Сколько воинских уставов. Древняя русь

История создания, развития и утверждения общевоинских уставов - страница №1/1

История создания, развития и утверждения общевоинских уставов

В историческом плане устав как свод правил, регу­лирующий деятельность государственных структур и лиц, известен на Руси с XI в. Первые государственные русские уставы назывались «Урок» (например- «Урок мостникам») или «Поучение» (духовная великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим - которая содержит сведения о требованиях к полководцам и воинам XI - начала XII вв.).

С образованием централизованного Русского государства в конце XV в. было положено начало созданию новой военной организации государства с элементами по­стоянной, а в последующем и регулярной армии. С этим периодом исторические источники связывают появление первых русских воинских уставов.

Основой для них явились первые (общие для всего Русского государства) законоположения: Судебники 1497 г. и 1550 г.

На их основе было разработано Уложение о службе 1556 г., куда наряду с вопросами государственной службы вошли и статьи, относящиеся к военно-правовым вопросам комплектования войска и порядка несения военной службы.

С середины XVI в. отдельные вопросы военной службы стали регулироваться первыми воинскими уставами. Так, 16 февраля 1570 г. на основании проекта, разрабо­танного князем М.И. Воротынским, состоялся боярский приговор о станичной и сторожевой службе. В феврале 1571 г. «приговор» был утвержден Иваном IV и получил силу устава. Этот акт принято считать первым оформленным русским воинским уставом.

В ходе военных преобразований, начавшихся в 30-х годах XVII в., в России наряду с дворянским поместным ополчением и стрелецким войском по образцу западно­европейских армий начали создаваться новые воинские части: солдатские, рейтарские и драгунские полки, получившие название полков «нового» или «иноземного» строя, которые являлись постоянным войском и имели единое военное устройство, сложившуюся систему комплектования, однотипное вооружение и обмундирование, находились на государственном обеспечении, проходили военное обучение. В этой связи потребовались и новые уставы.

В 1621 г. царь Михаил Федорович утвердил «Устав ратных пушечных и других дел, касающихся до военной науки», а в 1647 г. вышел устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в основу которых были положены нормы, выработанные в результате сочетания зарубежного опыта с отечественным.

При «большой повальной службе» количество войск возрастало за счет ополчений башкир, татар, марийцев, чувашей, мордвы, украинцев («черкесов»), а также казаков с Дона, Волги, Яика, Терека и т.д. Учитывая всю совокупность военной организации го­сударства, русское правительство издает важный законодательный акт в истории Русского государства - «Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.», в котором обобщались нормы, регулирующие военную службу. Отдельная глава уложения так и называлась: «О службе всяких ратных людей Московского Государства».

Начало XVIII в. в России отмечено крупными имперскими преобразованиями, охватившими все сферы жизни государства. Важной составной частью реформ Петра I явилась коренная реорганизация вооруженных сил России, «... мы наипаче старались о наилучшем учреждении военного штата, яко опоры нашего государства, дабы войска наши не только состояли из хорошо обученных людей, но и жили в добром порядке и дисциплине».

Прежняя военная организация (дворянское войско, стрелецкие полки и полки «нового строя») была упразднена. На их месте создавались регулярная армия и военно-морской флот. Это вызвало необходимость систематизации основных военно-правовых норм, регламентацию всех сторон воинской службы. Многочисленные военные документы, разработанные Петром I и его соратниками («Воинские артикулы 1700 г.» Петра I и A.M. Головина, «Ротные пехотные чины» A.M. Головина, «Статьи воинские» А.А. Вейде и др.) в первом десятилетии XVIII в., послужили основой для подготовки «Устава воинского 1716 года», который был разработан под руководством и при личном участии Петра I. Главной особенностью этого устава было утверждение нового принципа государственного служения. Воинская служба, осуществляемая на регулярной основе, становилась службой не только царю, а и Государству, Отечеству.

Составной частью устава был «Артикул воинский». В нем в качестве введения входил указ Петра I об укреплении воинской дисциплины. Каждый воин обязан был принимать присягу, полный текст которой был помещен ниже указа. В «Артикуле» излагались положения дисциплинарного устава, вопросы судопроизводства и военного права. Он явился своеобразным обобщением дисциплинарной практики предшествующих лет.

В 1720 г. указом Петра I был утвержден «Морской устав», который был проникнут идеями патриотизма, воинского долга и строгой военной дисциплины. По полноте и ясности изложения он был наиболее совершенным морским уставом.

С приходом к власти Павла I, в Российском государстве был введен военно-полицейский режим, а в армии прусские порядки, что потребовало переработки воинс­ких уставов. Павел I пересмотрел в короткие сроки все прежние уставы и утвердил новые: «Воинский устав о полевой пехотной службе» -1796 г., «Тактические правила или наставление воинским эволюциям» - 1797 г., «Устав военного флота» - 1797 г. и другие. В них нашла отражение прусская система подготовки войск, в которой главным была механическая слаженность войск, механическая исполнительность. На первый план выдвигалась подготовка к парадам в ущерб боевому обучению войск.

Военная организация русской армии потребовала новых коренных изменений после поражения в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. и отмены крепостного права.

В ходе военных реформ Д.А. Милютина в России создается массовая армия буржуазного типа, соответствующая уровню социально-экономического развития России. « Надолго еще вся сила России, - писал военный министр, - должна заключаться в постоянной армии, хорошо организованной, способной сокращаться в мирное время и быстро развиваться в предвидении войны».

