Воспоминания о школе и учителях. Воспоминания о школе! "Геометрия была для меня пыткой"

4 votes

Способы указанные в книге:

1.Проявляй искренний интерес к другим людям.
2.Улыбайся!
3.Помни, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
4.Будь хорошим слушателем. Поощряй других рассказывать о себе
5.Веди разговор в кругу интересов твоего собеседника.
6. Дайте людям почувствовать их значительность - и делай это искренне.

1.Единственный способ добиться наилучшего результата в споре – это уклониться от спора.
2.Проявляйте уважение к мнению другого, никогда не говорите человеку, что он не прав.
3.Если вы не правы, признайте это честно и чистосердечно.
4.Вначале докажите своё дружеское расположение.
5.Пусть ваш собеседник с самого начала будет отвечать вам «да, да».
6.Дайте собеседнику выговориться.
7.Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему.
8.Честно попытайтесь увидеть вещи с точки зрения другого.
9.Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей.
10.Взывайте к благородным побуждениям.
11.придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их.
12.Бросайте вызов!
«Девять способов как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»
1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства человека.
2.Обращайте внимание людей на их ошибки, делая это в косвенной форме.
3.Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
4.Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы.
5.Дайте возможность человеку спасти своё лицо.
6.Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех, и будьте при этом искренни в своём признании и щедры на похвалы.
7.Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8.Пользуйтесь поощрением. Сделайте так чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9.Делайте так чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
Правила:
«Шесть способов располагать к себе людей»
1.Критика заставляет человека искать оправдание, и он начинает критиковать тебя. Критика в любом её проявлении имеет эффект зеркала. Критикуй человека если хочешь критиковать себя.
2. Лучший способ убедить человека, это заставить его захотеть это сделать. Дай человеку того чего хочет он, и поверни его желание в русло тех которые выгодны тебе.
3.Интерес зеркален, неискренность является трещиной на зеркале, она не даёт вернуться ответу.
4.Наше лицо говорит гораздо громче чем одежда, и даёт фильтр гораздо лучший чем слова.
5.Помни имена. Дай возможность почувствовать свою значительность.
6.Слушай не меньше чем говори, слушай с интересом. Выслушав ты добьёшься большего чем добился бы перебив.
7.Ближайший путь к сердцу человека это сходство интересов, если бы интересы были кружками стоящими линией между людьми, то каждый схожий сокращал расстояние между вами и вашим собеседником, ровно на столько насколько важен для него тот или иной интерес относительно других.
8. Указывай людям на их достоинства, и они скрасят твои недостатки.
«Двенадцать способов склонять людей к своей точке зрения»
1. Зачастую спор бессмысленное занятие. Всегда стоит избегать острых углов таких как спор.
2.Не стоит указывать на ошибки человека, не стоит говорить что он не прав. Это вызывает то же отторжение что и критика.
3. Нет смысла выкручиваться если ты ошибся, в таком случае лучше признать свою ошибку как можно раньше.
4. Лучше объяснять всё плавно без даже доли обиды оппонента, т.е. дружелюбно.
5. Начните, и акцентируйте внимание в своей убеждающей речи на согласии во мнениях, расхождение же задаст другой тон беседы(см. пункт 4).
6.Лучше выслушать всё и до конца, а лишь потом проанализировав ответить. Это гораздо логичнее и правильнее.
7.Продумай за человека ход, который был бы наиболее удобен для тебя найди его сильные стороны, а затем выдай рекламу сырой идеи хода,пусть он додумает его так же как и ты считая его своей идеей.
8.Попробуй лишний раз остановиться, и представить себя на месте собеседника. Поняв следствие и факторы, можно понять первопричину анализа информации, и подобрать наиболее удачные слова на которые собеседник отреагировал лучшим образом.
9.Все мы люди схожи, попадая в те же условия, ты бы стал точно таким же. Не стоит быть агрессивным к другим мыслям и желаниям, даже если они безмерно глупы по твоему мнения (а кто ещё прав?).
10.Нужно понять человека и дать ему возможность решать. Если мне неизвестен человек, стоит относиться к нему как к честному и справедливому.
11. Контраст заставляет увидеть, выделенная разница даёт ясное понимание идеи.
12.Люди не признают отставания в том чем они занимаются, они всегда готовы доказать что они лучше, лишь покажи им того кто считает что это не так.
«Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды».
1.Стоит подготовить почву для разговора, лучше начать с чего-то приятного человеку, а позже мягко указать на ошибки.
2.Если всё таки и пришлось критиковать, стоит указывать на ошибки косвенно.
3. Указав на свои ошибки, и указывая на ошибки другого ты оказываешься с ним «в одной лодке», и любая критика будет восприниматься мягче.
4.Вопросами можно добиться большего чем прямыми приказами, человек присваивает себе решение и меньше задумывается о том почему он ошибся следовательно меньше обвиняет вас.
5.Считайся с чувствами других.
6.Человек которого хвалят, будет гораздо лучше работать чем человек которого наказали. Стоит хвалить за мелочи, и не реагировать на неудачи. Лучше всего представлять неудачи подчиненного через призму своих ошибок.
7.Покажите, что вы верите в человека больше чем он заслуживает, и он оправдает ваше доверие.
8.Дайте человеку понять, что его возможно гигантский недостаток легко можно исправить, раненному не показывают рану, а лишь говорят что всё будет хорошо только постарайся.
9.Старайтесь чтобы людям было приятно исполнять то, чего вы хотите.

Привет, друзья!

В 1936 году в США вышла книга, которой суждено было изменить отношение к миру многих миллионов людей. Ее читали и продолжают читать, методы, предложенные автором, до сих пор не потеряли актуальность. В некотором смысле она стала классикой среди руководств по общению с людьми. И наверняка вы либо читали, либо хотя бы слышали ее название и имя автора: Дейл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

Манипуляция или эффективное общение?

