Определение слова звукопись. Выразительные средства фонетики

Кратко:

Звукопись - звуковые повторы в поэтической речи, условно воспроизводящие звучащую картину действительности (восклицания людей, крики животных и птиц, механический лязг, скрежет, звон и проч.).

Например, А. Пушкин, описывая пригрезившуюся героине во сне встречу с медведем, передает эмоциональное напряжение сцены с помощью звукописи:

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул...

Как приемы звукописи рассматривают аллитерацию и ассонанс.

Иногда термин «звукопись» заменяют понятием «инструментовка стиха».

В сочетании с интонацией фразы звукопись рождает неповторимо выразительный образ. Например, в стихотворении А. Фета «Кукушка» подражание крику птицы в соединении с представлениями о том, что она отсчитывает года и имеет власть над временем (не случайно же ее фигурку помещали в настенные часы), придает элегический, печальный смысл весеннему пейзажу:

Или кто вспомнил утраты,

Вешнюю вспомнил тоску?

И раздается трикраты

Ясно и томно: ку-ку.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробно:

Звукопись - «совокупность приемов для усиления звуковой выразительности художественной речи», — читаем в словаре С. И. Ожегова. Как любая краткая «словарная» формула, эта — несколько обща и абстрактна. Речь же — о существеннейшей проблеме писательского мастерства: о соответствии замысла и средств его воплощения; в данном случае одного из этих «средств» — звучания поэтической (или прозаической) речи.

«Совокупность приемов» — результат многовекового развития речи. Тягу речи к благозвучию, стремление дать звуку не только эмоциональную, но и образную нагрузку можно проследить и в устном народном творчестве, и в древних литературных памятниках.

Язык столетиями «обкатывает» свой словарь, как море — прибрежные камни. Рифмы, аллитерации, анафоры — в сущности, естественны и вынужденны. Они — память языка. По ним, как по «узелкам на память», вспоминается однажды сказанное (и услышанное). Это — магнитофонная лента дописьменной эпохи. «Беды мучат, да уму учат», «В тихом омуте черти водятся».

Звукописью пронизано «Слово о полку Игореве». Комбинирование фонетически однородных, близких или контрастных звуков «работает» не только и не столько на усиление эмоционального воздействия текста, сколько на выявление внутренних, подчас неожиданных, связей между словами.

Кажется, все усилия русских поэтов XVIII в. были направлены на то, чтобы «размять» язык, придать ему большую гибкость, нагрузить смыслом. Но вот наряду со стихами вроде «начну на флейте стихи печальны. Зря на Россию чрез страны дальни» у того же В. Тредиаковского встречаем:

Вонми, о! небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь я словом потеку:
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы.

А вот гранёная ломоносовская строфа:

Бугристы берега, благоприятны влаги,
О горы с грозами, где греет юг ягнят,
Ограды, где торги, где мозгокружны браги,
И деньги, и гостей, и годы их губят.

Сознательная, «задачная» аллитерация на «г», дабы показать читателю, «где быть Га, а где стоять Глаголю», усиливается звуком «р», стихотворение становится звонким и рокочущим, как горная река на перекате.

О восприятии чисто звуковой стихии ломоносовской поэзии писал Вяземский в «Автобиографии»: «Не вникая в их (од Ломоносова) смысл, но с трепетом заслушивался я стройных и звучных их волн».

Затрудненность звучания (и произношения) державинской строки из «Водопада» — «кипит внизу, бьёт вверх буграми» — словно бы передает удары разбивающейся о камни воды. А вот его же утверждение: «Я — раб, я — царь, я — червь, я — Бог!» — куда менее прямолинейно, чем может показаться на первый взгляд. Звукопись образует второй смысловой план, неожиданно противоречащий первому: выстроенное, нанизанное на движущееся — "р" "раб — царь — червь" — и зияние «о» в последнем слове строки. Если угодно, фонетически возникает, быть может, невольное, но противопоставление.

Поэты XIX в., отягощённые опытом предыдущих поэтических поколений, как бы сталкиваются с нехваткой выразительных возможностей слова. Стихотворная речь кажется им недостаточной, они жаждут новых форм выразительности и отчаиваются, не находя их. «О если б без слов / Сказаться душой было можно!» — восклицает Фет. В варианте «Ангела» Лермонтов говорит о звуках слов, отделяя их от значения:

Душа поселилась в твореньи земном.
Но чужд был ей мир. Об одном
Она все мечтала. О звуках святых,
Не помня значения их.