В ходе военных реформ второй половины XIX в. на вооружение русской армии поступила современная эпохе техника и вооружение. Реформировались и уставы. В конце 1862 г. при Военном министерстве был образован «Специальный комитет по устройству и образованию войск», на который была возложена и подготовка уставов. В результате деятельности комитета армия получила ряд новых уставов. В 1862 г. был из­дан «Устав о строевой пехотной службе». Основы военно-судного дела были изложены в Военно-судном уставе (1863 г.) и Воинском уставе о наказаниях (1869 г.). В середине 1863 г. было утверждено «Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных» , которое, по сути, явилось первым дисциплинарным уставом.

В 1869 г. это «Положение» было заменено на первый в российской армии «Дисциплинарный устав», основные положения которого оставались неизменными до февраля 1917г., хотя за это время он подвергался некоторым редакционным уточнениям (в 1879 г., 1888 г., 1901г.). В 1874 г. в армии были введены «Устав внутренней службы», в 1884 г. «Правила военного почитания и отдания чести». В основе принимаемых документов стоял вопрос воспитания дисциплинированности, инициативы, осознания своего воинского долга, добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей. В 1895 г. был утвержден «Устав строевой пехотной службы», который неоднократно переиздавался в последующие годы.

Важнейшие изменения, происходившие в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России в начале XX в. повлияли на формирование новых подходов в преобразовании правовой базы государства по отношению к армии и флота. После окончания русско-японской войны 1904 - 1905 гг. и издания Манифеста 17 октября 1905 г., имеющего характер конституционного акта, началась работа по пересмотру старых уставов и изданию новых. В 1908 г. издан «Строевой пехотный устав», в котором уделялось повышенное внимание одиночной подготовке солдата, тактической подготовке в составе взвода, роты, батальона. При переиздании «Устава внутренней службы» и «Устава гарнизонной службы» в 1909 г., а также «Дисциплинар­ного устава» в 1911 г. особое значение придавалось укреплению воинской дисциплины, духовно-нравственному, воинскому воспитанию военнослужащих, повышению роли командиров различных Степеней.

Следует отметить, что к этому времени сложилась определенная практика при разработке и переработке уставов. Военное министерство для проведения конкретной работы создавало комитеты или комиссии. Разработанные ими материалы обсуждались на Военном совете и по его постановлению представлялись на Высочайшее утверждение Императору. После утверждения Императором, приказом военного министра, уставы вводились в действие.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство по инициативе Петросовета утвердило Приказ I по армии (март 1917 г.), которым были уравнены в правах солдаты и офицеры, отменено титулование и отдание воинской чести.

С установлением Советской власти на территории России и принятием Конституции РСФСР 1918 г. пришлось существенно пересмотреть сложившуюся систе­му общевоинских уставов и воинских взаимоотношений. Первыми правовыми актами, регулировавшим и воинские отношения в Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянском Красном Флоте стали декреты «О Рабоче-Крестьянской Красной Армии» от 28 января 1918 г. и «О социалистическом Рабоче-Крестьянском Красном Флоте» от 13 февраля 1918 г. Эти декреты устанавливали общие положения и основные принципы строительства вооруженных сил социалистического государства. Естественно, в них не могли быть детально отражены такие вопросы, как организация воинской службы, дисциплинарная ответственность военнослужащих и др., к декрету «О социалистическом Рабоче-Крестьянском Красном Флоте» имелось приложение, утвержденное Совнаркомом РСФСР, - «Положение и правила о службе на судах военного флота и в морских частях», которое обязывало всех граждан, поступающих на военную службы во флот, подписывать договор и давать письменное обязательство служить честно и добросовестно.

Следующим этапом установления правил поведения, основных прав и обязанностей военнослужащих социалистической армии явилось введение в действие осенью 1918 года «Служебной книжки красноармейца». Она была утверждена Председателем СНК В.И. Лениным. Книжка явилась прообразом уставных норм, она выдавалась как служебный документ красноармейцу и краснофлотцу. В ней разъяснялись основные задачи Красной Армии, были изложены выдержки из первой Советской Конституции 1918 года, касающиеся воинской службы, все декреты и положения об армии, выдержки из суворовской «Науки побеждать» и др. положения.

Для удовлетворения же потребности войск в уставных документах на этом этапе развития Красной Армии Наркомвоен дал указание пользоваться лишь теми статьями и пунктами старых уставов царской армии, которые не противоречили духу организации армии на началах, выраженных в декретах и приказах Советского правительства. Так, для проведения занятий с красноармейцами в июле 1918 г. Главный военный штаб ут­вердил и разослал в войска «Сведения из уставов Дисциплинарного, Внутренней и Гарнизонной служб».

В то же время шла работа по подготовке новых общевоинских уставов. 12 апреля 1918 г. руководитель Высшего военного совета М.Д. Бонч-Бруевич в докладной записке в СНК предложил: «Для прочной и однообразной постановки как гарнизонной службы, так и всего уклада внутренней службы вновь создаваемой армии срочно приступить к составлению нового Устава внутренней службы и к исправлению старого Устава гарни­зонной службы». Его предложение было принято, и в том же месяце Наркомвоен дал поручение приступить к работе над ними. К началу июля комиссии для переработки Устава внутренней службы и Устава гарнизонной службы старой русской армии закончили подготовку новых проектов, и они были высланы в войска для обсуждения, а после получения замечаний, - дорабатывались. В октябре-ноябре 1918 г. проекты уставов были представлены Реввоенсовету Республики, а 29 ноября 1918 г. утверждены ВЦИК.