К тому, что в ней написано, можно относиться по-разному. Некоторые критики обвиняют автора в том, что он учит манипулировать окружающими. Но разве младенец плачем не манипулирует поведением матери, когда дает ей понять, что голоден или ему нужно поменять пеленки? Или смог бы начальник добиться результата в работе от подчиненных, не манипулируя их поведением?

Начальник тюрьмы Синг-Синг Лоуэс утверждает, что «только немногие преступники в этой тюрьме считают себя плохими людьми. Они, с их точки зрения, такие же люди, как вы и я. Они могут рассказать вам, почему были вынуждены взломать сейф или открыть стрельбу».

Таким образом решают проблемы те, кто не хочет манипулировать окружающими. Понятное дело, что это крайний случай, далеко не все идут на антисоциальные действия из-за недопонимания с окружающими. Но вот разрыв отношений между друзьями, возлюбленными, братьями и сестрами или даже родителями и детьми – более частое следствие неумения общаться.

Потому вместо того, чтобы тратить время на обиды, споры, ссоры, выяснение отношений, не лучше ли научиться такой конструктивной манипуляции, которая облегчит жизнь и вам, и другим людям?

Главные идеи

Основное послание Дейла Карнеги состоит из следующих пунктов:

  1. Критика не приносит нужного результата, так как людям свойственно отстаивать свою правоту даже при заведомо неверном поведении.
  2. Чтобы человек сделал то, что нужно вам, он должен захотеть это сделать.
  3. Сюсюканьем и лестью желаемого не достигнуть, только полная искренность.
  4. Чтобы повлиять на человека, предложите ему то, что хочет он.
  5. Проявляйте неподдельный интерес к людям, если хотите, чтобы они интересовались вашей персоной.
  6. Показывайте, что вам приятно общаться с собеседниками, будьте приветливы и улыбайтесь.
  7. Не пожалейте времени, чтобы запомнить имя человека, с которым вас свела судьба, важную личную информацию о нем и использовать ее при подходящей возможности.
  8. Выслушайте о проблемах человека и дайте ему понять, что полностью разделяете его позицию.
  9. Говорите о том, что интересно собеседнику и искренне восхищайтесь его достижениями.
  10. Не забывайте о вежливости: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры» — это не просто фигура речи, а проявление уважения к другому человеку.
  11. Избегайте утверждения, что человек не прав, но обязательно признавайте свою неправоту, если ошиблись.

Дейл Карнеги преподносит свои советы, сопровождая их множеством примеров из жизни известных людей и своих знакомых. Это удавалось Джорджу Вашингтону, Аврааму Линкольну и другим выдающимся историческим лицам – почему бы не взять их способы общения на вооружение?

Ответы на возможные возражения

Учит ли он лгать для достижения желаемого? Ни в коем случае. Из главы в главу красной нитью проходит идея: все эти вещи нужно делать от чистого сердца. А для этого нужно научиться «носить ботинки другого человека» — понимать и принимать его позицию.

Судя со своей точки зрения, нельзя понять человека. Вы не согласны с его мнением? Но за вашей позицией стоит ваш личный опыт, так же, как и за его мнением. Даже не разделяя чужую точку зрения, можно найти положительные черты в другом человеке. Но только если поставить задачу ее найти.

Принятие чужой позиции не означает оправдание за неправильные поступки – просто вы поймете, что руководило человеком во время принятия решения. Это освободит от неконтролируемых эмоций и как результат, решение будет принято не в порыве гнева или обиды, а адекватно ситуации.

Универсальны ли советы Карнеги? В рамках цивилизованного общения – безусловно, да. Человек, который научился виртуозно входить в доверие, сможет сделать это и в более экстремальных условиях. Именно так действуют переговорщики между противостоящими сторонами. Но если делать это неискренне, то не нужно сетовать, что приемы, предлагаемыми Карнеги, не сработали. Может быть, причина не в них, а в вас?

Пробежимся по содержанию

В книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» шесть частей.

  • Первая посвящена основным методам обращения с людьми.
  • Во второй Карнеги предлагает шесть правил, которые помогут понравиться другим людям.
  • Третья часть представляет двенадцать правил, которые помогут погасить спор и склонить человека к желаемой точке зрения.
  • Из четвертой вы научитесь девяти правилам, как влиять на людей, не оскорбляя и не обижая их чувства.
  • Пятая часть рассказывает, как убедить людей в переписке.
  • Шестая будет полезна для семейных пар, которые планируют жить долго и счастливо до конца жизни.

Советы, которые дает Карнеги, подойдут и в повседневном общении, и в отношениях с коллегами, начальники тоже могут почерпнуть немало полезного для работы с подчиненными. Самое удивительное, что советы, данные автором, остаются актуальными до сих пор. А это испытание временем переживают далеко не все книги, которые считались блестящими в момент выхода в свет. Книги Дейла Карнеги это испытание выдержали с честью. А потому несомненно должны быть прочитаны. И если прислушаться и взять на вооружение то, что предлагает автор, то в один прекрасный день вы вдруг можете обнаружить, что друзей у вас стало значительно больше.

У меня книга осталась еще от бабушки, если у вас нету, то посмотреть на нее можно тут . До связи!


Дейл Брекенридж Карнеги

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей

© 1981 by Donna Dale Carnegie and Dorothy Carnegie (Revised Edition)

© Перевод. ООО «Попурри», 1998

© Оформление. ООО «Попурри», 2007

Эта книга посвящена человеку, которому нет нужды ее читать, – моему незабвенному другу Гомеру Крэю

Предисловие к пересмотренному и дополненному изданию

Книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» была впервые опубликована в 1937 году тиражом всего лишь пять тысяч экземпляров. Ни Дейл Карнеги, ни издатели, Саймон и Шустер, не рассчитывали, что ее популярность заставит выйти тираж за этот скромный объем. К их удивлению, книга стала сенсацией, и приходилось печатать тираж за тиражом, чтобы удовлетворить все возрастающий читательский спрос. Она заняла свое место в истории издательского дела как один из интернациональных бестселлеров. Книга касалась актуальной области и удовлетворяла человеческую потребность, свойственную не только периоду после Великой депрессии, о чем свидетельствуют ее непрерывно продолжающиеся продажи в восьмидесятые годы, почти полстолетия спустя.

