Этапы жизни и творчества. «Доктор Живаго» - вершина творения и любимое произведение поэта. На озаренный потолок




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание творчества Пастернака;
  • Учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации;
  • Совершенствовать умение работать в группе
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака; толерантность.

Стадия вызова.

– Как Вы думаете, каждый человек хочет, чтобы его помнили?
– А как Вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?
– А какую память оставил о себе Б.Л. Пастернак? (он заслужил стать классиком, поэтому его знают, читают, изучают в школе).
Изучив творчество Пастернака мы сегодня обобщим свои знания.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Я очень надеюсь, что к концу урока каждый из Вас определится с мнением о таком ярком поэте. В этой связи хочу обратить Ваше внимание на слова М.Цветаевой:

– Как Вы поняли последние слова, кому он не глазу. (Его не каждый может понять).
– Что хотела этим сказать Цветаева? (подчеркнуть необычность, своеобразие, масштабность творчества)
Слайды №1,2
Актуализация знаний (повторим изученное).

Прием «Гигантские шаги».

  • Б.Л. Пастернак родился в феврале 1890 года в Москве.
  • Отец его – Леонид Осипович Пастернак был известным художником, мать– талантливой пианисткой.
  • Свое призвание Пастернак – гимназист поначалу связывал с рисованием, жизни без которого не представлял (музыкой)
  • Другое увлечение юности, когда он уже был студентом историко- филологического факультета Московского университета – философия.
  • Большинство из своих первых стихотворений он перепишет заново, считая их незрелыми.
  • Художественная и гражданская совесть не позволяла Пастернаку в конце 20 годов славить октябрь, который в сущности обманул народные массы – не дал ни свободу, ни земли, ни хлеба, вовлек в гражданскую войну.

Деление на группы «Стихи Пастернака»

Работа в группах

1 группа.

– Кто были родители Пастернака? Расскажите о их роли в воспитании Бориса? (отец был известным художником, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. Он часто рисовал Л.Н Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Коуфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке).

2 группа.

– Кто из известных людей бывал часто в гостях у Пастернака? (гостями семьи бывали известные художники:Серов, Врубель, Репин, Шишкин, Толстой, Скрябин).

1 группа

– Через какой город лежал путь поэзии Пастернака? (Марбург)
Цель: освоить прием «Колесо последствий».
Используя прием «Колесо последствий» обрисуйте путь Пастернака к поэзии

2 группа

Под влиянием каких поэтов происходило становление Пастернака как поэта?

Цель: освоить стратегию Исикавы.

Задание. Используя стратегию Исикавы напишите об окружении поэта. (становление Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала это символизм, он увлекался видением мира по А.Блоку и А. Белому, позже он примкнул к футуристам и состоял в творческой группе футуризм).

Слайд, слайд.

1 группа.

– Где сложилась 1 книга стихов? (все лето 1913 года Б.Пастернак жил на даче в Молодях и там же сложилась первая книга его стихов «Близнец в тучах».Туда же и вошло стихотворение «Февраль».)

2 группа

– Сколько вариантов написания имеет стихотворение «Февраль» (имеет 3 варианта написания, датированных 1912, 1928, 1945 годами).
Вы сейчас будете слушать вариант 1928 года. Прочтение.
– Чего в этом Пастернаковском стихотворении нет? (нет словесного выражения лирического героя в виде местоимения «я»).
– В каком году выходит книга «Второе рождение» и почему она так названа? (это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. А вышла в свет в 1932 году). Слайд.
На стихи, вошедшие в этот цикл, написана песня, давайте послушаем её.
– Как Вы думаете, автор музыки угадал? Передал ли он авторские ощущения?

1 группа

– В каком году поэт совершил поездку на фронт? (1943 год)

2 группа

– Какие произведения в результате этого появились? (появился очерк «В армии», стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна»). Слайд.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе, но предвестия свободы оказались ложными. Когда не оправдались надежды на обновление жизни. Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последние 45-летие.

