Екатерининские берёзы Сибирского тракта

Историческая справка о маршруте

Екатерининским трактом называют знаменитую дорогу из Москвы в Сибирь, проходящую через Владимир, Урал и далее. По ней уводили ссыльных в Сибирь, доставляли товары (даже из Китая), по ней шло войско Ивана Грозного брать Казань.
Однако общеизвестно, что Екатерина Великая повелела привести и другие дороги в надлежащее состояние. Там где дорог не было, повелела построить, там, где были – реконструировать. Так вот один из кусков такой дороги, соединяющий напрямую Александровскую слободу (г. Александров) и Переславль-Залесский, сохранился и по сей день практически в первозданном виде. На протяжении всего пути сохранились большая насыпь с водоотводными канавами по бокам, идущая напрямик через поля и леса Ярославской и Владимирской областей.
Маршрут начинается от Переславля-Залесского из поселка Ям.

Дальше наш путь пройдет через места, где некогда было село Самарово, в котором до наших дней сохранились лишь остатки кирпичной церкви.
Село куплено у Ивана Овцы великим князем Московским Симеоном Гордым и упоминается в завещании последнего 1353 года как дворцовое село. Таковым оно было при царе Иване Грозном. До 1558 года село Самарово Никитского стана было во владении Ивана Ивановича Брюхова. В этом году Иван Грозный отдал село в вотчину Данилову монастырю, во владении которого состояло до секуляризации 1764 года. В Смутное время при нашествии поляков часть самаровских крестьян была привлечена ими к осаде Троице-Сергиева монастыря, причём некоторые были убиты, а оставшиеся дома погибли от тех же поляков. «То село, - говорится в дозорной книге 1609 года, - воры литовские люди выжгли, а крестьян высекли 74 человека». От пожара осталась деревянная церковь да 5 дворов бобыльских, после убитых крестьян хлеб в гумнах и с поля увезли весь русские ратные люди, а жёны и дети убитых крестьян по миру разошлись без вести. Одного крестьянина силой захватил помещик Михайло Федосеев и посадил в своём поместье. Остальные оставшиеся в живых крестьяне разошлись. К 1627-28 годам село восстановилось. В 1558 году в Самарове уже значится церковь святых праведных Иоакима и Анны. В 1773 году церковь сгорела и вместо неё построена в том же году новая деревянная церковь также во имя святых праведных Иоакима и Анны. В 1814 году вместо деревянной церкви построен существующий ныне каменный храм. Престолов в этом храме два: в холодном во имя святых праведных Иоакима и Анны, в приделе тёплом во имя святого Николая Чудотворца
Источник:
www.wikipedia.ru
После урочища Самарово мы окажемся во Владимирской области. Село Рюменское (мы обогнем по обводной дороге) – одно из древних в районе. В центре села находится православная Тихвинская церковь Иконы Божией Матери.
Известно, что великий князь Василий Васильевич в 1468 году завещал село княгине Марии Ярославне. С того времени и до конца XVII века село Рюменское было в числе дворцовых сел. В 1688 году село пожаловано боярину Ф.П. Салтыкову и переходило по женской линии сначала к князю кесарю И.Ф. Ромадановскому и затем графу Головкину. В 1742 году отобрано в казну и вскоре пожаловано императрицей Елизаветой Петровной генерал-майору Алексею Шубину. О селе Рюменском к тому же известно, что к 1870-м годам в нем «число жителей 410, 63 двора, церковь, к селу примыкает 6 деревень. Кроме хлебопашества жители занимаются деланием деревянной посуды». Кирпичная Тихвинская церковь построена на средства местного помещика Шубина в 1806 – 1808 годах на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана.

В направлении Сосновоборска от Городища пролегает историческая дорога, называемая по-разному: Симбирский, Городищенский, Казанский, Сибирский, Московско-Иркутский, Великий, Большой тракт. Но в простонародье именуется он обычно Екатерининским трактом.

Историческая справка гласит, что это был старинный сухопутный транспортный путь из европейской части России через Сибирь к границам Китая. Царский указ в 1689 году определил строительство тракта. Но лишь в 1728 году были достигнуты необходимые договоренности с Китаем, и правительство России принялось, наконец, за обустройство Сибирского тракта. Как свидетельствуют историки, по тракту возили крестьян на свои повинности, ездили путники, купцы, перевозили товар, почту, направлялись в Сибирь колодники. Этот тракт использовался государственными крестьянами для несения ямской и дорожной повинностей. Следы тракта и сегодня видны на территории Сосновоборского и Городищенского районов.

