Уваров сергей семенович реформы. Министр народного просвещения Сергей Семёнович Уваров

ЛЕКЦИЯ XVIII

(начало)

Система народного просвещения при Николае I. – Взгляды императора Николая. – Министерство Уварова. – Его принципы. – Уставы 28 декабря 1828 г. – Университетский устав 1835 г. – Московский университет при Строганове

Министерство Уварова

Сергей Семенович Уваров. Портрет работы В. Голике, 1833

Теперь нам приходится остановиться на ходе просвещения в России и на развитии умственного и политического движения среди интеллигенции в 30-х и 40-х годах.

Адмирал Шишков, унаследованный императором Николаем от предыдущей эпохи, оставался во главе Министерства народного просвещения, как я уже говорил, до 1828 г.; затем с 1828 по 1833 г. министерством управлял пиетист Ливен. С 1833 г. министром сделался один из наиболее знаменитых министров народного просвещения – С. С. Уваров, который управлял этим ведомством до начала третьего периода царствования Николая – до 1849 г. Уваров главным образом и наложил свою печать на деятельность Министерства народного просвещения в Николаевскую эпоху, хотя в сущности он являлся главным образом лишь талантливым исполнителем велений самого Николая. Роль Уварова в деле народного просвещения по значительности проведенных при нем преобразований почти столь же важна, как роль Канкрина в истории русских финансов и роль Киселева в истории крестьянского законодательства. Мы видели, что Николай Павлович обратил внимание на вопросы народного просвещения сразу же по вступлении на престол; он связывал вопрос о направлении народного образования или, вернее, воспитания с направлением политической мысли и задавался целью так поставить систему народного воспитания, чтобы она являлась системой, предотвращающей возможность развития всяких революционных стремлений. Ввиду этого император Николай с самого начала царствования принял ряд своеобразных мер в сфере народного образования, о которых я упоминал уже в одной из предыдущих лекций. Охранительное направление, принятое с самого же начала царствования в деле народного просвещения, получает особенную выдержанность и силу после 1831 г. Верным и решительным исполнителем этого курса и является сменивший в 1833 г. более слабого кн. Ливена рекомендованный Карамзиным Сергей Семенович Уваров. О том, каков был Уваров до 20-х годов, о его довольно смелой оппозиции реакционным стремлениям министерства Голицына в самом начале его деятельности, я уже говорил в свое время, но надо сказать, что Уваров той эпохи и Уваров николаевских времен – это как бы две различные личности. От Уварова прежнего времени к 30-м годам осталась только его солидная научная образованность, а его политические взгляды изменились коренным образом, по-видимому, в соответствии с теми карьерными стремлениями, которые в это время в нем возобладали. Вы помните, что в 1818 г. он в своей речи на акте в главном педагогическом институте говорил, что свобода есть лучший дар Бога и что ради нее не следует опасаться замешательств, сопряженных иногда с конституционным устройством. В письме к Штейну он подшучивал над людьми, которые желают просвещения и в то же время боятся его результатов; он говорил, что они как бы желают огня, который не жег бы. Теперь он свои прежние идеи оставил в стороне и явился главным образом исполнителем тех взглядов, которыми руководился сам император Николай. Прежде всего Уваров усвоил себе ту идею, что вооружать нацию необходимыми знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей.

Еще в Комитете 1826 г. с этой именно точки зрения были пересмотрены уставы средних и низших училищ, причем соответственно взглядам императора Николая на задачи народного просвещения была разорвана сеть учебных заведений, построенная когда-то по плану Янковича де-Мириево, и введены новые уставы и новые программы гимназий и уездных училищ, утвержденные 28 декабря 1828 г. Эта реакционная мера прошла еще в тот период царствования Николая; который я характеризовал как период, вообще непротивный прогрессу.

Православие, самодержавие, народность

Уваров, еще в бытность товарищем министра при Ливене, получил в 1832 г. командировку, целью которой было обозрение Московского университета и других провинциальных учебных заведений, постановки в них преподавания и выяснение того, как приводится в исполнение устав 1828 г., а также, наконец, какие преобразования требуются в организации университетов. Возвратившись из этой поездки, Уваров представил характерный письменный отчет, который был составлен с таким тонким пониманием взглядов императора Николая, что непременно должен был провести автора его на министерский пост. В отчете Уваров так излагал свои впечатления от ревизии Московского университета:

«Утверждая, что в общем смысле дух и расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления, дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий правительства, что сей дух готов принять впечатление верноподданнической любви к существующему порядку, я не хочу безусловно утверждать, чтобы легко было удержать их в сём желаемом равновесии между понятиями, заманчивыми для умов недозрелых и, к несчастью Европы, овладевшими ею, и теми твердыми началами, на коих основано не только настоящее, но и будущее благосостояние отечества; я не думаю даже, чтобы правительство имело полное право судить слишком строго о сделанных, может быть, ошибках со стороны тех, коим было некогда вверено наблюдение за сим заведением; но твердо уповаю, что нам остаются средства сих ошибок не повторять и постепенно, завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени, – образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» .

Император Николай увидел в авторе этого отчета надежную опору для проведения в умы молодого поколения тех идей, которые сам он признавал спасительными и необходимыми. Уже ставши министром, Уваров определенно говорил, что он главной задачей своего управления Министерством народного просвещения ставит: сдерживать наплыв новых идей в Россию, хочет продлить ее юность, и что если ему удастся задержать ее развитие лет на 50, то он умрет спокойно .

