Общество как динамическая система признаки. Многообразие путей и форм общественного развития. Что общего у общества и природы

О БЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА

Как отмечалось выше, объектом и предметом исследования социологии как науки является общество и протекающие в нем многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи и соперничества людей, объединенных в большие и малые социальные группы и общности - национальные, религиозные, профессиональные и т. п.

Краткое изложение данной темы необходимо начать с того, что собой представляет человеческое общество; каковы его отличительные признаки; какую группу людей можно назвать обществом, а какую - нет; каковы его подсистемы; в чем суть социальной системы.

При всей внешней простоте понятия «общество», ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно. Ошибочным было бы рассматривать общество как простую совокупность людей, индивидов с их некими изначальными качествами, которые проявляются лишь в социуме, или как абстрактную, безликую целостность, в которой не учитывается своеобразие индивидов и их связей.

В повседневной жизни это слово употребляется достаточно часто, широко и многозначно: от небольшой группы людей до всего человечества (анатомическое общество, хирургическое общество, Белорусское общество потребителей, общество анонимных алкоголиков, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, общество землян и др.).

Общество - это достаточно абстрактное и многогранное понятие. Оно изучается различными науками - историей, философией, культурологией, политологией, социологией и др., каждая из которых исследует только ей присущие стороны и процессы, происходящие в обществе. Наиболее простое его толкование - это человеческая общность, которую образуют люди, живущие в ней.

Социология дает несколько подходов в определении общества.

1. Известный русско-американский социолог П. Сорокин, например, считал: для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей с определенной связью взаимодействия (семья). Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления.

Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. «Какую бы социальную группу мы ни взяли - будет ли ею семья, класс, партия, религиозная секта или государство, - писал

П. Сорокин, - все они представляют собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими». Все бесконечное море человеческого общения состоит из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых.

Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия. Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство. Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц, как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих людей. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя один с другим, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.

2. Общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, целями, потребностями или взаимными связями и видом деятельности. Но и это определение общества не может быть полным, так как в одном обществе могут быть люди с разными, а иногда и противоположными интересами и потребностями.

3. Общество - это объединение людей, обладающее следующими критериями:

– общность территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия индивидов данного общества (белорусское общество, китайское общество

и др.);

его целостность и устойчивость, так называемое «коллективное единство» (по П. Сорокину);

определенный уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

самовоспроизводство (хотя оно может увеличивать свою численность и в результате миграционных процессов) и самообеспечение, гарантируемое определенным уровнем развития экономики (в т. ч. и за счет импортных поставок).

Таким образом, общество - это сложноорганизованная, целостная, саморазвивающаяся система социальных взаимодействий между людьми

и их общностями - семейными, профессиональными, религиозными, этнонациональными, территориальными и т. п.

Общество как сложная, динамичная система обладает определенными признаками, структурой, этапами исторического развития.

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, специфику их отношений и взаимодействий (в отличие от групповых форм взаимодействия в животном мире). Человек как личность может сформироваться только среди себе подобных в результате его социализации.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность социально-психических взаимодействий между людьми, присущих только человеческому обществу.

3. Важным признаком общества является территория и ее природноклиматические условия, где происходят различные социальные взаимодействия. Если взять для сравнения способ производства материальных благ, образ жизни, культуру и традиции разных народов (например, цен- трально-африканских племен, малых этнических групп крайнего Севера или жителей средней полосы), то станет понятно огромное значение тер- риториально-климатических особенностей для развития того или иного общества, его цивилизованности.

4. Осознание людьми происходящих в обществе изменений и процессов в результате их деятельности (в отличие от природных процессов, независимых от воли и сознания людей). Все, что происходит в обществе, осуществляется только людьми, их организованными группами. Они создают специальные органы для осуществления саморегуляции общества - социальные институты.

5. Общество обладает сложной социальной структурой, состоящей из разных социальных слоев, групп и общностей. Они различаются между собой по многим параметрам: уровню доходов и образования, отношению

к власти и собственности, принадлежностью к разным религиям, политическим партиям, организациям и т. п. Они находятся в сложных и разнообразных отношениях взаимосвязи и постоянного развития.

Тем не менее, все вышеназванные признаки общества взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность и устойчивость его развития как единой и сложноорганизованной системы.

Общество подразделяется на структурные компоненты, или подсистемы:

1. Экономическая подсистема.

2. Политическая подсистема.

3. Социокультурная подсистема.

4. Социальная подсистема.

Рассмотрим данные структурные компоненты подробнее:

1. Экономическая подсистема общества (часто называемая экономической системой) включает производство, распределение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое

стимулирование различных видов деятельности, банковские, кредитные

и другие, подобные им, организации и учреждения (изучается студентами

в курсе экономической теории).

2. Политическая подсистема (или система) представляет собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность органов государственного управления, политических партий

и общественно-политических организаций, наличие политических прав

и свобод граждан, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. С этой системой студенты знакомятся в курсе политологии.

3. Социокультурная подсистема (или система) включает в себя образование, науку, философию, искусство, мораль, религию, организации

и учреждения культуры, средства массовой информации и т. п. Изучается она в таких учебных курсах, как культурология, философия, эстетика, религиоведение, этика.

4. Социальная подсистема - это форма жизнедеятельности людей, которая реализуется в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, социальных общностей, групп и отдельных личностей и объединяет все остальные структурные компоненты общества. Она является предметом исследования социологии.

Взаимодействие основных подсистем общества можно представить

в виде схемы (рис. 3).

Общество как целостная система

Рис. 3. Структура общества

Социальная подсистема общества в свою очередь включает в себя следующие структурные компоненты: социальную структуру, социальные институты, социальные отношения, социальные связи и действия, социальные нормы и ценности и т. д.

Существуют иные подходы в определении структуры общества как социальной системы. Так, американский социолог Э. Шилз предложил изучение общества как определенной макроструктуры, основными эле-

ментами которой являются социальные общности, социальные организации и культура.

В соответствии с этими компонентами, общество необходимо рассматривать в трех аспектах:

1) как взаимосвязь множества индивидов. В результате взаимосвязи множества индивидов формируются социальные общности. Именно они являются главной стороной общества как социальной системы. Социальные общности - это реально существующие совокупности индивидов, образующие определенную целостность и обладающие самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития общества и характеризуются многообразием видов и форм.