Дейл Карнеги говорил, что легче сделать миллион долларов, чем добавить фразу в английский язык. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» стала именно такой фразой, цитируемой, пересказываемой, пародируемой, используемой с неисчислимым множеством оттенков в различных текстах – от политических листовок до романов. Эта книга переведена почти на все языки, имеющие письменность. Каждое поколение открывает ее заново и находит в ней нечто, созвучное своему времени.

Сказанное выше приводит нас к логическому вопросу: «Зачем пересматривать книгу, доказавшую и продолжающую доказывать свою неслыханную привлекательность? Зачем экспериментировать с успехом?»

Чтобы ответить на это, мы должны осознать, что Дейл Карнеги сам неутомимо переделывал свою книгу в течение всей жизни. Она была написана как практическое пособие к его курсам «Умение говорить и человеческие отношения» и сегодня все еще продолжает использоваться в этом качестве. Вплоть до своей смерти в 1955 году Карнеги непрерывно улучшал и пересматривал этот курс, чтобы адаптировать его к изменившимся потребностям постоянно расширяющейся аудитории. Трудно найти человека, более чувствительного к направлениям изменения сегодняшней жизни, чем Дейл Карнеги. Он постоянно пересматривал и совершенствовал свои методы обучения; свою книгу по эффективному ведению беседы он модернизировал несколько раз. Если бы он прожил дольше, то сам бы пересмотрел книгу «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», чтобы она лучше отражала изменения, произошедшие в мире после тридцатых годов.

Имена многих людей, цитируемых в данной книге, хорошо известные во времена первой публикации, не знакомы большинству сегодняшних читателей. Некоторые примеры и фразы в нашу социальную эпоху кажутся причудливыми и устаревшими, словно пришедшими из романов викторианской эпохи. За счет этого ослабляется информативность и общее воздействие книги.

Следовательно, при пересмотре и дополнении книги мы ставили своей целью сделать ее более ясной и приближенной к современному читателю без искажения содержания. Мы не изменили суть книги, а лишь заменили некоторые примеры более современными. Живой, стремительный стиль Карнеги остался невредимым – оставлен даже сленг тридцатых годов. Дейл Карнеги писал так же, как и говорил, в экспансивном, непринужденном разговорном стиле.

Поэтому его голос звучит так же мощно, как и всегда со страниц его книг и работ. Тысячи людей – и число их растет с каждым годом – во всем мире обучаются на курсах Карнеги. И другие тысячи читают и изучают книгу «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» и воодушевляются на использование предложенных в ней принципов для улучшения своей жизни. Для всех читателей мы предлагаем этот исправленный вариант книги как отточенный и отполированный, готовый к использованию инструмент.

Дороти Карнеги

Как и почему была написана эта книга

За первые тридцать пять лет двадцатого столетия американские издательства напечатали более четверти миллиона разных книг. Большинство из них смертельно скучны, а многие принесли издателям финансовые потери. Я сказал «многие»? Недавно председатель правления одного из крупнейших в мире издательских концернов признался мне, что, несмотря на семидесятипятилетний опыт работы, его компания терпит убытки на семи из каждых восьми издаваемых книг.

«Школьные годы чудесные…» или воспоминания 18 лет спустя

В 1984 году для нас прозвенел первый звонок.

Ожидание чего-то еще неизведанного, нового, любопытство будоражило каждого из первоклашек. Белые фартуки, огромные накрахмаленные банты у первоклассниц, брюки «со стрелками» и пиджаки с блестящими пуговицами у первоклассников, букеты из гладиолусов или астр придавали еще большую торжественность.

Знакомство с первой учительницей, соседом по парте, фотография на память с букварем, аккуратно сложенные в портфеле тетрадки и прописи, в которых непослушной рукой потом выводили замысловатые палочки и крючочки. Закрутилась, понеслась школьная жизнь.

В первом классе стали октябрятами. На отпаренной форме появился октябрятский значок - портрет юного Ленина в пятиконечной звездочке. Все знали, что октябрята - это будущие пионеры, внучата Ильича, уважают старших и любят школу. «Помнится, во втором классе проверялась техника чтения. На классном собрании учительница отозвала мою маму и поделилась впечатлениями: "Ваша Вика прочитала текст со скоростью 18 слов в минуту, но Вы не переживайте, она так старалась, делала паузы, взмахивала ручкой и лицом изображала все, что было написано!".

В третьем классе в день рождения Ленина на торжественной церемонии в красном уголке завода «Авангард» октябрят приняли в пионеры. Причем, в первую очередь принимали тех, кто учился на «отлично» и был примером для всех, а во вторую и даже третью тех, у кого «хромала» успеваемость или дисциплина. Новобранцы давали торжественное обещание пионеров Советского Союза - горячо любить и беречь свою Родину, после чего им повязали красный пионерский галстук и вручили значок с девизом «Всегда готов!».

По окончании третьего класса - расставание с первой учительницей, горячо любимой и почти род-ной, которая ввела нас в школьную жизнь мягко и безболезненно, научила читать и писать, приоткрыла дверь в мир непознанных наук… Четвертый класс, казалось, что уже совсем взрослые и можем почти все!

Собирали металлолом. «Идея - переплавить собранный лом на пионерский троллейбус. Мы так старались и были так неудержимы в желании поучаствовать в изготовлении троллейбуса, что разобрали и принесли на лом все, что смогли унести со старой дворовой спортивной площадки. Даже ограждения высотой в два наших роста были снесены и притащены в школьный двор. А потом мы направились через железную дорогу к заводу Авангард и «уперли» оттуда железнодорожную шпалу, причем вдвоем. До сих пор не понимаю, как нам это удалось. Итого около 300 кг. Гордость до сих пор распирает!!!»