«В нынешнем положении вещей и умов нельзя, – писал он в только что цитированном отчете своем, – не умножать, где только можно, число «умственных плотин». «Не все оныя, может быть, окажутся равно твердыми, равно способными к борьбе с разрушительными понятиями; но каждая из них может иметь свое относительное достоинство, свой непосредственный успех» .

Этот отчет и лег в основание всей последующей политики Министерства народного просвещения. Таким образом, во главе министерства был поставлен один из образованнейших русских людей того времени, каким был, несомненно, Уваров; и человек этот ставил себе трудную задачу укреплять и вводить в умы молодого поколения «истинное просвещение» и в то же время охранять их от заноса революционных идей и настроений. Можно подумать, что он сам теперь уверовал в существование такого огня, который не жег бы! В этом направлении велась и средняя школа, но нельзя не сказать, что чем дальше, тем больше освобождалась ее программа от излишних наук и познаний.

Русские учебные заведения при Николае I

Еще в комитете Шишкова шли большие споры о том, как построить преподавание в гимназиях, и было постановлено, что наиболее желательная программа – классическая. При этом возникли разногласия по вопросу о том, вводить ли один латинский язык или и греческий. Многие члены комитета стояли за введение наряду с латинским и греческого языка и придавали этому введению обоих языков важное значение. Но император Николай признал, что греческий язык лишний, что он будет только обременять учащихся. В соответствии с этим греческий язык был устранен из обыкновенных гимназий, так как признавали необходимым или ввести греческий язык в полном объеме, или совсем его не вводить. Его решили ввести лишь в немногих столичных гимназиях.

При этом, несмотря на то что была принята классическая система, ни естествознание, ни логика, ни даже ознакомление с современным положением страны, которое должно было даваться статистикой, вначале не были исключены из курса гимназий. Но чем дольше испытывалась эта система, чем дольше Уваров оставался министром, тем больше убеждались в бесполезности столь широкой программы, и первоначально включенные в нее предметы мало-помалу один за другим из нее выкидывались; так, в 1844 г. была устранена статистика, в 1847 г. – логика, а перед тем, в 1846 г., был сокращен курс математики, так что в конце концов программа обучения в средней школе к концу 40-х годов и к концу управления Уварова все более и более понижалась.

В это время дворянство стало охотнее отдавать своих детей в гимназии. Это обусловливалось, с одной стороны, необходимостью иметь диплом для службы, а с другой стороны – тем, что к этому времени иссяк в значительной мере тот контингент вольных учителей, который был ранее к услугам помещиков в виде различных иностранных эмигрантов. Таким образом, виды правительства осуществлялись и потребность в гимназиях в дворянских кругах все увеличивалась. Соответственно шел и рост числа гимназий: в 1826 г. их было 48, а в 30-х годах – 64; число учащихся было в начале царствования 7 тыс., а к концу – 18 тыс. человек. Увеличилось и число уездных училищ, но качество преподавания и там понижалось, а не развивалось. Этому содействовала и перестройка самого управления учебным ведомством. По прежнему уставу 1804 г., который ознаменовал собою самый блестящий период в истории русского просвещения, во главе управления в провинции стояли университеты. Теперь, во-первых, организация самих университетов по уставу 1835 г. была изменена, а затем они были совершенно устранены от заведования учебными делами в средних и низших училищах, которое всецело сосредоточилось теперь в руках попечителей учебных округов, причем такими попечителями во многих местах сделаны были местные генерал-губернаторы, а в Сибири – губернаторы, Большая часть этих попечителей при Николае назначалась из военных генералов, которые, по мере того как настроение правительства становилось консервативнее, выбирались все чаше из таких лиц, которые способны были главным образом обуздывать и подтягивать.

Университеты также были перестроены заново по уставу 1835 г. Этот устав совершенно изменил положение университетов, значительно ограничив их автономию. Правда, наружно некоторые следы ее остались: оставлено было право выбора ректора, предоставлено было самим профессорам замещать свободные кафедры; но одновременно с этим было предоставлено и министру народного просвещения право не утверждать избранников совета и назначать своих кандидатов, а так как министр народного просвещения широко пользовался своим правом, то право выбора постепенно на деле сошло на нет.

Следует, однако же, отметить, что в университетах сохранилась еще забота о возможно лучшей подготовке профессоров, так что в 30-х годах широко практиковались даже командировки молодых кандидатов за границу. Эти командировки дали в 40-е годы блестящие результаты. Благодаря им явилась целая плеяда молодых русских ученых, которая дала очень много для следующего поколения русской интеллигенции: достаточно вспомнить имена Грановского, Редкина, Крюкова, Буслаева (в Москве), Меера (в Казани), Неволина, Куторги (в Петербурге). В Московском университете этому в особенности способствовал попечитель граф С. Г. Строганов, который, сам будучи очень образованным человеком, деятельно заботился об улучшении профессорского состава, что не помешало ему в то же время вмешиваться в систему преподавания и даже в программы отдельных профессоров, подсказывать им желательное направление и вообще распоряжаться в университете, как заправскому хозяину. Таким образом, и тут комбинировалось желание, с одной стороны, улучшить систему преподавания, а с другой – определить тон и направление его. Во всяком случае, университет потерял свое независимое автономное устройство, которым он пользовался по уставу 1804г. до реакционного министерства кн. Голицына, при котором университетская автономия нарушена была во многих местах фактически.

