1910 год какой век. Революция и гражданская война

16 марта 1915 года из-за драки, которую устроил молодой поэт-футурист Владимир Маяковский, полиция Петрограда закрыла клуб артистов и поэтов «Бродячая собака». Мария Молчанова разбирается в феномене и лицах русского дореволюционного футуризма.

В отличие от своей родины — Италии, футуризм в России не сложился в движение с общей программой и стратегией действий. Несколько литературных и художественных группировок, постоянно враждовавших друг с другом и оспаривающих звание истинных футуристов, не могли составить единый фронт нового искусства. Не было в России и общепризнанного вождя: ни Хлебников, ни Маяковский, ни Ларионов, ни Бурлюк не могли считаться создателями и вдохновителями русского футуризма.

Футуризм в России не имел программы и стратегии действий


Теория «свободного творчества», которую формулировали в своих статьях и лекциях Владимир Марков и Николай Кульбин, отдавала все преимущества не концепционной целостности эстетики, а проявлениям творческой энергии, не связанным никакими нормативами стиля или программы.

Основоположник итальянского футуризма Томмазо Маринетти

В формировании футуристической эстетики в России важным фактором стала деятельность Николая Кульбина. Он — «одна из самых фантастических фигур той знаменательной эпохи», как вспоминал о нем композитор Лев Лурье, — не только организационно и пропагандистски поддерживал формирующуюся группу молодых художников и поэтов, но и разработал ряд существенных для футуристической эстетики теоретических положений: значение диссонансных структур в художественном произведении, связь искусства с жизнью, роль тех элементов в искусстве, которые обращены к бессознательному уровню восприятия, исследование психологии творческого процесса, «психологии изображения», проблема совместного творчества художника и зрителя.

Николай Кульбин «Солнце над рекой Славянкой»

Первые программные декларации русского футуризма появляются в 1912 году, хотя некоторые участники этого движения располагают дату своего появления и раньше. Так, Давид Бурлюк указывает, что слово «футуризм» для определения своей деятельности русские поэты и художники начали использовать с 1911 года. Группа «Гилея» вместо иностранного слова «футуризм» предложила аналогичное по смыслу русское название «будетляне». Ларионовская группа «Ослиный хвост» называла себя «будущниками».

Однако именно в январе 1912 года Игорь Северянин (первым использовавший слово «футуризм» в своем сборнике) и Константин Олимпов выпустили листовку-манифест «Скрижали Академии эгопоэзии (Вселенский футуризм)». По духу скорее эстетские, чем авангардистски-радикальные, эти заметки декларировали кредо «Ассоциации эгофутуристов», в которую входили помимо Северянина и Олимпова Иван Игнатьев и Василиск Гнедов. Два положения раскрывали основы эгофутуристической программы. Первое — расширение границ языка, так как существующими в нашем богатом языке словами, футуристы не могли бы передать все обуревающие их головы новые идеи, впечатления и понятия. Второе — утверждение в качестве символа своего объединения треугольника как знака вечности.

Эгофутуристы Иван Игнатьев, Дмитрий Крючков, Василиск Гнедов и Павел Широков

В декабре того же 1912 года группа «Гилея» выпустила сборник стихов и статей «Пощечина общественному вкусу». Манифест, открывавший его и подписанный Давидом Бурлюком, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским и Велимиром Хлебниковым, своей наступательной интонацией и резкими полемическими выпадами против литературных врагов вполне отвечал всем канонам футуристических деклараций. Отказ от искусства прошлого («прошлое тесно»), ориентация на современность («только мы лицо нашего времени») и призывы «бросить Пушкина, Достоевского и Толстого с Парохода Современности» являлись очевидными знаками футуристичности гилейской программы.


Русские художники называли себя будетлянами и будущниками


Владимир Татлин. 1913 год

Михаила Ларионова, подчеркнуто внимательного к форме репрезентации своих художественных экспериментов, умело использующего провокацию и скандал как фактор развития искусства, не столько по стилю, сколько по самому духу, который он стремился утвердить в искусстве, можно считать самым футуристическим русским живописцем. Среди его соратников Илья Зданевич — поэт, художественный критик и теоретик нового искусства, один из лучших знатоков итальянского футуризма, был последовательным сторонником чисто футуристической напористости и энергичного внедрения искусства в жизнь.

В группе Ларионова интерес к футуризму также проявляли Наталья Гончарова, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко. В ларионовской группе будущников наиболее четкую формулировку получила концепция восточных корней русского футуризма, определивших своеобразие его эстетики.

Манифест «Лучисты и будущники» — одна из самых дерзких деклараций русских художников — появился в 1913 году. Соединение двух парадоксальных тенденций определяло эстетическую программу будущников: ориентация на Восток («Да здравствует прекрасный Восток! … Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы»), на национальные корни искусства («Да здравствует национальность!») и восхищение ритмами и формами современной урбанистической жизни («весь гениальный стиль наших дней — наши брюки, пиджаки, обувь, трамваи, автомобили, аэропланы, железные дороги, грандиозные пароходы — такое очарование, такая великая эпоха, которой не было ничего равного во всей мировой истории»).

Михаил Ларионов с футуристической прической. 1913−1914 годы

Летом 1913 года в журнале «За 7 дней» появилось сообщение о «Первом Всероссийском Съезде Баячей Будущего (поэтов-футуристов)». В декларации съезда, делегатами которого были Крученых, Малевич, Матюшин, провозглашалась задача: «Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, «симметричную логику», блуждание в голубых тенях символизма и дать личное творческое прозрение подлинного мира новых людей».


