Екатерининский тракт (Старая Калужская дорога): описание, история и интересные факты. Екатерининские берёзы Сибирского тракта

Чтобы рассказать про этот тракт следует сделать историческую ссылку, и начать со старого Сибирского тракта! Так, для связи с Пермью Великой проложили « государеву дорогу» Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь. В 1587 году отряды под командованием атамана Ермака Тимофеевича вышли на реку Иртыш и основали город Тобольск.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. Часть пути проходила по восточной части Вятской губернии - нынешней Удмуртии.

Но в Москве же начиналась вторая дорога в Сибирь через Н. Новгород - Яранск - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берегу Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района.

Таким образом, рассматриваемый Вятский тракт, связывал Н.Новгород и Вятку, проходя через Марийский край! Опорным пунктом в ней был город Козьмодемьянск , где Тракт пересекал Волгу.


Город Козьмодемьянск был большой перекладной почтовой станцией. Почтовые дороги из него выходили на Московско-Казанский тракт и к Чебоксарам через Большой Сундырь (Сундырь-Торжок). К Чебоксарам вел еще один путь по левобережному трак-ту через Коротни, Арды и Кильдярово (Юксары).
От Козьмодемьянска через Волгу по левому берегу расходились еще три торгово-почтовых тракта. Один из них шел на Царевококшайск, второй — на Царевосанчурск (Екатирининский), который раньше назывался Вятским почтовым трактом. По Коротням, Малой Рутке (Опаево) и Еникееву пролегла дорога на Ветлугу.
Шесть почтово-товарных направлений, официально предусмотренных и контролируемых властями, предполагали и многочисленную обслугу. К началу XVIII века (1709 г.) в Ямской слободе Козьмодемьянска насчитывалось 260 дворов, в них проживало свыше 600 человек только мужского пола. За гоньбу им выдавалось денежное и хлебное жалованье, кроме того, они наделялись пахотной и сенокосной землей.

Ямщики возили на своих пролетных упряжках высокопоставленных чиновников и опальных ссыльных, ярых крепостников, купцов и российских вольнодумцев. В пути через Виловатово и Емангаши они встречали и обгоняли ссыльных, следующих в Сибирь. Мы не знаем, кто из Козьмодемьянских ямщиков провозил по здешним дорогам А. И. Герцена, А. С. Пушкина, Тараса Шевченко и многих других представителей передовой мысли того времени. Но все же эти события не остались бесследными.


Ехал через Козьмодемьянск из ссылки А. И. Герцен. Его путь пролегал по Царевосанчурскому тракту (Вятскому) через Яранск, Килемары и прочие ямские станции. В Козьмодемьянске он ночевал с 30 на 31 декабря 1837 года. В книге «Былое и думы» он так описывает свое пребывание в городе:

«...Когда я вышел садиться в повозку в Козьмодемьянске, сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна в корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком.
...Так сердце и стукнуло от радости, когда я увидел нашу упряжь.
- Ну-тка, ну-тка, покажи нам свою прыть! - сказал я молодому парню, лихо сидевшему на облучке в нагольном тулупе и несгибаемых рукавицах, которые едва ему дозволяли настолько сблизить пальцы, чтоб взять пятиалтынный из моих рук.
- Уважим-с, уважим-с. Эй, вы, голубчики! Ну, барин, - сказал он, обращаясь вдруг ко мне, - ты только держись: туда гора, так я коней-то пущу.
Это был крутой съезд к Волге, по которой шел зимний тракт.
Действительно, коней он пустил. Сани не ехали, а как-то целиком прыгали справа налево и слева направо, лошади мчали под гору, ямщик был смертельно доволен да, грешный человек, и я сам - русская натура.
Так въезжал я на почтовых в 1838 год, - в лучший, в самый светлый год моей жизни...»
В фондах музея Козьмодемьянска сохранились списки населенных мест Казанской губернии. В них дана характеристика состояния, почтово-пассажирских трактов по сведениям 1859 года. О Вятском тракте, по которому ехал Герцен, говорится, в частности, так: «Дорогу из г. Козьмодемьянска на города Царевосанчурск и Вятку несколько лет тому назад считали даже почтовою; ныне почтовая гоньба здесь прекращена по крайней затруднительности езды и по незначительности разгона».

(переправа через Волгу на Коротни - вдали Козьмодемьянск )

После переправы через Волгу Тракт выходил в село Коротни.