Что касается числа университетов, то в этот период был открыт (в 1834 г.) Киевский университет Св. Владимира, но это не был вполне новый университет, так как он заменил собою Виленский, который был закрыт вскоре после восстания 1831 г.

Такова общая картина народного образования во втором периоде царствования Николая.

Русский ученый, государственный деятель, министр народного просвещения.

Происхождение и образование. Ранние годы жизни

Происходил из старинного дворянского рода Уваровых. Его отец Семен Федорович Уваров был флигель-адъютантом Екатерины II, командовал лейб-гренадерским полком. Сергей рано потерял родителей и воспитывался воспитывался в семье князей Куракиных, родственников своей матери, Дарьи Ивановны Головиной. В доме Куракиных Сергей получил начальное образование под руководством аббата Мангеня, французского эмигранта, благодаря которому он стал хорошо знать французский язык и культуру Франции.

С 1801 года по 1803 год С. Уваров учился в Геттингенском университете в Германии, где изучал немецкую литературу и труды немецких ученых. Тогда же, в 1801 году Уваров поступил на государственную службу в коллегию иностранных дел. В 1803 году Уваров стал переводчиком, а в 1805 году отправился в первую заграничную командировку в Италию. По возвращении из командировки Уваров получил придворное звание камер-юнкера. Его карьера шла по нарастающей. В 1806-1809 годах он работал в Вене в качестве сотрудника посольства России. В Вене он посещал аристократические салоны графа Кобенцля и князя де Линя, общался с известной в те годы французской писательницей Жерменой де Сталь и другими представителями высшего европейского общества. Уваров сумел добиться расположения русского посла в Вене А.К. Разумовского, который во многом способствовал дальнейшему карьерному росту молодого дипломата. В 1809 году Уваров был определен в секретари русского посольства в Париже, однако этим назначением он так и не воспользовался. В 1810 году он женился на Екатерине Алексеевне Разумовской, дочери только что назначенного министром народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, брата русского посла в Вене. По протекции Разумовского Уваров в конце 1810 года получил новое высокое назначение на пост попечителя Петербургского учебного округа.

После возвращения в Россию. Научная деятельность Уварова

Став попечителем Петербургского учебного округа С. Уваров открыл себе дорогу к дальнейшему продвижению по карьерной лестнице. Он становится действительным статским советником, а в 1818 году его назначают президентом Академии наук. При этом Уваров сохраняет должность попечителя учебного округа, которую он оставляет только в 1821 году. В 1819 году он добился преобразования Главного педагогического института в Петербурге в университет и лично пишет для него устав.

В те же годы Уваров становится членом литературного общества «Беседа любителей русского слова», основанного русским литератором А.С. Шишковым. В 1813 году Уваров читает там свое первое сочинение о русском гекзаметре, в котором выдвигает мысль о близости греческой и русской просодических систем и о возможности переноса греческого гекзаметра на русскую литературную почву. Наставником Уварова в области литературы стал живший тогда в Петербурге и работавший там преподавателем греческого языка немецкий ученый Христиан-Фридрих Грефе. По свидетельству самого Уварова, он на протяжении пятнадцати лет занимался под руководством Грефе изучением грамматики и чтением древних авторов, в особенности работ поэта Нонна из Панополя (V в. н.э.). Дружба с Уваровым была выгодна и Грефе: при поддержке Уварова он стал профессором сначала Петербургского педагогического института, стал членом-корреспондентом, а чуть позже и действительным членом Академии наук.

С. Уваров тесно общался и с другими представителям научного и творческого сообщества России, к примеру, с исследователем классических древностей А.Н. Олениным, с поэтами К.Н. Батюшковым и Н.И. Гнедичем, которые внесли значительный вклад в перевод произведений древнегреческой литературы на русский язык. Более того, в разразившейся в русских литературных кругах в 1813-1815 годах дискуссии о том, как надо переводить Гомера(александрийскими рифмованными стихами или размером подлинника) принял участие и Уваров. Более того, именно он одним из первых решительно высказался за применение при переводе Гомера гекзаметра и поддержал опыт Гнедича в этом направлении. В 1815 году Уваров основывает литературное общество , в который входили Н.Я. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Уваров являлся автором многих научных сочинений. Так, в его «Исследовании об Элевсинских таинствах» (1812 год) представлен общий обзор этих мистерий, а также высказан ряд соображений, в частности, о возможном происхождении этих обрядовых действ с Востока и об отражении в доктрине Элевсинских мистерий философии зрелого политеизма. В работе под названием «Нонн Панопольский, поэт» Уваров представил своеобразный промежуточный итог своих филологических занятий под руководством Грефе. Здесь дан подробный мифолого-филологический анализ поэмы Нонна «О Дионисе», где содержатся как общие рассуждения о развитии эпической поэзии у греков от Гомера до Нонна, так и атмосферы той эпохи, когда жил Нонн. В работе «О предгомеровской эпохе» Уваров откликается на сочинение Г. Германа и Ф. Крейцера «Письма о Гомере и Гесиоде». В работе «Критическое исследование сказания о Геракле, как оно истолковано у Дюпюи» Уваров дает оценку интерпретации античной мифологии с помощью астрально-солярной символики французского математика Шарля-Франсуа Дюпюи («Происхождение всех культов, или всеобщая религия», 1795).