Народная молва гласит: по тракту в период своего правления проезжала Екатерина II. И якобы тракт, проходящий по Пензенской области, выкладывали камнем каторжники. Работа была тяжелой. Исторических документов по этому поводу найти не удается, поэтому рождается легенда. Те, кто строили тракт, заболевали и даже умирали. Хоронили людей там же, недалеко от места, где проходил тракт. Кто-то из местных жителей утверждает, что трупы были и под камнями, по самой дороге. А счет захороненных исчислялся тысячами.

Сегодня с Екатерининским трактом связывают много легенд. Для тех, кто проезжает тракт, ночное время становится роковым для автомобиля. Зачастую ни с того ни с сего что-то обязательно ломается. Техника становится непослушной. Например, лесозаготовители многократно жаловались, что их УРАЛЫ непременно требуют замены каких-то частей после проезда по тракту. В других местах подобного не происходит. Техника слушается и не подводит.

Что же касается редких случайных прохожих, кому «посчастливилось» оказаться на тракте в ночное время, то здесь все обстоит более мистично. В тихую ночь, когда нет луны, и деревья образуют слева и справа темную глухую стену, возникает чувство необъяснимой тревоги. Ни страха, а именно тревоги. Словно, кто-то пытается предупредить о чем-то нехорошем, что произойдет даже и не с путником, а, возможно, с его близкими. Но самое главное кроется в том, что мощеная дорога начинает светиться. Словно каждый камень и каждый зазор между ним и его соседом излучают нечто зеленоватое, непривычное для глаза. Вокруг при этом никаких источников света нет.

Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.
По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.


3.

7.Екатерининская дорога на г.Верхнеуральск
Вопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

11. Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015 : В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015 : Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.
Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..
Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....


12. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

13.
Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.
***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги . В ней есть очень интересные моменты.

16. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога :


17.


18.


19.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:


20. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.
Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

21. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:


23.

24. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.


25. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:


26. Посмотрите на швы


27. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

28. Англия. Римские дороги

29. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

30. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.


31. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.
Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.
***

Итог обсуждения в комментариях:

Как становится понятным, по таким дорогам телеги и кареты далеко не уедут - от тряски отвалятся колеса или развалится конструкция. Вероятен вариант, когда эту подушку из камней засыпали сверху песком и разравнивали - получалась относительно ровная и надежная дорога. Небольшим слоем, только чтобы спрятать неровности и углубления между камнями. В последствии этот песок вымыло дождями и талой водой или раздуло ветрами. Камни огалились.

Еще версия от doctrinaire1802 : при анализе рецептов по искусственным камням часто встречается понятие "асфальт". Рецептуру углубленно не изучал. Возможно эти камни - остатки " подложки". А само асфальтовое покрытие раскрошилось. А асфальтовую пыль могло и смыть на обочину или ветром разнести. Это предположение, и усердно устройство дорог не изучал. Но понятие "асфальт" встречал и в источниках 18 века.

o_iv : Есть такая субстанция, деготь. Одна из "натуральных" разновидностей дегтя... Асфальт!
В англиях и прочих европах на не очень больших дорогах до сих пор встречается покрытие "tarmac". Мелкие камни, склеенные дегтем.
Иногда так называют покрытие из пролитого битумом гравия (а битум в глубине души тоже разновидность дегтя). И да, за сотню лет эксплуатации это покрытие с булыжной подосновы стопчется и смоется.
***

От московской Профсоюзной улицы, минуя МКАД, начинается знаменитый Екатерининский тракт, иначе говоря - Старая Калужская дорога, а чуть в стороне - (А101). На её протяжении - сама история, такие города, как Рославль, Юхнов, Калуга, Медынь, Малоярославец, Обнинск, Балабаново, Троицк, а также множество небольших поселений, не менее славных и ещё более ушедших корнями в давние века.

Начало

Екатерининский тракт существовал с конца четырнадцатого века, но был известен как Старая Калужская дорога, поскольку царствование Екатерины случится гораздо позже. По нему москвичи добирались в Калугу, а калужане в Москву. Опасная дорога была по тем временам, ничем не защищённая. Именно Екатерининский тракт приводил к Москве разнообразных захватчиков с юга и запада, все самые разорительные набеги совершены с этой стороны.

