Международный порядок и национальная безопасность. Природа и модели международной безопасности. Сколько стоит написать твою работу

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Надий. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась 2я мировая война а после нее"холодная война". Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Более интервенционистская Россия

Однако это должно произойти в ближайшие недели. На стороне Саудовской Аравии Вашингтон потерял часть своего традиционного влияния, стремясь приблизиться к Ирану и поддержать во время арабской весны враждебные движения в Эр-Рияде. После доставки оружия и отправки «советников» в Башар-асад, с осени прошлого года Россия сильно бомбилась.

Растущее участие России на Ближнем Востоке является иллюстрацией одного из ее внешнеполитических принципов, изложенных в новом «Документе о стратегии национальной безопасности Российской Федерации», подписанном президентом Путиным 31 марта. Декабрь: играть все более важную роль на международной арене. Вооружившись поставками оружия и присутствием «советников» Башара Асада на земле, с осени прошлого года Россия массивно бомбардировала группы противников режима в Дамаске и субсидиально против позиций исламского государства.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла я всемирная угроза человечеству от производственной деятельности.

На земле Россия оказалась союзником Ирана, который также поддерживает Башар-асада прямым и косвенным военным присутствием через свое ливанское вооруженное крыло «Хезболла». Тем не менее, Владимир Путин проявил большую осторожность, объединившись с Ираном, чтобы не отречься от саудовского королевства. Осенью он получил в Сочи министра обороны, заместителя наследного принца Мохаммеда Бен Салмана, который, по-видимому, является сильным режимом, за вмешательством Саудовской Аравии в Йемен против мятежа Хаути при поддержке Тегерана.

Эп - экономический потенциал

Россия и Аравия имеют противоречивые отношения как в Сирии, где Эр-Рияд хочет падения Асада и в области энергетики. Стремление Саудовской Аравии к снижению цен на нефть противоречит интересам России, которая все труднее сгибать свой бюджет с помощью 30 баррелей. Сводные заявления против Эр-Рияда, особенно в российских СМИ, не доказывают, что Кремль игнорирует баланс сил в регионе.

Понятие международной и национальной безопасности, в российской научной литературе международная безопасность рассматривается как состояние политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного или группы государств против другого государства или группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование на началах равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения национальной независимости и самоопределения народов, а также их свободное развитие на демократической основе.

Распад дипломатических отношений между Саудовской Аравией, быстро подражаемый ее союзниками Персидского залива и Ираном после пожара и частичного увольнения посольства Ваххаби в Тегеране после казни Имама Нимра аль - Нимр, это всего лишь один эпизод традиционного соперничества между двумя державами Персидского залива. Иран представляет себя как представитель всех шиитов, в то время как Аравия является хранителем суннитской веры. Напряженность между двумя странами росла во время последнего паломничества в Мекке, когда более тысячи человек, включая 450 иранцев, были убиты в толпе.

Как видно из приведенного определения международная безопасность выступает лишь как благоприятная внешняя среда для развития государств. Такой подход вытекал из примата в международной политике именно обеспечения безопасности государства.

Теория и практика обеспечения безопасности в послевоенный период в основном сосредоточилась на разработке вопросов безопасности государства.

Тегеран обвинил Эр-Рияд в том, что он не смог обеспечить безопасность своих паломников. Но обе страны в основном ведут войну с полномочиями в Сирии, где они поддерживают конкурирующие группы и где они обвиняют друг друга в содействии терроризму. Это также препятствует расширению влияния Ирана на полуострове, что Саудовская Аравия во главе арабской коалиции бомбардирует в Йемене восстание Хаути по признаку Заидита, в результате чего тысячи жертв в гражданском населении, Совместная борьба с Даше могла бы приблизиться к ним, если бы их враждебность к исламскому государству не была запятнана многими двусмысленностями с обеих сторон.

Понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в политическую практику российской федерации лишь в 1992 году с принятием закона "О безопасности", в теоретических работах и публицистике России вплоть до настоящего временя это понятие определялось термином "национальная безопасность заимствованным у США. Причем понимается он совершенно различным образом, для российских специалистов-международников национальная безопасность суть безопасность государства, для тех, кто занимается внутренними вопросами СНГ и России, национальная безопасность это мир между нациями и национальностями. Некоторые ученые стремятся рассматривать национальную безопасность как совокупность безопасности личности, общества и государства на том основании, что в российском законе они отнесены к субъектам безопасности. На наш взгляд, целесообразно безопасность российского государства как субъекта безопасности выделить в самостоятельный тип, определив ее в силу многонационального характера страны как национально-государственную безопасность.