В старинных документах это селение было известно как "деревня Коротни", "приселок Ахмылов", "село Предтеченское Коротни тож". Происхождение названия "Коротни" связано с названием "речка Коротенка"; второе название "Ахмылово" - с одноименным названием озера; церковное название "Предтеченское" - с именем святого Иоанна Предтечи, в честь которого и был возведен церковный храм. Марийское название "Коротняк" представляет измененный вариант русского.

Это селение было основано при большом Вятском тракте ("Сибирском") пришлыми русскими крестьянами и бобылями на вотчинной земле Спасо-Юнгинского монастыря, закрепившего за собой в 1648 г. в Левобережье Волги "земли вокруг Ахмылова озера, лес и сенные покосы" и по р. Рутка, исконно принадлежавшие ясачным марийцам Токсубаевой сотни и Тохпаевой пятидесятни.

Вятский (Екатерининский) тракт

Далее Тракт уходил на почтовую станцию БУРЛАЦКОЕ, что располагалась при лесной дороге в 20 км от с. Коротни и в нескольких км от поселка Три Рутки. Селение возникло как ямская почтовая станция на Вятской (Сибирской) дороге между с. Коротни и г. Царевосанчурском.

Далее, уходя в марийскую тайгу, тракт проходил Казенный дом АРБУЧИНСКИЙ. Находился он в 12 км к югу от села Кумья, центра сельсовета, на Вятском тракте при речке Арбуч на расстоянии 30 верст от города Козьмодемьянска.

(храм Покрова Богородицы в селе Кумья)

Потом Тракт проходил через Музывален и пересекал реку Рутку у села Кумья.

Среди жителей существует предание, что царица Екатерина II проезжала по Вятско-Яранскому тракту, на котором находилось и село Кумья, и якобы даже меняла лошадей на этой станции - по этой причине в народе этот тракт и называют Екатерининским.

По другим данным - указом Екатерины была открыта эта боковая ветвь, которая связывала Старый и Новый Сибирский тракты, поэтому её имя запечатлелось в названии дороги.

(село Большие Памьялы - Вятский тракт)

В селе Кумья имелась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Была построена в 1866 году на средства прихожан и частично на средства казны. Здание деревянное с одной колокольней, имелся трехъярусный иконостас с резьбой и позолоченными резными царскими вратами. К церкви были приписаны 2 часовни: в деревне Тойдаково во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в деревне Тогашево во имя Воздвижения животворящего креста Господня.

Самым крупным селом между Козьмодемьянском и Царевосанчурском были Килемары. Там были несколько постоялых дворов, сторожка для ссыльных, большая кузница.

Основан в 18 веке переселенцами из Санчурского района Яранского уезда Вятской губернии. Входил в Пибаевскую волость Вятской губернии. Первоначально был известен как деревня Русские Килемары. Расположено село на реке Большой Кундыш.

Есть Килемарское озеро .

В названии прослеживается связь с наименованием деревни Мари-Килемары, расположенной в 3 км к северу и возникшей значительно ранее Русских Килемар.

Возникновение деревни Русские Килемары тесно связано с обустройством тракта Козьмодемьянск — Санчурск. По нему ездили почтовые тройки: из Вятской губернии на ярмарку в Нижний Новгород двигались обозы с хлебом, льноволокном, а обратно везли промышленные товары и продукты из Козьмодемьянска. Основным видом транспорта был гужевой, лошадей приходилось кормить через 20 верст пути, на таком примерно расстоянии открывались и обустраивались постоялые дворы. Так образовалась и деревня Русские Килемары. Постоялый двор находился на месте нынешней улицы Юбилейной. Позднее, с возникновением деревни, ее жители стали заниматься не только извозом, но и сплавом, земледелием.

Деревня Килемары находилась в окружении лесов, землю для пашни приходилось раскорчевывать вручную. Посевные площади были небольшими, урожая хватало в лучшем случае до середины зимы, приходилось зарабатывать на лесозаготовках, сплаве леса по рекам Большой Кундыш и Рутка.


После Килемар Тракт уходил к деревне Большое Кибеево, а потом покидал Марийский край и дальше держал путь по Вятской земле, связывая Санчурск (на Большой Кокшаге ), Яранск, Котельнич и Вятку (нынешний Киров).

Ниже легенда про Екатериненский тракт:

КАК БЕДНЫЙ С БОГАТЫМ ПОМЕНЯЛИСЬ

В Старых Краях вы, верно, видели Екатеринский тракт — ехать довелось по этой дороге самой Екатерине Второй. Вперед себя она послала наместника-марийца. А на строительство дороги было согнано много крепостных. Деревья рубили, болота мостили. Сошлись тут бедный и богатый и возник у них спор - богатый-то ругался, что, отвлекают крестьян с работы деревья рубить да мостить, богатства-то ему меньше будет, а бедный на защиту Екатерины встал — как же, государыня мол! Нужно уж хорошенько подготовить и встретить. А наместник-то мариец их разговор понял. И поменялись жизнями богач и бедняк. Лишился богатый и крова, и своего богатства, а бедного-то государыня по-царски одарила, в хоромах стал жить.

