Дубина народной войны как понять. «Дубина народной войны» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») «Война и мир» это роман-эпопея. Впроизведении показаны исключительные по важности исторически - Документ

«Дубина народной войны» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

«Война и мир» - это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в них. Неправильно было бы попытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских полководцев, даже главнокомандующего Кутузова, или роковыми просчетами Наполеона. Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова, Тимохина и... Да и перечислишь ли всех? Толстой-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего дубину освободительной войны против захватчиков.

Действия защитников родины бессознательны, но целесообразны. Не какие-то логические выкладки или правила заставляют людей участвовать в борьбе с врагом. Может быть, сказывается та самая «сила бессознательного добра», о которой писал позднее в своем романе «Жизнь и судьба» один из крупнейших художников ХХ в. Василий Гроссман. Во всяком случае, народный дух в полной мере проявляет себя и в Бородинском сражении, и в других важных эпизодах кампании 1812 г.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. Вот Денисов, «покраснев, как девушка», излагает Кутузову план «разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой». И «странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице». Но Денисов искренен и естественен. Вскоре мы видим его в рядах партизан. «22 сентября Денисов, бывший одним из партизан, находился со своей партиею в самом разгаре партизанской страсти». Совместно с Долоховым он готовит захват французского транспорта. Не смущает их численное превосходство деморализованного врага. Главное - узнать, какие войска сопровождают обоз. Мужику-партизану Тихону Щербатому дано задание «взять языка». «Пластун» проявляет незаурядное мужество, энергию и ловкость. Будучи замечен французами, Тихон, «подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели и, скрывшись на мгновение, выбрался на поверхность, весь черный от воды, и побежал дальше».

Можно ли удивляться тому, что «Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов...» Однако рассказ Щербатого об убийстве пленного француза не вызывает у нас мыслей о какой-то особой жестокости и мстительности мужика из Покровского.

Нельзя назвать жестоким и Денисова. Командир партизанского отряда заботится о пленных французах, по-своему жалеет их. Поведение же карьериста Долохова - скорее исключение из правила, чем правило. Вспомним, что Толстой пишет не только о смелости этого человека, но и о его безжалостности. Он безразличен к смерти Пети, происшедшей во время атаки на французский транспорт. Он жаждет крови разбитого врага. Возьмем характерный эпизод. Долохов подходит к «неподвижному, с раскинутыми руками лежавшему Пете... - Готов, - повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. - Брать не будем! - крикнул он Денисову».

Но эта сцена, повторяю еще раз, исключение. Война выиграна не Долоховым и ему подобными, а бесчисленной массой простых людей. И этим людям прекрасно знакомо милосердие, ведомы сострадание и печаль. Неподдельно горе Денисова после смерти Пети Ростова, но он не пытается выместить свои страдания на пленных французах…

Мне кажется, что очень важна в романе мысль Толстого о том, что народ не жаждет крови врага. Не об этом ли качестве победителей говорит Кутузов сразу же после Красненского боя?

Пленные французы вызывают сострадание главнокомандующего и всей русской армии: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди». Таким образом, история обретает нравственный смысл. «Дубина народной войны» - это не столько военное, сколько нравственное возмездие захватчикам и их самолюбивому императору. Это проявление той высшей справедливости, которая, по мысли Толстого, рано или поздно побеждает в жизни человеческого общества.

(Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

Л. Толстой одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизан­ской войны и сумел раскрыть ее истинный смысл и значение. С исторической достоверностью и прав­дивостью великий русский писатель показал, как «дубина народной войны», которая действовала с «простотой и целесообразностью», привела к победе над завоевателями. В действиях партизанских отря­дов 1812 года он увидел ту высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила самое представление о войне. Л. Толстой отмечает, что «со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние представления войн. Сожжения городов и деревень, отступление по­сле сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспор­тов, партизанская война — все это были отступления от правил».

Л. Толстой говорит, что Наполеон, который впер­вые в своей военной практике столкнулся с подобным явлением, «не переставал жаловаться Кутузову и им­ператору Александру на то, что война велась против­но всем правилам». Попутно автор замечает: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей».

