Камчадалы. Ительмены

Значение слова

Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в шести значениях.

1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки - ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.

2. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками - ительменским и русским - и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.

3. Название народа (этноним), родственное географическому названию (топониму), всегда привлекательно для расширительного употребления. Поэтому название «камчадалы» стали зачастую распространять на всё старожильческое (прожившее много поколений на Камчатке) русское население, не очень-то придавая значение тому, есть ли у них и в какой пропорции примесь ительменской крови .

4. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки...).

5. Когда волна политкорректности и толерантности «встречь солнца» дошла до Камчатки, там сообразили, что даже и эти затеи можно пристроить к своей пользе. Что под программы поддержки коренных малочисленных народов можно получить какие-то федеральные деньги и льготы. Тогда и родилась идея записать в камчадалы по возможности большее число жителей полуострова, имеющих здесь хоть какие-нибудь корни, вне зависимости от генов. Как мы увидим ниже, для охлаждения голов, обуреваемых этим замыслом, потребовалось вмешательство прокуратуры.

6. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев. (С. Р.)

Происхождение

Камчадалы, в строгом этнографическом смысле, - этническая группа метисного происхождения, потомки от смешанных браков аборигенного оседлого населения и русских старожилов Камчатки. Русские стали вступать в браки с корячками и ительменками, и образовалась новая национальность, которую стали называть «камчадалы». По переписи 1926 г. их численность составляла 3704 человека. По данным Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатки, в 1994 г. насчитывалось около 9 тыс. членов общин камчадалов . В 2000 г. камчадалы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Расселение

Потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском р-нах Камчатской обл. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском р-нах Корякского а.о. и Ольском р-не Магаданской обл.

Культура

Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохра нялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов - рыболовство), осенний - «Алхалалалай» (см. с. 31–32). (Камчатский край. Краеведческая страница)

Право на признание

До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.

В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы - камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях. (Анна Асеева//www.indigenous.ru)

В селе Мильково (200 км к С от Петропавловска-Камчатского) расположен этнокультурный центр камчадалов, представляющий собой реконструированный острог XVII в., ярангу, музей с утварью, шаманскими костюмами, кухлянками. В Милькове живут потомки ительменов и казаков. Музей возрождает старинные праздники.

Кто такие сегодняшние «камчадалы»
и почему камчадалом быть выгодно?

Весь июнь члены общественной организации коренных малочисленных народов Севера, проживающие в Ключах (село /бывший город/ у северного склона Ключевской Сопки), находились в тревожном ожидании. Люди могли остаться без традиционной для камчадалов пищи - красной рыбы. Лишь 15 июня долгожданное распоряжение о выделении квот было подписано губернатором Камчатской обл. Вылов рыбы для камчадалов Ключей фактически начался только 1 июля, после окончательного разрешения всех формальностей.

Для нужд членов общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ключей было разрешено добыть 18 т нерки, 4,7 т чавычи, почти 14 т кеты, 6,8 т кижуча. Таким образом, каждый член организации получит в среднем по 46 кг рыбы. Камчадалам повезло: практически весь июль нерка попадалась в сети, и рыбаки возвращались с неплохими уловами - по 200-300 кг. Нет сомнения, что рыбой в этом году будут обеспечены все камчадалы. (Усть-Камчатские вести. 29.06.2006)

Куда девается рыба, выловленная и предназначенная специально для членов ассоциации коренных малочисленных народов Севера Усть-Камчатска?

Проблема в том, что вот уже не один год район аккуратно выделяет лимиты на вылов лосося для местных эвенов, коряков и ительменов, но аборигены Усть-Камчатска лосося практически не видят. «Привезли один раз в три часа ночи хвост лащавой кеты, и всё», - объяснил один из присутствующих. А выделяется им более 50 т в год.

Но кому же тогда достается рыба? «Два-три человека наживаются, прикрываясь вашими именами», - твердили на собрании руководители района. Большинство представителей ассоциации тоже убеждены в этом и обвиняют своего председателя (носителя, между прочим, русской фамилии) в том, что он вылавливает и продает их рыбу.

По результатам последней переписи в районе проживало чуть более 30 представителей коренных национальностей Камчатки. По какому принципу в Ассоциацию малочисленных народов Севера записалось больше трех сотен человек, непонятно. Многие свое право состоять в ней объясняют тем, что их родители родились когда-то в Усть-Камчатске. Ссылаются они на федеральный закон, авторы которого недавно к малочисленным народом Севера причислили и «камчадалов». Что это за национальность, законотворцы не объясняют. Поэтому практически все, появившиеся на свет в Усть-Камчатске, считают себя «кореневыми камчадалами», как определила одна бабушка.