Задание:

– Дайте ассоциации по роману «Доктор Живаго», составив кластер.
Цель: Научить методике составления кластера. (содержание романа – это духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Живаго – форма Винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает с именем сына Бога – живаго. Роман «Доктор Живаго» – это роман о преодолении смерти).

Поменяться постерами. Защита постера.

Цель: Научиться защищать свою точку зрения..
Как соотносится выражение поэзия в прозе с романом «Доктор Живаго». (В нем присутствуют и дневниковые записи, и записки, и стихи и письма). Мне хочется обратиться к одному письму – письму Антонины.

Анализ страниц романа (глава 13 часть 18)

Задание 1.

Вам дается текст, разрезанный по предложениям, соберите текст, используя прием «Мозаика».
Даю подсказку: 2 первых слова и 2 последних.
«Юра – писала ему»; 2 последних … человека лучше тебя.

– Как Вы думаете, письмо написано по правилам (в нем нет адреса, нет начала, нет слов прощаний). Мысли Тони прыгают, то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам.
– В каком жанре написано письмо (это крик души, который заставляет трепетать и наши души).
– В чем сила письма (это письмо о любви, у которой нет будущего)
– Чем это письмо не похоже на остальные (оно прощальное и в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны – огромная и умеющая любить).
– первоначально роман назывался «Свеча горела» – Почему? Стихотворение о чем оно? Что символизирует?
– За что в 1958 году Шведская Академия Наук словесности и языкознания хотела присудить Пастернаку Нобелевскую премию? (за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы). Слайд.

1 группа.

– Что случилось после этого? (поэта вынудили отказаться то нее)

Составьте рисуночный конспект о той черной недели.

Цель: научиться составлять рисуночный конспект.

25 октября – газета, разгромный отзыв, прошла демонстрация «Вон из СССР»
28 октября – исключение из Союза писателей
29 октября – пленум
31 октября – «Дело Пастернака» 500 писателей устроили суд

2 группа

Составьте, пожалуйста, карту понятий «Время, в которое выпало жить Пастернаку»

Цель: научить составлять «карту понятий»

Вывод: все это вместилось в рамки одной жизни, которую Пастернак прожил очень достойно, за это он я думаю, достоин уважения потомков.
– где провел свои последние годы Пастернак? Почему его называли затворником, и он не считал себя таковым? (последние годы провел у себя на даче, он был всего лишь философ, закрывшись от мира).
От какой болезни умер Пастернак? (от рака легких).
– Был ли поэт реабилитирован? (19 февраля 1987 года Секретариат отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Пастернака из членов Союза писателей СССР)
– Какое событие произошло в декабре 1989 года? (Шведская Академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых) слайд

Рефлексия

1 группа составляет диаманту тема: «Пастернак – человек»

Цель: Научить составлять синквейн.

2 группа составляет синквейн «Пастернак – поэт»

Оценивание

Домашнее задание: Написать эссе «Что человек не может простить своему поэту».

- «Дойти до самой сути» - то есть дойти до первоосновы. Музыка приближающейся весны. «Высокая болезнь». «О, знал бы я, что так бывает…» (анализ стихотворения). Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960). Я должен ни единой долькой не отступиться от лица. Пабло Пикассо. Цель урока. Любовь – это могучая стихия, неизменно вносящая первозданный хаос.

«Биография Бориса Пастернака» - Памятники поэту Пастернаку. Сестра моя – жизнь. Московский университет. Среди родных людей. В 1922 году художница Евгения Лурье стала первой женой поэта. 1913 год -первая публикация. Наиболее известные сборники стихотворений Пастернака. Поступил на историко-филологический факультет. Биография Бориса Пастернака. Жить и сгорать у всех в обычае. Жизнь и бессмертие - одно. Горечь всемирного признания.

