Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей. Повторное чтение и углубленный анализ басни. Пчёлка маленькая, да и та работает
БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Цели урока:
познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока:
Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные:
развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные:
умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные:
умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.
2. Актуализация знаний.
Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».
Что такое басня?
(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)
В басне есть нравоучение?
Как оно называется?
Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?
Чему учит нас каждая басня?
Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)
Что это за животные?
Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)
(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)
Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?
За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)
Какими эти персонажи могли быть в басне?
А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.
3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?
А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.
4. Физминутка
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело - ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.
5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.
1.Словарная работа.
Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
(на доске появляются слова, выражения)
Значение непонятных слов, выражений.
Вешние дни (иначе: весенние)
В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)
Удручена (огорчена, опечалена)
Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)
Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)
И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)
Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.
Запоминают значение слов и выражений.
2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)
Дети читают басню самостоятельно.
3.Углублённый анализ басни.
Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).
Учащиеся дают характеристику героям басни.
Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
Жалко ли вам Стрекозу?
Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.
Правильно ли поступил Муравей?
Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
Какова мораль басни?
Нужно не только веселиться, но и работать.
6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
7. Индивидуальная работа учащихся.
Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.
Упражнение «Соберите пословицы»
Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.
Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.
Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)
Делу - время, потехе - час.
Кто веселится весной, проплачет зимой.
Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.
Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?
8. Рефлексия. Итог урока:
Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный
9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)
Урок литературного чтения
Тема урока:
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока:
-Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».
-Формировать универсальные учебные действия.
- Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.
- Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.
- Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.
Ход урока.
- Организационный момент (психологический настрой).
Всем, всем! Добрый день!
Соберите в ладошки своё тепло Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом. (Дети берутся за руки).
В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.
Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться,тогда работа принесёт результат (плод).
- Постановка темы и целей.
Вступительное слово учителя
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.
Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.
б)
- - Предлагаю посмотреть инсценировку
(индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.
- – Сначала отгадайте главных героев.
Оцените, пожалуйста, работу артистов. в) - Определим тему и цели урока. (И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей») - Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)
Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).
План урока
Инсценирование -Не забывайтеоценивать работу на каждом этапе.
- Актуализация знаний.
- Что такое басня?
- В басне есть нравоучение?
Как оно называется?
Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
- Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?
- Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.
Учимся читать выразительно. Послушаем, как это делает профессиональный актёр.
б) Словарная работа У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.
Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал) В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава) лето красное - тёплое, красивое, солнечное оглянуться не успела - очень быстро до вешних дней - до весны голову вскружило - обо всём забыла помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена нужда - недостаток в необходимом
- Теперь всё понятно?
в) Выразительное чтение басни учащимися.
- Когда будем читать, обратите внимание на слова, которые помогут увидеть образ каждого героя, охарактеризовать его. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки.
При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.
- Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с
Физминутка Нёс однажды Муравей Две травинки для дверей. На полянке под кустом Муравьишка строит дом. Лишь снежок запорошит Стрекоза к нему спешит.
- Ты, кума, не торопись,
д)
Парная работа. Определите черты характера главных героев.
Стрекоза Муравей
(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)
е)
Групповая работа.
Работа с пословицами.
- Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.
5. Исследовательская работа (в группах). Сравнить с басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей»
Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».
- Чем похожи эти басни?
Чем они отличаются?
6. Творческая работа
- Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?
Придумай другое окончание басни.
- Чему был посвящён наш урок?
Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)
Какие недостатки людей здесь высмеиваются?
Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?
Как вы понимаете эти строки?
- -За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты можешь похвалить одноклассников?
-За что ты можешь похвалить учителя?
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.
- Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?
9. Домашнее задание (по выбору).
- Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.
Проиллюстрировать произведение.
3 . Предлагаю провести исследование.
Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова. Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, - я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».- В каких словах басни заключается мораль?
- Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.
Тема урока : Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Метапредметные
Познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
Регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья учебник Л.А. Ефросининой, “Литературное чтение” 4 класс, 1 часть, .
Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».
Ход урока.