Собрались они вместе только для того, чтобы получать бесплатно рыбу. При этом те, кто по закону имеет на это право, часто остаются ни с чем.

«Я хочу раз и навсегда прикрыть эту кормушку, - категорично заявляет глава района. - Администрация согласна взять на себя обязанность обеспечить и представителей малочисленных народов Севера, и старожилов, и тех, кто родился в Усть-Камчатске. Со следующего года мы составим отдельные списки, будем контролировать, сколько для кого рыбы идет. А представителям коренных малочисленных народов Севера выделим лимитов ровно на столько человек, сколько будет их проживать в районе по данным предстоящей переписи. Ветераны и пенсионеры старше 70 лет у нас получают по 50 кг лосося. Им привозят свежую, хорошую рыбу с неводов, в этом году заложили на них 100 т, они благодарны и довольны. А вот представители ассоциации, наверняка, как в прошлом году, придут осенью жаловаться ко мне на то, что остались без рыбы». (Ольга Горбикова (Усть-Камчатск)//kamchatka.km.ru.10.07.2002)

Борьба за камчадалов

За 1998 г. областной прокуратурой был опротестован незаконный нормативный акт, принятый Законодательным собранием Камчатской обл., - закон «О территориально-хозяйственных общностях (общинах) коренных малочисленных народов Севера Камчатской обл.». Прокуратура пришла к выводу о несоответствии данного закона постановлению правительства, определяющему перечень районов проживания коренных малочисленных народов Севера. В Камчатской обл. к ним относятся Корякский а.о., Алеутский и Быстринский р-ны. Федеральным законом к коренным малочисленным отнесены народы, проживающие на территории России и насчитывающие менее 50 тыс. человек.

Областные же депутаты обозначили в принятом ими законе такую малочисленную народность, как камчадалы, дав им определение «этнической общности, исторически сформировавшейся в Камчатской области». Прокуратура усмотрела в этом превышение полномочий, поскольку в Конституции недвусмысленно указано, что в сфере национальных правоотношений субъекты федерации полномочны регулировать права коренных малочисленных народов, но не устанавливать их статус.

Может быть, мы и хотели бы, чтобы население Камчатской области пользовалось какими-то льготами и преимуществами только потому, что родилось и проживает на этой территории, но нас намного больше 50 тысяч.

Дело передано в Верховный суд. После его решения наконец и станет известно, кто же такие камчадалы... (iks.ru.21.01.1999)

Как и почему «растет»
численность камчадалов

Мильковский район считается одним из рыбных на полуострове. Рыбакам, среднему бизнесу, который работает на реках и прибрежке, на неводах, необходима стабильность, чтобы справедливо были распределены участки, а за участками закреплялись квоты в соответствующих долях.

Администрация района стремится к тому, чтобы наконец был урегулирован вопрос о малочисленных народах Севера, о коренных жителях. В свое время начала действовать программа, исходя из которой все коренные жители обязаны были предоставить подтверждение своей принадлежности к коренной народности. Вообще, необходимо определить численность камчадалов. Например, в Мильковском р-не по документам, дающим «права на рыбу», числится 2 250 камчадалов. Это они сами записали себя в малочисленные народы Севера. Любопытно, что когда проходила перепись населения, всего лишь 600 человек заявили о том, что они считают себя камчадалами. 600 и 2250 - сами понимаете, какая огромная разница между этими цифрами. Есть необходимость задуматься над тем, на какое количество пользователей нужно выделять лимиты.

Необходимо, чтобы представители малых народов объединялись не только для того, чтобы рыбу поделить. (Владимир Ямпольский//Камчатское время. 29.08.2003)

В чем, кстати, заключается принципиальная разница между современными ительменами, имеющими сильнейшую примесь русской крови и говорящими в основном по-русски, и современными камчадалами, происходящими якобы от ительмен и русских и говорящими по-русски, составителю этого материала толком выяснить не удалось.

Эта цифра сильно расходится с полученной в ходе переписи (таблица будет в следующем номере). Ниже станет понятно почему.

Происхождение Славяне Восточные славяне Русские

Камчада́лы - этнографическая группа русских , старожильческое население современной территории Камчатского края , Магаданской области, Чукотки, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов .

В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены , в меньшей степени также коряки , чуванцы . Язык камчадалов - русский . В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин - между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин - между реками Немтик и Белоголовой и кулес - к северу от реки Белоголовой.

