Статус психолога и проблемы его адаптации психолога к работе в учебном заведении. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования

  • Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога образования..........................................................
  • Глава 3. Психологическое консультирование в системе
  • Глава 4. Психокоррекция "как направление деятельности
  • Раздел III. Методика работы педагога-психолога с различными
  • Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста.....
  • Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками.....
  • Глава 3. Технология работы психолога с подростками....................;
  • Глава 4. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов.....................................................................1
  • Раздел IV. Методика работы школьного психолога с детьми
  • Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности..............................................7
  • Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте
  • Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция....:
  • Глава 4. Психологическая помощь детям и подросткам
  • Раздел I
  • Глава 1
  • 1.1.2. Правовой статус практического психолога образования
  • 1.1.3. Квалификационная характеристика педагога-психодога
  • Глава 2
  • 1.2.2. Психолог как специалист в системе образования
  • 1.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога
  • 1.2.4. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности
  • Глава 3
  • 1.3.2. Планирование работы психолога
  • 1.3.3. Школьный психолог и его позиции
  • Глава 4
  • 1.4.2. Авторские модели психологической службы
  • 1. Образ ученика-выпускника
  • 2. Образ учителя
  • 5. Модель воспитательного процесса
  • 6. Образ отношений внутри школы
  • 9. Управление и организация жизнедеятельности
  • 1.4.3. Специфика работы психолога в детском саду
  • 1.4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа
  • Раздел II
  • Глава 1
  • II.1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса
  • II.1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса
  • Глава 2
  • II.2.3. Получение информации в работе психолога и ее использование
  • Глава 3
  • Глава 4 психокоррекция как направление
  • 11.4.1. Сущность и принципы психологической коррекции
  • 11.4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
  • II.4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками
  • Раздел III
  • Глава 1
  • VI занятие.
  • VII занятие.
  • VIII занятие.
  • X занятие.
  • XII занятие.
  • 2. Гимнастика.
  • 3. Этюд «Очень худой ребенок».
  • III. 1.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада
  • Глава 2
  • III.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению
  • 1. Психологическая и социальная готовность к школе1
  • 2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
  • 3. Развитие познавательной деятельности
  • 4. Состояние здоровья
  • III.2.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников
  • Глава 3
  • III.3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста
  • III.3.2. Технология психологической работы с подростками
  • Глава 4
  • 111.4,2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников
  • III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению
  • Раздел IV
  • Глава 1
  • IV.1.2. Комплексная диагностика социально-педагогической запущенности детей
  • Часть I. Линностно-профессиональные качества
  • Часть II. Стиль педагогического общения
  • Часть I. Самодиагностика типового семейного состояния
  • Часть II. Самодиагностика родительского отношения к детям
  • Глава 2
  • IV.2.2. Причины и факторы девиантного поведения школьников
  • IV.2.3. Установление контакта с девиантными подростками
  • IV,2,4. Диагностика девиантного поведения
  • Глава 3
  • IV.3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления
  • 2. Детерминанты проблемного поведения
  • Глава 4
  • IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций
  • IV.4.2. Переживание-преодоление критических ситуаций
  • Вопрос 2 - показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.
  • IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия
  • IV.4.4. Психологическая поддержка подростков-инвалиде в
  • IV. Научно-методическое обеспечение и подготовка кадров
  • 1.1.2. Правовой статус практического психолога образования

    Несмотря на довольно значительный период времени, прошед­ший с момента введения должности психолога в учреждениях об­разования, многие их руководители и сами начинающие специа­листы до сих пор затрудняются в определении своего правового статуса. Реальная практика показывает, что существующие нор­мативно-правовые материалы оказываются для них труднодоступ­ными. Используя анализ сложившегося опыта и опираясь на доку­менты, представленные в нашем пособии, психолог может до­вольно четко сориентироваться в своих правах и обязанностях.

    Практический психолог - это специалист с высшим образова­нием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения раз­ряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а так­же других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений (вне зависимости от места его работы, будь то образовательные учреждения - детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др. или рай­онные, городские, областные, региональные психологические центры образования).

    На должности практического психолога могут работать специа­листы с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную пере­подготовку в области детской практической психологии, психо­логической службы образования в объеме не менее 1200 ч на фа­культетах и курсах переподготовки кадров. Программы обуче­ния, переподготовки и повышения квалификации проходят про­фессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке

    практических психологов образования при Министерстве образо­вания Российской Федерации и утверждаются Управлением выс­ших учебных заведений упомянутого министерства.

    Должности практических психологов устанавливаются на осно­ве ETC (9-14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, об­ластные, региональные центры психологической службы образо­вания, являющиеся сетевыми учреждениями образования Россий­ской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.