Уваров - министр просвещения. Теория официальной народности

В 1822 году Уваров, заручившись поддержкой министра финансов Д.А. Гурьева, занимает должность директора Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. В 1824 году он получает чин советника, а в 1826 году, уже в период правления Николая I, становится сенатором. В Сенате Уваров работает с делами, касавшимися вопросов просвещения. В 1828 году он принимает участие в разработке нового цензурного устава, в 1832 году назначается товарищем (заместителем) министра народного просвещения, в 1833 году исполняющим обязанности министра, а в 1834 году - министром просвещения России.

При вступлении в должность Уваров сформулировал положения т.н. теории официальной народности, ставшей государственной идеологией Российской империи в период царствования . В своем докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» от 19 ноября 1833 года Уваров писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета, и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных: 1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность». «Без любви к вере предков, - писал Уваров, - народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». Что касается самодержавия, то, по мнению Уварова, «русский Колосс» опирается на него как на краеугольный камень. «Народности» же Уваров не дал какого-то более развернутого и четкого определения.

В 1833 году Уваров предложил императору ряд радикальных мер против распространения неподконтрольных государству частных школ. В 1834 году, также по инициативе Уварова, домашние учителя и наставники также были включены в государственную систему образования, получив официальный статус служащих. В учебных округах усиливается власть попечителей, в распоряжении которых, помимо низших и средних учебных заведений, теперь находились и университеты. Попечители строго следили за тем, чтобы в низших и средних учебных заведениях изучался русский язык, внушалась преданность императору и царствующему дому. В 1835 году был принят новый университетский устав, который лишил высшие учебные заведения их прежней автономии. Министр просвещения в одном из своих циркуляров вполне ясно определял, что университетские преподаватели должны стать «достойными орудиями правительства».

Благодаря Уварову в стране была усилена и цензура (цензурное ведомство также входило в его подчинение). Согласно вышеупомянутому цензурному уставу 1828 года в печати запрещалось обсуждать политические вопросы, и даже в статьях на исторические темы касаться политики можно было только «с особенной осторожностью». Любая публикация, нарушавшая устав, могла стать поводом к закрытию того или иного издания. В 1834 году был закрыт журнал «Московский телеграф», в 1836 году журнал «Телескоп». Известно, что Уварову хотелось использовать в своих целях талант А.С. Пушкина, и он, еще до назначения на пост министра просвещения, попытался войти в доверие к поэту. Но Пушкин уклонился от покровительства Уварова, чем вызвал неприязнь к поэту со стороны министра.

Однако пребывание Уварова на посту министра просвещения было отмечено не только усилением контроля государства над учебными заведениями и усилением цензуры. При Уварове был основан Киевский университет и ряд других учебных заведений, возобновилась отправка молодых ученых за границу, положено начало реальному образованию. Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем «Журнале Министерства народного просвещения».

Высочайшим указом 1 марта 1846 года министр народного просвещения, действительный тайный советник С. Уваров был возведен в графское достоинство.

Во время европейских революций 1818-1849 годов с ведома Уварова была опубликована статья в защиту университетов, которой остался крайне недоволен император Николай I. После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра. В декабре 1850 года он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В 1851 году в журнале «Современник» Уваров под псевдонимом «А.В.» опубликовал свои «Литературные воспоминания».

Сергий Семенович Уваров

Уваров Сергей Семенович (25.08.1786-4.09. 1855), граф, государственный деятель.

Уваров был потомком старинного русского дворянского рода, известного в России с XV в. Его отец был адъютантом Г. А. Потемкина; имп. Екатерина II восприняла его от купели и стала крестной матерью младенца, нареченного Сергием в память величайшего русского подвижника Сергия Радонежского. Отец умер, когда мальчику исполнилось 2 года. Мать не сумела сохранить небольшое наследство и, не имея средств, отдала на воспитание обоих сыновей сестре, бывшей замужем за кн. Куракиным. Положение «нахлебника» болезненно отразилось на характере Уварова.

Он рано понял, что успеха на жизненном поприще может достичь только собственными усилиями, осознанно стремился к образованию; страсть к наукам сохранил до конца жизни. Получил домашнее образование, слушал лекции (не более года в 1801-1803) в Геттингенском университете в Германии. Благодаря настойчивому самообразованию, обладал глубокими познаниями (особенно в греческой истории), знал 7 языков (новые и древние, греческий изучал 15 лет), на 4-х языках писал и публиковал.

Опубликовал свыше 20 сочинений по истории, литературе, филологии и изящным искусствам Древней Греции, Рима и Востока (преимущественно на французском языке). После выхода в отставку в 1853 публично защитил магистерскую диссертацию в Дерптском университете о происхождении болгар; до последних дней трудился над докторской диссертацией.

Считался одним из образованнейших людей своего времени. Избран почетным членом Императорской академии наук (1811), Российской Академии (1828), многих ученых обществ России (Московского Императорского общества сельского хозяйства , Общества любителей российской словесности при Московском Императорском университете , Общества истории и древностей российских , Одесского общества истории и древностей , Императорского университета св. Владимира , Императорского Русского географического общества ); состоял почетным членом ученых обществ практически всех европейских стран (в т. ч. Национального института Франции, Королевского общества наук в Геттингене и Копенгагене, Королевского исторического общества в Мадриде, Французской Академии надписей и словесности), также был избран членом Историко-географического общества Бразилии.

