Полярный летчик анатолий ляпидевский. Вложения для ляпидевский анатолий васильевич

(1934), генерал-майор авиации (1946).

Биография

Родился 23.03.08 г. в селе Белая Глина Краснодарского края. Русский. Детство провёл в городе Ейск. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофёра на маслобойном заводе.

В РККА с 1926 г. В 1927 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1928 г. - Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков. Служил в ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а затем лётчиком-инструктором в Школе морских летчиков и летнабов им. Сталина в г. Ейске. С 1933 г. - в запасе.

Работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. Затем работал в Чукотском отряде Управления полярной авиации Главсевморпути.

Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: "Анатолий Ляпидевский - кубанский казак, человек широкой натуры, вихрастый, плотно сбитый крепыш. Свой путь в авиации он начал в родной мне Ленинградской школе теоретического обучения - "терке". Но если я в "терку" пришел прямо со школьной скамьи, то Анатолий до нее поработал в кузнице, в слесарной мастерской, на маслобойном заводе, помощником шофера в автобусе. Когда по стране прокатился клич: "Молодежь - в авиацию!" - Анатолий Ляпидевский осуществил свою заветную мечту: стал летчиком.

Путевку в небо ему дали опытные инструкторы Василий Молоков и Сигизмунд Леваневский. В 1929 году Анатолий Ляпидевский стал летчиком, начал работать инструктором во вновь образованной школе морских летчиков в Ейске. Бывал в Москве у летчиков-испытателей, где получил "провозные" на АНТ-4. Совершил несколько длительных перелетов из Москвы в Ейск.

1933 год круто изменил судьбу летчика Ляпидевского. Он ушел из армии в Гражданский Воздушный Флот и попросился на одну из самых трудных линий - сахалинскую. Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но, освоив ее, неугомонный любитель новых трудностей перевелся на Крайний Север.

И вот Анатолий Ляпидевский получил приказание на тяжелом самолете вылететь на помощь челюскинцам. В состав его экипажа входили: второй летчик Е.М. Конкин, летчик-наблюдатель Л.В. Петров, бортмеханик М.А. Руковский".

В 1934 г. Ляпидевский принимал участие в спасении экипажа и пассажиров парохода "Челюскин", затертого во льдах. Первым прибыл в район поисков. В ходе поисков на двухмоторном самолете АНТ-4 совершил 29 безрезультатных полётов в пургу и в ненастье.

5.03.34 г., он, наконец, обнаружил лагерь Шмидта, совершил посадку на льдину и вывез десять женщин и два грудных ребенка.

Ляпидевский вспоминает: "Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно... Наконец удача. Солнце, тишина, но страшный мороз - 40-45 градусов... Мы всматривались до боли в глазах. И наконец прямо "уперлись" в лагерь Шмидта.

Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: "Толя, смотри!" Я обратил внимание: действительно, маленькая палаточка и около палатки три человека. Потом выяснилось - это были Погосов, Гуревич и бортмеханик Бабушкина Валавин, команда аэродрома, которая, живя в палатке, наблюдала за состоянием поля. Образовалась глубокая трещина, которая отрезала лагерь от площадки аэродрома...

Я с минимальной скоростью подошел и удачно произвел посадку. Зарулил к троим этим храбрецам. Мы им привезли аккумуляторы для питания радиостанции, две туши оленей, взбодрили их. Они убедились, что самолет - это реальное спасение. Посоветовались с Отто Юльевичем Шмидтом и решили сразу взять с собой десять женщин и двух девочек... Самолет большой, тяжелый... впихнули, фигурально выражаясь, в большие, тяжелые малицы женщин и детей, и им пришлось кому-то лежать, кому-то сидеть, сильно сжавшись".

Вспоминает подполковник Кренкель: "5 марта было холодно. Термометр показывал около сорока, когда... на сигнальной вышке появился флаг, означавший: к нам летит самолет. Это семи с половиной метровое сооружение было воздвигнуто на шестиметровом торосе. Вышка использовалась для наблюдений и сигнализации о положении на аэродроме.

Процессия женщин и детей двинулась к аэродрому. В воздухе показался самолет - большая тяжелая машина АНТ-4. Радостный крик. Самолет пошел на посадку. Все заспешили вперед к аэродрому и... огромная полынья, длиной в несколько километров и шириной метров в 20-25, преградила дорогу... Нежданная водная преграда была преодолена - на рысях была доставлена шлюпка-ледянка...