К общевоинским уставам относят: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав.

Первый Устав внутренней службы РККА был утвержден ВЦИК РСФСР 29 ноября 1918 г. и введен в действие в феврале 1919 г. Затем он подвергался неоднократной переработке и уточнению в соответствии с социально-политическими изменениями в стране и развитием вооруженных сил.

Так, во время военной реформы 1924-1925 гг. в связи с изменениями в организации, устройстве и техническом оснащении войск Устав внутренней службы был переработан и утвержден (как временный) Реввоенсоветом СССР 19 ноября 1924 г. В декабре 1937 г. вводится новый Устав внутренней службы, приведенный в соот­ветствие с Конституцией СССР 1936 г. Изданные затем в 1946 г. и 1960 г. Уставы внутренней службы отражали опыт Великой Отечественной войны и послевоенные изменения в организации и техническом оснащении вооруженных сил. В 1975 г. принят новый Устав внутренней службы, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР. Затем Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации был утвержден Указом Президента.

Дисциплинарный устав - официальный документ, определяющий сущность воинской дисциплины, обязанности, права и ответственность военнослужащих по ее поддержанию и укреплению.

Первый Дисциплинарный устав РККА был утвержден ВЦИК РСФСР и принят в январе 1919 г. В июле 1925 г. во время военной реформы он был уточнен, более четко определив понятие воинской дисциплины, и введен в действие (как временный) Реввоенсоветом СССР. Дальнейшее развитие и уточнение положений о воинской дисциплине, правах и обязанностях военнослужащих получили в Дисциплинарных уставах 1940 г. и 1946 г., утвержденных наркомом обороны СССР. В октябре 1940 г. силу закона получил Дисциплинарный устав ВМФ СССР. Дисциплинарные уставы 1960 г. и 1975 г. утверждались Указами Президиума Верховного Совета СССР.

Первый Устав гарнизонной и караульной служб РККА был утвержден ВЦИК РСФСР в ноябре 1918 г. В годы военной реформы в мае 1924 г. Устав гарнизонной службы утвержден (как временный) заместителем председателя Реввоенсовета СССР. В последующем, вплоть до 1950 г., основные положения по организации караульной (Устав 1935 г.) и гарнизонной (Устав 1941 г.) службам излагались в отдельных уставах соответственно, утвержденных наркомом обороны СССР. Введенные затем единые Уставы гарнизонной и караульной служб 1963 г. и 1975 г. были утверждены Указами Президиума Верховного Совета СССР. Для Вооруженных Сил Российской Федерации принят новый Устав гарнизонной и караульной служб, утвержденный Указом Президен­та Российской Федерации от 14 декабря 1993 г., который в настоящее прекратил свое действие в связи с утверждением новых общевоинских уставов.

Строевой устав - официальный документ, содержащий положения и правила, определяющие строевые приемы, строи воинских подразделений и частей, порядок их движения и действий в различных условиях. На основе Строевого устава организуется и проводится строевая подготовка.

Первый Строевой устав РККА введен в 1919 г. В годы военной реформы 1924-1925 гг., как и другие общевоинские уставы, он был переработан и принят в 1924 г. под названием Строевой пехотный устав. В 1930 г. принят новый Строевой устав, отразивший изменения в техническом перевооружении войск. В середине 1934 г. приказом наркома обороны СССР введен в действие проект Строевого устава пехоты. В Строевых уставах 1947 г. и 1959 г. учтены опыт Великой Отечественной войны и последующие изменения в военном деле. В октябре 1975 г. приказом министра обороны СССР принят Строевой устав, отражавший достижения в практике обучения личного состава.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне», подписанным Президентом РФ 11 февраля 1992 г. и введен­ным в действие Постановлением Верховного Совета РФ от 24 сентября 1992 г., утверждение общевоинских уставов относилось к полномочиям Верховного Совета.

В 1996 г. этот закон был переработан и 24 апреля принят Государственной Думой в новой редакции как Федеральный закон «Об обороне». В последующем, 15 мая 1996 г., его одобрил Совет Федерации и 31 мая 1996 г. подписал Президент Российской Федерации. В этом законе в соответствии со статьей 4 утверждение общевоинских уставов относится к полномочиям Президента РФ в области обороны. Как в первой, так и во второй редакции закона (статья 14) представление проектов общевоинских уставов Президенту РФ относится к основным функциям Министерства обороны РФ.

Действующие общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495.

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 г. № 111.

Действующие в настоящее время общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации определяют уклад жизни, и быта, обязанности и права воен­нослужащих, взаимоотношения между ними, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К их числу относятся Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб и Строевой устав. На военных кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц, кроме того, определяются Корабельным уставом Военно-морского флота.

Общевоинские уставы носят форму категорических предписаний и требуют точного и неуклонного выполнения. Утвержденные Президентом Российской Феде­рации, они имеют силу закона и вносят в службу и учебу войск четкость, слаженность, целеустремленность и способствуют сплочению личного состава, формированию боевых коллективов, выработке у воинов высоких морально-боевых качеств. В соответствии с положениями уставов военнослужащие, нарушившие уставные требования, привлекаются к ответственности, в том числе уголовной.

Общевоинские уставы являются едиными для Вооруженных Сил Российской Федерации, их требования обязательны для частей и соединений всех видов Вооружен­ных Сил, родов войск и специальных войск. Наравне с воинскими частями ими руководствуются военно-учебные заведения, штабы, управления и учреждения Воо­руженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Выполнение уставных положений обязательно для каждого военнослужащего (как в мирное, так и в военное время, в строю и вне его, в расположении воинской части и за ее пределами), военнообязанных запаса и призывников во время прохождения ими сборов, при участии в маневрах и других войсковых учениях, а также для офицеров, генералов и адмиралов, состоящих в запасе (отставке), при ношении ими военной формы.

