пламенные стихи, направленные против фашистских захватчиков. В 1942 году в Москве поэт скончался.

Поэзия Купалы развивалась на основе лучших художественных и демократических традиций белорусского народа, впитала лиризм и напевность народной песни. Кроме того, в ней отражены и достижения русской художественной культуры.

Кроме создания огромного количества собственных произведений, Я. Купала перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и др. Произведения самого Купалы переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных стран.

Сразу после окончания войны, в 1945 году в Минске был создан Литературный музей Янки Купалы. Сейчас созданы также мемориальные заповедники «Вязынка», «Левки», «Акопы» - в местах, с которыми были связаны жизнь и творчество поэта. Его имя присвоено Национальному академическому театру в Минске (старейшему в Беларуси), Институту литературы Национальной Академии Наук РБ, Гродненскому государственному университету, ряду школ, библиотек, улиц в городах и посёлках Беларуси. В 1959 году была установлена премия имени Янки Купалы в области литературы, искусства и исполнительского мастерства.


Не так давно мы закончили публикацию серии материалов о всех . И сейчас начинаем рассказывать о Народных поэтах Беларуси. Всего их 8 – Янка Купала, Якуб Колас, Петрусь Бровка, Аркадий Кулешов, Максим Танк, Пимен Панченко, Нил Гилевич, Рыгор Бородулин. А начнем мы рассказ с одного из самых известных поэтов Беларуси – Янки Купалы . Статус Народного он получил в 1925 году.

Биография. Янка Купала (настоящее имя Иван Доминикович Луцевич ) родился 7 июля 1882 года в небольшом фольварке Вязынка в семье арендаторов земли. Как отец так и мать происходили из семей обедневшей шляхты. Род Луцевичей упоминается еще в документах 17 века. Его дед арендовал землю у Радзивиллов, но те изгнали его с родных земель. Этот факт даже лег в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо» .

В детстве будущий поэт много работал с землей, помогал отцу. Часто их семья переезжала с место на место, это повлияло и на образование будущего поэта.

В 1898 году Купала закончил Белорусское народное училище. А в 1902 у него умирает отец и на его плечи ложится содержание семьи. Он работает по хозяйству, домашним учителем, писарем, приказчиком, чернорабочим, на других работах. Все это время будущий поэт активно занимается самообразованием.

В 1908-1909 годах живет в Вильне и работает в редакции газеты «Наша Ніва» . Там он заводит множество полезных знакомств, в том числе и со своей будущей женой Владиславой Станкевич, а также с актрисой Павлиной Мядёлкой , в честь которой назвал главную героиню своей пьесы “Паўлінка” .

В 1909-1913 живет и учится в Санкт-Петербурге. Работает в публичной библиотеке. Позже, в 1913 возвращается в Вильню, где работает секретарем Белорусского издательского товарищества, а затем возвращается в газету «Наша Ніва». С 7 апреля 1914 года он становится главным редактором издания.

Позже, в 1915 году, из-за приближения фронта, эвакуируется в город Орел. Переезжает в Москву, где учится в Московском городском народном университете им.Шанявского. Но доучиться ему не удалось – в 1916 году в связи с началом Первой мировой войны началась всеобщая мобилизация, призвали в войска и Купалу. Он служил в дорожно-строительном отряде вплоть до Октябрьской революции. Служба проходила в Минске, Полоцке, Смоленске.

Революция застала поэта в Смоленске. После ее окончания он поселился в Минске. Там же он находился во время польской оккупации и жил в белорусской столице вплоть до начала Великой отечественной войны. Работал библиотекарем, редактором журналов “Рунь” и “Вольны сцяг” .

Был одним из инициаторов создания Белорусского драматического театра (1920), БГУ (1921), Инбелкульта (1922). Участвовал в конференции по реформе белоруссокго правописа и азбуки (1926).

В 1920-1922 годы тяжело болел и практически ничего не писал.

В Советском Союзе к писателю относились настороженно. С одной стороны в его раннем творчестве было много стихов, прославлявших обычного рабочего и обличавшего помещиков-эксплуататоров. С другой стороны, Купала писал исключительно на белорусском языке, чем вызывал подозрения у властей.