Наблюдатели отмечают, например, что в Йемене бомбардировки Саудовской Аравии более интенсивны, чем в Сирии. Никто не заинтересован в посреднической войне между Ираном и Саудовской Аравией, превращается в открытый конфликт. Никто не заинтересован в посреднической войне между Ираном и Саудовской Аравией, которая превращается в открытый конфликт. Эта резолюция последовала за двумя встречами в Вене, где представители Рияда и Тегерана согласились сесть за один и тот же стол.

Первые переговоры должны были начаться в конце января. Захране Аллауше был убит в результате бомбардировки сил режима или российских ВВС. В любом случае Москва рискует поставить под угрозу начало переговоров, ослабив оппозицию, чтобы укрепить позицию сирийского режима.

Согласно закону.№ 257 1947 года под национальной безопасностью в официальных американских источниках понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме. Такой подход к безопасности государства (в США понятие "нация" отождествляется с государством) вытекает из постулата о том, что международные отношения являются результатом столкновения государств которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и экспансии.

Национальная и международная безопасность

Владимир Путин не слишком настроен играть честных брокеров, пока напряженность Эр-Рияд-Тегеран угрожает разжечь огонь? Российскую Федерацию и Европейский Союз следует рассматривать как двух основных действующих лиц в области международных отношений. Недавний украинский кризис ухудшил их отношения, убедившись, что сегодня Москва и Брюссель стали больше врагов, ориентированных на столкновения, чем друзья, ориентированные на сотрудничество. Анализ отношений между Россией и ЕС должен учитывать важность того, чтобы НАТО играло стратегическую роль в Европе, поддерживая Брюсселя против Москвы посредством военной поддержки и стратегического общения.

Виды безопасности. До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопаености. Однако с 60х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Отсюда подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

Мы встретились с профессором Олегом Ивановым, вице-канцлером дипломатической академии МИД России и экспертом НАТО, российско-натовскими отношениями и проблемами европейской безопасности, чтобы обсудить развитие отношений между Москвой и Брюсселем и влияние, которое осуществляет НАТО.

Какова нынешняя ситуация в отношениях между НАТО и Россией и в каких областях наиболее значимый конфликт? По вашему мнению, можно ли утверждать, что «мы переживаем новую эру холодной войны», как заявили различные журналисты и аналитики? Я не верю, что нынешнюю ситуацию между Россией и НАТО можно охарактеризовать как «Новая холодная война». Есть некоторые причины, чтобы подтвердить это. Во-первых, стратегия НАТО в отношении России основана одновременно на сдерживании и на диалоге. Во время «классической» холодной войны отношения характеризовались только сдерживанием, но не имели диалога.

Все многообразие жизнедеятельности государства и общества можно разделить на следующие области (сферы): политическая, экономическая, социальная и экологическая. Военная сфера деятельности государства о теоретической точки зрения является составной частью политической области функционирования государства и общества. Однако исторически военные вопросы выделяются в самостоятельную сферу функционирования государства и общества. Каждой из рассмотренных выше областей деятельности государства и общества соответствует свой вид безопасности (политической, военной, экономической, социальной и экологической). Такой подход к делению безопасности на виды по сферам деятельности государства прослеживается и в Законе "О безопасности" РФ, где указывается, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Во-вторых, холодная война имела глобальный характер, а не сегодня, когда столкновение происходит только между Атлантическим альянсом и Россией. В-третьих, нет соперничества между двумя противоположными социальными и экономическими системами, как в прошлом. Россия не стремится расширять свои ценности и не стремится научить Запад тому, что ценят ценности Запада. Наконец, несмотря на охлаждение отношений, нет большой опасности военного конфликта по сравнению с периодом холодной войны. Самое худшее в отношениях между Россией и НАТО - это решение последнего отменить все формы военного и гражданского сотрудничества с Россией и сосредоточиться на сдерживании, которое привело к прекращению совместной работы в районах за пределами двусторонние отношения, такие как борьба с терроризмом, сотрудничество в Афганистане и нераспространение оружия массового уничтожения.

