Презентация мнемотаблицы для развития связной речи. В чем секрет их использования. Пересказ художественных текстов

Оксана Нагучева
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 18 «Колобок» п. Тюменский

Воспитатель : Нагучева О. М.

Доклад на тему : «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников ». К. Д. Ушинский писал : «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно , последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью , поскольку необходимо ввести слушателя в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи . Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем , что речь у дошкольников носит непроизвольный характер : они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников , так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка , обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям : обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы , в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на :

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника для заучивания стихов и потешек

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен т. к. в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к стихотворению (желательно на каждую строчку) . Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запоминать стихи : у некоторых детей заучивание стихов и потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек мы используем прием мнемотехники , ориентированный на наглядно – образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явления природы, т. е. можно изобразить все, что считаем нужным, и так чтобы нарисованное было понятно детям. Использование модельных схем при заучивании стихов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко запоминают картинку, а потом припоминают слова.

Использование мнемотаблиц при пересказе художественных произведений

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания; способствующие интеллектуальному развитию . Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Например, мнемотаблицы можно использовать при пересказе сказок. Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи .

Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц

Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания детей четкими, связными , значит, ребенок может строить по ним свой рассказ.

Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры :

Восстанавливать последовательность картинок по памяти;

Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

Найти лишнюю картинку;

Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

- «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разные мнемотаблицы ) ;

Игра «Не зевай нужную картинку поднимай» . Воспитатель читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, использование мнемотехники расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь , что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Рассмотрим таблицу на тему «Зима»

У зимы три месяца : декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду : на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди тепло одеваются : в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в теплых хлевах. Дикие животные зимуют по - разному : медведь и ежик - в спячке, белка заготовила себе корм и устроила теплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки , приносят корм. У детей зимой много развлечений : праздник Новогодней Елки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Мнемотехника - методы и приёмы, облегчающие процесс запоминания информации. Происходит.

Использование графического плана в развитии связной речи детей. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста ОТЧЁТ о работе методического объединения педагогов дошкольного.

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А. С. Пушкин Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и.

Конспект НОД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц Тема: «Мишка – шалунишка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно.

Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Мнемотехника в развитии связной монологической речи у детей с ОНР Демкина Татьяна Александровна Ермакова Жанна Васильевна МБУ д/с № 16.

Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Проект «МНЕМОТЕХНИКА В.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Библиотека изображений:

Используйте мнемотаблицы в картинках для развития речи, мышления и памяти дошкольников. Варианты для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

История может назвать немало интересных людей, обладающих феноменальной памятью. Великий полководец Александр Македонский знал имя каждого из 30000 своих солдат. А Моцарт, лишь единожды услышав музыкальное сочинение, мог тут же восстановить его с точностью до нотки. Достоверно известно, что такие уникальные способности им удалось развить, благодаря специальной технике запоминания, отдельные приемы которой дошли и до наших дней. Сегодня родители, педагоги и логопеды охотно пользуются мнемотаблицами – необычными пособиями в картинках – для развития памяти и речи дошкольников.

В чем секрет их использования

Вспомните всем известную детскую азбуку: рядом с изображением буквы обязательно присутствует яркая картинка. И это не просто красочная иллюстрация, украшающая скучную книжную страницу. Это обучающий прием, заимствованный из так называемой мнемотехники (или мнемоники) – интересного и несложного механизма запоминания. Считается, что появился он еще в VI веке до н. э., и был назван в честь древнегреческой богини Мнемозины – покровительницы памяти. Суть метода в том, что:

  1. Информация привязывается к зрительному образу, эмоциям, звукам и даже запахам.
  2. При этом в мозг человека одновременно поступают сигналы сразу с нескольких анализаторов: слухового, зрительного, тактильного.
  3. Они объединяются, создавая сложные нейронные связи, что облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  4. Достаточно человеку припомнить один из образов ассоциативного ряда, как мозг воспроизведет все остальные, связанные с ним.

Самым популярным средством такой методики являются мнемотаблицы – пособия для развития долговременной памяти и связной речи. Они представляет собой слова, отдельные фразы или целый текст, зашифрованные в символах или картинках, которые являются своеобразными подсказками, помогающими запомнить и воспроизвести текст, пользуясь ассоциативным рядом.

