Формы мышления и тимы. Ловушка причинно-следственного мышления

Перейдем к рассмотрению первого когнитивного стиля: мышление аналитическое, позитивное, дедуктивное. Будем называть его причинно-следственным. Его носителями являются соционические типы IL (ИЛЭ), LF (ЛСИ), FR (СЭЭ), RI (ЭИИ). Как статики они устойчивы и четки в своей мыслительной деятельности, как эволюторы мыслят процессуально, не пропуская деталей и промежуточных звеньев, и как позитивисты строго идут к одному, единственно верному решению.

Причинно-следственный интеллект известен под синонимичными названиями формально-логическое, или детерминистическое мышление. В обоих случаях подчеркивается его жесткий характер. Речь при таком мышлении оформляется при помощи связок (союзов причины) "так как", "потому что", "следовательно". Сам ментальный процесс заключается в построении цепочек причин и следствий. Они сводят объяснение к указанию на производящие причины. Если воспользоваться примером Аристотеля, который первым указал на четыре способа объяснения явлений, то причиной существования скульптуры является скульптор, который непосредственно ее вылепил. В научной сфере так мыслит IL (ИЛЭ), в технико-управленческой сфере - методичный LF (ЛСИ), в социальной сфере просчитывает цепочки материальных интересов FR (СЭЭ), в гуманитарной же сфере подчинен категорическому императиву RI (ЭИИ).

Открывателем этой техники мышления считается Аристотель. Основные законы формального мышления изложены им в теории силлогизма. Однако первым, кто последовательно воплотил его в практику, был Евклид, построивший знаменитую геометрию. В новое время его принципы обосновал рационалист Декарт в своем "Рассуждении о методе" (1637 г.). Затем оно окончательно оформилось в математической логике. Своего апогея причинно-следственное мышление достигло в логическом позитивизме, затем его значение к концу 20-го века стало все больше падать. Однако как массовый стереотип доказательства оно господствует и поныне. Коснусь его преимуществ. Во-первых, оно воспринимается в социуме как самое авторитетное, убедительное, единственно правильное. В математике оно оформлено как дедуктивно-аксиоматический метод. Владение им требует большой интеллектуальной выносливости. Во-вторых, этому стилю мышления присущи большая четкость и сконцентрированность. Особой концентрацией отличается тип LF (ЛСИ). Однако и иррациональный FR (СЭЭ) рассуждает довольно здраво, выводя одно следствие из другого, что предполагает сосредоточение на цепочке шагов. Если хотя бы одно звено по какой-либо причине выпадает, то детерминисты теряют ощущение разумной объясненности и затрудняются совершать действия, так как не видят оснований для них. Но вместе с тем причинно-следственное мышление имеет и свои недостатки. Во-первых, оно наиболее искусственное, далекое от законов функционирования живого. Его эффективность простирается на "логическое" оформление уже имеющихся результатов, конструирование рабочих механизмов, но не на принципиально новые открытия. Первый тупик, в который рискует завести формализация, - это схоластика, то есть беспредметные, хотя и логически безупречные рассуждения. Во-вторых, последовательные детерминисты, выводя целое из его частей, попадают еще в один интеллектуальный тупик - ловушку редукционизма. Этот недостаток заметили еще античные скептики, а в Новое время - Юм, который усомнился в том, что любое событие диктуется строгой причиной. Действительно, строя длинные цепочки причин и следствий, трудно избежать опасности зацикливания, риска попасть в circulus vitiosus - порочный круг в доказательстве. В теореме о неполноте формальных систем К. Гёдель утверждает, что любая достаточно сложная система правил или противоречива, или содержит выводы, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть средствами этой системы. Этим установлены границы применимости формальной логики. Пользуясь формально-дедуктивным методом, средневековые схоласты, в частности, пытались строго доказать существование Бога. В результате замыкания причины и следствия в круг они пришли к определению Бога как мысли, которая мыслит саму себя.


Прочие статьи:

Значение органов чувств и анализаторов в обеспечении равновесия в системе «организм-среда»
Безопасность жизнедеятельности направлена на защиту человека от воздействия опасных и вредных факторов. Для поддержания системы человек-среда в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей среды. Ч...