Перед началом Бородинской битвы во время свида­ния с Пьером князь Андрей говорит, что когда под Смоленском «мы в первый раз дрались… за русскую землю», то «в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы».

К Бородинской битве готовилась не только регу­лярная армия, но и ополченцы. Один из раненых сол­дат в обозе, встреченном Пьером по пути в Бородино, говорит: «Нынче не то что солдат, а и мужичков ви­дал! Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово — Моск­ва. Один конец сделать хотят». Но Пьер понял смысл услышанного только тогда, когда «увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хо­хотом, оживленные и потные, что-то работали напра­во от дороги».

Скрытая «теплота патриотизма» завладевает Куту­зовым, которому докладывают, что мужики-ополченцы надели «белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти». Он с умилением и восторгом отвечает на это: «Чудесный, бесподобный народ!» С той же серьез­ностью и основательностью готовятся к важному реша­ющему событию — Бородинской битве — солдаты и офицеры русской армии. Капитан Тимохин говорит Пьеру и князю Андрею: «Что себя жалеть теперь! Сол­даты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».

После Бородинской битвы все население, как один человек, бросая свое имущество, «потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». Но и те простые люди — ремесленники и фабричные, что оставались в городе, готовы были встать под знамена защитников родины. Л. Толстой говорит, что «понимание народа было настроено на высокий лад». Люди «не щадя жи­вота, желали послужить» отечеству. Однако ни губер­натор, ни полицмейстер, ни другие высшие чиновники Москвы не имели того же настроения и больше заботи­лись о собственной безопасности.

Несмотря на отсутствие общей команды, после прихода французов Москва была похожа на покину­тый улей. Улицы были пусты, никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов». Народ самостоятельно позаботился о том, чтобы захватчики чувствовали себя как на пороховой бочке. Под ними в прямом смысле горела земля. Мужики Карп и Влас и «все бесчисленное количество таких мужиков» не только не везли сена в Москву за большие деньги, но и жгли его. Они жгли все, что осталось от населения и могло пригодиться французам.

Действенную помощь своей армии оказывал народ, уходивший в партизанские отряды. Их тогда были сот­ни — крупных и мелких, пеших и конных, с артилле­рией и просто с рогатинами. «Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

Партизанское движение занимает особое место в истории Отечественной войны 1812 года. Сила парти­занских отрядов состояла во внезапности нападения, неуловимости для регулярных войск. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево». И сколько ни жаловались Наполе­он и его маршалы на то, что русские ведут войну «не по правилам», как ни стеснялись при дворе императо­ра Александра говорить о партизанах, «дубина народ­ной войны поднялась со всей своей грозной и величест­венной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и пра­вил… поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Оставив Москву, русская армия по Рязанской дороге дошла до Москвы-реки, перешла на ее правый берег и, круто свернув на запад, двинулась вдоль реки Пахры на Подольск и далее на старую Калужскую дорогу. Никто в армии, кроме корпусных командиров, не знал направления движения.

На Рязанской дороге был оставлен казачий отряд. Его преследовал французский кавалерийский корпус. Несколько дней французы думали, что преследуют главные силы Кутузова. Кутузов же перевел свою армию к Красной Пахре, а затем к селу Тарутино за рекой Нарой и хорошо там укрепился.

Так он исполнил свой гениальный Тарутинский марш-маневр. Посмотрите на карту: русская армия, оторвавшись от противника и совершив крутой поворот, буквально нависла над его коммуникациями (путями сообщения), угрожая ударом во фланг или тыл. Русская армия прикрыла южные губернии с их запасами хлеба и фуража и с Тульским оружейным заводом.

Портрет Д. В. Давыдова. Гравюра 1814 г.

Москва была окружена кольцом партизанских отрядов, выделенных Кутузовым из состава армии. Вместе с ними действовало множество крестьянских партизанских отрядов. Развернулась «малая война».

Первым, кто обратился к Кутузову с просьбой послать его в тыл противника с небольшой партией, был подполковник гусарского полка, поэт Денис Васильевич Давыдов. Вначале он получил 50 гусаров и 80 казаков. Началась партизанская жизнь: целыми днями отряд на. конях рыскал по окрестным дорогам, налетал на неприятельских фуражиров, на транспорты с продовольствием и оружием, отбивал пленных. Некоторых из освобожденных пленных Давыдов брал к себе в отряд. Многие замыслы Давыдова осуществлялись успешно благодаря помощи крестьян. Они вовремя оповещали партизан о появлении неприятеля и его численности, снабжали отряд продовольствием. Давыдов, в свою очередь, передавал крестьянам свои военные знания и опыт. Он написал для крестьян наставление, как действовать при приближении французов, как связываться с военными отрядами русской армии. Денис Давыдов охотно делился с крестьянами и трофейным оружием.

Командир партизанского отряда Александр Самойлович Фигнер всегда брался за самые опасные поручения. Отлично зная французский, итальянский и немецкий языки, Фигнер в мундире наполеоновского офицера проникал в расположение вражеских войск, заговаривал с солдатами и офицерами и получал важные сведения. Однажды он переоделся в крестьянское платье и проник в Москву. Он хотел убить Наполеона, но ему не удалось пробраться в Кремль.

Положение завоевателей в Москве становилось все более тяжелым. «В течение шестинедельного отдыха Главной армии при Тарутине партизаны мои наводили страх и ужас неприятелю, отняв все способы продовольствия; уже под Москвою должен был неприятель питаться лошадиным мясом», - писал Кутузов. В тот день, когда французы вошли в Москву, в городе начались пожары. Почти вся Москва сгорела. Участник похода - известный французский писатель Стендаль рассказывал: «Особенную грусть навел на меня... вид этого прелестного города... превращенного в черные и смрадные развалины...» Наполеоновские солдаты начали грабить в первый же день пребывания в Москве. Военный лагерь стал похож на ярмарку: здесь бойко шла торговля награбленным. Дисциплина пала. Армия превращалась в разнузданную толпу мародеров.

Бегство французской конницы, которая съела своих лошадей в России. Карикатура И. Теребенева. 1813 г.

Наполеон понимал, в каком он опасном положении. Его власть в завоеванных странах держалась на штыках солдат и непрерывных победах. Но теперь он был далеко от Центральной Европы, армия разлагалась, а о победе нечего было и думать. Наполеон посылал письма и послов к Александру I и Кутузову с предложением мира. Ответа не было. Тогда Наполеон решил уйти из Москвы. Но к этому времени русская армия уже была готова вырвать инициативу у врага и перейти в контрнаступление. Перед уходом Наполеон приказал взорвать Кремль и другие древние памятники русской культуры, уцелевшие от пожара. К счастью, захватчики успели осуществить это злодеяние лишь частично.

Наполеон повел свою армию из Москвы в сторону Калуги, где были сосредоточены большие запасы продовольствия и откуда можно было двигаться на запад по дорогам, не разоренным войной. Командир партизанского отряда Сеславин известил Кутузова о том, что Наполеон вышел из Москвы. Кутузов решил задержать неприятельскую армию на пути в Калугу, у Малоярославца. Бой начался на рассвете 12 октября. Наполеон восемь раз бросал

свои войска на Малоярославец, восемь раз город переходил из рук в руки. Наконец город (вернее, его развалины) захвачен французами. Но на пути к югу непоколебимо стояла мощная русская армия. И Наполеон приказал отступать. Его армия вынуждена была двинуться по Смоленской дороге, разоренной дотла. Однако французская армия все еще была грозной силой. Она пополнилась и насчитывала около 100 тыс. человек. Перед Кутузовым стояла нелегкая задача: уничтожить захватчиков, но так, чтобы как можно меньше пролить крови своих людей.

Наполеон стремился к Смоленску. Русская армия, не отставая, преследовала неприятеля. Основные силы двигались по параллельной дороге с левой стороны. Это обеспечивало связь с хлебородными губерниями, и, кроме того, как объяснял Кутузов, «неприятель, видя меня, рядом с собою идущего, не посмеет остановиться, опасаясь, чтобы я его не обошел». Но Кутузов не просто двигался рядом с вражеской армией. Легкие войска нападали на неприятельские отряды, громили их, захватывали орудия, обозы, знамена. Смело действовали партизаны.

К Смоленску армия захватчиков уменьшилась наполовину. Наполеон надеялся в Смоленске дать отдых армии, подтянуть резервы. Но продовольствия здесь оказалось меньше, чем думали. То, что было, немедленно разграбили толпы солдат, первыми вошедшие в город. Пришлось продолжать отход. Русская армия непрерывно наносила удары по врагу. Особенно славными были для русской армии бои под Красным. За три дня неприятель потерял здесь около 26 тыс. пленными и лишился почти всей своей артиллерии и кавалерии. Атакуемый русскими частями, неприятель бился не на жизнь, а на смерть.

Партизаны истребляли живую силу неприятеля, защищали население от грабежа, освобождали пленных. 4 Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» (Л. Н. Толстой).

Завершился разгром врага при переправе через Березину. Здесь Кутузов хотел окружить и пленить Наполеона. Только ошибки адмирала Чичагова и генерала Витгенштейна спасли от плена остатки французской армии. Через Березину переправилось около 10 тыс. голодных, больных и обмороженных людей.

Отечественная война закончилась. «Храбрые и победоносные войска! - обратился Кутузов к солдатам. - Наконец вы на границах империи. Каждый из вас есть спаситель отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Декабристы о войне 1812 года

Бородино. Тарутино. Красное... Славные вехи Отечественной войны. С ними связаны подвиги героев 1812 года, будущих декабристов. Почетные раны, золотые шпаги «За храбрость», георгиевские кресты... Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Сергей Волконский, Михаил Фонвизин. Многие другие.

А «младшие» декабристы? Прошла ли Отечественная война мимо них?

«Приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве...» Это слова Ивана Пущина - лицейского товарища Пушкина и Кюхельбекера, сверстника Кондратия Рылеева.

Впоследствии, в казематах Петропавловской крепости, в сибирской ссылке, декабристы много размышляют о 1812 г., об отношении народа к Отечественной войне, о его роли в. победе над захватчиками.

«В 1812 году нужны были неимоверные усилия; народ радостно все нес в жертву для спасения отечества», - писал Петр Каховский.

Но народ не только жертвует всем, он не пассивен: при «появлении врага деревни поднимались добровольно, и крестьяне повсюду вели партизанскую войну, сражались с удивительной храбростью» (И. Тургенев).

Декабристы считали, что главная заслуга в победе над французами принадлежит народу.

«Все распоряжения и усилия правительства были бы недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении... Каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле» (И. Якушкин).

Декабристы отметили и справедливую ненависть народа к захватчикам: «Не было пощады для врагов, ознаменовавших всякими неистовствами нашествие свое в нашем отечестве» (Н. Муравьев).

Отметили и его великодушие:

«К чести нашего доброго народа надо сказать, что он принимал их (пленных) с состраданием, кормил их. И прикрывал, чем мог, наготу их» (А. Беляев).

«Народная война 1812 года вызвала такую уверенность в народной силе и патриотической восторженности, о коих до того времени никакого понятия, никакого предчувствия не имели» (А. Розен).

Все эти наблюдения помогли декабристам понять противоестественность крепостного рабства, в котором находился героический народ, понять справедливость народного возмущения своим положением. А. Бестужев со стыдом и горечью вспоминает, что воины, вернувшись домой, говорили:

«Мы проливали кровь... а нас опять заставляют потеть на барщине! Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа!»

А. Бестужев писал: «...Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России».

«Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-т,о желание деятельности» - это могли сказать вслед за М. Фонвизиным многие декабристы. Коротко и выразительно сказал о значении событий Отечественной войны для декабристов М. Муравьев: «Мы были дети 1812 года».

Русская армия 1812 года

Русская армия времен Отечественной войны 1812 г. была одной из лучших в мире. Она имела большой опыт войн с сильным противником, прошла суровую школу военного искусства под руководством таких выдающихся военачальников, как Петр I, Румянцев, Суворов и другие.

Армия по роду войск делилась на пехоту, кавалерию, артиллерию. Пехота была основной боевой силой. Она делилась на линейную и легкую. Линейная, или тяжелая, пехота (полки лейб-гвардии Семеновский, Преображенский, Измайловский и Литовский, полки гренадерские и пехотные) предназначалась для действия в сомкнутом строй огнем и штыковым ударом. Легкая пехота (полки лейб-гвардии егерский и полевые егерские полки) действовала в рассыпном строю ружейным огнем. Пехота была вооружена гладкоствольными кремневыми ружьями, стрелявшими на 300 шагов, винтовальными егерскими ружьями, стрелявшими на 1000 шагов, и пистолетами, стрелявшими на 25 - 30 шагов.

Кавалерия также делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая кавалерия (кирасиры и драгуны) действовала в сомкнутом строю, в линиях, атакуя противника. Легкая кавалерия (гусары и уланы), более подвижная, действовала в тылу и на флангах противника, использовалась для разведки и преследования в авангарде и арьергарде. Кавалерия имела драгунские ружья, карабины, штуцеры, а также холодное оружие.

Огромную роль в разгроме захватнической армии Наполеона сыграла русская артиллерия. Полевая артиллерия состояла из гладкоствольных медных орудий различных калибров, заряжаемых с дула. Прицельная дальность артиллерийского огня, в зависимости от калибра орудия и заряда, колебалась от 200 до 800 м. Артиллерийские роты имели по 12 орудий. На каждое орудие полагалось по 10 - 13 человек орудийной прислуги и 4 - 6 лошадей. Роты делились на батарейные и легкие (в зависимости от калибра орудий), пешие и конные. Артиллерийские роты сводились в бригады.

В составе артиллерийских бригад действовали также инженерные части - пионерные (саперные) и понтонные роты.

Особое место в русской армии занимали казачьи войска и другие иррегулярные части (калмыцкие, башкирские и др.). Последние призывались на службу только в военное время. Эти войска, особенно донские казаки, сыграли большую роль в победоносном исходе войны.

Иррегулярным было и народное ополчение - военные части, сформированные только на время войны. После окончания войны ополченцы, как правило, распускались по домам, в то время как солдаты служили 25 лет.

В 1812 г. около 300 тыс. добровольцев из народа составили ряды ополченцев. Ополчение было одним из основных источников пополнения полевой армии, одним из главных факторов, определивших народный характер войны.

Обмундирование русской армии этого времени резко различалось по родам войск.

Это облегчало управление войсками в ходе военных действий. Пехота шла в атаку во весь рост, и лишь егерские части (стрелки) применялись к местности. Кавалерия действовала тоже совершенно открыто. Главнокомандующий мог свободно наблюдать бой и управлять им.

Обер-офицер и нижние чины лейб-гвардии Измайловского полка.

Рядовые и обер-офицер гренадерских рот лейб-гвардии егерского полка.

Унтер-офицер егерских полков.

Обер-офицер Владимирского уланского полка.

Рядовой армейской пешей артиллерии.

Орудия русской артиллерии, применявшиеся в войне 1812 года: вверху - мортира, внизу - гаубица (единорог).

Рядовой кирасир кавалергардского полка.

Рядовой лейб-гвардии драгунского полка.

Рядовые Гродненского гусарского полка.

Пионер 2-го пионерского полка.

Урядник Донского войска.

Егерь, пеший и конный казаки Тверского ополчения.

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 55» города Рязани

Доклад по литературе по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема. «Дубина народной войны»

Рязань 2014

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Определение основных особенностей психологического стиля Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев постоянном движении, развитии. Рассмотрение "диалектики души" как ведущего приема воссоздания душевной жизни героев в романе "Война и мир".

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Первая мировая война глазами современников. Позиция автора к теме войны и мира в романе "На западном фронте без перемен". Тема любви и мира в сюжетной линии романа. Авторское отношение к изображаемым событиям, средства передачи авторского отношения.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    сочинение , добавлен 15.04.2010

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Изучение сущности понятия "Гомеровский вопрос". Выявление границ вымысла и достоверности в поэме "Илиада". Характеристика последнего года Троянской войны по Гомеру. Оценка причин, характера и результатов войны между греками и троянцами по данным Гомера.