Звукопись — скоропись духа. Звукописи иной раз не до благозвучия — когда она фиксирует сердечный сбив. «И звезда с звездою говорит» — трудно, «неблагозвучно» продираются сквозь пространство друг к другу голоса звезд. Словно бы против воли сказалось Баратынским: «Смерть дщерью тьмы не назову я...»

XX век от признания в «несостоятельности» передать всё желаемое в слове ушёл в опыты и попытки всё же сделать это, резко обострилось внимание писателей к звучанию «художественной речи». Не обошлось, понятно, без крайностей, вроде заумного языка футуристов или почти уже обессмысленной самодовлеющей звукозаписи, как в бальмонтовском: «чуждый чарам чёрный чёлн...» Но немало было и открытий, и находок, закрепившихся в опыте поэтов. Связь и зависимость между «содержанием» речи и ее звучанием стали предметом глубочайшего и многостороннего изучения. В качестве примера сознательной и последовательной работы над созданием в стихах того, что В. И. Даль назвал "звуконастроением", можно привести историю возникновения стихотворения "Сергею Есенину", рассказанную Маяковским в статье "Как делать стихи?".

Несравненно больше примеров того, как звукопись проявляется в стихах как бы сама собой, подвластна лишь безошибочному музыкальному слуху поэта. В самом деле, сознательно ли озвучил гулом бездны, леденящим, уходящим в глубину, сужающимся «у» свое четверостишие Блок:

И под божественной улыбкой,
Уничтожаясь на лету,
Ты полетишь, как камень зыбкий,
В сияющую пустоту.

Единство звуковой структуры стиха диктуется всем его содержанием и проистекает из него, накладывая на стихи особый ассоциативный отпечаток, дополняя и углубляя мысль поэта.

Невозможно представить себе поэта, равнодушного к звучанию стиха и к звукописи. Однако в каждом поэтическом поколении есть те, чьё особенно чуткое отношение к звуку прямо-таки бросается в глаза. Скажем, для иллюстрации разговора о звукописи множество примеров — на любой вкус — можно найти в стихах С. Кирсанова. Из современных поэтов это качество, пожалуй, всего ярче у А. Вознесенского. Уже ставшее хрестоматийным стихотворение «Гойя» разворачивается как бы на фоне звучащих колоколов; и этот звук колокольного "о" плывет по всем строкам, от первой до последней. Проза Вознесенского, например «О», также вся построена на звуковых метафорах, на взаимопроникновении звука и смысла, их взаимном усилении.

Цель: повторение изученного в 5-7 классах о звукописи, тропах речи; использование знаний на практике при анализе текстов.

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Звукопись.
    1. Аллитерация.
    2. Ассонанс.
  4. Четыре времени года в звукописи.
  5. Тропы речи.
    1. Эпитеты.
    2. Олицетворения.
    3. Метафоры.
    4. Сравнения.
  6. Практическая часть. Проверка степени усвоения материала учащимися. Анализ стихотворения И. Бунина «Последний шмель».
  7. Анализ прозаического текста. Н. Соколовой «Рябинка».
  8. Подведение итогов урока.
  9. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.
  10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К. Паустовский

I. Организующий этап

Слово учителя о теме урока, целях, об эпиграфе, к которому вернемся позже.

II. Какие мудрые мысли вы нашли и записали в домашней работе?

1. Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).

2. Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский).

3. Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поет… (Н. Браун).

4. Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Р. Державин).

III. Что такое звукопись?
Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.
Вернемся к эпиграфу. Какие звуки повторяются? Громыхание грозы, шепот и шорох морского гравия. Как называется это явление? Аллитерация и ассонанс. Что такое аллитерация? Это повторение одинаковых или сходных звуков. Ассонанс – это повторение гласных звуков.

IV. Следующий этап урока – четыре времени года в звукописи. Мы поговорим о том, что можно слышать весной, летом, осенью, зимой; отметим ассонанс и аллитерацию. Итак,

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят… (Ф. И. Тютчев)

Непрерывное повторение ут, у напоминает гул потока, бл, гл – весенние всплески журчащих, непрерывно бегущих ручейков.

