Действия воинских уставов в российской армии. История создания воинских уставов

Процесс создания уставов в русской армии отражал сложный и противоречивый путь ее многовековой истории. Корни отечественных уставов уходят в далекое прошлое. Первая попытка установить общий порядок несения военной службы относится к 1571 году, когда боярином М.Н. Воротынским был составлен «Боярский приговор о станичной и сторожевой служ­бе». После, в 1621 году, появляется «Устав ратных, пушечных и других дел». Дальнейшее развитие русские уставные документы получили в процессе создания Петром I регулярной армии. В это время последовательно появляются «Устав Вейде» (1698 г.), «Воинские артикулы» A.M. Головина, (1699 г.), «Краткое обыкновенное учении» - первый строевой устав русской армии. В этот период разрабатывается и ряд других уставных документов. Среди них «Статьи воинские» и «Ротные пехотные чины». Во втором документе были определены обязанности должностных лиц в роте при несении караульной службы, строевом обучении в бою. Первый же документ содержал положения, которые и в наше время используются в Уставе внутренней службы и Дисциплинарном уставе. В ходе Северной войны 1700 - 1721 годов были созданы такие военно-правовые документы, как «Уложение Шереметьева» (1702 г.), «Артикул краткий» (1706 г.), составленный под руководством А.Д. Меншикова, «Устав прежних лет», (1706 г.) «Устав прежних лет» вобрал в себя накопленный опыт в уставном деле и содержал положения не только об обязанностях военнослужащих, но и об их правах. Все перечисленные уставные документы петровского времени были использованы при создании «Устава воинского», который был утвержден 30 марта 1716 года. Этот Устав состоял из трех книг. Первая раскрывала вопросы военной администрации, полевого управления войсками, полевой и гарнизонной служб военного времени. Во второй речь шла о военно-уголовных законах и правилах судопроизводства. Третья определяла правила строевого и походных движений. Таким образом, этот Устав охватывал все стороны жизни войск - как боевую, так и организационную. Он действовал в течение весьма продолжительного времени и служил источником для разработки новых уставных документов. Петровские уставы без каких-либо серьезных изменений просуществовали весь XVIII век. Царствование Павла I ознаменовалось принятием в 1796 году «Воинского устава о полевой пехотной службе». При нем же был введен принцип вечности знамен. С этого момента Знамя воинской части становится той святыней, которой оно является в настоящее время. Развитие и совершенствование вооружения постоянно требовали изменений в уставном деле. В середине XIX века появляется серия новых уставных документов. Так, в процессе проведения военных реформ 60 -70-х годов появился «Воинский устав о гарнизонной службе» (изд. 1884 г.). Отдельные его положения, конечно с переработкой, используются и ныне в Уставе гарнизонной и караульной служб.Стремление к унификации всего внутреннего распорядка в войсках привело к созданию в 1902 году «Устава внутренней службы», который был един для всей армии. В 1910 году он перерабатывается с учетом опыта русско-японской войны.Для поддержания воинской дисциплины в русской армии на протяжении длительного времени складывалась система поощрений и наказаний. Причем наказаниям подчас отдавалось предпочтение. За воинские проступки и преступления применялись телесные наказания (публичное битье кнутом), заключение в тюрьму и смертная казнь. Документом, регламентирующим наказания, являлись статьи «Соборного уложения» 1640 года. В регулярной армии Петра I роль дисциплинарного устава выполнял «Артикул воинский с кратким толкованием». По этому артикулу русская армия жила почти 100 лет. Первый же Дисциплинарный устав был издан в 1869 году, он просуществовал вплоть до 1917 года. Таким образом, развитие уставов в русской армии прошло длительный и сложный путь. В итоге этого процесса и были созданы самостоятельные общевоинские уставы, регулирующие отдельные большие отрасли службы. После октября 1917 года Наркоматом по военным делам было дано указание пользоваться лишь теми статьями и пунктами прежних уставов, которые не противоречили духу организации рабоче-крестьянской армии. Так, в июле 1918 года Главный военный штаб утвердил и разослал в войска «Сведения из уставов Дисциплинарного, Внутренней и Гарнизонной служб». Но для установления твердого внутреннего порядка, поддержания дисциплины и организованности следовало разработать сами уставы. Первым сводом основных прав, обязанностей и норм поведения воинов РККА явилась служебная «Книжка красноармейца». Были переработаны и утверждены в конце 1918 года уставы внутренней и гарнизонной служб РККА, а в начале 1919 года - дисциплинарный устав. Строевой пехотный устав введен в действие в 1920 году. В период между гражданской и Великой Отечественной войнами уставы издавались дважды. Первая их переработка (1924 -1925 гг.) была вызвана переходом страны на мирное положение, массовой демобилизацией и организационной перестройкой РККА в связи с проведением военной реформы. Вторая (1936 - 1940 гг.) продиктована принятием в 1936 году новой Конституции, переходом от смешанной системы к единому кадровому принципу строительства Советских Вооруженных Сил, оснащением армии и флота новым вооружением и изменениями организационно-штатной структуры войск. Во время Великой Отечественной войны общевоинские уставы не перерабатывались. Дополненные рядом новых положений, вызванных боевой обстановкой, они выдержали военное испытание. Уставы, принятые в первые пять послевоенных лет, должны были укрепить внутренний порядок Вооруженных Сил и их боеготовность в условиях мирного времени, массовой демобилизации военнослужащих. Существенные дополнения и изменения были внесены в общевоинские уставы в 50-х годах вследствие коренных изменений в области вооружения, боевой техники и появления ракетно-ядерного оружия. На рубеже 70-х годов с учетом развития военного дела были введены в действие новые общевоинские уставы, по которым Советские Вооруженные Силы жили до 1991 года. В настоящее время действуют Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года (с изменениями, внесёнными Указом Президента РФ № 1495 от 10.11.07. и вступившие в силу с 1.01.08.) Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие приказом министра обороны РФ 11.03.06. № 111. Таким образом, Вооруженные Силы РФ имеют необходимую правовую базу для поддержания боевой готовности, обучения и воспитания личного состава. Как только молодой воин вступает на территорию воинской части, он тут же сталкивается с уставными требованиями. Общевоинские уставы представляют собой свод правил и норм военной службы.