«Краткая биография Бориса Пастернака» - Близнец в тучах. Творчество Б.Л.Пастернака. Последняя книга стихов. Семья. Переводы. Неразрывность связи человека и природы в лирике Пастернака. Роман «Доктор Живаго». Начало пути. Природа превратилась в поэзии Пастернака в главного лирического героя. Нобелевская премия. Философская лирика. Гамлет. Лиризм и одухотворенность поэзии. Друзья семьи. Разнообразие дарований. Искренняя и нежная дружба связывала Б.Пастернака и Анну Ахматову.

«Биография Пастернака» - Чистополь. Годы Великой Отечественной войны. Кровать. Борис Леонидович Пастернак. Биография. Творческое увлечение. Почтовая карточка СССР. Лирика. Улица Бориса Пастернака. Автограф Пастернака.

«Б.Пастернак» - С Зинаидой поэту было легко и просто. Его после смерти называли «Гамлет XX века». Период официального советского признания творчества Пастернака. Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи. Познакомился с Ольгой Ивинской. Борис Пастернак. Круги московских литераторов. Борюша слетел с лошади. У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков. Семья. Роман «Доктор Живаго». Первый инфаркт. Поэт родился в Москве.

«Жизнь Пастернака» - Роман “Доктор Живаго”. Месяцы сражений. Шведская Академия словесности. Оригинальность художественного образа. Время нелепых подозрений. Этапы жизни и творчества. Сборник “Сестра моя - жизнь”. Борис Леонидович Пастернак. Власти вынудили поэта отказаться от премии. Суд над Пастернаком. Родители. Доктор филологических наук. Марбург.

Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу “привлечь к себе любовь пространства”, - то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством.

Есть что-то общее между творчеством его отца – замечательного русского живописца Леонида Пастернака и его собственным. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – в концертах, в гостях, дома, на улице, - делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время. Его знаменитые портреты живы до необычайности. И ведь, в сущности, его старший сын Борис Леонидович Пастернак, делал то же самое в поэзии – он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери: её полная самоотдача, способность жить только искусством.

В самом начале поэтического пути, в 1912 году, Пастернак нашёл для выражения своей поэзии очень ёмкие слова:

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало – серый

Завесил лунную межу.

Где труд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

(“Как бронзовой золой жаровень”).

Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошёл в группу поэтов, которую возглавлял Юлиан Анисимов. Группа эта называлась “Лирика”. И первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник “Лирика”, изданный в 1913 году. Стихи эти не включались автором ни в одну из его книг и не перепечатывались при его жизни.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И паволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стёкла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лёд, трещал и таял кресел шёлк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен.

Рассвет, и ветер, удаляясь нёс,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

(“Сон “)

В 1914 году выходит его уже самостоятельный сборник, названный им “ Близнец в тучах “. Сборник не привлёк к себе особого внимания. Лишь Валерий Брюсов одобрительно о нём отозвался. Сам Пастернак говорил: “Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности. Мне не требовалось громыхать их с эстрады… Я не добивался отчетливой ритмики, плясовой и песенной, от действия которой почти без участия слов сами собой начинают двигаться ноги и руки. Моя постоянная забота обращена была на содержание. Моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало “новую мысль или новую картину “.

Стихи, написанные в те годы, частично были включены затем Пастернаком в цикл “Начальная пора” – цикл, которым обычно стали открываться его сборники стихотворений.

Я рос. Меня, как Ганимера,

Несли ненастья, сны несли.

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

Я рос. И повечерий тканых

Меня фата обволокла.

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печального стекла…

(“Я рос. Меня, как Ганимера…)

В 1917 году ещё до Октябрьской революции, вышла с цензурными изъятиями вторая книга стихов “Поверх барьеров “. Эти книги составили первый период творчества Пастернака, период поиска своего поэтического лица.

Ранний Пастернак стремился к “материальной выразительности “ в рамках “объективного тематизма”, и это прежде всего осуществлялось в структуре образа. Поэтический образ соответствует действительности, но соответствие это – особого свойства. Образ строится на ассоциативном сближении предметов, явлений, состояний. Он конкретен в локальных пределах темы и одновременно передаёт внутреннюю целостность, нерасчленимость жизни. Завершается ранний период стихотворением ”Марбург”.