Журчали ручьи и урчали,
Жужжали шмели над ручьями.
журч, руч, урч – журчание воды;
жуж, шм, – жужжание.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. А. Некрасов)

Глухие согласные передают шепот, шорох, шелест; у – напоминает свист ветра.

Веселым треском трещит затопленная печь.
тре, тре, ч, щ – напоминает треск дров в печи.

Но не всегда звукопись явна, видна отчетливо. Поэтому мы должны быть внимательны, чутки к звукам, вслушиваться в звучание, и тогда нам откроется необычайное звуковое изящество речи, совершенно незаметное внешне, но совмещающее прелесть звучания с его целесообразностью.
Возьмем, например, басню Крылова «Ворона и Лисица».
Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой вороны?
«Взгромоздясь, позавтракать, призадумалась» - тяжелые сочетания звуков.
А какие – для Лисицы? – «близохонько, пленил». Вкрадчивость, льстивость Лисицыной речи, с придыханием, фальшивой восторженностью – «голубушка, хороша, царь-птица, светик, сестрица, перышки».

V. Важнейшее качество художественного текста – его выразительность. Выразительность же зависит от присутствия в языке определенных средств, которые способны придавать речи это качество, это изобразительно-выразительные средства.

1. Вспомните, что такое эпитет?

Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в нем какое-либо свойство, качество. Это образное определение предмета или действия; слова, использованные в переносном значении. Эпитет – поэтическое определение.

Сквозь волнистые туманы пробивается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
Эпитет может указывать на:

1) величину предмета («бескрайние поля, леса»);
2) время дня или года («весенние мечты»);
3) цвет («рудо-желтый песок», «изумрудная трава)»;
4) запах («горько-душистая полынь»);
5) звук («шумные дубравы»);
6) быстроту движения («быстролетный ветер»);
7) отношение писателя («мой первый друг, мой друг бесценный»).

2. Олицетворение – это троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Олицетворения используются при описании явлений природы окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы. (А. С. Пушкин)

Назовите олицетворения, найдите прием звукописи.

3. Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значение на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова… (С. А. Есенин)

4. Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака; открытое сопоставление.

Внизу, как зеркало стальное , синеют озера сруи. (Ф. И. Тютчев)
Осыпался березы лист и, как ковер , услал дорогу. (А. Майков)
Ветер всхлипывал, словно дятел , за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

VI. Мир насекомых – самый многочисленный мир живых существ, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный, интригующий и любопытный, дает множество ассоциаций с миром человеческой жизни. Среди вечных лирических сюжетов, переходящих из одной поэтической книги в другую, это и мотыльки, и пчелки, кузнечики, муравьи, бабочки и шмели. Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Последний шмель». (Текст стиха, размноженный на ксероксе, перед учениками)

Анализ стихотворения.

тихотворение называется «Последний шмель». Слово «последний» - одно из любимых в творчестве Бунина. Выясним значение этого слова (последний шмель, последние дни). Связь с темой осени и смерти, с грустью, печалью; осень, последние дни радости, счастья, увядания, смерть шмеля.
Стихотворение состоит из трех строф, слово «шмель» есть только в первой и третьей строфе. Первая строфа содержит звукопись и цветопись.
Сколько шипящих звуков [ ч ], [ ш ] вы насчитали? 10. Сколько свистящих? [ з ], [ с ] – 7. Как называется это явление? – аллитерация. Есть ли ассонанс? – [ а ], [ у ] – 15, 6. Такое нагнетание свистящих, шипящих звуков, подкрепленное ассонансом, способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля. Эпитеты – черный, бархатный, золотой – помогают изображению шмеля. «Золотое оплечье» - величественный, бархатный – так и хочется погладить, черный и золотой – торжественные цвета. Черный цвет – цвет траура, предчувствие гибели. Первая строка звучит празднично, а вторая разрушает эту атмосферу, подготавливая тему осени, увядания, грусти. «Шмель… заунывно гудящий певучей струной» - метафора.
Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог (ты - со мной). Поэтическое обращение в форме вопросительного предложения.
Таким образом, многокрасочный мир природы (шмель), противопоставленный бесцветному миру человека (жилье человечье), в то же время объединен с ними общим настроением.
Вторая строфа представлена короткими, отрывочными предложениями. Приставка по - (полетай, погуди) означает непродолжительность времени. Мир природы и здесь многокрасочен (свет, зной, безмятежность, жара). Мир человека (подоконники ярки).
Настроение предощущения гибели усиливается. Красота природы быстротечна.
Название цветка (на засохшей татарке) сменяется красочной метафорой (на подушечке красной). Увядший цветок преображается в прекрасное посмертное ложе шмеля.
В третьей строфе происходит размежевание мира человека и мира природы. Человек мыслит, осознает происходящее. Стихотворение обретает философское звучание (опустели поля, бурьян, ветер угрюмый – эпитет).
В смерти шмеля нет трагизма. Шмель, и живой, и мертвый, охарактеризован одним эпитетом: золотой, то есть несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты.