В тот день к нам, наконец, пробился молодой летчик комсомолец Анатолий Ляпидевский. Это был трудный полет. В хаосе ледяных глыб и ропаков искать лагерь с воздуха было не легче, чем иголку в стоге сена. От мороза запотевали, летные очки, и Ляпидевский прилетел в пыжиковой маске, защищавшей лицо, но ухудшавщей видимость. По его признанию, такой маленькой площадки, 450х50 метров, он в своей летной жизни не видел. Машина у Ляпидевского была тяжелая, и посадить ее на наш ледовый аэродром, наверное, не удалось бы, если бы не упорная тренировка пилота. Взлетая со своего аэродрома, он, возвращаясь на него, приземлялся на немыслимо крохотный пятачок, специально отмеченный сигнальными флажками.

Появление Ляпидевского в лагере Шмидта сразу же ввело этого замечательного молодого человека в число лучших полярных летчиков мира. Мир требовал подробностей, но... у журналистов было слишком мало информации...

Привожу рассказ репортера "Правды" Льва Хвата, как он добывал нужную информацию:
- Вскочил в газик, спешу в Аэрофлот... И вот у меня в руках тоненькая папка: "Краткая автобиография пилота А.В. Ляпидевского". Заглядывая в листок, диктую по телефону редакционной стенографистке: "Летчику Анатолию Васильевичу Ляпидевскому двадцать пять лет... Да, да, только двадцать пять... Абзац. Он родился в 1908 году, в семье учителя. Двенадцати лет ушел на заработки в станицу Старощербинскую на Кубани, почти четыре года батрачил. Осенью 1924 года переехал в город Ейск, там вступил в комсомол. Больше года работал на маслобойном заводе. Районным комитетом комсомола был направлен в авиационную школу... Записали? Продолжаю. Абзац. В 1929 году Анатолий Ляпидевский успешно окончил школу морских летчиков. Был оставлен инструктором в авиашколе. Опять абзац. В марте 1933 года перешел на службу в гражданский воздушный флот. Работал на авиалиниях Дальнего Востока, затем переведен в полярную авиацию".

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться.

15.03.34 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем. Однако во время полета в одном из двигателей его машины сломался коленчатый вал. Ляпидевскому пришлось идти на вынужденную посадку. При этом самолет повредил шасси и выбыл из строя. На ремонт ушло сорок два дня.

20.04.34 г. Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль Љ 1. Член ВКП(б) с 1934 г.

Вспоминает подполковник Кренкель: "С Ляпидевским в дальнейшем у нас сложились отличные отношения... Душевный и на редкость доброжелательный человек...

Хорошо помню, как через пять лет после нашего спасения, в 1939 году, мы получали с Ляпидевским Золотые Звезды Героев Советского Союза. Дело в том, что звание Героя Советского Союза было учреждено 16 апреля 1934 года, а знак отличия - Золотая Звезда - появился в 1939 году. Судьба свела нас в один и тот же день в Кремле. На обороте каждой Золотой Звезды имеется очередной номер. Когда мы вышли из ворот Спасской башни на Красную площадь, я сказал:

Толя, ты только подумай, Звезды будут получать еще тысячи людей. Все они, разглядывая номер на оборотной стороне, будут вспоминать тебя, потому что на твоей Звезде номер первый.

Ляпидевский улыбнулся и промолчал. Моя возвышенная тирада его явно смутила.

Когда мы возвращались из Арктики, Толю прозвали "дамским летчиком". Прозвали его так потому, что он вывез из лагеря десять взрослых женщин и двух маленьких девочек, а прозвище пристало плотно еще и потому, что был Ляпидевский холост, и любое красноречие бессильно описать то внимание, которым одаряла Героя номер один прекрасная половина рода человеческого. По непроверенным слухам, письма и нежные записки носили нашему Толе, чуть ли не бельевыми корзинами".

Вспоминает журналист Бронтман: "Был вчера у... Ляпидевского. Он рассказывал, как Ворошилов оберегает их от всяких покушений. Многие хотели забрать героев на работу. Ворошилов не дает: пусть сначала окончат Академию.

К XX годовщине РККА ребятам хотели дать звание майоров (они были капитанами). Ворошилов лично написал "ПОЛКОВНИКИ!".

В 1939 г. полковник Ляпидевский окончил ВВА РККА им. Жуковского и был назначен заместителем начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности.

Избирался членом ЦИК СССР 7-го созыва и депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1940-41 гг. - начальник 8-го отдела (отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок) ЦАГИ, а затем - директор авиазавода № 156 в Москве.


