Подробный анализ стихотворения Брюсова «Творчество. «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова. Анализ стихотворения В.Я Брюсова «Вечер после дождя»

Сочинение

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму — посвящения.

Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В. А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.

Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику — будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.

Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее — вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно — сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.

Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.

В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».

Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется — взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.

Таким образом, данное стихотворение — это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

Поэзия В. Я. Брюсова.

Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве одного из главных представителей русского символизма, «старшего» символиста, московского символиста В. Я. Брюсова. Раскроем его жизненный и творческий пути, выявим главный смысл его творчества, проанализируем его стихотворения и выполним самостоятельную работу по анализу поэтического текста.

I. Жизнь и творчество поэта.

Издавал журнал «Весы». Благодаря своей всесторонней деятельности стал «живым классиком».

«О закрой свои бледные ноги». Шокировало публику.

Отличает это знаменитое однострочное стихотворение бледность и странность.

В. Розанов написал про этот стих целую статью.

В. Соловьёв написал, что стихотворение надо продолжить.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.
Родился 1 декабря (13 – го – по настоящему стилю) в Москве в зажиточной купеческой семье. Внук купца, который сделал себе головокружительную карьеру. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н. Некрасов.

Этапы творчества Брюсова:

I этап – 1890 – е гг.

Стремление любой ценой произвести впечатление на публику, к эпатажу.

«Ювенилий».

«Шедевры» (1894).

«Это я» (1897). Характерно стремление к необычности, неожиданности.

«Ночью» (1895).

«Юному поэту» (1896). Довольно неожиданный взгляд на себя. Брюсов пишет про себя поэтическое завещание.

В данном стихотворении он даёт советы. 1-ый совет: жить будущим; 2-ой совет: любить себя; 3 – ий совет: поклоняться искусству.

«Творчество». Ничего не понятно. Магический ритм стихотворения завораживает.

Поэт в представлении Брюсова – это медиум.

Его задача только зафиксировать, записать.

Перед читателем процесс возникновения нового мира.

В 1894 – 1895 гг. издаёт три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов.



В 1894 – 1897 гг. Брюсова цитировали в отдалённых уголках России.

II этап – 1900 – 1907 гг. В. Я. Брюсов пишет самые знаменитые стихотворения. Период расцвета творчества Брюсова.

«Tertia Vigilia» - «Третья стража» (1900).

Urbi et Orbi» - «Городу и миру» (1903). После выхода данного сборника признанный вождь русского символизма. Пользуется авторитетом – как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи. Его репутация – строгий «мэтр», «маг», «жрец» культуры.

«Stephanos» - «Венок» (1905).

Пересматривает отношение к поэтическому сборнику. Предлагает назвать поэтический сборник как «роман в стихах».

Поэт придумал и реализовал теоретическую программу. На практике данную программу, идею реализовал А. А. Блок.

Главные темы творчества Брюсова:

1) Тема города (urbus). Например, город Рим. Город у Брюсова – центр внимания, центр мира. В XIX в. лирика ассоциировалась как прогулка на природе. Брюсов – поэт цивилизации. Город – символ – расцвет человечества. Ориентировался на европейскую традицию, в частности, на Верхарна (бельгийский поэт-символист, которого переводил Брюсов). Появляется феномен городской культуры. Город у Брюсова амбивалентен – символ у города имеет два противоположных смысла: символ человеческого могущества и символ рабства. Город – это свидетельство власти человека над природой. У города свой собственный ритм. В городе встают по будильнику и гудку из фабрик. Город – символ жизни, где человек не зависит от природы, от так называемых богов.

«Слава толпе» (1904), «Конь блед» (1903).

Город предстаёт и в негативном ключе. Поэт отсылает к средневековью. Город – это ловушка, отделённая от природы. Город – это тюрьма, которую человек сам себе построил и в которую сам себя посадил. Город подчиняется «железкам», то есть машинам. Машины управляют человеческой жизнью.

Преобладает двойственность в изображении города. Брюсов использует слова, которые вступают в противоречие: «Самодержавные колонники».

Город у Брюсова – собирательный образ, в котором присутствуют черты, как Древнего Рима, так и Петербурга, Москвы.