Собирали макулатуру. Объявлено соревнование - какой класс больше соберет макулатуры. А дух соревнования придает особую остроту, поэтому несли все - от старых газет «Правда» и журналов «Колхозница», «Наука и жизнь», «За рулем» до подписных изданий (пока родители не видят), проходили по всем соседям. А как обидно, если соседний класс выигрывал из-за дополнительной пары связок картона…

Шефствовали над одинокими ветеранами. Покупали продукты, выполняли домашние работы. Мальчики на уроках труда вырезали из дерева звездочки, красили в красный цвет и прибивали их возле дверей ветеранов Великой Отечественной войны.

Принимали активное участие во всевозможных спортивных соревнованиях и олимпиадах, смотрах строя и песни, побеждали и искренне радовались.

Благодаря семье Ланевых ходили в походы - учились разводить костры, ставить палатки, готовить пищу на огне, играли на гитаре, пели…Не обходилась наша школьная жизнь без маленьких шалостей:

«Когда не хотелось ходить зимой на физкультуру на лыжах, я брала с собой отвертку, отъезжала в сторонку и скручивала крепление. Мол, вот сломалось…»

«Дьякова Н.Н., читая отдельные трагические отрывки из произведений «Ночевала тучка золотая» или «Му-Му» плакала, а мальчишки сидели и хихикали…»

«Уборка школы. Как сонные мухи «оттираем» тряпками стены, вернее пасту наносим, а воды почти нет...» «Пришкольный участок - «спим» на грядках, самое элитное - нарвать кроликам травы...»

«Выход из школы зимой напоминал обстрел тысячами снегометов, заснеженными оставались практически все!!!»

Столовая!!! - все в позе марафонцев на низком старте в последние секунды урока, учитель держит дверь, а после звонка …. «табун» бежит на «водопой»»

«После того, как стали пионерами, каждый год на 19 мая бесплатно катались на троллейбусе и качелях в парке культуры и отдыха.

А еще у нас были факультативные занятия - кружок микробиологии, где изучали бактерии и плесень. Я даже дома разводила, а родители ругались. Благодаря этому кружку без тестов приняли в гимназию в химико-биологический класс.

«А на уроках труда мы шили фартуки и ночные сорочки, готовили супы или плюшки, которые наши мальчики потом ели». «А сколько было радости, когда единую школьную форму отменили, и можно было «хвастануть» перед одноклассниками модными джинсами или яркими лосинами…»

«Помню, на смену ранцам и портфелям пришли «дипломаты». Особым «писком» был черный узкий с кодовым замком. Идешь по улице, в руках «первый признак интеллигента», заходишь в класс и «бух!» по парте - гордость просто распирала! А еще таким «портфелем» было удобно драться и кататься с горок…»

Между всей этой активной школьной жизнью, конечно, учились - чертили графики, разбирались в теоремах и аксиомах, учили стихи, писали сочинения, познавали историю, проводили опыты по физике и химии, узнавали про всех и про все. А если ученики испытывали затруднения в учебе, то их оставляли после уроков на дополнительные занятия и при этом никаких платных репетиторов!!!

Школа - это детство, первая дружба, первая любовь, огромное желание казаться взрослыми (у девочек первые пробы макияжа, у мальчишек - покурить за углом)…. А самое главное, школа «посеяла» в нас зернышки тех основ, благодаря которым мы выросли целеустремленными, честными, порядочными людьми, научились ценить дружбу, человеческие отношения.

Очень важно, что в школьные годы рядом с нами были мудрые и опытные педагоги, которые видели в нас то, что больше никто не видел, и развивали хорошее или, наоборот, помогали избавиться от «нехороших» черт характера, качеств и т.д. Спасибо нашим учителям за знания, советы, помощь, понимание, терпение и мудрость. С благодарностью и уважением вспоминаем нашего классного руководителя Дьякову Надежду Николаевну искреннего, заботливого и талантливого педагога.

В годы учебы в школе мы воспринимали все происходящее как что-то навязчивое и практически не ненужное - уроки, контрольные, экзамены, требования… казалось, скорей бы окончить школу и - в жизнь! Только теперь понимаем, что 10 школьных лет были как большие летние каникулы, которые, к сожалению, безвозвратно ушли в прошлое….

Рахманен Наталья

от имени выпускников 1994 года,

в том числе от имени Натальи Гутиной,

которая живет во Франции

и занимается издательством

исторического журнала.

1986 год Урок в 3"г" классе учитель начальных классов Новикова Тамара Васильевна.

На фото. Рахманен Наталья вместе с Кухаревым Денисом выполняют задание.

Лияскина (Травкина) Елена Анатольевна

Год окончания школы: 1980

В первый классяи 40 моих одноклассников (такие большие были классы) пришли 1 сентября 1970 года. В это время школа №1 была единственной средней школой в нашем городе. Первыми нашими педагогами были Мария Андреевна Тихомирова (учитель) и Лидия Федоровна Тихомирова (воспитатель). Для Марии Андреевны мы стали последним ее выпуском. Она была нашим наставником в течение нескольких лет: в 1-3 классах обучала, а в четвёртом и пятомработалавоспитателемв группе продленного дня. Кстати сказать, ГПД была обязательной для всех учащихся до пятого класса.

Мария Андреевна была очень строгим учителем. Частенько прогулку нам заменяли дополнительными занятиями по математике, русскому языку или чтению. Но зато отстающих в классе не было и оставшихся на второй год тоже. Лидия Федоровна не только готовила с нами домашние задания, но придумывала и проводила много разных мероприятийи интересных праздников. В первом классе мы все вместе вступили в октябрята (а это был самый главный праздник в учебном году) и начали посещать кружки в Домепионеров. А в третьем самых достойных приняли в пионеры. Это было очень важным событием в нашей жизни, к нему мы долго готовились: знакомились с законамипионеров, училигимн пионерской организации, изучали жизнь пионеров-героев.