…одних это всё ослепляло. Другим–

Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.

Копались цыплята в кустах георгин,

Сверчки и стрекозы, как чашки, тикали.

Плыла черепица, и полдень смотрел,

Не смаргивая, на ковш. А в Марбурге

Кто, громко свища, мастерил самострел,

Кто молча готовился к Троицкой ярмарке…

Можно сказать, не принижая ряда других, может быть, даже более совершенных по тому времени стихотворений, что именно в “ Марбурге” Пастернак увидел жизнь” по – новому и как бы впервые”, то есть достиг зрелой оригинальности поэтической мысли.

В 1922 году вышел сборник стихов “Сестра моя – жизнь”. А написан он главным образом в 1917–м, в начале, революционной поры. “Лето 1917 года” – таков его подзаголовок. Эта книга принесла Пастернаку широкую известность и выдвинула его в число знаменитых русских поэтов послереволюционной поры. Самим Пастернаком воспринимались как утверждение своей собственной творческой поэзии. Он так писал об этом сборнике своих стихотворений: ”…мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали”.

Летом 1917 года Пастернак, “ по личному поводу, ездил и воочию наблюдал бурлящую Россию. Позже, в 1956 году, в рукописи под названием “Сестра моя – жизнь”, предназначавшейся для очерка ”Люди и положения “ , он вспоминал:” Прошло сорок лет. Из такой дали и давности уже не доносятся голоса из толп, днём и ночью совещавшихся на летних площадках под открытым небом, как на дневном вече. Но я и на таком расстоянии продолжаю видеть эти собрания, как беззвучные зрелища или как замёршие живые картины.

Множества встрепенувшихся и насторожившихся душ останавливали друг друга, стекались, толпились, думали вслух. Люди из народа отводили душу и беседовали о самом важном, о том, как и для чего жить и какими способами устроить единственное мыслимое и достойное существование.

Заразительная всеобщность их подъёма стирала границу между человеком и природой. В это знаменитое лето 1917 года, в промежутке между двумя революционными сроками, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревья и звёзды. Воздух из конца в конец был охвачен горячим тысячеверстным вдохновением и казался личностью с именем, казался ясновидящим и одушевлённым “.

Поэзия была для него внутренней, душевной потребностью. Но нужны были деньги. Зарабатывать переводами он стал уже в 1918 – 1921 годах. В этот период им было переведено пять стихотворных драм Клейста и Бена Джонсона, интеркомедии Ганса Сакса, лирика Гёте, Ш. ван Лербарга и немецких прессионистов.

Уже в 20–е годы Пастернак ощущает тяготение к эпическим формам – точнее, к эпическим формам с лирическим, очень субъективным содержанием. История и собственная жизнь в прошлом становится для него главными темами его больших произведений.

В 1925 году Пастернак стал писать стихотворных роман – поэму ”Спекторский”, в значительной мере автобиографический. Создаётся стихотворный цикл ”Высокая болезнь”, поэмы “Девятьсот пятых год” и ”Лейтенант Шмидт”. В 1937 роковом году издательство “Советский писатель” выпустило революционные поэмы Пастернака ”Лейтенант Шмидт” и “1905“. Обращает на себя внимание оформление книжки: форменная, красная звезда на серой, словно шинель сотрудника НКВД на обложке. Очевидно, эта книжка должна была служить “ охранной грамотой поэта, чем – то вроде документа, удостоверяющего его ”революционную сознательность”, гражданскую лояльность“. В 1928 году возникает замысел его прозаической книги ”Охранная грамота”, законченная им только два года спустя. По определению самого Пастернака – это автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чём они коренятся”.

В 1931 году пастернак отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл ”Волны”, в которых нашли отражения его впечатления от Кавказа и Грузии.

Здесь будет всё: пережитое

И то, чем я ещё живу,

Мои стремленья и устои,

И виденное наяву.

Передо мною волны моря.

