Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению. Методы, формы и виды контроля на уроке

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый контроль

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

  • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
  • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
  • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
  • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
  • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам .
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

В условиях внедрения ФГОС ООО система оценки достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования должна предусматривать использование разнообразных методов и форм контроля, взаимно дополняющих друг друга.

В педагогической литературе, как правило, выделяют следующие виды контроля: вводный, промежуточный, текущий, тематический и итоговый. Тематический контроль - это вид контроля, который проводится учителем по завершении изучения темы или раздела учебного курса. Цель - диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела (темы). Функция тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы, путем повторения и проверки знаний ликвидировать пробелы в знаниях, закрепить материал в качестве базы, необходимой для изучения учебного курса.

Методы контроля можно условно разделить на две группы: традиционные (устный опрос, различные виды письменного контроля) и нетрадиционные (тестирование, метод проектов, кластеров и др.).

В УМК под ред. В. Ф. Чертова предлагаются различные формы и методы контроля знаний. Например, чтобы проверить знание учащимися темы «Образы древнегреческой и римской мифологии», В. Ф. Чертов предлагает тестовые задания на соотнесение описания и образа:
1. Муза эпической поэзии - это... , муза лирики - это... , муза любовных песен - это... , муза трагедии - это... , муза комедии - это... , муза танцев - это... , муза истории - это... , муза астрономии - это... , муза священных гимнов - это... (Каллиопа, Эвтерпа, Эрато, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния).

Расширить и обогатить представления учащихся о художественных средствах создания комического эффекта после изучения творчества А. П. Чехова помогает «Терминологический тест», для выполнения которого учащимся предлагается записать в тетради несколько терминов, вспомнить их значения или найти определения этих терминов в «Кратком словаре литературоведческих терминов»: эпитет, сравнение, «говорящая фамилия», обращение, восклицание, комический афоризм, просторечная лексика.
Далее предлагается ряд примеров из юмористических рассказов Чехова, которые учащиеся должны соотнести с одним из литературоведческих терминов, например:
- прямые обращения к читателю («Не удивляйтесь и не смейтесь, читатель!»; «Но не верьте, читатель!»; «Такие-то дела, читательницы!»);

Эпитеты («жидкая бородка», «нетерпеливый генерал», «пухленькие блины») и т. д.

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж, составление поэтических сборников и др.

В рубрике «Индивидуальные задания» учебника учащимся предлагается составить сборники «Русская зима в изображении А. С. Пушкина», «Времена года в русской поэзии», «Образ одного из древних русских городов в русской поэзии» и др. Можно также предложить учащимся творческие задания: Продумайте оформление обложки сборника, подберите иллюстрации, напишите аннотацию к сборнику, выпустите стенгазету, составленную из лучших отзывов о литературных произведениях, дополнив её иллюстрациями, рисунками, фотоматериалами. Главный результат работы над проектами – актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

В процессе изучения учащимися жизни и творческого пути писателя часто используются хронологические таблицы или опорные конспекты, отражающие взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрением, личностью и творчеством. В 5 классе учащиеся после изучения материалов учебной статьи и дополнительной литературы и источников оформляют «Страничку о писателе».

Исследовательские работы могут быть использованы на уроках по изучению художественного мастерства, творческой биографии писателя или поэта. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы, как домашние задания, так и мини-исследования отрывков из текста или стихов.

В учебнике литературы после изучения той или иной темы (раздела) встречаются индивидуальные задания под рубриками «Поиск информации» или «Опыт исследования». Например: «Подготовьте информацию о детях - участниках Великой Отечественной войны, используя дополнительную (в том числе и художественную литературу), а также воспоминания ваших родных и близких» и др.

Не только контролирующую, но и обучающую и развивающую функцию носят задания учебника литературы: 1)Подготовьте краткий словарь имён «Славянская мифология» и сообщение об одном из славянских богов. 2) Составьте небольшой толковый словарь по теме «Быт дворянской усадьбы в эпоху крепостного права» и др.