Знание положений уставов и безупречное их выполнение помогают воинам воспитывать дисциплинированность, исполнительность и готовность решать по­ставленные задачи. Осмысление уставных требований позволяет командирам и начальникам успешно осуществлять обучение и воспитание подчиненных, сво­евременно выявлять и устранять недостатки, мешающие повышению боевой готовности частей и подразделений.

В настоящем учебнике на основе анализа имеющегося опыта организации и проведения занятий в войсковых частях и военно-учебных заведениях излагаются рекомендации по вопросам обучения и методике проведения занятий с обучающимися по основным темам, предусмотренным Программой обучения по общевоинским уставам. Кроме того, в учебном пособии рассматривается содержание большинства требований общевоинских уставов к дается ряд советов по организации службы войск.

http://voen-konspekt.ru/
"Командирская подготовка в Вооруженных силах Российской Федерации "

Данный сайт представляет собой хранилище план-конспектов и методик продготовки, проведения и оценки занятий по основным предметам командирской подготовки военнослужащего.

Согласно традиционному словарному определению «воинский устав - свод правил, регулирующих какую-либо отрасль жизни и деятельности Вооруженных сил». Из чего совершенно очевидно следует, что, пока нет самих вооруженных сил, то есть регулярной армии, нет и воинского устава. А значит, появление документа, регламентирующего деятельность армии, возможно только когда есть сама армия. Получается, что точкой отсчета документальной истории русской армии - или по крайней мере русской пограничной стражи - нужно считать 16 февраля 1571 года. Именно в этот день русский царь Иван IV Грозный утвердил первый в российской истории воинский устав. Назывался он «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» и пусть коротко, но всеобъемлюще описывал правила формирования, деятельности и контроля над пограничной стражей Руси.

Надо сказать, что Ивану Грозному страна досталась в непростое время, и вопрос формирования регулярной армии был не просто насущным - от него зависело само существование Русского царства. Прежняя система поместного войска, зависящего от возможностей вотчинников и потому представлявшего собой довольно разношерстное и по вооружению, и по боевым навыкам сообщество, уже не соответствовала вызовам времени. То же касалось и существовавшей к тому времени системы пограничной стражи. Не случайно непосредственным поводом к появлению «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе» стали возмутившие Ивана Грозного события осени 1570 года. Тогда от станичников, которые несли дозорную службу на дальних, прежде всего южных рубежах Руси, поступило сразу несколько сообщений о продвижении в сторону Москвы крупных сил крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Опасаясь повторения весеннего разорительного нападения крымчаков, Иван Грозный возглавил оборонительный поход, который, однако, закончился ничем: выяснилось, что станичники попросту солгали - то ли приняв старые следы крымского войска за новые, то ли по другой причине.

Потратив вторую половину осени и весь декабрь на выяснение причин обмана, 1 января 1571 года, как сказано в летописи, «приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Pycии боярину своему князю Михаилу Ивановичу Воротынскому ведати станицы и сторожи и всякие свои государевы полские службы». Говоря современным языком, Иван Грозный велел Михаилу Воротынскому - одному из самых опытных и известных воевод - провести ревизию системы пограничной стражи и дальнего обнаружения и привести ее в соответствие современным условиям. За что князь и взялся со свойственной ему энергией. Уже через неделю, как сообщает летописец, «по государеву, цареву и великаго князя приказу боярин, князь Михайло Иванович Воротынской говорил государевым словом в Розряде диаком Ондрею Клобукову с товарищи, что ему велел государь ведати и поустроити станицы и сторожи и велел доискатись станичных прежних списков». А пока готовили списки и Воротынский их изучал, по всем южным рубежам России был отправлен приказ местным воеводам и станичным головам (то есть начальникам над станицами - дальними дозорами из числа воинов приграничных городов-крепостей) срочно ехать в Москву на, как бы выразились сегодня, совещание.

Время для встречи было выбрано самое что ни на есть верное: по традиции, в течение всей зимы крымчаки не ходили в набеги, а значит, можно было безболезненно «обезглавить» на время пограничные рубежи. Тем более что засиживаться в Москве станичным головам и пограничным начальникам не дали: срок сбора был определен с середины января по начало февраля. А уже 16 февраля 1571 года результат московского совещания - тот самый «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» - представили на утверждение царю. Документ потому и получил такое название, что был результатом (то есть «приговором») обсуждения, которое вели бояре, отвечавшие за станичную и сторожевую службу.

Начинался этот «Приговор» с такого текста, описывавшего историю его создания и основные задачи: «Лета 7079 Февраля в 16 д. по государеву, цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Pycии приказу, боярин, князь Михайло Иванович Воротынской приговорил с детми боярскими, с станичными головами и с станичники о путивльских, и о тульских, и о рязанских, и о мещерских станицах и о всех украинных о дальных и о ближних и о месячных сторожах и о сторожех из котораго города к которому урочищу станичником податнее и прибыльнее ездити, и на которых сторожах и из которых городов и по скольку человек сторожей на которой стороже ставити, которые б сторожи были усторожливы от крымские и от ногайские стороны, где б было государеву делу прибыльнее и государевым украинам было бережнее, чтоб воинские люди на государевы украины войною безвестно не приходили, а станичником бы к своим урочищам ездити и сторожам на сторожах стояти в тех местех, которые б места были усторожливы, где б им воинских людей мочно устеречь».