Наиболее значимыми являются социально-классовые, социальноэтнические, социально-территориальные, социально-демографические и т. п. (подробнее - в отдельных темах пособия).

Формы взаимодействия между людьми в социальных общностях различны: индивид – индивид; индивид – социальная группа; индивид – общество. Они формируются в процессе трудовой, практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида или социальной группы, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов определяет социальные связи между индивидами, между индивидами и внешним миром. Совокупность социальных связей является основой всех социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования политической, экономической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества.

В то же время все сферы жизни общества, любая социальная общность не могут успешно функционировать, а тем более развиваться без упорядочения, регулирования отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Для этого общество выработало своеобразную систему такого регулирования и организации общественной жизни, его «инструменты» - социальные институты. Они представляют собой определенную совокупность учреждений - государство, право, производство, образование и др. В условиях стабильного развития общества социальные институты выполняют роль механизмов согласования общих интересов различных групп населения и индивидов;

2) второй важнейшей стороной общества как социальной системы является социальная организация. Она означает ряд способов регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для достижения определенных целей общественного развития. Иначе говоря, социальная организация - это механизм интеграции действий индивидов и социальных общностей в рамках той или иной социальной системы. Ее элемента-

ми являются социальные роли, социальные статусы индивидов, социальные нормы и социальные (общественные) ценности (в отдельной теме).

Совместная деятельность индивидов, распределение социальных статусов и социальных ролей невозможны без определенного управляющего органа в рамках социальной организации. Для этих целей формируются организационно-властные структуры в виде администрации, а также управленческое звено в виде менеджеров и специалистов-руководителей. Возникает формальная структура социальной организации с различными социальными статусами, с административным разделением труда по принципу «руководители – подчиненные»;

3) третьей составляющей общества как социальной системы является культура. В социологии под культурой понимают систему социальных норм и ценностей, закрепленных в практической деятельности людей,

а также саму эту деятельность. Главным связующим звеном социальной

и культурной систем выступают ценности. Их задача - служить поддержанию образца функционирования социальной системы. Нормы в социологии являются преимущественно социальным феноменом. Они выполняют в основном функцию интеграции, регулируют огромное количество процессов, содействуют внедрению нормативных ценностных обязательств. В цивилизованных, развитых обществах основой социальных норм является правовая система.

В центре внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе - в какой степени те или иные социальные ценности способствуют гуманизации общественных отношений, формированию всесторонне развитой личности.

О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ЕГО ТИПЫ И КОНЦЕПЦИИ

Как отмечалось выше, общество является постоянно развивающейся, динамичной системой. В ходе такого развития оно проходит ряд исторических этапов и типов, характеризуемых особыми отличительными признаками. Ученые-социологи выделили несколько основных типов общества.

1. Марксистская концепция развития общества, предложенная в середине XIX в. Марксом и Энгельсом, исходит из главенствующей роли способа производства материальных благ в определении типа общества. Согласно этому, Маркс обосновал наличие пяти способов производства

и соответствующих им пяти общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих одна другую в результате классовой борьбы

и социальной революции. Это первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая формации. Хотя известно, что ряд обществ не прошли в своем развитии те или иные стадии.

2. Западные социологи второй половины XIX – середины XX вв. (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби и др.) считали, что в мире существуют всего два типа обществ:

а) традиционное (т. н. военная демократия) - это аграрное общество

с примитивным производством, малоподвижной иерархической социальной структурой, властью земельных собственников, собранием вооруженных воинов; неразвитой наукой и техникой, незначительными накоплениями;

б) индустриальное общество, которое складывается постепенно, приходит на смену традиционному в результате великих географических и научно-технических открытий. Начинается медленный рост технического прогресса, увеличение производительности сельскохозяйственного труда, появление слоя купцов, торговцев, формирование централизованных государств. Первые буржуазные революции в Европе приводят к возникновению новых социальных слоев, а также к зарождению идеологии либерализма и национализма, демократизации общества. Исторические рамки этого типа общества - от эпохи неолита до индустриальной революции, осуществляемые в различных странах и регионах в разное время.

Для индустриального общества характерны:

урбанизация, увеличение доли городского населения до 60–80 %;

ускоренный рост промышленности и сокращение сельского хозяйства;

внедрение достижений науки и техники в производственные процессы и повышение производительности труда;

появление новых отраслей производства в результате научнотехнического прогресса;

увеличение доли накоплений капитала в ВВП и инвестирование их в развитие производства (15–20 % ВВП);

изменение структуры занятости населения (увеличение доли рабочих, занятых умственных трудом за счет сокращения неквалифицированного, физического);

рост объема потребления.

3. Со второй половины XX в. в западной социологии появились концепции трёхстадийной типологии общества. Р. Арон, З. Бжезинский, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др. исходили из того, что человечество в своем историческом развитии проходит три основных этапа и типа обществ (цивилизаций):

а) доиндустриальное (аграрно-ремесленное) общество, главное богатство которого - земля. В нем господствует простое разделение труда, мануфактурное производство. Основная цель такого общества - власть, жесткая авторитарная система. Основные его институты - армия, цер-

ковь, сельское хозяйство. Господствующие социальные слои - знать, духовенство, воины, рабовладельцы, позже - феодалы;

б) индустриальное общество, главное богатство которого - капитал, деньги. Для него характерно крупное машинное производство, научнотехнический прогресс, развитая система разделения труда, массовое производство товаров на рынок, развитие СМИ и т. п. Господствующий слой - промышленники, бизнесмены.

в) постиндустриальное (информационное) общество приходит на смену индустриальному. Главная ценность его - знания, наука, производящая информацию. Главный социальный слой - ученые. Постиндустриальное общество характеризуется появлением новых средств производства: информационно-электронных систем с миллиардами операций в секунду, компьютерной техники, новых технологий (генная инженерия, клонирование и т. п.); использование микропроцессоров в промышленности, сфере услуг, торговли и обмена; резкое сокращение доли сельского населения и увеличение занятости в сфере сервиса и т. д. Соотнешение различных типов общества представлено в табл. 1.