    Практические психологи образования имеют двойное подчи­нение: по административной и профессиональной линиям. Адми­нистративное управление осуществляется отделами психологиче­ской службы республиканских, региональных, городских и рай­онных управлений и департаментов образования, руководителя­ми образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.

    Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм прак­тической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

    Продолжительность рабочего времени психолога на предприя­тиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращен­ная недельная нагрузка. К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со стать­ей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редак­ции 1996 г.) все педагогические работники учреждений образо­вания пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства об­разования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогически­ми работниками. Этим правом пользуются педагоги-психологи об­разовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государ­ственного, муниципального, негосударственного).

    В отношении школьных психологов необходимо упомянуть об учебной нагрузке, которую зачастую путают с продолжительно­стью рабочего времени. Если обратиться к тарифно-квалифика­ционным характеристикам педагога-психолога, то мы не найдем в них обязанности иметь педагогическую нагрузку, т. е. вести уро­ки. Последнее рассматривается как совмещение профессий и мо­жет осуществляться с согласия администрации и самого психоло­га. Если объем педагогической нагрузки не превышает 240 ч в год, то увеличения рабочего времени не происходит и такая работа осуществляется одновременно с основной, причем ее распреде-

    ление по дням, неделям и месяцам может быть произвольным. Если же учебная нагрузка больше, то продолжительность рабоче­го времени соответственно увеличивается.

    Сокращенная продолжительность рабочего времени не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продол­жительности отпуска, исчисления трудового стажа и других тру­довых прав граждан.

    С понятием рабочего времени тесно связано понятие рабочего дня. Продолжительность последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или шестидневной) работает органи­зация. В соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсо­юзным комитетом и по согласованию с органами местного само­управления.

    Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пяти­дневной рабочей неделе она определяется правилами внутренне­го распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с уче­том мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюде­ния установленной продолжительности рабочего времени.

    Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком смен­ности. Законодательство не содержит запрета на установление ин­дивидуальных графиков работы.

    Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом.кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т. п. Администра­ция вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения», организации.

    Психологам необходимо проявлять инициативу и обращаться к своей администрации с просьбой об установлении индивиду­ального графика работы. Он может быть закреплен в должностных обязанностях специалиста, правилах трудового распорядка или приказом администрации.

    Выбор приоритетных направлений работы, соотношение раз­личных ее видов определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психо­логов, которыми оно располагает.

    Для психолога в образовательном учреждении выделяется спе­циальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

    Районные, городские, областные и региональные центры обо­рудуют рабочие места психологов и других специалистов в соот­ветствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.

    Оформление и содержание кабинета в образовательном учреж­дении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

    Практические психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в со­ответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. Отчет психологической служ­бы образовательного учреждения включается в соответствующую документацию образовательного учреждения, центров психоло­гической службы и органов управления образованием.

    Права педагога-психолога:

    быть членом педагогического совета школы с правом решаю­щего голоса;

    принимать участие в заседаниях структурных подразделений учебного заведения по обсуждению результатов исследования кон­кретных личностей и коллективов, по вопросам создания и функ­ционирования педагогического коллектива и коллективов детских групп и классов, организации различных форм дифференциро­ванного обучения, аттестации педагогов и др.;

    обращаться в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации с предложениями по созданию ус­ловий, необходимых для успешного функционирования психоло­гической службы, совершенствования обучения, воспитания и раз­вития детей и подростков, сохранения их психического здоровья;

    изучать любую документацию по организации учебно-воспи­тательного процесса, личные дела детей, преподавателей и дру­гих работников учебного заведения;

    выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, пе­дагогами и другими работниками, выделять приоритетные направле­ния, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ;

    проводить в коллективе учебного заведения групповые и инди­видуальные психологические обследования;

    давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки пре­подавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликт­ных ситуаций, методике комплектования учебных групп и вопро­сам демократизации и гуманизации педагогического процесса.

    Практический психолог имеет статус независимого эксперта кон сулътанта по психологическим проблемам обучения и воспитания.

    1) все его действия, затрагивающие административные пол­номочия или выполнение намеченных руководством учебного за­ведения планов, предварительно согласовываются с руководите­лем образовательного учреждения;

    3) выполнение распоряжений руководителя образовательно­го учреждения, не находящихся в противоречии с психологи­ческой наукой и практикой, должно обеспечиваться наличием у психолога соответствующих профессиональных возможностей и средств и не ставить под угрозу выполнение утвержденных педагогическим советом планов и программ психологической службы;

    4) работа практического психолога определяется целями, за­дачами и принятыми программами психологической службы и включает повышение профессиональной компетентности, изуче­ние литературы, освоение психодиагностических методов, их ап­робацию и т. п. Распорядок дня согласуется с общим расписанием учебного заведения и утверждается руководителем;

    5) администрация имеет право расширить полномочия психо­лога в пределах его функциональных обязанностей представлен­ными ему временным положением и решением педагогического совета.

    Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных норма­тивных документов, регламентирующих деятельность практиче­ского психолога образования, поможет ему организовать свою дея­тельность на правовой основе и быть убедительным в работе с администрацией учреждения.

    В своей практической деятельности психолог руководствуется нормативными документами, регламентирующими его права, обязанности, основные направления деятельности, ее цели и задачи. Основным таким документом является Положение о психологической службе. <…>

    Правовой статус практического психолога образования

    Несмотря на довольно значительный период времени, прошедший с момента введения должности психолога в учреждениях образования, многие их руководители и сами начинающие специалисты до сих пор затрудняются в определении своего правового статуса. Реальная практика показывает, что существующие нормативно-правовые материалы оказываются для них труднодоступными.

    <...> Практический психолог - это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений <...>.

    На должности практического психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждаются Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.

    Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (9-14-й разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок увеличивается.

    Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное - через сеть психологических центров разного уровня.

    Рабочее время специалиста устанавливается с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.

    Продолжительность рабочего времени психолога на предприятиях, в организациях и учреждениях определена статьей 42 КЗОТа РФ и составляет 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников согласно статье 45 КЗОТа РФ установлена сокращенная недельная нагрузка. К ним относятся и педагоги-психологи образовательных учреждений, так как в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции 1996 г.) все педагогические работники учреждений образования пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю, а согласно приложению 1 к Приказу Министерства образования и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 педагоги-психологи считаются педагогическими работниками. Этим правом пользуются педагоги-психологи образовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государственного, муниципального, негосударственного).

    В отношении школьных психологов необходимо упомянуть об учебной нагрузке, которую зачастую путают с продолжительностью рабочего времени. Если обратиться к тарифно-квалификационным характеристикам педагога-психолога, то мы не найдем в них обязанности иметь педагогическую нагрузку, т. е. вести уроки. Последнее рассматривается как совмещение профессий и может осуществляться с согласия администрации и самого психолога. Если объем педагогической нагрузки не превышает 240 ч в год, то увеличения рабочего времени не происходит и такая работа осуществляется одновременно с основной, причем ее распределение по дням, неделям и месяцам может быть произвольным. Если же учебная нагрузка больше, то продолжительность рабочего времени соответственно увеличивается.

    Сокращенная продолжительность рабочего времени не влечет за собой снижения размеров оплаты труда, ограничения продолжительности отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав граждан.

    С понятием рабочего времени тесно связано понятие рабочего дня. Продолжительность последнего зависит от того, в условиях какой недели (пятидневной или шестидневной) работает организация. В соответствии со статьей 46 КЗОТа РФ это устанавливается администрацией предприятия, учреждения совместно с профсоюзным комитетом и по согласованию с органами местного самоуправления.

    Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пятидневной рабочей неделе она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени.

    Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установление индивидуальных графиков работы.

    Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т.п. Администрация вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения, организации <...>.

    Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных ее видов определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.

    Для психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

    Районные, городские, областные и региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.

    Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

    Практические психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в соответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования Российской Федерации. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в соответствующую документацию образовательного учреждения, центров психологической службы и органов управления образованием.

    Права педагога-психолога:

    • · быть членом педагогического совета школы с правом решающего голоса;
    • · принимать участие в заседаниях структурных подразделении учебного заведения по обсуждению результатов исследования конкретных личностей и коллективов, по вопросам создания и функционирования педагогического коллектива и коллективов детских групп и классов, организации различных форм дифференцированного обучения, аттестации педагогов и др.;
    • · обращаться в администрацию образовательного учреждения и его общественные организации с предложениями по созданию условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы, совершенствования обучения, воспитания и развития детей и подростков, сохранения их психического здоровья; изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела детей, преподавателей и других работников учебного заведения;
    • · выбирать формы и методы работы с детьми и их родителями, педагогами и другими работниками, выделять приоритетные направления, устанавливать очередность, продолжительность и характер работ; проводить в коллективе учебного заведения групповые и индивидуальные психологические обследования;
    • · давать рекомендации заинтересованным лицам по вопросам рационального подбора, расстановки кадров, выбора кандидатур на административные должности, по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся, профилактике и разрешению конфликтных ситуаций методике комплектования учебных групп и вопросам демократизации и гуманизации педагогического процесса.