Рассмотрим некоторые стороны обеспечения безопасности по каждому из видов. Политическая безопасность означает устойчивость государственного и общественного строя конкретной страны от внешних и внутренних воздействий, военная безопасность достигается наличием средств "сдерживания" путем устрашения. В случае с Российской федерацией основным средством "сдерживания" является несомненно ядерный потенциал, достаточный для обеспечения гарантированного уничтожения" в ответном ударе, в современных условиях (в отличие от периода "холодной войны") национально-государственная безопасность России на 75% зависит от ее экономической безопасности. В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Экономические неурядицы отражаются прежде всего на социальной стабильности государства. Последняя представляет собой устойчивость к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям и внутреннее равновесие общества, обеспечивающие максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. В экологической безопасности как бы перекрещиваются экономическая безопасность и социальная стабильность, вплоть до последнего времени вопросы экологической безопасности в России не вызывали особых забот ни у руководителей, ни у общественности. сейчас экологический климат резко изменился.

Вп - военный потенциал

В целом, поворот к сдерживанию нарушает доверие между двумя сторонами и подрывает дух возможного сотрудничества. Украинский кризис существенно изменил российско-европейские отношения. Каким был вклад НАТО и Соединенных Штатов в эти изменения? Большинство государств-членов НАТО также являются членами ЕС. Очевидно, решения одной стороны Брюсселя также влияют на другую. Более того, Соединенные Штаты играют решающую роль в принятии решений в НАТО, которую поддерживают основополагающие союзники, такие как страны Балтии и Польша.

В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. Так в научных сообщениях и печати помяло государственной безопасности используются термины общественная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность, информационная безопасность. Как правило, эти термины отражают функциональные обязанности министерств и ведомств. Практика же западных государств, да и российской федерации наглядно показывает, что основная задача обеспечения национально-государственной (национальной) безопасности как раз и состоит в объединении внутренней и внешней политики для защиты государственных институтов, суверенитета, территориальной целостности и природных ресурсов страны, нерушимости ее границ, конституционного строя и системы управления страной. Деление же национальной государственной безопасности на внутреннюю, внешнюю, общественную и т.п. вряд ли обосновано.

К сожалению, этого не произошло. Если бы в Брюсселе пассивно наблюдалось то, что происходит в Киеве, то Вашингтонские власти вместо этого вмешались во внутренний украинский процесс, о чем свидетельствует телефонный разговор между послом США в Украине Пятом и госсекретарем США Нуландом, в котором они обсудили, кто будет занять государственные должности в Украине. Согласно геополитической теории во времена кризиса связь между центром и периферией ослабляется и имеет тенденцию к разрыву. Вот что произошло в Украине, когда Донбассский регион откололся.

Структура безопасности. Согласно закону российской федерации "О безопасности", международной теории и практики обеспечения безопасности основным субъектом обеспечения безопасности вплоть до настоящего времени выступает государство. После второй мировой войны все больший вес в системе международной безопасности приобретают международные и региональные организации (Организация Объединенных Наций, североатлантический союз, совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе).

Этот сценарий можно было бы предотвратить, если бы западные лидеры поддержали оппозицию в Украине. Поэтому для преодоления этой проблемы России необходимо создать буферную зону, которая отделяет «сердце» страны от внешних угроз. В прошлом страны Балтии, кавказские республики и страны Центральной Азии представляли эту буферную зону, область, в которой НАТО за последние два десятилетия осуществляла свою стратегию расширения. Страны Балтии находятся в НАТО сегодня, тогда как в кавказских республиках только Грузия подтвердила свою готовность присоединиться к Атлантическому альянсу.

Субъекты безопасности действуют на международной арене в соответствии со своими целями и интересами. В законодательствах российской федерации и других государств нет определений целей и интересов. Но в политической практике они постоянно присутствуют. Из текста закона "О безопасности" можно вывести следующие цели: у личности это соблюдение ее прав и свобод; у общества это сохранение его материальных и духовных ценностей; у государства это защита строя, суверенитета и территориальной целостности, в американской официальной литературе к целям национальной безопасности отнесены обеспечение военных и оборонных преимуществ над любым иностранным государством или группой государств, благоприятных позиций на международной арене, военного потенциала, способного успешно противостоять враждебным и разрушительным действиям извне или изнутри

Будучи страной небольшого размера, трудно рассматривать Грузию как буферную зону. Сама НАТО не является экзистенциальной угрозой для России. В соответствии с российской стратегией национальной безопасности, укреплением потенциала НАТО и достижением глобальных функций в нарушение норм международного права, активизацией военной деятельности Североатлантического союза, его дальнейшим расширением и передачей инфраструктуры военные вблизи российских границ создают угрозу национальной безопасности. Это не имеет никакого отношения к страху, но с рациональной оценкой изменений в политическом и военном контексте в Европе.

