Одноатомные предельные спирты представители. Органическая химия. Спирты. Промышленный синтез метанола

Генеалогия Адама и Евы

Генеалогия предков Авеля, соответственно Каина, в Ветхом Завете может быть представлена в виде генеалогического древа их потомков (1. Быт. 5, 1–32).

Генеалогическое древо потомков Адама, содержащее как линию Каина, так и линию Сифа, которого Господь даровал Еве после Авеля, представляет для судьбоаналитика несомненный интерес.

Судьба убийцы вернулась назад к предкам Каина в Ламехе, убившем своего предка Каина, заложившего их род, и сына своего Тувалкаина. Но, несмотря на то, что это двойное убийство считается в преданиях непреднамеренным, настроенность на убийство у Ламеха однозначно просматривается в кощунственной речи, которой он поведал своей жене о своих проступках. Предрасположенность к убийству выявляется также и в намерениях его жен (Ады и Циллы ), которые – согласно преданию – хотели убить своего мужа, Ламеха, когда узнали, что он совершил в отношении Каина и Тувалкаина. Еще женщины опасались и за Тувалкаина, который изготавливал мечи и другие орудия убийства, что рано или поздно за этим последует наказание.

Наряду с врожденной готовностью Каинов к убийству, несомненный интерес для судьбоаналитической психологии представляет также и выбор профессии у его потомков.

Сам Каин построил первый город, названный Енохом, заложив этим основы будущей цивилизации. Иосиф Флавий пишет:

«Он (Каин) изменил существовавшую до него простоту образа жизни введением в него измерений веса и длины, а невинность и доверчивость постепенно довел до уровня аристократизма духа вкупе с хитростью и плутовством. Он первым ввел границы земельных угодьев, воздвиг город, обнес его крепостной стеной и заставил владельцев домов жить вместе. Этот город он назвал Енох, по имени своего старшего сына, Еноха» .

Рисунок 1. Генеалогическое древо Адама и его потомков, согласно Библии (1. Быт. 5, 1–32)

Из сказанного следует, что Каин является родоначальником понятия «собственность» и, следовательно, «капитализм».

Все четче и четче, вплоть до седьмого колена, становится у них выбор профессии, который, в особенности у сыновей Ламеха, приобретает уже высокое культурно-историческое значение. В то время как Ламех был охотником, первый его сын от Ады, Иавал, стал животноводом, он пас табуны и жил в шатре, второй их сын Иувал, изготавливал музыкальные инструменты, третий его сын, от Циллы, Тувалкаин, изготавливал оружие. И историки, и теологи неоднократно подчеркивали значение этих видов ремесел и промыслов.

Нахманид (с 1195 по 1270), в своих комментариях к Торе («Учение»), делает акцент на воспроизводстве (наследовании) в их профессиях стремления убивать, на социализации этого стремления как в профессии, так и в искусстве:

«Как нам кажется, Ламех был сведущ в любой искусной работе. Своего старшего сына он научил пасти скот, второго сына искусству музицирования, третьего сына – ковать и изготавливать мечи, копья, пики и другие виды оружия. Его жены боялись, что он рано или поздно будет наказан, потому, что мечи он создавал для того, чтобы ими убивать. Чувствую, что пойдет он по стопам своего отца! Он, сын первых убийц, готовил погибель и сам погиб» .

Ф. Делищ в Малой книге Бытия (1852) пишет:

«Три сына Ламеха были основателями и создателями трех ремесел, имеющих высокое культурноисторическое значение. Иовал – основатель скотоводства, Иувал – инструментальной музыки, а Тувалкаин – военного оружия» .

Рассматривая историю первой библейской семьи Адама и Евы, можно увидеть в ней не только «злобное побуждение» к убийству, но и стремление к наслаждениям, безнравственности – короче, к сексуальной распущенности. В цитированном ранее первом предании сказано:

«Каин взял от плодов земли и положил один на пути своей матери; и что сделала Ева: она схватила этот плод». В другом предании речь идет о «Древе желаний и любви» . Как говорится в Библии:

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» .

Так познали первые люди чувственное удовольствие. Однако вкушали без меры от «Древа желаний» не только Адам и Ева, но и их дети, и дети их детей. О Каине мы слышим, что пожелал он жену Авеля настолько сильно, что произнес: «Я убью моего брата, и его жена станет моей».

У Иосифа Флавия о Каине написано следующее:

«Впрочем, он и не собирался посвящать себя отработке наложенного на него наказания, наоборот, он становился все более злобным. Так, он гонялся за разного рода удовольствиями, даже если для их получения и надо было серьезно рисковать. Свое имущество он увеличивал путем грабежа и завоеваний, подстрекая и своих товарищей стремиться к роскоши и к грабежам, учил их всему дурному» .

Жажда чувственного наслаждения их праматери Евы, съевшей плодов от «Древа желаний», в седьмом колене приобретает чрезмерно разросшуюся форму, а именно у второй жены Ламеха, Циллы, и у их дочери Ноемы, сестры Тувалкаина.

Ламех, сын Мафусала, породнился с Каинаном, потомком Сифа, взяв себе в жены двух его дочерей, Аду и Циллу. Цилла, согласно преданию, благодаря какому-то напитку, долгое время была бесплодной, сохранив зато свои фигуру, красоту и привлекательность (сегодня это достигается противозачаточными таблетками).

«Женщины, – говорится в предании, – которые родили детей, становились для своих мужей отталкивающими, напоминающими вдов или брошенных, а вот к бесплодным женам, наоборот, мужчин тянуло» .

Именно такой женой и была Цилла. Уже в солидном возрасте родила она сына Тувалкаина и дочь Ноему.

Далее мы читаем: «Сто тридцать лет Адам заботливо относился к женской душе, пока не родилась Ноема. От ее небывалой красоты закружились головы у двух ангелов – Азы и Азазеля, и родила она от них. Это от нее пошли все злые Духи и Демоны, ночами блуждающие по миру. И если найдут они человека, спящего в одиночку, то ложатся к нему; но происходит это, однако, только при убывающей луне» .

В потомках Адама и Евы ветвь Каина, согласно преданиям, отмечена наследственностью, отягощенной «злыми побуждениями»: психической готовностью убивать, грабить и насиловать, стремлениями иметь и обладать, хитрить и мошенничать, к роскоши и наслаждению, и «пусть многие из них и не были способны совершить само убийство, все это с избытком проявлялось в бессмысленных извращенности, заносчивости и несправедливости» .

И тем не менее, эти, в высшей степени предававшиеся побуждению чинить зло, потомки Каина смогли построить первый город, заложить основы животноводства и кузнечного ремесла, изготовить оружие, создать музыкальные инструменты, ввести измерение веса и длины, установили границы для защиты обладающих собственностью граждан, заложив тем самым краеугольный камень в фундамент капитализма и цивилизации.

Потомкам Каина недостает «обращений к Богу», «взывания к Его имени». Впервые это случилось у Сифа, или в клане Сифа первой человеческой пары. В Библии сказано:

«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекли ему имя: Сиф; потому что, говорила она, Бог положил другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

У Сифа тоже родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали ПРИЗЫВАТЬ ИМЯ Господа» (1. Быт. 4, 25, 26).

Согласно генеалогическому древу, построенному по текстам Ветхого Завета, пятым коленом в роду Сифа был Енох, сын Иареда, который с именем Божьим взывал к безбожникам. В предании говорится:

«Енох шел по жизни с Богом… он ненавидел путь людей, идущих без Бога, его душа склонялась к послушанию и к знанию…» . Енох понимал опасения Господа, молился Богу и отчетливо представлял имя Божье. Он был образцом праведности и милосердия. Люди же тогда вели безбожную жизнь, и Енох спросил Бога:

«Вот он клан зарвавшихся злых негодяев, и нет в них веры. Я хорошо вижу, что задумал ты погубить их; тех, которые не хотели бы иметь тебя среди тех, кто идет с ними? Ты видишь, что я должен быть первым в этом клане, и не мне отвечать за их побуждения ко злу; так сделай же, Господь всего мира, меня одним из слуг своих… И стало тело Еноха огненным факелом, подобно телу Елизара, и превратился он в ангела» . «И стал он властелином мира, питающим государей всех земных народов», «и престол его святейшества наполнялся ежедневно». И имя его стало Метатрон.