Футуристы: пора искусству вторгнуться в жизнь


Декларация, кроме того, объявляя о создании театра «Будетлянин», открывала перед футуристами новую сферу деятельности. В декабре того же года в петербургском театре «Луна-парк» футуристами были осуществлены две знаменитые постановки «Трагедия. Владимир Маяковский» и опера «Победа над Солнцем».


Андрей Шемшурин, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский. Москва, 1914 год


В сентябре 1913 года московская пресса активно обсуждала нашумевшую прогулку по Кузнецкому мосту футуристов Ларионова и Большакова с раскрашенными лицами. В конце года в журнале «Аргус» был напечатан «Манифест футуристов. Почему мы раскрашиваемся», подписанный Зданевичем и Ларионовым. «Мы связали искусство с жизнью. После долгого уединения мастеров, мы громко позвали жизнь и жизнь вторгнулась в искусство, пора искусству вторгнуться в жизнь», — провозглашал манифест.


Диспуты футуристов режиссировались как театральные спектакли


Футуристический восторг перед эфемерной поэзией ощущений, отвечающей стремительности современной жизни, и восприятие ярких витрин, электрического освещения, трамваев и автомобилей как элементов грандиозной театральной декорации, которой уподоблялось городское пространство, — все это стало основой столь же эфемерного и стремительного искусства футуристического грима.


Давид Бурлюк в футуристическом гриме. 1910-е годы


В то же время в ряде журналов и газет появляются заметки и интервью Ларионова, излагающие его радикальные и фантастические проекты футуристического театра, в котором «декорации находятся в движении и следуют за артистом, зрители лежат в середине зала в первом действии и находятся в сетке, под потолком, во втором». Кроме того, в 1913 году при участии Ларионова и Гончаровой осуществляется постановка первого (и единственного) футуристического фильма «Кабаре № 13».

В 1914 году начинается знаменитое турне футуристов (Бурлюк, Маяковский и Каменский) по городам России. Лекции и диспуты, с которыми выступали будетляне, режиссировались ими как своеобразные театральные спектакли. Их зрелищный характер, сама форма пропаганды нового искусства значили ничуть не меньше, чем проповедуемая ими идеология.

1910-е годы

<…> Обедаем у Набоковых с Аргутинским. <…> Володя читал свои стихи.

Удивительно талантливые. И все же я в нем не чую l’?toffe d’un vrai po?te24. Уж больно он насыщен «буржуазной» культурой – хоть и позирует теперь слегка на художественного debraille25.

<…> В половине четвертого назначен концерт Ян-Рубан у Браиловских на даче. <…> Mme Набокова в первом же антракте подсела к Сереже и стала говорить с ним о сыне поэте, о книжке стихов, которую он не мог издать из-за событий, о музыке, о первой книжке стихов, за которую ее сын кается, на что Сережа ответил: «У поэта обыкновенно нет семьи, а раз в данном случае есть, то семья должна бы оградить его от ошибок». <…>

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Из книги Воспоминания об Ильиче автора Ульянова-Елизарова Анна Ильинична

ПИСЬМА В. И. ЛЕНИНА К РОДНЫМ (1910–1916 гг.) Письма Владимира Ильича с 1910 г. до революции сохранились у меня в меньшем количестве и не могут быть объединены вокруг какого-нибудь дела, как письма 1897–1899 или письма 1908–1909 гг.От 1910 г., когда я много кочевала, прежде чем основалась в

Из книги Марина Цветаева. Жизнь и творчество автора Саакянц Анна Александровна

Из книги 100 великих футбольных тренеров автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Ленин в Италии, Чехословакии, Польше автора

Из книги Ленин в Швеции автора Московский Павел Владимирович

Из книги Убийственный Париж автора Трофименков Михаил

1910 ГОД, ВЕРНЫЕ БОЛЬШОЙ ДРУЖБЕ Летом 1910 года Владимир Ильич выбрал время, чтобы вновь приехать на Капри. Маршрут путешествия на этот раз был иным. Ехал Ленин из Парижа поездом до Марселя, а затем на пароходе по Средиземному морю до Неаполя.1 июля 1910 года Владимир Ильич писал

Из книги Русская литература первой трети XX века автора Богомолов Николай Алексеевич

1910 год. Последняя встреча с матерью Этот год принес немало событий в жизни России, которые говорили о близком начале нового этапа рабочего движения. Отступление революции закончилось.Торжество столыпинской реакции, как и предвидел В. И. Ленин, оказалось недолговечным.