VII. Человек и природа, умение видеть и ценить красоту, ответственность каждого из нас за свои поступки – темы, актуальные для сегодняшнего времени. Перед нами текст Соколовой о рябинке. Чтение текста учеником (выразительность, интонация).
Тема текста?
– Рябинка.
Основная мысль?
– Каждый человек отвечает за свои поступки, и все мы вместе в ответе за происходящее на Земле; что же останется после нас.
Стиль?
– Художественный в сочетании с разговорным.
Тип речи?
– Повествование и описание с элементами рассуждения. Какие художественные и языковые средства использует автор для описания деревца, участников действия?

(Ученики в своих тетрадях делают записи, потом зачитывают).

1. Рябинка, деревце – уменьшительно – ласкательные суффиксы, веточка.
2. Олицетворения: рябинка пристроилась на обочине, тянулась к свету и поднялась, мотая головой; гроздья смеялись; ветки протягивали листья.
3. Эпитеты: рябинка долговязая, угловатая, милая, кудрявая, богатая; тонкие ветки; тяжелые пышные богатые гроздья, ярко и празднично окрашенные; добрые длинные склеенные листья. Люди: бездушные люди.
4. Сравнение: рябинка долговязая, как подросток; листья склеенные, как пальцы после крепкого рукопожатия.
5. Метафоры: деревце запылало, как костер; каждая ягода дрожала в капле воды; на рябинке горела одна – единственная яркая кисть.
6. Использование диалога, реплики действующих лиц характеризуют их. Можно много говорить на эту тему, но для нас этот урок – еще одна ступенька к полному анализу художественного текста, а в будущем – и к ЕГЭ.

VIII. Подведение итогов урока

– Ребята, о каких языковых явлениях мы говорили сегодня на уроке?
– Зачем в художественных текстах используется звукопись? Тропы речи?

IX. Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок

X. Домашнее задание

Сделать анализ любого стихотворения о природе русского поэта.

Значение слова ЗВУКОПИСЬ в Словаре литературоведческих терминов

ЗВУКОПИСЬ

Система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Например, благодаря последовательному использованию звуков "л", "а", "э", в строках поэмы "Петербург" В. Набоков передал ощущение легкости, полета:

И слышу я, как Пушкин вспоминает // все мелочи крылатые, оттенки

и отзвуки: "Я помню, - говорит, -

летучий снег, и Летний Сад, и лепет

Олениной...

Одна из строфа стихотворения Б. Пастернака "Снег идет" ритмически и фонетически организована таким образом, что можно услышать тиканье маятника:

Снег идет, // густой-густой, //

В ногу с ним, // стопами теми, //

В том же темпе, // с ленью той //

Или с той же // быстротой, //

Может быть, проходит время?