Был дружен с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, состоял в переписке с европейскими знаменитостями (И. Гете, Г. Штейном, К. Поццо ди Борго, А. Гумбольдтом и его братом В. Гумбольдтом, Ж. Сталь).

Пожалован в 1803 в камер-юнкеры. Начал службу в 15 лет юнкером в Коллегии иностранных дел (1801), затем назначен к посольству в Вене (1806), секретарем посольства в Париже (1809), попечителем Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ (1810-21), президентом Императорской АН (1818-55), директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и членом Совета министров финансов (1822-24), сенатором (1826: участвовал в разработке Цензурного устава 1828), товарищем министра народного просвещения (1832), и. д. министра народного просвещения (1833), утвержден министром народного просвещения (1834-49).

Особенно значительна его роль как президента Академии наук, которую он возглавлял 37 лет и коренным образом преобразовал (разработанная им структура сохраняется и поныне). Он стоял во главе Министерства народного просвещения 15 лет, создав фундамент образования, в т. ч. высшего университетского.

Воспитанный аббатом-французом Мангеном на европейской (преимущественно французской) культуре, 20-летним юношей оказавшись в Западной Европе на дипломатической службе, прожив за границей несколько лет, достаточно глубоко познав западный мир, он возвращается в Россию страстным патриотом своего Отечества. Критически восприняв западноевропейскую цивилизацию, он считал, что в странах Западной Европы «порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух», и следствием этого явились революционные потрясения; пришел к убеждению, что Россия под руководством монарха может развиваться без революций, сохраняя свои национальные и духовные традиции.

Уваров был предан интересам России, достойно трудился для ее блага. Дважды добровольно уходил в отставку (в 1821 и 1849) в знак протеста против политики, направленной на ослабление России. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обостренным чувством современности позволили выработать ему оригинальное мировоззрение и провести фундаментальные преобразования, особенно в народном просвещении.

Основу мировоззрения Уварова составляли 2 коренных принципа. 1-й заключался в том, что Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, что необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убежденный сторонник самобытного эволюционного пути развития России в общем русле мировой цивилизации. «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскую, Россию французскую, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать».

2-й принцип заключался в том, что основа продвижения вперед в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Уваров принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, ее благосостояние зависят от уровня образования. Поэтому Уваров просвещение сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости.

Самобытная программа Уварова в области народного образования была построена на «исторических принципах русской государственности и культуры»; она ставила задачу просветить все слои общества: «Министерство желает просвещения для всех, в мере способности каждого для вящего утверждения народного духа в верности к религии предков и преданности трону и царю».

Основные ее положения впервые были высказаны в 1832 в отчете о состоянии Московского университета: «Православие, Самодержавие и Народность составляют последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества»; окончательно сформулированы в 1833 в докладе Николаю I: «По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным местом, лозунгом моего управления следующие выражения: “Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности”» (опубликованы в 1834 в «Журнале Министерства народного просвещения»).

Широко известная уваровская формула была взята им и преобразована из старинного военного девиза «За Веру, Царя и Отечество»; стала девизом графского рода Уваровых (возведен в графское достоинство в 1846). Знаменитая уваровская триада легла в основу не только народного образования, но и всей государственной деятельности Уварова. Она заключает в себе глубокую «державносозидающую философию».

По глубокому убеждению Уварова, эта краткая и внешне простая формула могла и должна была стать национальной идеей, вокруг которой сумели бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (а не западного, революционного) преобразования России. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой русского общества, который в силу особенностей развития отошел от русской культуры, от Православия и которому вследствие этого недоставало национального самосознания.

Уваров связывал прогресс человеческого общества прежде всего с прогрессом человеческого духа (материальный прогресс низводит человека до уровня вещей), поэтому Православие занимало первую позицию в его формуле. Вера ограждает человека и общество в целом от крайнего цинизма, скептицизма, материализма, безнравственности («Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть; ослабить в них веру, то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце»); обеспечивает единство русского народа, утверждает начала внутренней общности (определяет нормы поведения и убеждения и отдельного человека, и народа, и державного правителя). Православие сумело сохранить чистоту и крепость своих основ (в отличие от христианских религий Запада) и способно объединять русское общество. Вера незыблема. Творческая духовная сила лежит в основании русской государственности и русской культуры.

В самодержавии и самодержавном правлении Уваров видел главное условие политического существования России. Самодержавие как определяющая форма державного бытия русского народа была выстрадана и принята народом. Уваров считал, что обширная и разнообразная империя требует сильной центральной власти, что только сильная власть способна успешно претворять реформы, что самодержавное правление позволит России избежать экономических проблем, сопровождавших индустриализацию в Европе, и что промышленность может и должна развиваться не стихийно, а на основе государственного руководства, и тогда разумный экономический рост способен принести благо народу, привести к безболезненной ликвидации крепостного права.

Любая попытка ослабить самодержавие неминуемо приведет к гибели России: «Русский колосс упирается на самодержавии как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей, и в отношениях к правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».

Самодержавие соответствует православным и народным традициям, но со временем, очень отдаленным, характер формы государственного правления может быть изменен («когда Россия будет покрыта процветающими городами, хорошо обработанными полями, промышленными предприятиями, когда рынки сбыта будут открыты»).

Народность - это прежде всего историческая самобытность: идея народности в понятии Уварова подразумевала бережное отношение к отечественной истории, литературе, родному языку, обычаям. Уваров считал, что «народность состоит не в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия меняться не должна». Иноземные веяния следовало воспринимать осмысленно, чтобы не «удушить» национальную культуру и национальное самосознание, и тем самым не изменить насильно «физиономию» народа. Уваров всегда выступал против слепого подражания западной культуре.

Из 3 компонентов уваровской формулы понятие народности было наиболее подвижным элементом, т. к. оценка самобытности находится в прямой зависимости от глубины познания собственной истории. Познать самобытность можно только путем изучения отечественной истории и культуры: зная во всей полноте «драгоценное наследие», Россия сможет сбросить оковы «интеллектуальной» колонии: «Внимайте гласу истории! Она вам ответствовать будет, она объяснит все ваши сомнения, решит все ваши вопросы».

В глубоком историческом образовании Уваров видел залог от революционных потрясений, от разлагающих общество атеистических идей, поэтому особое место отводил преподаванию истории на всех уровнях образования для полноценной подготовки российского гражданина; история, по определению Уварова, является главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма: «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудия, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых царей».

Уваров считал, что «преподавание истории есть дело государственное». Основные принципы преподавания: «общей - кратко, современных народов - обширнее, отечественной - со всею нужною подробностью» (впервые опубликованы еще в 1813 в статье «О преподавании истории относительно к народному воспитанию»); при этом в отечественной истории надо выделять наиболее яркие ее этапы, где особенно проявлялась «нравственная сила русского народа».

Рассматривал историю как поступательный процесс, как закономерное движение человечества от «самовластия» деспотий и «безвластия» республик, рабства, крепостничества к просвещенной монархии, гарантирующей права человека и гражданина.

Также важным элементом сохранения и развития национальной культуры Уваров считал заботу о сохранении и развитии русского языка. По уваровской реформе образования в гимназический курс на протяжении всех 7 лет образования было введено преподавание русской грамматики, истории и литературы. («Внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив больше внимания на узнавание нашей народности во всех ее различных видах»).

Исходя из концепции «Православие, Самодержавие, Народность» сумел за годы своего правления в Министерстве создать фундамент системы народного образования в России действительно на русских национальных началах и в интересах общественного развития Отечества. Реформировал учебные программы на основе классического образования; положил начало реальному образованию; создал 2 университета: С.-Петербургский (преобразовал в 1819 из Главного педагогического института), св. Владимира в Киеве (1833). Воспитанник Петербургского университета (окончил в 1849) писал: «Университет графа Уварова был университетом не немецким, не французским, не английским, но свой оригинальный русский, такой, каким его создали потребности общества».

Во всех университетах (в соответствии с разработанным Уваровым университетским уставом 1835) открыты специальные кафедры по русской истории, всемирной истории, истории и литературе славянских наречий; укреплены кафедры по истории и словесности древней Греции и древнего Рима. Введены заграничные стажировки для молодых кадров преподавателей высших учебных заведений.

«Ученые записки», которые стали издавать университеты по инициативе Уварова, не печатали политических новостей и «литературных ругательств», они выступали «как чистейший источник познаний и сведений». Одна из главнейших задач «Записок» заключалась в том, чтобы «внушить молодым людям охоту ближе заниматься историей отечественной, обратив большее внимание на узнавание нашей народности». Приоритетное значение в изучении отечественной истории в российских университетах должно было юношеству «показать место русского народа в системе народов».

Первым из министров стал публично отчитываться о своей работе: отчеты по управлению министерством ежегодно публиковались в основанном при нем в 1834 «Журнале Министерства народного просвещения».

При нем была создана централизованная система управления учебными округами. Учебные заведения всех ступеней (приходские, уездные, гимназии, университеты) были включены в единую государственную систему. Частное воспитание и иноземные воспитатели искоренялись как не соответствующие общественному характеру и национальному направлению в обучении и воспитании юношества: «положить конец превратному домашнему воспитанию их иностранцами и водворить как между молодыми людьми высшего сословия, так и вообще в университетском юношестве стремление к образованию народному, самостоятельному». Защищая российское просвещение от европейских революционных и атеистических идей, Уваров считал необходимым «сохранить все выгоды европейского просвещения, подвинуть умственную жизнь России вровень с прочими нациями» и быть на высоте новейших научных достижений Западной Европы.

Уваров фактически поднял из руин Академию наук. Коренным образом преобразовал ее: при нем увеличилось количество академиков, он способствовал избранию в нее крупнейших русских и европейских ученых; при нем основана Пулковская обсерватория, осуществлена масштабная исследовательская программа в области русской истории и языкознания, в т. ч. создана в 1829 и существующая поныне Археографическая экспедиция, которая целенаправленно собирала по всей России источники по истории допетровской Руси, обследовав с этой целью ок. 200 библиотек, архивов, монастырей; укрепил связь Академии с университетами.

Внес крупный вклад в востоковедение, считая Восток «колыбелью человечества». Выступил с проектом создания Азиатской академии (1810): хотя проект не получил поддержки, политика Уварова на посту президента АН и министра народного просвещения способствовала превращению России в один из крупнейших мировых центров изучения Востока: в Главном Педагогическом институте создается кафедра персидской и арабской словесности; в АН учреждается отделение востоковедения (при отделении создан «Азиатский музеум»), в С.-Петербургском университете создается отделение (в 1854 преобразовано в факультет) восточных языков (11 кафедр, где наряду с языками изучали историю, археологию, географию, религию); крупным центром востоковедения становится Казанский университет. Уваров придавал большое значение обучению в российских университетах уроженцев Кавказа, татар, калмыков, бурят и др., чтобы «юноши разных концов единого великого Отечества могли видеть друг в друге ближайших сограждан».