Статья 9 - Совет может во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, возбуждать спор в Ассамблее, а Ассамблея также будет рассматривать спор по просьбе одной из Сторон. дней с даты подачи спора в Совет. 10 - В любом случае перед Ассамблеей применяются также положения настоящей статьи и статьи 12, касающиеся действий и полномочий Совета к действиям и полномочиям Ассамблеи. Понятно, что доклад представляется Ассамблее с одобрения представителей Членов Общества, представленных в Совете, и большинства других членов Общества. исключение в каждом случае представителей Сторон имеет тот же эффект, что и доклад Совета, принятый единогласно его Членами, кроме представителей Сторон.



Общие положения и внесённые изменения в редакцию. Общевоинские уставы - это нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность. Устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной, комендантской и караульной служб в соответствии с ФЗ «Об обороне» утверждены Указом Президента РФ - Верховного Главнокомандующего ВС РФ 14 декабря 1993 г. и имеют силу законов (с изменениями от 23.10.08, от 14.01.11, от 29.04.11, от 29.07.11, от 14.01.13). Строевой устав ВС РФ введен в действие приказом министра обороны РФ 11.03.06. № 111.

Они обязуются немедленно отделить его от всех коммерческих или финансовых отношений, запретить все отношения между их гражданами и гражданами государства в нарушение Пакта и положить конец всем финансовым, коммерческим или личным связям между это государство и государства любого другого государства, независимо от того, является ли он членом Лиги. 2 - В этом случае Совет должен рекомендовать соответствующим правительствам военных, военно-морских или воздушных сил, с помощью которых члены Лиги вносят соответственно вооруженные силы для обеспечения выполнения обязательств Лиги. 3 - Члены Компании также соглашаются оказывать друг другу взаимную поддержку в применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в соответствии с настоящей статьей, с целью сведения к минимуму потерь и неудобств. что также может привести к взаимной поддержке какой-либо специальной меры, направленной против одного из них государством в нарушение Пакта.