    Практический психолог имеет статус независимого эксперта - консультанта по психологическим проблемам обучения и воспитания:

    • 1) все его действия, затрагивающие административные полномочия или выполнение намеченных руководством учебного заведения планов, предварительно согласовываются с руководителем образовательного учреждения;
    • 2) указания и рекомендации по профессиональной линии осуществляются представителями региональных центров психологической службы (районными, городскими, областными и т.д.);
    • 3) выполнение распоряжений руководителя образовательного учреждения, не находящихся в противоречии с психологической наукой и практикой, должно обеспечиваться наличием у психолога соответствующих профессиональных возможностей и средств и не ставить под угрозу выполнение утвержденных педагогическим советом планов и программ психологической службы;
    • 4) работа практического психолога определяется целями, задачами и принятыми программами психологической службы и включает повышение профессиональной компетентности, изучение литературы, освоение психодиагностических методов, их апробацию и т. п. Распорядок дня согласуется с общим расписанием учебного заведения и утверждается руководителем;
    • 5) администрация имеет право расширить полномочия психолога в пределах его функциональных обязанностей решением педагогического совета. психологический отчетность педагогический разряд

    Приведенный в приложениях 2 и 3 перечень основных нормативных документов, регламентирующих деятельность практического психолога образования, поможет ему организовать свою деятельность на правовой основе и быть убедительным в работе с администрацией учреждения.

    Квалификационная характеристика педагога-психолога

    Должностные обязанности педагога-психолога. Психолог проводит работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности, и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает помощь детям, учителям, родителям (или лицам, их заменяющим) в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем. Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровню психического развития личности типа образовательной программы.

    Совместно с учителем планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся.

    Выполняет профориентационную работу, способствует самостоятельному и осознанному выбору профессии с учетом ценностных ориентации, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив личности, а также развивает у молодежи готовность к достойной ориентации в различных жизненных ситуациях. Содействует поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей и подростков.

    Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития, оказывает социально-психологическую поддержку детям с отклонениями в умственном и физическом развитии. Осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения. Участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по социально-правовой защите детей и подростков, сотрудничает с территориальными службами занятости и центрами профориентации.

    Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

    Консультирует по проблемам развития образовательного учреждения его руководителей и сотрудников, повышает социально-психологическую компетентность детей, учителей, родителей <...>.

    Квалификационные умения педагога-психолога по разрядам оплаты труда*.

    Образование высшее профессиональное (8-й разряд) и среднее профессиональное либо высшее (7-й разряд), профессиональная переподготовка по практической психологии или психологии образования или высшее психологическое образование.

    Специалист должен уметь: определять уровень готовности детей к обучению в школе; проводить психологическое обследование детей по методикам, используемым для определения уровня интеллектуального и личностного развития школьников; проводить и интерпретировать исследование детских коллективов и межличностных отношений детей; проводить дифференциальную диагностику задержки психического развития и социально-педагогической запущенности детей; составлять на диагностической основе рекомендации в помощь родителям и педагогам по индивидуальному подходу к детям; составлять обоснованное направление для нуждающихся в консультации специалистов-смежников (дефектолога, психоневролога, патопсихолога и др.); работать с компьютерными программами для проведения и обработки данных психологического обследования.

    • 9-й разряд
    • (стаж работы не менее 2 лет)

    Умения, предусмотренные 8-м разрядом, а также: работать с проективными рисуночными методиками; составлять по результатам психодиагностики полную характеристику ученика начального звена; индивидуально консультировать родителей учащихся и учителей начальных классов.

    • 10-й разряд
    • (стаж работы от 2 до 5 лет)

    Умения, предусмотренные 8 - 9-м разрядами, а также: составлять комплексные психологические характеристики учащихся среднего звена; проводить занятия по психологической саморегуляции детей и учителей; знать основы компьютерной грамотности (работа с текстовыми редакторами).

    • 11-й разряд
    • (стаж работы более 5 лет)

    Умения, предусмотренные 8- 10-й разрядами, а также: составлять программы для развития познавательных процессов младших школьников; комплексно использовать, обрабатывать и интерпретировать тест М. Люшера; работать тренером в группе общения; разрабатывать и реализовывать программы психологического наблюдения за детьми.

    • 12-й разряд
    • (вторая квалификационная категория; стаж работы психологом не менее 1 года)

    Умения, предусмотренные 8 -11-м разрядами, а также: выделять приоритеты в психологической работе с детьми и подростками, строить модель психологической службы на уровне конкретного учреждения образования; самостоятельно разрабатывать или участвовать в разработке технологий психологической работы с детьми и подростками; самостоятельно подбирать методики для индивидуальной работы в соответствии с запросом; составлять программы по коррекции психических процессов; проводить социально-психологический тренинг по готовым программам; участвовать в конкурсе «Психолог года».