Наконец в 1370-х годах на подходах к столице встал новый оборонительный рубеж, который смог надёжно заслонить это направление, город Калуга. И вот тогда Екатерининский тракт расцвёл, словно река лилиями, небольшими селениями по обоим своим берегам.

Окрестности

Природа здесь живописнейшая! Именно поэтому полюбилась местность эта самым видным людям московским. Начиная с семнадцатого века, князья да бояре выбирали землю под родовое имение там, где проходил Екатерининский тракт. Строились и дворяне, и богатые купцы, а также и учёное сословие. Как теперь говорят, здесь оставили свои следы видные деятели науки, культуры, искусства, не исключая и представителей творческой интеллигенции.

Надо признать, что и в советское время интерес к красотам калужской земли не увял. До сих пор старый Екатерининский тракт является излюбленным местом для весёлых "покатушек" любознательных велосипедистов юного возраста. История этого дивного края притягивает и людей постарше, которые добираются к местным достопримечательностям на джипах.

Малоярославец

За долгие века здешняя земля увидела все войны, которые пришлось пережить стране, и была разорена более других. Тем не менее там, где проходил Екатерининский тракт, осталось много изумительных старинных храмов, монастырей. Например, ворота женского Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце хранят следы орудийных залпов наполеоновской армии.

Это такой явный знак для неверующих! Осколки ядер и картечи густо прошли по всей поверхности врат, до самого образа Христа, и только лик Его чудесным образом остался невредим. Огромные выбоины видны и сейчас. А Христос всё так же глядит на мир - и нежно, и взыскующе.

Валуево и Красное

Многие памятники истории России сохранил Екатерининский тракт! Московская область и Калужская были невероятно богаты достопримечательностями. Можно судить по оставшемуся, насколько. Например, усадьба Валуево, выстроенная в семнадцатом веке. Архитектура потрясающей красоты, недаром здесь в разное время обитали князья и царедворцы, графы и гофмаршалы: Мещерские, Толстые, Шепелевы и Мусины-Пушкины.

Не менее красива усадьба Красное, основанная в начале восемнадцатого века. Это село ещё без усадьбы было подарено царевичу Александру, затем здесь поселились Салтыковы, а в 1812 году именно тут кардинально изменил ситуацию войны Михаил Кутузов. Это всего в двадцати пяти километрах от Москвы.

Едем дальше

Неподалёку, также в двадцати пяти километрах, место поселения Александрово, где была вотчина знаменитых Морозовых (вспомните глаза боярыни с картины Сурикова), оно упоминается в памятниках с 1607 года. Здесь уже во второй половине восемнадцатого века выросла другая усадьба - Щапово, которую основали братья Грушевские.

А чуть позже здесь появилось декабристское гнездо - усадьбой владел Муравьёв-Апостол, три сына которого вышли на Сенатскую площадь. Потом тут проживал знаменитый герой Отечественной войны Арсеньев, а с 1890 года - фабрикант Щапов. Через два километра снова понадобится остановка. Екатерининский тракт - маршрут с сюрпризами.

Ещё знаменитые усадьбы

Усадьба Поливаново тоже славится архитектурой семнадцатого века, которую позднее значительно улучшил граф Разумовский. В тридцати семи километрах от Москвы - Дубровицы. Это не только архитектурный шедевр, но и ландшафтный. Ансамбль потрясающей красоты. Эта местность известна в документах с 1182 года, когда ею правил князь Глеб Туровский. А усадьба упоминается впервые в 1627-м. Основателем назван боярин Иван Морозов. В разное время здесь проживали князья Голицыны и Потёмкины-Таврические.

Рядом, в двух километрах, Михайловское - усадьба, основанная генералом Кречетниковым в 1776 году. Село называлось Крашенинниково. Далее этим местом владел граф Шереметьев, который много сделал для восстановления обветшавших строений. И, наконец, в тридцати восьми километрах от Москвы знаменитая сожжённая в 1812-м, чтобы не доставалась французам. Ранее, в 1775-м, сама Екатерина Великая посетила это место, почему и Старая Калужская дорога стала называться иначе. Такова история Екатерининского тракта.

Сегодня

Земля Старой Калужской дороги наверняка помнит всё, что случалось на этом пути, и время от времени даже нашим современникам даёт понять, что далеко не все её загадки разгаданы и не все тайны раскрыты. Не один рассказ очевидцев существует на просторах интернета о том, что дорога эта словно светится изнутри безлунными ночами. Как будто намекает на то количество не отпетых, а то и непогребённых неприкаянных душ, которые так и остались на её обочинах. Кстати, и обнаружить эту старую дорогу сегодня не так просто. Просёлков бесчисленное множество, основное Калужское шоссе проходит в стороне, а ею и не пользуется никто уже множество лет.