С 1920 вплоть до 30-х годов на Купалу началась травля. В 1921 году у него конфисковали все рукописи, в 1930 – раскулачили его сестру и мать. Его обвинили в неблагонадежности и начали повсеместную травлю в прессе. Главное обвинение заключалось в националистических взглядах поэта. Якобы он до революции состоял в рядах Организации Национального освобождения Беларуси, чем “запятнал” свою репутацию. Была запрещена за национализм пьеса “Тутэйшыя” (заново напечатана лишь в 1989 году). Причем не только в СССР. Ее перевод на польский вызвал резкий протест поляков, которые посчитали ее антипольской.

Поэта начали часто вызывать на многочасовые допросу в ГПУ. После одного из них он даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он даже написал письмо председателю правительства БССР Александру Червякову с такими словами: Видно, такая доля поэтов. Повесился Есенин, застрелился Маяковский, ну и мне туда за ними дорога” .

Итогом этих испытаний стало Открытое письмо поэта, в котором он вынужден был покаяться во всех грехах и пообещать в дальнейшем не допускать подобных идеологических промашек. Эти события серьезно пошатнули здоровье и моральный дух поэта. Но на этом от него не отстали. Новая угроза ареста нависла над ним в 1937 году. Но беда миновала. Многие сходятся во мнение, что это произошло лишь благодаря народной любви к Купале.

После начала войны, которая застала его в Каунасе, поэт поселяется в небольшом поселке Печище, который находится недалеко от Казани. Но он не остался в стороне от войны, а вел антифашистскую публицистическую деятельность.

28 июня 1942 года поэт приезжает в Москву и селится в одноименной гостинице. И в тот же день погибает. Обстоятельства смерти до сих пор неизвестны. Писатель упал в лестничный пролет между 9 и 10 этажом. Умер мгновенно. Выдвигалось несколько причин происшествия – алкогольное опьянение, самоубийство, убийство спецслужбами, случайность. Свидетелей происшествия не было.

Версия с алкогольным опьянением отпала сразу же. Во-первых, ее не подтвердила экспертиза. Во-вторых, сам Купала из-за проблем со здоровьем алкоголь практически не употреблял.

Версия самоубийства тоже в скорости отпала. За несколько часов до происшествия он встречался со своими друзьями, был веселый, угощал всех сладостями и приглашал на свое 60-летие (7 июля).

Что касается убийства – то это самая загадочная версия. Открытых причин убийства у спецслужб не было – открытого неповиновения Купала не выказывал. С другой стороны, многие говорят, что незадолго до происшествия его видели в компании Павлины Медёлки, подруги его молодости, первая исполнительница роли Павлинки в одноименной пьесе, а в те годы служившей в ГПУ.

Что касается версии о случайности, то она маловероятна. У лестницы были высокие перила и перекулиться через них случайно было очень сложно. Возможно, поэту просто стало плохо.

Из-за того, что Минск в 1942 году еще был оккупирован, поэта похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище, но в 1962 году его останки были перевезены в Минск и захоронены на Военном кладбище , рядом с могилой матери. На могиле установлен мемориал.

Интересный факт – мать поэта умерла спустя день после своего сына. Но о гибели Купалы так и не узнала, поскольку находилась в оккупированном Минске.

Творчество. Первые лирические произведения Купала написал в 1903-1904 годах на польском языке. Они были опубликованы в журнале «Ziarno» . Он тогда работал под псевдонимом “К-а” .

А в 1904 году в газете “Северо-Западный край” появилось его первое стихотворение на белорусском языке – “Мая доля” . В этом же году появилось его знаковое стихотворение “Мужык” , которое считают знаковым в его творчестве. Поэт начинает активно печататься в газетах.

В начале творчества Купала написал поэмы «Зімою», «Нікому», «Адплата каханнем», «У Піліпаўку», «Адвечная песьня» и «За што?».

Следующий период творчества поэта – виленский, который начался в 1908 году. В это время поэт пишет множество своих известных произведений: “Маладая Беларусь”, “Заклятая кветка” и прочие. Они публикуются в газете «Наша Ніва».

Жалейка – первый сборник стихов Янки Купалы

Также в 1908 году в Петербурге вышел первый сборник поэта – «Жалейка» . Правда Санкт-Петербургский комитет по делам печати при МВД признал сборник антигосударственным и решил конфисковать его, а автора привлечь к уголовной ответственности. Запрет был снят, но в 1909 году тираж был вновь конфискован. На этот раз по приказу Виленского генерал-губернатора.