Дальше шел собственно устав, то есть свод правил, определявших новую пограничную службу Руси. Главной ее задачей становилось создание и поддержание системы раннего предупреждения о нападении, чтобы «государевым украинам было бережнее, чтоб воинские люди на государевы украины войною безвестно не приходили». «Боярский приговор» также упорядочивал ведение пограничной службы, определял организацию, обязанности, места размещения и сроки выставления сторожевых застав («сторóж») и дозорных подвижных отрядов («станиц»). Где, как и каким сторожам и станицам надлежало размещаться, оговаривали приложения к «Боярскому приговору» - так называемые росписи. Согласно им на русских рубежах должны были действовать 73 сторожи, которые объединялись в дюжину сторожевых зон: «донецкие сторожи», «путивльские ближние сторожи», «сторожи из украинных городов», «мещерские сторожи» и т.д.

Примечательно, что «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» был, по сути, универсальным воинским уставом. Помимо определения системы организации службы, он содержал и указания по ее несению, и элементы того, что можно назвать боевым уставом, и даже прообраз устава дисциплинарного. Так, «Приговор» устанавливал меры наказания за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей. Были они весьма суровыми: «А которые сторожи, не дождався собе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учинитца война, и тем сторожем от государя, царя и великаго князя быти кажненым смертью». Если же смена не поспевала вовремя (срок каждой сторожи определялся в 15 дней), то с виновников опоздания взимался солидный штраф: «А которые сторожи на сторожах лишние дни за сроком перестоят, а их товарищи на обмену в те дни к ним не приедут, и на тех сторожех за ослушание имати тем сторожем, которые за них через свой срок лишние дни перестоят, по полуполтине на человека на день».

По объему первый воинский устав пограничной службы России - и первый русский воинский устав вообще - был невелик: всего-то 14 рукописных листов, если не считать «Росписей». Чуть позже, 18 и 21 февраля и 5 марта 1571 года, были приняты дополнившие «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» еще три боярских приговора общим объемом 13 листов: «О Путивльских севрюках» (подряжавшихся на пограничную службу на Дону наемных воинах из Северской земли, нынешней Черниговской области), «О назначении мест, где стоять головам в поле» и «О выплате жалованья и возмещении убытков за сторожевую, станичную и полевую службу». Но эти 27 листов заложили основу настоящей системы пограничной службы, а если смотреть шире, то и системы русской регулярной армии вообще.

А то судя по современному празднику, можно подумать, что до 1918г. у России и войск-то не было…

Тем более, что в 1918 их то как раз почти что и не было. И то, что произошло 23 02 1918 вообще-то называется поражение каких-то ополченческих большевистских отрядов от регулярной немецкой армии. Их же тогда разбили. Что тут "праздновать"? А тремя днями позже - действительно выдающееся событие.

>>>И то, что произошло 23 02 1918 вообще-то называется поражение каких-то ополченческих большевистских отрядов от регулярной немецкой армии.

Да. Юридически закрепленное немного позже в тексте Брестского соглашения.

Впрочем, все это далековато от Древней Руси...
С наступающей годовщиной!:)

23 февраля день образования Красной армии, впоследствии в Великой Отечественной разгромившей фашистов, а до того в Гражданскую интервентов. Наверняка ваши деды и бабки в каком-то из этих славных мероприятий участвовали. Запамятовали?

Так что для истории страны в целом институт Красной армии значит очень много и именно это праздновалось 23 февраля в Союзе. В новой России теперь это День защитника Отечества, так же как 7 ноября теперь годовщина знаменательного парада 41- года проводимого в честь годовщины Октябрьской революции... Что сказать? Очень новым властям хочется подменить и выжать из истории все ценности советского периода. Ну флаг им в руки, триколорный... А Знамя Победы оно, как известно, красное.

Мы эту риторику знаем. А в чем это ее образование заключалось? Декрет был подписан еще в январе. В том что немцы в феврале разгромили эти ополченческие формирования? Тоже мне, "образование армии" - первый разгром. А почему бы не победу поляков над РККА тогда праздновать? Или финнов?

А интервентов, кстати, в гражданскую особо и не допускали до столкновений и вообще до контактов с красными. Боялись коммунистической заразы, что передастся воздушно-капельным путем! ;) За очень редкими исключениями.

Насчет знамени победы - да, оно красное. Прямо как Станица Свентовита, с которой против немцев еще руяне ходили. ;)

меня всегда умиляет, когда красные начинают про "память отцов и дедов" петь. В 1917 и последующие лет двадцать где у них была эта память отцов и дедов? в одном месте. Пока на интимное нехорошим ветерком с запада не подуло, и не вспоминали. И в дальнейшем то же самое. Красные на коне - "до основанья, а затем!" Красные в... известном месте - "отцы и деды! Память! Невский! Сусанин! Суворов!"

Конечно - Россия для них всегда была лишь страной, которую они захватили, и используя которую как плацдарм, они лелеяли мечту захватить весь мир! Особенно для настоящих - первых красных это было так. Ни в какой реальной памяти русских о самих себе, они никогда не были заинтересованы. Если бы русские по-настоящему вспомнили о своей стране до красного порабощения - красным это могло бы грозить возмездием. Конечно - именно из-за этого, они начинали использовать всю эту риторику только когда им грозили большие неприятности. Чисто как пропаганду. Красные по-настоящему никогда не действовали исходя из интересов России и русских. Только из интересов самих красных. И они на самом деле, никогда не заботились о России (только в той степени, которая была необходима им сточки зрения их интересов).