Ляпидевский Анатолий Васильевич - легендарный летчик, Герой Советского Союза. Родился 23 марта 1908 в станице Белоглинская (ныне - село Белая Глина Краснодарского края). Русский. Детство провел в городе Ейск. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера на маслобойном заводе.

В армии с 1926. В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 - Севастопольскую школу морских летчиков. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота, затем - летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. С 1933 - в запасе.

Работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. В 1934 принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и 2 детей.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 присвоено звание Героя Советского Союза. В ноябре 1939, при вручении медалей "Золотая Звезда", ему была вручена Звезда Героя Советского Союза N 1.

С 1935 - вновь в армии. В 1939 окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. С 1939 - заместитель начальника Главной инспекции НКАП, директор авиационного завода N156 (на Центральном аэродроме).

Участник Великой Отечественной войны: с сентября 1942 по сентябрь 1943 - заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армией (Карельский фронт). С 1943 вновь директор авиационного завода. После окончания войны работал главным контролером Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором авиационного завода. С 1961 генерал-майор авиации Ляпидевский А.В. - в запасе.

Жил в Москве. Работал заместителем главного инженера опытного завода. Умер 29 апреля 1983. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почета", медалями. Его именем названа улица в Москве.

Конечно, называть Анатолия Васильевича Ляпидевского первым Героем Советского Союза несколько неправильно. Все-таки подвиг был коллективный, и считаться, кто сделал больше, точно не стоит.


Они были первые, и этого достаточно.

А наш герой, который прожил весьма интересную жизнь, – один из «великолепной семерки».

110-й годовщине со дня рождения Анатолия Васильевича Ляпидевского посвящается.

Анатолий Ляпидевский родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края), в семье священника.

Детство провел в Ейске. Парня тянуло к технике, потому в юности он охотно работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

Но настоящей страстью Анатолия было море…

Когда в 1926 году Ляпидевского призвали на службу в РККА, он хотел поступить в морское училище. Однако «непролетарское происхождение» поставило крест на карьере в военном флоте.

Мы никогда уже не узнаем имени того, кто посоветовал расстроенному парню идти в школу летчиков. Но этому человеку надо было сказать большое «спасибо».

В 1927 году Ляпидевский окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков.

Служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем был переведен на должность лётчика-инструктора в знаменитейшую впоследствии Ейскую школу морских лётчиков.

В 1933 году Анатолий Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский воздушный флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути.

Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но освоив ее, Ляпидевский, душа которого явно требовала подвига, перевелся на Крайний Север.

Что такое полеты на нашем Севере, да еще в те годы, рассказывать могут лишь те, кто летал. Мы же просто констатируем факт того, что Ляпидевский летал, и летал хорошо.

Когда в 1934 году случилась катастрофа с теплоходом «Челюскин», Ляпидевский был одним из тех, кого бросили на поиски. И это – лучшая характеристика умениям как самого Ляпидевского, так и его экипажа.

Самолет: АНТ-4, это который ТБ-1.
Командир экипажа: Анатолий Ляпидевский.
Второй летчик: Евгений Конкин.
Штурман: Лев Петров
Бортмеханик: Михаил Руковской.

Могли. Умели. Летали.

И здесь самым лучшим девизом были бы слова «Один в поле не воин». Тем более, когда поле ледяное или снежное на Севере.

Это сейчас у всех путешественников и туристов есть GPS или ГЛОНАСС и спасатели четко знают, куда лететь. И то бывают трудности и сложности.

А в 30-е годы прошлого века… Экипаж Ляпидевского примерно знал, куда им надо лететь.


Снимок не экипажа Ляпидевского, но на АНТ-4 летали так все.

29 полетов оказались неудачными. И только на 30-й раз, 5 марта 1934 года, они нашли челюскинцев.

«Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь.

Солнце, тишина, но страшный мороз – 40-45 градусов... Мы всматривались до боли в глазах. И наконец, прямо «уперлись» в лагерь Шмидта. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!..»

Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой, но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров. Промажу – ударюсь о льды, проскочу – свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда взлетать-то буду?!

Посоветовались с Отто Юльевичем Шмидтом и решили сразу взять с собой десять женщин и двух девочек... Самолет большой, тяжелый... впихнули, фигурально выражаясь, в большие, тяжелые малицы женщин и детей, и им пришлось кому-то лежать, кому-то сидеть, сильно сжавшись».
(Из мемуаров А. В. Ляпидевского.)

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться. 15.03.1934 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем.