Особенно действенным этот метод считается для детей младшего возраста, чья память характеризуется, как наглядно-образная, а запоминание – непроизвольное. Это означает, что лучше усваивается информация, опирающаяся на жизненный опыт ребенка или на яркие и конкретные образы. Ведь не зря великий педагог К.Д.Ушинский говорил, что запомнить пять непонятных слов – это мучение для ребенка. Но если связать двадцать таких слов с картинками – он усвоит все на лету. Кроме того, использование мнемотаблиц во время занятий развивает:

  • внимание,
  • усидчивость,
  • живой интерес к обучению,
  • воображение,
  • логическое мышление,
  • мелкую моторику,
  • умение выполнять операции анализа и синтеза.

Метод мнемотехники доказал свою эффективность временем и продолжает развиваться с опорой на новейшие знания о работе механизмов памяти человека.

Правила проведения занятий

Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас. При этом:


Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой. Если вы чувствуете, что малышу скучно – сделайте короткую передышку, а потом снова попробуйте заинтересовать кроху, изменив тему. Бить, кричать, обзывать и унижать детей – категорически запрещено.

Мнемотаблицы по развитию речи

Речь, как известно, почти полностью формируется к 5 годам. К этому возрасту малыш уже должен правильно произносить все звуки, грамотно строить фразы, обладать достаточным лексическим запасом, чтобы общаться с окружающими и понятно излагать свои мысли. Детская речь должна быть живой, эмоциональной и непосредственной.

Важно понимать, что такие умения не появляются сами по себе. Это результат долгой и кропотливой совместной работы детей, родителей, педиатров и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для развития речи они используют различные методические приемы, самым эффективным из которых является обучение говорению с опорой на мнемотехнические таблицы.

В младшей группе

Сюда относят детей 3–4 лет. Они уже имеют некоторый словарный запас: активный лексикон в норме составляет от 1500 до 2000 слов. Но физиологическое несовершенство речевого аппарата еще не позволяет малышам фонетически правильно произносить все звуки: особенно трудно даются сонорные (р, л) или шипящие (ш, ц или с). Дети переставляют слоги, допускают речевые и грамматические ошибки. Объединить несколько предложений в связный рассказ у них практически совсем не получается. Зато они обладают огромной тягой к речевому развитию, непрерывно повторяя за взрослым слоги и слова, впитывая новые знания, подобно губке. В этот момент важно не упустить время и начать заниматься с ребятами, используя специальные пособия – мнемоквадраты:


Соотнести в сознании детей изображение предмета с его символом специалисты рекомендуют при помощи игры «Найди пару».

В средней группе

У ребенка 4–5 лет заметно расширяется словарный запас: теперь в его арсенале около 3000 лексических единиц. Малыш понимает и может объяснить значение многих слов. У него формируются навыки связной речи. Теперь кроха не только пересказывает услышанное, но и высказывает свои мысли, рассуждения и возражения. Самое время – закреплять и развивать новые речевые умения, познакомив малыша с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом. С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз. При помощи этого пособия:

  • расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
  • облегчаем запоминание последовательности действий.
  • учим строить связные, грамотные предложения.

Например:

Машенька // взяла корзинку // и пошла в лес // за грибами.

Начать работу с мнемодорожкой нужно с рассматривания каждого отдельного изображения, входящего в её состав. Например:
Кто это?

Где живет мышка? (В норке).

Что любит кушать? (Сыр).

Кого боится? (Кошки).

После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.

В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки». Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой. Затем слово берут дети.

На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения. Например, как описать любимую игрушку, используя следующую мнемодорожку?

Дети должны уяснить, что каждому значку здесь соответствует отдельная категория описания:

  • как называется игрушка;
  • её цвет;
  • форма;
  • размер;
  • за что ты ее любишь?

Если малыш теряется и не может сразу подобрать нужные слова, даем дополнительную подсказку, «разложив» каждый знак на отдельные категории.