Хозяйственное значение
а) Экономическое значение и добывание. Песец доставляет очень ценную пушную шкурку. Песец - важный промысловый зверь и экономика многих районов зависит от успеха его промысла. По общей ценности добываемых шкурок песец занимает одно из пе...

Термостабильность макромолекул
Выделенные из термофильных организмов макромолекулы обнаруживают большую термостабильность, чем их аналоги из мезофилов. Такая повышенная термостабильность, свойственна всем макромолекулам клетки, включая ферменты главных метаболических п...

Системная психотерапия супружеских пар Коллектив авторов

Ловушка причинно-следственного мышления

Мюррей Боуэн, и не он один, предупреждали, что при проведении семейной терапии существует проблема попадания в русло причинно-следственного мышления. Системные теоретики, кибернетики и теоретики информатики указывали, что одной из основных черт научной революции является отказ от устаревшего понятия причинности. Однако в области алкоголизма многие по-прежнему ищут изначальную причину, пытаясь понять, является ли алкоголизм биологической склонностью, или алкоголики – это люди с оральной фиксацией, или же причиной алкоголизма данного человека является его жена, или алкоголизм вызван нашим общественным устройством. Как только терапевт становится приверженцем одного из вышеперечисленных или иных причинно-следственных объяснений алкоголизма, то он, с моей точки зрения, не способен эффективно лечить алкогольные проблемы. В то же время он должен стремиться к тому, чтобы позволить клиентам принять причинно-следственное мышление, подобное модели алкоголизма как болезни, если это поможет им разрешить проблему пьянства. Таким образом, терапевт не должен позволять себе никакого причинного понимания алкоголизма, но должен действовать так, как будто он руководствуется таковым.

Из книги Наедине с Миром автора Калинаускас Игорь Николаевич

МЕТОД ПРИЧИННО-ПОЗИТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Предлагается поверить в один простой метод, способный оказать вам неоценимую помощь в работе, – метод причинно-позитивного мышления.1. Из мира следствий – в мир причин.2. Нет объективных причин для отрицательных эмоций. Каждая

Из книги Криминалистическая психология автора Образцов Виктор Александрович

9.2. США. Федеральная модель подготовки и проведения следственного опроса под гипнозом Целесообразность (нецелесообразность) опроса под гипнозомВсе начинается с анализа обстоятельств расследуемого дела. Отвлечемся пока от гипноза и попробуем ответить на некоторые

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Причинно-следственная связь, или Секс без дивчины Учение Маркса-Энгельса бессмертно, потому что оно верно. Советский лозунг Магическим влиянием обладают слова «поэтому», «потому что», «следовательно» или «следует», «вызывает», «влияет», «постольку… поскольку…», «так

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Причинно-следственные отношения Каждый использует причинно-следственные закономерности для понимания и предсказывания событий. (Обосновано это философски, или нет - это совершенно отдельная проблема, о которой мыслители спорят многие годы.) Причина всегда должна

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Способы повышения обоснованности выводов о причинно-следственных связях. По результатам корреляционного исследования нельзя с уверенностью говорить о характере причинно-следственных связей. Однако есть методы повышения обоснованности выводов о любых причинных

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

Вызов причинно-следственной связи событий Терапевт ставит под сомнение эпистемологию семьи, вводя представление о более длительном промежутке времени и оформляя индивидуальное поведение как часть более обширного целого. Такое вмешательство редко достигает своей цели

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Из книги Скрытое управление человеком. НЛП в действии автора Ром Наталья

7. Использование «И» и причинно-следственные связывания или «Чем больше вы смеетесь, тем более позитивно вы смотрите на мир!» Следующая речевая стратегия – это группа техник. И я остановлюсь на каждой из них коротко.Это техники, которые создают плавность речи и иллюзии

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

Из книги Беременность: только хорошие новости автора Максимова Наталья Владимировна

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 7. Психология следственного эксперимента Следственный эксперимент проводится с целью проверки фактической возможности и особенностей осуществления определенного действия, события или явления в определенных условиях.Моделируя, воспроизводя соответствующие условия,

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

12.5. Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Причинно-следственные отношения Восприятие причинно-следственных отношений лежит в основе наших моделей мира. Эффективный анализ, исследование и моделирование любого рода подразумевают определение причин наблюдаемых явлений. Причинами называются базовые элементы,

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование ассоциативной, функциональной, психоаналитической и генетической теорий мышления. Мыслительные операции: обобщение, абстрагирование, синтез, сравнение, конкретизация. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности и качества мышления.