2) Тема любви. А. Белый: «Поэт страсти».

Тёмная непреодолимая сила, которая захватывает человека и подчиняет его себе. Страсть, роковая буря. Любовь – это телесное влечение, телесная связь.

«Любовь» (1900). Образ амбивалентен. Любовь приобщает человека к таинственным высотам мироздания. Тёмная сила и в то же время сила высокая.

«Антоний» (1905).

«В Дамаск» (1903).

В творчестве В. Я. Брюсова преобладает мистическая эротика, которая была характерна для писателей в то время.

Способ духовного отображения, и место, где происходит любовь – это храм.

3) Тема революции. Выступал против партии большевиков и Ленина. В. И. Ленин написал статью «Партийная организация и партийная литература», в которой настаивал на том, что всякий человек должен быть членом партии. Литература должна выполнять функции исключительно государственные. Против этого выступал Брюсов в своей статье «Свобода слова». Идеи большевиков свободный поэт разделял так же, как и идеи царские. Для Брюсова революция – это преображение духовное, а полноценное по необходимости. С одной стороны, Брюсов поёт гимны революции, но с другой стороны, он описывает революцию как разрушительную силу. Сравнивает с гуннами – европейские средневековые племена, разрушившие Западно – римскую империю.

«Грядущие гунны» (1905). Лирический герой приветствует и одновременно относится к ним враждебно. Лирический герой Брюсова приветствует разрушительную силу революции. В стихотворении выступают варвары, дикари, невинные дети, которые оживят человечество.

Лирический герой рассматривает себя как «перегной», из которого вырастет новая цивилизация.

III этап – 1908 – 1917 гг. Поэт переживает тяжёлый творческий кризис.

В 1908 году вышел в свет роман «Огненный ангел», в котором нашли отражения сложные личные отношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской.

IV этап. 1917 – 1924 гг.

Некоторое оживление, которое приносит революция 1917 г.

После Октябрьской революции Брюсов, вступив в партию, становится литературным чиновником: заведует различными отделами при Наркомпросе, организует Высший литературно-художественный институт. Ректор Литературного института, профессор МГУ, член Моссовета. Участвовал в подготовке первого издания Большой Советской Энциклопедии. Научная поэзия. Пытался соединить поэзию и науку: «Мир электрона и n-измерений». Скончался поэт от воспаления лёгких.

II. Анализ стихотворений.

«Юному поэту» (1896).

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Каково искусство по Брюсову?

Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно».

«Кинжал» (1903).

Иль никогда на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок... М. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,Как и в былые дни, отточенный и острый.Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,И песня с бурей вечно сестры. Когда не видел я ни дерзости, ни сил,Когда все под ярмом клонили молча выи,Я уходил в страну молчанья и могил,В века, загадочно былые. Как ненавидел я всей этой жизни строй,Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,Не веря в робкие призывы. Но чуть заслышал я заветный зов трубы,Едва раскинулись огнистые знамена,Я - отзыв вам кричу, я - песенник борьбы,Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,Как прежде, пробежал по этой верной стали,И снова я с людьми, - затем, что я поэт.Затем, что молнии сверкали. Что в этом стихотворении раскрывает В. Я. Брюсов. - Это стихотворение представляет собой декларацию, которая раскрывает понимание поэтом сути и задач поэзии.- Что вы можете сказать об образе лирического героя?- И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят к образу лермонтовского лирического героя.- Лирический герой Брюсова – тоже горд, силён, уверен в себе: «Я - песенник борьбы, / Я вторю грому с небосклона»). - Брюсов – поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. - Какую мысль, тезис логично развивает стихотворение?- «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». - Что объясняют вторая и третья строфы стихотворения?- Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику.- Что противопоставляет герой мещанской покорности? - Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,Как прежде, пробежал по этой верной стали,И снова я с людьми, - затем, что я поэт.Затем, что молнии сверкали.

Что вы можете сказать о лексике стихотворения?

Лексика – возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая.

Чему соответствует лексика стихотворения?

Соответствует высокому настрою стихотворения.