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и, вследствие своей немногочисленности, в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения .

Доля камчадалов по районам и городам России

Численность камчадалов в населённых пунктах Камчатки (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %) :

  • посёлок Ключи 472
  • город Петропавловск-Камчатский 216
  • посёлок Усть-Камчатск 182
Доля камчадалов по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %):

Камчадалами себя также называют старожилы побережья Охотского моря в Магаданской области, проживающие в поселках Ола, Гижига, Ямск, Тауйск, Армань и др.

Напишите отзыв о статье "Камчадалы"

Примечания

Ссылки

  • Камчадалы - статья из Большой советской энциклопедии .

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 527
  • Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан, 2003
  • В. С. Пикуль "Богатство".

Отрывок, характеризующий Камчадалы

– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“. Камчадалы
Самоназвание
Численность и ареал

Всего: 1927
Россия 22x20px Россия :
1927 (Всероссийская перепись 2010 г.)

Вымер

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык
Религия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расовый тип
Входит в
Родственные народы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение Славяне Восточные славяне Русские

Камчада́лы - этнографическая группа русских , старожильческое население современной территории Камчатского края , Магаданской области, Чукотки, образовавшееся вследствие этнических контактов немногочисленных русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов. В XVIII веке термином камчадалы обозначали ительменов .

В наибольшей мере на происхождение и культуру русских камчадалов повлияли ительмены , в меньшей степени также коряки , чуванцы . Язык камчадалов - русский . В трудах путешественника С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин - между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин - между реками Немтик и Белоголовой и кулес - к северу от реки Белоголовой.

Постоянное русское население появилось к 1730 годам и, вследствие своей немногочисленности, в значительной степени смешалось с аборигенами края, а часть ительменов восприняла русский язык и культуру, войдя в состав камчадалов. К началу XX века на Камчатке насчитывалось около 3600 человек местного русско-ительменского населения, которое представляло одну этнографическую группу с общими чертами культуры и быта и русским языком общения .

Доля камчадалов по районам и городам России

Численность камчадалов в населённых пунктах Камчатки (по переписи 2002 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %) :

  • посёлок Ключи 472
  • город Петропавловск-Камчатский 216
  • посёлок Усть-Камчатск 182
Доля камчадалов по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля камчадалов в численности населения превышает 5 %):

Камчадалами себя также называют старожилы побережья Охотского моря в Магаданской области, проживающие в поселках Ола, Гижига, Ямск, Тауйск, Армань и др.

Напишите отзыв о статье "Камчадалы"

Примечания

Ссылки

  • Камчадалы - статья из Большой советской энциклопедии .

Литература

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 527
  • Хаховская Л. Н. Камчадалы Магаданской области (история, культура, идентификация). Магадан, 2003
  • В. С. Пикуль "Богатство".

Отрывок, характеризующий Камчадалы

К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
– Ну, вот мы и дождались, моё сокровище! Ты ведь хотела увидеть, откуда мама пришла в эту страну? Хотела ведь?.. Вот и поплывём мы с тобой далеко-далеко, пока не достигнем самого дальнего берега, где есть наш ДОМ... Ты полюбишь его так же сильно, как любила я. Обещаю тебе.
Наклонившись, Магдалина обвила руками свою крохотную дочурку, как бы желая защитить её от тех бед, которые зрела в их будущем её утончённая, ласковая душа.
– Мамочка, скажи, папа ведь тоже поплывёт с нами? Мы ведь не можем его здесь оставить? Правда? – и вдруг спохватившись, удивлённо спросила, – А почему его так долго нет?.. Уже почти два месяца мы его не видели... Мама, а где папа?
Глаза Магдалины стали суровыми и отрешёнными... И я тут же поняла – её малышка дочь ещё не знала, что папа уже никогда больше никуда с ними не поплывёт, так как те же самые два месяца назад он закончил свою короткую жизнь на кресте... Ну, а несчастная Магдалина, видимо, никак не могла отважиться сказать этому маленькому, чистому человечку о такой страшной, бесчеловечной беде. Да и как она могла сказать об этом ей, такой крошечной и беззащитной? Как объяснить ей, что были люди, которые ненавидели её доброго, светлого папу?.. Что они жаждали его смерти. И что никто из рыцарей Храма – его друзей – не смог его спасти?..
И она отвечала всё так же ласково и уверенно, стараясь успокоить свою встревоженную малышку.
– Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
– Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
– Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
– Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
– Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...