Выпустив наш класс,Лидия Федоровна Тихомирова уехала из Пудожа.

Учились мы 6 дней в неделю, и неизменно каждый день в начальной школе у нас было по 4 урока.

Начальная школа располагалась в одноэтажном здании рядом с новым, основным. И во время уроков, отвлекаясь от рассказов учителя, мы с завистью смотрели в окно на счастливчиков, проводивших целый учебный день вкомфортных условиях с паровым отоплением, столовой, спортивным залом… В наших же классах в старом деревянном зданиив углустоялипечки, которые почему-то почти всегда топилисьзаснеженными и обледенелыми дровами, и поэтому осенью и зимой в классах стоял жуткий холод. А вместо столовой был буфет, куда в термосах приносилиеду из основного здания. На завтрак неизменно давали бутерброд с котлетой и чай. Стоил завтрак 10 копеек.

Самымпамятным событием начальной школы стал не сбор металлолома, макулатуры или золы, не соревнования октябрятских звездочек, не летняя отработка на пришкольном участке, а строительство в нашем городе моста через реку Водла вместо старого, деревянного. Для закрытия отверстий железобетонных плит строителям нужны были стеклянные баночки из-под яблочного пюре «Неженка», которые поручили собирать младшим школьникам. Соревнование посбору этих баночек получилось очень увлекательнымивкусным. А мостслужит пудожанам уже около 30 лет.

Состав класса от первого до десятого часто менялся. В пятом классе к нам добавились ученики из закрывшейся к тому времени Новзимской восьмилетней школы, а также ребята из близлежащих поселков Чернореченский и Рагнукса, где были только начальные школы.Классным руководителемс 4 по 9 класс была математик Зинаида Григорьевна Бедонина . А любимым учителем для всего класса, без преувеличения, стала учитель русского языка и литературы Нина Афанасьевна Павлова . Нина Афанасьевна часто оставалась с нами на классные вечера, которые мы готовили самостоятельно. Для проведения классного вечера нужно было получить разрешение у завучей, поэтому, кроме чаепития и дискотеки, обязательной была «официальная» тематическая часть. Классные вечера мы проводилиежемесячно, а то и чаще, и поэтому, благодаря подготовке официальной части, узнавали много нового помимо школьной программы.Темы вечеров мы также чаще всего придумывали сами: «Потомки Пушкина», «Занимательная физика (химия, математика и т.д.)»,«Дом Романовых», и конечно, особенно популярными были, как и сейчас, дни именинников, новогодние, февральские и мартовские праздники.

Географию вела очень строгая (на ее уроках слышен был не только полет мухи, но и маленького комарика), и в то же времяоченьинтересная и, как сейчас говорят, компетентная Горшкова Антонина Александровна.

С историком нам тоже повезло. Галина Васильевна Богданова была удивительно доброжелательным, демократичным и простым в общении человеком, преподавателем «от бога».Мы все ее очень любили. Она также занимала должность организатора по воспитательной работе, и свободное время мы проводили в ее маленьком кабинетике, с удовольствием выполняя различные порученияпо подготовке общешкольных мероприятий.

Немецкому языку нас учил Евгений Александрович Струнин , а английскую группуНадежда Борисовна Васильева . После нескольких лет работы она переехала в город Петрозаводски стала известной карельской писательницей, до сих пор поддерживает тесную связь с нашей школой, часто приезжает в Пудож на творческие встречи. Кроме уроков, были популярны и так называемые КИДы (клубы интернациональной дружбы), которые помогали найти друзей по переписке среди зарубежных сверстников, углублять знания по английскому языку и расширятькругозор.

Шить, вязать, вышивать, готовить, а также ремонтировать простейшие электроприборы девочек научила Тамара Ефимовна Рудакова. За что мы ей очень благодарны. Магазины были почти пусты, купить обновки было проблематично. Но зато в продаже было огромное количество тканей. Поэтомуюбочки, блузочки, брюки, в которых мы потом «форсили» на школьных вечерах, мы, в большинстве, шили сами. Заказать обновки в ателье могли позволить себе немногие.

Ну, и конечно же, любимую всеми физкультуру, вели Виталий Николаевич Митрофанов и Анатолий Венедиктович Старков. Осенью – кросс «Золотая осень», зимой – лыжи, в межсезонье – волейбол, баскетбол, гимнастика. Наверно, именно на уроках физкультуры ничего не изменилось и сейчас. Но! В нашей школе был известный на всю республику турклуб. И большинство учеников, даже те, кто небыл его участником, любили туристические походы.

Самым ярким событием средней школы стала победа команды нашего класса в районной военно-спортивной игре «Зарница», которая проводилась в военном городке в деревне Уржаково.В результате чего всем классом (в то время мы окончили седьмой),мы поехали защищать честь района на республиканских соревнованиях. Многие из одноклассников впервые побывали в Петрозаводске. (Теперь, когда во время каникул школьники со своими родителями свободно разъезжают по всему миру, это кажется нереальным. Во времена же нашей школьной учебы люди, даже в пределах республики, путешествовали реже. И поездка в Петрозаводск для многих была большим событием). Соревнования мы, к сожалению, проиграли, заняв место недалеко от конца. Зато как весело провели время! Дни проходили в конкурсах и соревнованияхв военном гарнизоне: разбирали настоящее оружие, обедали из полевой кухни, ходили строем подсобственный крик строевых песен, участвовали вкроссах,рисовали стенгазету по итогам каждого дня, представляли свою агитбригаду. Оценивали соревнования и во всем помогали нам солдаты срочной службы. А по вечерамв школе, где мы жили, сами себе устраивали танцы. Причем, никакого музыкального сопровождения у нас не было, поэтому популярные танцевальные мелодии,под которые мы чинно танцевали парами, исполняли наши педагогиНиколай Митрофанов, Татьяна Бардинова иТатьяна Воеводина.В последнюю ночь мы с подругами решили измазать мальчишек зубной пастой. В темноте, торопясь, чтобы никого не разбудить, замирая от каждого шороха, мы вымазали не только лица своих одноклассников, но и постельные принадлежности.Было страшно, потому что темно и ничего не видно, и очень смешно. Не до смеха стало утром, когда пришлось оттирать от зубной пасты измазанные одеяла. Но обиженных, на удивление,не было. Беззлобно подсмеиваясь над нами,мальчишки, а также и девчонки, не участвовавшие в акции, помогали наводить порядок в спальнях.