К чему приближают интонации и синтаксические конструкции «Кинжала»?

Интонации и синтаксические конструкции «Кинжала» приближают его к высокой ораторской речи.

Хорошо! Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны и для творчества Брюсова в целом.

В современной ему жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.

III. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения.

Дать целостный анализ стихотворения на выбор. В качестве примеров можно взять «Любовь» и «Антоний».

Любовь.

Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
«Мы встретимся... До нового свиданья...»
То был обман. И знали мы с тобой,

что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса
Над морем крики чаек раздавались.

Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
Мелькал корабль, с зарею уплывавший
средь нежных, изумрудно-пенных волн,
как лебедь белый, крылья распластавший.

И вот его в безбрежность унесло.
На фоне неба бледно-золотистом
вдруг облако туманное взошло
и запылало ярким аметистом.

Антоний.

Ты на закатном небосклонеБылых, торжественных времен,Как исполин стоишь, Антоний,Как яркий, незабвенный сон. Боролись за народ трибуныИ императоры - за власть,Но ты, прекрасный, вечно юный,Один алтарь поставил - страсть! Победный лавр, и скиптр вселенной,И ратей пролитую кровьТы бросил на весы, надменный,-И перевесила любовь! Когда вершились судьбы мираСреди вспененных боем струй,-Венец и пурпур триумвираТы променял на поцелуй. Когда одна черта делилаВ веках величье и позор,-Ты повернул свое кормило,Чтоб раз взглянуть в желанный взор. Как нимб, Любовь, твое сияньеНад всеми, кто погиб, любя!Блажен, кто ведал посмеянье,И стыд, и гибель- за тебя! О, дай мне жребий тот же вынуть,И в час, когда не кончен бой,Как беглецу, корабль свой кинутьВслед за египетской кормой!

IV. План анализа стихотворения.

2. История создания стихотворения, когда написано, по какому поводу, кому посвящено.

3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста:

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи, т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

5. Ритм стиха, стихотворный размер.

6. Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

V. Домашнее задание.

Доделать дома анализ стихотворения. Подготовить сообщение по творчеству таких писателей, как Андрей Белый и Константин Бальмонт.

Стихотворение В.Я. Брюсова «В будущем», одно из красивейших и душевных стихотворений поэта. Оно не самое известное среди читателей, но его душевность, лиричность просто околдовывают.

Стихотворение небольшое, состоит из трех строф. В каждой строфе по четыре строки. Используется перекрестная рифма.

Сразу же, с первой строки, в первой строфе звучит романтическое настроение поэта.

Слова «аромате азалий» создают своеобразную, тихую музыку стиха. Эта музыка слышна поэту, он пишет об этом во второй строчке. Поэт слышит музыку в полудреме, не навязчиво. Это не настоящие звуки, это звуки поэзии, задумчивости. В них слышна грусть, легкая, как дыхание, как дуновение души. Об этом звучат третья и четвертая строки.

Читая вторую строфу, представляется, что взор поэта устремлен в небо. В необъятной дали высот есть планета, где томится она.… Об этом рассказывает нам первая и вторая строка, второй строфы. Поэт мечтает, он представляет себе её, он надеется. Кажется, что вместе с взглядом туда, в небо, улетает душа. Поэт как будто соприкасается с такой же одинокой и грустной душой. Третья и четвертая строка наполнена этим движением, этой надеждой.

В первой строке, третьей строфы поэт утверждает, что он услышал родные звуки чужой души, он соприкоснулся с этими звуками, он услышал в них свою музыку. Вторая строчка подтверждает, он слышит действительно родные поэту звуки, родное томленье. Соприкасаясь даже не взглядами, а скорее мыслью, где то там, в пространстве, найдя и ощутив родство, поэт говорит о миге счастья, миге единства. Это третья и четвертая строки, они завершают стихотворение.