Берёзы

Найти её можно по особым приметам. Конец восемнадцатого века был началом огромного строительства, в том числе и дорожного. Екатерина Великая издала специальный указ, благодаря которому все большие дороги сопровождались берёзовыми аллеями с обеих сторон. Прекрасный указ! Не страшны ни зной, ни путникам.

Берёзы для Екатерининского тракта выбирались особые - с тёмной корой, огромными дуплами и изогнутыми мощными ветвями, из ста двадцати видов именно такой выбран. По большей части первые деревья уже давно умерли, но осталась просека, которая не заросла, и возможно, не зарастёт никогда. Дорогу за долгие века настолько утоптали, что не растёт на ней ничего. И канавки по обочинам вдоль дороги текут, чётко сохраняя расстояние.

Калужское шоссе и окрестности старой дороги

Эта трасса проходит несколько в стороне от Екатерининского тракта, оставившего после себя только направление, которое угадывается по ровным рядам выросших деревьев и вспоминается вместе с песней, недопетой тем самым начальником "Геркулеса" из "Золотого телёнка". А Калужское шоссе - прекрасная четырёхполосная трасса, хорошо освещённая и лелеемая дорожными ремонтниками. Пейзажи вокруг чисто подмосковные: непроходимые леса - то хвойные, то смешанные - перемежаются со светлыми берёзовыми рощами.

Затем вдруг возникают живописнейшие равнины и холмы, провожающие путешественника в долины рек, которых довольно много. Нет только водохранилищ. А реки чудесны, каждая по-своему: Нара, Кременка, Поляница, Десна... Кроме них много прудов и озёр с рыбой и крупных, и помельче. Железной дороги нет поблизости, а потому довольно много мест, цивилизацией затронутых лишь слегка. Крупная промышленность в этом районе тоже отсутствует, экологически чисто, да и социальная среда исторически сложилась однородно. А вот, как отмечают побывавшие там, инфраструктура развита хорошо повсеместно.

Совпадения и расхождения

Екатерининский тракт совпадает с новым шоссе до Большого кольца железной дороги, недалеко от населённого пункта Львово. Самое интересное здесь то, что Калужское шоссе вовсе не в Калугу ведёт, а в Белоруссию.

Получилось так потому, что в Крестах оно пересеклось с дорогой из Подольска на запад - прежней Варшавской дорогой. Когда построилось железнодорожное кольцо, роль Киевского шоссе значительно усилилась, а потому участок старой дороги от Крестов до самой Калуги постепенно перестал существовать.

Две войны

Любители истории интересуются Старой Калужской дорогой главным образом потому, что именно здесь проходили важнейшие баталии сначала в Отечественную войну 1812 года, а затем и в Великую Отечественную. Наполеон решил отступать из сожжённой Москвы именно по Екатерининскому тракту, поскольку здешняя местность ещё не была разграблена. На их пути лежали города и веси, не тронутые войной. Но Кутузов дал сначала сражение около села Тарутино, а потом у Малоярославца, что поставило на большой православный крест.

А в 1941-м Старая Калужская дорога стонала под танками частей вермахта, когда большинство населённых пунктов вдоль тракта были сожжены дотла и покинуты жителями. Самые жаркие бои произошли тогда на переправе около Кузовлево через реку Черничку. Теперь там мемориальный комплекс с братской могилой, где похоронены защитники Москвы, разрушившие очередной план по захвату России, на сей раз гитлеровский - "Барбаросса".

Чтобы рассказать про этот тракт следует сделать историческую ссылку, и начать со старого Сибирского тракта! Так, для связи с Пермью Великой проложили « государеву дорогу» Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь. В 1587 году отряды под командованием атамана Ермака Тимофеевича вышли на реку Иртыш и основали город Тобольск.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. Часть пути проходила по восточной части Вятской губернии - нынешней Удмуртии.

Но в Москве же начиналась вторая дорога в Сибирь через Н. Новгород - Яранск - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берегу Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района.

Таким образом, рассматриваемый Вятский тракт, связывал Н.Новгород и Вятку, проходя через Марийский край! Опорным пунктом в ней был город Козьмодемьянск , где Тракт пересекал Волгу.