А безбожный клан Каинов ныне смыт с лица земли потопом.

Когда Адам и Ева попробовали плодов с древа желаний, называемого еще древом удовольствий, добро – по преданию – было смешано со злом; однако потом, в родах двух сыновей, они были отделены друг от друга. С родом Каина зло и мстительность попирающих Закон разошлось по всей земле. По линии же Сифа, напротив, через Еноха-Метатрона широко распространилось добро. Он наставлял неверующих на путь послушания Богу. Так как ему было даровано свыше, до тех пор, пока он не согрешит, душою превратиться в первого человека, Адама, тело которого было давно погребено. Он стал слугой Господа Бога и провозглашал – как и позже Моисей – Закон Божий. Таким образом, из чрева Евы вышли как нарушители Закона, так и его вносители.

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Генеалогия и мифология Историю рождения Зевса я уже рассказала во второй главе этой книги ("Отцы и сыновья"). Он был самым младшим и последним сыном Кроноса и Реи. До Зевса у этой пары родились еще два сына и три дочери, но все они были проглочены Кроносом. Рея спасла Зевса,

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

Генеалогия и мифология Как все сыновья и дочери Кроноса и Реи (за исключением Зевса), Посейдон был проглочен собственным отцом, который боялся соперничества со стороны сыновей. В некоторых версиях мифа о рождении Посейдона ему, как и Зевсу, удалось избежать этой судьбы. По

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Генеалогия и мифология Гадес, сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья -- Гадес и Посейдон -- присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. Одержав победу,

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Генеалогия и мифология Согласно самой распространенной версии происхождения Гефеста, Гера зачала его партеногенетически. Она сделала это в пику мужу ("я тоже так могу") после того, как из головы Зевса появилась на свет Афина и он был признан ее единственным родителем.

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

Генеалогия и мифология Дионис -- сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери царя Фив Кадма. Зевс полюбил Семелу и оплодотворил ее, приняв облик смертного мужчины. Проведав об этом, ревнивая Гера решила отомстить Семеле и ее нерожденному ребенку. Она явилась Семеле в

Из книги Приданое для дочери. Всё, что ты узнаешь, когда станешь совсем взрослой… автора Денисова Ятка

3. Генеалогия тревожности В основе тревожности лежат качества, о которых мы уже рассуждали достаточно подробно: чрезмерная уязвимость, отрицательная аффективность, невротический склад личности; то есть биологические факторы создают благоприятную почву для

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

Школа для Адама и Евы Из каких глубин тысячелетий идут корни Школы, которая Скале, что в переводе означает «лестница»?Мое воображение рисует следующую историю.Один из правнуков Адама, запутавшись в лабиринте жизни в поиске пути к Создателю, взмолился:- Господи, дай мне

Из книги автора

Генеалогия и мифология Артемида - сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Из них двоих она родилась первой. Их мать, Лето, - божество природы, дочь двух титанов, а отец - верховный бог Олимпа Зевс.Многое препятствовало рождению близнецов. Все боялись мстительного гнева

Из книги автора

Генеалогия и мифология Вхождение Афины в сообщество олимпийских богов было поистине драматическим. Она появилась на свет из головы Зевса взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич. По некоторым

Из книги автора

Генеалогия и мифология Гестия - первый ребенок Реи и Кроноса. Она была старшей сестрой олимпийских богов первого поколения и, соответственно, незамужней тетушкой богов второго поколения. По праву рождения она была одной из двенадцати главных олимпийцев, но не могла

Из книги автора

Генеалогия и мифология Гера - дитя Реи и Кроноса. Она была проглочена своим отцом вскоре после рождения, как и четверо ее братьев и сестер. Когда она освободилась из своего плена, она была уже юной девушкой, которая была отдана на попечение родителям ее матери, двум

Из книги автора

Генеалогия и мифология Персефона была единственной дочерью Деметры и Зевса. Греческая мифология необычно мало говорит об обстоятельствах ее зачатия.В начале мифа о Деметре и Персефоне (подробно изложенного в предыдущей главе) Персефона была беспечной девушкой,

Из книги автора

Генеалогия и мифология Существуют две мифологические версии рождения и происхождения Афродиты. Гесиод и Гомер рассказывают две противоречивые истории.По версии Гомера, Афродита родилась обычным образом. Она была дочерью Зевса и морской нимфы Дионы.По версии Гесиода,

Из книги автора

9. Сбои в импринтинге и Принцип Адама В какую же общую картину эволюции приматов вписывается появление гомосексуального отклонения от прямой линии? Что еще в сексуальном плане отличает человека от его животных предков?Отличает многое. Прежде всего продленное детство -

Из книги автора

1 + 1 = 1 Об одной из трактовок Адама и Евы И навел Господь Бог на человека экстаз; и, когда он впал в исступление, отделил одну из сторон его. И создал Господь Бог из половины, взятой у человека, жену, и подвел ее к мужу. И сказал муж: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти

Из книги автора

СО ВРЕМЕН АДАМА И ЕВЫ МЫ ИМЕЕМ ПРАВО ГРЕШИТЬ ВДВОЕМ Секс - это бокал с коктейлем. И то, и другое, как ни смакуешь, а быстро кончается; и то и другое одинаково возбуждает и пьянит. Д. Лоуренс Если вам хочется осуществить свою сокровенную мечту, но вы не решаетесь попросить об

К ак в Коране, так и в Библии говорится о некоем «древе», от которого «съели» Адам и Ева, после чего утратили своё первоначальное райское состояние.

В хадисах от пречистых Имамов (А) упоминается, что это древо - символ, инвеститура власти и божественной избранности Мухаммада и рода Мухаммада (мир им). Сказал Имам Аскари (А): «Аллах, велик Он и свят, когда проклял Иблиса за его неподчинение, и одарил ангелов поклоном Адаму и покорностью Аллаху, повелел Адаму и Еве жить в Раю (джаннат) и сказал: „О Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю и питайтесь оттуда“ - то есть из Рая - „на удовольствие“ - то есть обширным уделом, - „где пожелаете“ - без трудностей, - „но не приближайтесь к этому дереву“ - то есть древу знания, дереву Мухаммада и рода Мухаммада, мир им, через которое выделил их Аллах из всех творений, и дерево это - только для Мухаммада и рода Мухаммада, и не вкушает с него (плодов) по повелению Аллаха никто, кроме них».

Тафсир «Бурхан», т. 1, с. 178-180; «Тафсир Аскари», с. 221

Современный исследователь библейско-мусульманских параллелей Томас Мак Эльвейн пишет:

«Существует притча об Адаме, в которой рассказывается, что после того, как он съел плод древа познания добра и зла, его кожа обесцветилась. Тогда Всевышний назвал ему имена 12-ти Имамов, и после повторения их Адамом цвет его кожи стал первоначальным. Библия характеризует „обесцвечение“ кожи Адама как его наготу.

В притче противопоставляются два способа вынесения вердикта о сущности добра и зла: древо познания добра и зла (попытка самостоятельно прийти к выводу) и древо жизни (познание добра и зла с помощью назначенных Богом руководителей - от Пророков до Имамов). Здесь и кроется библейское пророчество о 12-ти Имамах. В Книге Бытия, 2:9, упоминается словосочетание „древо жизни“, которое на древнееврейском языке состоит из 7 букв, в следующем порядке: „айин“ , „тсаде“ , „хе“ , „хетт“ , „йод“ (повторяется дважды) и „мем“ . Несмотря на то, что имамов 12, число их имён равно 6. Три из них повторяются. Четверо Имамов звались Али, двое - Хасан, трое - Мухаммад, имена же Хусейн, Джафар и Муса использовались по одному разу…».