    • 13-й разряд
    • (первая квалификационная категория; стаж работы психологом не менее 2 лет)

    Умения, предусмотренные 8 -12-м разрядами, а также: выполнять разнообразные виды психологической работы с различными группами детей и подростков; постоянно повышать свою личностную и профессиональную компетентность; руководить работой научно-практических семинаров психологов в регионе; проводить экспертизу профессиональной компетентности руководителей, педагогов, психологов.

    • 14-й разряд
    • (высшая квалификационная категория; стаж работы психологом не менее 3 лет или наличие ученой степени)

    Умения, предусмотренные 8 -13-м разрядами, а также: владеть методологией научно-экспериментального исследования, опытно-экспериментальной работы в системе образования; разрабатывать оригинальные модели, методы, технологии, программы психологической работы в образовательном учреждении; выполнять наиболее сложные виды психолого-педагогических услуг работникам образовательных учреждений, детям и подросткам, родителям и лицам, их заменяющим; проводить учебно-методические семинары для педагогов и профессионального сообщества; иметь публикации по проблемам практической психологии образования.

    Присвоение квалификационных разрядов и категорий осуществляется по инициативе психолога в процессе его аттестации. При этом он проходит внутреннюю (по месту работы), внешнюю (в профессиональном сообществе) экспертизу и самоэкспертизу профессиональной компетентности. Он должен продемонстрировать как теоретические знания, так и практические умения и навыки, отраженные в результатах его профессиональной деятельности.

    Вопрос об эффективности профессиональной деятельности психолога недостаточно разработан и носит дискуссионный характер. В основном исследователи выделяют два общепринятых подхода к определению понятия «эффективность работы» (Е. И. Комаров, В. Г. Попов).

    Первый подход - это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Ключевыми приемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты <...>.

    Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться и намечаться в виде задач, эффективность работы может быть предполагаемой (расчетной) и фактической (реальной) <...>.

    Эффективность профессиональной деятельности психолога

    Критерии эффективности

    Их диагностические признаки

    Способы оценки

    1 . Эффективность работы

    Соответствие цели достигнутому результату

    Активность организованной системы действия

    Глубина изменений в системе мишеней (успешное решение проблем клиентов) Адекватность затрат и результатов Близость идеальных и реальных достижений

    Профессиональный анализ планов работы психолога (цели, задачи, решаемые проблемы, ожидаемые результаты в сопоставлении с достигнутыми) Анализ систем действия, их активности Анализ финансовых и временных затрат в связи с результатами Сравнение своего опыта с передовым

    2. Уровень овладения профессиональной деятельностью

    Репродуктивный

    Адаптивный

    Локально моделирующий

    Системно моделирующий

    Творческий

    Определение реального уровня, профессиональной деятельности по описанию

    3. Удовлетворенность психолога своей работой

    Очень низкая

    Очень высокая

    Самоанализ собственных мыслей и переживаний по поводу работы: самочувствие, активность, настроение, успешность, продуктивность, самореализация

    4. Удовлетворенность клиентов общением со специалистом

    Очень низкая

    Очень высокая

    Анкетирование, интервьюирование клиентов

    5. Соответствие объективных и субъективных оценок деятельности психолога

    Не соответствуют

    Частично соответствуют

    Полностью соответствуют

    Сопоставительный анализ результатов аттестации и собственного анализа

    При оценке эффективности работы психолога можно использовать параметрические и непараметрические методы. Параметрический метод предполагает сопоставление двух ключевых параметров: каким было состояние клиента, и каким оно стало. Разница между ними представляет собой реабилитационный эффект или результат, свидетельствующий о квалификации персонала и эффективности применяемых им технологий. К непараметрическим методам относятся интервью, анкетирование клиентов, оценка затрат и др.

    Квалификационная характеристика специалиста является лишь ориентиром его профессионального роста. Достижение же того или иного уровня мастерства - задача самого специалиста. Он сам является лучшим экспертом своей профессиональной компетентности и должен стремиться к совершенствованию своей деятельности.

    Профессиональная этика практического психолога

    <...> В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм.

    Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которой они реализуются. Это - позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы людей; действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются; действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; и действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.

    Примерный этический кодекс психолога

    • 1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.
    • 2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспристрастностью.
    • 3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
    • 4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
    • 5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.
    • 6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.
    • 7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на "пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
    • 8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.
    • 9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
    • 10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
    • 11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики представляют его личное содействие и непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются прав работы с детьми, пользования дипломом или документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определенных законом случаях подлежат суду.
    • 12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
    • 13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
    • 14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
    • 15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.
    • 16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования некомпетентными лицами.
    • 17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми.
    • 18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или лиц, их заменяющих.
    • 19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-психологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.
    • 20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.
    • 21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
    • 22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
    • 23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
    • 24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
    • 25. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т.п., - психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
    • 26. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
    • 27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса.
    • 28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.
    2 3 4 ..