Камчадалами называют жителей Камчатки, которые являются потомками русских людей, смешавшимися с коренными северными народами. Камчадалы выделены в отдельную народность. На их культуру, жизненный уклад сильно повлияли традиции местных жителей. Несмотря на то, что этот народ является славянской этногруппой, их внешность, уклад жизни, обычаи сильно отличаются от русских.

Численность

Камчадалы относятся к малочисленным этногруппам. Их количество составляет всего около 2 300 человек.

Где живут

Представители этого народа проживают в Камчатском крае (субъект РФ), на Чукотке. Также к камчадалам относят себя люди, живущие в Магаданской области на побережье Охотского моря.

Язык

Камчадалы разговаривают на русском языке. Народности, с которыми смешивались русские переселенцы, общаются на чукотско-камчатских диалектах. Однако процесс их обрусения привел к распространению русского языка.

Религия

Русские при переселении на Камчатку принесли с собой православие. Однако распространенные до этого анимизм и вера в пантеон богов не были забыты. Поэтому до сих пор имеют место шаманские ритуалы и обряды.

История

В 17 веке русские начали осваивать северные области. Камчатку тогда заселяли ительмены, коряки, чуванцы. Местного населения насчитывалось около 13 000. Это были мирные племена, промышлявшие охотой, рыболовством. Предки ительменов жили на этой территории уже в 5 веке. Историки предполагают, что они имели тюркско-иранское происхождение. Распространенной версией происхождения термина «ительмен» является толкование как «живущий здесь». В 18 веке ительмены пережили сильные притеснения со стороны казаков, которые заставляли платить дань. Несколько раз они восставали, но безуспешно. Впоследствии коренные жители были частично истреблены, остальные ассимилированы. К концу столетия их оставалось около 3 000. От браков ительменов с русскими образовались камчадалы.

Жизнь

Традиционными занятиями камчадалов являются рыболовство и охота. Охотились на пушного зверя, мех которого использовался для изготовления одежды. Шкуры часто служили товаром. Издавна разводили собак, которые применялись для передвижения. Позднее стали выращивать оленей, лошадей. Промысел зависит от времени года. Летом, осенью мужчины занимаются рыболовством. Добывают рыб лососевых пород, тюленей, моржей. Мясо и рыбу заготавливают на зиму. Его вялят, сушат, квасят. В осенний сезон охотятся на уток, гусей, зимой - на соболей, песцов, лисиц. В летнее время женщины собирают съедобные коренья, ягоды, грибы. Земледелие у камчадалов не развивалось, причиной чему являются неплодородные земли. В небольших количествах выращивается овес, ячмень. Некоторые семьи имеют огороды, где выращивают корнеплоды.

Для изготовления тканей использовалась крапива. Верхняя одежда шьется из шкур животных. После прихода русских возникла добыча железа, кузнечное дело. Традиционными ремеслами камчадалов являются:

  • плетение из стеблей растений;
  • резьба по дереву, кости;
  • кожевенное дело;
  • тиснение на бересте;
  • изготовление меховых изделий.

Предки камчадалов жили общинами, главой которых был старейшина. Мужчины пользовались авторитетом, но в быту наблюдались и матриархальные черты. Если мужчина хотел жениться, его селили у будущей жены в доме, где он проявлял свою работоспособность. Существовало разделение труда на мужской и женский. Мужчины занимались промыслом и тяжелой работой (строительством жилья), женщины вели хозяйство, шили одежду. Несмотря на это, муж мог помогать жене по дому, например, готовить еду. Шаманы традиционно были женского пола. После сватовства калым за жену не платили, вместо него предполагалась отработка на отца девушки.

Жилище

До прихода русских ительмены жили в юртах. Они были двух типов: летние - свайные строения с конусообразной крышей и зимние (полуземлянки с деревянным сводом). Летом люди перебирались на побережье, чтобы ловить рыбу. Они сооружали пирамидальные строения временного типа, которые держались на сваях. Внутрь забирались по лестнице. Жилище имело очаг, который применяли для сушки рыбы. Рыбу развешивали на жердях по периметру строения. Такие сооружения можно увидеть и в настоящее время. В 18 веке камчадалы начали строить срубные избы.

Внешность

Камчадалов относят к европеоидам, однако в их внешности явно прослеживаются азиатские черты. Они низкого роста, коренастые, приземистые. Кожа смуглая, узкий разрез глаз. Лицо не такое плоское, как у монголоидов, губы пухлые. Волосы темные, густые. Женщины заплетают их в косы. Некоторые мужчины носят длинные распущенные волосы. Среди девушек встречаются симпатичные, с большими глазами, красивой белозубой улыбкой.