В девятомклассе у нассильно изменилсясостав учеников. Почти половина из нашего класса была переведена в 9 «Б» к ученикам, приезжающимиз посёлка Попорожье, где была только восьмилетка. Можно сказать, всех девятиклассников «перетасовали», создав три параллельных класса. Яосталась в 9 «А». На освободившиеся места опять добавились ребята из поселков. Это была «вселенская трагедия» - слезы, истерики, походы к директору. Но решение руководства школы не изменилось.

Очень быстро мы все подружились, причем не только внутри класса, но и в параллели, и даже между школами – все девяти-, а потом идесятиклассники дружили между собой. В 1978 году была построена и открыта средняя школа № 2, где мы стали частыми гостями на школьных вечерах. Считаем, наше тесноеобщение - это заслуга наших классных руководителей.

В старших классах нашим классным руководителем была Галина Ивановна Игнашова , преподававшая у нас физику и астрономию. Изменился и состав учителей-предметников: алгебру преподавала Любовь Михайловна Купцова (классный руководитель параллельного 9 »Б» класса), литературу и русский язык – Нина Васильевна Минеева, биологию – Тамара Михайловна Коренева, экономическую географию – Альбина Николаевна Щекинова . Они готовили наск экзаменам за курс средней школы, которые мы сдавали по всем основным предметам целый месяц. Всего 7 экзаменов, 2 из которых письменные: алгебра и сочинение, остальные 5 – устные, перед учительской комиссией из4 - 5 преподавателей.

Нашему классу очень повезло - нас учили самые «классные!» учителя. Учителя-легенды. Учителя, которые не только сами были очень эрудированными, но и умели передать разнообразные знания своим ученикам, то есть нам.

Старшие классы – лучшее время жизни. С нашим классным руководителем мы ходили в походы, ездили на экскурсии, проводили вечера. Галина Ивановна впервые познакомила нас, к примеру, с тестами на разные темы, гороскопами изодиакальными созвездиями, о которых в то время мало кто знал, делилась своими впечатлениями о поездках в Болгарию и Германию, много беседовала с нами на самые разнообразные темы. Наш класс был очень дружным: мы вместе ходили на дискотеки в городской ДК, катались на лыжах и санках, гуляли по улицам города, в теплое время года уезжали ловить рыбу на мотоциклах за город – на Велмуксу или Рагнуксу. Лучшими воспоминаниями о старших классах остаются трёхдневный поход на Онежское озеро (Пудож-Каршево-Бесов Нос-Шала-Пудож), пятидневная поездка в Петрозаводск с экскурсиями на остров Кижи, курорт «Марциальные воды», водопад Кивач, а также недельная поездка в Латвию. Сейчас от таких масштабных событий осталась бы масса фотоснимков. А в то время, в основном –впечатления и 2-3 блеклых самодельных фотографии.

Большую роль в нашей школьной жизни играл комсомол. Комсомольские собрания, изучение и конспектирование трудов Ленина и материалов съездов КПСС к Ленинским зачетам, исполнение какого-то поручения, сборы макулатуры и металлолома, осенние выезды на уборку урожая картофеля и моркови,посадки деревьев, обязательное ежегодное оформление классного уголка. Большинство из перечисленного - формальные мероприятия. Но было интересно и очень весело. В старших классах я была членом общешкольного комитета комсомола, которым руководилаСветлана Мелешко. Именно комитет комсомола был инициатором всех интересных дел в школе.

Несмотря на нашу очень дружную школьную жизнь, послеокончания школы наш класс, к сожалению, в полном составе ни разу не встречался. Только небольшими группами. Хотя многие продолжают жить в родном городе. Судьба моих одноклассников сложилась по-разному, некоторых уже нетвживых.

Елена Анатольевна Лияскина (Травкина)

Воспоминания о школе

Зеленова Дарья, выпускница 2010г .

С любовью вспоминаю школьные годы и своих одноклассников. Многие уже живут семейной жизнью, растят детей, и, к сожалению, связь со многими потеряна. Но знаю, что практически все получили образование и работают, кто в Пудоже, кто в Петрозаводске или Петербурге. Некоторые, как, например, Саша Захарова, открыли себя совсем с неожиданной стороны. Саша родила дочку и не теряет времени зря, занимается рукоделием, вышивает на заказ.

Поскольку со дня окончания школы прошло ещё не так уж и много времени, кто-то до сих пор учится на выпускном курсе, так что их дальнейшая жизнь полна неопределённостей.

Про себя могу сказать, что закончила Петрозаводский государственный университет, работала по специальности, но сейчас снова нахожусь в поисках работы, подрабатываю репетитором по английскому языку и переводчиком. В нашем классе преподавали учителя: Злобина Елена Николаевна, Димитрова Галина Васильевна, Яцкова Галина Александровна, Минина Александра Александровна и другие.
Из событий школьной жизни запомнился праздник 9 Мая в школе. Каждый год мы старались провести его достойно. В классе ежегодно проходили уроки-концерты в честь Дня Победы, на которые приглашали ветеранов.

В 7 или 8 классе у нас началось дежурство по школе. Это нравилось всем, может, потому, что было приятно впервые осознавать ответственность. Особенно всем нравилось дежурить в столовой, так как дежурные на весь день освобождались от уроков.
Ещё приятно вспомнить свои любимые уроки. Любила литературу, особенно учить стихи наизусть, технологию, МХК, физику.