В итоге получится короткое описание: «Моя любимая игрушка – мяч. Он красный с синей полосой, круглой формы. Мячик маленький. С ним весело играть».

Если занятие происходит в ДОУ, то педагог должен помнить о том, что нужно уделить внимание каждому ребенку и дать ему возможность высказаться. Обязательно стоит похвалить малыша, даже если с первого раза не все получилось.

В старшей и подготовительной группе

У ребятишек 5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Кроха не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:

  • в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;
  • количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;
  • здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:


Раскрашивание отдельных элементов таблицы или участие в их составлении делает запоминание информации еще более эффективным, а мелкие движения кистями рук способствуют развитию речи.

Пересказываем сказки

В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:


Изображения главных героев и их действий служат прекрасной подсказкой. Остается только подобрать нужные слова и правильно сформулировать предложения – и ваш малыш превратится в профессионального сказочника.

Как научить детей составлять тексты по мнемотаблице

Начинать стоит с самых простых таблиц, состоящих из 4 (2х2) клеток, постепенно усложняя задачу и увеличивая количество строк. Опираясь на такую наглядность, дети сами смогут составить рассказ-описание. Обучение состоит из нескольких этапов:

  1. Сначала рассматриваем и подробно обсуждаем каждую картинку. Задаем детям наводящие вопросы, акцентирующие внимание на деталях: форме, размере, цвете и других характеристиках.
  2. «Перекодируем» информацию, зашифрованную в условных знаках. Всем детям должно быть понятно, о чем идет речь.
  3. Предлагаем составить фразы к каждому мнемоквадрату.
  4. Объединяем их в рассказ, произносим его вслух.
  5. Убираем таблицу и предлагаем детям воспроизвести ее графически по памяти.
  6. Теперь наступает очередь малышей изложить свой вариант рассказа.

Например, научить детей описывать любимое время года можно при помощи подобной таблицы:

  1. Начать стоит с подробного рассмотрения всех использованных изображений: «Что вы видите на картинках?»
  2. Второй шаг – раскодировка информации, скрытой в условных знаках: «О каком времени года идет речь? Правильно. Так что же может означать буква «В» в первом квадрате? А что за странные человечки изображены в конце таблицы? Да это же девочки в синих платьицах и мальчики в оранжевых брючках».
  3. Затем вместе с детьми составляем фразы к каждой картинке: «Наступила весна. Снег растаял, и появилась зеленая травка. Расцвели подснежники. Прилетели птицы. На деревьях распустились молоденькие листочки. Девочки и мальчики рады теплому солнышку». Взрослый произносит полную версию рассказа вслух, привязывая каждое предложение к картинке.
  4. Убираем таблицу и предлагаем детям восстановить ее по памяти.
  5. Следующий шаг – пробные рассказы сначала с опорой на наглядность, а затем без неё, по памяти.

Так постепенно таблицы становятся все больше, а тексты сложнее. Но какую бы тематику вы ни затронули, алгоритм обучения составлению рассказов останется неизменным.

Легкий прием разучивания стихотворений

Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Одни – без устали цитируют объемные произведения Чуковского и Барто. У других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам довольно легко – учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы:

  1. Для начала выразительно читаем произведение вслух.
  2. Затем второй раз, но уже акцентируя внимание малыша на опорную наглядность.
  3. Проверяем понимание смысла при помощи вопросов по содержанию стихотворения.
  4. Объясняем непонятные моменты.
  5. Читаем построчно, с опорой на мнемотаблицу. Ребенок тут же повторяет фразу, а затем весь текст целиком.

В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать так называемые стихи-болтушки: короткие и простые четверостишья, которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.

В такой таблице каждая строчка – отдельное предложение, завершенное по смыслу:

  • Я// рубашку// сшила// мишке.
  • Я// сошью ему// штанишки.
  • Надо// к ним карман// пришить,
  • И конфетку// положить.

Так скучное занятие превратится в забавное приключение, и ребенок без труда запомнит и расскажет любое стихотворение.