Город Козьмодемьянск был большой перекладной почтовой станцией. Почтовые дороги из него выходили на Московско-Казанский тракт и к Чебоксарам через Большой Сундырь (Сундырь-Торжок). К Чебоксарам вел еще один путь по левобережному трак-ту через Коротни, Арды и Кильдярово (Юксары).
От Козьмодемьянска через Волгу по левому берегу расходились еще три торгово-почтовых тракта. Один из них шел на Царевококшайск, второй — на Царевосанчурск (Екатирининский), который раньше назывался Вятским почтовым трактом. По Коротням, Малой Рутке (Опаево) и Еникееву пролегла дорога на Ветлугу.
Шесть почтово-товарных направлений, официально предусмотренных и контролируемых властями, предполагали и многочисленную обслугу. К началу XVIII века (1709 г.) в Ямской слободе Козьмодемьянска насчитывалось 260 дворов, в них проживало свыше 600 человек только мужского пола. За гоньбу им выдавалось денежное и хлебное жалованье, кроме того, они наделялись пахотной и сенокосной землей.

Ямщики возили на своих пролетных упряжках высокопоставленных чиновников и опальных ссыльных, ярых крепостников, купцов и российских вольнодумцев. В пути через Виловатово и Емангаши они встречали и обгоняли ссыльных, следующих в Сибирь. Мы не знаем, кто из Козьмодемьянских ямщиков провозил по здешним дорогам А. И. Герцена, А. С. Пушкина, Тараса Шевченко и многих других представителей передовой мысли того времени. Но все же эти события не остались бесследными.


Ехал через Козьмодемьянск из ссылки А. И. Герцен. Его путь пролегал по Царевосанчурскому тракту (Вятскому) через Яранск, Килемары и прочие ямские станции. В Козьмодемьянске он ночевал с 30 на 31 декабря 1837 года. В книге «Былое и думы» он так описывает свое пребывание в городе:

«...Когда я вышел садиться в повозку в Козьмодемьянске, сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна в корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком.
...Так сердце и стукнуло от радости, когда я увидел нашу упряжь.
- Ну-тка, ну-тка, покажи нам свою прыть! - сказал я молодому парню, лихо сидевшему на облучке в нагольном тулупе и несгибаемых рукавицах, которые едва ему дозволяли настолько сблизить пальцы, чтоб взять пятиалтынный из моих рук.
- Уважим-с, уважим-с. Эй, вы, голубчики! Ну, барин, - сказал он, обращаясь вдруг ко мне, - ты только держись: туда гора, так я коней-то пущу.
Это был крутой съезд к Волге, по которой шел зимний тракт.
Действительно, коней он пустил. Сани не ехали, а как-то целиком прыгали справа налево и слева направо, лошади мчали под гору, ямщик был смертельно доволен да, грешный человек, и я сам - русская натура.
Так въезжал я на почтовых в 1838 год, - в лучший, в самый светлый год моей жизни...»
В фондах музея Козьмодемьянска сохранились списки населенных мест Казанской губернии. В них дана характеристика состояния, почтово-пассажирских трактов по сведениям 1859 года. О Вятском тракте, по которому ехал Герцен, говорится, в частности, так: «Дорогу из г. Козьмодемьянска на города Царевосанчурск и Вятку несколько лет тому назад считали даже почтовою; ныне почтовая гоньба здесь прекращена по крайней затруднительности езды и по незначительности разгона».

(переправа через Волгу на Коротни - вдали Козьмодемьянск )

После переправы через Волгу Тракт выходил в село Коротни.

В старинных документах это селение было известно как "деревня Коротни", "приселок Ахмылов", "село Предтеченское Коротни тож". Происхождение названия "Коротни" связано с названием "речка Коротенка"; второе название "Ахмылово" - с одноименным названием озера; церковное название "Предтеченское" - с именем святого Иоанна Предтечи, в честь которого и был возведен церковный храм. Марийское название "Коротняк" представляет измененный вариант русского.

Это селение было основано при большом Вятском тракте ("Сибирском") пришлыми русскими крестьянами и бобылями на вотчинной земле Спасо-Юнгинского монастыря, закрепившего за собой в 1648 г. в Левобережье Волги "земли вокруг Ахмылова озера, лес и сенные покосы" и по р. Рутка, исконно принадлежавшие ясачным марийцам Токсубаевой сотни и Тохпаевой пятидесятни.