Из книги 100 великих романов автора Ломов Виорэль Михайлович

Глава 6 Улица Обри-ле-Буше, 9 Шипастый убийца (1910) Перед домом номер 9 по улице Обри-ле-Буше 8 января 1910 года схватили самого необычного парижского душегуба - двадцатитрехлетнего Жана Жака Лиабефа, «шипастого убийцу». Его история кажется плодом вздыбленного воображения

Из книги «Мозг» флота России от Цусимы до Первой мировой войны автора Назаренко Кирилл Борисович

1. К изучению поэзии второй половины 1910-х годов Статья первая - Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1988; статья вторая - Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения Рига, 1990. Концепция литературной эволюции, созданная Ю.Н. Тыняновым, как

Из книги Во главе «Дикой дивизии» [Записки Великого князя Михаила Романова] автора Хрусталев Владимир Михайлович

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) «Война и мир» (1863–1869) Русский писатель, философ, идеолог общественного течения рубежа XIX–XX вв. – толстовства, общественный деятель, граф Лев Николаевич Толстой (1828–1910) отразил в своем творчестве всю гармонию и все диссонансы русского (и не

Из книги Владимир Климов автора Калинина Любовь Олеговна

Мартин Андерсен-Нексё (1869–1954) «Пелле-завоеватель» (1906–1910) Датский писатель и общественный деятель, один из основателей Коммунистической партии Дании, Мартин Андерсен-Нексё (настоящая фамилия Андерсен, псевдоним Нексё – название города на острове Борнхольм, где жил в

Из книги автора

Глава пятая ЗАВЕРШЕНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ «МОЗГА» РУССКОГО ФЛОТА (1910–1914 гг.) Новый морской министр И.К. Григорович записал в дневнике через несколько дней после своего назначения, что оно было внезапным и для него самого. Смену караула «под шпицем» С.Ю. Витте

Из книги автора

1910 8 мая. Почетный президент Имп. Российского автомобильного общества.24 июля/6 августа. Родился в Москве сын Георгий Михайлович от морганатического брака.13 ноября. Сыну Георгию Михайловичу Высочайшим Указом пожалованы фамилия Брасов и потомственное

Из книги автора

Глава I Рождение памяти (1892–1910) Прощеное воскресенье Этот воскресный мартовский день семья Якова Климова встречала в Еросове. Сюда, на родную владимирскую землю, всякий раз перед родами стремилась попасть жена, уговаривая перевезти ее с детишками из шумной и все еще

Из книги автора

Глава II Все только начинается (1910–1917) «Птенцы» кружка Жуковского Именно в ИМТУ зарождалась и теоретическая, и техническая основа российского авиастроения. На механическом факультете, куда поступил Владимир Климов, формировалась научная школа воздухоплавания,

1910-е годы

В январе 1914 года в Верхнеудинске состоялся съёзд кооператоров Западного Забайкалья, на котором было создано Прибайкальское торгово-промышленное товарищество кооперативов «Прибайкалсоюз». После этого кооперативные общества потребителей «Экономия» возникли в Троицкосавске, Мысовске, Баргузине. 25 мая 1915 года в Кяхте состоялось подписание тройственного русско-китайско-монгольского соглашения по вопросу о международном положении Внешней Монголии (Кяхтинский договор 1915 года). Во время Первой мировой войны в Троицкосавске был создан лагерь для военнопленных. Зимой 1915-1916 годов в лагере содержалось 6700 военнопленных.

Революция и гражданская война

  • 7 апреля 1917 года в Троицкосавске образовался Совет рабочих и солдатских депутатов. 3 мая 1917 года начался съезд делегатов Троицкосавского уезда и представителей казаков 1-го военного отдела.
  • 17 июня 1917 года в Троицкосавске проходит войсковой съезд Забайкальского казачьего войска. Съезд постановил: всеми делами войска управляет «войсковой круг», войском управляет выборный наказной атаман с резиденцией в Чите. Съезд решил «энергично бороться с богохульцами».

В ноябре 1917 года в Кяхте установлена Советская власть. Председателем Троицкосавского (Кяхтинского) совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов избран преподаватель Троицкосавского реального училища Константин Андреевич Масков (1880-1918).

3 сентября 1918 года Кяхта и Троицкосавск заняты белочехами. 22 сентября 1918 года расстрелян К.А. Масков.

В августе 1919 года по распоряжению Главного управления местами заключения Временного сибирского правительства для размещения политических заключённых была создана «Троицкосавская временная тюрьма». Тюрьма разместилась в 2 км от Троицкосавска в казармах бывшего военного городка (Красные казармы). В Троицкосавской временной тюрьме находились заключённые из Александровской каторжной тюрьмы, Бийской, Златоустовской, Красноуфимской, Кунгурской, Пермской, Тобольской, Челябинской и других тюрем. С 24 декабря 1919 года по 10 января 1920 года в тюрьме было произведено массовое уничтожение заключённых, получившее название Троицкосавской трагедии. После восстановления советской власти в Троицкосавске 4 марта 1920 года тюрьма перестала функционировать, начала работу следственная комиссия по расследованию расправы над политзаключёнными.

В сентябре 1918 года из Троицкосавска выдвинулся карательный отряд под командованием прапорщика Пальшина. Отряд действовал в направлении сёл Бичуры, Окино-Ключей, Елани, Малой Кудары, Урлука, Тамира. 25 августа 1919 года из Троицкосавска вышла карательная экспедиция под командованием полковника Макаренко.

В январе 1920 года город по приглашению Троицкосавской думы был занят китайскими войсками. 22 февраля 1920 года китайские солдаты окружили квартал, занятый Ревкомом и его отрядом. На базарной площади состоялся митинг жителей города, которые направились к помещению Ревкома. Демонстрация была расстреляна китайскими солдатами. Погибло 7 человек, 14 человек было ранено. 27 февраля 1920 года в Усть-Кяхте начались переговоры между делегацией ЦИК Прибайкалья и китайским командованием об эвакуации китайских войск из Троицкосавского района.