Николай Чуксин,

Елена Чеснокова (храм Кумья).

Попытка пройти тракт 08.12.12.

Старая Калужская дорога (Калужский тракт) — древний путь, соединявший Москву с Калугой. Известна с XIV века.

В Москве начиналась у Крымского брода. В нынешней черте Москвы проходила по трассе Старокалужского шоссе. На территории Московской области совпадает с нынешней трассой Калужского шоссе до деревни Львово.

Далее проходит через населенные пункты Кресты — Спас-Купля — Рогово — Чернишня — Корсаково — Тарутино — Лыково — Чёрная Грязь — Новая Слобода — Филипповка — Чухловка — Недельное — Казариново — Семендяево — Якимовка — Башмаковка — Прудки — Голухино — Николо-Дол — Гурьево — Выселки — Песочня — Рожковское Лесничество — Ястребовка.

В нынешней черте Калуги совпадает с трассой Тарутинской улицы. Заканчивалась у Московских ворот (ныне не сохранились).

"Узнать Старую Калужскую, или Екатерининский тракт, среди множества проселков можно по нескольким приметам.

Первая - это берёзовые аллеи. В конце ХVIII века по указу Екатерины II вдоль всех больших дорог были посажены березы. И сейчас на равном расстоянии вдоль дороги можно увидеть остатки берёзовых аллей екатерининского времени.

Вторая примета дороги - незарастающая просека. Так сильно утоптали грунт за столетия, когда Старая Калужская была главной дорогой на юг.

Ещё примета. Придорожные канавы. Бегут они параллельно тракту верста за верстой на четком расстоянии друг от друга - 10 саженей." (газета "Обнинск" №152(3396))

Старая Калужская дорога вошла в историю главным образом тем, что по ней начал свое отступление от Москвы Наполеон. Однако, после сражения под Тарутино, лежащим прямо на Старой Калужской (знаменитого Тарутинского маневра), французы были вынуждены отвернуть севернее. Этим же путём уходил и Гитлер.

На покатушку выходного дня мы выехали в составе:

Денимент - TLC80
Дизелисты - УАЗ
Игант - LRD3

Ребята, в пятницу вечером разбили лагерь около д.Кресты и ждали меня, я приехал поздно ночью.

Хмурое утро

У Дизелей скорость приготовления горячей еды занимает секунды. Опыт многодневный путешествий и в Мурманск за хлебушком:)

Собрали лагерь и вышли на Е-тракт от д. Кресты, дорога четко видна на любом спутнике и ген.штабе, но засада заключается в том, что прямо на тракте, в Крестах, стоит бывший «Крестовский пушно-меховой комплекс».

Нам пришлось его объезжать, вдоль забора.

Дизеля рубятся через лес, после Дена колея для них глубока

Последняя засада на участке д. Кресты - д.Спасс-Купля

Денис убирает лед, чтобы Серега смог проехать.

Не все убрал, Серега сел и порвал трос лебеды.

Четыре часа и мы добрались до первой цели.

"Подвиг арьергарда"

1812 год. Конец сентября. Армия Кутузова отходит из Москвы, совершая знаменитый Тарутинский маневр. Но преследующий русскую армию по пятам французский корпус под командованием маршала И. Мюрата не даёт нашим спокойно отойти на выбранную позицию у села Тарутино.

М.И. Кутузов приказывает генералу М.А. Милорадовичу возглавить арьергард и задержать Мюрата, чтобы дать основным силам русских спокойно и без потерь отойти к Тарутино.