Это событие стало поворотным в судьбе поэта. Чтобы не порочить репутацию «Нашай Нівы» он увольняется из редакции. Наступает следующий период его творчества – питерский.

В этот период Купала заводит множество полезных знакомств с творческой интеллигенцией – Элоизой Пашкевич , Якубом Колосом , Валерием Брюсовым . Кстати, Брюсов был одним из немногих российских деятелей, который обратил внимание на творчество Купалы. Они сдружились и именно Брюсов стал переводить белорусского поэта на русский язык.

В конце 1909 года Янка Купала переезжает в Петербург. Здесь в марте 1910 года выходит его второй сборник – “Гусляр” . Он печатается латинкой. А летом этого года отдельной книгой выходит его поэма «Адвечная песьня».

В 1910 поэт также завершает написание поэмы “Курган” и драмы “Сон на кургане” .

В этот же период Купала пишет такие известные поэмы, как «Бандароўна», «Магіла льва», «Яна і я», пьесы «Прымакі», “Тутэйшыя”, “Паўлінка”, «Раскіданае гняздо».

Шляхам жыцця – третий сборник стихов Янки Купалы

В конце 1913 года выходит третий сборник поэта – «Шляхам жыцця» . Он считается лучшим не только у поэта, но и вообще одним из лучших поэтических сборников в белорусской литературе. В этом сборнике поэт обратился к теме национального самосознания. Многие стихотворения из него при СССР были запрещены и нигде не перепечатывались вплоть до 1980-х годов.

Во время Первой мировой войны и революций Купала практически ничего не создает. А потом наступает следующий период его творчества – советский.

В этот период изменилось настроение творчества поэта. Оно стало гораздо более оптимистичным. Вплоть до начала Великой отечественной Купала усиленно создает новые произведения, несмотря на все воздвигаемые на его пути препоны. Выходят поэтические сборники “Спадчына” (1922), “Безназоўнае” (1925), “Адцьвітаньне” (1930), “Песня будаўніцтву” (1936) и другие.

Сборник “Спадчына” тогда уже советская критика приняла очень прохладно. Ведь главная тема, которая в нем затрагивается – это размышления о будущем Родины. А от поэта ожидали прославления революции.

Также активно занимается переводом с русского, украинского, немецкого и польского языков. Впервые им было переведено на белорусский язык “Слово о полку Игореве” в 1919 году. Переводил произведения Пушкина, Шевченко, Некрасова, Крылова, Мицкевича, Сырокомли и других поэтов.

Также с польского перевел пьесы Дунина-Марцинкевича “Ідылія” и “Залёты”.

После начала войны творческий талант писателя был направлен на создание публицистических антифашистских произведений. Писал он и стихи на военную тематику, но большим успехом они не пользовались. Главное стихотворение военного периода – Беларускім партызанам” . А вот публицистические произведения Купалы печатались в газетах “Красная звезда”, “Известия”, “Правда” и других.

В 2003 году завершено издание полного собрания сочинений Я.Купалы в 9 томах.

Что почитать? Если вы до сих пор не читали пьесу “Тутэйшыя” , то срочно кидайте все и беритесь за ее чтение. Также обязательными для прочтения являются “Паўлінка”, “Раскіданае гняздо”, «Бандароўна», «Магіла льва», “Курган”, «Адвечная песьня» .

Что касается стихов, то предпочтение лучше отдавать ранним произведениям, написанным до 1930-х годов. А особенно обратить внимание на дореволюционное творчество поэта и в первые годы после революции. Так можно провести анализ – чего же поэт хотел от революции, и принесла ли она ожидаемый результат.

Награды и память. В Беларуси множество географических объектов и учреждений носят имя Янки Купалы: улицы, парки, театр, библиотеки, институт и др.

Во многих городах нашей страны установлены памятники поэту. А в Минской области есть даже поселок, который называется Янка Купала.

Также памятнику поэту установлены и за границей – в Москве и в Монро (США, штат Нью-Йорк).

Также улицы Янки Купалы есть в крупных городах России (Волгоград, Казань, Нижний Новгород и т.д.) и Украины (Киев, Львов, Луцк и др.).

В 1982 году в серии книг “ЖЗЛ” выпущена и биография Янки Купалы под авторством Олега Лойки .