В 87-м аяте суры «Хиджр» говорится: «Мы даровали тебе семь повторяемых (масани) и великий Коран». «Масани» - множественное число от «масна» , буквально означающего «повторяемое», а также «рифмованные строки» (поскольку рифма повторяется). «Семь повторяемых» может означать, что имён Непорочных из Ахль аль-Бейт (А) - семь, и некоторые из них повторялись. Шесть этих имён - мужские, как было сказано выше, и одно женское: Али, Фатима, Хасан, Хусейн, Мухаммад, Джафар, Муса.

«…Первые буквы имён Имамов в древнееврейской транскрипции „древа жизни“ соответствуют их именам. „Хе“ и „хетт“ для Хасана и Хусейна; „айин“ - Али; Муса и Мухаммед - „мем“ . Особняком стоит Джафар ас-Садык, создатель мазхаба джафари и передатчик хадисов Ахль аль-Бейт. Хотя имя «Джафар» на древнееврейском языке начинается с буквы „джимель“ , но имя «Садык» - с „тсаде“ . Остаются две буквы „йот“ в середине слова. Повторяющиеся два раза буквы „йот“ в древнееврейском используются как аббревиатура имени Бога».

Таким образом, Мак Эльвейн небезосновательно утверждает, что инициалы Имамов (А) скрыты в словосочетании «древо жизни», которое периодически упоминается в Библии и в шиитских хадисах как символ имамата. Оно упоминается и в Псалтыре. В Псалме 1 говорится об идеальном человеке, который реализует на практике божественное откровение, и о древе, которое приносит плоды в своё время (то есть для каждого времени есть свой Имам). В Псалме 3 о нём говорится как о древе жизни, чьи листья не вянут. Иисус, упоминая в Нагорной проповеди о различении истинных пророков и лжецов, говорит: «по плодам их узнаете их». В свою очередь, Откровение от Иоанна упоминает древо жизни, «двенадцать раз приносящее плоды» (22:2). То есть, пророка, который придёт после Иисуса - Пророка Мухаммада (ДБАР), мы узнаем по 12-ти плодам - Имамам. Не случайно Имам Али (А) говорит: «Мы - древо пророчества, то место, куда нисходит откровение, спускаются и восходят ангелы» (Нахдж аль-балага, VI-109).

Если вам понравился этот материал, то помогите в создании новых — поддержите проект! Сделать это можно здесь: Каждый рубль, перечисленный вами - это ещё один шаг к победе Истины.

В издательстве «Русский хронограф» находится в печати книга монахини Александры (Мушкетовой) «Господь Иисус Христос в семье, среди близких и учеников. О родословной Иисуса Христа и его родственников по плоти», рекомендованная к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Спасителя нашего в Его земной жизни окружали люди: семья, ученики, народ, а также враги... Случайно ли они оказались рядом? Или это был промысел Божий? Как сложилось генеалогическое дерево семьи Господа Иисуса Христа? Проследим его не только от «корня» - Адама, но и по «ветвям и отросткам». Например, в каком родстве были Пресвятая Богородица со свв. правв. Елизаветой и Иосифом Обручником? Кем доводятся Спасителю свв. Иоанн Креститель и апп. и евв. Иоанн Богослов и Матфей, кто такие «братья Господни»? Переплетения «ветвей» святого древа исследованы на фоне евангельских событий. Построены генеалогические схемы семьи Господа Иисуса Христа, а также - ап. Петра, апп. и евв. Марка и Луки, родственников ап. Павла и др. (12 схем). В книге приведены житийные рассказы о них. Материал изложен доступным простым языком, что делает описание понятным и интересным для широкого круга читателей.

Генеалогия семьи Иисуса Христа (Фрагмент)

Ответы на вопросы, часто задаваемые в процессе работы над книгой

1. Как возникла идея написания книги?

В Евангелии, Священном Писании, Житиях Святых и других библиографических источниках много сведений, которые можно уложить в родословные системы. Я попыталась строить локальные ветви: потом заинтересовалась и целенаправленно стала отбирать имена Святых и их житийные материалы, соединять родословные ветви, по возникающим вопросам искать недостающие звенья. Получались генеалогические схемы святых семейств.

Вопросы были такого порядка: как соединились на Пресвятой Деве Марии ветви царственного дома Давида от колена Иудина и священнического рода от колена Левиина, в каком родстве Пресвятая Богородица и Прав. Иосиф Обручник, кто такая Саломия (родственница Девы Марии, имеющая поле возле Вифлеема), кто первая действительная жена прав. Иосифа и их дети, в каком родстве с Господом находятся свв. Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и др.? Встречающиеся сведения я систематизировала по общности, например, по семьям. Было просто интересно. Радость открытий переполняла меня, не могла удержать в себе приходящих знаний, рассказывала окружающим и записывала, чтобы не потерять. С кем ни беседовала - всех эти вопросы интересовали: «Я бы с удовольствием занялся, но не имею времени. Если напишете - покажите, очень интересуюсь». Когда собрался большой материал, взяла благословение у игум. Виссариона (Великого Остапенко) и у архим. Михаила (Борея) - ризничного семинарского храма прп. Иоанна Лествичника (МДАиС, Свято-Троицкая Сергиева Лавра), прихожанкой которого являюсь. И приступила к написанию книги.

2. В названии книги обозначены две темы. Они самостоятельные или взаимосвязанные?

Описание земной жизни Богочеловека, сохранившееся в Священном Писании и Предании Церкви, и ее деталей, характерных для I-го в., а также Его скорбей, радостей, трудностей, и попутное при этом построение структуры родственных связей - две неразделимые и взаимосвязанные темы.

Сначала целью исследования было выявление родственных связей внутри семьи Господа и соприкасающихся с ней близких современников конца I в. до Р.Х. и I в. по Р.Х., и апостолов. Для наглядности строились и постепенно уточнялись генеалогические схемы. Оказалось, что без описания событий Евангельской истории невозможно было вводить в схему членов семьи Иисуса Христа. Это было неестественно и создавало много трудностей. Например, ап. и ев. Матфей описал как Господь призвал его (Мф. 9.9); ев. Матфей- родной брат ап. от 12-ти Иакова Алфеева. По многим свидетельствам, их отец - Клеопа (Лк. 24.13 -35), иначе Алфей, родной брат св. прав. Иосифа Обручника. Как, минуя Евангельскую историю, показать их родство с семьей Иисуса Христа? Поэтому в повествовании ведется (в хронологической последовательности) пересказ тех событий, в которых участвуют вводимые в схемы представители семейств.

3. Сначала Вы увлеклись созданием генеалогического древа. А как эта идея переросла в повествование о жизненном пути Сына Божия Иисуса Христа на земле?

Величественный Образ Спасителя, с Его премудростью и любовью, мужеством и жертвенностью, простотой и кротостью, присутствует на каждой странице Евангелия и естественно стал главным в книге. Как Всеведущий Бог, Он Сам привлекает к Себе людей, из которых одни становятся последователями, а другие, не принявшие любовь Божию, - противниками; старается вразумить последних, чтобы возвести и их в стадо Свое, в Царство Небесное, Сам вызывает их на открытую борьбу чтобы вразумить или обезоружить, плачет о окаменении их сердец; не щадя Себя, мужественно отдает Себя на смерть, посвящает Себя, да принявшие Его святы будут.

Хранимые Священным Преданием факты и свидетельства о напряженных проповеднических трудах Богочеловека до устали, до изнеможения; о Его радостях при встречах с простыми людьми, доверчиво принимающих Его учение; о Его скорбях от нападок и лукавых уловлений врагов, не принявших приблизившегося к ним Царства Небесного, сами собой вливались в повествование

4. Какие самые трудные места в «древе»?