Одежда

В летний сезон женины носили своеобразные комбинезоны - рубахи, соединенные со штанами в одно целое. У мужчин летней одеждой часто служила изношенная зимняя, которая протиралась до кожи. Зимнюю одежду шили из шкур собак, оленей, иногда делали из лососевой кожи. Штаны надевали мехом внутрь. Детали скрепляли между собой жилами животных или крапивными нитями. Также их могли соединять клеем, сделанным из жировой прослойки рыб.

Мужчины и женщины носят одинаковые зимние куртки - кухлянки. Они представляют собой меховую парку свободного покроя, с капюшоном и клапаном в верхней части переда, которым закрывали лицо от ветра. Кухлянка длиной до пола, так что надежно защищает тело от холода. Переднюю часть куртки, низ и рукава отделывают шнурками, вставками из меха другого цвета.
Обувь делают из рыбьей кожи, оленьих шкур. Сапоги утепляют травой, выстилая их изнутри. Летом мужчины скрепляют волосы ремнем, закрепляя его сзади. Девушки носят красивые повязки вокруг головы, расшитые бисером, национальными узорами. Украшениями издавна являются плоские бусы, резные трубочки, которые используют в качестве подвесок.


Еда

Рацион камчадалов в основном состоит из мяса и рыбы. Рыба имеет важное значение в жизни народа. Ее разделывают на части и используют полностью. Филе готовят отдельно, внутренности добавляют в еду. Кости скармливают собакам, голову квасят, затем употребляют в пищу. Морские животные (тюлени, моржи) также используются без остатка. Из ценных лососевых пород готовят юколу. Это выпотрошенная и отделенная от хребта часть рыбы, приготовленная способом вяления. Популярным блюдом является салат с рыбой и ягодами. Вареное или свежее рыбное филе толкут, смешивают с брусникой, морошкой, водяникой, заправляют рыбьим жиром.

Религия

Религиозные верования камчадалов основаны на близости к природе, животному миру. Одним из божеств, которому поклонялись коренные народы Камчатки, является Ворон Кутха. Он главенствует в видимом мире. Существуют и другие духи: хозяин моря, леший, властелин подземного мира.

Традиции

Интересны представления о строении мира. Плоская земля имеет изнаночную сторону, на которой лето, когда здесь зима, и наоборот. Когда у нас идет дождь, он протекает сквозь землю и стекает с подземного неба, которым является обратная поверхность нашей земли. Отсчет времени происходил не по солнцу, а по луне, как это делали древние тюрки. У них был свой календарь, который также состоял из 12 месяцев. Новый год начинался в ноябре, с приходом холодов.

В конце сентября проводится праздник под названием «Алхалалалай». Он ознаменовывает конец хозяйственного периода и переход к новому циклу. В связи с этим устраивается обряд очищения. В этот день люди благодарят богов за то, что те дают им богатый улов и удачную охоту. «Алхалалалай» празднуется и в настоящее время жителями Чукотки.


Проводятся конкурсы по приготовлению национальных блюд, на лучшую хозяйку, лучшего обработчика рыбы. Также люди соревнуются в песнях, танцах, рассказывании историй. Устраиваются танцевальные марафоны, которые длятся больше 10 часов. Длительные танцы считаются национальной народной забавой.

Камчадалы любят петь и танцевать, у них насчитывается 16 музыкальных инструментов. В их фольклоре существуют следующие музыкальные жанры:

  • песенный;
  • танцевальный;
  • инструментальный;
  • повествовательный.

В последнем случае на мелодию накладывается импровизированный текст. Таким способом передаются древние предания о взаимодействии человека с богами, природой. Существуют различные заговоры, которые исполняются под определенную ритуальную мелодию. Такие обряды проводят шаманы. Вся жизнь этого народа связана с природными явлениями. Поэтому обрядовые ритуалы прочно вошли в быт камчадалов.

Камчадалы, или, как они сами называют себя, ительмены, населяют южную половину полуострова Камчатка. Говорят, что название «камчадалы» происходит от прозвища «кончало», даваемого им их северными соседями, . «Ительмен» буквально переводится как «тот, кто существует», «местный житель».
Русские познакомились с камчадалами в конце XVII в., во время покорения Камчатки. В этот период камчадалы составляли основное население Камчатки, их насчитывалось около 13 тысяч человек. Притесняемые казаками, камчадалы пробовали восстать в 1731 и 1740 гг., но были усмирены и с тех пор живут мирно. В первой половине XVIII в. Камчатка посещена учеными путешественниками Стеллером и Крашенинниковым, которые застали еще камчадалов, можно сказать, при выходе из каменного века, хотя уже знакомыми с железом и при том, как кажется, не через одних русских, но и через курильцев и японцев.