Их много. Им немыслим счёт

Их тьма. Они шумят в миноре.

Прибой, как вафли, их печёт.

(“Волны”).

Перерождение Пастернака связано с впечатлениями от поездки на Урал летом 1932 года. Много позднее Пастернак вспоминал: ”В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей – стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно… не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать”.

Когда поэт вновь обрёл дар творческой речи, его стиль изменился неузнаваемо. Изменилось мировидение, ощущение жизни. Преобразился он сам.

Новая книга называлась ”На ранних поездах”– по стихотворению, написанному в январе 1941 года. Вот как и вот о чём писал теперь Пастернак:

В горячей духоте вагона

Я отдавался целиком

Порыву слабости врождённой

И всасанному с молоком

Сквозь прошлого перепитии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя,

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся слесаря.

Поразительные стихи! Начисто свободные от всего ”хаотического и нагромождённого”, что шло от эстетики модернизма. И не только неслыханной простотой отмечены эти строки. Они проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Куда девалась отстранённость ранних поэм!

Но не просто горячим чувством к ”слесарям” вдохновлены стихи. Поэту, ещё совсем недавно заворожено вглядывавшемуся в ”траву под ногами” в поисках поэзии, открыли ”России неповторимые черты”. И он увидел то, что под силу прозреть лишь ”вещим зеницам”. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений. Очищены от повседневной шелухи. Вписаны в историю.

Рубежом сороковых годов разделяет два периода творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутствием открывшегося поэту ”огромного образа России”.

В 1943 году Пастернак совершил в бригаде писателей поездку на фронт, в армию, освободившую Орёл. Результатом поездки явились очерки ”Освобождённый город” и “Поездка в армию”, а так же стихи, рисующие эпизоды битвы, – “Смерть сапёра”, ”Преследование”, ”Разведчики”.

В неистовстве как бы молитвенном

От трупа бедного ребёнка

Летели мы по рвам и рытвинам

За душегубами вдогонку.

Тянулись тучи с промежутками,

И сами, грозные, как туча,

Мы с чёртовой и прибаутками

Давили гнёзда их гадючьи.

(“Преследование”).

Поэзия Пастернака периода войны – незавершённая, несущая вопросы и не выявленные до конца возможности.

Большое внимание Пастернак уделял любовной лирике. По словам Евтушенко послу Пушкина, пожалуй, никто так не чувствовал женщину, как Пастернак:

И так как с малых детских лет

Я ранен женской долей.

И след поэта только след

Её путей – не боле…

И оттого двоиться вся эта ночь в снегу,

И провести границы меж нас я не могу…

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я – поле твоего сраженья.

Коль есть такие прекрасные стихи, есть и женщины, которым эти стихи посвящены. И они были.

Любовь иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца выпрясть

И жить, не засоряясь впредь. Всё это – не большая хитрость.

(“Любить иных – тяжёлый крест”).

Так писал Борис Пастернак о своей жене – Зинаиде Николаевне. С большой любовью, нежностью, восхищением.

Свои лирические стихи Пастернак писал и о своём большом друге О. В. Ивинской. Она была очень дорога и близка ему. Он боялся её потерять.

… Ты также сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья,

Когда ты падаешь в объятье

В халате с шёлковою кистью.

Ты – благо гибельного шага,

Когда житьё тошней недуга,

А корень красоты – отвага,

И это тянет нас друг к другу.

(“Осень”).

Шёл 1946 год. Знаменитый роман “Доктор Живаго”, который расценивался его автором почти как итоговый, начинался за долго до того, как он обрёл свою романную форму. Форму опережали идеи.

Кончилась война и появились новые надежды. Пастернаку захотелось сделать что – то большое, значительное – тогда и возникла мысль о романе. Он начал его очерк о старом поместье. Там явно представилась большая усадьба, которую разные поколения перепланировали по своим вкусам, а земля хранит еле видимые следы цветников, дорожек.
“Доктор Живаго” вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака – автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. И тем не менее Пастернак как бы пишет за другого о самом себе. Это духовная автобиография Пастернака, сбивающая неопытного читателя с толку своим тяготением к лирической поэзии.