Одним из эффективных методов контроля является создание творческих текстов на основе прочитанного произведения. Такая работа предполагает проверку не только знания текста, но и понимания учеником авторской позиции, особенностей характера героя, его психологии, своеобразия его языка. В УМК В. Ф. Чертова, например, предлагается такое задание: «Напишите письмо герою сказки А. Погорельского мальчику Алёше, в котором выразите своё отношение к происходящим в жизни героя событиям».

Создание компьютерных презентаций по силам современным пятиклассникам. Такая работа позволяет проверить умение учащегося находить информацию, отбирать материал, преподносить его в той или иной форме.

Виртуальная (заочная) экскурсия как одна из форм тематического контроля по литературе, позволяющая учащемуся показать свое видение личности автора, свое понимание его произведения, также представлена в заданиях учебника литературы под ред. В. Ф. Чертова: 1) Подготовьте заочную экскурсию в литературно-мемориальный музей А. С. Грина. Материалы для этой экскурсии можно взять на официальном сайте музея. 2) Подготовьте заочную экскурсию в музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит в Лондоне. Выполняя эти задания, учащиеся получают возможность развивать исследовательские, организационные, информационно-коммуникационные навыки.

В течение всего учебного года на уроках литературы осуществляется работа над понятийным аппаратом. Уровень усвоения литературоведческих понятий проверяется с помощью разноуровневых терминологических тестов или терминологических диктантов, например: Грамотно запишите термины по теме «Тропы»: олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраз, эпитет, амфибрахий, сравнение. Какой из терминов не является видом тропа? Исключите лишнее слово. Дайте определение любым 2-3 терминам.

В современной системе образования широко используется метод Кластера (графическая форма организации информации в виде схемы с обозначением всех связей между смысловыми единицами).

Проверка знаний о художественном образе и его видах может быть проведена в форме кластера (выписки из вступительной главы учебника «Литература как искусство слова») видов художественных образов, представленных в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
- образы персонажей главных (Вакула, Оксана) и второстепенных (Солоха, Чуб, Пацюк, императрица Екатерина, Потемкин);
- образ времени (ночь);

Образ пространства открытого (небо, дорога в Диканьке, улицы Петербурга) и закрытого (дом Солохи, комната Оксаны) и др.
В курсе литературы 5 класса по УМК В.Ф. Чертова в течение учебного года предусмотрено проведение шести практикумов, связанных с практическим освоением художественного произведения и созданием связных речевых высказываний, которые являются результатом его анализа:

1. Аннотации (создание аннотации)

2. Заглавный образ в литературном произведении (характеристика заголовочного комплекса книги)

3. Отзыв о литературном произведении (написание отзыва о литературном произведении)

4. Поэзия и проза как формы художественной речи (практическая работа по стиховедению)

5. Монолог и диалог как средство создания художественного образа (речевая характеристика персонажей)

6. Тема и идея литературного произведения (комплексный анализ текста)

Можно перечислять и другие нетрадиционные формы и методы тематического контроля по литературе в 5 классе: литературная игра, конкурс знатоков, да-нет-ка (верю - не верю), синквейн и др. Все они повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества, снимают тревожность, дарят детям ощущение творческой свободы и психологического комфорта.

Задача учителя – используя возможности УМК и разрабатывая новые КИМы по литературе, разумно сочетать традиционные и нетрадиционные методы контроля, взаимно дополняющие друг друга.

Предлагаемые контрольно–диагностические материалы составлены в соответствии с действующей программой по литературному чтению для 3 класса и приведены в порядке следования разделов учебника. Тестовый материал дает возможность осуществлять тематический и итоговый контроль учебных достижений учащихся.
Пособие адресуется учителям начальных классов, третьеклассникам и их родителям, которые самостоятельно на протяжении учебного года могут проверять уровень знаний по той или иной теме.