    СТАТУС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    Профессиональные позиции, установки и в целом содержание профессиональной деятельности психолога во мно­гом определяются его статусом.

    Наиболее благоприятной представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой, являясь практическим психологом, принимает эпизодическое участие в преподава­нии спецпредметов (психология, основы выбора профессии). Всю свою энергию и рабочее время он отдает психологичес­ким задачам. Как психолог он может взгянуть на педагоги­ческий процесс со стороны. Ему как заинтересованному лицу больше доверяют учащиеся и родители. Тем не менее в этой ситуации наблюдается определенная настороженность со сто­роны педагогов. Если психолог не имеет педагогического опы­та, недостаточное знание школьных проблем очень затрудня­ет его адаптацию. Как правило, слаба его методическая подготовленность, не хватает жизненного опыта. В таких случа­ях необходим тесный контакт с учителями, открытыми к психологии, всегда ищущими путь к ребенку.

    При возвращении бывшего педагога, окончившего спец­факультет, в родной коллектив в новом качестве, новой профессиональной роли адаптация часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответству­ющих им социальных ожиданий. Большие перемены в лич­ностных установках и статусе специалиста иногда вступают в противоречие со стереотипами. Психолог пытается на деле доказать правильность своих новых установок - берет часть учебной нагрузки, не понимая, что состояние ролевой неопределенности мешает его становлению в новом статусе. Совмещение должностей - дело очень трудное и порой не­посильное для начинающего специалиста. Поэтому такой пси­холог, хотя и может лично участвовать в анализе педагоги­ческого процесса, зная его «изнутри», делает это эпизоди­чески, только в случае крайней необходимости. Психолог в большей степени зависим от коллег и администрации, и самое главное - слабо и медленно входит в новый статус.

    Еще более невыгодно положение начинающего специа­листа, когда его назначают на административную или пе­дагогическую должность и «догружают» половиной ставки психолога. В этой ситуации он должен в полном объеме вести основную работу. В его деятельности доминируют пе­дагогические установки и стереотипы поведения, которые он пытался преодолевать во время обучения. Катастрофи­ческая нехватка времени на психологическую работу не дает возможности совершенствовать профессиональную компетентность психолога. В практической работе он огра­ничивается эпизодическим консультированием, психоло­гической пропагандой и подготовкой административных мероприятий.

    Часть специалистов работают при отделах народного обра­зования в качестве районного психолога, психолога-методи­ста. Они независимы от администрации и педколлектива, вме­сте со статусом психолога получают статус руководящего ра­ботника. Именно последнее вызывает настороженность педколлективов, которые будут стараться сглаживать про­блемы, не выносить сор из избы. Как правило, начинают эти психологи свою деятельность с масштабных исследований, консультирования различных категорий, а приходят к наи­более приемлемым вариантам - осуществлению психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей, оказанию методической помощи и координации деятельности школьных психологов района.

    Таким образом, уже сам статус психолога в значительной мере определяет его ориентации на тот или иной тип отношений со школьным коллективом и ведущие направ­ления его деятельности.

    "Практический психолог образования является специа­листом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его ра­боты: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические цент­ры образования.

    На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, регио­нальных центров психологической службы образования мо­гут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детс­кой практической психологии, психологической службы об­разования в объеме не менее 1 200 часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экс­пертном совете по подготовке практических психологов об­разования при Минобразования России и утверждаются управлением высших учебных заведений Минобразования России.

    Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (от 9 до 16 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации, В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспи­танников (учащихся), количество ставок психологов увели­чивается.

    Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отде­лами психологической службы республиканских, региональ­ных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.



    Практический психолог образования имеет 24-часовую рабочую неделю.

    Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных воз­растов и различными категориями взрослых.

    Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образо­вательного учреждения и количеством штатных и внештат­ных единиц психологов, которым оно располагает.

    Для работы психолога в образовательном учреждении выде­ляется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, област­ные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.

    Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соот­ветствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

    Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центры психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в со­ответствии с утвержденными Министерством образования формами отчетности. Отчет психологической службы образо­вательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты органов управления образованием соответствующего уровня" (Положение.., с.182-185).

    Таким образом, как показывает опыт зарубежной и оте­чественной психологии, психологическая служба образо­вания может быть организована по-разному в зависимости от потребностей общества, от"задач, которые приходится решать школьным психологам.

