Диктант тема на берегу моря. Контрольная на тему «Диктант Море

Диктант

Море гудело, грозно выделяясь из всех шумов в этой тревожной и сонной ночи. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Высились и гудели черные тополя, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, кружились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. Весь воздух был полон тонкой прохладной пылью, и все вокруг дышало вольною свежестью моря. Темнота бледнела, и море ясно видно было на далекое пространство.

Условие задачи:

30. Расставьте знаки препинания. Определите оттенки значения. Определите, где предложения сложные, а где простые.

55. Спишите, расставив пропущенные знаки препинания и буквы. Определите вид придаточных.

56. Спишите. Объясните пропущенные орфограммы и знаки препинания. Укажите место придаточных по отношению к главным и предложения с последовательным, неоднородным и комбинированным подчинением.

57. Напишите объяснительный диктант. Союзы и союзные слова заключите в рамку. Произведите синтаксический анализ указанных предложений.

Вариант 1

Если человек никогда не раскрывал хороших книг, волновавших сердца и умы миллионов людей, не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на духовную нищету, он живет вполсердца, лишив себя огромной доли радостей, которыми наслаждается человек, общающийся с миром прекрасного (Кассиль).

Вариант 2

Путь человека в мир прекрасного начинается в семье.

Простое предложение, объективная реальная модальность, утвердительное, членимое, распределенное, двусоставное, полное, не осложнено. Предложение открытой структуры, повествовательное, невосклицательное.

Контрольная работа по русскому языку 4 четверть

6 класс Диктант с грамматическим заданием

Приход весны.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь жёлтые корзинки ее цветка.
Вот что- то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон, и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но ни какие препятствия не остановят их. (118 слов)

Озаглавить текст. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.

Разобрать слова по составу: огоньки, набирает, холодок.

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца.

7 класс Диктант с грамматическим заданием

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Выполнить синтаксический разбор предложения, построить схему.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча.

Найти в тексте диктанта 3 причастных оборота, выделить их.

Диктант 10 класс

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему-то приказанию, в середине дела, но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех, никем не защищенных пушек.
Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу: «Ловко! Вот так-так!» Пожар, разносимый ветром, быстро распространялся. Французские колонны, выступившие за деревню, ушли назад, но, как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая снаряды.
Вследствие этого страшного гула и шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее.

Выполнить синтаксический разбор предложения, построить схему. Указать виды связи и тип придаточного.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее.

11 класс тест

ТЕСТ № 1 (вариант I)

    Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска пишется буква и:
    1) круж_во;
    2) ландыш_вый;
    3) затм_вать;
    4) вдумч_вый.
    2. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:
    1) сделал (не)так;
    2) мне (не)жарко;
    3) много (не)успевающих по математике;
    4) никому (не)известный рассказ.
    3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:
    1) Девочки и мальчики_ и их молоденькая учительница заблудились в лесу.
    2) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя_ и мокрой земли.
    3) Большие белые птицы кружат над водой_ либо садятся отдыхать на камни.
    4) Лицом пригожа_ да нравом негожа.
    4. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется буква, передающая звонкий согласный звук:
    1) по_чевать;
    2) сладкое_ка;
    3) бе_трепетно;
    4) про_ба.
    5. Отметьте номер слова, где написание раздельное:
    1) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
    2) Цветы тянутся (на)встречу солнцу.
    3) Неприятный разговор отложи (на)завтра.
    4) (По)тому я и здесь, что так скучаю.
    6. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:
    1) ап(п)етит;
    2) кол(л)ея;
    3) им(м)итация;
    4) грим(м)аса.
    7. Укажите номер варианта, не соответствующего стилистическим нормам языка:
    1) килограмм сахару;
    2) в одну тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году;
    3) с тремя ножницами;
    4) вопреки ему.
    8. Отметьте номер сложного слова с соединительной гласной:
    1) кашевар;
    2) телеигра;
    3) легкоатлетический;
    4) изостудия.
    9. В каком ряду во всех словах пропущен ь?
    1) не завис(ь)те, син(ь)ка, волноват(ь)ся;
    2) береч(ь)ся, сплош(ь), клян(ь)чить;
    3) не плач(ь), проч(ь)ти, навзнич(ь);
    4) солов(ь)иный, воз(ь)мите, из груш(ь).
    10. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:
    1) официально-деловой;
    2) художественный;
    3) публицистический;
    4) научный.
    Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Новосибирский метрополитен. Пока он - единственный на все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток. Скоростная транспортная магистраль соединила районы полуторамиллионного города, расположенного по обоим берегам Оби. Она возведена в небывало короткие сроки: всего за шесть с половиной лет. Таких темпов еще не знала отечественная практика.
    11. В каком примере в суффиксе пишется нн?
    1) жарен_ый пирожок;
    2) изобретения запатентован_ы;
    3) смышлен_ый мальчик;
    4) слова девушки легкомыслен_ы.
    12. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
    1) Я доверяю любящим_ потому что они великодушны.
    2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
    3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
    4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.
    13. Орфографическая ошибка допущена в слове:
    1) укращать;
    2) щипцы;
    3) пятнистый;
    4) ограждать.
    14. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется?
    1) хрус(т)нуть;
    2) захолус(т)ный;
    3) опас(т)ный;
    4) ярос(т)ный.
    15. В каком случае возможно только одно написание?
    1) (от)того;
    2) (до)завтра;
    3) прим(е,и)рять;
    4) кос(т)ный.
    16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
    1) Не бывать бы счастью_ да несчастье помогло.
    2) Жизнь дается один раз_ и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
    3) Ответьте же мне_ а то я буду беспокоиться.
    4) Уже совсем рассвело_ и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
    17. В каком слове ударение падает на второй слог?
    1) древко;
    2) углубить;
    3) крашение;
    4) упрочение.
    18. В каком случае не пишется раздельно?
    1) (не)выдуманный мною;
    2) говорить (не)сдержанно;
    3) (не)приветлив со мной;
    4) совершенно (не)продуманное решение.
    19. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?
    1) Чиновник не отвечал, он закрыл лицо руками, грудь его волновалась, в его отрывистых словах проглядывало отчаяние, казалось, он рыдал, и наконец он воскликнул: "Нет, не могу, не погублю ее!" - и убежал.
    2) "Странно... - подумал дьякон, не узнавая походки Лаевского. - Будто старик".
    3) "Бабушка, - сказал Егорушка, - Я спать хочу".
    4) "Что они делают? - думал князь Андрей, глядя на них. - Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз?"
    20. Отметьте номер слова с приставкой пре-:
    1) пр_сечь;
    2) пр_ручить;
    3) пр_беречь;
    4) пр_дорожный.
    21. Лексическое значение какого слова определено неверно?
    1) Банальность - заурядное, избитое мнение.
    2) Фактор - причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.
    3) Откровение - искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
    4) Эффектный - производящий сильное впечатление, эффект; рассчитанный на то, чтобы произвести эффект.
    22. В каком слове пропущена буква ю?
    1) ве_т ветры;
    2) хмур_щийся отец;
    3) пен_щаяся волна;
    4) верующие мол_тся.
    23. В каком примере пишется ни?
    1) Кто из нас н_ находил в этом доме радушный прием?
    2) Это был н_ кто иной, как мой верный друг.
    3) Никто иной, кроме верного друга, н_ поможет тебе в трудную минуту.
    4) Кто н_ плакал над этим романом, все объясняли свои слезы по-разному.
    24. Нужны запятые на месте цифр:
    Дождь хлещет в стекла окон (1) гулко веет ветер (2) и (3) когда (4) стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молний (5) цветы с подоконников (6) кажется (7) падают.
    1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
    2) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
    3) 1, 2, 4, 5.
    4) 1, 2, 5.
    25. В каком слове пропущена буква о?
    1) щ_лочь;
    2) переж_вывать;
    3) ж_рдочка;
    4) холщ_вый.
    26. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
    1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее изгибами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо.
    2) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
    3) Как славно что снег и что приехала она, и что завтра я поведу ее на свои любимые места.
    4) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.
    27. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?
    1) возчик;
    2) вскользь;
    3) скворечник;
    4) каюта.

9 класс Изложение с элементами сочинения

N 5

I

Собачья ревность

Они вернулись сюда же поздним утром, но не взяв ружья.

Так как все отлично просматривалось (не то что в тот раз в су- мерках), Бим стал действовать смелее: он вволю носился по лесу, не забывая следить за хозяином. Все шло как нельзя лучше.