Законом российской федерации вводится понятие интереса личности, общества и государства без его раскрытия. В ЖА и других западных странах официального определения интереса нет. Один из наиболее заметных американских исследователей проблемы интереса Д.Нойхтерлайн так определяет это понятие: "Национальный интерес сохранение благосостояния американских граждан и американского предпринимательства, связанных с международными отношениями и находящихся под воздействием политических сил вне административного контроля правительства США". в российском законе использован лишь термин "жизненно важные интересы". Они определяются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Американские же специалисты делят интересы на четыре группы (типа):: национального выживания, жизненные (или жизненно важные), существенные и периферийные основных направлением деятельности государства по обеспечению безопасности является защита интересов национального выживания и жизненно важных интересов.

Помимо возможных опасностей такого расширения военной деятельности НАТО вдоль российских границ существует страх возможной случайной военной конфронтации из-за просчета. Например, помните, когда российский военный самолет был сбит турецким самолетом. К счастью, это событие не вызвало необратимых последствий. Необходимо срочно принять меры по снижению риска со стороны России и НАТО, в частности, в таких областях, как Балтийское и Черное моря. Некоторые аналитики описали это военное учение как попытку России по перемещению вооруженных сил и солдат, близких к границам прибалтийских государств, тем самым угрожая интересам НАТО.

Зарубежная типология интересов тесно связана с условиями их сохранения. Для определения степени опасности интересам употребляются три уровня: угроза, вызов и риск. Каждый из уровней означает возможности какой либо страны, группы лиц или явления угрожать ("угроза"), противодействовать ("вызов") или каким-либо образом мешать ("риск") достижению целей национальной безопасности. Законом "О безопасности" российской федерации угроза безопасности представляет собой "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства" . Другие степени опасности российским субъектам безопасности в законодательном порядке не определены, что в известной степени соответствует практике обеспечения безопасности, поскольку она связана с защитой от угроз интересам выживания и жизненно важным.

Такие заявления не имеют ничего общего с реальностью. Во-первых, сценарий упражнения носил оборонительный характер. Кроме того, в Запад участвовало в общей сложности 700 военнослужащих, около 680 единиц военной техники и около 70 самолетов. Любой разумный военный эксперт может подтвердить, что такого развертывания войск недостаточно для проведения наступления на НАТО. Взглянув на две стороны, военный баланс гораздо больше зависит от НАТО, чем от Российской Федерации. В частности, в НАТО насчитывается 3, 48 млн.

Активных солдат, 460 танков, 891 боевой самолет, а в России - 771 тыс. Активных солдат, 600 танков и 201 боевой самолет. Очевидно, что для России любые военные потери в случае столкновения могут перевесить выгоды. Более того, в случае военных действий никто не может гарантировать, что обе стороны не будут использовать тактическое ядерное оружие. В этом случае весь сценарий будет иметь зловещий характер. Старое правило холодной войны, «стрелять первым и умереть вторым», по-прежнему действует.

Понятие цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер безопасности, в США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. Защита не требует немедленных действий военного характера.

Система мер по достижению целей государства, защите его интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения безопасности могут быть сведены в пять групп: политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей) военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия), экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады), социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков), экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны), для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость. Например, либерализация цен в России (экономическая сфера) влечет за собой снижение уровня жизни (социальная сфера). Аналогично решение о сокращении российских вооруженных сил оказывает влияние на военную сферу отношении внутри страны (увольнение военнослужащих, конверсия) и на систему международных отношений (политических вывод войск, экономических реализаций остающегося за рубежом имущества, экологических ликвидация вредных для природ последствий использования иностранной территории для обеспечения безопасности. Современная теория рассматривает три способа регулирования; конфликтных отношений: предотвращение их эскалации, замораживание на существующем уровне и их разрешение. Предотвращение эскалации конфликтных отношений! предполагает такие действия сторон, которые снижают уровень КОНФЛ.ИКТНОСТИ на ранних фазах конфликта. Замораживание означает сохранение конфликтности отношений на существующем уровне или некоторое снижение конфликтности. Классическим примером "замораживания" являете перемирие в Корее. Под разрешением конфликтных отношении понимается ситуация, при которой все заинтересованные стороны устанавливают взаимоотношения, по сути, приемлемые для всех и соответствующие взглядам и позициям каждой из сторон.

Б.Г.Путилин

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Надий. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась 2я мировая война а после нее"холодная война". Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.

Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла я всемирная угроза человечеству от производственной деятельности.