Прочитав стихотворение В.Я. Брюсова «В будущем», долго еще слышишь лирическую песню души великого поэта.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Созданное в 1895 году В.Я. Брюсовым стихотворение «Творчество» было единственным произведением, где он достиг идеального воплощения теории символизма. Сам Брюсов в письме к П.П. Первову выразил полнейший восторг по поводу своего же собственного стихотворения:

«…Дал я… два Ultra символических стихотворения»…

Но я не могу понять, почему он назвал его «ультрасимволическим »?
Ведь по теории символизма стихотворение должно содержать хотя бы зачаток мысли, а «Творчество» целиком состоит из одних повторов, чувств, эмоций. В нем нет даже намека на логические явления. Оно не вызвало у меня никакого настроения, ни определенного чувства, но привлекло, заворожило несоотносимостью словосочетаний. Например, словосочетание «звонко-звучная тишина » меня с самого начала чем-то заворожило.

Тишина – это ведь, когда нигде не слышится ни звука, ни шороха, а тут она становится «звонко-звучной». И, ввиду заинтересованности в дальнейшем развитии стихотворения, я продолжала чтение и, что же увидела: «Выходит месяц…при… луне ». Конечно, это противоречит логике и естественному ходу событий, но именно благодаря этим антитезам автор привлекает все наше внимание.

Читая стихотворение, я видела комнату с большим чуть растворенным окном, из которого чуть веял легкий весенний ветерок. Около окна дома растет дерево, которое легонько постукивает своими ветками по стеклу.

Каждое шорох, происходящий в стихотворении, мы слышим благодаря звучной аллитерации:

…Зв онко-зву чная тиш ина…
…С лов но лопаст и л ат аний.

Может антитезу «Звонко-звучная тишина » можно объяснить тем, что посвистывание ветра, проникшего в комнату, и стук веток по стеклу – это тоже звук. А в тишине даже такие незначительные звуки кажутся громкими.
С помощью ассонанса я почувствовала слегка уловимый аромат. Нет, это не духи, это что-то другое, что-то более легкое, неуловимое… Может аромат цветов, свежих дров, лежащих у камина или печки.

Тайна со зда нны х со зда ний
С ла ско й ла стя тся ко мне .

А из окна виднеется растущая луна. Почему именно растущая? Для меня она олицетворяет зарождение чего-то нового и надежду на лучшее будущее… Свет от луны льется в комнату и оставляет на кафеле камина или печке («эмалевой стене ») тени от веток дерева («лопасти латаний »).

В стихотворении преобладают существительные, что, по-моему, говорит о том, что Брюсов хотел показать не действие, происходящее в данный момент, а вещи, свои ощущения от окружающей действительности. Хотел показать, что ночь завораживает, что даже взрослый человек умеет мечтать.

Все в стихотворении символично, даже цвета, используемые автором. Например, лазоревый (красный), фиолетовый – насыщенные, яркие оттенки, которые надолго остаются в памяти читающего. А, как мы помним, это одно из главных требований для символического произведения – запоминаемость образов.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительно-выразительные средства – тропы.

Понять и прочувствовать содержание помогают эпитеты: несозданные создания, фиолетовые руки, прозрачные киоски, лазоревая луна, месяц обнаженный .

Тень…, словно лопасти латаний
Киоски…, словно блестки.

Чтобы придать стихотворению наибольшую выразительность, легкость, мелодичность, Брюсов использует перекрестную рифму.

Тень несозданных созда´ний
Колыхается во сне´
Словно лопасти лата´ний
На эмалевой стене´

Многоточие, использованное в стихотворении, дает нам время, шанс увидеть то, как луна восходит на небосклон.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…

У этого стихотворения есть одна особенность, характерная только для творчества Брюсова, в нем последняя строка становится второй в следующей строфе. Кроме того в нем использованы слова: «тень», «тайна», «тишина», «сон», «ночь», которые свойственны лексике символистов. Но, по-моему, чувствуется явный перебор. Может, поэтому Брюсов назвал стихотворение «Творчество» двойным Ultra символическим произведением.

Валерий Яковлевич Брюсов - интереснейшая личность в литературе конца XIX - начала XX века. Прежде всего, Брюсов выделяется своей богатой культурой, обширнейшими знаниями, многогранностью интересов. "Если бы мне иметь сто жизней, - восклицал Брюсов, - они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня!"