    презентация , добавлен 06.03.2015

    Характеристика мышления – феномена, обеспечивающего родовую особенность человека. Понятия, суждения, умозаключения как логические формы мышления. Основные виды мышления: наглядно-действенное, словесно-логическое мышление, абстрактно-логическое.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2011

    Представления о зачатках мышления животных и уровнях его сложности. Исследование элементарного мышления животных, их сознания и интеллекта. Особенности мышления животных на примере семейства врановых. Способность животных к обобщению и абстрагированию.

    реферат , добавлен 13.01.2014

    Особенности развития мышления у старших дошкольников: сущность, виды, формы, возрастные особенности. Проблема мышления как предмет психологии в зарубежной и отечественной школе. Разработка методик диагностики уровня развития мышления дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

    Психологическая сущность мышления и его уровни. Особенности типов мышления. Индивидуально-психологические особенности мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Способы диагностирования мышления. Методы диагностики мышления у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Определение мышления как высшей формы отражения действительности. Теории развития человеческого познания в тифлопсихологии. Роль мышления в компенсации зрительных нарушений у детей. Наглядность в усвоении понятий, правильности суждений и умозаключений.

    контрольная работа , добавлен 21.07.2011

    Речь и мышление как психологические понятия. Речь и ее функции. Основные формы мышления. Бихевиористская модель порождения речевого высказывания. Взаимосвязь речи и мышления. Практические рекомендации по профилактике мыслительных и речевых нарушений.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

1. Обобщение и конкретизация

Единство обобщения и конкретизации в учении

В процессе познания изучаются отдельные конкретные явления, процессы и факты. Одновременно с этим устанавливаются и изучаются общие им свойства, качества, связи и закономерности, что приводит к определению правил, законов, общих закономерностей. Тем самым в процессе познания совершаются процессы обобщения.

В школах простая наглядность в виде показывания отдельных вещей, сообщения конкретных фактов, демонстрации единичных процессов и тому подобного без указания частных и общих отношений между ними, без стимуляции мыслительной деятельности в виде процессов обобщения с целью установления и усвоения общих свойств, общих связей и отношений, законов или обобщенных выводов и положений является плохим обучением. Правильным является такое обучение, когда учащиеся от изучения единичных конкретных явлений постоянно систематически поднимаются к изучению общего, абстрактного, когда простой интерес их, допустим, к машинам, формируется в интерес к изучению законов механики и геометрии. Или когда непосредственный интерес их, например, к наблюдению за ростом растений в экспериментальном школьном уголке природы перерастает в интерес к изучению общих законов жизни и роста растений. Строить обучение так - значит в ходе его постоянно переводить учащихся от изучения конкретного к изучению абстрактного.

Знание общих понятий и законов, правил и положений обеспечивает усвоение все новых и новых относящихся к ним единичных вещей, фактов и процессов в их качественных особенностях и закономерностях. Если же общие законы, правила или положения не раскрываются в их конкретном многообразии, не осмысливаются в виде процессов конкретизации, познание принимает бессодержательный схоластический характер.

Процессы обобщения и конкретизации представляют собою движение мысли от общего через особенное к конкретному и обратно. Это единство процессов обобщения и конкретизации обеспечивает успешное продвижение и усвоение как конкретных знаний, так и общих правил, законов и положений. Знание же общих законов, правил и выводов приводит посредством мыслительных процессов конкретизации к осмысленному изучению новых единичных фактов, вещей и процессов. Это дальнейшее изучение единичных явлений в их особенностях открывает некоторые новые общие им свойства или процессы и тем самым в дальнейших процессах обобщения приводит к более богатому и глубокому знанию общих понятий и правил, законов и положений в их общих свойствах или закономерностях. А более богатое и глубокое знание общих понятий и правил, законов или положений облегчает и одновременно поднимает на более высокую ступень изучение дальнейшего многообразия конкретных явлений.

В познании процессы обобщающего мышления протекают и развиваются в единстве с процессами конкретизации. В изучении единичных вещей и явлений всегда обнаруживается общее им всем. Ради получения и усвоения обобщенных знаний всегда изучаются и конкретные знания. Процесс конкретизации есть познание единичных и одновременно всестороннее познание и общего.