    В зависимости от административной подчиненности и организационной структуры это может быть:

    1) психолог или группа психологов, работающих в дет­ском саду, детском доме, интернате, школе, ли­цее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административ­ным руководством этого учебного заведения;

    2) психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или рай­онного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений;

    3) консультационный психологический центр, рабо­тающий под административным руководством го­родского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное под­разделение (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольнбго учреж­дения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, ме­дицинской и психологической помощи семье и де­тям);

    4) психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под его административным руковод­ством. В зависимости от источников финансирования это мо­жет быть городская, районная, областная государственная или частная психологическая служба.

    8.4. задачи практических психологов в образовании какие же задачи решают психологи в сфере образова­ния?

    Одна из наиболее распространенных задач педагогичес­ких психологов еще с начала XX века - диагностика умственного развития детей, оценка их качеств и способ­ностей. При этом широко применяется тестирование. Ос­новной сферой приложения сил школьного психолога традиционно считается измерение психических функций с применением стандартизированных тестов и отбор де­тей для обучения по специальным программам. В течение длительного времени наиболее популярными среди пси­хологов были тесты на определение коэффициента умствен­ной одаренности ребенка.

    Измерение и тестирование, а также отбор детей для обучения по специальным программам - исторически более ранние функции школьных психологов в разных стра­нах - и сейчас чрезвычайно широко применяются в прак­тике психологической службы.

    Однако английйские психологи уже давно выражают неудовлетворенность формальными тестами для измере­ния. На конкретных примерах они демонстрируют субъективный характер и научную несостоятельность при­меняемых тестов, их ограниченность и искусственность. Растет число исследований, в которых вместо распределе­ния людей по группам на основе тестов внимание больше обращается на конкретные Трудности обучения, их при­чины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической педагогической психологии становится пси­хологическая поддержка и помощь учащимся, испытыва­ющим трудности в обучении и плохо адаптирующимся к социальным условиям.

    В 1980-х годах многие американские специалисты уже перестали считать, что измерение - это единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной пси­хологии. Так в "Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах" отмечается, что основная цель школь­ной психологической службы - служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юноше­ства. Это предполагает:

    а) психологическое и психолого-педагогическое изме­рение и оценку "школьного функционирования" детей и юношества;

    б) активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

    в) помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке; для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

    г) консультирование и совместную работу с персона­лом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала шко­лы как профессионалов (цит. по: Практическая пси­хология образования, 1997, с.8).

    С середины 1980-х годов начинается новый этап в раз­витии практической школьной психологии и во Франции. В 1985 году была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций - членов Национальной ассоциации психологов (ANOP). Эта груп­па провела специальную работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркну­то, что педагогический психолог имеет дело со всей пси­хологической реальностью ребенка и может способствовать развитию всех сторон его личности; при этом педагоги­ческой психолог может подключать к этому процессу ро­дителей и учителей. Отмечается, что педагогический психолог может идти и против системы школьного и се­мейного воспитания, менять стандарты этого воспитания, если полагает, что они препятствуют прогрессивному раз­витию личности ребенка.

    В дальнейшем во Франции обсуждался проект создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы - предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умст­венной отсталостью интегрироваться в общий поток уча­щихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой ранее - отделять таких детей), содействовать общеобразо­вательному и профессиональному росту учащихся, повы­шать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народно­го образования.

    В странах Восточной Европы психологическая служба школы ставит перед собой цель: не просто констататиро-вать уровень развития учащихся для отбора, а получить психологическую информацию об учащемся или коллек­тиве класса, чтобы создать условия, стимулирующие раз­витие (цит. по: Практическая психология образования, 1997", с.8). Основные задачи психологических служб образования в большинстве стран Центральной и Восточной Европы: обеспечение развития здоровой личности, коррекция зат­руднений в ее развитии, решение проблем профессиональ­ной ориентации. В деятельности психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии доминирет психодиагнос­тика. На основе проделанной работы составляется диагнос­тическое заключение, из которого следуют рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры - зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, вра­чебное обследование (психоневрологическое, логопедичес­кое и др.).

    Большое место в консультациях занимает определение готовности детей к обучению в школе, выявление школь­ной зрелости. В зависимости от уровня развития ребенка психолог дает соответствующие рекомендации: начать по­сещение школы до достижения 6-летнего возраста, поступать в первый класс в обычные сроки, приступить к уче­нию в выравнивающем первом классе, отложить поступ­ление ребенка в школу на один год, направить в особую школу (например, для плохо говорящих). Родителям и вос­питателям детских садов даются рекомендации по разви­тию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследуют еще раз. Сво­евременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе - один из основных видов деятельнос­ти по предупреждению трудностей в обучении.