10.2. Устав внутренней службы ВС РФ (с посл. изм. от 25.03.2015 № 161)

Устав внутренней службы ВС РФ определяет права и обязанности военнослужащих ВС РФ и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка. Настоящим Уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций ВС РФ, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ (далее - воинские части), и лица гражданского персонала ВС РФ, замещающие воинские должности. Положения Устава, в том числе обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями и руководствами. Действие настоящего Устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие). На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом ВМФ. В мирное и военное время на занятиях и учениях по обучению военнослужащих действиям в бою, а также в ходе выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или вооруженных конфликтов внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, а также настоящим Уставом.

Они должны принять необходимые меры для облегчения прохождения через свою территорию сил любого члена Общества, который участвует в совместной акции по исполнению обязательств Общества. 4 - Любой член, который был виновен в нарушении любого из обязательств, вытекающих из Пакта, может быть исключен из Лиги. исключение объявляется голосованием всех остальных Членов Компании, представленных в Совете.

Статья 33 1. Стороны любого спора, продление которого может угрожать миру и международной безопасности, должны искать решение, в первую очередь, путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, Судебное урегулирование, обращение к региональным органам или соглашениям или другими способами по их выбору 2 - Совет Безопасности, если он сочтет это необходимым, предлагает сторонам урегулировать свой спор с помощью таких средств.

Общие обязанности военнослужащих. Для начинающего солдата, матроса особую актуальность имеет раздел Устава внутренней службы, где определены общие обязанности военнослужащих(ст. 16). Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами РФ. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего: быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу РФ, мужественно и умело защищать РФ; строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну; дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа РФ; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Статья 34 Совет Безопасности может расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к разногласиям или спорам между странами, с тем чтобы определить, может ли распространение этого спора или ситуации угрожать поддержанию мира и безопасности. международной безопасности.

Статья 35 1. Статья 36 1. Совет Безопасности может в любое время в ходе спора о характере, упомянутом в статье 33, или аналогичной ситуации, рекомендовать соответствующие процедуры или методы корректировки. Совет Безопасности принимает во внимание любые процедуры, уже принятые сторонами для урегулирования этого спора. 3 - При вынесении рекомендаций, предусмотренных в настоящей статье, Совет Безопасности должен также учитывать, что в целом споры закона должны быть представлены сторонами в Международном Суде в соответствии с положениями Статута Суда.

Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия. Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности.

Статья 37 1. Если стороны в споре, о котором говорится в статье 33, не могут урегулировать средствами, указанными в указанной статье, они представляют его Совету Безопасности. 2 - Если Совет Безопасности считает, что продление спор, похоже, угрожает поддержанию международного мира и безопасности, он решает, должен ли он действовать согласно статье 36 или рекомендовать условия урегулирования, которые он сочтет уместными.

Статья 39 Совет Безопасности устанавливает наличие угрозы миру, нарушение мира или акт агрессии и выносит рекомендации или решает, какие меры должны приниматься в соответствии со статьями 41 и 42 поддерживать международный мир и безопасность. Статья 40 Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности до вынесения рекомендаций или принятия мер, которые должны быть приняты в соответствии со статьей 39, может предложить заинтересованным сторонам соблюдать временные меры он считает это необходимым или желательным.

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством РФ не влекут за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС РФ, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы - также в виде административного штрафа. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством РФ. К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб. При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.

Эти временные меры не предопределяют права, требования или позицию заинтересованных сторон. В случае неисполнения этих временных мер Совет Безопасности должным образом учитывает этот провал. Статья 41 Совет Безопасности может принять решение о том, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны приниматься для осуществления его решений и могут предложить членам Организации Объединенных Наций применять такие меры. Они могут включать полное или частичное прерывание экономических отношений, а также железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других сообщений, а также разрыва дипломатических отношений.

Взаимоотношения между военнослужащими строятся на принципе единоначалия. Оно заключается в «…наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего», - говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ. Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Выполнив приказ, он может подать жалобу, если считает, что по отношению к нему поступили неправильно. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка, правил поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия должны требовать от них устранения этих нарушений. Младшие по званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших. Воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры является воинское приветствие. Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Согласно уставу, военнослужащие обязаны, кроме того, обязаны выполнять воинское приветствие, отдавая дань уважения: Могиле Неизвестного Солдата; братским могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственному флагу РФ, Боевому знамени воинской части, а также Военно-морскому флагу при каждом прибытии на корабль и убытии с корабля; похоронным процессиям, сопровождаемым воинскими подразделениями.