Таблица 1

Различия между традиционным, индустриальным

и постиндустриальным типами общества

Признаки

Тип общества

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

(аграрное)

Натуральное

Товарное хозяйство

Развитие сферы

хозяйствования

хозяйство

услуг, потребления

Преобладающая

Аграрное

Промышленное

Производство

сфера экономики

производство

производство

информации

Ручной труд

Механизация иавто-

Компьютеризация

способ труда

матизацияпроизвод-

производства

стваиуправления

и управления

Главные социаль-

Церковь, армия

Промышленные

Образование,

ные институты

корпорации

университеты

Священники,

Бизнесмены,

Ученые, менеджеры-

социальные слои

феодалы, знать

предприниматели

консультанты

Способ политиче-

Военная демокра-

Демократия

Гражданское

ского управления

тия, деспотичное

общество,

управление

самоуправление

Главный фактор

Физическая власть,

Капитал, деньги

управления

божественная власть

Основные

Между высшими

Между трудом

Между знанием

противоречия

и низшими

и капиталом

и незнанием,

сословиями

некомпетентностью

Олвин Тоффлер и другие западные социологи утверждают, что развитые страны с 70–80-х гг. ХХ в. переживают новую технологическую

революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальных цивилизаций.

Теория индустриального и постиндустриального общества объединяет в себе пять тенденций социального развития: технизации, информатизации, усложнения общества, социальной дифференциации и социальной интеграции. О них речь пойдет ниже, в отдельных главах данного издания.

Однако надо иметь в виду, что все вышесказанное касается развитых стран. Все остальные, в т. ч. Беларусь, находятся на индустриальной стадии (или в доиндустриальном обществе).

Несмотря на привлекательность многих идей постиндустриального общества, проблема его формирования во всех регионах мира остается открытой в силу исчерпаемости многих ресурсов биосферы, наличия социальных конфликтов и т. п.

В западной социологии и культурологии выделяется также теория циклического развития общества, авторами которой являются О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Она исходит из того, что эволюция общества рассматривается не как прямолинейное движение к его более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения (циклическую концепцию развития общества можно рассматривать по аналогии с жизнью отдельного человека - рождение, развитие, расцвет, старость и смерть).

Особый интерес у наших студентов вызывает «теория здорового общества», созданная немецко-американским психологом, врачом и социологом Эрихом Фроммом (1900–1980 гг.). Эмигрировав из Германии в США в 1933 г., он много лет работал практикующим врачом-психо- аналитиком, позже занялся научной деятельностью, с 1951 - стал профессором университета.

Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Фромм разработал концепцию создания гармоничного здорового общества при помощи методов социальной терапии.

Основные положения теории здорового общества.

1. Разрабатывая целостную концепцию личности, Фромм выяснил механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов

в процессе ее формирования.

2. Здоровье общества он выводит из здоровья его членов. Понятие здорового общества Фромма отличается от понимания Дюркгейма, который допускал возможность наличия в обществе аномии (т. е. отрицания его членами основных социальных ценностей и норм, ведущих к соци-

альной дезинтеграции и последующему девиантному поведению). Но Дюркгейм относил это только к индивиду, но не к обществу в целом. И если допустить, что девиантное поведение может быть свойственно

большинству членов общества и привести к господству деструктивного поведения, то мы получаем больное общество. Этапы «заболевания» следующие: аномия → социальная дезинтеграция → девиация → деструкция

→ распад системы.

В противовес Дюркгейму Фромм называет здоровым такое общество,

в котором люди развили бы свой разум до такой степени объективности, которая позволяет им видеть себя, других людей и природу в их истинной реальности, отличать добро от зла, делать свой собственный выбор. Это означало бы общество, члены которого развили в себе способность любить своих детей, семью, других людей, себя, природу, чувствовать единение с ней, и в то же время - сохранить чувство индивидуальности, целостности и превосходить природу в творчестве, а не в разрушении.

Намеченной им цели, считал Фромм, пока удалось достичь меньшинству. Задача состоит в том, чтобы большинство общества превратить

в здоровых людей. Идеал здорового общества Фромм видит в преобразовании всех сфер общественной жизни:

в экономической области должно быть самоуправление всех работающих на предприятии;

следует уравнять доходы до такой степени, чтобы обеспечить достойную жизнь различным социальным слоям;

в политической сфере необходима децентрализация власти с созданием тысяч небольших групп с межличностными контактами;

изменения должны одновременно охватить все другие области, т. к. перемены только в одной разрушительно действуют на изменения

в целом;

человек не должен быть средством, используемым другими или самим собой, а ощущать себя субъектом своих сил и возможностей.

Достаточно интересна и теория социального изменения общества Т. Парсонса. Он исходит из того, что эволюции подвержены различные системы общества: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются только те, которые происходят в культурной системе. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют в своей основе и само общество. Примеров тому огромное множество.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что все научнотехнические и технологические радикальные изменения влекут за собой перевороты и в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными революциями, как утверждали Маркс, Энгельс, Ленин. Классовые интересы, естественно, существуют, противоречия - тоже, однако наемные работники вынуждают владельцев собственности идти на уступки, повышать зарплату, увеличивать доходы, а значит

и поднимать жизненный уровень и благосостояние. Все это ведет к снижению социальной напряженности, сглаживанию классовых противоречий и отрицанию неизбежности социальных революций.

Общество как социальная, динамично развивающаяся система всегда было, есть и будет наиболее сложным и привлекающим внимание социологов объектом изучения. По степени сложности оно может сравниться только с человеческой личностью, индивидом. Социум и индивид неразрывно связаны между собой и взаимоопределяются одно через другое. В этом заключается методологический ключ к исследованию других социальных систем.

В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что означает человеческое общество?

2. Каковы основные подходы в определении понятия «общество»?

3. Назовите основные признаки общества.

4. Дайте характеристику ведущих подсистем общества.

5. Изложите структурные компоненты социальной системы общества.

6. Какие теории развития общества вы можете назвать?

7. Охарактеризуйте суть «теории здорового общества» Э. Фромма.

Литература

1. Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Бабосов, Е. Общая социология / Е. Бабосов. Минск, 2004.