2. Формирование понятий

Процессы обобщения в виде приведения к одному виду и роду и обобщения связей и отношений вместе с процессом конкретизации приводят к содержанию понятий или к формированию понятий.

Понятие - это знание существенных и общих моментов и явлений. Существенными качествами и закономерностями вещей или явлений и их понятий являются те, которые отличают данные вещи или явления одного рода или вида от вещей или явлений другого рода или вида. Действительным содержанием понятия являются те существенные и общие моменты или черты его, которые служат для понимания явления в целом и одновременно понимания чего-либо другого в нашем опыте или дальнейшем учении. Тем самым понятия становятся действенной силой познания.

Понятие отражает лишь какую-то часть качеств и закономерностей явлений. Каждый раз нам что-то известно о данном явлении, а что-то остается неизвестным. Но человечество в своей практической и научной деятельности все более и более познает действительность. Тем самым происходит расширение, углубление и изменение содержания понятий. Понятие «металл», «атом» и др. сто лет тому назад имели одно содержание. Но за последние сто лет в связи с развитием науки и техники в связи с развитием учения о металлах и атоме эти понятия в своем содержании расширились, углубились и изменились. Следовательно, понятия развиваются и изменяются.

Вместе с этим раскрытие содержания отдельных понятий или процесс формирования понятий в процессе познания протекает во взаимосвязи с формированием многих других понятий. «…Человеческие понятия, - отмечал В.И. Ленин, - подвижны, вечно движутся, переходят друг в друга, переливаются одно в другое, без этого они не отражают живой жизни». Анализ понятий, изучение их, искусство оперировать ими требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов. Каждое понятие находится в известном отношении в известной связи со всеми остальными.

Понятие являются своеобразным процессом отражения в нашем мышлении вещей и процессов материальной действительности. Понятия есть то, что живет в самих вещах и процессах. «…Понятие есть сущность предмета», - писал В.И. Ленин.

Имеются понятия предметов, качеств чувств и отношений (связей).

Выше было указано, что процесс формирования понятий протекает посредством единства процессов конкретизации и обобщения в виде приведения к одному виду или роду и обобщения отношений. В связи с этим понятия в своем содержании имеют не только не наглядные общие и существенные моменты явлений, но в каком-то объеме каждый раз представления единичных вещей и процессов. Так, понятие закона Архимеда не наглядно в своем содержании, т. к. мы не можем наглядно в виде представлений иметь в своем сознании все случаи действия этого закона при погружении тел в воду везде и всюду во времени и пространстве, хотя этот закон нам известен.

В общем, процесс формирования понятий в ходе познания - многогранный и многоактный путь все более и более широкого и глубокого раскрытия содержания понятий и усвоения этого содержания. Будучи результатом протекания процессов обобщения и конкретизации в единстве, он вместе с тем совершается посредством таких операций мышления, как абстракции, анализ, сравнение, аналогии, синтез, индукции и дедукции. Путем абстракции отвлекаются от конкретных единичных явлений некоторые признаки, особенности, которые затем подвергаются аналитическому изучению. Сравнение обеспечивает нахождение сходных и общих или различных особенностей единичных. Некоторые сходные черты или признаки синтезируются в новые общие особенности многих единичных. Догадка по аналогии или умозаключение по индукции обеспечивают процесс обобщения и определения общих и существенных моментов явления. Затем умозаключение по дедукции позволяет в процессе конкретизации относить новые единичные к определенному общему понятию.

3. Нахождение причинно-следственных связей и понятий

Все существенное находится в каких-нибудь отношениях друг к другу. Все многообразие явлений потому только и есть, что есть отношения между ними.

Одной и весьма существенной формой связей, отношений и обусловленности явлений мира между собой является причинная обусловленность, причинная форма связей и отношений.

Причинно-следственное мышление совмещает процессы обобщения и конкретизации, а также и процессы формирования понятий.

Однако причинно-следственное мышление в своих функциях не исчерпывается этим. Оно вместе с тем носит самостоятельный характер в процессах мышления, так как обслуживает еще и иную и особую мыслительную деятельность. Эта мыслительная деятельность представляет собою раскрытие причинных связей и отношений не только между отдельными понятиями одного и того же рода, но и между понятиями разных видов, а также между различными разделами знаний.