197Наконец Бим почуял слабый запах вальдшнепа и сделал классическую стойку. «Вперед», - скомандовал Иван Иваныч, только стрелять-то ему нечем. Он приказал лежать, как полагается при взле- те птицы. Биму стало непонятно, видит хозяин или нет? И он стал искоса на него поглядывать, пока не убедился - видит.

Ситуация повторилась и со вторым вальдшнепом. Но в движениях Бима теперь проскальзывала обида. Недовольство искало выхода в настороженном взгляде, пробежке сторонкой, даже в попытках к неповиновению. Оно-то и подтолкнуло Бима погнаться за третьим уже взлетевшим вальдшнепом, словно он, Бим, был обыкновенной дворнягой. Но вальдшнепа преследовать не будешь: он мелькнул в ветвях и в следующую секунду уже исчез. Теперь к тому, что Бим был наказан, добавилось недовольство результатами охоты. Ну хорошо, он отошел в сторонку, лег и глубоко вздохнул.

Остановился Иван Иваныч, осматривается и нюхает воздух. Потом шагнул, присел и нежно погладил росший у дерева цветочек, малюсенький такой (почти не пахнущий для Ивана Иваныча, а для Бима страшно вонючий). И что он нашел в этом цветке? Сидит и улыбается. И, исключительно из уважения к личности хозяина, Бим сделал вид, что ему тоже весело и хорошо. На самом же деле он был сильно удивлен. А хозяин тем временем говорил ему: «Ты посмотри, посмотри-ка, Бим», - и наклонил нос собаки к цветку.

Уж такого вытерпеть Бим не мог и отвернулся, незамедлительно отошел и лег на полянке, выражая своим видом одно: «Ну и нюхай свой цветок!» Такое расхождение требовало срочного выяснения отношений, но хозяин Бима лишь счастливо смеялся ему в глаза. Биму было обидно: «Тоже мне, хохочет!»

А хозяин от цветка никуда и разговаривает с ним: «Здравствуй, первенький!», - и «здравствуй» это точно сказано не ему, Биму. И случилось то, что в собачью душу стала закрадываться ревность, если можно так выразиться. И хотя дома отношения как будто наладились, но этот день Бим считал неудачным: дичь была - не стреляли, погнался за птицей - наказали, да еще - цветок тот.

Да, все-таки бывает у собаки собачья жизнь, потому что она живет под гипнозом трех «китов»: «Нельзя», «Назад», «Хорошо».

Выскажитесь о проблеме взаимоотношений человека и животных.

______________________________________________________________

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

(96 слов) (А.Волков.)

1) Выпишите из текста слово (-а) с непроизносимой согласной

2) Выпишите из 2-го абзаца слово (-а) с чередующейся гласной в корне

3) Выписать из текста сложное предложение

4) Выписать из 2-го абзаца все предлоги

(По книге Д. Зуева «Времена года»)

(По В. Белов)

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» - провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.

Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!

Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.

Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

__________________________________________________________________

Ходит осень по русской земле...

В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.

В лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.

Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)

(По В. Белов)

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» - провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)

Сборник диктантов по русскому языку для 7 класса

Контрольный диктант №1

Осень – причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца.

Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён.* Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.** Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)

(По А. Иллюминаторской.)

Грамматическое задание

1. Сделать морфологический разбор слов: загорелась (1 вариант), приходит (2 вариант).

2. Сделать морфемный разбор слов: расстилает, загорелась (1 вариант); обнажатся, побродить (2 вариант).

3. Составить схему отмеченного предложения: * (1 вариант), ** (2 вариант).

(Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011, с. 28.)

Контрольный диктант №2

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ.И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант №3

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение - и бушующее море поглотило бы судно.1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное - все живы.1 (129 слов)

Контрольный диктант №4

Чудесная ночь

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год

Шепот, шорохи, таинственный перезвон - признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант №5

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.

Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце - вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.2

Ива - неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю - примется, пустит корни, начнет расти.2

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)

Контрольный диктант №6

Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене. 3 Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

(По М. Семеновой )

Контрольный диктант №7

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются.(125 слов)

(Н. Ефимова)

Контрольный диктант №8

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант №9

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. 4 Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

Итоговый контрольный диктант № 10

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному.

Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый.

С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

| (120 слов) (По И.А. Бунину)

Грамматические задания

1. Синтаксический разбор предложения

2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфологический разбор причастия.