3. Горелов, А. Социология / А. Горелов. М., 2006.

4. Луман, Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М., 1998.

6. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1992. Т. 1, 2.

7. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. М., 1992.

1. Что такое общество? Признаки общества.

2. Мыслители прошлого об обществе .

1. Под обществом обычно понимают социальную организацию определенной страны, нации, народности или племени . Общество – это понятие, которое происходит из обычного, ненаучного язы­ка, а потому трудно поддается точному определению. Однако в науке слово "общество" принято употреблять для обозначения наиболее крупных объединений людей, которые не являются со­ставными частями других общностей.

Границы общества обычно совпадают с границами страны, хотя так бывает далеко не всегда. Такое совпадение характерно для современного мира. В древние времена, когда существовало мно­жество кочевых народов, границы общества не всегда совпадали с границами страны, так как далеко не каждый народ проживал на определенной территории. И в настоящее время далеко не каж­дая народность обладает государственностью, то есть имеет четко обозначенную территорию проживания, а также узаконенные вла­стные и прочие государственные структуры. Однако народность может быть отдельным обществом, если ее жизнь организована в соответствии с определенными правилами и члены народности осознают свое отличие и свою отграниченность от других подоб­ных объединений людей. Ощущение своих особенностей создает­ся за счет традиций и обычаев, уникальных для данного объеди­нения людей, за счет общего языка, на котором общаются его члены, за счет проживания на определенной, четко отграничен­ной от других территории, то есть родины, и т.д.

Если эти признаки по каким-то причинам утрачиваются, то общество может утратить свои границы и влиться в более круп­ное объединение. Например, на территории России проживает множество народов, для которых наша страна является основ­ным местом проживания. К таким народам относятся, например, народы Севера (якуты, чукчи, нанайцы и др.). Конечно, такие народы существуют отдельно от других народов, поскольку у них имеется национальный язык, самобытная культура. И в то же время они не изолированы абсолютно от других народов и других культур и являются частью более крупного объединения людей.

По этой причине называть данные народы отдельными общества­ми можно лишь с некоторыми оговорками.

Общество обладает следующими признаками:

1. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки. Иногда это приводит к крайне забавным последствиям. Так, в США проводились исследования о том, как граждане" этого государства видят его историю. При этом исследователи часто получали совершенно неожиданные ответы. Например, на вопрос о том, что было до открытия Америки, некоторые (немногие) опрашиваемые отвечали: тогда жили динозавры. Естественно, это говорит о крайне низком уровне культуры некоторых представителей американского общества, которые не могут представить себе общей картины мировой истории. Однако такие представления очень показательны, так как они отражают их отношение к тому обществу в котором живут люди.

Кроме того, представления об истории общества отражаются и в исторических символах , то есть в тех знаковых явлениях культуры, которые составляют колорит данного общества . Это могут быть обра­зы исторических личностей и событий. Для России таким ключевы­ми образами являются, например, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, образы князя Владимира, Ивана Гроз­ного, Петра I, Ленина, Сталина, в меньшей степени – Горбачева и Ельцина. Эти образы отражают важные этапы в истории России.

2. Каждое общество имеет собственную культуру. Естествен­но, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлия­ние культур, под культурой следует понимать ядро родной куль­туры, то есть традиции, благодаря которым Отдельный человек осознает свою причастность именно к данному, а не к иному об­ществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, ложащиеся в основу социальных связей.

3. Каждое общество является самой большой единицей соци­альной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в свя­зи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако гово­рить о том, что этот признак недействителен, невозможно.

4. Общество воспроизводит само себя за счет детей от браков между признанными членами общества : в обычном случае ребе­нок, рожденный членами общества, и сам становится членом дан­ного общества. Население может пополняться, и за счет мигра­ции, однако основная масса населения все равно пополняется за счет представителей того, что обычно называют "коренной наци­ей" (это ненаучное понятие). Это отличает общество от большин­ства других социальных общностей.

5. Население как субъект общества живет на определенной территории . В настоящее время процессы миграции очень усили­лись, и следует ожидать того, что они усилятся еще больше. Од­нако обществ, оторванных от конкретной территории, до сих пор не появилось: в случае миграции человек утрачивает непосред­ственную связь с обществом, из которого он вышел, перестает быть его членом.

6. Очень важным, хотя и не обязательным, является наличие государства . Хотя общество первично по отношению к государ­ству, можно утверждать, что общества, не имеющие государствен­ных форм жизни, отстают в своем развитии.

7. Общество характеризуется социальной дифференциацией , которая представляет собой важнейший механизм его развития. В обществе существуют классы, сословия, относительно замкну­тые социальные группы, то есть объединения людей по разным признакам, которые могут осознаваться или не осознаваться сво­ими людьми . Периодически между этими группами возникают напряженность, конфликты. Характерным примером в этом слу­чае является противостояние богатых и бедных: бедные могут желать более справедливого распределения общественных бо­гатств, а богатые – препятствовать этому. Такой конфликт при­водит либо к победе одной стороны, либо к сохранению существу­ющего положения при достаточно активном переходе людей из одной социальной категории в другую (то есть из бедных в бога­тые и, наоборот, из богатых в бедные). И в любом случае это противостояние приводит к изменениями внутри общества, а, сле­довательно, является движущей силой развития.

Общество отличается от таких явлений, как государство и на­селение .

Различия между обществом и государством связаны главным образом с тем, что они относительно независимы друг от друга.

1. Прежде всего, общество первично, возникает раньше государ­ства, тогда как государство появляется позже общества, а сле­довательно, является вторичным. Государственные структу­ры и государственная власть возникают лишь на "продвину­тых" этапах развития общества и свидетельствуют о том, что общество является развитым. Государство предполагает граж­данство, то есть формально закрепленную принадлежность че­ловека к нему и определенные права и обязанности, которые берут на себя гражданин и государство. Однако не любое об­щество является гражданским. С точки зрения наличия или отсутствия гражданства, а также особенностей статуса граж­данина можно выделить:

а) негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование;

б) догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан, то есть не соблюдает права и свободы, которые присущи гражданам как самостоятельным, независимым людям. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако с точки зрения современной социологии нет оснований называть общество гражданским;

в) гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением.
Гражданское общество существовало еще до появления государства.