Да - это верно. Только в отличие от тех, конца 19 - начала 20-ого века, кричавших о "социальной справедливости и демократии" (и под это дело сбросивших страну в пропасть, на много столетий вниз) эти в 80-ые 90-ые орали про "рыночную экономику" и снова, кстати, про "демократию", и, на самом деле, опять все разворовали и разорили. И еще одно отличие - помимо риторики. Нынешние уже не хотят возглавить всю их международную систему. Те, "ранние", ведь, реально хотели стать главными. Нынешних вполне устраивает место на задворках мировой системы, в рамках которой, они поставляют сырье. Их интересуют только деньги. А деньги тут большие. Царицами морскими быть не хотят, а вот столбовыми дворянками их вполне устраивает.

Мысль праздновать день защитника Отечества 26 февраля в память первого воинского устава очень хорошая. Но пока празднуется 23 февраля, хотя я согласна с теми, кто не понимает, а что там праздновать. За этой датой, действительно, ничего исторически знаменательного нет. Но в советсткое время сами собой установились два всенародных праздника: 23 февраля и 8 марта. Оба праздника «выросли» на моих глазах и постепенно стали всеобщими любимцами. И если под 8 марта я ещё могу подвести какую-то историческую «базу» традиций древних женских праздников, то почему именно 23 феврала стал общепризнанным мужским днём, никак не могу объяснить. Я помню, как мы в школе писали поздравительные открытки нашим одноклассникам – никто не заставлял, так установилось. Поэтому я «за» , чтобы мы, историки, создавали более адекватную историческую мотивировку российских праздников, с более правильной, т.е. позитивной национальной энергетикой, но если какой-то праздник появился волею общества, надо сначала понять, почему.

Анализируя любой исторический период, следует различать общество и государство (у нас, востоковедов, была, например, такая конференция «Общество и государство в Китае»). Для советского периода пока такого подхода не существует, и обществу приписывают те деяния, за которые отвечало советское государство.

В значительной степени, это и влияние западной советологии, творения которой наводнили Россию в последние 20 лет. Основной тезис советологии – во всём ужасном, что случилось в советское время, повинен русский народ и православная религия (у меня есть об этом в статье об «Исихастах...», да и вообще – это известно). Поэтому многие из тех, кто защищают сейчас советские праздники, защищают, фактически, честь старшего поколения, которое трудилось, защищало и сумело выстоять. И нет никого, кто имел бы право выступать их судьями «со стороны».

Второй момент – это отсутствие полноценной концепции Российской истории от её начал. Я встречаю по работе очень многих людей, причём из самых разных слоёв российского общества. Даже весьма молодые из них живут, по-прежнему, рубежом «и только с 1917 г.....», даже не отдавая себе в этом отчёта. Например,«Ну, в России всегда так было, если посмотреть ещё с 1917 г...». Я обычно останавливаю и спрашиваю: «Российской истории до 1917 г. – 1000 лет, а советский период просуществовал только 73 года». Собеседники, как правило, соглашаются, но отвечают: «Так кто знает толком, что там было в эти 1000 лет!». Вот и задача нам, историкам, начать терпеливо и уважительно рассказывать людям о том, «что там было в эти 1000 лет».