    В консультациях или центрах диагностируют различного типа трудности, связанные с учебой в школе. Среди уча­щихся, испытывающих трудности в обучении, оказываются также дети с первичными отклонениями в развитии на основе легких форм задержки умственного развития. Оп­тимальное развитие этих детей во многом зависит от пра­вильного психологического обследования, в результате которого даются соответствующие рекомендации условий и методов воспитания и обучения. Занимаются и с теми учащимися, у которых имеются проблемы личностного характера, трудности в поведении, воспитании. Квалифи­цированное психологическое обследование трудных и пе­дагогически запущенных детей выясняет причины этого и позволяет наметить определенные рекомендации в работе с ними.

    Следует подчеркнуть, что психологические консульта­ции и центры в основном занимаются решением конкрет­ных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерс­кой инструкции для консультаций по вопросам воспита­ния. В соответствии с ней психолог занимается проблемами отклонений в поведении ребенка от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими сред­ствами (например, агрессивное поведение, продолжитель­ное беспокойство, невнимательность, наблюдаемая долгое время). Психолог в таких психологических центрах работа­ет также с проявлениями чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости ребенка. Он разбирается в причинах боязни школы, ответов на уроке. В его компетенцию входит изучение отклонений в поведении, проявляющихся в систематических кражах, лжи ребенка дома или в шко­ле, побегах ребенка из дома или из школы, внезапных изменениях в эмоциональном состоянии ребенка. При­чинами для обращения за помощью к психологу могут быть также ситуации, когда хороший ученик начинает плохо учиться: показывает низкие результаты в учебе, хотя мог бы добиться лучших при своих способностях; испытывает затруднения по усвоению одного из учебных предметов; не имеет интереса к учебе в школе. Психолог работает и с детьми, которые проявляют нарушения речи нервного характера (заикание, скороговорение), жалу­ются на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость.

    Психологическая служба системы образования в стра­нах Восточной Европы занимает существенное место в воспитании и обучении детей, подростков и юношей.

    Опрос, проведенный Европейской федерацией ассоци­аций профессиональных психологов (ЕФАПП) в 1996-97 годах показывает, что задачи, которые приходится решать школьным психологам в большинстве европейских стран, в значительной степени совпадают. Педагогические психо­логи Европы участвуют в оценивании и тестировании де­тей, которые имеют учебные или поведенческие проблемы, в консультировании детей, родителей и семей, в выработ­ке рекомендаций для школы. Большинство психологов вклю­чено в текущие внутришкольные процессы и работают вместе со школой над инновациями и преобразованиями школьной жизни. Многие также помогают работникам школы в профессиональном росте и в выполнении иссле­довательских проектов.

    Педагогические психологи по всей Европе выполняют много функций, но главное содержание работы заклю­чается в обследовании детей с учебными и поведенчес­кими трудностями и выработке рекомендаций школе и семье. Достаточно очевидными оказываются возрастаю­щие требования к школьным психологическим службам. Это приводит к тому, что психологам приходится рабо­тать в условиях значительного напряжения. Педагогические психологи говорят о проблемах, связанных с ограничениями, которые руководители порой накладывают на их работу. Отмечается также ролевая неопределенность про­фессиональной деятельности. Некоторые педагогические психологи выражают озабоченность в связи с тем, что пересечение между их работой и работой других специа­листов может вызвать путаницу, недоразумения и обиду. Необходимо гарантировать соблюдение возможно более высоких этических стандартов, в особенности в отноше­нии конфиденциальности и уважения прав разных групп клиентов.

    Общее мнение заключается в том, что педагогический психолог должен восприниматься как профессиональный психолог, работающий с детьми и молодежью в образова­тельной среде. Основной объем этой работы приходится на школу, ясли, детские сады, больницы и детские дома. Необходима также работа с семьями, учителями, специа­листами других профессий, которые связаны с детьми. Педагогические психологи могут работать со школами и другими организациями, помогая им в разработке орга­низационных мер, оценке и выработке стратегий помощи детям с проблемами.

    Приходится психологам Европы сталкиваться и со мно­гими другими проблемами, которые возникают в обще­стве в последние годы. Например, педагогические психологи из Швейцарии, Бельгии и Финляндии обраща­ют внимание на проблемы жестокости, употребления нар­котиков, которые нарастают в среде школьников. Все это непосредственно влияет на круг обязанностей, в выпол­нение которых включены педагогические психологи. У педагогических психологов Нидерландов и Израиля рас­ширяется объем работы с детьми со специальными нуж­дами, которые оказываются интегрированными в основную школу.

    8.5. задачи и виды деятельности практических