Главный герой – Юрий Живаго врач, мыслящий, с поисками, творчеством, умирает в 1929 году. После него остаются записки и среди других бумаг, написанные в молодые годы, отдельные стихи…, которые во всей совокупности составляют последнюю, заключительную главу романа.

Прощай, рамах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Этими строками заканчивается стихотворение “Август”, написанное Пастернаком в 1953 году и вошедшее в текст “Доктора Живаго”. Строки – прощание с романом, работа над которым завершена. Она продолжалась долго, семь лет.

В действительности ”Доктор Живаго” – выдающееся произведение, ни ”правое”, ни “левое”, а просто роман из революционной эпохи, написанный поэтом – прямодушным, чистым и правдивым, полным христианского гуманизма, с возвышенным представлением о человеке – не таким лубочным, конечно, как у Горького: ”Человек – это звучит гордо.” – безвкусицы в Пастернаке нет, как нет позы и дешёвой ходульности. Роман, очень верно изображающий эпоху революции, но не пропагандный. И никогда настоящее искусство не было пропагандной листовкой.

Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать - пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.

В родительском доме поэта господствовала созидательная и активная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не исчезло даром. Доказательства основательного поэтического воспитания несут ранние стихи и проза: профессиональность владения музыкальной композицией и дисциплина мысли удачно соединились с прирожденной впечатлительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. "Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,- писал он,- зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение".

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".

Летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь" выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов "Темы и вариации", но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.

Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак - выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гете.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества - благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении "Все сбылось".

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Чаще всего это, как в стихотворении "Сосны ", - пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к Родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаизмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде - все это одухотворено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака - своеобразного и неповторимого русского лирика - вписано в историю литературы навеки. Людям вечно будет необходима его одухотворенная, чудная и полная жизни поэзия, рассказывающая не только о всеобщем благе, но, прежде всего, призывающая делать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.

Стихи Пастернак начал писать с 1909 г. В конце 1914 г. вышла первая книга «Близнец в тучах». Ранний Пастернак восприни-мает мир через очевидное, предметное. Образ строится на ассо-циативном сближении явлений. Художник не выдумывает обра-зы, он черпает их повсюду — в природе, дома, в городе. Каждый предмет предстает обновленный видением поэта. Характерным для раннего периода творчества является стихотворение «Мар-бург». Гениальные строки стали эталоном поэтического призна-ния в любви:

В тот день всю тебя от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал.

Любовный сюжет перерастает в сюжет миропонимания. Ок-ружающие человека вещи — и часть мира сами по себе, и соуча-стники совершаемых в герое перемен.

В 1922 г. вышел сборник «Сестра моя жизнь», который ввел Пастернака в большую поэзию. Основные темы сборника — при-рода, любовь, искусство. Они существуют не отдельно друг от друга, а в сплаве, в спаянности. Природа является самым близ-ким синонимом жизни, но не чем-то исключительным. Откры-тое чувство любви — тоже выражение жизни. Жизнь шире любо-го из образно-тематических рядов. Доверие поэта к жизни — ос-новное качество его мировоззрения в эти годы

Казалось альфой и омегой — Мы с жизнью на один покрой, И круглый год, в снегу без снега, Она жила, как alter ego, И я назвал ее сестрой.