В 1920-1921 годах Кяхта была центром революционной деятельности Сухэ-Батора и Чойбалсана. 1 марта 1921 года в Кяхте происходил 1-й съезд Монгольской народной партии. 18 марта 1921 года силами монгольского ополчения был освобождён от китайских войск соседний с Кяхтой монгольский посёлок Алтан-Булак. 21 мая 1921 года барон фон Унгерн издал приказ №15 «русским отрядам на территории Советской Сибири», которым объявил о начале похода на советскую территорию. Весной 1921 года Азиатская дивизия была разделена на две бригады: одна под командованием генерал-лейтенанта Унгерна, другая - генерал-майора Резухина. Последняя должна была перейти границу в районе станицы Цежинской и, действуя на левом берегу Селенги, идти на Мысовск и Татаурово по красным тылам, взрывая по пути мосты и тоннели. Бригада Унгерна наносила удар на Троицкосавск, Селенгинск и Верхнеудинск. Эта бригада потерпела поражение в боях за Троицкосавск 11-13 июня 1921 года.

15 марта 1924 года началось междугородное телефонное сообщение между городами Верхнеудинском, Новоселенгинском и Троицкосавском. В 1925 году создан Троицкосавский горсовет. В 1956 году на могиле А.В. Потаниной был установлен бюст по проекту А.И. Тимина.

кяхта город исторический культурный

  • Итало-турецкая война (1911-1912).
  • Балканские войны (1912-1913).
  • Панамский канал построен (1904-1914) после отделения Панамы от Колумбии (1903).
  • «Титаник » затонул (1912).
  • Создана Федеральная резервная система США (1913). Угольные войны в Западной Виргинии (англ.) русск. (1912-1921). «Красное лето » (1919).
  • Первая мировая война (1914-1918). Распад Австро-Венгерской империи (1918). Ноябрьская революция (1918) и Восстание спартакистов (1919) в Германии. Версальский договор (1919).
  • Геноцид армян в Османской империи (1915-1923).
  • Февральская революция (1917). Октябрьская Революция (1917). Гражданская война (1917-1922/1923). Триумфальное шествие Советской власти (1917-1918). Первая советско-финская война (1918-1920). Восстание Чехословацкого корпуса (1918). Первый период «Красной угрозы » (1917-1920, маккартизм).
  • Пандемия Испанского гриппа (1918-1919) унесла жизни около 50-100 млн человек.
  • Культура

    Литература

    • О. Генри (1862-1910), писатель . Сборник «Коловращение » (1910).
    • Куприн, Александр Иванович (1870-1938), писатель . «Гранатовый браслет » (1910).
    • Блок А. А. (1880-1921), поэт . « » (1912). «Двенадцать » (1918).
    • Эдгар Берроуз (1875-1950), писатель . «Тарзан, приёмыш обезьян» (1912).
    • Бернард Шоу (1856-1950), писатель . «Пигмалион » (1913).
    • Джеймс Джойс (1882-1941), писатель . «Дублинцы » (1914).
    • Маяковский В. В. (1893-1930), поэт . « » (1915).
    • Иван Бунин (1870-1953), писатель . «Господин из Сан-Франциско » (1915).
    • Игорь Северянин (1887-1941), поэт . «Ананасы в шампанском» (1916).
    • Р. Тагор (1861-1941), писатель . «Дом и мир» (1916).
    • Корней Чуковский (1882-1969), детский писатель, литературовед . «Крокодил » (1917).
    • Шпенглер О. (1880-1936), философ . «Закат Европы » (1918).
    • Франц Кафка (1883-1924), писатель . «Процесс » (1918).
    • Н. С. Гумилёв (1886-1921), поэт, основатель акмеизма .
    • Анна Ахматова (1889-1966), поэтесса.
    • Маккалли, Джонстон (англ.) русск. (1883-1958), писатель . «Проклятие Капистрано» (1919; Зорро).

    Музыка

    Наука и техника

    • Авианосец (первый взлёт - 1910, «Бирмингем »).
    • Парашют (ранцевый - 1911, Котельников).
    • Планетарная модель атома (1911, Резерфорд , Бор).
    • Сверхпроводимость (1911, Камерлинг-Оннес).
    • Витамины (тиамин получен - ок. 1912, Функ).
    • Теория дрейфа материков (1913, Вегенер).
    • Самолёт (четырёхмоторный - 1913, «Русский витязь »; боевой самолёт - 1914, Ролан Гаррос ; перелёт через Атлантический океан - 1919, John Alcock , Arthur Whitten Brown).
    • Пистолет-пулемёт (Villar-Perosa M1915 - 1914).
    • Химическое оружие (боевое применение - 1915).
    • Автомат (автомат Фёдорова - 1916).
    • Танк (боевое применение - 1916, «Mark I »; танк классической компоновки - 1917, Рено FT-17).
    • «Общее и промышленное управление» (1916; Файоль, Анри).
    • Общая теория относительности (1916; Эйнштейн).