Их много. Среди них главные - это доказательство версий родства Пресвятой Богородицы с прав. Иосифом Обручником, и о братьях и сестрах Господа по плоти. Уже после написания книги пришли очень интересные сведения о современных патристических исследованиях по этим труднейшим богословским проблемам, ведущихся в том же направлении. Это помогло мне углубить свои дальнейшие исследования.

5. В Святом Писании мало говорится о Пресвятой Богородице. Как у Вас освещена эта тема?

Пресвятой Богородице посвящены в книге несколько глав от Ее Рождества до Успения. В странствиях Господа с евангельской проповедью Матерь Божия всегда старалась быть ближе к Нему. Параллельной нитью с повествованием о Господе Иисусе Христе описаны известные события жизни Его Пречистой Матери по творениям свв. свтт. Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, прп. Иоанна Дамаскина и др.

6. В книге есть главы о семье св. прав. Иосифа Обручника о братьях и сестрах Господних . Как сложилась Ваша версия о них, что они его дети?

В этом вопросе затронуты две богословские проблемы:

Чьи дети братья Господни, Иаков, Иосия, Симон, Иуда и кто их непоименованные в Евангелии сестры (Мф. 13. 55-56)?

Как понимать свидетельство ап. и ев. Иоанна Богослова, что братья Его не веровали в Него (Ин. 7. 3 - 5)?

Самым обоснованным и наиболее опирающимся на древнее церковное предание является взгляд, по которому братья Господни - дети Иосифа Обручника от первого брака. Это воззрение уже с середины III в. распространяется в Восточной Церкви, становится в ней господствующим и считается палестинской традицией. Первой женой Иосифа по многим историческим свидетельствам была двоюродная сестра Иоанна Крестителя - Саломия. Синаксарий Недели жен-мироносиц (Цветная Триодь) свидетельствует, что «четыре сына родил Иосиф: Иакова малого и Иосию, Симона и Иуду, и три дочери: Есфирь, Фамарь и Саломию Зеведееву». В Предисловии к Евангелию от Иоанна также говорится, что Иосиф имел от первой жены четыре сына и три дочери: Марфу, Есфирь и Саломию, сыном которой является сам Иоанн Богослов (Зеведеев). Древние историки Марфу (Фамарь) называют также Марией, а Георгий Кедрин (XI-XII вв.) свидетельствует, что Мария была выдана замуж за Клеопу, родного брата Иосифа, уже после возвращения Святого Семейства из Египта, и по мужу называется Марией Клеоповой. Следовательно, дочери прав. Иосифа - Мария Клеопова и Саломия Зеведеева - известные всему миру св. жены-мироносицы.

Вторая проблема поставленного вопроса тоже очень значительная. Братья Господни видели Его рождение, сознавали свое плотское с Ним родство и долгое время не могли принять мысль, что их сводный брат - Господь и Мессия. Воспитанные Иосифом в духе истинного благочестия, они были строгие исполнители Моисеева закона, а их Брат по плоти отступал от того идеала, который составился у них под влиянием писаний закона и толкований книжников. Присутствие Богочеловека и Пресвятой Девы Марии в семье, Его необыкновенная духовная сила и нравственная безупречность даже при кажущемся нарушении закона, несомненно, влияли на их духовное развитие, и братья постепенно восходили к высшему познанию учения Христова и к цели Его сошествия в мир. После Воскресения Господь Иисус Христос явился старшему из братьев Иакову (праведному); это убедило его в божестве Христа, изменило религиозное мировоззрение и обратило в христианство. Его обращение повлекло за собой и обращение остальных братьев.

По Вознесении Господнем Иаков был поставлен от верховных апостолов первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви, согласно предызбранию его к этому служению Самим Христом. Он был причтен к числу 70-ти апостолов и почитается как первый из них.

Второй брат Иосия (также именуемый Варсава и Иуст) упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был избираем вместе с Матфием в число 12-ти апостолов на место отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1. 23). О нем упоминают евангелисты Матфей (27.56) и Марк (15. 40): При Кресте стояли Мария Магдалина и Мария, мать Иакова малого и Иосии , прикровенно указуя этой ссылкой христианам на Матерь Божию - «мачеху» Иакова праведного (малого) и Иосии. Иосия вошел в лик 70 - ти апостолов и занимал епископскую кафедру в Елевферополе (в Южной Палестине).

Третий брат Симон уже в зрелом возрасте уверовал во Христа, был сопричислен к сонму 70-ти апостолов и проповедовал Его учение. После мученической смерти его старшего брата Иакова, он был избран на его место и стал вторым Иерусалимским епископом.

Младший из братьев Иуда Иаковлев принадлежал к лику 12-ти апостолов. Это дает основание полагать, что он уже в первые два года служения Господа Иисуса Христа спасению людей был часто или постоянно при Нем, так как Господь избрал Двенадцать уже на втором году Своего служения.

Все четверо братьев приняли мученическую кончину за исповедание Христа.

Дочери прав. Иосифа Обручника - Мария Клеопова (Алфеева) и Саломия Зеведеева известны как жены-мироносицы, но не все знают, что они подарили миру сыновей - апостолов из сонма 12-ти: Иакова Алфеева (Клеопова), Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. А кто стоял при Кресте, никого не боясь? - Семья Господа! Его Пресвятая Матерь, обе сводные сестры - мироносицы и племянник Иоанн Богослов!

Вот какая дивная эта святая семья прав. Иосифа Обручника, в которой Сын Божий благоволил воплотиться на земле и усвоить ее членов как Своих земных родственников.

7. Вы по новому поставили вопрос о том, что существовали родственные связи среди апостолов. Господь ведь отбирал их не по принципу родства?

Господь принимал идущих к Нему не по человеческим расчетам и влечениям, а по Божественному прозрению сердец, ищущих Его, и по расположению и способности их к будущему служению, по их внутреннему устроению - любви к Богу и ближнему человеку, к самопожертвованию ради этой любви. Не случайно, но по Промыслу Божию в число Его ближайших учеников вошли и родственники, как родственные души, выросшие в благочестивых семьях, впитавшие в себя дух и устои семьи, желание спасения и ожидание Мессии. Среди учеников были всецело послужившие Божиему делу, не вступавшие даже в брак - девственники: свв. Иоанн Креститель, апп. от 12-ти Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Симон Кананит, апп. от 70-ти Иаков брат Господень и Варнава, первоверховный ап. Павел и др. Неудивительно, что призванные Господом ученики, приводили к Нему своих родственников и друзей, близких по духу. К примеру, ап. Андрей Первозванный привел старшего брата Симона, в будущем первоверховного ап. Петра;

Ап. Филипп - своего друга ап. Нафанаила;

Ап. Варнава вымаливал из фарисеев друга своего по Гамалиилову училищу Савла, прозревая его полезность и способность служить делу Христа. Уже призванного Господом на дороге к Дамаску Савла (в будущем первоверх. ап. Павла) он привел к апостолам и вместе они много потрудились в благовестии Христовом;

Апп. Варнава, Петр и Павел воспитали ап. и ев. Марка (Иоанна), сродника Варнавы и Петра.

Очень интересна семья апп. Петра и Андрея Первозванного, их родство с родными братьями апп. от 70-ти Аристовулом и Варнавой и их двоюродным братом ап. и ев. Марком. О семье ап. Павла собраны житийные сведения о десяти его сродниках. В книге повествуется более чем о 50 святых. Все это - известные факты, благодаря систематизации в генеалогических схемах, приведенные в стройное изложение. Всего в книгу вошло 12 генеалогических схем.

8. О Родословии Господа написано много. В чем новизна вашего труда?

Генеалогическое древо Господа Иисуса Христа по ближайшим предкам (вглубь времен в соответствии с Мф. и Лк.) явилось основным стержнем. Но главное внимание (новизна) было обращено на исследование и построение:

Генеалогии Его семьи по ближайшим родственникам - современникам, ранее здесь уже названным (как бы вширь);

Генеалогии семейств апостолов (первоверховных Петра и Павла, Андрея Первозванного, евв. Марка и Луки, Аристовула, Варнавы, первомученика и архидиакона Стефана и др).