Понятие международной и национальной безопасности, в российской научной литературе международная безопасность рассматривается как состояние политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного или группы государств против другого государства или группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование на началах равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения национальной независимости и самоопределения народов, а также их свободное развитие на демократической основе.

Как видно из приведенного определения международная безопасность выступает лишь как благоприятная внешняя среда для развития государств. Такой подход вытекал из примата в международной политике именно обеспечения безопасности государства.

Теория и практика обеспечения безопасности в послевоенный период в основном сосредоточилась на разработке вопросов безопасности государства.

Понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в политическую практику российской федерации лишь в 1992 году с принятием закона "О безопасности", в теоретических работах и публицистике России вплоть до настоящего временя это понятие определялось термином "национальная безопасность заимствованным у США. Причем понимается он совершенно различным образом, для российских специалистов-международников национальная безопасность суть безопасность государства, для тех, кто занимается внутренними вопросами СНГ и России, национальная безопасность это мир между нациями и национальностями. Некоторые ученые стремятся рассматривать национальную безопасность как совокупность безопасности личности, общества и государства на том основании, что в российском законе они отнесены к субъектам безопасности. На наш взгляд, целесообразно безопасность российского государства как субъекта безопасности выделить в самостоятельный тип, определив ее в силу многонационального характера страны как национально-государственную безопасность.

Согласно закону.№ 257 1947 года под национальной безопасностью в официальных американских источниках понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме. Такой подход к безопасности государства (в США понятие "нация" отождествляется с государством) вытекает из постулата о том, что международные отношения являются результатом столкновения государств которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и экспансии.

Виды безопасности. До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопаености. Однако с 60х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Отсюда подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

Все многообразие жизнедеятельности государства и общества можно разделить на следующие области (сферы): политическая, экономическая, социальная и экологическая. Военная сфера деятельности государства о теоретической точки зрения является составной частью политической области функционирования государства и общества. Однако исторически военные вопросы выделяются в самостоятельную сферу функционирования государства и общества. Каждой из рассмотренных выше областей деятельности государства и общества соответствует свой вид безопасности (политической, военной, экономической, социальной и экологической). Такой подход к делению безопасности на виды по сферам деятельности государства прослеживается и в Законе "О безопасности" РФ, где указывается, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

рассмотрим некоторые стороны обеспечения безопасности по каждому из видов. Политическая безопасность означает устойчивость государственного и общественного строя конкретной страны от внешних и внутренних воздействий, военная безопасность достигается наличием средств "сдерживания" путем устрашения. В случае с Российской федерацией основным средством "сдерживания" является несомненно ядерный потенциал, достаточный для обеспечения гарантированного уничтожения" в ответном ударе, в современных условиях (в отличие от периода "холодной войны") национально-государственная безопасность России на 75% зависит от ее экономической безопасности. В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Экономические неурядицы отражаются прежде всего на социальной стабильности государства. Последняя представляет собой устойчивость к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям и внутреннее равновесие общества, обеспечивающие максимально благоприятные условия для всестороннего развития человека. В экологической безопасности как бы перекрещиваются экономическая безопасность и социальная стабильность, вплоть до последнего времени вопросы экологической безопасности в России не вызывали особых забот ни у руководителей, ни у общественности. сейчас экологический климат резко изменился.

В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. Так в научных сообщениях и печати помяло государственной безопасности используются термины общественная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность, информационная безопасность. Как правило, эти термины отражают функциональные обязанности министерств и ведомств. Практика же западных государств, да и российской федерации наглядно показывает, что основная задача обеспечения национально-государственной (национальной) безопасности как раз и состоит в объединении внутренней и внешней политики для защиты государственных институтов, суверенитета, территориальной целостности и природных ресурсов страны, нерушимости ее границ, конституционного строя и системы управления страной. Деление же национальной государственной безопасности на внутреннюю, внешнюю, общественную и т.п. вряд ли обосновано.

Структура безопасности. Согласно закону российской федерации "О безопасности", международной теории и практики обеспечения безопасности основным субъектом обеспечения безопасности вплоть до настоящего времени выступает государство. После второй мировой войны все больший вес в системе международной безопасности приобретают международные и региональные организации (Организация Объединенных Наций, североатлантический союз, совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе).