22 сентября 1812 г на северной окраине деревни Спас-Купля 15 тысяч русских воинов вступают в бой с 26 тысячами французов

Отряд Милорадовича, занимая оборонительную позицию на реке Чернишня, в течение дня стойко отражал натиск французов. К вечеру отряд Милорадовича в полном порядке отошел к реке Наре, за которой в селе Тарутино уже разместилась армия Кутузова. Потери русских в бою при Спас-Купле составили 669 чел. После этого сражения Мюрат прекратил преследование русской армии, так и не сумев дезорганизовать ее отход

Бой у Спас-Купли фактически завершил знаменитый Тарутинский маневр Кутузова, в результате которого русская армия вышла из-под удара и заняла выгодную позицию у села Тарутино, что позволило ей в произошедшем через две недели Тарутинскoм сражении одержать победу над французскими войсками http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5898

"Мемориал Кузовлево"

На безымянной высотке около маленькой деревеньки Кузовлево в ноябре-декабре 1941 года проходила передняя линия обороны Москвы. И именно здесь когда-то развернулись боевые действия. Наступающие немецкие части пытались овладеть доминирующей над окрестностями по старой калужской дороге высотой, а наши войска стремились закрепиться на ней сами. Несколько раз высотка переходила из рук в руки.

Роговский сельский округ, где находится военно-исторический мемориал «Кузовлево», расположен на границе Московской и Калужской областей и всегда был как бы воротами в Московскую область. Здесь проходили самые ожесточенные бои — и в годы нашествия Наполеона, и в годы Великой Отечественной войны, то есть эта земля являлась тем рубежом, где наши войска пытались остановить врагов, рвущихся к столице

В 1941 году немецкие войска к середине октября захватили деревни Кузовлево, Рогово, Круча. Мемориал "Славы" находится на возвышенности (в военное время это место в сводках называли "Высота длинная"), а защищали ее бойцы 43-й Армии. В газете, выпускаемой в этой Армии, в то время писали: "Дело идет о жизни и смерти. Отступать дальше некуда. Позади Москва". И стояли солдаты на этом участке фронта насмерть.

На самой вершине высоты стоит памятник еще времен 1812 года. Рядом сверкает куполом небольшая часовенка, которая появилась здесь в 2003. Рядом с часовней, по обе стороны аллеи, могилы солдат, на которых установлены мраморные доски с фамилиями погибших, а на некоторых - просто указано лишь количество похороненных, их имена найти не удалось

От мемориала к реке идет множество окопов, сохранившихся после войны.

Память о военных событиях у деревни Кузовлево воплощается ныне в мемориале на местах боёв, где на гранитных плитах вписываются всё новые и новые имена погибших здесь в 1941 году солдат. Они ценой своих жизней обеспечили потомкам своим счастливую мирную жизнь. Пусть память о них будет вечной!

Источники:

Пограничный столб

В Тарутино приехали очень поздно.

Тарутинское сражение

Описание окружающей местности

В 1812 году после Бородинского сражения, состоявшегося 26 августа (7 сентября), Кутузову пришлось отвести армию через Можайск к Москве, а затем на военном совете в Филях было решено оставить Москву, чтобы восполнить потери и накопить резервы, достаточные для контрнаступления, усилить и обеспечить войска всем необходимым. 2(14) сентября русская армия вышла из Москвы на Рязанскую дорогу. Вместе с войсками ушло из города почти все население. Пройдя Москву-реку у Боровского перевоза, Кутузов неожиданно для всех повернул свои полки на запад. Затем форсированным маршем армия перешла на Тульскую дорогу и 6 сентября сосредоточилась в районе Подольска. Через три дня она уже находилась на Калужской дороге и 9 сентября остановилась у Красной Пахры. После пятидневного пребывания в Красной Пахре армия сделала еще два перехода, 20 сентября форсировала реку Нару, а 21 сентября остановилась на выгодной оборонительной позиции у села Тарутина, на правом берегу реки Нары. Это было началом подготовки русских войск к контрнаступлению.

В начале XIX века из Москвы в Калугу вели три основных дороги: Старая Калужская — через Пахру, Тарутино и село Недельное; Новая Калужская — через село Фоминское (ныне Наро-Фоминск) и Малоярославец; Тульская — через Серпухов и Тарусу.

В Тарутине эти пути максимально сближаются, поэтому М. И. Кутузов, прикрывая Калугу, создал здесь укрепленный лагерь русских войск. В свою очередь французы не могли долго оставаться в разоренной Москве, отступление на запад по Смоленской дороге, опустошенной войной, также было далеко не лучшим вариантом. Таким образом, Наполеону ничего не оставалось делать, как отправить свои войска в поход на Калугу.

У старинного села Тарутина (1486г.) Нара принимает крупный правый приток - Истью, выше которого русло Нары резко поворачивает на север и выдерживает это направление до устья р.Чернишни. От Тарутина до села Спасское высокий правый берег Нары удобен для артиллерии, поскольку в сторону противника просматривается местность на 3-4 км. Именно здесь было срочно сооружено 14 земляных укреплений (флеши, люнеты, редуты) и установлены 622 орудия. По обоим берегам Нары множество ручьев и оврагов, есть места для водопоя и укрытия конницы. Сплошные лесные массивы с южной, западной и восточной сторон служат естественной защитой от нападения противника с тыла.