Статья 42 Если Совет считает, что меры, предусмотренные в статье 41, являются недостаточными или оказались неадекватными, он может с помощью воздушных, морских или сухопутных сил предпринять любые действия, которые он считает необходимыми для поддержания Эти действия могут включать демонстрации, блокады и другие операции воздушными, морскими или сухопутными силами членов Организации Объединенных Наций.

Статья 43 1. Все члены Организации Объединенных Наций в целях содействия поддержанию международного мира и безопасности обязуются предоставить в распоряжение Совета Безопасности в соответствии с специальным соглашением или специальными соглашениями вооруженные силы, помощь и объекты, включая право прохода, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. 2 - Соглашение или соглашения, упомянутые выше, определяют силу и характер этих сил, степень их подготовки и общее местоположение, а также характер объектов и оказание помощи. 3 - Соглашение или соглашения будут согласованы как можно скорее по инициативе Совета Безопасности.

Безопасность военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения).
Общими условиями обеспечения безопасности военной службы в полку (подразделении) являются: поддержание воинской дисциплины; обеспечение удовлетворительного морально-психологического состояния и состояния здоровья военнослужащих; обеспечение пожарной безопасности; соблюдение определенных настоящим Уставом правил внутреннего порядка; обеспечение социальной защиты военнослужащих в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ; обеспечение удовлетворительного санитарно-эпидемического состояния подразделения.
Служба суточного наряда.
Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Они заключаются между Советом Безопасности и членами Организации или между Советом Безопасности и группами членов Организации и должны быть ратифицированы подписавшими его государствами в соответствии с их соответствующими конституционными требованиями.

Статья 44. Когда Совет Безопасности принял решение об использовании силы, прежде чем приглашать непредставленного члена Совета для обеспечения вооруженных сил для выполнения своих обязательств по статье 43, он или она будут приглашены для участия. он желает участвовать в решениях Совета Безопасности относительно использования контингентов вооруженных сил этого члена.

В суточный наряд роты назначаются: дежурный по роте и дневальные по роте. В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ. В день заступления в наряд в часы, указанные в распорядке дня, личному составу предоставляют не менее 3 часов для подготовки к несению службы и не менее 1 часа для отдыха (сна). Чаще всего молодые солдаты назначаются дневальными по роте. В соответствии с уставом, дневальный по роте отвечает за сохранность находящихся под его охраной оружия, шкафов (ящиков) с пистолетами, ящиков с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов. Дневальный по роте подчиняется дежурному по роте. Очередной дневальный по роте несет службу внутри казарменного помещения у входной двери, вблизи комнаты для хранения оружия. Он обязан: никуда не отлучаться из помещения роты без разрешения дежурного по роте; постоянно наблюдать за комнатой для хранения оружия; не пропускать в помещение посторонних лиц, а также не допускать выноса из казармы оружия, боеприпасов, имущества и вещей без разрешения дежурного по роте; немедленно докладывать дежурному по роте о всех происшествиях в роте, о нарушении установленных уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты, о замеченных неисправностях и на рушениях требований пожарной безопасности, принимать меры к их устранению; будить личный состав при общем подъеме, а также ночью в случае тревоги или пожара; своевременно подавать команды согласно распорядку дня; следить за чистотой и порядком в помещениях и требовать их соблюдения от военнослужащих; не позволять военнослужащим в холодное время, особенно ночью, выходить из помещения неодетыми; следить за тем, чтобы военнослужащие курили, чистили обувь и одежду только в отведенных для этого помещениях или местах; по прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше и дежурного по полку подавать команду "Смирно"; по прибытии в роту других офицеров роты, а также старшины роты и военнослужащих не своей роты вызывать дежурного. Очередному дневальному запрещается садиться, снимать снаряжение и расстегивать одежду. Дневальный свободной смены обязан поддерживать чистоту и порядок в помещениях роты и никуда не отлучаться без разрешения дежурного по роте, оказывать ему помощь в наведении порядка в случае нарушения установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между солдатами или сержантами роты; оставаясь за дежурного по роте, выполнять его обязанности. Дневальный обязан всегда знать, где находится дежурный по роте, и наблюдать за соблюдением военнослужащими общественного порядка и правил ношения военной формы одежды. О всех замеченных нарушениях он докладывает дежурному по роте.