Всего доброго,
Л.П.Грот

Процесс создания уставов в русской армии отражал сложный и противоречивый путь ее многовековой истории. Корни отечественных уставов уходят в далекое прошлое. Первая попытка установить общий порядок несения военной службы относится к 1571 году, когда боярином М.Н. Воротынским был составлен «Боярский приговор о станичной и сторожевой служ­бе». После, в 1621 году, появляется «Устав ратных, пушечных и других дел». Дальнейшее развитие русские уставные документы получили в процессе создания Петром I регулярной армии. В это время последовательно появляются «Устав Вейде» (1698 г.), «Воинские артикулы» A.M. Головина, (1699 г.), «Краткое обыкновенное учении» - первый строевой устав русской армии. В этот период разрабатывается и ряд других уставных документов. Среди них «Статьи воинские» и «Ротные пехотные чины». Во втором документе были определены обязанности должностных лиц в роте при несении караульной службы, строевом обучении в бою. Первый же документ содержал положения, которые и в наше время используются в Уставе внутренней службы и Дисциплинарном уставе. В ходе Северной войны 1700 - 1721 годов были созданы такие военно-правовые документы, как «Уложение Шереметьева» (1702 г.), «Артикул краткий» (1706 г.), составленный под руководством А.Д. Меншикова, «Устав прежних лет», (1706 г.) «Устав прежних лет» вобрал в себя накопленный опыт в уставном деле и содержал положения не только об обязанностях военнослужащих, но и об их правах. Все перечисленные уставные документы петровского времени были использованы при создании «Устава воинского», который был утвержден 30 марта 1716 года. Этот Устав состоял из трех книг. Первая раскрывала вопросы военной администрации, полевого управления войсками, полевой и гарнизонной служб военного времени. Во второй речь шла о военно-уголовных законах и правилах судопроизводства. Третья определяла правила строевого и походных движений. Таким образом, этот Устав охватывал все стороны жизни войск - как боевую, так и организационную. Он действовал в течение весьма продолжительного времени и служил источником для разработки новых уставных документов. Петровские уставы без каких-либо серьезных изменений просуществовали весь XVIII век. Царствование Павла I ознаменовалось принятием в 1796 году «Воинского устава о полевой пехотной службе». При нем же был введен принцип вечности знамен. С этого момента Знамя воинской части становится той святыней, которой оно является в настоящее время. Развитие и совершенствование вооружения постоянно требовали изменений в уставном деле. В середине XIX века появляется серия новых уставных документов. Так, в процессе проведения военных реформ 60 -70-х годов появился «Воинский устав о гарнизонной службе» (изд. 1884 г.). Отдельные его положения, конечно с переработкой, используются и ныне в Уставе гарнизонной и караульной служб.Стремление к унификации всего внутреннего распорядка в войсках привело к созданию в 1902 году «Устава внутренней службы», который был един для всей армии. В 1910 году он перерабатывается с учетом опыта русско-японской войны.Для поддержания воинской дисциплины в русской армии на протяжении длительного времени складывалась система поощрений и наказаний. Причем наказаниям подчас отдавалось предпочтение. За воинские проступки и преступления применялись телесные наказания (публичное битье кнутом), заключение в тюрьму и смертная казнь. Документом, регламентирующим наказания, являлись статьи «Соборного уложения» 1640 года. В регулярной армии Петра I роль дисциплинарного устава выполнял «Артикул воинский с кратким толкованием». По этому артикулу русская армия жила почти 100 лет. Первый же Дисциплинарный устав был издан в 1869 году, он просуществовал вплоть до 1917 года. Таким образом, развитие уставов в русской армии прошло длительный и сложный путь. В итоге этого процесса и были созданы самостоятельные общевоинские уставы, регулирующие отдельные большие отрасли службы. После октября 1917 года Наркоматом по военным делам было дано указание пользоваться лишь теми статьями и пунктами прежних уставов, которые не противоречили духу организации рабоче-крестьянской армии. Так, в июле 1918 года Главный военный штаб утвердил и разослал в войска «Сведения из уставов Дисциплинарного, Внутренней и Гарнизонной служб». Но для установления твердого внутреннего порядка, поддержания дисциплины и организованности следовало разработать сами уставы. Первым сводом основных прав, обязанностей и норм поведения воинов РККА явилась служебная «Книжка красноармейца». Были переработаны и утверждены в конце 1918 года уставы внутренней и гарнизонной служб РККА, а в начале 1919 года - дисциплинарный устав. Строевой пехотный устав введен в действие в 1920 году. В период между гражданской и Великой Отечественной войнами уставы издавались дважды. Первая их переработка (1924 -1925 гг.) была вызвана переходом страны на мирное положение, массовой демобилизацией и организационной перестройкой РККА в связи с проведением военной реформы. Вторая (1936 - 1940 гг.) продиктована принятием в 1936 году новой Конституции, переходом от смешанной системы к единому кадровому принципу строительства Советских Вооруженных Сил, оснащением армии и флота новым вооружением и изменениями организационно-штатной структуры войск. Во время Великой Отечественной войны общевоинские уставы не перерабатывались. Дополненные рядом новых положений, вызванных боевой обстановкой, они выдержали военное испытание. Уставы, принятые в первые пять послевоенных лет, должны были укрепить внутренний порядок Вооруженных Сил и их боеготовность в условиях мирного времени, массовой демобилизации военнослужащих. Существенные дополнения и изменения были внесены в общевоинские уставы в 50-х годах вследствие коренных изменений в области вооружения, боевой техники и появления ракетно-ядерного оружия. На рубеже 70-х годов с учетом развития военного дела были введены в действие новые общевоинские уставы, по которым Советские Вооруженные Силы жили до 1991 года. В настоящее время действуют Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года (с изменениями, внесёнными Указом Президента РФ № 1495 от 10.11.07. и вступившие в силу с 1.01.08.) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие приказом министра обороны РФ 11.03.06. № 111. Таким образом, Вооруженные Силы РФ имеют необходимую правовую базу для поддержания боевой готовности, обучения и воспитания личного состава. Как только молодой воин вступает на территорию воинской части, он тут же сталкивается с уставными требованиями. Общевоинские уставы представляют собой свод правил и норм военной службы.



Общие положения и внесённые изменения в редакцию. Общевоинские уставы - это нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность. Устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной, комендантской и караульной служб в соответствии с ФЗ «Об обороне» утверждены Указом Президента РФ - Верховного Главнокомандующего ВС РФ 14 декабря 1993 г. и имеют силу законов (с изменениями от 23.10.08, от 14.01.11, от 29.04.11, от 29.07.11, от 14.01.13). Строевой устав ВС РФ введен в действие приказом министра обороны РФ 11.03.06. № 111.

10.2. Устав внутренней службы ВС РФ (с посл. изм. от 25.03.2015 № 161)

Устав внутренней службы ВС РФ определяет права и обязанности военнослужащих ВС РФ и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка. Настоящим Уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций ВС РФ, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ (далее - воинские части), и лица гражданского персонала ВС РФ, замещающие воинские должности. Положения Устава, в том числе обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями и руководствами. Действие настоящего Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие). На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом ВМФ. В мирное и военное время на занятиях и учениях по обучению военнослужащих действиям в бою, а также в ходе выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженных конфликтов внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, а также настоящим Уставом.

Общие обязанности военнослужащих. Для начинающего солдата, матроса особую актуальность имеет раздел Устава внутренней службы, где определены общие обязанности военнослужащих(ст. 16). Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами РФ. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего: быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать РФ; строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну; дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа РФ; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия. Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности.