Гражданское общество имеет следующие признаки:

– наличие частной собственности у большинства населения. Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собствен­ного труда и материально не зависящих от государства;

– наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защи­щающие те или иные интересы самих граждан или обще­ства в целом (например, профсоюзы, религиозные, моло­дежные, женские, экологические и иные организации). Та­кие организации не стремятся к получению государственной власти и, конечно же, существуют независимо от госу­дарственной власти. Однако благодаря таким организаци­ям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними;

– демократия низового уровня, то есть участие в государствен­ной жизни всех без исключения граждан общества. Кроме того, демократия низового уровня заключается и в демок­ратической процедуре решения вопросов, возникающих в других объединениях людей (например, в трудовых кол­лективах).

2. Общество шире государства: все функции государства могут осуществляться обществом, но не все функции общества мо­жет выполнять государство. Например, общество принуждает людей действовать определенным образом и отказываться от неприемлемых способов достижения целей при помощи соци­ального контроля, который выражается в отношении окружа­ющих к поступкам человека. А государственная власть лишь берет на себя некоторые функции общества, закрепляя нормы поведения в виде законодательства.

Отличие общества от населения заключается в том, что насе­ление является "носителем" общества, то есть тем, благодаря чему существует общество, но еще не формирует его . На независимость этих двух категорий указывает, например, то, что изменения об­щества не всегда означают, что изменилось население, и, наобо­рот, изменение населения не всегда означает, что изменилось об­щество. Изменение общества при неизменности населения можно наблюдать в настоящий период развития нашей страны, посколь­ку в результате экономических и политических реформ измени­лась стратификация общества, появились новые социальные и культурные феномены, и это при том, что изменение населения не было столь значительным. Люди остались теми же, измени­лись их привычки, уровень и стиль жизни, сфера деятельности.

Изменение населения при неизменности общества – явление, в настоящее время также весьма распространенное, поскольку происходят массовые миграции населения. Люди переселяются из страны в страну и вынуждены "встраиваться" в те социальные структуры, которые существуют в другой стране. Уклад жизни в принимающей стране при этом не меняется, но состав населения не остается прежним. Примером может служить эмиграция граж­дан Российской Федерации в европейские страны и США. В древ­ние времена такие изменения происходили в основном при заво­еваниях.

Общество – это многоуровневое образование. Оно включает в себя:

– социальные взаимодействия и отношения, которые связы­вают людей;

– социальные группы и общности;

4) социальные институты;

5) нормы и ценности.

Все указанные элементы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Так, социальные действия, взаимодействия и отноше­ ния связывают людей, которые формируют группы, общности и институты. Ценности и нормы существуют благодаря институ­там, группам и общностям, а индивид становится личностью толь­ко в том случае, если в процессе группового общения, а также общения внутри общности и под влиянием его институтов он усвоил нормы и ценности.

Вопросы и задания

1. Докажите, что общество и государство отличаются друг от друга.

2. Как можно доказать, что общество отличается от населения?

3. Назовите основные признаки общества. Что обеспечивает его целос­тность? Какие черты присущи любому обществу?

4. Назовите три основных подхода к изучению общества. Что берется в качестве точки отсчета в каждом из них?

5. Какие основные этапы развития общества можно выделить?


ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Основным источником наших знаний о со­циальных представлениях древних индийцев являются Веды – обширный сборник текстов, в основном религиозного содержа­ния. Веды не имеют одного автора и составлялись с 1500 по 600 гг. до н.э., то есть в течение примерно девяти столетий. На этот же период приходится становление первых рабовладельческих государств, которое стало возможным только после перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также появлению общин и сельского хозяйства.

Под большим влиянием ведических представлений сформировался буддизм. Его основатель – Сидхарта Гуатама Будда – родился в царской семье, в возрасте 29 лет стал монахом и вел крайне аскетический образ жизни, предписывавшийся брахма­нам. Однако затем он пришел к выводу, что ни аскетизм, ни гедонизм (то есть стремление к жизненным удовольствиям) не гарантируют спасения.

Индийское общество имело очень жесткое деление на касты, которых было четыре: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вай­шьи (ремесленники, земледельцы) и шудры (рабы). Самое высо­кое положение в иерархии занимали брахманы, самое низкое – шудры. Отношения между кастами регулировались очень жест­кими правилами, а переход из одной касты в другую был просто невозможным. Последнее было связано с кармическими представ­лениями древних индийцев. С одной стороны, принадлежность человека к той или иной касте объяснялась законами перерожде­ния, а следовательно, человек должен был до конца искупить те грехи, которые он совершил в прошлой жизни, если он родился как представитель низших каст. С другой стороны, соблюдение всех требований и норм, регулировавших социальную жизнь Древ­ней Индии, было гарантией того, что в будущей жизни человек переродится в представителя высшего сословия.

В буддизме основной бедой человека была признана привязанность к жизни. Только отказ от этой привязанности мог освободить человека из бесконечной цепи перерождений. Естественным способом прерывания этой цепи считался отказ от страстей, "жажды", то есть от привязанности к миру. Буддизм предложил радикальный способ освобождения от этой привязанности – недеяние. Любое действие человека еще больше втягивает его в бесконечный круговорот. То же касается и желаний. Следовательно, праведный человек должен освобо­диться от желаний, от стремления к действию. Отказ от желаний автоматически вел и к отказу от привязанности к жизни, а пото­му человек оказывался "недоступным" для всех мирских несчас­тий и неприятностей – болезни, рождения, смерти, потерь.

На освобождение могли претендовать прежде всего монахи, хотя такую возможность нельзя было исключить и для обычных людей, ведущих праведный образ жизни. Для последних глав­ным было соблюдать пять заповедей буддизма: не брать чужого, не вредить живым существам, не вести праздных и лживых ре­чей, не вступать в запрещенные половые контакты и не употреб­лять опьяняющих напитков.

Древний Китай. Китайская цивилизация породила множе­ство философских школ и направлений, но наиболее влиятель­ным, наиболее важным для китайского миросозерцания было кон­фуцианство. Конфуцианство лишь впоследствии стало религиоз­ной доктриной, но сначала оно сформировалось как социальная теория. Конечно, упор в конфуцианстве делался не на объектив­ное описание социальных процессов, а на "рецепты" создания идеального, гармоничного общества. Однако это не означает, что конфуцианство не является социальной теории.

Его основателем был Конфуций (Кун-фу-цзы, 551-479 гг. до н.э.). На территории Китая тогда существовало несколько незави­симых монархий, которые постоянно враждовали друг с другом.

Верхние слои общества также постоянно боролись за власть и вли­яние на государей. Устанавливалась жесткая централизованная власть, разрушавшая традиционный общинный уклад китайской жизни. Все это не могло не привести к разрушению нравственных норм, а следовательно, и к дезорганизации общественной жизни.

Конфуцианство было консервативным течением в социальной жизни, которое идеализировало прошлое. В его основе лежало два принципа . Во-первых, все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отступили от традиций, которым сле­довали предки. А потому, чтобы восстановить гармонию в госу­дарстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возро­дить их. Во -вторых , с точки зрения Конфуция и его последовате­лей, идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

Центральным для нее был концепт "жэнь ", который можно перевести как "гуманность", "человечность", "человеколюбие". Этот принцип можно сформулировать следующим образом: "не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам".

Важную роль в конфуцианстве играл и принцип "ли" – со­блюдение обрядов (порядка). Он сводился к тому, что четко следовать человек должен нормам, предписываемым ему обществом , соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Взаимоот­ношения в китайском обществе регулировались сложной систе­мой правил и предписаний, касающихся людей и социальных групп. Без этого, с точки зрения Конфуция, нормальное функци­онирование общества было невозможно. Именно этот принцип позднее стал основным принципом организации жизни китайс­кого общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этике­та. Однако после его смерти, когда конфуцианство стало главен­ствующей идеологией в Китае, данный принцип стали понимать более формально, как следование этикету, а гуманистические аспекты учения Конфуция отошли на второй план.

Древняя Греция . Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Социальные идеи, высказанные вос­точными мыслителями, не оказали особого влияния на то, как мы сейчас видим общество. Не так обстоит дело с античностью. Именно в период античности были заложены основы наук, кото­рые существуют в наши дни. К ним относятся и социальные на­уки. Конечно, в те времена еще никто не говорил о социологии, политологии и экономике, однако социальные, политические и экономические вопросы уже были объектом рассмотрения в раз­нообразных философских системах.

Первым и одним из наиболее значимых для античности мыс­лителей был Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий фило­соф, основоположник философского идеализма.

Социальная теория Платона изложена в его работах "Государ­ство", "Законы" и "Политик". В "Государстве" Платон утверж­дает, что основной причиной возникновения общества была необ­ходимость объединения, без которого люди не могли удовлетво­рять свои потребности.

Платон, как и многие мыслители древности, не предложил объективной, беспристрастной, описательной концепции общества. Социальная теория Платона носит во многом субъективный ха­рактер, так как описывает скорее идеальное государственное ус­тройство, а не социальную реальность. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. Особенно ярко это выразилось в "Государстве".

В то же время Платон предложил классификацию форм влас­ти. Он выделял: 1) аристократию, то есть власть избранных; 2) монархию; 3) тимократию, то есть власть воинов; в качестве примера он приводит Спарту; 4) олигархию – власть небольшого числа богачей; 5) демократию, крайней формой которой являет­ся охлократия, то есть власть толпы; 6) тиранию и 7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в. действительностиАристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы – к неправильным.

Демократию (буквально "власть народа") Платон рассматри­вал как власть бедняков. К демократии Платон относился нега­тивно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению философа, именно из демократии постепенно рождается тирания, посколь­ку тиран обычно приходит к власти как ставленник народа. Пла­тон полагал, что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Критика демократии имела и более конкретный смысл, так как была на­правлена на критику государственного устройства Афин, в кото­рых Платон прожил долгое время

Платон одним из первых попытался проанализировать струк­туру общества. Он выделил три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государ­ства. Каждому сословию присуща своя добродетель: философам – мудрость, воинам – храбрость, ремесленникам и земледельцам-рассудительность. Лишь четвертая добродетель – справедли­вость – присуща всему обществу в целом.

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, который впоследствии оказался его яростным противником, став осново­положником материализма. Аристотель сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал сис­тему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. По мнению Аристотеля, основой познания является чув­ственное восприятие, которое не позволяет сознанию впасть в спекуляции. Кроме того, сами идеи Аристотеля определили лицо науки вообще – с ее идеалами всеобщности, необходимости до­казательности, а также в установке на объяснение любого опи­санного факта.

Социальные взгляды Аристотель изложил в трактате "Поли­тика". В нем Аристотель первым сформулировал признаки де­мократии, которые разделяются в настоящее время всеми поли­тологами. В частности, он утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает ста­бильность власти. Кроме того, обязательным признаком демок­ратии Аристотель считал выборность органов власти. Наконец, Аристотель полагал, что демократия является наиболее прочным государственным устройством, поскольку основана на мнении и желании большинства, которому противостоит меньшинство.

Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государ­ственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества).

Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он вы­делял "нормальные" и "ненормальные " формы правлений. К пер­вым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, ари­стократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип. Как видно, в оценке существующих реально форм власти Аристотель гораздо мягче, чем Платон.

Вопросы и задания

1. Опишите устройство древнеиндийского общества. Что такое касты?

2. Какие учения играли наибольшую роль на Древнем Востоке? Изложи­те их основные положения. Какие труды философа Платона вы знаете?

3. Какую структуру имело идеальное общество у Платона?

4. Как понимали демократию Платон и Аристотель? В чем состоит раз­личие между их точками зрения?

5. Как Платон и Аристотель классифицировали формы власти? Что общего в их классификациях? Чем они различаются?

6. Какая форма государственного правления, по Аристотелю, является самой правильной и самой справедливой?

7. Какие работы написал Аристотель?


СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Средние века и Возрождение . Средневековая наука существовала в рамках теологической культуры, противопоставлявшей земную низменную жизнь божественному миру чистого, вечного, прекрасного. И все научные построения средних веков вписывались в христианскую идеологию, не противо­речили ей.

В средние века человека видели как двойственное существо. Поскольку человек обладает душой, он из всего сущего наиболее близок к богу. Однако человек грешен, и его тело – это земное, дьявольское начало, склонное к греху. А по этой причине чело­век рассматривался как поле боя между богом и дьяволом, меж­ду добром и злом.

В центре средневековой картины мира находился бог – выс­шее существо, творец мира, способный решать его судьбы. Ко­нечно, свобода человека не отрицалась: поскольку человек наи­более близок к богу, он, в отличие от других существ, обладает и максимальной свободой. Он свободен выбирать между добром и злом. По этой причине церковь стремилась поставить на истин­ный путь – путь веры в бога и соблюдения нравственных и рели­гиозных норм – как можно большее число людей.

Одной из наиболее крупных фигур Средневековья был Фома Аквинский (1225-1274 гг.) – теолог, разработавший философс­кую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью единственно правильной. С его точки зрения все зна­ния составляют иерархически организованную систему, в кото­рой высшей точкой является теология как учение, наиболее близко стоящее к божественному разуму. Философия – это выражение разума человека, и она не может и не должна противостоять тео­логии; различие между ними заключается лишь в том, что чело­веческий разум и разум божественный занимают разное положе­ние в мировой иерархии.

Власть государя и социальное неравенство Фома Аквинский выводил из божественной воли: бог так устроил мир, и нам ниче­го не остается, кроме как подчиниться его воле; любые попытки перейти из своего сословия в высшее грешны по своей природе.

Однако Фома четко разделял божественную и мирскую власть. Поскольку мир – это место, где существует только тленное тело, мирским властям принадлежит лишь оно, но не бессмертная душа, которая находится во власти бога.

Аквинский лучшим типом государственного правления счи­тал монархию, поскольку она воспроизводит устройство мира, которым правит бог. Однако правитель не может отождествлять себя с богом и должен признавать приоритет церковной власти над властью земной. Наиболее ярко это проявляется в тирании. Худшей формой государственного устройства Фома считал также демократию.

Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) – монах-францисканец, разработавший самостоятельную теорию, за что был заключен в тюрьму, где провел без малого четырнадцать лет. Его влияние на социальную мысль было не очень велико, однако именно он заложил основы эмпирической науки, то есть науки, основанной на опытном знании. Такую науку Бэкон противопоставлял схолас­тике.

Эпоха Возрождения – это период, в который началось посте­пенное отделение науки от богословия, завершившееся позже, в Новое время. Этот период характеризуется высочайшими дости­жениями в сфере искусства. В экономической сфере происходило постепенное выдвижение на первый план буржуазии , что стало предпосылкой последующего становления капитализма. В поли­тической сфере произошло усиление государственной власти, по­явились первые государства, характеризовавшиеся сильной цен­трализованной властью. Политические воззрения того времени в значительной степени оставались ненаучными. Так, большой по­пулярностью в эпоху Возрождения пользовались проекты иде­ального государственного устройства, представлявшиеся как опи­сания фантастических государств. Наибольшую известность по­лучили "Утопия" Томаса Мора и "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы.

Именно в этот период начал формироваться эксперименталь­ный метод научного исследования. Развитие науки привело и к значительным изменениям представлений о мире и месте, которое занимает в нем человек.

В эпоху Возрождения творили такие мыслители, как Мишель Монтень и Эразм Роттердамский . В их творчестве содержится основательная критика религиозной морали, которую эти мыслители считали необходимым заменить более простой и человеч­ной моралью. Монтень и Эразм Роттердамский были одними из первых людей в Европе, которые осознали, что мораль и нрав­ственность не зависят от религии и являются универсальными ценностями, присущими человеку как мыслящему существу.

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) – крупный итальянский правитель и дипломат эпохи Возрождения. Его трактат "Государь". Макиавелли продолжает традицию, начатую платоновским "Государством", однако больше внимания уделяет не государству как та­ковому, а личности политического лидера. Такой акцент можно объяснить биографически (Макиавелли был политиком, дипло­матом), а также культурным контекстом эпохи Возрождения: именно в этот период на первый план выступает личность.

По мнению Макиавелли, политика представляет собой особую сферу, к которой нельзя применять нормы общей морали. Госу­дарство выполняет самостоятельные цели, а потому и правила, по которым должен действовать государь, отличны от правил, регулирующих жизнь простых людей. Макиавелли рисует образ хитрого, коварного и жестокого правителя, прообразом которого можно считать Цезаря Борджиа. Однако эти качества не являют­ся особенностью исключительно государя. Они присущи и всем остальным людям, которых Макиавелли рассматривает как злых, жадных и мстительных. В частности, на это указывают принци­пы (законы), которыми должен руководствоваться правитель в своей деятельности:

1. В основе любых человеческих действий лежат честолюбие и стремление к власти; человек стремится либо сохранить то, что он имеет, либо получить то, что имеет другой.

2. Умный государь не должен выполнять всех обещаний, которые он дал своим поданным. Этот принцип Макиавелли обосновы­вает тем, что простые люди также далеко не всегда выполняют свои обязательства перед государем. Здесь, в общем-то, впер­вые обещание рассматривается как способ привлечения сторон­ников, способ расположения людей к себе. Кроме того, Макиа­велли полагал, что правитель, который помнит о своих обеща­ниях и выполняет их, неизбежно впадает в зависимость от под­данных, а, следовательно, может попасть и под их контроль.

3. Добро следует творить постепенно, а зло – сразу. Человеку свой­ственно стремиться помнить хорошее и забывать о плохом. Жестокость считается более справедливой и легче переносится, если она совершается сразу, а не постепенно. Наградами же и похвалами люди дорожат, поскольку они им приятны, даже тогда, когда эти награды редки.

Жестокость государя Макиавелли оправдывал тем, что госу­дарство существует для общего блага, то есть обеспечивает поря­док, безопасность и благосостояние граждан.

Макиавелли предложил свою типологию форм государствен­ного устройства: 1) монархия – одна из основных форм; она мо­жет быть ограниченной, деспотической и тиранической; 2) рес­публика – вторая из основных форм; она может быть уравновешенной (Рим) и массовой (Афины); 3) олигархия; 4) плебисцит­ная монархия.