Примеры.
Какие чувства вызвали картины родного края у героя сказки “Неведомый рай”? Обведи буквы с правильным ответом.
Гаральд хотел прижать к сердцу всё, что окружало его, он целовал цветы и принялся бегать, счастливый тем, что научился любить родину.
A. Радость
Б. Спокойствие
B. Счастье

В какой сказке осуждается непочтительное отношение к отцу? Обведи букву с правильным ответом.
A. “Неведомый рай”
Б. “Неучтивый сын”
B. “Волшебный котелок”

Кого из сказочных героев можно назвать любопытным и трусливым? Обведи букву с правильным ответом.
A. Гаральда из сказки “Неведомый рай”
Б. Сына Кузьмы из сказки “Неучтивый сын”
B. Зайца из сказки “Отчего у зайца длинные уши”.

СОДЕРЖАНИЕ
Комментарий для учителя
Страна народного творчества
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Вообразилия
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Хохотания
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Страна Мудрых уроков
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Тест 6
Тест 7
Тест 8
Страна Поэзии
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Тест 5
Тест 6
Тест 7
Тест 8
Страна Почемучка
Тест 1
Тест 2
Тест 3
Тест 4
Итоговый контроль
Тест 1
Тест 2
Тест 3.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литературное чтение, 3 класс, Тематический и итоговый контроль, Стремок И.М., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Литературное чтение, Промежуточные и итоговые работы, 3 класс, Круглова Т.А., 2017
  • Тестовые материалы для оценки качества обучения, Чтение, Диагностика читательской компетентности, 3 класс, Пучкова Л.А., Долгова О.В., 2017
  • Тесты и кроссворды, По страницам любимых книг, 3-4 классы, Серов Ю.А., 2006
  • Литературное чтение, Итоговая аттестация, 3 класс, Типовые тестовые задания, Крылова О.Н., 2016

Следующие учебники и книги:

  • Литературное чтение, 4 класс, рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций, Ефросинина Л.А., 2014
Тематический контроль «Использование эффективных форм работы по приобщению детей к чтению»

Цель. Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к чтению.

Задачи:


  • изучить насколько условия, созданные в группах, отвечают интересам и потребностям детей и направлены на их всестороннее развитие;

  • выявить уровень инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению детей дошкольного возраста;

  • определить уровень педагогической компетентности у педагогов и специалистов: владение ими современными инновационными технологиями, направленными на ознакомление детей с художественной дитературой;

  • выявить отношение родителей к вопросу применения инноваций и нововведений в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, уровень компетентности в данном вопросе;

  • изучить календарные планы на предмет учета педагогами необходимости стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другую активность детей в процессе приобщения детей к художественной литературе;

  • определить перспективы работы по изучаемому направлению.
Предмет контроля: педагогическая деятельность и ее результат.

Объект контроля: система образовательной работы в ДОУ.

Оценочный инструментарий:


  • карта анализа образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;

  • карта проверки плана воспитательно-образовательной работы;

  • карта предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

  • карта проверки работы с родителями;

  • карта проверки наглядной информации для родителей;

  • план-график проведения тематического контроля.

План-график проведения тематической проверки


Цель

Методы

Содержание

Ответственный

Обследование знаний, умений и навыков детей

Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми.

Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе.



Оценка профессиональных умений воспитателей

Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями.

Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература»

Старший воспитатель

Создание в группах условий для работы по теме

Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе

Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей).

Заведующий Тухбатуллина Старший воспитатель Бочкарева Н.Ю., психолог Корзун А.А., логопед Ризванова Р.Р.

Планирование работы

Анализ планов воспитательно-образовательной работы

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке.

Старший воспитатель

Работа с родителями по данной теме

Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей.

Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе.

Старший воспитатель

Справка по итогам тематического контроля в МБДОУ №22 «Алсу»

Тема: «Использование эффективных форм работы по приобщению детей к чтению»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу 01.01.2014 в ТРЕБОВАНИЯХ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ говорится - «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательскойдеятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)». В соответствии с планом работы детского сад на 2014 -2015 учебный год, на основании приказа заведующей № ___ от 31.10.2014г. в целях оценки использования эффективных форм работы по приобщению детей к чтениюкомиссия в составе заведующей Тухбатуллиной .Ф. ., старшего воспитателя Бочкаревой Н.Ю,., логопеда Ризвановой Р.Р., педагога - психолога Корзун А.А. провела тематический контроль по вышеуказанной теме с 17 по 21 ноября 2014г.
С целью изучения данного вопроса комиссия использовала следующие методы и приемы контроля: Для изучения предметно-развивающей среды в группах проводился анализ и самоанализ книжных уголков, для оценки планирования осуществлялся анализ календарно - тематического планирования воспитателей с детьми по ознакомлению детей с художественной литературой, для оценки профессиональных умений воспитателей проводился контроль образовательной деятельности по чтению детям художественных произведений и заучиванию стихотворений; для оценки уровня развития детей проводилась беседа и наблюдение за действиями детей в книжных уголках, для оценки форм взаимодействия с родителями по данной проблеме анализ наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, анкетирование родителей

Анализ и самоанализ воспитателями предметно -пространственной развивающей образовательной среды в группах показал, чтоВсеми педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию художественной литературы: в наличии качественные современные книги; в группах имеются самодельные книги, хрестоматии по программе.

В каждой возрастной группе детского сада устроены уголки книг. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. На специальных легких и красивых витринах, на полочках или в шкафчиках выставляются книги как рекомендованные детям данного возраста, так и те, которые по своей тематике и доступности близки к ним. Книги эти иллюстрированы в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых библиотечках время от времени обновляется или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Основной принцип, которого придерживаются педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Основными целями книжного уголка являются:

развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;

создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом, и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок:книги, каталог книг (имеется в каждой группе), видеотеку: фонд видеозаписей (имеется во всех группах), телевизор (имеется в группе №3 и по необходимости берется из кабинета заведующей), видеопроектор (имеется в группах №5,8, в музыкальном зале и кабинете татарского языка), фонотеку:кассеты,диски(имеются в каждой группе), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации (имеется в каждой группе)

В оформлении уголка книги каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголки книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Этим требованиям отвечают все уголки, но особо отличаются группы №8, 12, 5, 13,1. В группах №5,8 материал для театрализованной деятельности сделан руками педагогов и родителей в нетрадиционной технике. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, во всех группах соответствует возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок книги педагоги располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

В младших группах воспитатели дают детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомят с уголком книги, его устройством и назначением, приучают рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя поблизости в запасе имеютсядополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

В уголке книги постоянно находятся стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

Также находятся 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

На витрине уголка книги находятся издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят в образовательной деятельности. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников находятся в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок иногда помещают интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки,

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, ее убирают с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке находятся разнообразные альбомы для рассматривания. Это и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке устраиваются тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

При анализе оценки планирования по ознакомлению детей с художественной литературой выявлено следующее. В группах эта деятельность планируется в соответствии с перспективным планом в режимные моменты и как часть образовательной деятельности, интегрируясь с разными образовательными областями. Качество планирования находится на должном уровне. Образовательная деятельность осуществляется в совместной деятельности воспитателя с детьми, в режимных моментах, в индивидуальной образовательной деятельности

Оценка профессиональных умений воспитателя

Во время тематического контроля проверялись две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

Выразительное чтение воспитателя;

Беседа о прочитанном;

Повторное чтение;

Рассматривание иллюстраций;

Объяснение незнакомых слов.

Была просмотрена образовательная деятельность во вторых младших и средних группах. В младшем дошкольном возрасте педагоги у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Терпеливо и настойчиво воспитатели учат, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место. Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже - корешок.

Воспитатели называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отмкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

В среднем дошкольном возрасте педагоги углубляют работу по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремление эмоционально откликаться на описанные события. Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатели называют жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознано относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

В работе с детьми по данному разделу программы вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагоги целенаправленно организуют дошкольников для восприятия произведений, и второе - самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты. К сожалению в нашем ДОУ эта форма работы используется педагогами недостаточно.

Практически не используются и доступные для восприятия ребенку старшего дошкольного возраста и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистами. В детском саду можно организовать прослушивание радиоинсценировок, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы). Все это можно использовать, но владея техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо зная гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.

Особо показательными в вопросе формирования у детей любви к художественной литературе является образовательная деятельность педагогов Куликовой Т.Н., Бикчуриной Л.А., Абдуллиной Л.И., Гирфановой Т.Я., Уткиной Р.У., Егоровой Т.И., Сабитовой З.Р., Булгаковой.,

Все педагоги используют чтение, заучивание наизусть, но формы работы с книгой не разнообразны. можно рекомендовать следующее:

Вечера чтения;

Семейные вечера чтения;

Литературные вечера, утренники и самодеятельные литературные концерты.

Такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений, создаваемые профессиональными артистам, а также диафильмы, мультфильмы, кинофильмы.

Старшему воспитателю оказать помощь в составлении плана самообразования по данной тематике
Оценка уровня развития детей хорошо прослеживается как в специально организованных формах обучения, так и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировках, играх-драматизациях, рассматривают рисунки, выполняют творческие работы по мотивам сюжетов книг

Анализ умений практического опыта детей и старшего дошкольного возраста в книжных уголках.. В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что в детских садах сейчас осуществляется не воспитательно - образовательный процесс, а только образовательный. Впервые в ФЗ «Об образовании в РФ» в этой же статье указаны виды образовательных результатов, которые мы должны получать в результате образовательной деятельности, и которые достигаются дидактическими средствами (содержанием, методиками, методами, приёмами) - это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Воспитанники старших и подготовительных групп проявляют большой интерес к книжному уголку. Охотно рассказывают о том, что имеется в уголке. Из беседы и наблюдения за практической деятельностью детей видно, дети старшего дошкольного возраста знают названия произведений, имеющихся в уголках, называют авторов, знают писателей и поэтов, портреты которых помещены в уголке.

Оценка форм взаимодействия с родителями проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей. По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен в виде консультаций по организации работы с детьми дома по ознакомлению детей с художественной литературой. Анализ организации работы с семьей показал, что вся деятельность проводится в соответствии с намеченным планом работы, используются различные формы: анкетирование, публикуется просветительская информация, которая способствует педагогическому просвещению родителей. Так, при подготовке к педсовету педагогами был сделан акцент на повышение информационной культуры родителей в приобщении детей к чтению. Во всех группах представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. Но время вносит свои коррективы в образование и предъявляются новые требования к материалам. Поэтому рекомендовано воспитателям всех групп при размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники - это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Для создания социальной ситуации развития детей согласно ФГОС ДО педагогам необходимо строить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

И так, по результатам и сделанным выводам, комиссия подготовила следующие рекомендации:


  1. Продолжать работу по обновлению предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Ответственные: воспитатели групп.

Срок: постоянно


  1. Использовать в работе с родителями инновационные формы, направленные на выявления потребностей и поддержку образовательных инициатив семьи.

Срок: постоянно
3. При размещении информации в родительских уголках делать ссылки на источники - это издания и интернет источники, авторов в связи с соблюдением законодательства авторских прав. Также в качестве наглядного материала чаще использовать фотографии, например каких- либо игр, атрибутов.

Ответственные:воспитатели групп, специалисты

Простое чтение воспитателя в кругу детей;

Недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

Вечера чтения;

Выставки книг или организацию книжного уголка;

Семейные вечера чтения;

Родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

Праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги).

Срок: постоянно
5.Ежедневно читать детям определенную программой литературу;стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой.

Ответственные:воспитатели групп.

Срок: постоянно
6.Оказать помощь в составлении плана самообразования по данной тематике воспитателям углубленно занимающимся по данной проблеме: Хасановой Л.Н., Гусмановой Г.Г., Хузиахметовой Р.Р.

Срок: до 1.12.2014г.

Ответственный: старший воспитатель Бочкарева Н.Ю.

Справку составила:

Старший воспитатель_______________________Н.Ю. Бочкарева

Пояснительная записка
Настоящее пособие «Тематический контроль. Русский язык. 5 - 11 классы» представляет собой сборник тематических контрольных работ, составленный на основе Государственной Программы по русскому языку и охватывающий все основные разделы предмета. Тематический контроль - одно из ведущих звеньев отслеживания знаний учащихся по всем разделам русского языка и корректировке пробелов. Пунктуационная и орфографическая грамотность школьников не имеет тех уровней, что требуются стандартом образования. Поэтому своевременное выявление ошибок - залог повышения грамотности письма. Его цели -
- помочь учителю проверить знания, умения и навыки учащихся в области орфографии, лингвистических разборов разного типа (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный и т. д.), требуемых программой;
- способствовать закреплению знаний по предмету и выявлению их пробелов с целью дальнейшей коррекционной работы;
- развивать лингвистическую чуткость и навыки работы с текстом.
Исходя из целей, вытекают следующие задачи:
- умение работать с текстами любой сложности по разным направлениям;
- способность комментировать любой современный текст с точки зрения его пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического состояния;
- анализ оформления (пунктуационного, синтаксического, морфологического, орфографического) текста;
- видение компонентов текста в их взаимосвязи;
- применение (самостоятельно!) правил правописания к орфограммам и пунктограммам текста.
Число работ находится в прямой зависимости от количества больших и маленьких тем учебного пособия. Некоторые темы объединяются, объемные проверяются отдельно. Количество работ выглядит так:
5 класс - 5
6 класс - 4
7 класс - 4
8 класс - 4
9 класс - 3
10 класс - 2
11 класс - 2
В основу всех работ тематического контроля положены деформированные тексты, в которые нужно вставить пропущенные буквы (с учётом словарных слов) и знаки. Это - осложнённое списывание, основанное на отработке правописания слов и постановке знаков препинания. Этот вид работы довольно-таки эффективен: при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объёму материал. Тексты для списывания, заложенные в каждую работу тематического контроля, преследуют сразу несколько целей:
- повторение орфограмм, изученных по проверяемой теме и пройденному материалу;
- видение синтаксических конструкций самых разных типов (в том числе и авторских).
- проверка навыков учащихся в области грамотного письма.
Тексты для списывания цельные, соответствуют своим оригиналам, взяты из художественных произведений. При их отборе автор учитывал насыщенность материала нужными орфограммами и пунктограммами, а также эстетическое и воспитательное значение текстов. Поэтому тексты должны способствовать формированию у учащихся любви к природе, бережному отношению к окружающему, высокой человеческой позиции: они составлялись с учётом образовательно-воспитательных задач школы и возрастных особенностей школьников. Несмотря на занимательность текстов, уровень сложности выдерживался достаточно высокий. Не выходя за пределы изучаемых в соответствующих классах орфограмм и пунктограмм, допускалось их сочетание внутри одного предложения, требующее лишь внимательного следования известным правилам и схемам.
Каждая работа предусматривает серию заданий по проверяемой теме. Задания самые разные: найти, выписать, объяснить, сгруппировать, подчеркнуть, прописать, привести примеры, доказать, сделать вывод, обобщить ответить на вопрос, аргументировать, установить, составить и т. д. Все задания носят поисковый характер и требуют от учащихся большой внимательности, глубокой сосредоточенности и ответственности при выполнении. Но аргументация - основное условие практически всех заданий. Выполняя их, учащиеся повторяют теорию, обогащают свою речь различными по строению синтаксическими конструкциями, закрепляют пунктуационные и орфографические навыки.
Предлагаемая система тематического контроля может быть отдельным уроком, но, бесспорно, может стать урока по повторению и обобщению знаний по теме. Это будет зависеть от целей и задач учителя и подготовленности класса. И главное: тематический контроль должен быть естественным, внутренне обусловленным завершением всей работы по проверяемым темам. Подготовку к нему надо вести в процессе изучения материала.
В данном пособии автор пытался в комплексе сочетать вопросы по всем разделам русского языка.