Для наглядности привожу схему родословных связей Господа и апостолов от Адама, взятую из книги. По ней видно, что родословные ветви святых семейств восходят через Иакова, Исаака и Авраама к Адаму, отцу рода человеческого. Генеалогические схемы построены только от 4-х сыновей Иакова: Симеона, Левия, Иуды и Вениамина (по доступным сведениям). Родословное древо показывает, что Иисус Христос родственно связан со всем человечеством. Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк. 3.38).

9. Трудами каких богословов Вы пользовались при написании книги?

На версии, изложенные в книге, оказали большое влияние богословы и учители Русской Православной Церкви: св. свт. Димитрий Ростовский (XVII - XVIII вв.), прот. Александр Васильевич Горский - ректор МДА нач. XIX в., проф. А. П. Лопухин с коллегией, проф. МДА А. П. Лебедев (нач. XX в.), архиеп. Феодор (Поздеевский) - ректор МДА нач. XX в., св. свт. Иннокентий Херсонский, архиеп. Аверкий (Таушев) и А. В. Иванов, Б. И. Гладков, еп. Михаил (Лузин), киевский архим. Георгий (Ярошевич) (XIX- XX вв.), прот. Николай Попов - ректор Вятской Духовной семинарии (XIX- XX вв.), Д. П. Боголепов, еп. Кассиан (Безобразов) - препод. Петроградского Богословского института, затем ректор Парижского Православного Богословского института (перв. пол. XX в.) и др. И, конечно, Творения свт. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта Болг. В перечень литературы включено 34 библиографических источника, но проработано несравненно больше.

10. Что бы Вы хотели сказать Вашему читателю в заключение?

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но может быть заинтересует и специалистов. На ее страницах вас ожидает много встреч со знакомыми по Евангелию святыми, как бы приглашающими увидеть шире события I- го века в их живом взаимодействии друг с другом: - жених, оставивший брачный пир в Кане Галилейской - ап. от 12-ти Симон Кананит; самарянка, она же св. мц. Фотина; теща Петра, огнем жегомая - жена Аристовула, ставшего ап. от 70-ти; сухорукий; ап. и ев. Марк (Иоанн) - по преданию, юноша в Гефсиманском саду, следовавший за арестованным Спасителем и убежавший от воинов, оставив в их руках прикрывшее его покрывало; Мария - мать его, много послужившая Господу и апостолам, и множество других, ставших святыми свидетелями Евангельской истории. Достойно прошедшие свой земной путь и взятые на Небеса, они смотрят на нас из Царства Небесного, всегда готовые прийти на помощь.

Хочу посоветовать моему дорогому читателю при знакомстве с книгой открыть ее выборочно на главах III. 3-13. Это «Христос в тесном кругу 12-ти накануне Своих Страданий, Тайная Вечеря, Прощальная беседа, Гефсиманский подвиг,.. Распятие,... Снятие с Креста и погребение, Воскресение Христово, Свидетельство Туринской плащаницы»... Они проникнуты особенной любовью уходящего на Небо Сына Божия к Своему созданию - ученикам, последователям. всему человечеству; преподающего апостолам последнее утешение перед земным расставанием. И в ответ на эту уже открытую жертвенную любовь Бога избранные простосердечные представители земли, притихшие в ожидании грядущих, как они уже поняли, печальных событий, не могут наглядеться на Него.

Книгу я не написала, а составила из известных сведений и малоизвестных фактов, которые скрупулезно собирала из достоверных источников, поэтому в ней много ссылок на них. Старалась так построить описание, чтобы держать «накал» внимания читателя от первой до последней страницы, чтобы в душе навсегда запечатлелся дорогой, любимый образ Спасителя - Сына Божия, Сына Человеческого, перед Которым преклонится всяко колено небесных и земных в изумлении, благодарности и ответной любви.

Напишите нам по адресу:

I. Введение.

Родословная Иисуса изложена в двух Евангелиях: от Матфея и от Луки. Приведём их здесь по русскому синодальному переводу Нового Завета.

Вот как родословная Христа изложена в Евангелие от Матфея:
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
(Мф. 1:1-17)

А так – в Евангелии от Луки:
23 Иисус, начиная _Свое_ _служение,_ был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,
24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,
25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,
26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,
27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,
28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,
29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,
30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,
31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,
32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,
33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,
34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,
35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,
36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,
37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,
38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
(Лк. 3:23-38)

Итак, Лука ведёт родословие Христа от Адама и от Бога, Матфей – от Авраама. От Авраама до Давида родословные обоих Евангелистов совпадают, но от Давида Матфей ведёт род Христа через Соломона, а Лука через другого сына Давида – Нафана. Далее оба рода пересекаются на Салафииле и Зоровавеле, но затем опять расходятся и у Луки отцом Иосифа, “дедом” Христа оказывается Илия, а у Матфея – Иаков. От Давида до Иисуса у Матфея получается 27 поколений, а у Луки - 40. Противоречия между двумя родословными налицо, казалось бы здесь и обсуждать нечего. Но богословы, надо отдать им должное, проявили “немало блистательной учёности”, и изобретательности дабы из этого противоречия выпутаться, и предложили несколько версий объяснения расхождения между этими родословными. Вот их то мы сейчас и рассмотрим.

Но для начала внимательней приглядимся к родословным, изложенным в обоих Евангелиях и в Ветхом Завете.

II. Родословные Иисуса.

Ветхий завет От Матфея (Мф 1:1-17) От Луки (Лк. 3:23-38)
Бог (Бытие гл. 5) - Бог
Адам - Адам
Сир - Сиф
Енос - Енос
Каинан - Каинан
Малелеил - Малелеил
Иаред - Иаред
Енох - Енох
Мафусал - Мафусал
Ламех - Ламех
Ной - Ной
Сим - Сим
Арфаксад (Бытие гл. 10) - Арфаксад
Каинан - Каинан
Сала - Сала
Евер - Евер
Фалек - Фалек
Рагав(Бытие гл. 11) - Рагав
Серух - Сирух
Нахор - Нахор
Фарра - Фарра
Авраам Авраам Авраам
Исаак Исаак Исаак
Израиль(Иаков) Иаков Иаков
Иуда Иуда Иуда
Фарес (Руфь 4:18) Фарес Фарес
Есром Есром Есром
Арам Арам Арми
- - Админ
Аминадав Аминадав Амминадав
Наассон Наассон Наассон
Салмон Салмон Салмон
Вооз Вооз Вооз
Овид Овид Овид
Иессей Иессей Иессей
Давид (1Цар.16:12 - 3Цар.2:11) Давид Давид
Соломон (2Цар.5:14 - 3Цар.11:43) Соломон Нафан
Ровоам (3Цар 12-14) Ровоам Маттафай
Авия (3Цар 14:1-15:8) Авия Маниан
Аса (3Цар 15:8-15:24) Аса Медеай
Иосафат (3Цар 15:24-22:50) Иосафат Елиаким
Иорам (3Цар 22:50-4 Цар 8:24) Иорам Ионан
Охозия (4Цар 8:24) Озия Иософ
Иоас (4Цар 11:2-14:16) - Иуда
Амасия (4Цар 12:21-14:17) - Симеон
Озия (4Цар 14:21-15:7) - Левий
Иоафам (4Цар 15:32-15:38) Иоафам Маторат
Ахаз (4Цар 15:38-16:20) Ахаз Иорим
Езекия (4Цар 16:20-20:21) Езекия Елиезер
Манассия (4Цар 20:21-21:18) Манассия Иосия
Аммон (4Цар 21:18-21:26) Амон Ир
Иосия (4Цар 21:24-23:30) Иосия Елмодам
Иоаким (4Цар 23:34-24:6) - Косам
- - Аддий
- - Мелхий
Иехония (4Цар 24:6-24:12) Иехония Нирий
Федаия, Салафиил (1Пар 3:17-18) Салафииль Салафиил
Зоровавель, сын Федаии (1Пар 3 19) Зоровавель Зоровавель
Мешуллам и Ханания, и Шеломиф, сестра их,
20 и еще пять: Хашува, Огел, Берехия, Хасадия и Иушав-Хесед (1Пар 3 19-20)
Авиуд Рисай
- Елиаким Иоанн
- Азор Иуда
- Садок Иосий
- Ахим Семий
- Елиуд Маттафия
- Елеазар Мааф
- - Наггей
- - Еслим
- - Наум
- - Амос
- - Маттафия
- - Иософ
- - Ианнай
- - Мелхий
- - Левий
- Матфан Матфат
- Иаков Илия
- Иосиф Иосиф
- Иисус Иисус