Уваров основал литературное общество «Арзамас» (1815-18), которое объединило в основном столичных литераторов (ок. 20 чел., наиболее активные члены: К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, Д. В. Дашков, В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин), последователей и защитников литературно-эстетических взглядов Н. М. Карамзина, ставивших целью слить воедино русские традиции с западными нововведениями, особенно в языке, т. к., по мнению лидера общества Уварова, национальная культура зависит от совершенства языка.

По инициативе Уварова на русский язык размером подлинника были переведены выдающиеся древнегреческие эпические поэмы Гомера «Илиада» (Гнедич Н. И.) и «Одиссея» (Жуковский В. А.).

Несмотря на личный конфликт с А. С. Пушкиным в 1835, Уваров высоко ценил его талант и считал его истинно национальным поэтом: в 1831 перевел на французский язык пушкинское стихотворение «Клеветникам России», в 1832 пригласил Пушкина на открытый диспут в Московский университет. Нелестная характеристика на Уварова в дневнике поэта за 1835 и его знаменитый памфлет «На выздоровление Лукулла» активно использовались яростными противниками реформаторской, национально-русской по существу, деятельности Уварова.

Имел награды: ордена св. Владимира, св. Анны, Белого Орла, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного.

Собиратель документов по истории России, памятников античного и западноевропейского искусства; библиофил (ок. 12 тыс. томов, преимущественно классиков, исторических сочинений, редких изданий). Библиотека и коллекция (известная в России как частный Порецкий музеум, помещалась в специально обустроенных залах) располагались в усадьбе Поречье Можайского у. Московской губ. (современники называли усадьбу «Русские Афины»); перешли по наследству сыну Алексею, а по завещанию последнего - в Российский Исторический музей. После 1917 собрание расформировано: большая часть книг поступила в Государственную публичную историческую библиотеку (где сохраняется доныне отдельным фондом), памятники античного и западноевропейского искусства - в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, русские древности остались в Государственном Историческом музее.

В память отца Алексей Уваров учредил в 1858 при Академии наук 5 ежегодных Уваровских премий, которые предназначались за лучшие сочинения отечественных писателей и драматургов, пишущих на русском языке об истории России и славян.

Имел сына и 3-х дочерей. В лице Алексея Сергеевича (1824-84) русская наука и культура нашли выдающегося археолога и организатора археологической науки: один из основателей Русского Археологического общества (1846), основатель Московского Археологического общества (1864), один из основателей Российского Исторического музея (1872), инициатор созыва Археологических съездов, колоссально продвинувших изучение российской истории.

Погребен С. С. Уваров в родовой усыпальнице в с. Холм Гжатского у. Смоленской губ.

Полунина Н.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Значение УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ

Уваров (граф Сергей Семенович) - министр народного просвещения и президент Академии Наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, Уваров познакомился и вошел в сношения со многими представителями литературы и науки, среди которых были братья Гумбольдты, Гете, Герман, Сталь и др. За границей же появились и первые литературные произведения Уварова - в 1810 г. "Essai d"une Academie Asiatique" и в 1812 г. об элевзинских таинствах. В 1810 г. Уваров оставил дипломатическую службу и в министерство Разумовского (XXVI, 202) в 1811 г. был назначен попечителем с.-петербургского учебного округа и оставался в этой должности до 1822 г., когда стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли. В 1818 г. Уваров был назначен президентом Академии Наук и оставался им до самой своей смерти. В 1832 г. назначен помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. - министром. Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность, Уваров писал: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности", но в этой знаменитой формуле под народностью разумелось одно лишь крепостное право (ср. Пыпин "История русской этнографии", т. I, гл. X). Как президент Академии Наук, Уваров много содействовал расширению деятельности академии. При нем была основана Пулковская обсерватория (XXI, 588), предпринят целый ряд научных экскурсий, преобразована старая академия (I, 265), увеличено количество академиков, средства академии и т. п. Шестнадцатилетнее управление (1833 - 1849) министерством народного просвещения графом Уваровым занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве, возобновлен обычай посылать молодых ученых за границу (XXXI, 804), основан целый ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий (VIII, 699) и университетов (XXI, 122). Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем "Журнале Министерства Народного Просвещения" (XII, 71). 1 июля 1846 г. Уваров был возведен в графское достоинство, а 9 октября 1849 г. оставил пост министра народного просвещения, не вполне разделяя те крутые меры по отношению к народному просвещению, которые стали применяться в России под влиянием европейских событий 1848 г. (XXI, 122). Менее благоприятно было управление Уварова для положения печати. Уваров хотя и был в свое время членом "Арзамаса" (см.) и близок к литературным кругам, а в особенно близких отношениях находился к Жуковскому, но цензура при нем проявляла особенное усердие, пагубное для литературы. При нем частью возник, частью получил особое развитие ряд специальных цензур, причем драматические произведения переданы были на цензуру третьего отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, крестьянский вопрос совсем закрыт был для литературы, значительно усилены стеснения периодической печати, преследованиям подвергались органы как славянофилов, так и западников, даже ввоз невинных в политическом отношении французских романов воспрещался. Известно также враждебное отношение его к Пушкину. Умер Уваров 4 сентября 1855 г. Ср. П.А. Плетнев "Памяти гр. С.С. Уварова" и И.И. Давыдов "Воспоминание о гр. С.С. Уварове" (обе статьи панегирического характера в "Ученых Записках 2-го Отд. Академии Наук", кн. II); М.П. Погодин "Для биографии гр. С.С. Уварова" ("Русский Архив", 1871). Список литературных трудов графа С.С. Уварова в "Русском Архиве" (1871, стр. 2106 - 2107).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1786-1855) граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор …
  • УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ
    Сергей Семенович , русский государственный деятель, граф (1846), почётный член (1811) и президент (1818-55) Российской …
  • УВАРОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    граф — министр народного просвещения и президент Академии наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии …
  • УВАРОВ, СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? министр народного просвещения и президент Академии наук, граф; родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии …
  • УВАРОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • УВАРОВ в Словаре русских фамилий:
    Первоначально — отчество от канонического мужского имени Уар, которое в повседневной русской речи получило форму …
  • УВАРОВ в Энциклопедии фамилий:
    Иногда говорят: «Ах, щи хороши: уварились!». Но фамилия Уваров к пище никакого отношения не имеет. В ее основе православное имя …
  • УВАРОВ в Словаре полководцев:
    Федор Петрович (1773-1824), ген. от кав., ком. кав. корпуса, участвующего в Бородинском сражении и в битве под …
  • УВАРОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Семёнович (1786- 1855), государственный деятель, граф (1846), поч. ч. (с 1811) и президент Петербургской АН (1818-55). В 1811-22 попечитель …
  • УВАРОВ
    УВ́АРОВ Фёд. Петр. (1773-1824), генерал от кавалерии (1813). В Отеч. войну 1812 ком. кав. корпуса, отличился в Бородинском сражении (рейд …
  • УВАРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    УВ́АРОВ Сер. Сем. (1786-1855), граф (1846), гос. деятель, поч. ч. (1811) и през. (1818-55) Петерб. АН. В 1833-49 мин. нар. …
  • УВАРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    УВ́АРОВ Вл. Вас. (1899-1977), рос. учёный-теплотехник, проф. (1934), д-р техн. наук (1946). Под его руководством созданы первая в СССР эксперимент. …
  • УВАРОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    УВ́АРОВ Ал. Сер. (1825-1884/85), граф, археолог, ч.-к. (1856), поч.ч. (1857) Петерб. АН, один из основателей Рус. и Моск. археол. об-в, …
  • СЕРГЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • УВАРОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Сергеевич (1825-1884/85) , российский археолог, член-корреспондент (1856), почетный член (1857) Петербургской АН, один из основателей Русского и Московского археологических …
  • СУХОРУКОВ, ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:17: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Леонид Семёнович Сухоруков. Пожалуйста, дополните ту страницу недостающими …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ СОБАКЕВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-10 Time: 14:01:04 Михаил Семенович Собакевич - герой поэмы «Мёртвые души». * ? И лицо разбойничье! ? сказал Собакевич. …
  • МЕДВЕДЕНКО, СЕМЁН СЕМЁНОВИЧ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-01 Time: 11:28:21 Медведенко Семен Семенович, персонаж комедии «Чайка».- * Отчего? ""(В раздумье.)"" Не понимаю… Вы здоровы, отец …
  • ЛЕОНИД СЕМЁНОВИЧ СУХОРУКОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-23 Time: 13:56:55: ""Эту статью необходимо объединить со статьёй Сухоруков, Леонид Семёнович. Пожалуйста, дополните эту страницу недостающими …
  • ХРЕНОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Семенович Хренов (1888 - 1937), диакон, священномученик. Память 8 октября, в …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • ТИТОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Титов Иван Семенович (1880 - 1938), председатель церковно-приходского совета. Родился в 1880 году в …
  • СКОРОБОГАТОВ АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скоробогатов Алексей Семенович (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 23 марта, в …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ПОКРОВСКИЙ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Покровский Иван Семенович (1874 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 13 февраля, …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • УВАРОВ ФЕДОР ПЕТРОВИЧ
    Уваров (Федор Петрович, граф, 1773 - 1824) - боевой генерал; сперва служил в конногвардейском полку, а затем переведен в смоленский …
  • УВАРОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Уваров (граф Алексей Сергеевич, 1828 - 1884) - известный археолог. Склонность к занятиям археологией в нем воспиталась с ранних лет …
  • ЯКОБИ БОРИС СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Борис Семенович (Мориц Герман) (21.9.1801, Потсдам, - 11.3.1874, Петербург), русский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1847; …
  • ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Семенович , русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом …
  • ЦВЕТ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Семенович (14.5.1872, Асти, Италия, - 26.6.1919, Воронеж), русский ботаник-физиолог и биохимик. Окончил Женевский университет (1893). В 1896 получил степень …
  • ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Сергеевич , советский композитор, пианист и дирижёр, …
  • ПЕТРОВ ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Григорий Семенович , советский химик-технолог, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957). После окончания (1904) Костромского химико-технического …
  • НАМЁТКИН СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Семенович , советский химик-органик, академик АН СССР (1939; член-корреспондент 1932), заслуженный деятель науки и техники …