Тарутинский маневр у реки Нары способствовал изменению всей стратегической обстановки в пользу русской армии. Само расположение русских войск в Тарутинском лагере прикрывало не только Калугу, где были сосредоточены огромные запасы продовольствия и фуража, но также Тулу и Брянск с оружейным и литейным заводами. Противник потерял соприкосновение с русской армией и до 12 сентября не знал о ее намерениях и местонахождении. Трехнедельное пребывание в Тарутинском лагере было использовано Кутузовым прежде всего для укомплектования армии.

Русская и французская армии сошлись 18 октября 1812 года в кровопролитном бою близ села Тарутино, в результате которого был разбит французский корпус Мюрата. Общие потери неприятеля составили 2500 убитых, около 2000 пленных. Тарутинское сражение — первая победа русской армии в Отечественной войне 1812 года

Вот как оценивал значение той исторической битвы Кутузов: “Отныне имя села Тарутино должно стать в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нара будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая…”.

Там, где находилась одна из русских батарей, 24 июля 1834 года установлен памятник. На постаменте надпись: “На сем месте российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу”

Михаил Илларионович Кутузов за 1812 год, помимо других многочисленных наград, был отмечен 16 октября золотой шпагой с алмазами и с лавровыми венками из изумрудов. Формально награда была дана за Тарутинское сражение 6 октября 1812 года. Но это была лишь малая награда за мудрое руководство всеми вооруженными силами государства в один из самых тяжелых периодов в его истории, и справедливо было сказано в грамоте, полученной М. И. Кутузовым по случаю награждения золотой шпагой, что «сей воинственный знак, достойно вами стяжанный, да предшествует славе, какою по искоренении всеобщего врага увенчает вас Отечество и Европа». Есть документ, удостоверяющий, что наградная шпага ценою в 25125 рублей, была вручена «его светлости»

В 1941-м году в этих местах держали оборону войска 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова и 43-й армии под командованием генерал-майора К. Д. Голубева, которые прикрывали важные стратегические дороги - Киевское и Варшавское шоссе.

В Тарутине работает Музей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов — это филиал Калужского областного краеведческого музея. Музей работает с 10 до 17 часов. Выходной понедельник. Санитарный день -последняя пятница каждого месяца.

Источники:

ТАРУТИНСКИЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОД

ТАРУТИНСКИЙ МАНЕВ



После Тарутино по тракту пробиться мы не смогли, отступили.
А все виной это лужа, глубиной больше полметра. Колея в ней примерно такая же. В разрез пройти не получалось.
Конечно на лебеде вышли бы все, но это уже был крайний день - воскресенье, и чем бы все закончилось ни кто не знал, а в понедельник всем на работу.

ЛЭП от леса почистили так "хорошо", что из подвески можно было набрать дрова на костер.

Лес вывозят к "бетонке"

В результате Серега гнет защиту и использует машину Дениса как стапель.

Накачались и в путь по асфальту до Запажье

Итак, что такое Запажье? Спросим у Яndex’а. Находим Запажскую восьмилетнюю школу и село Запажье, в коем имеется Троицкая церковь 1817 года постройки (реестр церквей Калужской епархии). А так же ссылки на различные форумы, где встречаются вопросы: «а где же село?»; «было ли оно на самом деле?» и фразы типа: «села-то никогда и небыло, так местность за речкой Паж называли».

Так что же там на самом деле? А там на берегу речушки (оврага) стоит величественная церковь, недействующая со времен войны, как в нее попала бомба. Рядом с церковью бывшая школа, закрытая в 2007г. А ближе к речке действующее кладбище (так что в дни праздников там очень людно). Вокруг только поле, а все деревни находятся в стороне.

Наконец, Поиски дали такие результаты. Церковь здесь действительно стояла еще до Наполеона, только деревянная не позднее 1785 года постройки. И после того, как она сгорела была построена каменная, по разным данным, в 1816 или 1817 гг. Колокольня и трапезная были достроены уже много позднее. Интересно другое. Не смотря на то, что ни на одной карте в этой точке не найти названия Запажье, село здесь все же было! В 1785 году это место числится как погост Афанасьевский. А уже в 1859г в описи населенных мест есть село духовного ведения (ударение на первый слог) Запажье при речке Паж. Небольшое, в 6 дворов и общим населением 35 человек. Церковь в селе уже Троицкая, хотя в народе еще и в 1882 году место это звалось «Афанасiя Святаго» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=7000

Пока первый этап закончен. Дизеля "построят УАЗ" и весной мы обещали вернуться.
Дойдем до Недельного и Калуги!

se16 wrote in May 30th, 2012

Старая Калужская дорога, соединявшая Москву с Калугой, известна с 14 века, и сейчас не имеет почти ничего общего с теми дорогами, которые существуют в указанном направлении сейчас. В глухих лесах, заболоченных низинах и в оврагах затерялся некогда очень оживленный торговый тракт.