Б. Пастернак

Виды З.: аллитерация, ассонанс.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗВУКОПИСЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗВУКОПИСЬ в Литературной энциклопедии:
    см. статью « Фоника …
  • ЗВУКОПИСЬ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЗВУКОПИСЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление …
  • ЗВУКОПИСЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного …
  • ЗВУКОПИСЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗВ́УКОПИСЬ, в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту …
  • ЗВУКОПИСЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зву"копись, зву"кописи, зву"кописи, зву"кописей, зву"кописи, зву"кописям, зву"копись, зву"кописи, зву"кописью, зву"кописями, зву"кописи, …
  • ЗВУКОПИСЬ в Словаре лингвистических терминов.
  • ЗВУКОПИСЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2) Один из видов инструментовки стиха, заключающийся …
  • ЗВУКОПИСЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    зв`укопись, …
  • ЗВУКОПИСЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    звукопись, …
  • ЗВУКОПИСЬ в Орфографическом словаре:
    зв`укопись, …
  • ЗВУКОПИСЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного …
  • ЗВУКОПИСЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в стихосложении - то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. …
  • ЗВУКОПИСЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    звукописи, мн. нет, ж. (лит.). То же, что эвфония во 2 …
  • ЗВУКОПИСЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    звукопись ж. 1) Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2) Один из видов инструментовки стиха, …
  • ЗВУКОПИСЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2. Один из видов инструментовки стиха, заключающийся …
  • ЗВУКОПИСЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2. Один из видов инструментовки стиха, …
  • ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК в Словаре постмодернизма:
    ("заумь") - центральное понятие философии языка Хлебникова, посредством введения которого он пытается решить проблему демаркации между словом и его знаково-числовой …
  • ПРИЁМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (литературный) Одни из принципов организации текстов художественных произведений. Понятие «П.» стало широко использоваться в научной литературе с 20-х гг. XX …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
    - один из видов звукописи (см. звукопись): использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений ("эха хохотанье", "шелест камышей", …
  • ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ в Словаре литературоведческих терминов:
    - одно из изобразительно-выразительных средств: целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, …
  • АССОНАНС в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от фр. assonance - созвучие) 1) Один из видов звукописи (см. звукопись): многократное повторение в стихотворении (реже - …

Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись (инструментовка) - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

Звукопись создаётся самыми различными приёмами:

1. Аллитерация -повторение согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн...

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог...

(К.Бальмонт )

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:

Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:

Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы - смерть… Тебя уже не будет скорро.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер )

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

2. Ассонанс - повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные - не совпадают, (огромность - опомнюсь; жажда - жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

(«Бородино», М. Лермонтов )

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

(А. Пушкин )

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом .

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы
(К. Бальмонт)


Повторение гласных «о» и «е»

3. Каламбурные рифмы - рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

(Д. Д. Минаев)

4. Анафора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища.

(А. Пушкин)

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я стою у высоких дверей,

Я слежу за работой твоей.

(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Земля!..
От влаги снеговой

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

Земля!..
Она бежит, бежит

5. Эпифора - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

Шумели, сверкали

и к дали влекли,

и гнали печали,

и пели вдали…

(К. Бальмонт )

6. Ономатопея - слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня

Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки, как хрусталь

(И. Северянин )

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Звукопись

Звукопись

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Зву́копись

Совокупность приёмов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. «П ол ен о уп ал о н а п ал ец Н ап ол еон а» – в этой фразе многократный повтор согласных п -л (л’ )-н ясно различим на слух. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приёмов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация , консонанс и ассонанс .
Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определённым семантическим значением:

Выходит Пётр . Его глаза


Сияют. Лик его ужасен.


Движенья быстр ы. Он пр екр асен.


Он весь, как божия гр оза.


Идёт. К нему коня подводят.


Ретив и смирен верный конь.


Почуя роковой огонь,


Др ожит. Глазами косо водит


И мчится в пр ахе боевом,


Гордясь могучим седоком.


В поэме «Полтава» А. С. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр -ы, пр -е-кр -асен, гр -оза, др -ожит, в пр -ахе передают энергию и целеустремлённость рус. царя.
Ещё отчётливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Звукопись