Рейс закончился аварией: сломался коленвал одного из двигателей.

Вынужденная посадка, сломанное шасси. Повторюсь – 30-е годы прошлого века. Радиосвязь – очень условная.

«Экипаж пропал без вести…»

Однако не на тех нарвались. С помощью местных жителей, которым Ляпидевский с экипажем буквально на свое счастье свалились на головы, экипаж добрался до Ванкарема. На собаках.

В Ванкареме были мастерские, в которых изготовили все необходимое для ремонта сломавшейся лыжи. Плюс коленвал для двигателя. Самолет отремонтировали и своим ходом вернулись на базу.

Сорок два дня в ледяной пустыне.

А. Ляпидевский совершил 30 поисковых полётов, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - десять женщин и двух детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

По Ляпидевскому не было отдельного постановления, но, поскольку в списке он значился первым, его и стали считать героем №1. Когда в августе 1939 года учредили «Золотую звезду», то и медаль №1 досталась ему.

В стране начался культ семерки полярных летчиков, а вместе с ними – исследований Севера.

Испортило ли это героев? Не те времена, не те… Да и люди, в общем-то тоже другие.

В 1934 году в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства. На приеме в Георгиевском зале к Ляпидевскому подошел сам Сталин. Ляпидевский на 100% использовал ситуацию, попросив Сталина дать ему возможность продолжить учебу.

Уже через несколько дней нарком обороны СССР Ворошилов поставил на рапорте Ляпидевского о поступлении в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского свою знаменитую резолюцию: «Проверить знания тов. Ляпидевского: если подготовлен – принять, если не подготовлен – подготовить и принять».

Для академии Ляпидевский оказался подготовлен.

Ворошилов взял полное шефство над полярными летчиками. В 1938 году, к 20-й годовщине РККА, летчикам хотели дать звание майоров (они в основном были капитанами, только Каманин майором). Ворошилов лично написал на представлениях к званию: «ПОЛКОВНИКИ!».

В 1939 году полковник Ляпидевский окончил Военно-воздушную Академию РККА им. Жуковского и был назначен заместителем начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности. Потом перешел в ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт, где работал начальником 8-го отдела (отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок).

Но настоящая работа была впереди.

В 1940 году Ляпидевский был назначен директором авиационного завода №156 в Москве.

Директором завода и встретил начало войны полковник Ляпидевский.

4 июля 1941 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в городе Омске авиационного завода. Вдали от линии фронта. Завод создавался на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского серийного завода № 81.

Первым директором нового завода в Омске 18 июля 1941 года и был назначен А. В. Ляпидевский. Впоследствии завод №166 станет ОНПО «Полет».

Осушение болот, расчистка территории, возведение на ней корпусов завода в условиях военного времени (а значит, нехватки буквально всего) стали испытанием для директора. Главное, что в Омске того времени просто не было в наличии столько рабочих рук и техники, сколько требовалось для срочного (как иначе в условиях войны) запуска завода.

Даже НКВД с ГУЛАГом не смогли решить проблемы. Не было уже столько рабочих рук в лагерях.

C середины октября 1941 года авиазавод № 166 вышел в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый фронтовой бомбардировщик Ту-2.

За годы Великой Отечественной войны завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9.

А Ляпидевский рвался на фронт…

В мае 1942 года его перевели из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний НИИ ВВС. И все-таки в сентябре 1942 года Ляпидевский был назначен заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу.

В декабре 1942 - сентябре 1943 года полковник Ляпидевский служил начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).

Участвовал в обороне Заполярья. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья - это понять может только тот, кто там сам служил.

В 1946 году А. В. Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора и назначили главным контролёром Министерства госконтроля СССР.

В 1949 году А. В. Ляпидевский был назначен по приказу самого Сталина в сверхсекретный КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), где группой физиков-ядерщиков под руководством И. Е. Тамма и А. Д. Сахарова разрабатывались блоки автоматики для водородных бомб.

Вот так к 1954 году герой-летчик снова стал директором. И до 1961 года Ляпидевский работал в должности директора этого самого опытного завода КБ-25.

В 1961 году произошло событие, которое в очередной раз круто изменило судьбу Ляпидевского.

Во время испытаний самой мощной в мире 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей, Ляпидевский, как и все участники правительственной комиссии, получил жесткую дозу облучения.

По этой причине в том же 1961 году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку.

Но подлечившись понял, что просто так сидеть и умирать от лейкемии – дело не интересное. Однако годы и сильно пошатнувшееся здоровье не предполагали, что Ляпидевский сможет полноценно работать.