На текст стихотворения Купалы “Не быць скотам” одноименную песню написала белорусская группа Ляпис Трубецкой.

Некоторые из произведений Купалы были экранизированы: “Паўлінка”(1952, 1972), “Магіла ільва”(1971), “Раскіданае гняздо” (1981).

Писатель награжден Сталинской премией (1941) за сборник стихов “Ад сэрца” , а также Орденом Ленина.

В 1982 году в Беларуси, а по решению ЮНЕСКО и во всем мире, отмечалось 100-летие Янки Купалы.

Произведения Янки Купалы переведены на 117 языков мира.

Достоин? Сложно назвать более народного и более известного белорусского поэта, чем Янка Купала. Однозначно – достоин!

Литературные легенды и истории. 1. На народного поэта Беларуси постоянно писались доносы, причем не только “чужими”, но и своими же писателями, завистниками. Его не раз вызывали на допросы, пытали. И однажды он этого не выдержал. 22 ноября 1930 года Янка Купала совершил попытку самоубийства. Причем сделал он это очень необычным способом – харакири. По одним сведениям вместо меча он использовал обычный кухонный нож, по другим – кавказский кинжал. Спасло его лишь то, что жена, которая находилась в соседнем помещении, услышала стон. Позже Купала никак не мог простить себе, что не выдержал боль и застонал. Жена, увидев окровавленное тело мужа кинулась в соседнюю квартиру, где жил брат поэта, военный врач Стефан Луцкевич. Он оказал первую помощь, а затем Купалу доставили в больницу. Но поэт не выздоравливал, рана постоянно гноилась. Там возле его двери постоянно дежурил военный и однажды он зашел в палату с большим подносом, на котором стояли дорогие угощения, фрукты. Он сказал: “Иван Доминикович, с Вас сняли обвинение” . Болезнь поэта пошла на спад и в скором времени его перевезли домой.

2. Эта история непосредственно связана с первой. Янка Купала уже находился дома, когда к нему в гости пришел его друг, президент Академии наук Всеволод Игнатовский. Он сказал: “Янка, ты должен жить, ты у нас один” . А уже на следующий день Игнатовский покончил жизнь самоубийством. Оказалось, что НКВД попросту перекинула все обвинения, которые предъявляла Купале на Игнатовского. И тот не выдержал этого.

Спустя несколько месяцев после этих событий в “Звязде” появился покаянный лист Янки Купалы, в котором он полностью признавал свою вину. Многие исследователи его творчества считают, что это письмо, или скорее даже попытка самоубийства, разделило творчество поэта на “до” и “после”.

3. Нередко причиной ненависти советской власти к народному песняру становилась и случайность. Так, во время советско-польской войны, когда армия Пилсудского захватила Минск в газете “Звон” появилось стихотворение Купалы “Паўстань”, а под ним новость о том, что польская армия в Минске. Поэта обвинили в том, что он приветствует польскую интервенцию и захват Минска. Особенно злорадствовал сталинский прихвостень, поэт Демьян Бедный (в честь которого сегодня называются улицы в Беларуси), который посвятил белорусу такие строки: “Голос Янки соловьиный превратился в шип змеиный” .

4. Эта легенда общая для Купалы и Коласа. Известно, что хотя в жизни они и были друзьями, в профессиональной считались непримиримыми конкурентами. Такими же конкурентами они были и за шахматной доской. Янка Купала играл в шахматы лучше, и поэтому очень расстраивался, если Коласу удавалось выиграть. И вот, во время одной из партий, когда Купала явно проигрывал, он после очередного удачного хода своего оппонента воскликнул: “Ах ты мужик!”. Колас не остался в долгу и ответил: “А ты - шляхтюк!” Завязалась потасовка, в процессе которой все фигуры были сметены с шахматной доски. Так Янка Купала смог спастись от поражения.

Янка Купала долгое время является духовным символом Беларуси и заслуженно возведен в разряд выдающихся людей страны. Он многое сделал для становления белорусской литературы, белорусского языка, остро нуждавшихся в начале прошлого века в поддержке. Под псевдонимом Янка Купала творил Иван Доминикович Луцевич, родившийся 25 июня 1882 года в деревеньке Вязынка (сейчас это Минская область). Миру открыто творчество знаменитого поэта, драматурга, публициста, переводчика, но чем и как жил Купала — известно не каждому.