Новозаветные родословные в этих таблицах здесь даны по греческому оригинальному тексту, который отличается от синодального перевода. Так в синодальном переводе в Евангелии от Матфея отцом Иехонии назван Иоаким, сын Иосии, а в греческом тексте Иоаким пропущен и отцом Иехонии назван Иосия. В синодальном Евангелии от Луки отцом Аминадава назван Арам, сын Есромов, что соответствует ветхозаветной генеалогии, а в древнегреческом тексе – Админ, сын Арми, сын Есромов. В том, что такая работа над ошибками книг Нового Завета реально проводилась, можно наглядно убедиться, сравнив текст синодального перевода с текстом древнегреческих книг (Матфей ,Лука) или с церковнославянской Библей (Матфей).

III. Как богословы объясняют расхождения между родословными.

Богословы называют две основные причины расхождений: 1. Иосиф – сын от левиратного брака, поэтому в одном Евангелии излагается родословие Христа по законному отцу, а в другом – по его родному, природному отцу; 2. В Евангелии от Матфея изложено родословие Христа по отцовской линии, а в Евангелии от Луки – по материнской. Обе эти версии достаточно полно представлены в статье Википедии, посвящённой родословной Христа http://ru.wikipedia.org/wiki/Родословие_Иисуса , на которую я и буду в дальнейшем опираться. Начнём разбор со второй версии. Итак...

III.I Родословная в Евангелии от Луки - родословная по линии Марии.

ἐν αἷς ἦν Μαρία ἡ Μαγδαληνὴ καὶ Μαρία ἡ τοῦ Ἰακώβου καὶ Ἰωσὴφ μήτηρ καὶ ἡ μήτηρ τῶν υἱῶν Ζεβεδαίου (“между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых .”) [Мф. 27:56 ]

Καὶ ἔρχονται εἰς Ἰεριχώ. καὶ ἐκπορευομένου αὐτοῦ ἀπὸ Ἰεριχὼ καὶ τῶν μαθητῶν αὐτοῦ καὶ ὄχλου ἱκανοῦ ὁ υἱὸς Τιμαίου Βαρτιμαῖος τυφλὸς ἐκάθητο παρὰ τὴν ὁδὸν προσαιτῶν. (“Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев , слепой сидел у дороги, прося милостыни.”) [Мф. 27:56 ]

Поэтому выразить мысль, что Иисус был сыном Иосифа можно по разному, как используя артикль родительского падежа τοῦ (Ἰησοῦς τοῦ Ἰωσὴφ, Иисус Иосифов), так и при помощи греческого слова сын (υἱός) (Ἰησοῦς υἱός Ἰωσὴφ, Иисус сын Иосифа). Поэтому евангелист Лука, когда не ставит τοῦ перед именем Иосифа никаких правил не нарушает и называет здесь Иисуса сыном Иосифа. Так что напрасно здесь Лопухин ищет скрытые смыслы. Что же касается оговорки Луки “как думали, сын Иософов”, то она непосредственно указывает на божественное происхождение Христа, т.е. думали, что Иосифов, а на самом деле – Богов.

Другие комментаторы (например, некто Иоахим Лангхаммер http://www.lastdays.rhema.ru/libr/1.shtml) тщатся предстать перед публикой знатоками древнееврейских обычаев и пытаются уверить нас, что в древние времена у евреев существовал обычай включать в родословие рода имя мужа дочери вслед за отцом, если дочь являлась единственной наследницей своего отца. Но т.к. все познания учёных богословов об израильских древностях основываются не на достижениях науки, а лишь на тексте Ветхого Завете, то не удивительно, что Лангхаммер попытался найти там пример подобной женской родословной.
«И из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем» (Неем.7:63). Выражение «и стал называться их именем» означает, что имя мужа, который женился на дочери наследнице, заносится в родословный список жены.

Увы, из текста Библии непосредственно следует, что именно новоиспечённый Верзеллий, муж дочери Верзеллия Галаадитянина стал называться именем отца своей жены, а его сын Гаккоц унаследовал не старое имя своего отца, а имя своего деда.

Наконец, все эти рассуждения про Марию, как единственную наследницу своего отца из колена Давидова, не имеют никакого смысла, т.к. Мария была из колена Левитов, еврейских священнослужителей, которые в отличие от остальных колен израилевых не имели своей земли, а потому вопросы наследства их вовсе не должны были интересовать. Об этом совершенно ясно сказано в Евангелии от Луки, в котором Елисавета – мать Иоанна Крестителя названа дочерью Аароновой, а Мария называется её родственницей.
Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. (Лк. 1:5)

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. (Лк. 1:34-36)

А т.к. Мария не являлась дочерью-наследницей, то имя Иосифа никак не могло быть записанным в её родословной. Правда высказывается мнение, что Мария была левиткой только по материнской линии, а по отцовской происходила из колена Иудина, но в Евангелии от Луки сказано, что Иосиф пошел с Марией в Вифлеем “записаться” “потому что он (но не они оба - monco) был из дома и рода Давидова”(Лк. 2:4).

III.II Левиратный брак, как основа для широчайших спекуляций.

Итак, Салафиил и Федаия названы здесь сыновьями Иехонии, а Зоровавель назван сыном Федаии. Но в 1-ой книге Ездры Зоровавель называется сыном Салафиила
И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву (1Ездры 3:2)

Есть ещё одно место в Ветхом Завете, которое противоречит родословию, изложенному в книге Хроник. Это Господне проклятие на иудейского царя Иехонию, изречённое устами пророка Иеремии, по которому последний был лишён детей.
24 Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя
...
30 Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее.
(Иер 22:24-30)

Все эти противоречия также пытаются объяснить обычаем левиратного брака. Так богословы, например тот же господин Лопухин, утверждают, что Зоровавель является родным сыном Федаии, но законным сыном Салафиила, либо наоборот. Этим объясняется, почему в книге Ездры Зоровавель называется сыном Салафиила, а не Федаии, как это следует из книги Хроник. Дети царя Иехонии объявляются не его родными детьми, а детьми от левиратного брака, таким образом пророчество Иеремии оказывается, как-бы, исполненным. Богословов не смущает ни то, что книги Хроник ведут родословную колена Иудина по рождению (Вооз родил Овида), ни то, что никаких подробностей насчёт левиратных браков Иехонии и Салафиила книги Хроник не содержат, хотя обстоятельства рождения Фареса, родного сына Иуды и законного сына Ира там изложены достаточно подробно (1Пар 2:3-4). Кроме того, даже при таком раскладе пророчество Иеремии в части, в которой он обещает Иехонии, что ”никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее” остаётся неисполненным, т.к. законные наследники престола у Иехонии остаются, а ведь богу ничего не стоило бы “заключить чрево” всех жен Иехонии, этот фокус в более древние времена Господь проделывал не единожды.