В конце 18 века, по указу Екатерины II, вдоль всех дорог, в том числе и Калужской дороги, были высажены березовые аллеи, выполнявшие многочисленные функции: точно указывали направление дороги, даже в самый густой туман и метель сбиться с верного курса было невозможно; знойными летними днями укрывали дорогу от палящего солнца; а снежными зимами спасали дороги от снежных заносов. Это одна из примет, по которой можно узнать Старую Калужскую дорогу, среди множества проселков и лесных тропинок. Другая - просека почти не зарастает, т.к. за годы её существования грунт утрамбовался под колесами повозок и лошадей на столько, что еще не скоро появится на ней первое дерево.

Старая Калужская дорога, или как её еще называют - Екатерининский тракт, помимо функции главной транспортной артерии в южном направлении, известна еще и тем, что по ней начала свое отступление из Москвы Наполеоновская армия.

Вплоть до деревни Тарутино, где произошло небезызвестное сражение "Тарутинский маневр", после которого, уже изрядно прореженная, французская армия была вынуждена повернуть севернее.

Не стоит забывать еще и о печальных страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда во время наступления восточного фронта гитлеровцев на Москву, немцы восстановили к тому времени уже заброшенный большак Екатерининского тракта, после чего началась по нему переброска тяжелой техники, грузовиков с провизией и людей. Дойдя до Недельного, фашисты расположили тут крупную базу снабжения одного из своих армейских корпусов. Однако, под ударами перешедших в контрнаступление войск Западного фронта, противник был вынужден эвакуировать штабы, склады и тяжелое вооружение в Калугу. Один из немного численных памятников, посвященный трагическим событиям семидесятилетней и двухвековой давности находится в деревне Кузовлево.

Традиционно, вдоль трактов образовывались деревни - большие и маленькие, где селение - там и церковь. Ныне, подавляющей части селений уже не существует. Но как и 200-300 лет назад, покой трактов и земли Русской, хранят каменные церкви. Ни время, ни погода, ни растения и ни человек не в состоянии разрушить дух и образ каменных красавиц.

В середине мая 2012 года клубом было проведено не совсем обычное джиперское мероприятие. Помимо традиционного преодоления бездорожья, была поставлена цель - помочь одному из храмов продлить жизнь, и дать шанс потенциально возможным реставраторам найти церковь не в руинах. Итак, выбор сделан: бездорожье - Екатерининский тракт, церковь - Никольская, неподалеку от деревни Башмаковка.
Церковь Николая Чудотворца была построена в 1812 году, в память об изгнании французов с земли русской. Немало пережила она на своем веку: была церковью, зернохранилищем, сушилкой для зерна. По рассказам местных жителей: "в 60-х годах церковь закрыли, все убранство из нее вывезли. В здании церкви была открыта сушилка для зерна. Сушилка работала, двигатели гудели, температура была высока. Своды не выдержали и обвалились. С тех пор стоит она брошенная, разрушаясь от времени".

На сегодняшний день церковь очень сильно заросла деревьями - снаружи, изнутри и на самих стенах также растут деревья, разрывая её своими корнями изнутри. Забегая вперед, скажу что со стен нам не удалось удалить деревья, без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков это совершенно невозможно. Таких людей среди нас не нашлось…

19 мая, утро на берегу реки Нара, 15 подготовленных автомобилей на пороге Старой Калужской дороги.

С переменным успехом пробираясь по заболоченному лесу, борясь с колеями, разматывая лебедки и помогая друг другу, участок Екатерининского тракта, длиной около 70 километров был пройден. Сильно подготовленные автомобили ехали без особых сложностей, остальные - в меру своих сил.

Точно могу сказать, что Екатерининский тракт проходим только при условии подготовки автомобиля, наличия лебедки и опыта пилота. Слишком топкие почвы и очень много воды.