ЗВУКОПИСЬ - по Потебне - ономапоэтичность речи. (’"Ονομα - имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. Поэтому ономапоэтические или звукописные слова дают представление о предмете двумя способами: внешней формой слова и внутренней - смыслом его. В словах - квакать, жужжать, мяукать, кукушка, хохот, топот - звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяучит кошка, мычит корова и т. д. Если для изучающего русский язык известно значение слов - лягушка, кошка и корова, - то о смысле приведенных сказуемых он догадается по одной звуковой форме, потому что слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Звукоподражательные слова являются словами первообразно-поэтическими. Это обозначает, что они, кроме тропа, свойственного каждому слову первобытного языка, поскольку это слово в момент речи имело особый оттенок значения в сравнении с предшествующим употреблением, указывали еще и на то, какое действие предмет проявлял на орган слуха. Отсюда, казалось бы, легко сделать тот вывод, что все предметы, действия и признаки которых воспринимаются посредством слова, по своему происхождению должны быть звукоподражательными, но такое заключение будет ошибочно. Звукоподражание явлениям живой и неживой природы трудно воспроизводимо, потому что все звуки и шумы, кроме человеческого голоса, нечленораздельны. В мяуканьи кошки, ржаньи лошади, лае собаки, шуме водопада, грохоте мостовой и т. п. шумы так сливаются, что они производят одно слуховое ощущение, которое только по аналогоии с звуками голоса, расчленяется на несколько отдельных шумов. Этим объясняется то, что звукоподражательные слова в различных языках неодинаковы. Не может быть сходства в звукоподражательных словах еще и потому, что между моторными ощущениями движений органов речи и слуховыми установились в каждом языке свои ассоциации и, благодаря этому, каждое слово чужого языка произносится по тем схемам, которые свойственны языку говорящего. Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр., немцев, татар, китайцев и т. п. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака (собака), вместо мяу - кошка и т. д., то надо думать, что и в первобытном языке звукоподражание постепенно ослабевало. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. д. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Т. о., греч. слово βου̃ς, лат. bos, русск. и слав, бык по своему строению звукоподражательное, но об этом мы узнаем только из сравнительного анализа, путем привлечения методов, свойственных сравнительному языковедению.

Благодаря тому, что звуки и шумы, образуемые в полостях рта и носа, часто не совпадают с шумами и звуками природы, а также и тому, что в каждом языке образуются свои артикуляции (свои уклады органов речи), - вследствие этого образуется субъективная ономапоэтичность слова. Для нас является звукоподражанием гром, для римлян tonitrus, для немцев Donner, для нас звукоподражание - топот, для немцев - Stampfen. Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами.

Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1) ономапоэтичность звуков и 2) ритма. Первая зависит от инструментовки речи, вторая от темпа. Инструментовка может быть прямая и косвенная. Прямая инструментовка состоит в том, что звуки слова соответствуют действию предмета. Причем название предмета или действия может быть или ономаноэтическим, или же слова, имеющие другое значение, своим звуковым составом могут только указывать на предмет или действие, но не обозначать его. Чаще всего речь строится так, что звуковая идея ономапоэтического слова входит в звуковой состав других слов (см. Аллитерация). Приведем пример. В поговорке «от топота копыт пыль по полю несется» слово топот - ономапоэтическое: звуками т, и, т передается идея слухового ощущения; в слове - копыто, взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному к. Приведем пример на второй случай. Слова, не имеющие никакого отношения к ономапоэтичности, благодаря повторению и аллитерации делаются ономапоэтическими:

О, как, о как

Нам к вам,

О, боги, не взывать.

(Сумароков).

Слова «как» и «к вам», взятые отдельно, не имеют отношения к кваканью лягушек, но в связи они характеризуют это кваканье.

Другой пример из Шантеклера Ростана, в переводе Щепкиной-Куперник:

ХОР ПЧЕЛ .

Жужжа, кружим,

Кружа, жужжим,

Мы из жасминов жадно пили,

Потом летим к цветам чужим.

ХОР СОВ .

Ух, ух, ух!

Шипи и трещи и сипи-и-и-и,

И мяукай,

Ухай, вой, улюлюкай,

Запугивай адской мукой.

Ух, ух, ух!

Ономапоэтичность, построенная на косвенной инструментовке, состоит в установлении связи между слуховыми ощущениями и другими - зрительными или моторными. Пример из Шантеклера:

ХОР ОС .

Реет рой, рой резвых ос

Над грядой румяных роз;

Под игрою ранних рос

Нежно рдеют ризы роз.

Ономапоэтичность ритма сводится или к быстрому, или медленному его течению. Примеров мы приводить не будем: их можно подыскать на любой странице у наших поэтов. Ритм иногда сочетается с ономапоэтичностью, например, в пословице - «тише едешь, дальше будешь».

Ив. Лысков. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Звукопись" в других словарях:

    Звукопись … Орфографический словарь-справочник

    В стихосложении то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши, К. Д. Бальмонт) … Большой Энциклопедический словарь

    ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 звукозапись (5) повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Звукопись - ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов

    звукопись - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    И; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь