Миг 25 япония угнал беленко. Всё самое интересное в одном журнале

Виктор Беленко родился в Кабардино-Балкарии. Парень с отличием оканчивает школу и поступает в авиационное военное училище, где становится лётчиком. После выпускных экзаменов молодой офицер направляется в Ставрополье на службу инструктором в авиационное училище, однако по собственному желанию переводится на Дальний Восток, где поступает в авиаполк истребителей.
Служил Беленко на истребителе-перехватчике МиГ-25, за сведенья о котором уже долго охотились разведки иностранных держав. Виктор характеризовался как отличный офицер, член партии и комсомольского бюро и никто не ожидал того, что произошло 6 сентября 1976 года. В 6:45 утра Беленко на своем МиГ-е вылетел на воздушные занятия.

Уже через три часа японское радио передавало, что боевой самолет, пилотируемый советским пилотом, приземлился на территории Японии. Виктор Беленко просит политического убежища, которое ему предоставляет США, а советский самолет специалисты Японии и США полностью разбирают. После детального изучения борт собирают и в ноябре передают СССР.

Следствие по предателю Беленко

Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР. В результате выяснилось, что Беленко интересовался западным уровнем жизни. В одной из бесед он сказал, что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше, а условия службы и оплата лучше, чем у советских.

Жена Беленко утверждала, что муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова, угнавшего самолет в Иран, и даже запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой. Версия о том, что советского пилота завербовали, не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей. Было мнение, что посадка на территории Япония была вынужденной мерой, однако и она была отвергнута.

При вылете наблюдались простые метеоусловия, а Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог ориентироваться по солнцу или береговой линии. Дальнейшее расследование подтвердило, что пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо. Уйдя с учебной зоны, он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров от советских берегов. Цель маневра – уход от радиолокационных систем, способных вычислить истинное направление самолета.

Причина бегства в Японию

Из квартиры, где проживала семья, пропали его паспорт, дипломы, свидетельства и прочие документы. Следователи выяснили, что у перебежчика часто возникали конфликты с командованием на почве недовольства службой. Однажды лейтенант Беленко даже подал раппорт, в котором указывалось нежелание служить под началом командиров, злоупотребляющих спиртными напитками.

Не устраивало Виктора и то, как шла его карьера. Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой, однако звания капитана из-за халатного отношения командования он так и не получил. Не получалось поступить и в академию, в которую по показаниям свидетелей, Беленко стремился. С июля месяца сослуживцы заметили нервозность и вспыльчивость Виктора, а перед последним вылетом он был бледен, а его руки тряслись.

Следствие пришло к выводу, что пилот Виктор Беленко совершил предательство в корыстных целях. Он знал, что западные страны с радостью примут не самого пилота, а его боевую машину – современный на то время МиГ-25, прозванный американцами «Летучей лисицей». Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь. В СССР пилот был обвинен в измене Родине и ему заочно вынесен приговор – расстрел.

Жизнь на новой родине

В Японии уже никто не помнит русского летчика, предавшего Родину. Однако это не помешало режиссеру Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снять о нем фильм. Для общения с героем фильма съемочная группа ездила в Калифорнию, где и проживает Виктор Беленко.

Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов и они несколько лет вплотную с ним работали. За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался.

Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании. На основе его рукописи была даже написана книга. После того, как его теоретические знания устарели, советский перебежчик читал лекции об СССР. Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала. В 90-х Виктор пытался заниматься бизнесом.

Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке. В США у него родилось трое детей, а после развода дом остался жене. На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека. Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня, как трофей, хранится в музее ЦРУ.

Угон в Японию самолёта МиГ-25

6 сентября 1976 года советский летчик старший лейтенант Беленко, совершая полет на перехватчике , перелетел в Японию и попросил политического убежища в США.

Будущий изменник Родины Виктор Беленко родился в Нальчике в обычной рабочей семье, которой Советская власть не сделала ничего плохого. После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников, а затем у отца с мачехой. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска. В течение одного семестра учился в Омском мединституте, одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ. В 1967 году Беленко поступил в Армавирское высшее училище лётчиков, которое успешно окончил в 1971 году. Был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское авиационное училище. В служебных характеристиках и аттестациях на всём протяжении службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток (по его желанию) и получил назначение в истребительный авиаполк 11-й тдельной армии ПВО (авиабаза Чугуевка (Приморский край). В должности старшего лётчика Беленко летал на истребителе-перехватчике (бортовой номер - «31»).
6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. В 9:15 японское радио передало, что самолёт , пилотируемый советским лётчиком Беленко , совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккай­до). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.
Для расследования побега Беленко была создана специальная группа КГБ СССР. В целях всестороннего изучения его личности были прошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. В полученных данных не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским. Среди своего окружения осуждал бывшего лётчика-инструктора Армавирского училища Сафронова, перелетевшего в Иран в 1973 году. Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей, а также запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.
Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал едовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.
Не были подтверждены муссировавшиеся на Западе различные инсинуации о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. По-видимому, они были сделаны в пропагандистских целях. Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями.
Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он мел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как летчик, достаточный уровень летной натренированности на самолете . Об этом говорит тот факт, что вылет существлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между г. Находка и г.Владивосток.) однако заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка в Японии была маловероятной. олёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему. По заключению ГНИИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его амолёту. Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до 250 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения. Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя по сообщению жены они находились в их квартире.
В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.
Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у
него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.
За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал. Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.
6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника. Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

Угнанный Миг-25 в Японии
Следствие пришло к выводу, что перелёт был совершён умышленно. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом, прозванным ими "Летучей лисицей", и пытаются раздобыть о нем любые сведения.
Недавно токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает, что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко . Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для большинства же же он просто предатель. Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Кстати, в России Беленко был дважды объявлен погибшим в 1978 и в 1997 годах. Но, к сожалению, 69-летний предатель жив и здоров . О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое-что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. В свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.

Предатель пока ещё жив и здоров.

Смотрите

6 сентября 1976 года советский летчик старший лейтенант Беленко, совершая полет на перехватчике МиГ-25, перелетел в Японию и попросил политического убежища в США

Будущий изменник Родины Виктор Беленко родился в Нальчике в обычной рабочей семье, которой Советская власть не сделала ничего плохого. После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников, а затем у отца с мачехой. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска. В течение одного семестра учился в Омском мединституте, одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ. В 1967 году Беленко поступил в Армавирское высшее училище лётчиков, которое успешно окончил в 1971 году. Был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское авиационное училище. В служебных характеристиках и аттестациях на всём протяжении службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток (по его желанию) и получил назначение в истребительный авиаполк 11-й тдельной армии ПВО (авиабаза Чугуевка (Приморский край). В должности старшего лётчика Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П (бортовой номер - «31»). 6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П, пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккай­до). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года. Для расследования побега Беленко была создана специальная группа КГБ СССР. В целях всестороннего изучения его личности были прошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. В полученных данных не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским. Среди своего окружения осуждал бывшего лётчика-инструктора Армавирского училища Сафронова, перелетевшего в Иран в 1973 году. Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей, а также запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии. Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом Виктор Беленко говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.

Не были подтверждены муссировавшиеся на Западе различные инсинуации о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. По-видимому, они были сделаны в пропагандистских целях. Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями. Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он мел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как летчик, достаточный уровень летной натренированности на самолете МиГ-25П. Об этом говорит тот факт, что вылет существлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между г. Находка и г.Владивосток.) однако заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка МиГ-25П в Японии была маловероятной. олёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему. По заключению ГНИИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его амолёту. Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до 250 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения. Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя по сообщению жены они находились в их квартире. В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.

Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у МиГ-25П у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками. За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал. Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи. 6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника. Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

Угнанный Миг-25 в Японии Следствие пришло к выводу, что перелёт был совершён умышленно. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом, прозванным ими "Летучей лисицей", и пытаются раздобыть о нем любые сведения. Недавно токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает, что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для большинства же же он просто предатель. Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Кстати, в России Беленко был дважды объявлен погибшим в 1978 и в 1997 годах. Но, к сожалению, 69-летний предатель жив и здоров. О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое-что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. В свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.

Предатель пока ещё жив и здоров.

Ровно 40 лет назад, шестого сентября 1979 1976 года, на американцев с неба «свалился» один из самых больших подарков, какой только они могли получить. Этим подарком был секретный и вселявший страх «суперистребитель» МиГ-25. На нем в Японию прилетел советский пилот Виктор Беленко.

В первой половине 1960-х годов в Советском Союзе разрабатывался истребитель-перехватчик для уничтожения высокоэффективных, то есть сверхзвуковых бомбардировщиков с потолком более 20 километров, (не очень распространенного B-58 «Хастлер» с максимальной скоростью М=2 и разрабатываемого, но затем забытого истребителя «Валькирия» (М=3)), а также самолетов-разведчиков (SR-71 «Черный дрозд»).

Весной 1964 года в небо поднялся первый прототип мощного самолета с двумя двигателями Е-155, прообраз будущего МиГа-25. Публике новый истребитель был представлен в 1967 году на дне авиации на аэродроме Домодедово под Москвой. Правда, представлением это назвать было трудно - зрители и западные наблюдатели видели в воздухе только четверку прототипов и предсерийных самолетов, которую комментатор представил как истребители, в три раза опережающие скорость звука, не вдаваясь в подробности. МиГ-25 был строго засекречен.

Советская авиация приняла серийные МиГи на вооружение в начале 70–х годов: сначала поступила разведывательная модификация (основное типовое обозначение МиГ-25Р), а чуть позже - истребители-перехватчики (МиГ-25П). Задача перехватчиков заключалась в быстром подъеме на требуемую высоту, установлении цели и уничтожении ее авиационной управляемой ракетой. Еще позже появился самолет оперативной разведки-бомбардировщик (МиГ-25РБ), который мог нести бомбы - как правило, обычные, весом 500 килограммов при максимальной массе нагрузки четыре тысячи килограммов. Слабой стороной МиГ-25 была недостаточная маневренность, что не очень мешало истребителю-перехватчику, не говоря уже о других модификациях. Другим недостатком была малая дальность из-за двигателей с большим расходом топлива. А это была уже серьезная проблема (радиус действия при неэкономном полете с частым использованием форсажа мог составлять всего 300 километров).

По кодификации НАТО МиГ-25 назывался «Фоксбат». Обрывочные донесения о нем, включая агентурные снимки советских аэродромов, а также некоторые достижения МиГ-25 в скорости и потолке, зафиксированные организацией FAI (Международной авиационной федерацией) как рекорды, или радарами во время пролетов над Израилем, вызывали страх у западных экспертов. Зафиксированное скоростное ограничение М=3,2 считалось для него стандартной скоростью, а радиус действия МиГа-25, как предполагали, достигал двух тысяч километров. Самолету приписывали значительно более высокую маневренность, чем та, которой он обладал на самом деле, а в модификации бомбардировщика МиГ-25 вселял страх как потенциальный носитель атомных бомб.

Щедрый подарок Виктора Беленко

Новый МиГ-25 высоко оценивало не только американское ЦРУ, но и сами пилоты, которые отзывались о нем как о лучшем истребителе своего времени (по крайней мере, на публике). Поэтому партия доверяла МиГи-25 самым лучшим летчикам-истребителям. Одним из них был и лейтенант Виктор Иванович Беленко.

Беленко летел на МиГе-25 в 513–м полку ПВО, дислоцированном на авиабазе Чугуевка примерно в 200 километрах от Владивостока. Резкий контраст между идеями, которые проповедовала коммунистическая партия, и реальностью, которую лейтенант видел вокруг себя, привели его к решению бежать из Советского Союза. 6 сентября 1976 года во время регулярного тренировочного полета Беленко воспользовался моментом и взял курс на восток в Японию, реализовав тем самым уже давно подготовленный план побега.

Беленко немного отклонился от курса и вместо авиабазы Титосе на остатках топлива долетел до гражданского аэропорта в Хакодате. К счастью, он не протаранил ни одного пассажирского самолета, хотя был к этому близок, а только повредил переднее шасси МиГа и кое-что из оборудования аэропорта. Испуганный Беленко некоторое время бегал вокруг своего самолета и несколько раз выстрелил в воздух из личного оружия, боясь, что собирающиеся зеваки повредят самолет. Вскоре Беленко попросил политического убежища в США.

Вскоре после этого беглец был доставлен в Соединенные Штаты. Беленко, обработанный советской пропагандой, адаптировался не сразу. Например, полные магазины он считал камуфляжем ЦРУ.

Но между агентами спецслужб и Беленко быстро установилось взаимное безграничное доверие, и советский пилот на протяжении нескольких месяцев сотрудничал с разными экспертами, которых интересовала советская авиация и ее техника и тактика - в том числе рутинная работа на базах, где нередко прибегали к использованию охлаждающего и антиобледенительного средства - этанола. Информация, переданная Беленко американцам, была для них такой же ценной (если не более ценной), как осмотр самого МиГа-25.

Прежде чем Беленко вообще успел приземлиться в Японии, на советской стороне всех уже охватил ужас. Сначала якобы оставалась «надежда», что пилот заблудился или разбился, но вскоре и она рассыпалась. СССР старался, во что бы то ни стало, вернуть дезертира и секретный самолет домой. Чиновники напрасно требовали и угрожали - обратно Беленко им не выдали. Сам самолет пришлось вернуть, но за счет намеренных проволочек у американцев было более двух месяцев для его детального изучения. После того, как самолёт вернули СССР, он был отправлен на изучение на Горьковский авиазавод, а затем в разобранном состоянии - в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. В ДВВАИУ самолёт использовался в качестве тренажёра, а в конце 1980-х годов был списан и разобран на сувениры.

МиГ-25 под «рентгеном»

В Хакодате на МиГ-25 Беленко практически моментально набросились американские и японские эксперты. Деталь за деталью самолет разобрали, не переставая при этом удивляться. Сначала специалистов удивила примитивность использованных технологий и материалов, но затем эксперты оценили изобретательность создателей МиГа, которые сумели справиться с неизбежными ограничениями, связанными с низким технологическим уровнем советской промышленности.


МиГ-25 Виктора Беленко в Хакодате

Использованные материалы должны были сохранить механические характеристики при довольно высоких температурах, до которых конструкция самолета нагревалась при полете на высоких скоростях (около трех тысяч километров в час). Поскольку обработка титана технологически сложна, конструкторы решили эту проблему, применив высоколегированную аустенитную сталь. Конструкция корпуса самолета состояла на 80% из стали, и только оставшиеся 20% частей были титановыми (например, передняя кромка крыла) и дюралюминиевыми (механизация крыла). И именно по причине использования стали масса самолета была довольно большой (снаряженного - более 20 тонн, а максимальная взлетная масса достигала почти 37 тонн).

В частности из-за стальной конструкции МиГ-25 иногда публично «принижают». Так, в книге Джона Баррона, посвященной Беленко, цитируется следующий текст из журнала Newsweek:

«Японские эксперты, которые провели предварительный внешний осмотр самолета, были шокированы, увидев, что корпус и крылья покрыты коричневатыми пятнами ржавчины…. Японцы принесли магнит, и раздался громкий удар, который подтвердил их подозрения - поверхность «Фоксбата» покрывала старая добрая сталь».

Но аустенитная сталь не обладает ферромагнитными свойствами, так что остается вопрос, кто и зачем придумал веселую историю с магнитом. Также не совсем ясно, что за пятна, собственно говоря, покрывали поверхность самолета.

Подобной «проблемой» была и электроника. Вместо малых полупроводниковых элементов на МиГе-25 были установлены большие электронные лампы. Но опять-таки это были не обычные (и к тому моменту уже устаревшие) электронные лампы серийного производства, а новые, специально произведенные для МиГ-25.

Самолет имел два «примитивных» мощных двигателя Р-15. Создатели самолета «позаимствовали» их у разведывательных беспилотных аппаратов Ту-123 и частично модифицировали. Как уже было сказано, эти двигатели отличались большим расходом топлива. Поэтому у МиГа-25 были объемные топливные баки (примерно 17,5 кубометров), вмещавшие 14 тонн топлива. Для сравнения с другими двухмоторными истребителями - F-4 «Фантом» и F-15 «Игл» имеют баки около 7,5 кубометров.

Американцы могли успокоиться. Кроме того, информация от Беленко подтвердила, что МиГ-25 не является традиционным истребителем для воздушного боя (кстати, он для этих целей даже и не проектировался, см. начало статьи) и его маневренность хуже, чем даже у более старого F-4 «Фантома». Но, с другой стороны, маневренность МиГу-25 и не нужна была, поскольку скорость и практический потолок F-4 были на порядок ниже, и он не мог угрожать МиГу - в чем еще несколькими годами до этого на практике убедились израильтяне.

Так что в оценке МиГ-25 обе крайности ошибочны - и безграничное восхищение его характеристиками, и полное их развенчание. Для поставленных целей и при использовании доступных ресурсов и технологий в ОКБ имени Микояна создали максимально мощный и в то же время относительно дешевый и простой самолет. И главное, что его тактическая разведывательная модификация заняла свою нишу.

На службе за рубежом

Сначала в СССР исключали возможность передать МиГ-25 второй, пусть даже дружественной стороне. Но когда в начале 1970–х годов Египет обратился к Советскому Союзу за военной помощью в конфликте с Израилем, египтянам направили, помимо прочего, небольшую группу самолетов разведки - бомбардировщиков МиГ-25, но пилотирование доверили советским летчикам. На новом месте с мощными МиГами они вытворяли такие кульбиты, что сотрясались пирамиды.

Советские летчики нанесли на свои самолеты египетские знаки отличия и проводили разведку над территорией, оккупированной израильтянами, а затем и над самим Израилем. Полеты осуществлялись на большой высоте вне пределов досягаемости ПВО Израиля. Но даже получаемый с больших высот материал был достаточно качественным и отображал необходимые детали, раскрывающие оборону Израиля, который практически постоянно отстаивал свое право на существование в окружении враждебного мира. Результаты разведывательных полетов, к счастью, не смогли помочь неэффективно воевавшим египтянам, которые воспользовались этими данными в войне Судного дня. Но проблематичны были сами перелеты шустрых МиГов. Ни один израильский истребитель, ни одна ракета не смогли их поразить. Израильтяне даже зафиксировали скорость советских самолетов, превышающую М=3. Правда, на такой скорости самолет летал за пределами своих возможностей, что приводило к износу двигателя.

После побега Беленко самолет стал поставляться и на экспорт, но, конечно же, не всем желающим. Кроме того, лучшие модификации, которыми на тот момент располагал СССР, никогда не продавались. Под маркировкой экспортной модификации скрывалась упрощенная или хуже оснащенная модель, как правило, с менее мощным радаром и так далее.

Первыми иностранными покупателями на рубеже 1970-1980–х годов стали Алжир и Сирия. По стечению обстоятельств, вероятно, эти государства единственные, у кого МиГи-25 остаются на вооружении до сих пор. Хотя, возможно, в Сирии они служат уже только на бумаге. В следующее десятилетие обладателями МиГов стали также Индия, Ирак и Ливия, а из стран Варшавского договора МиГ-25 использовала только Болгария. Правда, ей принадлежали всего четыре МиГа-25: три самолета разведки - бомбардировщики и один учебный.


Заброшенные МиГ-25 на сирийской авиабазе ​​Tiyas

После распада СССР эти самолеты были приняты на вооружение в некоторых странах-преемницах советских республик (помимо России, которую мы к «иностранцам» не относим). Однако постепенно из-за ненадобности или сложностей с обслуживанием МиГи-25 были списаны в боеспособном состоянии.

Преемник МиГ-25

Преемником МиГ-25 стал МиГ-31. Впервые его прототип поднялся в воздух за год до побега Виктора Беленко в Японию. Сам Беленко, общаясь с американцами, упомянул о разработках нового типа, но подробной информации он предоставить не мог, потому что, разумеется, ею не располагал.

На вооружение советской авиации МиГ-31 был принят в 1981 году и долго использовался наряду с МиГами-25, от последних экземпляров которых (самолетов оперативной разведки - бомбардировщиков) в российской авиации окончательно отказались в 2012 году.

По сравнению с предшественником в конструкции нового типа использовалось уже меньше стали и больше дюралюминия и титана. Самолет был оснащен более современными двухконтурными двигателями Д-30Ф. Экипаж состоит из двух человек - за пилотом размещено место оператора систем вооружения и навигации. МиГ-31, вероятно, будет состоять на вооружении российской авиации еще не одно десятилетие.

В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.

Бывший советский летчик Виктор Беленко

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии

На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.
Угнанный самолет прятали от посторонних глаз

В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства. Затем в часть пришёл приказ - повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно - лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину. Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата.
Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.
Удостоверение Виктора Беленко

После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.
После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.