Поэт родился в семье обедневших белорусских шляхтичей, арендовавших земельный участок у помещиков. Род Луцевичей был известен с начала XVII века, но отец поэта, по сути, был безземельным крестьянином.

Янка Купала был настоящим денди . Он носил элегантные классические костюмы, всегда был при галстуке и с тростью. Янка Купала считал, что трость придает стилю дополнительную изысканность.

Одним из знаменитых стихотворений поэта «Мальчик и летчик» зачитывался будущий космонавт Юрий Гагарин, в те годы совсем маленький мальчик. Его коллеги, космонавты Владимр Коваленок и ПетрКлимук брали с собой в космос книги Купалы.

Поэт очень любил отдыхать на море в Грузии. Оттуда он привозил морские камни и рассыпал их где-нибудь в кабинете. Он любил, взяв их в руки, сидеть в любимом кресле и вспоминать время отдыха. Друзьям он говорил, что «это мое маленькое море».


Музой поэта, надежной опорой и поддержкой, женой была Владислава Станкевич. Владка знала четыре языка, танцевала в театре, любила петь. Матерью Владиславы была француженка Эмилия Моне, родственница знаменитого художника-импрессиониста Моне. Образованная женщина прибыла вБеларусь из Парижа, чтобы преподавать французский язык. Известно, что она учила французскому языку знаменитого революционера Феликса Дзержинского. В Беларуси Эмилия вышла замуж за ФранцаСтанкевича, лесничего Ошмянского повета. Последние годы жизни Эмилия жила в семье дочери и Янки Купалы.


До женитьбы Янка Купала испытывал чувства к Павлине Меделке , с которой встретился в Вильне. Он посвятил юной красавице стихи, поэму «Павлинка», она с большим успехом играла главную роль в его спектакле. Павлина дружила с Владиславой Станкевич, но замужество подруги стало для нее сюрпризом — ее даже не предупредили о венчании, состоявшемся в 1916 году в Москве в костеле Петра и Павла.

В 1920-30-ых годах поэт подвергался травле со стороны прессы и властей. Его произведения не издавались, сестра и мать были раскулачены. Главными были обвинения в национализме и участии в Организации освобождения Беларуси. Эти гонения стали причиной того, что в 1930 году поэт предпринял попытку самоубийства, написав перед этим письмо председателю правительства БССР.

Поэт очень любил играть в шахматы. Чтобы иметь возможность играть, он обменял свои личные вещи на шахматный столик. Часто его соперником бывал Якуб Колас, еще один классик и основоположник новой белорусской литературы. Янка Купала был крайне молчаливым человеком и за все время игры мог промолвить всего несколько слов.


Песня «Не быць скотом» группы «Ляпис Трубецкой» написана на стихи Купалы «Хто ты гэткi?»

Причины смерти Янки Купалы до сей поры неясны. Погиб поэт в 1942 году в гостинице «Москва» — в ней он остановился после приезда из села Печище (Казанская область), где проживал во время войны. Шестидесятилетний поэт упал в пролет между 10 и 9 этажом, смерть была мгновенной. Официальная версия гласит, что Купала покончил жизнь самоубийством, но ряд обстоятельств позволяет поклонникам творчества поэта сомневаться в ее достоверности:

  1. Веселый и бодрый Купала принимал в своем номере друзей и знакомых, угощая их кондитерскими изделиями, приглашал на свой день рождения (7 июля). Сказав знакомым, что нужно поговорить кое с кем, он вышел, обещав вернуться через несколько минут. С кем он хотел поговорить — до сих пор невыяснено. Когда постояльцы номеров выбежали на шум, они увидели убегавшую неизвестную женщину. Возможно, она виновата в смерти поэта?
  2. На следующий день поэт должен был получить гонорар за книгу и выступить по радио с обращением к оккупированным белорусам.
  3. На площадке осталась туфля литератора. Криминалисты говорят, что слететь она могла при борьбе Купалы с кем-нибудь.
  4. Купала не оставил никакой предсмертной записки, что крайне не характерно для поэтов. Он даже не намекнул никому о своих намерениях.

Великий белорусский поэт похоронен на Военном кладбище в Минске, рядом с могилкой матери. Его произведения не забыты, наоборот, с каждым днем у них становится все больше и больше почитателей.