Слава обстоятельствам, что снова в жизни Анатолия Васильевича нашелся человек, который считал так же.

Артем Иванович Микоян, светлая ему память.

И до самого конца своей жизни Ляпидевский руководил разработкой истребителей «МиГ», в том числе МиГ-25 и МиГ-27. Сначала ведущим инженером (после директорских кресел такого уровня!), в 1962-1965 годах, затем ведущим конструктором - в 1965-1971 гг.

Закончил свою трудовую карьеру Анатолий Васильевич заместителем главного инженера по капитальному строительству. И вел активную общественную жизнь.

Умер генерал-майор Ляпидевский 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах, на которые просто не мог не прийти.

29 декабря 1982 года хоронили Василия Сергеевича Молокова, который был одним из первых его летных инструкторов и товарищем по спасению «челюскинцев».

К сожалению, для больного и ослабленного лейкемией организма Анатолия Васильевича эта простуда стала фатальной. Несколько месяцев он сражался с болезнью, но… возраст взял свое.

И первый Герой СССР ушел из жизни последним из той «великолепной семерки».

110 лет со дня рождения, 35 лет со дня смерти.

Вечная память и вечная благодарность за все: за спасенных челюскинцев, за сотни боевых самолетов и самолето-вылетов, за МиГи, за «Царь-бомбу».

Биография

Анатолий Васильевич Ляпидеввский (1908-1983) - советский лётчик, генерал-майор авиации (1946), первый Герой Советского Союза (1934).

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. Семья из династии священнослужителей Тульской губернии. Русский. Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области (ныне Краснодарского края). Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

В Красной Армии с 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем - лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков. С 1933 года - в запасе. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота (ГВФ).

В 1934 году А. В. Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и двоих детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

С 1935 года вновь в рядах армии. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1939 года - заместитель начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, директор авиационного завода № 156 (г. Москва, с октября 1941 года - г. Омск).

Участник Великой Отечественной войны: с мая по сентябрь 1942 года - начальник 4 отдела НИИ ВВС, в сентябре 1942 − сентябре 1943 - заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).

С 1943 года - вновь директор авиационного завода. После окончания войны работал главным контролёром Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором завода Министерства среднего машиностроения. С 1961 года генерал-майор авиации А. В. Ляпидевский - в запасе.

Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах В. Молокова. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награды

Медаль «Золотая Звезда» № 1.
3 ордена Ленина № 515, № 253642, № 259557.
Орден Октябрьской Революции.
Орден Красного Знамени № 256655.
Орден Отечественной войны 1-й степени.
Орден Отечественной войны 2-й степени.
Орден Трудового Красного Знамени № 347628.
3 ордена Красной Звезды № 253642, № 259557, № 925115.
Орден «Знак Почёта».
Медали.

Память

В 1935 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная подвигу Ляпидевского.
Именем Ляпидевского названы улицы во многих городах России и Украины.

Памятник А. В. Ляпидевскому установлен в 1990 году в парке 30-летия ВЛКСМ села Белая Глина (теперь этот парк называется "Парк имени первого героя Советского Союза А. В. Ляпидевского).

На здании школы, где учился А. В. Ляпидевский установлена мемориальная доска, а во дворе школы установлен памятник.

Именем А. В. Ляпидевского назван Омский лётно-технический колледж гражданской авиации.

Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 1 станицы Старощербиновской Краснодарского края. Во дворе школы установлен бюст легендарного лётчика.

Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 2 города Ейска, выпускником которой он являлся.

Ляпидевский Анатолий Васильевич – пилот Дальневосточного управления ГВФ.

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Белоглинской волости Медвеженского уезда Ставропольской губернии (ныне райцентр Краснодарского края). Русский. С 1914 года жил в селе Крымгиреевка (ныне Андроповского района Ставропольского края), в 1917-1925 годах – в станице Старощербиновская (ныне Краснодарского края), с 1925 года – в городе Ейск (ныне Краснодарского края). В 1920-1921 и 1922-1923 годах работал учеником слесаря и кузнецом в мастерской, в 1924-1925 годах – мотористом и помощником шофёра на маслобойном заводе в Старощербиновской. В 1926 году окончил 9 классов школы в Ейске.

В армии с сентября 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Севастопольскую военную школу морских лётчиков. Служил лётчиком в морской авиации (ВВС Балтийского флота), в 1931-1932 годах был лётчиком-инструктором Ейской военной школы морских лётчиков. С апреля 1933 года – в запасе.