Вятский (Екатерининский) тракт

Далее Тракт уходил на почтовую станцию БУРЛАЦКОЕ, что располагалась при лесной дороге в 20 км от с. Коротни и в нескольких км от поселка Три Рутки. Селение возникло как ямская почтовая станция на Вятской (Сибирской) дороге между с. Коротни и г. Царевосанчурском.

Далее, уходя в марийскую тайгу, тракт проходил Казенный дом АРБУЧИНСКИЙ. Находился он в 12 км к югу от села Кумья, центра сельсовета, на Вятском тракте при речке Арбуч на расстоянии 30 верст от города Козьмодемьянска.

(храм Покрова Богородицы в селе Кумья)

Потом Тракт проходил через Музывален и пересекал реку Рутку у села Кумья.

Среди жителей существует предание, что царица Екатерина II проезжала по Вятско-Яранскому тракту, на котором находилось и село Кумья, и якобы даже меняла лошадей на этой станции - по этой причине в народе этот тракт и называют Екатерининским.

По другим данным - указом Екатерины была открыта эта боковая ветвь, которая связывала Старый и Новый Сибирский тракты, поэтому её имя запечатлелось в названии дороги.

(село Большие Памьялы - Вятский тракт)

В селе Кумья имелась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Была построена в 1866 году на средства прихожан и частично на средства казны. Здание деревянное с одной колокольней, имелся трехъярусный иконостас с резьбой и позолоченными резными царскими вратами. К церкви были приписаны 2 часовни: в деревне Тойдаково во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в деревне Тогашево во имя Воздвижения животворящего креста Господня.

Самым крупным селом между Козьмодемьянском и Царевосанчурском были Килемары. Там были несколько постоялых дворов, сторожка для ссыльных, большая кузница.

Основан в 18 веке переселенцами из Санчурского района Яранского уезда Вятской губернии. Входил в Пибаевскую волость Вятской губернии. Первоначально был известен как деревня Русские Килемары. Расположено село на реке Большой Кундыш.

Есть Килемарское озеро .

В названии прослеживается связь с наименованием деревни Мари-Килемары, расположенной в 3 км к северу и возникшей значительно ранее Русских Килемар.

Возникновение деревни Русские Килемары тесно связано с обустройством тракта Козьмодемьянск — Санчурск. По нему ездили почтовые тройки: из Вятской губернии на ярмарку в Нижний Новгород двигались обозы с хлебом, льноволокном, а обратно везли промышленные товары и продукты из Козьмодемьянска. Основным видом транспорта был гужевой, лошадей приходилось кормить через 20 верст пути, на таком примерно расстоянии открывались и обустраивались постоялые дворы. Так образовалась и деревня Русские Килемары. Постоялый двор находился на месте нынешней улицы Юбилейной. Позднее, с возникновением деревни, ее жители стали заниматься не только извозом, но и сплавом, земледелием.

Деревня Килемары находилась в окружении лесов, землю для пашни приходилось раскорчевывать вручную. Посевные площади были небольшими, урожая хватало в лучшем случае до середины зимы, приходилось зарабатывать на лесозаготовках, сплаве леса по рекам Большой Кундыш и Рутка.


После Килемар Тракт уходил к деревне Большое Кибеево, а потом покидал Марийский край и дальше держал путь по Вятской земле, связывая Санчурск (на Большой Кокшаге ), Яранск, Котельнич и Вятку (нынешний Киров).

Ниже легенда про Екатериненский тракт:

КАК БЕДНЫЙ С БОГАТЫМ ПОМЕНЯЛИСЬ

В Старых Краях вы, верно, видели Екатеринский тракт — ехать довелось по этой дороге самой Екатерине Второй. Вперед себя она послала наместника-марийца. А на строительство дороги было согнано много крепостных. Деревья рубили, болота мостили. Сошлись тут бедный и богатый и возник у них спор - богатый-то ругался, что, отвлекают крестьян с работы деревья рубить да мостить, богатства-то ему меньше будет, а бедный на защиту Екатерины встал — как же, государыня мол! Нужно уж хорошенько подготовить и встретить. А наместник-то мариец их разговор понял. И поменялись жизнями богач и бедняк. Лишился богатый и крова, и своего богатства, а бедного-то государыня по-царски одарила, в хоромах стал жить.

Николай Чуксин,

Елена Чеснокова (храм Кумья).