Как сделать пособие своими руками

Приемы мнемоники сегодня широко используются педагогами и родителями для развития памяти, речи, а также абстрактного и логического мышления детей во время занятий по математике и окружающему миру. Готовые таблицы, как средства популярной методики, можно без проблем купить в любом книжном магазине. Но если вы сделаете их своими руками и привлечете к творческому процессу детей, то эффективность развивающих занятий намного увеличится. Как же создать мнемотаблицу?


Картинки в таблице можно нарисовать от руки, распечатать на принтере или наклеить в форме коллажа. В любом случае взрослые должны проявить творческую фантазию, внимание и настойчивость, чтобы развить у дошкольников как можно больше навыков и умений, столь необходимых в период формирования речевых центров головного мозга.

Восприятие больших объемов информации требует использования специальных техник, адаптированных к возрасту и особенностям обучающихся. Для детей действенна и интуитивно понятна методика «Мнемотаблицы». Она представляет собой разновидность мнемотехники, то есть алгоритма для запоминания, основана на создании связей объект/образ и фиксации последовательностей. Широко используются мнемотаблицы для развития связной речи – значимой части дошкольного образования малышей.

Под этим термином понимают совокупность приемов, используемых на практике для лучшего восприятия информации. Большая часть методик основана на последовательности:

  • кодирование объекта как образ, при этом учитываются его значимые характеристики;
  • связывание образа (образов) в последовательность;
  • запоминание последовательности;
  • фиксация в памяти.

При этом используются приемы, основанные на задействовании зрительной или слуховой памяти, ассоциации, рифмизация, созвучие слов и прочее. Правильное использование мнемотехники позволяет запомнить большие объемы структурированной и неструктурированной информации (последовательностей чисел, иностранных слов, правил грамматики, других сложных для «укладывания в памяти» данных).

Основа мнемотехники – создание яркого образа, основанного на зрительных, слуховых, тактильных, запаховых ощущениях. Чем ярче образ, чем точнее и полнее его связь с объектом, тем проще запоминание.

Мнемотехники в приложении к детскому восприятию

Детское мышление более образно, чем у взрослого человека. Поэтому использование мнемотаблиц как средства развития связной речи, логического мышления и образования по дошкольной программе оправданно и эффективно.

Адаптация к детской психике производится по такому принципу:

  1. упрощение визуальной (звуковой, тактильной) информации соответственно возрасту и особенностям восприятия ребенка;
  2. шифровка (кодирование) данных в удобный для запоминания вид;
  3. многократное (при необходимости) проговаривание алгоритма действий до полного запоминания.

Мнемотаблицами «кодируются» рассказы и стихи, данные о свойствах предметов и живых существ, профессиях, процессов. Яркость образов и их соответствие визуальному восприятию дошкольника влияют на скорость и эффективность запоминания.

Методика помогает:

  • развить образное мышление;
  • обогатить словарный запас;
  • научить грамматически и логически правильно строить предложения;
  • освоить технику пересказов литературных произведений и обучающей информации;
  • облегчить разгадывание загадок и ребусов.

В каких случаях эффективно применение мнемотаблиц

Активное использования мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников успешно решает проблемы:

  • недостаточного словарного запаса, лингвистической и грамматической правильности речи. Сюда относятся неприемлемые для общения в дошкольных и школьных учреждениях жаргонизмы, использование смешанных языков (если малыш растет в двуязычной среде), нелитературные выражения, неверное построение предложений;
  • плохой дикции – заинтересованный благодаря интересной форме подачи, ребенок проговаривает информацию более старательно и четко. Это постепенно улучшает произношение слов и способствует выговариванию «глотаемых» звуков;
  • неумения логически обосновать свои выводы и утверждения. На основе визуального ряда малыш (при условии предварительной тренировки) может доказать правильность логической связи;
  • недостаточной культуры речи. Правильно построенные мнемонические таблицы облегчают запоминание таких моментов, как смена интонации, увеличение или уменьшение громкости голоса, ускорение или замедление темпа речи;
  • неумения различать формы диалога или монолога.

Методика работоспособна для изучения иностранных языков или разграничения речи двуязычных детей, успешно используется для подготовки к школе.

Работу с мнемоническими таблицами облегчает игровая подача материала – это вызывает у детей интерес и снижает страх перед отсутствием быстрых результатов.