Настоящее имя белорусского народного поэта Янки Купалы – Иван Доминикович Луцевич. Родился он 7 июля 1882 года в фольварке Вязынка (теперь Молодечненский район Минской области). Отец будущего поэта был мелким арендатором из безземельных крестьян. Учился будущий классик белорусской литературы в Белорусском народном училище (1898), в Петербурге на общеобразовательных курсах А. С. Черняева (1909 - 1913), в народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве (1915).

В поисках куска хлеба перепробовал множество занятий. После смерти отца (1902) был домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика на Сенненщине (1904), практикантом и помощником винокура на пивоварнях (1905-1908).

Первое стихотворение поэта - «Мужик» - было опубликовано в 1905 году. Уже через два года Я. Купала стал регулярно печататься в газете «Наша нива», а после стал её сотрудником. В 1914-1915 годах поэт занимал должность редактора самой прогрессивной газеты Беларуси того времени.

Вместе с Я. Коласом (их жизненные пути удивительно совпадают, даже год рождения у титанов белорусской литературы одинаковый, не говоря уже совпадении инициалов и т.д.) Купала стал основоположником новой белорусской литературы. Большую роль в его идейном и творческом развитии сыграл Максим Горький. Поэт тесно связал себя с революционно-освободительным движением народных масс. Об этом свидетельствуют сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), лироэпические и драматические поэмы «Извечная песня» (1908, опубликованы 1910), «Курган», «Сон на кургане» (обе - 1910), «Бондаровна» (1913), «Она и я» (1910, опубликована 1913), «Могила льва» (1913) и др., пьесы «Павлинка» (1913) и «Разорённое гнездо» (1913, опубликовано 1919).

В советскую эпоху творчество Купалы, вдохновляемое борьбой за построение социализма, отразило коренные изменения в жизни белорусского народа. В это время выходят сборники стихотворений Купалы «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), поэмы «Над рекой Орессой» (1933), «Тарасова доля» (1939) и др. За сборник «От сердца» (1940) поэт был награждён Государственной премией СССР в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны большой популярностью пользовались патриотическая публицистика Купалы и его пламенные стихи, направленные против фашистских захватчиков. В 1942 году в Москве поэт скончался.

Поэзия Купалы развивалась на основе лучших художественных и демократических традиций белорусского народа, впитала лиризм и напевность народной песни. Кроме того, в ней отражены и достижения русской художественной культуры.

Кроме создания огромного количества собственных произведений, Я. Купала перевёл на белорусский язык «Слово о полку Игореве», «Медный всадник» А. С. Пушкина, произведения Т. Г. Шевченко, А. Мицкевича, М. Конопницкой, Н. А. Некрасова, А. В. Кольцова, И. А. Крылова и др. Произведения самого Купалы переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных стран.

Сразу после окончания войны, в 1945 году в Минске был создан Литературный музей Янки Купалы. Сейчас созданы также мемориальные заповедники «Вязынка», «Левки», «Акопы» - в местах, с которыми были связаны жизнь и творчество поэта. Его имя присвоено Национальному академическому театру в Минске (старейшему в Беларуси), Институту литературы Национальной Академии Наук РБ, Гродненскому государственному университету, ряду школ, библиотек, улиц в городах и посёлках Беларуси. В 1959 году была установлена премия имени Янки Купалы в области литературы, искусства и исполнительского мастерства.

Республиканский праздник поэзии, фольклора и народных промыслов в проходит в первую субботу июня, и организуется музеем совместно с Молодечненским райисполкомом.

Белорусский поэт, драматург, публицист, переводчик, классик белорусской литературы, один из основоположников новейшей белорусской литературы и литературного языка. Народный поэт Беларуси (1925). Академик АН БССР (1928).

Иван Луцевич родился в месте Вязынка Вилейского уезда (сейчас Молодеченский район, Минская область) в семье арендатора. В 1898 закончил Белорусскую народную училище. После смерти отца (1902) работал на хозяйстве, позже домашним учителем, писарем у судебного следователя в Радошковичах (1903), младшим приказчиком у помещика в Сенненском уезде Колдунилевской губернии (1904), практикантом и ассистентом винокура в имении Семково под Минском, на пивоварне в Яхимовщине, в имении Снов Новогрудского уезда (1905-1908), был сотрудником “Нашей Нивы” и библиотекарем библиотеки “Познания”.