Многостороннее же причинно-следственное мышление характеризуется тем, что данная причина может вызвать ряд следствий, или данное следствие обусловливается целым рядом причин.

Логическое причинно-следственное мышление по своему характеру и объему является однозначным или многозначным. Однозначное логическое причинно-следственное мышление объясняет данное единичное явление или доказывает (подводит) определенным общим законом или правилом.

В отличие от этого многозначное логическое причинно-следственное мышление объясняет данное явление не одним, а рядом общих законов, правил или положений, и мыслительный процесс причинно-следственного характера совершается посредством целой цепи мыслительных операций в виде индукции, дедукции, классификации, аналогии и т. д.

Логическое причинно-следственное мышление вскрывает такие связи и отношения между явлениями действительности, которые носят, во-первых, постоянный характер, то есть когда соответствующие причины вызывают всегда и всюду одни и те же следствия или когда определенные следствия обнаруживаются всегда и всюду вследствие действия определенных причин.

Во-вторых, логическое причинно-следственное мышление носит обобщенный характер, так как при объяснении единичного явления имеется в виду некий общий закон или правило или в итоге наблюдения ряда единичных явлений обнаруживается некий общий закон или правило. В третьих, логическое причинно-следственное мышление носит обратимый характер. Так, «если одно из слагаемых увеличить на некоторое число, то и сумма увеличится на это же число». И обратно - «сумма увеличилась на некоторое число вследствие того, что одно из слагаемых увеличилось на это же число».

Земледелец приготовит и улучшит поле, засеет вовремя и терпеливо ждет всходов и урожая. Он оградит поле от животных, чтобы они не потоптали всходы. Каждый земледелец знает причины и следствия. Но не так в человеческих взаимоотношениях: люди не желают знать ни причин, ни следствий. Они не заботятся о всходах и хотят, чтобы все совершалось по их произволу. Люди, невзирая на все примеры, усомнятся в Космическом законе. Они весьма охотно посеют причины, но не подумают, что сорные травы будут единственным урожаем.

Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель знает причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Не следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодежь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления.

Развитие причинного мышления совершается в ходе решения разного рода проблем, в процессе усвоения знаний по математике, физике, химии, естествознанию и другим наукам.

Обычно, нахождение причинных связей и отношений в ходе решения какой-либо проблемы начинается с аналитического рассмотрения данной проблемной ситуации или задачи с целью выделения и определения составных частей или элементов ее.

Затем в итоге сопоставления путем сравнения и аналогии составных частей задачи, а также связей и отношений между ними с соответствующими общими принципами, правилами или законами решения подобного рода проблем намечаются гипотезы решения данной проблемы или задачи.

При этом гипотезы могут возникнуть: а) ассоциативным путем по аналогии с прошлым опытом решения подобного рода задач или проблем, или б) путем переноса ранее известного на решение данной задачи или, наконец, в) могут быть вновь построены в итоге мыслительной деятельности по решению данной проблемы или задачи. Выдвинутые гипотезы подвергаются оценке. После причинного обоснования ценности и пригодности гипотез, выдвинутых для решения данной проблемы или задачи. Наиболее разнообразное и богатое варьирование решений проблемы или задачи делает принятую гипотезу наиболее вероятной. А систематические упражнения в решении многих других одного и того же рода проблем или задач обеспечивают дальнейшее развитие и дисциплинирование причинного мышления учащихся.

Развитие причинного мышления совершается также и в решении поведенческих проблем. Ведь, чтобы правильно решить какую-нибудь поведенческую проблему, человек должен путем причинного рассмотрения ситуации провести оценки мотивов за и против данного поступка. Далее он должен учесть возможные последствия после совершения данного поступка. И лишь после такого причинно-следственного рассмотрения ситуации человек принимает то или другое причинно-обоснованное решение.

В ходе многосторонней мыслительной деятельности формируется критическое мышление. Критическое мышление реализуется в критическом рассмотрении отдельных объяснений и доказательств явлений, входящих в сферу изучения и усвоения. Но всякое критическое рассмотрение есть причинно-следственное рассмотрение, есть особый момент причинного мышления. И развитие последнего является в известной мере следствием развития у учащихся критического мышления при рассмотрении и изучении отдельных элементов знаний школьного учения.