Статья 45 Для того, чтобы Организация могла безотлагательно принять военные меры, члены Организации Объединенных Наций должны поддерживать национальные контингенты воздушных сил, которые немедленно доступны для целей совместного осуществления международных принудительных действий. лимиты, предусмотренные в специальном соглашении или специальных соглашениях, упомянутых в статье 43, Совет Безопасности, с помощью Комитета персонала, определяет важность и степень подготовки этих квот и устанавливает планы их совместных действий.

Статья 46 Планы использования вооруженной силы составляются Советом Безопасности при содействии Комитета персонала. Статья 47 1. Создается Комитет Генерального штаба для консультирования и содействия Совету Безопасности по всем вопросам, касающимся военных средств, необходимых Совету для поддержания международного мира и безопасности, занятость и командование имеющимися силами, регулирование вооружений и возможное разоружение. 2 - Комитет персонала состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей.

10.3. Дисциплинарный Устав ВС РФ. В новой редакции ДУ ВС РФ командиры лишены права арестовывать подчиненных. Зато им разрешено задержать военнослужащего на срок не более 48 часов. Все меры пресечения (задержание, отстранение от должности, прекращение увольнения и пр.) описаны в специальном приложении; отменен наряд вне очереди как вид дисциплинарного взыскания для солдат и матросов. Появились новые взыскания: сокращение отпуска, лишение звания ефрейтора; командир стал нести ответственность за проступки подчиненных – в случае, если он скрыл правонарушение; введена дисциплинарная ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

Он предлагает любому члену Организации Объединенных Наций, который на постоянной основе не представлен для связи с ним, когда участие этого члена в его работе необходимо для надлежащего выполнения его задачи. Генеральный штаб несет ответственность под руководством Совета Безопасности за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, находящимися в распоряжении Совета, и вопросы, связанные с командованием этими силами, будут урегулированы позднее. Персонал может быть создан им с разрешения Совета Безопасности и после консультаций с соответствующими региональными органами.

Дисциплинарным уставом руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций ВС РФ, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ (далее - воинские части). Действие Дисциплинарного устава распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие). Положениями Дисциплинарного устава во взаимоотношениях с военнослужащими руководствуются лица гражданского персонала, замещающие воинские должности. Дисциплинарный устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами РФ, общевоинскими уставами ВС РФ (далее - общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников). Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту РФ. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего: быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ и требования общевоинских уставов; выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество; беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы; быть бдительным, строго хранить государственную тайну; поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан; соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией РФ.

Статья 48 1. Меры, необходимые для исполнения решений Совета Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности, принимаются всеми или некоторыми членами Организации Объединенных Наций, по мнению Совета 2 - Эти решения принимаются непосредственно членами Организации Объединенных Наций и через их действия в соответствующих международных организациях, частью которых они являются.

Статья 49 Члены Организации Объединенных Наций объединяются для оказания помощи друг другу в осуществлении мер, принятых Советом Безопасности. Статья 50. Если государство является объектом превентивных или принудительных мер, принятых Советом Безопасности, любое другое государство, независимо от того, является ли оно членом Организации Объединенных Наций, находится в наличии особых экономических трудностей из-за осуществление таких мер имеет право проконсультироваться с Советом Безопасности в отношении решения этих трудностей.

Воинская дисциплина достигается: воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам); знанием и соблюдением военнослужащими законов РФ, других нормативных правовых актов РФ, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права; личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы; поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими; четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава; повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива; созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.

Он упомянул о многочисленных мерах по пограничным инцидентам в форме «мер по разъяснению фактов». В соответствии со статьями 11 и 15 Пакта аналогичные меры касались Албании, с одной стороны, и Греции и Югославия, с другой стороны, все еще из-за спора границ, разрешенных на основе консультативного заключения, выпущенного Гаагским судом по просьбе Совета.