Я рада, что училась в этой школе, которая была для нас большим и уютным домом, в котором каждому из нас было интересно учиться и узнавать что- то новое. Школьные двери и сейчас распахнуты для нас, и мы всегда рады встрече с любимыми учителями.

Выпускница 10 В класса 1980 г. Пудожской средней шк. № 1
Кузнецова (Крутинская) Людмила

Как быстро бегут годы...Кажется, вчера еще звучал для нас последний звонок…Но незаметно пролетели эти 35 лет, и уже за плечами остался большой трудовой путь... И сейчас особенно понимаешь, какую огромную роль в нашей жизни сыграли ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Моя первая учительница - Любовь Петровна Зверева.Удивительной души человек. Всегда вспоминаю ее добрый взгляд, наряду с требовательным отношением к нам. С 5-А по 8й- А класс моим классным руководителем была Зинаида Григорьевна Бедонина. Она же преподавала и математику. Это был учитель от Бога!

Но самые для меня незабываемые школьные годы - это 9 - 10 В классы. Директором школы у нас была А.Н.Щекинова, завучем - Л.К.Ионова. Дисциплине и порядку в школе можно было позавидовать!

В нашем классе учились ребята как городские, так и из поселков Подпорожье и Рагнукса. Класс был очень дружный, активный! Немалая заслуга в этом нашей классной мамы Любови Михайловны Купцовой, которая принимала участие во всех наших классных и внеклассных мероприятиях, горой стояла за каждого из нас! Разве можно забыть наши походы, песни под гитару у ночного костра, прогулки на лыжах?! Мы проводили классные, (в полном смысле этого слова) вечера:«А ну-ка, парни!», « А ну-ка, девушки!» Да разве все перечислишь?! Но не забывали и про учебу: ведь перед нами стоял главный вопрос: кем быть? И тут я с огромной благодарностью вспоминаю наших учителей, которые преподавали нам не только свои предметы, но и дали первые уроки жизни... Л.М.Купцова вела математику. Думаю, нет смысла рассказывать об этом учителе!

Педагог с большой буквы! Именно благодаря ей, я и многие мои одноклассники связали свою жизнь, прямо или косвенно, с этим предметом. Я закончила ПетрГУ экономический факультет, работаю по специальности. Никогда не забуду и захватывающие уроки литературы в 9 классе у Н. И. Гришиной, которая не только знакомила нас с программными произведениями, но и учила мыслить, рассуждать и применять полученные знания в жизни. В десятом литературу преподавала Н.В.Минеева. С легкой руки этих педагогов мы все успешно написали сочинения и сдали устный экзамен.

С гордостью вспоминаю нашего преподавателя физики и электротехники А.Ф. Пчелина, преподавателя немецкого языка Е.А. Струнина, учителя физкультуры А.В. Старкова, нашего любимого историка и директора школы Г.В. Богданову. Низкий им поклон и светлая память!

Но годы неудержимо бегут, вот уже наши дети окончили школу и начали трудовую деятельность, а за парты сели наши внуки. Очень хочется, чтобы школьные годы стали для них интересными, познавательными и незабываемыми.
Дорогие учителя и ученики, милые мои одноклассники!!!

Поздравляю вас с замечательным событием - с 80-летним юбилеем нашей школы!

Творческих вам успехов, процветания и прекрасного праздничного настроения!!!

У нашей школы большая, замечательная история, желаю ей долгого, прекрасного будущего!!!

Воспоминания о школе

Выпуск 2010 года. 11 Б класс. Борейко Мария
Классный руководитель: Минеева Нина Васильевна

В нашем классе работали замечательные учителя: Минеева Нина Васильевна, Лашинина Любовь Васильевна, Злобина Елена Николаевна, Калушевская Мария Михайловна, Яцкова Галина Александровна, Захарина Наталья Петровна, Минина Александра Александровна, Печкин Николай Владимирович, Матисов Олег Анатольевич, Обухова Юлия Анатольевна, Колыхалова Любовь Николаевна, Красная Ольга Владимировна. Мы очень благодарны им за полученные знания.
Две девочки –Линдунен Вика и Миронова Света тоже выбрали профессию учителя. Вика заканчивает филологический факультет Петрозаводского университета и одновременно преподаёт в школе №12 г. Петрозаводска. Света уже закончила университет и работает учителем начальных классов в одной из школ Петрозаводска. Свою работу они любят и не жалеют, что выбрали именно эту профессию.

Несколько девочек (Красимова Саша, Агафонова Ксения, Патук Лиза, Тишкова Ира) вышли замуж, стали мамами и уже воспитывают своих детей. Провоторов Коля, Сыроежин Юра, Соколова Алёна заканчивают учебные заведения, станут хорошими специалистами. Маша Красиченок, Саша Кантаева, Вика Чуркина, Оля Крайняя, Анжелика Булат и я уже закончили техникумы и колледжи и работаем по специальности. В настоящее время продолжаем учёбу в высших учебных заведениях (заочно).
К нашему большому сожалению, среди нас уже нет в живых двух наших замечательных одноклассников, которые погибли трагически. Это Саша Захаров и Саша Мягкий. Мы всегда будем помнить о них.

Надо сказать, что у нас был очень дружный класс, и в этом несомненная заслуга нашего классного руководителя. Состав класса поменялся после выпуска в девятом. Некоторые ребята продолжили учёбу в училищах, а в десятый прибыли ученики из посёлков Колово, Бочилово и Подпорожье. Новеньких мы принимали радушно в свою классную семью, старались сразу с ними подружиться, чтобы они чувствовали себя как дома. И это нам удавалось.