Стандартным же автомобилям был предложен альтернативный вариант доездинга до лагеря - асфальт, грунтовки… К вечеру субботы все оказались на месте, в лагере у подножия церкви. Ужин, душевные разговоры у костра, попытки представить: а как же здесь было раньше…

На утро 20 мая нашими силами были доставлены к церкви от ближайшего асфальта сотрудники благотворительного центра "Сельская церковь". Центр не ставит перед собой задачу полной реставрации церквей - для этого нет ни финансовых возможностей, ни человеческих ресурсов. Суть их деятельности - проведение незамедлительных контраварийных мер. Для дальнейших реставрационных работ заинтересованными лицами.
Они и определили дальнейший фронт работ, и добавили изюминку. На полу храма сохранилась очень красивая напольная плитка. По найденному клейму можно сказать, что изготовлена она на польской фабрике Marywile в конце 19 века. Плитку нашли и аккуратно уложили, для дальнейшего её вывоза в хранилище, все деревья внутри храма аккуратно спилили и вытащили наружу лебедками наших автомобилей, убрали весь мусор. Предстояло самое интересное: вырезать деревья вокруг. Многие из них уже очень не маленького размера. Тут сыграл эффект муравейника - кто-то пилит, кто-то таскает спиленное, кто-то натягивает трос лебедки, чтобы дерево завалить не на стену храма, а в противоположную сторону. Работали все - пилоты и штурманы, дети и жены:) За 4-5 часов напряженной работы все поставленные задачи были выполнены. Храм преобразился и снова стал парить над Старо-Калужским большаком.

И лучше, чем сказал один из участников акции Александр Mralex , пожалуй, не скажет никто: "стоя в низине, по которой когда-то проходил древний тракт мне открылась совсем иная картина. На горке слева стояла церковь. Не очень большая, но вид снизу в три четверти делал ее какой-то воздушной и величественной одновременно. Колонны и круглые окна только усиливали это ощущение. Прямо перед входом - огромных размеров береза, крона которой раскинулась где-то совсем под небом, выше колокольни. И тут, как это иногда со мной бывает, воображение сыграло такую штуку. Я увидел это место как-будто 100 лет назад. Склон не завален сучьями, а аккуратно окошен… березка чуточку меньше и огорожена небольшой деревянной оградкой, над колокольней возвышается золоченый крест и церковь белёная, а совсем не в лохмотьях штукатурки".

Был бонус - в одном из самых заросших кустов нашли могилу, датируемую 1954 годом. И по виду её оградки и памятника, никто не видел её лет 20. Участок Екатерининского тракта, вдоль церкви, сильно заросший кустарником, также пропилили и освободили от подлеска. Теперь, как и 200 лет назад Тракт идет там, где он и должен был идти, а церковь возвышается над ним также, как и на протяжении уже двух веков. Такой скромный подарок клуб "ТАМ. В России" постарался сделать Церкви Николая Чудотворца к её двухсотлетию.

P.S. В процессе написания этой статьи посетила меня мысль. Она может быть не отличается своей новизной, но не сформулировать её не могу.
Сколько ещё на территории нашей необъятной таких забытых и брошенных кусочков души. Забытых теми, кто не должен их забывать. Брошенных теми, кто может и должен о них заботиться. Оставленных теми, кто решил вольно или невольно отрешился от исторических корней и генетической памяти. Не может и не должно быть так. Без прошлого не может быть будущего. Каждый из нас может вложить частичку своей души, кусочек самого себя. Продлив жизнь вечным ценностям и сохранив их для своих детей...

Полный фотоальбом

Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.
По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.


3.

7.Екатерининская дорога на г.Верхнеуральск
Вопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

11. Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015 : В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015 : Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.
Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..
Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....


12. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

13.
Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.
***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги . В ней есть очень интересные моменты.

16. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога :


17.


18.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:


20. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.
Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

21. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:


23.

24. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.


25. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:


26. Посмотрите на швы


27. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

28. Англия. Римские дороги

29. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

30. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.


31. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.
Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.
***

Итог обсуждения в комментариях:

Как становится понятным, по таким дорогам телеги и кареты далеко не уедут - от тряски отвалятся колеса или развалится конструкция. Вероятен вариант, когда эту подушку из камней засыпали сверху песком и разравнивали - получалась относительно ровная и надежная дорога. Небольшим слоем, только чтобы спрятать неровности и углубления между камнями. В последствии этот песок вымыло дождями и талой водой или раздуло ветрами. Камни огалились.

Еще версия от doctrinaire1802 : при анализе рецептов по искусственным камням часто встречается понятие "асфальт". Рецептуру углубленно не изучал. Возможно эти камни - остатки " подложки". А само асфальтовое покрытие раскрошилось. А асфальтовую пыль могло и смыть на обочину или ветром разнести. Это предположение, и усердно устройство дорог не изучал. Но понятие "асфальт" встречал и в источниках 18 века.

o_iv : Есть такая субстанция, деготь. Одна из "натуральных" разновидностей дегтя... Асфальт!
В англиях и прочих европах на не очень больших дорогах до сих пор встречается покрытие "tarmac". Мелкие камни, склеенные дегтем.
Иногда так называют покрытие из пролитого битумом гравия (а битум в глубине души тоже разновидность дегтя). И да, за сотню лет эксплуатации это покрытие с булыжной подосновы стопчется и смоется.
***

Однако общеизвестно, что Екатерина Великая повелела привести и другие дороги в надлежащее состояние. Там где дорог не было, повелела построить, там, где были – реконструировать. Так вот один из кусков такой дороги, соединяющий напрямую Александровскую слободу (г. Александров) и Переславль-Залесский, сохранился и по сей день практически в первозданном виде. На протяжении всего пути сохранились большая насыпь с водоотводными канавами по бокам, идущая напрямик через поля и леса Ярославской и Владимирской областей.
Именно по этому маршруту прошел внедорожный рейд, организованный клубом "Внедорог" 20-21 ноября 2010

На старт рейда только по официальным заявкам вышло 26 машин, но многие приехали чуть позже и не зарегестрировались.

Некоторые участники приехали еще с вечера к месту старта и утром приехали...с противоположной стороны.

Даже могучие грузовики приехали на рейд, причем подготовились ехать с комфортом - в кунге баня.

Народ все прибывал и прибывал. В 10:30 состоялся небольшой брифинг перед стартом и на маршрут.

Буквально пара километров, кртуой спуск и вот она - старая дорога встречает первые внедорожники.

Леха Дизилист ходом рубится по колее, машина тяжелая, внатяг не едет.

Galloper же выбирает иную тактику - ползет медленно вразрез колеи.

А вот и наш Джимник несправился с колей. В прошлый раз ровно в этом же месте мы не смогли забратся на высокий скользкий склон. В этот раз пришлось разматывать лебедку.

Яков с неизвестным мне пилотом на Тойоте решили попробовать обойти лужу сбоку, но грунт очень мягкий - сели.

Саня решил еще стравить шины, не едет чета вааще.

Любая глиняная горка для тяжелой машины на Гудриче дается с трудом. Лебедка выручает.

После того как сдулись посилнее...полетели, только какашки летят в разные стороны. Правда клбуное знаямя напоминатья половую тряпку после генеральной уборки.

Тойоте на 35 симексах нет преград нигде. Красивая все таки машина.

Колонна понемного ползет вперед.

Вот примерно так выглядит старинный тракт от поселка Ям до урочища Самарово.

Вышли в поле перед Самарово,на пути небольшой ручеек в заболоченой низине. Только приготовились к длительной фотосессии как все..прошли его без проблем.

Подъехали к разрушеной церкви в урочище Самарово. Длинная вереница машин перезжает небольшой мостик.

После фотосессии около церкви снова вренулись на тракт. Небольшой ручей впадает в старинный пруд. Первым машинам..оказалось сложнее всего, края ручья высокие, залезть сложно. После десятка пррошедщих авто, остальные проходили это место ходом. Но говорят к концу дня снова стало непросто.

Спортягя отчаянно пыталсь пройти ручей без помощи лебедки.

Перед этим кадром зрители напряженно молчали в момент когда Galloper ухнул мордой в канаву, раздалось дружное Yesss! Слишком уж он хорошо ехал до этого.

Леха дизелист проходит ходом.

Тапка в пол!

Колея в лесу кончилась..началась..колея в поле с лужами.

Сашка ходом решил просхрочить гиблое место, но в какой то момент Джимник выброило из колеи на елку.

Для 38" колес препятствий нет.

Грязь повсюду.

А дальше..стемнело. Были еще и глинная дорога по полю, и коварный мостик, и снова колея до лагеря. Кместу ночевки авангард приехал около шести вечера. Но еще несколько часов отделяло последних участников от финиша. А экипаж Simmpsona приехал лишь утром, ребята сломали коробку. ее им привезли из москвы, они в поле ее поменяли и ночью прошли весь тракт. А IFA из за поломки сцепления смогла выбраться лишь к вечеру воскресенья.

Утро нас встретило..снегом. Много много снега. Катко то непревычно..

Еще раз хочется поблагодарить всех участников рейда за самоотверженное преодоление бездорожья! Надеюсь, встретимся еще не раз!