Возвращаясь к новозаветным родословным, заметим, что Матфей указывает отцом Салафиила Иехонию, по мысли богословов законного отца, а Лука указывает Нирию – родного, природного отца. Но “восстанавливать семя” и продолжать род должен ближайший родственник бездетного главы семейства, а в тексте Ветхого Завета ни среди братьев Иехонии, ни среди других его родственников мы не находим никакого Нирия, который подходил бы на эту роль.
“Двадцати пяти лет _был_ Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме [имя матери его Зехора, дочь Нириева из Рамы]” (2Пар 36:5)

Иоаким был отцом Иехонии, т.о. получается, что упомянутый здесь Нирия приходится прадедом Иехонии и вряд ли может претендовать на восстановление его семени. Также упоминается некий Нирия, отец Варуха – стенографиста пророка Иеремии, который и сам считается одним из малых пророков. Но его родословие (“Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии (Варух 1:1)) не оставляет никаких надежд на то, чтобы считать этого Нирию ещё и отцом Салафиила, т.к. евангелист отцом Салафиила называет Нирию, сына Мелхия, сына Аддия, сына Косама и т.д.

Наконец, если Матфей начиная с Салафиила начинает вести родословие Христа по закону, а Лука продолжает по родству, то у Матфея отцом Зоровавеля должен быть записан его законный отец Салафиил, а у Луки – природный отец Федаия. Но оба Евангелиста предком Зоровавеля числят Салафиила!

Наконец, вернёмся в самое начало родословной. Почему отцом Иосифа у Матфея указан Иаков, а у Луки - Илия? Юлий Африкан объясняет это противоречие левиратным браком Иакова с женой его родного брата - Илии. Почему же тогда у этих двух родных братьев оказываются разные отцы? Африкан говорит, что они были братьями лишь по матери, но не по отцу, т.е. единоутробными, но не единокровными братьями. Но ведь обычай левиратного брака распространяется только на единокровных братьев! Действительно, не может же брат по матери "восстановить семя" отца своего единоутробного брата, ведь это будет чужое семя! На это даются прямые указания в Талмуде:
http://www.come-and-hear.com/yebamoth/yebamoth_2.html#chapter_i
MISHNAH. FIFTEEN WOMEN EXEMPT THEIR RIVALS AND THE RIVALS OF THEIR RIVALS AND SO ON, AD INFINITUM, FROM THE HALIZAH AND FROM THE LEVIRATE MARRIAGE; AND THESE ARE THEY: HIS DAUGHTER, THE DAUGHTER OF HIS DAUGHTER AND THE DAUGHTER OF HIS SON; THE DAUGHTER OF HIS WIFE, THE DAUGHTER OF HER SON AND THE DAUGHTER OF HER DAUGHTER; HIS MOTHER-IN-LAW, HIS MOTHER-IN-LAW"S MOTHER,10 AND HIS FATHER-IN-LAW"S MOTHER; HIS MATERNAL SISTER, HIS MOTHER"S SISTER, HIS WIFE"S SISTER AND HIS MATERNAL BROTHER"S WIFE ;

Т.о. мы видим, что объяснение противоречий родословных Христа с помощью левиратного брака, заходит в тупик.

О проекте «Генография» и о том, как можно проследить родословную до Y-хромосомного Адама по мужской линии. А как насчет Евы? По меткам, оставленным случайными мутациями на митохондриальной ДНК, и мужчины и женщины могут проследить свою родословную по женской линии вплоть до самой «праматери» — Евы.

Прежде всего стоит заметить, что «Y-хромосомный Адам» и «митохондриальная Ева» — не супружеская пара, от которых произошло современное человечество. Они даже не были первыми людьми современного типа, «Адам» жил на десятки тысяч лет позже «Евы». Почему же именно от них мы ведем свою родословную? Примерно по той же причине, по которой генеалогические древа дворянских родов начинаются с самых дальних предков, которых можно разглядеть во тьме веков. «Адам» и «Ева» — не реальные люди, а виртуальные точки, с которых начинается ветвление молекулярно-генеалогического древа человечества.

Предыстория

В молекулярной генеалогии, как и в обычной, происхождение целых народов и отдельных людей прослеживается отдельно по отцовской и материнской линиям.

Если мужчина — носитель Y-хромосомы — не оставит потомков мужского пола, ветвь генеалогического древа по мужской линии обрывается. Наследование по женской линии, через митохондриальную ДНК (мтДНК), обрывается на каждом мальчике: полученные от матери митохондрии, дающие энергию для вращения хвостика сперматозоида, если и попадают в яйцеклетку, то по каким-то причинам разрушаются. И мужчины и женщины получают митохондрии из цитоплазмы материнской яйцеклетки, женщины передают ее своим дочерям, те — своим... Женская линия полностью обрывается в случае, если у женщины не будет дочерей. Так что даже при стабильной численности популяции, когда в среднем у каждой пары двое детей доживают до репродуктивного возраста, из-за случайных комбинаций пола потомков (два мальчика, две девочки или мальчик и девочка) в каждом поколении прервется четверть прямых линий половых маркеров, в следующем — еще четверть...

Теоретически через несколько десятков поколений число прародительских мтДНК и Y-хромосом уменьшится до исчезающее малой величины. Практически в популяции сохраняются маркеры тех родов, в которых такие обрывы не произошли — по чистой случайности или из-за редких положительных мутаций. Генетическое разнообразие дополнительно уменьшается, когда после засухи, наводнения, голодной зимы и т. д. от целого племени остается только горстка выживших. Увеличиваться разнообразие наследственных маркеров и генома популяции в целом может и за счет принятых в племя чужаков, и за счет случайных мутаций, особенно тогда, когда популяция растет, — но потом снова случаются голод, война, извержение вулкана или наступление ледника. Наверняка у Адама были братья и дяди по отцовской линии, а у Евы — сестры и тетки, но рассмотреть их следы по половым маркерам невозможно.

Африканское происхождение Евы вычислили еще в 1980-х годах. Адама — на 10 лет позже: число нуклеотидных пар в Y-хромосоме в тысячи раз больше, чем в мтДНК, и анализировать их последовательности намного сложнее. В обоих случаях по распределению мутаций-маркеров в пробах ДНК представителей племен, которые, по этнографическим данным, являются прямыми потомками первых поселенцев на данной территории, общие для всех современных народов маркеры нашли только в Африке. Оставшиеся на прародине человечества племена за тысячи лет приобрели свои маркеры, а наследники тех, кто разными путями расселился по свету, — свои. По частоте встречаемости этих меток в разных регионах планеты можно восстановить пути древних миграций и по Африке, и по всему миру. А знание вероятности появления случайных мутаций позволило рассчитать время жизни наших общих прямых предков по женской и мужской линиям — 150-200 тысяч и 60-80 тысяч лет назад соответственно — очень приблизительно и с огромными доверительными интервалами.

От сотворения мира

Миллиарды лет назад митохондрии были бактериями, которые поселились в клетках примитивных эукариотических (имеющих клеточное ядро с линейными хромосомами) организмов и взяли на себя работу по производству тепла и энергии для хозяина. За время совместной жизни часть своих генов они растеряли за ненадобностью при жизни на всем готовом, часть — передали в ядерные хромосомы, и сейчас двойное кольцо мтДНК человека состоит всего из 16 569 пар нуклеотидных оснований. Бо льшую часть митохондриального генома занимают 37 генов. Из-за высокой концентрации свободных радикалов кислорода (побочных продуктов окисления глюкозы) и слабости механизма восстановления ошибок при копировании ДНК мутации в мтДНК происходят на порядок чаще, чем в ядерных хромосомах. Замена, выпадение или добавка одного нуклеотида здесь происходят примерно один раз в 100 поколений — около 2500 лет. Мутации в митохондриальных генах — нарушения в работе клеточных энергостанций — очень часто бывают причиной наследственных болезней.