Практическое применение мнемотехники в работе с дошкольниками

Используемые в дидактической работе материалы различают на визуальные и смешанные. Первый тип – серии иллюстраций разного уровня качества изображений (любительские, в том числе детские, профессиональные), связанные единой идеей. Второй – визуальная информация, дополненная тактильной (текстура изображений), звуковой (музыкальное или словесное сопровождение) и запаховой (использование ароматизаторов).

Стандартные мнемотаблицы являются визуальными. Описание разных типов и сравнительное удобство использования представлены в таблице.

Тип мнемонической элементов Особенности Сфера применения, образ для запоминания Пример
Квадрат Единичное изображение, цветное или черно-белое Единый факт/процесс/предмет, связь его с произносимой информацией Карточка с изображением птицы – произносится название
Дорожка Серия изображений (мнемонических квадратов), расположенных в ряд Последовательность признаков/действий/фактов Последовательное изображение сияющего солнца, капающей с сосульки воды, растаявшего снеговика: светит солнце, тает снег и лед, снеговик растаял
Таблица Серия изображений в несколько рядов Последовательность признаков/действий/фактов развернутая, описание объекта по нескольким признакам.

Формирование диалога или монолога (стиха, сказки, загадки, другого)

Серия картинок (девочка, мячик, река, слезы в первой строке таблицы, девочку гладят по голове, река, мячик вылетает из воды, девочка смеется) для запоминания стиха «Уронили в речку мяч»

Важно: для детей 2…5 лет оптимально использование цветных иллюстраций в стилизованном варианте (упрощенные, «детские» рисунки без детализации), школьникам 1…3 классов подходят цветные и черно-белые изображения с разной точностью прорисовки. Для подростков и взрослых людей эффективны черно-белые (чтобы не отвлекать внимание на цвет) рисунки с юмористическим подтекстом.

Комплексные мнемотаблицы представлены:

  • специальными развивающими плакатами и книгами (текстильными, лепными, отпечатанными на 3D-принтере);
  • наборами карточек с объемными изображениями;
  • компьютерными интерактивными программами со звуковыми эффектами.

Комплексные и визуальные мнемотаблицы не заменяют друг друга полностью, для обучения они используются в совокупности или поочередно.

Количество изображений в визуальном ряду зависит от возраста ребенка, сложности темы и логическому соответствию изобразительных образов кодируемой информации. Визуальный посыл должен быть понятен малышу, не содержать трудно запоминаемых деталей.

Навыки чтения формируются при наличии у ребенка интереса к подаваемой информации. Начало обучения возможно с использованием мнемотаблиц для развития связной речи по сказкам. При этом достигаются две цели: улучшение разговорных способностей и мотивация малыша на самостоятельное чтение.

Своеобразной мнемонической таблицей являются богато иллюстрированный сказки, где каждому фрагменту текста соответствует рисунок. Предпочтение отдают упрощенным для детского восприятия картинкам, выполненным в яркой и позитивной гамме цветов.

Навыки чтения с мнемоническими таблицами, запоминание стихов, изучение любой информации идет по общей схеме:

  • взрослый выразительно читает (проговаривает) звуковой ряд, указывая на сопутствующие иллюстрации;
  • вместе с дошкольником проводится разбор рисунков с привязкой к звуковому сопровождению;
  • воспитатель проговаривает (читает) снова, ребенок по мере произнесения текста указывает на картинки;
  • малыш сам проговаривает информацию, показывая соответствующие иллюстрации.

Таким образом удобно разгадывать загадки и ребусы – конечная часть текста (отгадка) не проговаривается, а показывается либо описывается иносказательно.

Как правильно подобрать мнемотаблицы для развития связной речи: картинки и текст

К иллюстративной и текстовой частям мнемонических таблиц предъявляются такие требования:

  1. иллюстрация должна описывать объект обобщенно, без ненужных подробностей. Пример: изображение мяча – цветное, с видимым объемом (реальным объемом в комплексных обучающих материалах), но швы и логотипы не показаны;
  2. свойства объекта должны быть раскрыты. Если речь идет о мяче, важно показать круглую форму, видимую упругость и гладкость, можно изобразить его подпрыгивающим или отскакивающим от пола/стены, продемонстрировать малый вес;
  3. идею изображения необходимо обсудить с детьми – если она им непонятна, важно пояснить сложные моменты, дать представление об объекте.