С апреля 1933 года работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. В феврале-марте 1934 года принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек – 10 женщин и 2 детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 20 апреля 1934 года Ляпидевскому Анатолию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знаков особого отличия, 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» №1.

Вновь в армии с марта 1935 года. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. С 1939 – заместитель начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР, в феврале-сентябре 1940 – начальник отдела лётных испытаний ЦАГИ. С 1940 – директор авиационных заводов №156, №166 и №288 (города Москва и Омск). В мае-сентябре 1942 – начальник отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС.

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре-декабре 1942 – заместитель командующего ВВС 19-й армии по тылу, в декабре 1942 – сентябре 1943 – помощник начальника и начальник отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии. Воевал на Карельском фронте. Участвовал в обороне Заполярья.

В 1943-1945 – директор опытного завода ОКБ А.Н.Туполева. В 1945-1949 – главный контролёр Министерства госконтроля СССР, в феврале-апреле 1949 – заместитель министра авиационной промышленности СССР, в 1949-1954 – директор авиазавода №25.

В 1954-1961 – директор опытного завода КБ-25 (ныне ВНИИ автоматики), выпускавшего оборудование для ядерных боезапасов и атомных электростанций. С марта 1961 генерал-майор авиации А.В.Ляпидевский – в запасе.

Работал в ОКБ А.И.Микояна: ведущим инженером (1962-1965), ведущим конструктором (1965-1971) и заместителем главного инженера по капитальному строительству (с 1971).

Член Центрального Исполнительного Комитета СССР в 1935-1937 годах, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Генерал-майор авиации (1946). Награждён 3 орденами Ленина (16.04.1934; 4.01.1954; 30.04.1954), орденами Октябрьской Революции (22.03.1978), Красного Знамени (6.05.1946), Отечественной войны 1-й (16.09.1945) и 2-й (4.08.1943) степеней, Трудового Красного Знамени (11.09.1956), 2 орденами Красной Звезды (2.11.1944; 3.11.1944), орденом «Знак Почёта» (29.07.1960), медалями.

Памятник А.В.Ляпидевскому установлен в селе Белая Глина, бюсты – в Ейске и станице Старощербиновская. В Москве на доме, в котором он жил, и в Ейске на здании школы, где он учился, установлены мемориальные доски. Его имя носят Омский лётно-технический колледж гражданской авиации, школы в Ейске и Старощербиновской. Именем А.В.Ляпидевского названы улицы в городах Москва, Барнаул, Грозный, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Улан-Удэ, Ярославль, Артём (Приморский край), Выкса и Шахунья (Нижегородская область), Ейск и Тихорецк (Краснодарский край) Магнитогорск (Челябинская область), Орск (Оренбургская область), Рыбинск (Ярославская область) и других населённых пунктах.

Сочинения:
Пятое марта. М., 1935;
Челюскинцы. М., 1938;
Челюскинцы. 2-е издание. Ленинград, 1939;
Герой Арктики. М., 1940;
Запомни это! М., 1941;
Челюскинцы. 3-е издание. М., 1976;
Челюскинцы. 4-е издание. М., 1979;
Челюскинцы. 5-е издание. М., 1986.

Воинские звания:
Полковник (21.02.1938)
Генерал-майор авиации (5.06.1946)

И встречает в дверях, улыбаясь по-детски,
Хоть прибавилось к детству немало седин,
Анатолий Васильевич, сам Ляпидевский,
У которого Звёздочка номер один.

И когда про него прозвучали стаканы,
«Каюсь, хлопцы, не я», – он вздохнул тяжело,
«Самым первым Героем был Федя Куканов.
Должен был. И не стал. Просто не повезло...»

«Валька Чкалов, Байдук...», – имена-то какие!
А о самых о первых – что знаем о них?
И подумалось мне о богатстве России,
У которой на всё достаёт запасных...

Да и слава-то, в общем, обидно проходит:
Как тачанка в степи, как немое кино,
Где фанерный летает при полном народе,
Чтоб сегодняшним мальчикам было смешно.

Пусть меня посчитают отсталым и странным,
Пусть тридцатые годы я знаю из книг,
Мне любых реактивных дороже бипланы –
Из героев герои блистали на них!

Космонавтов везут, будет что-то другое,
Не запомнят иных – не напишешь на лбу.
И кого-то из тех – самых-самых – Героев
Постовой оттолкнёт за канаты, в толпу...

Феликс Чуев