Субъекты безопасности действуют на международной арене в соответствии со своими целями и интересами. В законодательствах российской федерации и других государств нет определений целей и интересов. Но в политической практике они постоянно присутствуют. Из текста закона "О безопасности" можно вывести следующие цели: у личности это соблюдение ее прав и свобод; у общества это сохранение его материальных и духовных ценностей; у государства это защита строя, суверенитета и территориальной целостности, в американской официальной литературе к целям национальной безопасности отнесены обеспечение военных и оборонных преимуществ над любым иностранным государством или группой государств, благоприятных позиций на международной арене, военного потенциала, способного успешно противостоять враждебным и разрушительным действиям извне или изнутри

Законом российской федерации вводится понятие интереса личности, общества и государства без его раскрытия. В ЖА и других западных странах официального определения интереса нет. Один из наиболее заметных американских исследователей проблемы интереса Д.Нойхтерлайн так определяет это понятие: "Национальный интерес сохранение благосостояния американских граждан и американского предпринимательства, связанных с международными отношениями и находящихся под воздействием политических сил вне административного контроля правительства США". в российском законе использован лишь термин "жизненно важные интересы". Они определяются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Американские же специалисты делят интересы на четыре группы (типа):: национального выживания, жизненные (или жизненно важные), существенные и периферийные основных направлением деятельности государства по обеспечению безопасности является защита интересов национального выживания и жизненно важных интересов.

Зарубежная типология интересов тесно связана с условиями их сохранения. Для определения степени опасности интересам употребляются три уровня: угроза, вызов и риск. Каждый из уровней означает возможности какой либо страны, группы лиц или явления угрожать ("угроза"), противодействовать ("вызов") или каким-либо образом мешать ("риск") достижению целей национальной безопасности. Законом "О безопасности" российской федерации угроза безопасности представляет собой "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства" . Другие степени опасности российским субъектам безопасности в законодательном порядке не определены, что в известной степени соответствует практике обеспечения безопасности, поскольку она связана с защитой от угроз интересам выживания и жизненно важным.

Понятие цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер безопасности, в США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. Защита не требует немедленных действий военного характера.

Система мер по достижению целей государства, защите его интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения безопасности могут быть сведены в пять групп: политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей) военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия), экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полной экономической блокады), социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков), экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны), для всех мер по обеспечению безопасности свойственна большая взаимозависимость. Например, либерализация цен в России (экономическая сфера) влечет за собой снижение уровня жизни (социальная сфера). Аналогично решение о сокращении российских вооруженных сил оказывает влияние на военную сферу отношении внутри страны (увольнение военнослужащих, конверсия) и на систему международных отношений (политических вывод войск, экономических реализаций остающегося за рубежом имущества, экологических ликвидация вредных для природ последствий использования иностранной территории для обеспечения безопасности. Современная теория рассматривает три способа регулирования; конфликтных отношений: предотвращение их эскалации, замораживание на существующем уровне и их разрешение. Предотвращение эскалации конфликтных отношений! предполагает такие действия сторон, которые снижают уровень КОНФЛ.ИКТНОСТИ на ранних фазах конфликта. Замораживание означает сохранение конфликтности отношений на существующем уровне или некоторое снижение конфликтности. Классическим примером "замораживания" являете перемирие в Корее. Под разрешением конфликтных отношении понимается ситуация, при которой все заинтересованные стороны устанавливают взаимоотношения, по сути, приемлемые для всех и соответствующие взглядам и позициям каждой из сторон.

Основным методом обеспечения безопасности несомненно является предупреение развития конфликтных отношений между государством. Одним из наиболее распространенных способов такого предупреждения является введение международных ограничений (так называемых "барьеров") на ту или иную деятельность. Примером подобных барьеров служат договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий, о запрещении ядерных испытаний, о прекращении использования фрионов в произвйдственных целях и т.п. На протяжении почти всей половины XX вена широкое применение в предупреждении эскалации конфликтных отношены играло "сдерживание" ("устрашение"). Обычно оно связывалось с угрозой применения военной силы. Однако политическая практика, особенно в последнее десятилетие, дает немало примеров использования других средств политического, экономического, психологического характера для воздействия на субъектов конфликтов.

Наряду с принудительными мерами воздействия на субъектов конфликта в последнее время набирают силу мирные способы разрешения конфликтов и кризисов, ведущее место при этом занимают переговоры. Существуют три широких подхода к регулированию конфликтных отношений: правовой (или нормативный), принудительно-переговорный, решение проблемы". Доминирующую роль в урегулировании современных конфликтов играет принудительнопереговорный способ или метод торга.

При замораживании конфликтных отношений широко используются миротворческие вооруженные силы. Они применяются для разведения конфликтующих сторон обеспечения снабжения мирного населения, наблюдения за соблюдением договоренностей.