Поэт, прозаик, драматург, литературовед, редактор, историк, филолог, лингвист, он до конца жизни занимался и математикой, и философией, интересовался достижениями науки. Брюсов с юных лет увлекался идеей покорения космоса:

Верю, дерзкий, ты поставишь

Над землей ряды ветрил,

Ты по прихоти направишь

Бег в пространстве меж светил.

("Хвала человеку")

Брюсов знал более 20 языков и был талантливым переводчиком, пропагандируя лучшие произведения мировой литературы. Вся Европа от Дублина до Еревана, от Стокгольма до Рима, от Рижского взморья до Пиренейского полуострова, от Исландии до России была воспета им:

Европа старая, вместившая так много

Разнообразия, величий, красоты!

Храм множества богов, храм нынешнего Бога,

Пока Земля жива, нет, не исчезнешь ты.

Свою литературную деятельность Брюсов начал как последователь русского символизма. Русский символизм был прочно связан в читательском представлении с туманностью чувств, красок, с мистицизмом. У Брюсова можно встретить немало стихов, где поэтизируется человека в людском море. Но все же Брюсова свойственна четкая картинность, живописность в передаче жизненных впечатлений и исторических образов.

Стремясь возродить культуру стиха, в значительной мере утраченную, он счел необходимым обратиться к мифологическим мотивам и историческим сюжетам. И он начал работу по воссозданию образов людей, суще ствующих в действительности, и образов, сохранившихся лишь в преданиях и легендах.

В стихах Брюсова постоянны персонажи греческих мифов. Имена Дедала и Икара, Деметры, Афродиты, Зевса, Ариадны, Одиссея и других богов и героев античности составляют своеобразный "пантеон" брюсовской поэзии. Но иногда, сохраняя в целом художественную символику, поэт по-своему изменяет образ, углубляет его психологически.

В этом отношении показательно стихотворение "Клитемнестра". В греческих мифах Клитемнестра предстает как убийца мужа, мстящая ему за то, что он принес в жертву богам свою дочь Ифигению. Эта жертва была нужна, чтобы греческие корабли, идущие на Трою, сопровождал попутный ветер. Однако по трактовке Брюсова, Клитемнестра одержима не столько жаждой мщения за дочь. Она питает жгучую зависть к своей сестре Елене, послужившей причиной раздора между троянцами и ахейцами. Стихотворение имеет форму монолога Клитемнестры:

Сестра - царит в надменной Трое,

Сестре - немолчный гимн времен,

И славный будет славен вдвое,

Когда он за сестру сражен.

Однако, к мифологии в стихотворениях Брюсова никогда не было самоцелью. Это связывалось с его идейно-эстетическими воззрениями. Символика исторического мифа служит, по его мнению, разгадкой "человеческой природы и деяний человека"1. Так, имя киевского князя Святослава берется поэтом на вооружение в стихотворении, посвященном первой мировой войне. Историческая аналогия основывается на событиях 971 года, когда произошло сражение русов с греками, военные силы которых намного превосходили русское войско. Характерно поэтическое переложение речи Святослава из "Повести временных лет":

Так дружине сказал Святослав:

"Видно, день - биться боем последним!

Пусть враги нас порубят, побьют,

Пусть обратно добычу отымут,

Но певцы про нас славу споют,

Ибо мертвые сраму не имут!"

Исторические мотивы и сюжеты стихотворений Брюсова имеют одну характепную черту: посредством них устанавливается связь во времени. Брюсов утверждает непреходящую ценность подвигов предков. Он также воспевает вечно живые сокровищницы древности, которые вошли в арсенал национального искусства. Одно из стихотворений посвящается неизвестному автору "Слова о полку Игореве" и носит название "Певцу "Слова":

Стародавней Ярославне тихий ропот струн.

Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.

Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто, "Слово" спел,

Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?

Или русских женщин лики все в тебе слиты?

Ты - Наташа, ты - и Лиза; и Татьяна -ты!

Валерий Брюсов привлек к себе внимание сборником стихов "Шедевры". Этот сборник отличает лирический субъективизм поэта-символиста. Автор воспевает "блаженные миги", "сладострастные тени". Фантазия автора выражена романтично:

Моя любовь - палящий полдень Явы,

Как сон разлит смертельный аромат,

Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат,

Здесь по стволам свиваются удавы.