После того посещали немногие образованные путешественники, вследствие чего и сведения наши о камчадалах довольно ограничены. Резкий процесс обрусения привел к тому, что в конце XVIII в. камчадалов насчитывалось около 3 тысяч человек, они представляли собой субэтнос русского народа. В то же время русские, поселившиеся среди них,«обкамчадалились», приняли многие их слова, позабыли многие приемы , шитья, ковки железа и т.д. В XX в. этническое самосознание камчадалов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), постоянно росло, численность населения с 1959 г. по 1989 г. увеличилась с 1,1 до 2,5 тысяч человек.

По данным переписи населения 2002 года, на Камчатке проживало не более 2300 камчадалов и еще 3180 человек назвали себя ительменами.

До прибытия русских камчадалы не умели плавить металлы, заменяли их костью и камнем. Из них они делали топоры, ножи, копья, стрелы, ланцеты и иглы.
Вместо огнива камчадалы использовали деревянные дощечки и палочки, и вместо трута употреблялась мятая трава. Пища камчадалов была главным образом животная, которую они добывали рыболовством и охотой; употребляли также некоторые коренья и клубни (особенно сарану); одуряющим напитком служил отвар мухомора; домашними животными были собаки.

Для изготовления тканей служили волокна особого вида крапивы. Эти волокна употребляются для той же цели и теперь, так как лен и конопля не разводятся; скудное хлебопашество ограничивается только ячменем и овсом. Кроме того, камчадалы занимаются огородничеством, но клубни сараны и теперь в большом ходу; в жареном виде они похожи на картофель.

Традиционное занятие – рыболовство (главным образом лососевые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Средствами передвижения служили долбленые лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

Рыболовство и охота вплоть до начала ХХ в. служили главным источником пропитания (и для взноса ясака); но, кроме собак, теперь держатся еще олени и в небольшом числе рогатый скот и лошади породы. Камчадалы очень быстро обрусели, зато поселившиеся среди них русские почти обкамчадалились, приняли многие их слова, позабыли многие приемы земледелия, шитья, ковки железа и т. д.

Наиболее развитые виды прикладного искусства – вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

По типу камчадалы выказывают многие черты, но в общем скорее сходны с народами крайнего северо-востока Азии и северо-запада Америки. Среднего или низкого роста, коренастые, смуглые, они, однако, не так плосколицы и скуласты, как другие восточно-сибирские инородцы.
По словам Дыбовского, посетившего Камчатку в 1879-80 гг., тип камчадалов нельзя назвать безобразным: среди женщин встречаются миловидные, по цвету лица не отличающиеся от русских, с небольшими блестящими глазами, длинными ресницами и густыми бровями, белыми зубами, маленькими руками и ступнями, живые и веселые.

Язык камчадалов очень гортанный, стоит особняком и существенно отличается от языка коряков; он состоит из неизменяемых корней, смысл которых подвергается изменению от предлогов (префиксов). В середине XIXв. камчадалы говорили тремя наречиями: одно - в долине реки Камчатка, почти исчезнувшее и уступившее место русскому; другое - в долинах рек Быстрая и Большая, сильно смешанное с русскими словами, и третье, пенжинское, по западному берегу, наиболее чистое. В настоящее время туземный язык, по-видимому, уже исчез, и все камчадалы говорят русским, хотя и своеобразным языком; все крещены и живут в избах на русский манер.

Камчадалы в 18 веке одевались еще в национальный костюм из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины – комбинезоны, рубахи, соединенные с просторными шароварами, мужчины – кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Жили летом в балаганах, которые строились на столбах, на высоте до 2 саженей (4 м30 см) над землей, а зимой в юртах-землянках, имели своеобразные лодки, «бамы», были по религиозным верованиям анимистами и фетишистами, хотя и признавали одного высшего бога, Кумху, отдавали своих мертвых на съедение собакам, жили в полигамии, разрозненными племенами или родами под управлением «тойонов», и отличались чувственностью, выражавшеюся в непристойных танцах, в гостеприимном гетеризме, в существовании субъектов мужского пола в женском костюме и т. д.