    Политические деятели

    • Франц Иосиф I (1830-1916), император .
    • Николай II (1868-1918), император .
    • Мехмед V (1844-1918), султан .
    • Томас Вильсон (1856-1924), президент .
    • Ленин (1870-1924), революционер, председатель Совнаркома РСФСР РСФСР .
    • Дзержинский (1877-1926), председатель ВЧК РСФСР РСФСР .
    • Пуанкаре (1860-1934), президент .
    • Георг V (1865-1936), король .
    • Троцкий (1879-1940), председатель реввоенсовета РСФСР РСФСР .
    • Вильгельм II (1859-1941), император Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой.
      Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него.
      – Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти.
      – Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо.
      Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад.
      Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.
      – Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.
      Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат.
      Солдаты без команды стали стрелять.
      – Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?
      Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
      – Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно.
      «Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.
      – Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
      Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в 20 ти шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его – на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым на бок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.
      «Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них: – зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз? Не успеет добежать, как француз вспомнит о ружье и заколет его».
      Действительно, другой француз, с ружьем на перевес подбежал к борющимся, и участь рыжего артиллериста, всё еще не понимавшего того, что ожидает его, и с торжеством выдернувшего банник, должна была решиться. Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкой палкой кто то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел.
      «Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но всё таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!…»

    Предупреждения преподобного Варсонофия Оптинского: «Гонения и мучения первых Христиан, возможно, повторятся… Это время - не за горами… До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас… Все идут против России, то есть против Церкви Христовой, ибо русский народ - Богоносец, в нем хранится истинная вера Христова».

    Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня принято на 2-й Международной конфонференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин.

    В Москве организована выставка «Бубновый валет». Под этим же названием определилось объединение московских художников, просуществовавшее до 1917 года.
    - Смерть Льва Толстого. Толстой не сподобился Таинств исповеди и Причастия, над которыми глумился. Мятущаяся душа его искала перед смертью беседы со святыми старцами Оптиной, но дьявол не выпустил свою добычу. Заболевший Толстой послал телеграмму в Оптину с просьбой прислать к нему старца. Но толстовцы не допустили преподобного Варсонофия Оптинского к гибнущему. «Надо бежать!» - произнес умирающий по-английски. - Куда?! Смерть унесла душу графа в день, когда в Церкви читалась притча Христа о богатом, оказавшемся в аду.

    - «Символизм» Андрея Белого, поклонника антропософа Штейнера.
    - М.Е. Пятницкий (1864-1927) основал Русский народный хор.
    - «Прометей», симфоническая поэма Скрябина (с использованием светомузыки).
    - 13 прелюдий ор.32, «Литургия святого Иоанна Златоуста» Рахманинова.
    - «Жар-птица» (1910, 2-я редакция - 1945) Стравинского.
    - Опера «Кавалер роз» Р. Штрауса.
    - Вышел в свет сборник под ред. Н.С. Кленовского «Былины и песни астраханских казаков». Песни были записаны в 1902 году А.А. Догадиным.

    - (5 сентября) насильственная смерть П.А. Столыпина , предсказанная Г. Распутиным.

    Скончалась питерская блаженная Матрена-босоножка, прозорливая чудотворица. После русско-турецкой войны 1877-78 гг. мещанка Матрена Петровна Мыльникова вступила на подвиг юродства во Христе. В Иерусалиме тайно приняла схиму с именем Мария, дав Богу обет скрывать это до самой смерти. Обуви не надевала. В лютые морозы носила белую летнюю одежду. Блаженную высоко чтила Царская Семья. В 1999 году начата постройка часовни над местом ее захоронения. На могилке схимонахини происходят исцеления и благие изменения в жизни просящих ее о том людей.

    - «Философия свободы» Н.А. Бердяева (1874-1948).
    - «Два града» С.Н. Булгакова (1871-1944).
    - «Гранатовый браслет» Куприна.
    - (1907-1911) Публикация книги В.Кандинского «О духовности в искусстве», начало абстрактного периода живописи.
    - Равель: «Благородные и сентиментальные вальсы».
    - Поставлена опера «Елочкин сон» Л.Т. Гречанинова (1864-1956).
    - Этюды-картины Рахманинова, ор.33.
    - «Петрушка» Стравинского.
    - Allegro barbaro, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока.
    - (1911-1912) «Лунный Пьеро» Шенберга.
    - «Учение о гармонии» Шенберга.

    Философ С.Л. Франк принял крещение.
    - «Пигмалион» Б. Шоу.
    - «Приближается звук» Блока:

    Приближается звук.
    И, покорна щемящему звуку,
    Молодеет душа.

    - «Купание красного коня» Петрова-Водкина.
    - Опубликована статья Н.Я. Мясковского (1881-1950) «Чайковский и Бетховен».
    - В Петербурге основан театр музыкальной драмы.

    Первые стихотворения Мандельштама:

    Образ Твой, мучительный и зыбкий,
    Я не мог в тумане осязать.
    Господи! - сказал я по ошибке,
    Сам того не думая сказать.

    Божье имя, как большая птица,
    Вылетело из моей груди.
    Впереди густой туман клубится,
    И пустая клетка позади…

    300-летие Дома Романовых. Триумфальные поездки Царской Семьи по стране. Затихла на время враждебная пресса.

    В «Правде» напечатана статья Ленина «Рабочий класс и неомальтузианство», требующая «безусловной отмены всех законов,преследующих аборт». Проповедь абортов возымела действие.