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством РФ не влекут за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - также в виде административного штрафа. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством РФ. К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб. При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.

Взаимоотношения между военнослужащими строятся на принципе единоначалия. Оно заключается в «…наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего», - говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших. Воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры является воинское приветствие. Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Согласно уставу, военнослужащие обязаны, кроме того, обязаны выполнять воинское приветствие, отдавая дань уважения: Могиле Неизвестного Солдата; братским могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственному флагу РФ, Боевому знамени воинской части, а также Военно-морскому флагу при каждом прибытии на корабль и убытии с корабля; похоронным процессиям, сопровождаемым воинскими подразделениями.

Безопасность военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения).
Общими условиями обеспечения безопасности военной службы в полку (подразделении) являются: поддержание воинской дисциплины; обеспечение удовлетворительного морально-психологического состояния и состояния здоровья военнослужащих; обеспечение пожарной безопасности; соблюдение определенных настоящим Уставом правил внутреннего порядка; обеспечение социальной защиты военнослужащих в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ; обеспечение удовлетворительного санитарно-эпидемического состояния подразделения.
Служба суточного наряда.
Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

В суточный наряд роты назначаются: дежурный по роте и дневальные по роте. В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ. В день заступления в наряд в часы, указанные в распорядке дня, личному составу предоставляют не менее 3 часов для подготовки к несению службы и не менее 1 часа для отдыха (сна). Чаще всего молодые солдаты назначаются дневальными по роте. В соответствии с уставом, дневальный по роте отвечает за сохранность находящихся под его охраной оружия, шкафов (ящиков) с пистолетами, ящиков с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов. Дневальный по роте подчиняется дежурному по роте. Очередной дневальный по роте несет службу внутри казарменного помещения у входной двери, вблизи комнаты для хранения оружия. Он обязан: никуда не отлучаться из помещения роты без разрешения дежурного по роте; постоянно наблюдать за комнатой для хранения оружия; не пропускать в помещение посторонних лиц, а также не допускать выноса из казармы оружия, боеприпасов, имущества и вещей без разрешения дежурного по роте; немедленно докладывать дежурному по роте о всех происшествиях в роте, о нарушении установленных уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты, о замеченных неисправностях и на рушениях требований пожарной безопасности, принимать меры к их устранению; будить личный состав при общем подъеме, а также ночью в случае тревоги или пожара; своевременно подавать команды согласно распорядку дня; следить за чистотой и порядком в помещениях и требовать их соблюдения от военнослужащих; не позволять военнослужащим в холодное время, особенно ночью, выходить из помещения неодетыми; следить за тем, чтобы военнослужащие курили, чистили обувь и одежду только в отведенных для этого помещениях или местах; по прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше и дежурного по полку подавать команду "Смирно"; по прибытии в роту других офицеров роты, а также старшины роты и военнослужащих не своей роты вызывать дежурного. Очередному дневальному запрещается садиться, снимать снаряжение и расстегивать одежду. Дневальный свободной смены обязан поддерживать чистоту и порядок в помещениях роты и никуда не отлучаться без разрешения дежурного по роте, оказывать ему помощь в наведении порядка в случае нарушения установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты; оставаясь за дежурного по роте, выполнять его обязанности. Дневальный обязан всегда знать, где находится дежурный по роте, и наблюдать за соблюдением военнослужащими общественного порядка и правил ношения военной формы одежды. О всех замеченных нарушениях он докладывает дежурному по роте.

10.3. Дисциплинарный Устав ВС РФ. В новой редакции ДУ ВС РФ командиры лишены права арестовывать подчиненных. Зато им разрешено задержать военнослужащего на срок не более 48 часов. Все меры пресечения (задержание, отстранение от должности, прекращение увольнения и пр.) описаны в специальном приложении; отменен наряд вне очереди как вид дисциплинарного взыскания для солдат и матросов. Появились новые взыскания: сокращение отпуска, лишение звания ефрейтора; командир стал нести ответственность за проступки подчиненных – в случае, если он скрыл правонарушение; введена дисциплинарная ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Дисциплинарным уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций ВС РФ, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ (далее - воинские части). Действие Дисциплинарного устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие). Положениями Дисциплинарного устава во взаимоотношениях с военнослужащими руководствуются лица гражданского персонала, замещающие воинские должности. Дисциплинарный устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами РФ, общевоинскими уставами ВС РФ (далее - общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников). Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту РФ. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего: быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ и требования общевоинских уставов; выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество; беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы; быть бдительным, строго хранить государственную тайну; поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан; соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией РФ.

Воинская дисциплина достигается: воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам); знанием и соблюдением военнослужащими законов РФ, других нормативных правовых актов РФ, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права; личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы; поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими; четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава; повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива; созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.

Поощрения, применяемые к военнослужащим ВС РФ. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам применяются следующие поощрения: снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания; объявление благодарности; сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях; награждение грамотой, ценным подарком или деньгами; награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части; присвоение воинского звания ефрейтора (старшего матроса); досрочное присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности; присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, до старшего сержанта (главного старшины) включительно; награждение нагрудным знаком отличника; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся солдат, матросов, сержантов и старшин.
За героические поступки и самоотверженную службу воины могут быть представлены также к награждению государственными наградами.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих. В/служашие

привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности. Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда. Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются ФЗ «О статусе военнослужащих».

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости. Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

Дисциплинарные взыскания, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; дисциплинарный арест.