С другой стороны, большое количество международных споров было доведено до Лиги Наций, большинство из которых связано с изменениями, вызванными Великой войной и связанными с пограничными вопросами. Их чаще всего рассматривают в соответствии с процедурой статьи 11, гибкой, неформальной статьей. Можно сказать, что, за исключением одного случая, вмешательство Лиги Наций приводит прямо или косвенно к успеху. Статья 15 также использовалась, но в гораздо меньшей степени, и ее часто вызывали или только начали выполнять: Диспут Такна-Арики, Спор Корфу.

Поощрения, применяемые к военнослужащим ВС РФ. Поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам применяются следующие поощрения: снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания; объявление благодарности; сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях; награждение грамотой, ценным подарком или деньгами; награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом знамени воинской части; присвоение воинского звания ефрейтора (старшего матроса); досрочное присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности; присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, до старшего сержанта (главного старшины) включительно; награждение нагрудным знаком отличника; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся солдат, матросов, сержантов и старшин.
За героические поступки и самоотверженную службу воины могут быть представлены также к награждению государственными наградами.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих. В/служашие

привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности. Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда. Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются ФЗ «О статусе военнослужащих».

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости. Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.

Дисциплинарные взыскания, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины); досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; дисциплинарный арест.

Согласно традиционному словарному определению «воинский устав - свод правил, регулирующих какую-либо отрасль жизни и деятельности Вооруженных сил». Из чего совершенно очевидно следует, что, пока нет самих вооруженных сил, то есть регулярной армии, нет и воинского устава. А значит, появление документа, регламентирующего деятельность армии, возможно только когда есть сама армия. Получается, что точкой отсчета документальной истории русской армии - или по крайней мере русской пограничной стражи - нужно считать 16 февраля 1571 года. Именно в этот день русский царь Иван IV Грозный утвердил первый в российской истории воинский устав. Назывался он «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» и пусть коротко, но всеобъемлюще описывал правила формирования, деятельности и контроля над пограничной стражей Руси.

Надо сказать, что Ивану Грозному страна досталась в непростое время, и вопрос формирования регулярной армии был не просто насущным - от него зависело само существование Русского царства. Прежняя система поместного войска, зависящего от возможностей вотчинников и потому представлявшего собой довольно разношерстное и по вооружению, и по боевым навыкам сообщество, уже не соответствовала вызовам времени. То же касалось и существовавшей к тому времени системы пограничной стражи. Не случайно непосредственным поводом к появлению «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе» стали возмутившие Ивана Грозного события осени 1570 года. Тогда от станичников, которые несли дозорную службу на дальних, прежде всего южных рубежах Руси, поступило сразу несколько сообщений о продвижении в сторону Москвы крупных сил крымских татар во главе с ханом Девлет-Гиреем. Опасаясь повторения весеннего разорительного нападения крымчаков, Иван Грозный возглавил оборонительный поход, который, однако, закончился ничем: выяснилось, что станичники попросту солгали - то ли приняв старые следы крымского войска за новые, то ли по другой причине.

Потратив вторую половину осени и весь декабрь на выяснение причин обмана, 1 января 1571 года, как сказано в летописи, «приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Pycии боярину своему князю Михаилу Ивановичу Воротынскому ведати станицы и сторожи и всякие свои государевы полские службы». Говоря современным языком, Иван Грозный велел Михаилу Воротынскому - одному из самых опытных и известных воевод - провести ревизию системы пограничной стражи и дальнего обнаружения и привести ее в соответствие современным условиям. За что князь и взялся со свойственной ему энергией. Уже через неделю, как сообщает летописец, «по государеву, цареву и великаго князя приказу боярин, князь Михайло Иванович Воротынской говорил государевым словом в Розряде диаком Ондрею Клобукову с товарищи, что ему велел государь ведати и поустроити станицы и сторожи и велел доискатись станичных прежних списков». А пока готовили списки и Воротынский их изучал, по всем южным рубежам России был отправлен приказ местным воеводам и станичным головам (то есть начальникам над станицами - дальними дозорами из числа воинов приграничных городов-крепостей) срочно ехать в Москву на, как бы выразились сегодня, совещание.