1.Этап актуализации знаний:
А)Знакомство с темой урока.
Посмотрите иллюстрации на доске. (слайд)
Чему посвящен сегодня урок? (басням)
Почему вы так думаете? (сцены из басен)
Какие это басни?
На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (слайд )
Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни - «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».
Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).
О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)
В) повторение знаний об особенностях басен.
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:
Краткая форма повествования,
Действующие лица – животные, но подразумеваются люди,
Высмеивает пороки людей (ирония),
Есть мораль,
Повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.
Вывод с доски : (на слайде )
Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,
где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,
высмеиваются их пороки,
В басне обязательно есть мораль,
которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.
Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.
2.Речевая разминка:
А) Речевые упражнения (текст на слайде)
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.
Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)
3.Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:
Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
А) Создание «Дерева предсказаний»
Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд )
Появляются на дереве слова
- о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
- о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
Б) Первичное восприятие текста Слушание басни в аудиозаписи.
В) Формулирование проблемы.
Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
Вопрос урока : Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» (на слайде )
Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):
Исследование будем проводить, работая в группах.
Физминутка.
4.Этап открытия нового знания:
1 часть работы: Деление детей на 5 групп (распределение по группам привычное по 2 парты) и повторение правил групповой работы.
Работа будет оцениваться по следующим критериям: (на слайде )
- Как группа распределила работу между собой?
- Внимательны или отвлекаются участники группы?
- Сколько заданий выполнили за урок?
- Как организовано взаимодействие в группе?
- Качество презентации итогов работы?
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
- хорошо (красный жетон)
- есть недочёты (желтый жетон)
- плохо (синий жетон)
чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.
Вспомним правила работы в группе: (на слайде )
- Работай дружно.
- Спокойно высказывай своё мнение.
- Уважай мнение другого.
- Терпеливо выслушивай мысли других.
- Вместе находи правильное решение.
- Капитан определяет выступающего.
2 часть работы: самостоятельная работа в группах.
По пунктам плана памятки по работе с басней.
3 часть работы: оформление презентационного листа.
Группа получает лист для записи ответов на вопросы.
(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)
5.Этап применения нового знания:
Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по - очереди.
А) Беседа – анализ текста
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске ):
Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения)
4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
9. Настали ли нужда и голод для Муравья?
10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?
12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
13. Можно ли его назвать жадным?
14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
15. Как вы относитесь к Стрекозе?
16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
20. Как вы их понимаете?
21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).
6.Рефлексия. Итог урока:
А) Вывод по проблеме :
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
Б) Самооценка
У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.
Если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;
Если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик;
Если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.
Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.
В) Оценивание работы на уроке.
Группа оценивается по количеству жетонов, пазлов, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.
Г) Домашнее задание.(по желанию)
- Выразительное чтение басни по ролям.
- Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
- Чтение басни наизусть
БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».
Цели урока:
познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока:
Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные:
развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные:
умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные:
умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.Оборудование:
портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.
2. Актуализация знаний.
Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».
Что такое басня?
(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)
В басне есть нравоучение?
Как оно называется?
Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)
Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?
Чему учит нас каждая басня?
Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)
Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)
Что это за животные?
Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)
(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)
Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).
А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)
Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?
За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)
Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.
Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)
Какими эти персонажи могли быть в басне?
А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.
3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?
А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.
4. Физминутка
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело - ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.
5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.
1.Словарная работа.
Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
(на доске появляются слова, выражения)
Значение непонятных слов, выражений.
Вешние дни (иначе: весенние)
В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)
Удручена (огорчена, опечалена)
Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)
Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)
И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)
Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.
Запоминают значение слов и выражений.
2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)
Дети читают басню самостоятельно.
3.Углублённый анализ басни.
Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).
Учащиеся дают характеристику героям басни.
Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
Жалко ли вам Стрекозу?
Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.
Правильно ли поступил Муравей?
Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?
Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»
Какова мораль басни?
Нужно не только веселиться, но и работать.
6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
7. Индивидуальная работа учащихся.
Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.
Упражнение «Соберите пословицы»
Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.
Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.
Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)
Делу - время, потехе - час.
Кто веселится весной, проплачет зимой.
Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.
Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?
8. Рефлексия. Итог урока:
Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный
9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)
Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей ».
Цели : Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».
Задачи :
Развивающие:
Развивать умение детей выразительно и ясно излагать свои мысли, умение поддерживать беседу. Развивать познавательный интерес к научному познанию космического пространства, творческое мышление и воображение, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношение в общении друг с другом, а в играх ловкость, быстроту, находчивость, самостоятельность, развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.
Предварительная работа : знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями.
Оборудование : мнемо – таблица, презентация по теме.
Слово воспитателя : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам прочитаю перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России! Меня зовут Джейк. Я живу в жаркой стране под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И.А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня. Может быть вы мне поможете?»
Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.
Воспитатель раздает мнемо-таблицы к басне.
Презентация «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».-
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Беседа по басне:
- С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
- Почему муравей отказал в помощи?
- Чем занималась стрекоза все лето?
- Чем занимался муравей?
- Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?
Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:
«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. »
Заучивание басни с помощью мнемо- таблицы.
Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Семь раз отмерь - один раз отрежь.
- Труд кормит, а лень портит.
Обсуждение ответов.
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать следующие загадки.
- Не хочу читать, писать,
Папе с мамой помогать…
Поработай моя тень
Самому мне что то….(лень).
- Кому не скучно никогда?
Работа, труд его боится.
Он мастер дел и всеми любимый
Человек ….(трудолюбивый).
Хоровое чтение басни с помощью мнемо- таблицы.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». А теперь давайте, ответим на вопрос африканца Джейка: чему учит нас эта басня?
Обсуждение ответов.
Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка занятия.
Знакомство с басней Крылова « Стрекоза и муравей ».
Цели : Продолжать знакомство с баснями И.А.Крылова; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».
Задачи : развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей; прививать такие качества, как трудолюбие и усердие.
Предварительная работа : знакомство с творчеством И.А. Крылова, с его баснями.
Оборудование : мнемо – таблица, презентация по теме.
Слово воспитателя : Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от одного мальчика, который живет в жаркой Африке. Сейчас я вам прочитаю перевод этого письма: «Здравствуйте ребята далекой России! Меня зовут Джейк. Я живу в жаркой стране под названием Африка. Я очень интересуюсь баснями русского писателя И.А. Крылова. Особенно мне понравилась его басня «Стрекоза и муравей». Но я так и не понял, чему учит нас эта басня. Может быть вы мне поможете?»
Ребята, чтобы ответить на его вопрос давайте мы сегодня познакомимся с басней «Стрекоза и муравей».Со многими баснями Крылова мы с вами знакомились. И с баней, которая пробудила любопытство и интерес иностранного мальчика, мы познакомимся сейчас.
Воспитатель раздает мнемо-таблицы к басне.
Презентация «Стрекоза и муравей». Чтение басни воспитателем.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».-
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Беседа по басне:
- С какой просьбой стрекоза пришла к муравью?
- Почему муравей отказал в помощи?
- Чем занималась стрекоза все лето?
- Чем занимался муравей?
- Чему учит нас басня? О чем говорит нам мораль басни?
Физминутка «Муравьи и стрекозы». По команде воспитателя дети выполняют действия:
«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил. »
Заучивание басни с помощью мнемо- таблицы.
Воспитатель: ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Семь раз отмерь - один раз отрежь.
- Труд кормит, а лень портит.
Обсуждение ответов.
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать следующие загадки.
- Не хочу читать, писать,
Папе с мамой помогать…
Поработай моя тень
Самому мне что то….(лень).
- Кому не скучно никогда?
Работа, труд его боится.
Он мастер дел и всеми любимый
Человек ….(трудолюбивый).
Хоровое чтение басни с помощью мнемо- таблицы.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вот мы познакомились с басней Крылова «Стрекоза и муравей». А теперь давайте, ответим на вопрос африканца Джейка: чему учит нас эта басня?
Обсуждение ответов.
Воспитатель: «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».