    Конгресс США принял закон о создании «Федеральной резервной системы», поставивший страну под контроль М.А. Ротшильда, - симптом наступления Новейшего времени истории: тайные методы управления обществом, выйдя из подполья, отныне станут легитимными во всем мире. «Комитет открытого рынка» (Федеральный Резервный банк) печатает «Федеральные Резервные Квитанции» (доллары) в долг правительству США под проценты, которыми и разживается невидимая финансовая империя. Ее можно представить в виде пирамиды: над налогоплательщиками - правительство, над ним - 12 банков Ротшильда. Банки управляют органом власти в обществе - государством. Послушливость правительства, которое гарантирует банкам контроль над экономикой при охране конфиденциальности финансовых операций, обезпечивается созданием конкуренции: благосклонное внимание может быть отнято у недостаточно угодливых и передано их соперникам, которые будут старательнее исполнять волю тех, кто заказывает музыку. Легализация простенькой схемы финансового управления социальной жизнью имела грандиозные последствия в истории человечества: сумма облигаций, которые ныне (в начале третьего тысячелетия) весь мир оплачивает Федеральному Резервному банку, оценивается в триллионы долларов. Гарантом ценности бумаг фактически служат все богатства Божьего мира, начиная от недр земных и кончая потребляемыми в пищу животными, а также дарованные от Бога таланты миллиардов людей и результаты их труда, накапливаемые историей (мировой валовой продукт). Система, ведущая население Земли к деградации, кажется неодолимой. Однако нужно помнить, что основывается она единственно на измене Божьей любви: поклоняясь бумажкам, лживо обещающим счастье, люди теряют совесть и становятся продажными. Эра же всеохватной продажности создает экономические условия для полного раскрытия «тайны беззакония» (2 Фес. 2, 7) в истории. Воцарение в мире антихриста, отмена бумажных денег, принятие чипа под условием отречения от Христа, а с этой печатью антихриста и тотальный контроль над каждым вздохом в мире (Откр. 13, 16-17) - это окончательное подтверждение людьми своего выбора гееннской вечной участи в незнании Бога, Солнца правды, Источника любви и блаженной полноты жизни. «И дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр. 14, 11).
    - Русский летчик П.Н. Нестеров впервые в мире рассчитал и выполнил «мертвую петлю», став основоположником высшего пилотажа


    Преподобный Варсонофий Оптинский

    Отошел ко Господу Оптинский старец Варсонофий. Преподобный Нектарий Оптинский говорил: «Старец Варсонофий настолько великий… Из блестящего военного в одну ночь по благословению Божию сделался он великим старцем» (пострижение Варсонофия было совершено в день, когда его произвели в генералы). В монашестве открылись у него дивные дары Божии. «Нас называют прозорливцами, указывая тем, что мы можем видеть будущее: да, великая благодать дается старчеству, - это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У нас, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, мы видим ее духовными очами, мы даже видим причину возникновения такой мысли. И от нас не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь. Для нас нет пространства и времени. Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, Ангельской, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку…»
    Святого старца похоронили на девятый день, дабы дать желающим проститься с великим угодником Божиим.

    Интервью, взятое Д. Разумовским у Г.Е. Распутина: «Теперь больше мыслят по-Христиански, чем чувствуют». «Наша Православная Церковь, как воздушное облако, светит и укрепляет каждого человека. Без нее нет ничего в жизни…»

    - «Имяславские споры». Из русских обителей на Афоне изгнано до полутора тысяч русских монахов.

    - «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста в 16 томах (1913 - 1927).
    - Манифест «Искусство шумов» Л. Руссоло.
    - И.Ф. Стравинский (1882-1971) написал балет «Весна священная».
    - Поэма «Колокола», вторая соната Рахманинова.
    - «Черный квадрат», картина К.С. Малевича (1878-1935) - антиикона.
    - 1913 год, последний год мирной дореволюционной России, служил впоследствии точкой отсчета для статистических выкладок. По ряду показателей он был превзойден только при Брежневе.

    15 июня, Сараево: боснийский студент Гаврила Принцип убил эрцгерцога Франца-Фердинанда, наследника австрийской короны, и его супругу. Начало Первой мировой войны .
    10 июля Австрия предъявляет Сербии ультиматум, 15 июля объявляет ей войну. Григорий Распутин лежит раненый в с. Покровском и не может посоветовать Царю не вступать в войну, ибо война приведет к падению России. Государь не может предать Православную страну, Сербию, и 18 июля издает указ о всеобщей мобилизации. 19 июля объявляет о всеобщей мобилизации Германия. 21-23 июля в войну вступают Франция и Англия, Австро-Венгрия объявляет войну России. Распутин (по словам французского посла М. Палеолога), сказал Царице, заплакавшей при известии об огромных потерях в большом сражении: «Утешься, когда мужик умирает за своего Царя и Отечество, еще одна лампада тотчас зажигается перед Престолом Господним». («Россия - это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М., 2004, с. 302).

    - «Восстание ангелов», богохульный роман Анатоля Франса.
    - «Кола Брюньон» Р. Роллана
    - Опера «Соловей» Стравинского.

    - (1915-16) в Османской империи турки вырезали около 1,5 миллиона армян.
    - Эссе «Правые и левые» Архиепископа Никона (Рождественского): «Правые тщатся в меру своих сил крепко держаться церковного воззрения». Левые хотят и небо оземлянить, и все идеальное притянуть к земле, не хотят держаться русского, а образец берут в западных воззрениях, где человеческое перемешано с Божественным, языческое с Христианским.
    Личность Православная вырастает из смирения, из любви и всецелого доверия Богу - потому паче всего помнит она о долге. Левые прежде качают права, что так естественно, когда сознание растет не из истины, а из самоцена. «У правых началом жизни служит нравственное начало, у левых - юридическое, сомнительное даже в юридическом смысле».
    Отношение к Православию, самодержавию, народности, - проникнуто любовью у первых и враждебно у вторых. «Несчастные… перестают быть не только Православными, но и русскими… даже и внешний их облик становится нерусским… такие люди потеряны для России как дети, как верные сыны. Люди «правые» видят это, скорбят и ревностно отстаивают веру Православную даже во имя самой России, не говоря уже о духовной стороне дела».
    В наши дни, когда значения понятий правого и левого безнадежно перепутаны, полезно вспомнить главную мысль Архиерея: мерилом правизны и левизны является Церковь. «Чем дальше от Церкви, тем левее. Чем ближе к Церкви, тем правее».