Время для встречи было выбрано самое что ни на есть верное: по традиции, в течение всей зимы крымчаки не ходили в набеги, а значит, можно было безболезненно «обезглавить» на время пограничные рубежи. Тем более что засиживаться в Москве станичным головам и пограничным начальникам не дали: срок сбора был определен с середины января по начало февраля. А уже 16 февраля 1571 года результат московского совещания - тот самый «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» - представили на утверждение царю. Документ потому и получил такое название, что был результатом (то есть «приговором») обсуждения, которое вели бояре, отвечавшие за станичную и сторожевую службу.

Начинался этот «Приговор» с такого текста, описывавшего историю его создания и основные задачи: «Лета 7079 Февраля в 16 д. по государеву, цареву и великаго князя Ивана Васильевича всеа Pycии приказу, боярин, князь Михайло Иванович Воротынской приговорил с детми боярскими, с станичными головами и с станичники о путивльских, и о тульских, и о рязанских, и о мещерских станицах и о всех украинных о дальных и о ближних и о месячных сторожах и о сторожех из котораго города к которому урочищу станичником податнее и прибыльнее ездити, и на которых сторожах и из которых городов и по скольку человек сторожей на которой стороже ставити, которые б сторожи были усторожливы от крымские и от ногайские стороны, где б было государеву делу прибыльнее и государевым украинам было бережнее, чтоб воинские люди на государевы украины войною безвестно не приходили, а станичником бы к своим урочищам ездити и сторожам на сторожах стояти в тех местех, которые б места были усторожливы, где б им воинских людей мочно устеречь».

Дальше шел собственно устав, то есть свод правил, определявших новую пограничную службу Руси. Главной ее задачей становилось создание и поддержание системы раннего предупреждения о нападении, чтобы «государевым украинам было бережнее, чтоб воинские люди на государевы украины войною безвестно не приходили». «Боярский приговор» также упорядочивал ведение пограничной службы, определял организацию, обязанности, места размещения и сроки выставления сторожевых застав («сторóж») и дозорных подвижных отрядов («станиц»). Где, как и каким сторожам и станицам надлежало размещаться, оговаривали приложения к «Боярскому приговору» - так называемые росписи. Согласно им на русских рубежах должны были действовать 73 сторожи, которые объединялись в дюжину сторожевых зон: «донецкие сторожи», «путивльские ближние сторожи», «сторожи из украинных городов», «мещерские сторожи» и т.д.

Примечательно, что «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» был, по сути, универсальным воинским уставом. Помимо определения системы организации службы, он содержал и указания по ее несению, и элементы того, что можно назвать боевым уставом, и даже прообраз устава дисциплинарного. Так, «Приговор» устанавливал меры наказания за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей. Были они весьма суровыми: «А которые сторожи, не дождався собе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учинитца война, и тем сторожем от государя, царя и великаго князя быти кажненым смертью». Если же смена не поспевала вовремя (срок каждой сторожи определялся в 15 дней), то с виновников опоздания взимался солидный штраф: «А которые сторожи на сторожах лишние дни за сроком перестоят, а их товарищи на обмену в те дни к ним не приедут, и на тех сторожех за ослушание имати тем сторожем, которые за них через свой срок лишние дни перестоят, по полуполтине на человека на день».

По объему первый воинский устав пограничной службы России - и первый русский воинский устав вообще - был невелик: всего-то 14 рукописных листов, если не считать «Росписей». Чуть позже, 18 и 21 февраля и 5 марта 1571 года, были приняты дополнившие «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» еще три боярских приговора общим объемом 13 листов: «О Путивльских севрюках» (подряжавшихся на пограничную службу на Дону наемных воинах из Северской земли, нынешней Черниговской области), «О назначении мест, где стоять головам в поле» и «О выплате жалованья и возмещении убытков за сторожевую, станичную и полевую службу». Но эти 27 листов заложили основу настоящей системы пограничной службы, а если смотреть шире, то и системы русской регулярной армии вообще.