Интерактивные мнемонические таблицы расширяют возможности передачи свойств объекта. Пример: к начальному образу добавляются два-три других, из них необходимо выбрать правильный. Если параллельно идет озвучивание слов (текста), к визуальному запоминанию добавляется звуковое.

В качестве таких интерактивных таблиц используют караоке – дети быстро учатся соотносить текст (прочтенный, если уже умеют читать, или произнесенный ранее взрослым) с картинкой и звучанием музыки. Последовательная смена картинок способствует правильному запоминанию звукового ряда. На том же принципе основаны обучающие игры для малышей – здесь используются мнемодорожки и мнемотаблицы с количеством изображений от 2 до 10 (реже 10…20), звуковое сопровождение и повтор действий при ошибках до их исправления.

Дети, не посещающие дошкольные учебные заведения, нуждаются в развитии дома, силами родителей. Поскольку дидактические материалы трудно найти в открытом доступе (в печатном виде), имеет смысл скачать мнемотаблицы для развития связной речи, картинки распечатать или работать непосредственно с монитора. При втором варианте действий время работы ограничивают 30…40 минутами в день, для детей с плохим зрением – 15…20 минут. Оптимален вариант с распечаткой, это увеличивает допустимое время занятий и позволяет малышу самостоятельно рассматривать иллюстрации.

Работая с мнемоническими таблицами дома, важно учитывать:

  • занятия проводятся в игровой форме, без принуждения и с перерывами на другие виды деятельности;
  • взрослые тщательно проговаривают звуковую информацию, выделяя проблемные для сына или дочки звуки и сочетания звуков, сложные слова;
  • мнемотаблицы используют для изучения алфавита, цифр, счета, окружающего мира, социальных «ритуалов» (алгоритм ухода за собой – умывания, одевания, сервировки стола и прочее);
  • выполняемые дома упражнения дополняют занятиями во время прогулок – здесь мнемонические дорожки представляются в виде «наглядных пособий». Пример – вид кошки издалека, вид вблизи, поглаживание (для тактильного запоминания), узнавание образа по звуку (мяу, мур-мур, кис-кис).

Заключение

Использование мнемотаблиц для развития связной речи и учебы дошкольников дает позитивные результаты при планомерных и регулярных занятиях. Применение мнемотехник однократно или с большим интервалом неэффективно.

Важным условием развития дошкольников является связная речь. От уровня её сформированности зависит возможность ребёнка познавать окружающий мир. Но в речи дошкольников часто встречаются серьёзные пробелы. К ним можно отнести: маленький , ошибки в построении предложений, невыразительное чтение стихов и т. д., что в дальнейшем может сказаться на обучении в школе. Причинами таких проблем могут быть детей с родителями, неосведомлённость взрослых о правильном развитии связной речи ребёнка, скудный словарный запас самих родителей.

Если взрослые владеют выразительной речью, то и ребёнок говорит хорошо, не испытывает трудностей в общении. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными технологиями.

Что такое мнемотаблица

Мнемотаблицы ‒ эффективная технология формирования связной речи.

Вместе с классическими методиками развития речи в дошкольной практике активно используется мнемотехника.

Мнемотехника - это методы и приёмы, воздействующие на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Такая система основывается на создании определённых ассоциаций-образов, способствующих развитию памяти и связной речи, проявляющихся в высказываниях дошколят в виде описания, повествования и рассуждения.

Для детей это сложная речевая деятельность, поэтому приёмы работы должны быть доступны и понятны, вызывать у них интерес. Для этого взрослые сами должны хорошо владеть мнемотехникой, чтобы использовать её в развитии связной речи дошкольников.

Учитывая психологические особенности малышей: , непроизвольность процессов памяти и внимания, педагоги применяют для правильного построения речи у дошколят мнемотехнические приёмы. Важное место среди них занимают мнемотаблицы, или схемы с кодовой информацией. Так как в дошкольном возрасте ведущим пока остаётся наглядно-образное мышление, поэтому восприятие и переработка информации будет лучше всего строиться при опоре на зрительные образы.