Конечно, случалось разное, бывали и ссоры, но в основном вспоминаются радостные моменты. Это новогодние общешкольные и классные вечера, когда за праздничным столом собиралась наша дружная классная семья, включая и тех, кто закончил 9 классов, но продолжал поддерживать и до сих пор поддерживает с нами связь. Мы всегда всем были рады. Это и «Девичники», и «Мальчишники», и различные спортивные соревнования и конкурсы. Это и наши вечерние прогулки всем классом, когда мальчики обязательно провожали девочек домой. Было очень весело, придумывали разные игры и шутки. Делились друг с другом радостями и печалями, знали, что можно положиться на друзей, что тебе обязательно помогут.
Я рада, что училась именно с этими ребятами. Мне очень повезло!

После окончания школы мы создали группу «Одноклассники», продолжаем встречаться и общаться. «Бывших одноклассников не бывает»!

Воспоминания о школе

Титкова(Даньшина) Светлана Анатольевна,

выпускница 1985г.

Школа…Как много воспоминаний и открытий связано с этим словом…Как много людей, которые были рядом с нами в это « школьное время».
В первую очередь хочу сказать большое спасибо учителям за их нелёгкий, но благородный труд, за всё то, что они сделали для нас. Сказать большое спасибо первой учительнице, Лукиной Галине Михайловне.В нашей школьной жизни было много хороших и добрых учителей.Они вкладывали всю душу, все свои знания, чтобы мы росли добрыми, честными, справедливыми. На всю жизнь мы сохраним память о своём классном руководителе Тамаре Ефимовне Рудаковой. Она всегда была справедлива к нам, переживала за нас. На всю жизнь мы запомним интересные уроки истории Копосовой Светланы Владимировны, физики- Анатолия Фёдоровича Пчёлина, иностранного языка- Струнина Евгения Александровича, физкультуры- Старкова Анатолия Венедиктовича.
Школьная жизнь была богата разными событиями. Запомнилась экскурсия в Москву после 7 класса, классные и школьные вечера, работа в лесхозе.
Много добрых, хороших слов хочется сказать о школе, юбилей которой отмечается в этом году.
Мы, выпускники прошлых лет, рады, что школа и сегодня сохраняет традиции, развивается.
Учатся здесь и наши дети, значит, у школы есть будущее.

Мои воспоминания о работе

в Пудожской средней школе №1. Амозова Г.В

Школу нашу я окончила в 1973 году. Вернулась сюда в качестве учителя в сентябре 1985-го и проработала 5 лет до августа 1990г. Вернулась к своим же учителям и уже училась у них педагогическому мастерству. Назову всех моих учителей, с которыми довелось мне работать – и тех, кто есть – пусть живут долго, здоровья им, и тех, кого уже нет – светлая им память. Евгений Александрович Струнин- мой классный руководитель. У нас, когда я училась он вёл черчение и немецкий язык, а также был папой моей подруги Ирины.

А в моёмклассе, где я была классным руководителем, он вел немецкий язык. Я посещала уроки своих учеников и было так интересно и занимательно. Однажды на урок Евгений Александрович принёс куклу Буратино и от его имени вёл с ребятами диалог на немецком языке. Все были в восторге и отлично общались. С Евгением Александровичем мне было легко и приятно общаться. Он очень много всего знал и любил делиться своими знаниями, обсуждать, спорить… Альбина Николаевна Щербакова – моя учительница географии. Сколько хороших советов она мне дала! Педагог с большой буквы – грамотный, тактичный, строгий и добрый. Каждый посещаемый ею урок превращался в урок для меня – спасибо ей большое.

Довелось работатьи с Тамарой Михайловной Кореневой, Анатолием Фёдоровичем Пчёлиным, Валентиной Ивановной Пименовой, Галиной Ивановной Игнашовой –мои школьные учителя и мои наставники в педагогической деятельности. В эти же годы в школе работалии молодые педагоги – Бардинова Татьяна Геннадьевна и Богданова Надежда Викторовна. С Татьяной мы учились в одном классе, а Надежда из параллельного.На год младше нас была Лашинина Любовь Васильевна.

Присутствие знакомых молодых учителейтоже вселяло уверенность. Вспоминаю свои классы, в которых у меня было классное руководство. В одном четыре года – до выпуска из 8-го класса, в другом один год. Выпускники89-го в ноябре пригласили меня на встречу, прошло 25 лет как они окончили школу. Много вспоминали из школьной жизни. За эту нелёгкую работу – собрать всех вместе – взялась СветланаЛегостова. Получилось всё отлично и мы все были очень ей благодарны. Кстати, перед этой встречей я решила сделать список своих бывших учеников, и на удивление самой себе вспомнила почти всех, кроме двух девочек, которые учились с нами недолго.

В параллели было три класса и мы активно сотрудничали сТатьяной Ивановной Савиной и Антониной Николаевной Обуховой. Классв котором проработала один год был сильным в учёбе и активным в жизни школы. А как они любили устраивать праздники. Ведущими часто были Оля Пугачева и Аня Залбекова. Сами готовили сценарий, проводили конкурсы, вручали призы…Я была зрителем.Этот класс (ребята и их родители) пригласили меня провести выпускной после 8 класса и я с удовольствиемэто сделала. А ещё помню что в классах было более 30 учеников, что школа работала в 2 смены.

Помню как вела урокисельскохозяйственного труда на пришкольном участке. Он “достался “мне после ТамарыМихайловны и нельзя было её подвести.Выращивали пять сортов картофеля, овощи, помидоры просто на грядке. Помню в лаборантской до середины зимы лежали две огромные оранжевые тыквы. За технической помощью обращались к шефам ПМК-116 – трактор для вспашки, воду для полива выводили на улицу.Совхоз Пудожский помогал семенами и советами.

В те годы в одной группе старшеклассников я вела ещё профиль Лесное дело. Самой приходилось составить программу, искать материал – училась вместе с учениками. Помню поездку в Шалу на лесозавод. Какая славная была у него история, какая мощь. Бывали с ребятами и на лесопосадке. Можетбыло что-то и негативное, но наша память избираеттолько хорошее и это здорово!

Я люблю нашу ПЕРВУЮ школу и всех поздравляю с Юбилеем!!!

Амозова Г.В