Тандемных повторов, которые используют в мужской ДНК-генеалогии, в мтДНК нет, и бессмысленных последовательностей очень мало: гены расположены вплотную друг к другу, разделяясь вставками из нескольких нуклеотидов. Для молекулярно-генетических исследований пригодна главным образом так называемая петля смещения — некодирующий участок размером 1143 пары нуклеотидов. Зато и мутации в нем происходят (вернее, сохраняются, так как практически не влияют на работу митохондрий) еще чаще, около одного раза в 1000 лет. Этот гипервариабельный участок мтДНК делят на два отрезка, лежащих по сторонам от нулевой точки, с которой начинается расхождение двойной спирали мтДНК при ее копировании. На отрезке от 16 001-го до 16 569-го нуклеотида находится «область низкого разрешения», HVR1 (hypervariable region 1), по которой можно определить гаплогруппу и, если повезет, получить немного дополнительной информации. Отклонения от стандарта в области высокого разрешения (HVR2), в 1-575-х нуклеотидах, используют для детального анализа. Правда, для индивидуальной родословной проследить родство по материнской линии удается не так точно, как по отцовской.

Женская логика

Путаница с классификацией в молекулярной генеалогии по женской линии началась еще в 1981 году, когда ученые Кембриджского университета опубликовали полученные под руководством нобелевского лауреата Фредерика Сэнджера результаты первого секвенирования — анализа последовательности нуклеотидов — человеческой мтДНК. Этот текст из 16 569 нуклеотидов, Кембриджскую стандартную последовательность (Cambridge Reference Sequence , CRS), и приняли за эталон. Отклонения от него называют мутациями и обозначают комбинацией числа (номера нуклеотида) и буквы (названия нуклеотида). Например, 1651С означает, что нуклеотид под номером 1651 (в «стандартной» CRS это тимин, Т) заменен на цитозин (C), а 315.1С говорит о том, что после 315-го нуклеотида в «стандартную» цепь вставлен один лишний цитозин.

CRS относится к одной из самых молодых гаплогрупп мтДНК. Она — результат сотен мутаций исходной последовательности, ведущей начало от «Евы». Но менять устоявшуюся классификацию слишком сложно, проще приспособиться к сложившейся номенклатуре.

Гаплогруппы мтДНК, как и Y-хромосомные, обозначают латинскими буквами (это иногда приводит к путанице среди любителей, когда один из спорщиков пишет о материнской, а другой — об отцовской группе). Мужские гаплогруппы от A до R проиндексированы в порядке появления на генеалогическом древе соответствующих точечных мутаций. Самые древние женские относятся к надгруппе L, от L0 до L3, а относительно поздние, встречающиеся у индейцев Южной Америки и их азиатских родственников, получили индексы от A до D. К тому же, несмотря на то что на Y-хромосоме места для мутаций намного больше, женские гаплогруппы намного разнообразнее, и для вновь выявленных промежуточных групп приходится вводить комбинированные индексы вроде CZ и pre-JT.

Тысячи лет и километров

Автор книги «Семь дочерей Евы» Брайан Сайкс придумал для предполагаемых прародительниц большей части населения Европы имена — Урсула (гаплогруппа U), Ксения (X), Елена (H), Велда (V), Тара (T), Катрин (K) и Жасмин (J). Можно проследить и нанести на карту магистральные дороги, по которым они и остальные наши прапрабабки кочевали во времени и пространстве, и рассчитать предполагаемое время для каждой развилки — появления новой мутации, от первых «дочерей Евы» до самых недавних — гаплогрупп I и V, которым всего около 15 000 лет.

Потомки выживших

Потомки «Елены», носители митохондриальной гаплогруппы H, включающей уже более 30 подгрупп, составляют подавляющее большинство — около 40% — современного населения Европы. Может быть, замена всего одного нуклеотида в некодирующем (а на самом деле — принимающем участие в регуляции работы митохондриальных генов) отрезке — это одно из последних эволюционных изменений в человеческом геноме, которое и привело к росту популяции носителей этой гаплогруппы. В 2005 году исследователи из Университета Ньюкасла под руководством профессора Патрика Чиннери обнаружили, что среди пациентов, перенесших тяжелую бактериальную инфекцию, выживаемость носителей гаплогруппы H была в два раза выше, чем у представителей девяти других гаплогрупп. Возможно, именно это обусловило ее распространение в Европе.

Но, глядя на такую карту, надо учесть, что группы мтДНК расплываются по Земле намного шире, чем Y-хромосомные. Казалось бы, путешествия — мужское дело, но из них мужчины возвращались с выручкой или добычей (а также с невестами или пленницами). Многие, конечно, оставались на завоеванных землях, но даже походы Аттилы и Чингисхана — пустяки по сравнению с тем, что у большинства народов жена переезжала в дом мужа, а ее дочери тоже выходили замуж в соседнюю деревню. В результате разнообразие женских гаплогрупп в современных популяциях в несколько раз больше, чем мужских.

В массовых исследованиях вроде проекта «Генография» в мтДНК анализируют только зону низкого разрешения, HVR1, по которой можно определить принадлежность к одной из двух дюжин гаплогрупп по материнской линии. При этом чем более распространенной является ваша группа, тем больше дальних родственников вы найдете в базе данных. Но все пробы ДНК — и полученные в ходе плановых работ у «типичных туземцев», и присланные индивидуальными участниками, хранятся годами и десятилетиями, так что за отдельную плату желающие уточнить детали своей молекулярной генеалогии могут заказать дополнительные анализы, сужая число совпадающих гаплотипов. Правда, даже полное совпадение у двух человек всех маркеров в обеих областях петли, HVR1 и HVR2, говорит только о том, что с вероятностью 50% их общая прапра...бабушка по материнской линии жила около 700 лет назад. Можно секвенировать полную последовательность мтДНК и несколько соматических маркеров, но это вряд ли даст дополнительную информацию об индивидуальной генеалогии — разве что в особых случаях. Один из бесконечных бразильских сериалов крутится вокруг бесконечных анализов ДНК, а в жизни всё намного проще — и намного сложнее.

О чистоте крови

По половым маркерам можно не обнаружить наличия «черных» генов даже у очень чернокожего мулата, если неграми у него были мать отца и отец матери. Чтобы отыскать восьмушку африканской крови (см. врезку про Пушкина) в индивидуальной пробе, а не в достаточно большой выборке — неизвестно, сколько тысяч соматических маркеров нужно перебрать и возможно ли это в принципе.

Со специалистами в области этногеномики разговоры о «чистоте крови» лучше не заводить — можно и на грубость нарваться. Это среди дилетантов встречаются любители померяться длиной и толщиной хромосом с представителями других гаплогрупп, но расистам и националистам делать анализ ДНК опасно: как бы не случился от этого кризис самоидентификации. Представьте себе сочетание неонацистской идеологии, светловолосого и голубоглазого фенотипа, который определяют соматические хромосомы, и типично еврейской гаплогруппы J1 по отцовской линии, а по материнской — то ли азиатской, то ли индейской митохондриальной группы X. Часть ее носительниц, двигаясь вслед за отступающим ледником, в степях к востоку от Аральского моря повернула не на восток, вплоть до Америки, а на Запад, добравшись еще в доисторические времена аж до Оркнейских островов у берегов Шотландии. А ортодоксальный иудей с живописной фамилией Левитан вполне может найти у себя истинно нордическую, выдержанную финно-угорскую гаплогруппу N: евреи-ашкенази долго жили на западе Европы...

Изучение молекулярной генеалогии — лучший способ не только понять, что все люди — братья, но и найти дополнительную информацию для анализа персональной родословной. В базе данных компании Family Tree DNA, той самой, в лабораториях которой делают анализы для проекта «Генография», весной 2007 года было свыше 90 000 результатов тестирования Y-DNA, более 41 000 записей анализа мтДНК и почти 4000 фамильных проектов. И это далеко не единственная такая база, и доступ в большинство из них открытый и бесплатный или очень дешевый. Правда, все исследования связей фамилий и гаплотипов проводятся в странах Западной Европы и Северной Америки, а в России есть только один такой проект — Фамильный клуб Сычевых. Но у нас еще всё впереди.

Благодарим Анатолия Клёсова за помощь в написании статьи.
Материал подготовлен при содействии журнала «National Geographic Россия».