Использование мнемотаблиц доступно не только педагогам, но и родителям. Все знают, что дошколята очень любят рисовать, и отображают в своих рисунках все предметы окружающего мира, явления природы, людей, которые рядом с ними, сюжеты любимых сказок и т. д. На этом детском стремлении к творчеству надо проводить работу по обучению детей мнемотаблицам, не забывая, что эта деятельность предполагает наличие определённого уровня мышления и творческих навыков ребёнка.

Начинать лучше всего с цветных таблиц, так как образы в сознании малышей строятся на конкретных свойствах предметов: если небо ‒ обязательно голубое, снег - белый, апельсин - оранжевый. Старшим дошкольникам, у которых уже , лучше перейти к черно-белой картинке, чтобы цвет не отвлекал ребёнка от схематичного изображения. Так дети обучаются понятию «закодировать слово». Родителей не должно это пугать, каждый в жизни сталкивается с кодированием информации: дорожные знаки, школьные ребусы, алгоритмы и т. д.

Как составить мнемотаблицу, работая с текстом

Мнемотаблица включает в себя широкий диапазон слов и словосочетаний, в ней можно зашифровать всё, но у детей работа с ней должна идти от простого к сложному. Поэтому дошкольники сначала усваивают понятие мнемоквадратов (рисунков-схем).

Первый этап - мнемоквадрат

В нём взрослый зашифровывает слово и показывает малышу рисунок-схему, заключённую в квадрат-окошко. Пример, слово «гроза» может представлять следующую схему:

В мнемоквадрате можно изображать любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тематика разная, это могут предметы, животные, их свойства и действия. Цель ‒ обучить малыша соотносить изображение-схему с предметом или действием и видеть взаимосвязь его с окружающим миром.

Детям нравится такое упражнение, и они с удовольствием кодируют разные слова, хорошо, если родители поощряют это.

Второй этап - мнемодорожки

После усвоения мнемоквадрата переходят к мнемодорожекам, т. е. нескольким «окошкам», в которых изображено словосочетание или предложение. Малыш сначала под руководством взрослого переходит от одного квадрата к следующему и при помощи нарисованных схем припоминает текст, в дальнейшем делает это самостоятельно.

Например, предложение, составленное вместе с малышом, «Кошка вытащила из корзинки клубок и играет с ним», может быть зашифровано следующим образом:

Родители, обучая ребёнка в домашних играх кодировать слова, решают сразу несколько задач:

  • развитие речи;
  • творческое самовыражение малыша;
  • самостоятельность в играх.

Третий этап - мнемотаблица

И как завершающий этап мнемотехнического приёма ‒ составление мнемотаблиц со схематичным изображением текста. Это может быть какое-либо произведение или рассказ, который придуман взрослым, главное, чтобы содержание было доступно ребёнку. В дальнейшем, так же, как и в работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любые тексты.

Вот как может выглядеть мнемотаблица, в которой схематически изображён составленный детьми рассказ.

«Наступила холодная зима. Выпало много снега. Ребята тепло оделись и пошли гулять. На улице они построили горку и катались на санках. Потом они слепили снеговика и поиграли в снежки. Весело гулять зимой! »

Из таких рассказов можно составлять целые циклы по временам года, и из нарисованных детьми картинок-схем изготавливать самодельные альбомы-книжки, которые дошкольники могут рассматривать и пересказывать произведения. Это отличный способ развития не только связной речи детей, но и творческого воображения, навыков рисования.

Более всего детям нравится зашифровывать сказки или веселые стишки. Главным изображением в мнемотаблицах должны быть персонажи и их действия, чтобы дошкольнику легче давался пересказ. Свойства предметов, зашифрованные в таблицах, будут доступны детям старшего возраста после специального обучения.

Родители, которые заинтересованы в том, чтобы помочь ребёнку овладеть богатством родного языка, могут принять активное участие в составлении такого рода таблиц.

Например, сказки о животных, предметах, с простым сюжетом, небольшим количеством персонажей и динамикой развития, могут легко кодироваться и стать для дошкольников игрой. Вот как может выглядеть сказка «Заюшкина избушка».