("Предчувствие")

Стихи первых сборников ошеломляли своей необычностью, дразнили воображение непривычными образами и даже пугали читателя. За всеми этими внешними эффектами было неприятие мира унылого бытия, мещанского благополучия, вялого либерализма.

В конце 90-х годов происходят значительные перемены в модернистских течениях литературы. В 1899 году вышел первый номер журнала “Мир искусства”, в 1901 году в Москве возникает издательство “Скорпион”. Вокруг этого издательства сгруппировались литераторы, тяготеющие к “новой поэзии”. Одной из первых книг, выпущенных “Скорпионом”, стал сборник Брюсова “Третья стража”.

Древняя Ассирия, Двуречье, Египет, Греция, Рим, средневековье, наполеоновская эпопея проходят перед глазами читателя. Героями Брюсова движет или личная жажда познания, или страсть к власти. Никому их них не свойственно чувство служения людям. Но сила их характера поднимает их над заурядностью. Поэтому критиковал поэта за холодность его красок, музейную глянцевитость его героев.

Многие стихи Брюсова посвящены урбанистической теме: городской жизни, городскому пейзажу. Часто он любуется городом, но это не заглушает для него диссонансов жизни. Город подчиняет себе человека, подавляет его, делает беззащитным и слабым. Его начинает преследовать видение мертвого города, конца света, обреченности жизни.

В воображении поэта возникает “близ яркой звезды умирающий мир”. Речь идет, разумеется, о земной цивилизации. “Унылый и усталый” мир близится к концу, стоит на роковой черте, за которой - неизвестность. Поэт улавливает как бы подземный гул. Грозы еще нет, но уже есть ее предощущение.

В мире широком, в море шумящем

Мы - гребень встающей волны.

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

В период первой мировой войны Брюсов пишет о судьбах России, о ее роли в истории Европы. Стихотворение "Старый вопрос" проникнуто чувством патриотизма. Поэт говорит не от имени правящих классов, а как народный трибун:

Но Рок подымает вопрос:

Мы кто в этой старой Европе?

Случайные гости? орда,

Пришедшая с Камы и Оби,

Что яростью дышит всегда,

Все губит в бессмысленной злобе?

Далее автор вспоминает самую тяжелую эпоху в жизни России, когда татаро-монгольское войско в своем движении на запад было остановлено сопротивлением русских дружин. Народ выступает как носитель передовой общественной мысли, давшей человечеству великих художников слова:

Иль мы - тот народ-часовой,

Сдержавший напоры монголов,

Стоявший один под грозой

В века испытаний тяжелых?

Иль мы - тот народ, кто обрел

Двух сфинксов на отмели невской,

Кто миру титанов привел,

Как Пушкин, Толстой, Достоевский?

Общественный темперамент Брюсова разворачивается в полную силу после Октябрьской революции. Когда значительная часть интеллигенции отшатнулась от большевиков, Брюсов встал на сторону революции. Он становится активным строителем новой жизни, ведет большую работу по организации издательского дела, подготовке литературных кадров, налаживанию литературной жизни в молодой Советской стране.

Брюсов продолжает писать стихи на исторические темы, сравнивая происходящее с переломными моментами жизни России:

Но вслушайся: в гуле орудий,

Под проклятья, под вопли, под гром,

Не дружно ли, общей грудью,

Мы новые гимны поем?

("Третья осень")

Конечно, революционные преобразования неоднозначно отражались в поэзии Брюсова. Но вера в светлое будущее России звучала ясно:

Эй, ветер, ветер! Поведай,

Что в распрях, в тоске, в нищете

Идет к заповедным победам

Вся Россия, верна мечте;

Что прежняя сила жива в ней,

Что, уже торжествуя, она

За собой все властней, все державней

Земные ведет племена!

В декабре 1923 года Брюсову исполнилось пятьдесят лет. В день юбилея в Большом театре состоялось торжественное заседание. Событие по тем временам необычное. Это была дань уважения, которое отдавало молодое Советское/травительство маститому поэту.