Позже под влиянием социальных событий Пастернак иначе начинает воспринимать жизнь, видит разницу между природ-ной и общественной жизнью, которые раньше воспринимались в гармонии. Книга «Темы и вариации» более драматична и на-пряжена, чем «Сестра моя жизнь». Здесь больше кризисных си-туаций, что закреплено в названиях циклов — «Болезнь», «Раз-рыв». Отношение поэта к жизни становится сложнее, противо-речивее. Его отталкивает сервилизм новой поэзии, ее злободнев-ность и целенаправленность. Он ощущает свою непохожесть, даже какое-то отщепенство от других, В стихотворении «Другу», по-священном Б. Пильняку, Пастернак не отделяет себя от социаль-ных преобразований страны и ее жизни, но осознает, что его поэтическое чувство направлено не на воспевание эпохи, строя-щей грядущее счастье миллионам и не обращающей внимания на отдельных людей сегодня:

Иль я не знаю, что в потемки тычась, Вовек не вышла б к свету темнота, И я — урод, и счастье сотен тысяч Не ближе мне пустого счастья ста? И разве я не мерюсь пятилеткой, Не падаю, не подымаюсь с ней? Но как мне быть с моей грудною клеткой И с тем, что всякой косности косней?..

Пастернак нигде открыто не пишет о своем неприятии вре-мени, но его голос не способен петь дифирамбы пятилеткам. Он не может отказаться от некоего нравственного поэтического за-кона, заставляющего его быть независимым от злободневности и мнений большинства.

В 1930-е годы эпоха так или иначе проникает в поэзию, окра-шивая самые субъективные ситуации в драматические тона. Яр-ким примером является стихотворение «Рояль дрожащий». Ис-тория непонимания и разрыва двух любящих всегда несет лич-ную драму. Здесь эта драма включается в контекст трагической эпохи:

Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер, А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить.

Герой сопоставляет свою драму с любовной драмой Вертера. Но гетевский Вертер уже написан, и другого убийства из-за любви не будет. Сейчас вершатся сотни убийств по другим причинам.

С 1940 г. начинается новый этап творчества Пастернака. Про-исходит обновление поэтического стиля: стих становится про-ще, доступнее, ориентируется на общее, понятное всем. Война принесла поэту чувство общности со всеми. Стихи наполняются гражданскими мотивами («Разведчики», «Смерть сапера», «Пре-следование»). Они вливаются в русло официальной поэзии, публикуются в «Правде». Предчувствием близкой победы пронизано стихотворение «Весна»: Материал с сайта

Весеннее дыханье родины Смывает след зимы с пространства, И черные от слез обводины С заплаканных очей славянства.

Послевоенные стихи представлены сборником «Когда разгу-ляется». Название его символично: «разгуляться» — проясниться после ненастья. Это прояснение общественного сознания после мрачной атмосферы времен сталинизма, это «оттепель», при-несшая глоток свежего воздуха свободы. В стихотворениях «Вес-на в лесу», «После вьюги», «За поворотом» передается ощуще-ние поворота истории, обновления жизни. Вместе с тем в сбор-нике очень много «зимних» стихов («Заморозки», «Первый снег», «Следы на снегу», «Снег идет»), где Пастернак через «природ-ную» метафору намекает, что зима не прошла бесследно. Со-стояние эпохи рисуется через движения природы и души, через приметы повседневности. Поэт не очень верил «оттепели», пред-чувствуя, что заморозки еще вернутся. В его судьбе этими «замо-розками» была история с романом «Доктор Живаго» («Я про-пал, как зверь в загоне…»).

Поэзия Пастернака лишена суетности, мелочности. Она об-ращена к вечности, общечеловеческим понятиям, к постиже-нию смысла творчества, искусства. Поэт стремится философски осмыслить бытие, узнать тайну жизни. Его кредо запечатлено в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»:

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.

Пастернак обращается к библейским темам и образам, не только подчеркивая их общечеловеческое значение, но и на-полняя современным содержанием. В «Стихотворениях Юрия Живаго» ставятся проблемы временного и вечного, выбора и предопределенности («Гефсиманский сад»), жизни и судьбы («Гамлет»).

Поэзия Пастернака, никогда впрямую не откликаясь на ак-туальные проблемы эпохи, была созвучна времени. Поэт был «вечности заложник у времени в плену».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • основные этапы творчества пастернака
  • послевоенное творчество б. пастернака
  • рецензия на стихотворение пастернака
  • отзыв о творчестве пастернака
  • сочинение жизнь и творчество в. л. пастернак