Подобным образом можно зашифровать любую сказку. Но родителям для таких занятий с ребёнком лучше не брать на первых порах объёмные по содержанию, обилию персонажей и многочисленным действиям сказки по типу «Царевна-лягушка», так как произвольность психических процессов у дошкольников ещё только формируется, и длительная по времени работа может погасить интерес ребёнка.

Наибольший эффект от действия мнемотаблицы достигается при работе над стихами и пересказами текстов, так как их использование в развитии речи решает многие задачи: облегчает ребёнку восприятие и усвоение текста, установление последовательности изложения содержания, и по плану-схеме его воспроизведение. Среди детских произведений можно подобрать стихи для разучивания с детьми и кодирования их в мнемотаблицах. Это могут быть как произведения классиков, А. Барто, В. Берестов, С. Маршак так и тексты современных авторов. Всё зависит от творческой направленности взрослых и детей, уровнем развития их связной речи.

Как при помощи мнемотаблиц работать над текстом

В настоящее время разработано много видов мнемотаблиц, которые педагоги берут за основу, формируя связную речь дошкольников при помощи литературных произведений или составленных рассказов. Чаще всего на занятиях по развитию речи пользуются готовыми дидактическими материалами к тем произведениям, которые предлагаются в перечне для каждой возрастной группы.

Родители, в домашней обстановке занимаясь с детьми, также могут пользоваться готовыми схемами, но лучше, если они в совместной деятельности со своим ребёнком сделают такие мнемотаблицы самостоятельно.

Главное понимать, что для малышей кодирование информации, т. е. переход от текста к картинке-схеме, а затем перекодирование, т. е. возвращение к тексту ‒ достаточно сложный процесс, поэтому не надо оставлять малыша наедине с трудным заданием, иначе у него потеряется интерес. Работа должна идти вместе со взрослым, на первых порах схема рассматривается и обсуждается совместно, только много позже малыш может выполнять её самостоятельно. Этот творческий процесс увлекателен для детей, поэтому взрослым при обучении связной речи можно опираться на эту особенность малышей и при помощи мнемотаблицы формировать связную речь.

При работе над текстом соблюдается алгоритм:

  1. Сначала взрослый читает текст и объясняет незнакомые слова, которые там встречаются. При чтении, если есть возможность, используются иллюстрации.
  2. Затем ведется беседа по содержанию. Вопросы к беседе подготавливаются заранее. Они должны быть доступны детям, в то же время заставлять задуматься дошкольника, искать ответ с опорой на свой небольшой опыт.
  3. Взрослый вновь читает текст и даёт установку на пересказ.
  4. Предлагается для рассматривания мнемотаблица. Происходит преобразование рисунков-схем в образы. После перекодировки детям предлагается с опорой на схему.

Родителям можно составлять мнемотаблицу вместе с малышом по ходу повторного чтения, а в дошкольном учреждении на начальном этапе схема составляется педагогом, а потом дети учатся работать самостоятельно.

Старшим дошкольникам, помимо уже предложенных форм работы по развитию связной речи, предлагается составление и отгадывание загадок, описательных рассказов, пересказ больших по объёму сказок и на их основе составление мнемотаблиц. Если родители учили ребёнка использовать мнемотаблицы, то у дошкольника не будет возникать трудностей, наоборот, он сам будет проявлять инициативу в составлении такого рода схем.

Родители должны помнить, что не только дошкольное учреждение заинтересовано в развитии речи детей. Домашние занятия вместе с родителями будут прекрасным дополнением к этому. Чем раньше начнется работа по развитию речи детей, тем успешнее будет ребёнок в школе.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:




Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.


Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук


Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.


1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Последовательность работы с мнемотаблицами:


Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.ассоциативное мышлениеповысить внимательность




Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.






Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.









Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.


Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.











У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Результаты.


Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.


Журналы ""Дошкольное воспитание"" 12 за 2000 г.; 3,10,12 за 2001 г.; 4,12 за 2002 г; 9 за Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, Тихомирова Л.Ф. ""Познавательные способности детей 5-7 лет"". М Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс Источники.