    Отошел ко Господу преподобный Гавриил (Зырянов), старец Седмиозерной пустыни: «Сила жизни - в любви к Богу, сила творческая, благодатная».

    - «Молитва» Анны Ахматовой:

    Дай мне горькие годы недуга,
    Задыханья, безсонницу, жар,
    Отыми и ребенка, и друга,
    И таинственный песенный дар -
    Так молюсь за Твоей Литургией
    После стольких томительных дней,
    Чтобы туча над темной Россией
    Стала облаком в славе лучей.

    - «Дом и мир» Рабиндраната Тагора (1915 - 1916).
    - Статья С.Н. Булгакова о Пикассо «Труп красоты». Основная мысль статьи: искаженное восприятие тварного мира есть явление по природе религиозное: это отрицание Творца и ужас от ощущения мира без Бога (по М.М. Дунаеву).
    - «Супрематизм» Малевича - «Всенощная», «Вокализ» Рахманинова.
    - Скончались Скрябин и Танеев.

    Перелом в Первой мировой войне в пользу России. «Жертвенное наступление русских в 1914 году, которое спасло Париж, упорядоченный отход, без снарядов, и снова медленно нарастающая сила. Победы Брусилова - начало нового русского наступления в 1916 году, более мощного и непобедимого, чем когда бы то ни было» (Черчилль). («Россия - это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М., 2004, с. 463, 190).

    В ночь с 16 на 17 декабря убит друг Царской Семьи Г.Е. Распутин. «Он хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается и легко, и спокойно» (Царь Николай II).

    Пророчество старца Варнавы Гефсиманского незадолго перед революцией: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватит всё и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

    - «Смысл творчества» Н.А. Бердяева (1874-1948).
    - «Свет невечерний» С.Н. Булгакова (1871-1944).
    - «Радуница», первая книга 21-летнего Сергея Есенина.
    - Пантомима с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» Стравинского.
    - «Игрок» Прокофьева.

    Быстро растущее население России к февралю 1917 года составило около 181 миллиона человек.

    Февральская революция, поддержанная всеми сословиями, поставила Россию под проклятие клятвы 1613 года: «Кто же пойдет против сего Соборного постановления, - Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святой Троицы». Великие бедствия посыпались тут же на клятвопреступников как из ящика Пандоры.

    - (2 марта) вынужденное отречение Государя Николая от престола в пользу брата Михаила. «Кругом измена, трусость и обман», - запишет в этот день Государь в дневнике. Считающий себя монархистом Шульгин, лидер правых, приехал принять отставку. Генерал Корнилов явился арестовывать Государыню, украсив свой русский мундир красным бантом. Так Россия отрекалась от Богом данного ей Царя.

    Исполнение пророческого слова блаженной Прасковьи Ивановны Дивеевской († 1915): «Государь, сойди с престола Сам!»

    6 сентября газета большевиков «Рабочий путь» признает беззаконность своих действий: «Раньше Временное Правительство, а вместе с ним меньшевики и эсеры говорили: нельзя делать ни того, ни другого, ни третьего впредь до созыва Учредительного Собрания. А теперь мы скажем им: если можно было сделать одно, можно сделать, и вы обязаны немедленно сделать, и второе, и третье».

    14 февраля большевиками введен новый стиль календаря.
    - Антиправославная реформа школы выхолостила русский язык, исключив славянский язык - историческую глубину и религиозную душу русского языка - из школьной программы. Между тем педагогическая наука говорит об исключительной важности славянского языка. Исследования показали, что преподавание славянского языка детям дошкольного возраста, отстающим в развитии, дало поразительные результаты: они быстро овладели навыками правильной речи и опередили в развитии тех детей, которым старославянский не давали. Профессор Московского Университета С.А. Рачинский установил, что «при изучении церковнославянского языка снимаются заикание и нервно-психологические стрессы. При раннем обучении славянскому языку у детей формируется глубокое, духовно-ориентированное мышление, стремящееся к целостности и непротиворечивости получаемых знаний, активному поиску истины; происходит усвоение мотивов достойного, духовно-красивого поведения».

    Советская сторона отказывается от ведения переговоров в Брест-Литовске. Троцкий выдвигает предательский лозунг «Ни мира, ни войны, а армию распустить».
    - Отряды финской Красной гвардии занимают Хельсинки, столицу Финляндии.

    - (17 июля) убийство Царской Семьи в подвале дома Ипатьева (в последствии дом был снесен в 1977 году, а на его месте в 2033 году построен Храм-на-Крови , один из крупнейших православных храмов России).

    Царь-Мученик с 1891 года знал о предстоящей ему Голгофе. Однажды, много помолившись перед важным решением, Государь сказал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божья!» П.А.Столыпин вспоминал: «Самым простым, самым спокойным и ровным голосом делает Он мне это торжественное заявление. Какая-то странная смесь в Его голосе и особенно во взгляде решительности и кротости, чего-то одновременно непоколебимого и пассивного, смутного и определенного; как будто Он выражает не Свою личную волю, но повинуется скорее некой внешней силе - величию Промысла». Вся Семья была единодушна перед лицом великой жертвы. Из письма Государыни из Тобольска: «Он /Государь/ прямо поразителен - такая крепость духа, хотя безконечно страдает, но поражаюсь, глядя на Него. Все остальные Члены Семьи такие храбрые и хорошие и никогда не жалуются, - такие, как бы Господь и наш Друг хотели бы…» («Наш Друг» - это Григорий Ефимович Распутин).

    Официальное расследование, проводившееся с 30 июля 1918-го по январь 1920 года по поручению коалиционного Сибирского правительства, а затем под властью Верховного Правителя адмирала А.В. Колчака следователями Наметкиным, Сергиевым и Соколовым: тела разрублены на части и сожжены на двух больших кострах. Остатки костей уничтожены с помощью 178 литров серной кислоты (см. Р. Вильтон. Последние Дни Романовых, 1921, М. Дитерихс. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале, 1922). Записка Юровского - лишена реквизитов. Была сфабрикована.
    Пророчества Государыне: Юродивая Марфа в Царицыне с силой бросила на пол куклы, облила их красной жидкостью и подожгла. Старица Новгородского Десятинного монастыря Мария Михайловна, по словам Императрицы в письме к Супругу, сказала ей: «А ты, красавица, - тяжелый крест - не страшись». По словам фрейлины, А.А. Вырубовой, старица протянула к вошедшей Царице руки и произнесла: «Вот идет мученица - Царица Александра».

    Государыня писала из Тобольска: «Чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою родину, несмотря на все ужасы и все согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже, несмотря на черную неблагодарность к Государю, которая разрывает мое сердце, - но ведь это не вся страна. Болезнь, после которой она окрепнет. Господь, смилуйся и спаси Россию…» И в другом письме из Тобольска: «Господи, смилуйся над Россией! Спаси ее… О, как я молю, чтобы Господь ниспослал бы духа разума, духа страха Божия. Все потеряли головы, все врозь, царство зла губит и страдания невинных убивают… Очень согрешили мы все, что так Господь, Отец Небесный, наказывает детей Своих. Но я твердо и непоколебимо верю, что Он все спасет. Он один это может. Надо перенести, терпеть, очиститься, переродиться…»

    Откровения многих святых говорят о том, что покаяние в цареубийстве - условие спасения русского народа от грядущих тяжких страданий: «Русские люди будут каяться в смертных грехах, что не защитили Помазанника Божия Царя, церкви Православные и монастыри, сонм мучеников и все святое. Презрели благочестие и взлюбили бесовское нечестие» (преподобный Лаврентий Черниговский). Прославление Царя-Мученика - первый шаг на пути покаяния, которое откроет возможность духовного возрождения России (Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский). «Кровь праведников - единственное на земле писание, которое стереть невозможно… И не праведник проклянет вас, но дети ваши, когда будут есть горький хлеб рабства» (Святитель Николай Сербский).

    Патриарх Тихон осудил цареубийство в проповеди: «…явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но и оправдывается как законное… Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас… Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть расстреливают».
    Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров: «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?.. Народу, изнуренному кровопролитной войною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». От каких завоеваний могли отказываться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото… Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир».

    - (18 ноября) в соответствии с Основными Государственными законами 1906 года (касательно случая пресечения Династии) и «Положением о временном устройстве власти в России» Верховным правителем России официально провозглашен А.В. Колчак , признанный законным главой Российского государства всеми державами.


    Державная икона Божией Матери

    - (2 февраля) декрет об отделении Церкви от государства, означающий на деле прямо противоположное: диктатуру богоненавистнической власти, вырезавшей священническое сословие. Церковь же хранилась Богом: на место убиенных Господь воздвигал новых своих служителей.

    - (1918-1922) «Закат Европы» Шпенглера: в человеческой истории известно восемь культур, каждая из которых живет около тысячи лет, при умирании превращаясь в цивилизацию, которой литературное и художественное творчество не нужно, ибо все растворяется в мертвости массового общества. С XIX века начался закат западноевропейской (фаустовской) культуры.

    - «Кола Брюньон» Ромена Роллана.

    - (1917-18) «Импровизация» В. Кандинского.
    - «Петроградская мадонна» , «Скрипка», «Натюрморт с селедкой», «Автопортрет» Петрова-Водкина.

    1919

    - (10 апреля) Декларация Главнокомандующего на юге России (А.И. Деникина). Главный пункт политической программы Белого движения - «уничтожение большевицкой анархии и водворение в стране правового порядка».

    Ленинский документ от 1 мая 1919 г. №13666/2, адресованный Дзержинскому: «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать безпощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

    Послание Патриарха Тихона чадам Православной Российской Церкви: «Строительство на вражде - строительство на вулкане».

    Муссолини образовал «Союз борьбы» - «Фашио ди компаттименто»: «Я уверен, что парламент - бубонная чума, отравляющая кровь нации. Ее нужно истребить».

    Новые направления в архитектуре: Гропиус (функционализм), основатель «Баухауза», и Корбюзье.
    - «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева (поставлена в 1926 году).
    - «Пульчинелла» Стравинского.