Сначала декабря 1909 г. с рекомендательным письмом переехал в Петербург, где обучался на общеобразовательных курсах А. Черняева (1909-1913), работал в Общественной библиотеке, участвовал в работе научно-литературного кружка белорусских студентов Петербургского института. 3 октября 1913 опять в Вильнюсе: секретарь “Белорусского издательского общества”, редактор «Нашей Нивы» (1914-1915). С приближением фронта эвакуировался из Вильнюса, жил в Соколе, в сентябре 1915 года выехал в Москву, где обучался в Народном институте. С января 1916 г. был на военной службе: несколько месяцев служил в Минске старшим рабочим в дорожно-строительном отряде Варшавского окрестность путей сообщения, позже в Полоцке, Смоленске. В 1916 году женился с Владиславой Луцевич.

В июле 1918 года получил должность агента по обеспечению продуктами Западной области. Вкупе с Н. Горецким был слушателем факультета истории искусств Смоленского отделения Столичного археологического института. В 1919 году, после провозглашения БССР, переехал на неизменное жительство в Минск. Работал заведующим библиотеки при Белорусском домике, редактировал журнальчик “Рунь” (1920) и “Свободный стяг” (1920-1922).

В 1920-1922 тяжело болел, но, оправившись, вновь возвратился к активной публичной и литературной деятельности. С начала 1921 - заместитель заведующего литературно-издательского отдела БССР, заходил в состав Академической комиссии Академического центра БССР по вложения и обработке белорусской терминологии, член научно-редакционной коллегии БССР, которая рассматривала выставленные к печати произведения (позднее она называлась комиссией, и Я. Купала был ее председателем); один из инициаторов сотворения Белорусского драматического театра (1920), БГУ (1921), Инбелкульта (с 1922 года его действительный член), литературного объединения “Пламя”. Янка Купала участвовал в Академической конференции по реформе белорусского правописания и азбуки (1926).

Не один раз подвергался репрессиям. В 1921 году на поэта был наложен домашний арест и изъяты рукописи. В 1930 году было раскулачено мама и сестра поэта. Летом 1930 года в печати появилась статья Л. Бэндэ “Путь поэта”, в каком Купала был объявлен “идеологом буржуазного национал-врзраждения”. Купалу вызывали на допросы в ГПУ; ему обвинялось лидерство в “Союзе освобождения Беларуси”. 20 ноября 1930 после “бесед” в ГПУ он сделал попытку самоубийства, но был спасен. В декабре 1930 был обязан опубликовать в “Звезде” “покаянное” письмо, в каком признавался в “ошибках” и “вредных взорах”, обещал разорвать с “кулацким националистическим направлением” и отдать все свои силы социалистическому строительству”. В 1930-е годы произведения Купалы подверглись значимой цензурной правке, в т. л. произведения из сборников “Жалейка” и “Гусляр”. В 1937 году над поэтом в очередной раз нависла угроза ареста - его имя оказалось в перечне предполагаемых жертв. Ареста удалось избежать.

Величавая Российская война застала его в Каунасе. В 1-ые деньки войны в Минске сгорели его архив и библиотека. 30 июня 1941 с дачи в Левках Янка Купала выехал в Москву. С ноября 1941 года он жил в пас. Печищи около Казани. Как член президиума Всеславянского антифашистского комитета Купала выступал на антифашистских митингах, подписал обращение с призывом подняться на вызвольную борьбу против фашизма, участвовал в И имевший несколько математических книжек митинга и в научной сессии АН БССР (в Казани), где выступил с докладом “Российская война и белорусская интеллигенция”.

18 июня 1942 Купала приехал в Москву и через 10 дней умер в гостинице “Москва” при невыясненных обстоятельствах - свалился в лестничный просвет с 10 этажа. Существует три версии - злосчастный случай, суицид, убийство. Был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В июле 1962 урна с прахом Янки Купалы была перевезена в Минск и захоронена на Военном кладбище.

Янка Купала - классик белорусской литературы, традиции писателя оказывали влияние на белорусских поэтов различных поколений. Особенное значение наследство Янки Купалы заполучила в конце 1980-х, когда были написаны ранее нелегальные его произведения (поэмы “Инвалид”, “В Сочельник” и др.).