Последние две формы государственного устройства Макиа­велли рассматривал как переходные между монархией и респуб­ликой. Республика является наиболее правильным государствен­ным устройством, однако абсолютизм более приемлем в тех ситу­ациях, когда государство нуждается в установлении порядка.

Новое время. Новое время – новый этап в развитии европей­ской мысли. Если в средние века зарождающаяся наука целиком зависела от церкви, а в эпоху Возрождения только наметилось ее отделение от богословия, то в Новое время освобождение науки от теологии стало реальностью.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ, некото­рое время проработавший в качестве секретаря у Ф. Бэкона.

Он разработал концеп­цию общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества . Естественное состояние человечества – война всех против всех. Неправильно было бы думать, будто человек от рождения стремится к сотрудничеству. Человек представляет собой крайне эгоистичное существо, кото­рое стремится к почестям и богатству; поскольку блага не могут быть поделены поровну, соперничество и конкуренция должны быть единственными формами взаимодействия в рамках обще­ства. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось гражданское общество. Оно основано на законах, и благодаря этому может защищать права гражданина (например, право собственности). По Гоббсу, гражданское общество предпо­лагает отказ человека от свободы в пользу защищенности, кото­рую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство.

Гоббс выделял три типа правления: 1) демократию, 2) арис­тократию и 3) монархию. Лучшей формой государственного прав­ления он считал монархию.

Другой великий философ того времени Джон Локк (1632-1704 гг.) Он создал концепцию "естественного права ", в соответствии с кото­рой люди равны от рождения. На основании этого он сделал вы­вод, что никто – даже монарх – не имеет права посягать на свободу, здоровье и жизнь другого человека. В случае, если монарх наруша­ет эти правила, граждане вправе не подчиняться ему, то есть рас­торгнуть заключенный с ним договор. Впоследствии идеи Локка легли в основу идеи прав человека, очень актуальной в наши дни.

Джон Локк стоял также у истоков учения о ветвях власти . Он выделял три ветви: исполнительную, федеративную и законо­дательную власть. Законодательная власть должна принимать законы, исполнительная – следить за их исполнением и обеспе­чивать его, а федеративная – отвечать за внешнюю политику. В настоящее время ветви власти выделяются иначе, однако в осно­ве их выделения лежит идея Джона Локка.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) может по праву счи­таться основателем географического направления в социологии, политологии и геополитики. В работах "Персидские письма" и "О духе законов" он сформулировал теорию, в соответствии с ко­торой обычаи народов, их нрав, политическое устройство их го­сударств зависят от той территории, на которой они проживают. Географический детерминизм,разрабатывавшийся такими уче­ными, как Г. Т. Бокль, Ф. Ратцель, Л. И. Мечников, предполага­ет, что политическое и социальное устройство общества опреде­ляется формой ландшафта, доступом к морям, обширности тер­ритории, на которой проживают представители нации.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) – французский писатель и философ, создавший теорию "естественного человека ". Согласно его теории, че­ловек представляет собой изначально хорошее существо, которое затем под воздействием общества портится, становится злым. Соответственно, необходим "общественный договор", который был бы основан на идеалах равенства и свободы.

По мнению Руссо, общество создается людьми, а потому его законы должны быть выражением общей воли людей. Чтобы про­верить, насколько сильна эта общая воля, а также соответствуют ли ей законы, по которым живет общество, необходимо прово­дить референдумы. Наиболее благоприятными условиями для это­го являются социальные образования, напоминающие древние го­рода-государства, в которых членов было не настолько много, что­бы нельзя было прийти к согласию.

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.

С1 . Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4 . Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5 . Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности хри­стианских, традиций... Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мыс­ли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира».

(Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

(Ж. Волъфром)

3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченно­сти. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание нико­гда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Пред­ставлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

С8 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А.Лекторский)

1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ

Часть 2 Уровень В

№ задания ответ
естественная
регресс
АБВГ
В;А;Г;Б
В;Г;Ж
В;А;Б;Г
духовная
2,3,4
духовное
1,3,4,5,6
1,2,4,6
ручной
1,2,4,6
3,5,6
ВВАБГ
Общественными
БВА
3,4,2,1,5
Сферы, сферами
Общественный прогресс
Б;А;Г;В
1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
Г;В;Б;Д;А
1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
1,3,4.7,9
5,10,12,13,14
3,4,5,7,8,9

Часть 3. Уровень С

С1 .Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

Целостность;

Состоит из взаимосвязанных элементов;

Элементы изменяются с течением времени;

Меняется характер взаимосвязи между системами;

Меняется система в целом.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ:

Первобытную

Рабовладельческую

Феодальную

Капиталистическую (буржуазную)

Социалистическую (коммунистическую)

СЗ . Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустри­альное.

Признаки:

Доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

Индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

Постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: осно­ва - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Общество и природа взаимосвязаны;

Природа - естественная среда обитания общества;

Цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;

Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя ат­мосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;

В результате возникла угроза глобальной экологической катастро­фы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;

В нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответст­венность за такие экологические преступления, как нарушение пра­вил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.

Могут быть приведены другие позиции.

С5 . Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

Угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»;

Угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к техно­логиям производства оружия массового поражения;

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде все­го как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развиты­ми странами.

С6 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Выделены проблемы:
- ограниченность ресурсов;

Неравномерность развития (проблема «Север - Юг»);

Демографическая;

Последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;

Формирование общества потребления делает скорость и комфорт при­оритетными ценностями.

Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например:
коммунистические утопии;

Вера во всемогущество научно-технического прогресса;

Вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Про­свещения.

Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл сужде­ния.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы:
демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;

в результате - слабое участие в мировом разделении труда;

как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от бога­тых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

С8 . Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

2) В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».

3) Могут быть приведены следующие объяснения:

1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.

2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.

3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.

4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам.

Могут быть приведены другие объяснения.

4) Правильный ответ может содержать следующие предположения:

1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

Могут быть высказаны другие предположения.

С9 .Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»;

2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.».

2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система;

2) целостная система;

3) самоорганизованная система.

3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основание аргументы.

4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения:

в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определённая социальная организация;

5) формируются духовные институты.