Однако критическое рассмотрение становится возможным лишь при наличии достаточного запаса знаний и опыта в соответствующей области знаний и высокого уровня развития процессов и операций мыслительной деятельности и учащихся.

Вместе с этим критическое мышление - это оценочное мышление фактов, правил, законов и т. д. в их причинных связях и обоснования, так как критическое рассмотрение их всегда строится под каким-то углом зрения, с точки зрения каких-то позиций. Умение под определенным углом зрения, в свете какой-то теории, критически рассмотреть данные факты и явления, их причинно-следственные доказательства и объяснения, является наиболее высоким этапом в усвоении учащимися знаний, а также в развитии у них причинного мышления и мышления в целом.


Развитие творческого мышления

Использование технологии мультимедиа

Учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся
Психологические составляющие творческой деятельности :
Три стадии развития творческого мышления
Комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной"
Первый уровень - развитие наглядно-действенного мышления.
Второй уровень направлен на развитие причинного мышления.
Третий уровеньнаправлен на развитие эвристического мышления.
Типы заданий по истории
Типы языковых заданий
Диагностика творческого мышления
Тест развития логических операций
Литература


Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое сопровождение, фото, рисунки, картины, схемы, текст. Разнообразие источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление.
Использование новой компьютерной технологии мультимедиа открывает широкие возможности для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, которое в этих условиях становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. Автоматизированные обучающие системы могут помочь учащимся, которые по каким-либо причинам пропустили занятия, восполнить пробел в обучении. Их использование может содействовать реорганизации дистанционного обучения, существенному повышению его эффективности. С помощью этих систем можно давать успешно работающим учащимся дополнительный или факультативный материал, целенаправленно управлять соревновательным элементом, присутствующим в деятельности учащихся, осуществляя индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Для разработки компьютерного курса преподаватель отбирает учебный материал, наиболее отвечающий стилю проблемного обучения. Учебный текст разбивается на отдельные составляющие, каждая из которых может быть представлена в виде проблемы. Далее формулируется каждая составляющая проблемного вопроса так, чтобы учащиеся могли понять этот текст, услышав только вопрос. Разбив учебный текст на фрагменты, преподаватель составляет ряд последовательных вопросов для каждой составляющей текста, или вопрос по картине или рисунку, или вопрос к видео фрагменту. Схема, звуковое сопровождение вопроса, рисунок могут использоваться как подсказка к вопросу.
По каждой контролируемой теме составляется несколько вопросов, раскрывающих ее суть. К каждому вопросу надо написать либо один правильный ответ, либо варианты ответа, из которых один только правильный. Вопрос формулируется так, чтобы он не выдавал правильного ответа. Для подготовки учебного материала и вопросов можно подключить самих учащихся, разбив учащихся на две команды с капитанами и выбрав жюри.
Каждая команда должна подготовить несколько занимательных каверзных вопросов по изучаемой теме. Собранные вопросы проверяются преподавателем и разбиваются на три категории: простые, средние и трудные. Преподаватель оценивает результаты соревнований команд по подготовке вопросов, выявляя какие из вопросов являются вопросами особой трудности и наиболее интересные, что больше всего из подготовленного студентами помогает лучше усваивать предлагаемый текст.

Инструментальная система "Мультимедиа-БРИГ"
Разработанная нами инструментальная система "Мультимедиа-БРИГ" имеет несколько режимов:

    режим обучения,
    режим контроля с занесением результатов в базу данных по каждому студенту,
    режим тренажа.

Режим обучения предполагает сопровождение учебного текста фоновой музыкой, иллюстрациями, фотоматериалами, яркими запечатлевающимися образами и динамическими картинами видео, которое кадр за кадром будут следовать изучаемому тексту, может использоваться режим прогулки по городам, по картинным галлереям и выставкам новой техники, режим "караоке" и другие.

Система "Мультимедиа-БРИГ" может использоваться для дистанционного обучения и контроля знаний дистантных учеников. Преподаватель подготавливает на компьютере разноплановые учебные тексты и предлагает дистантным ученикам изучить отрывки текстов, стараясь обобщить их по самым разным признакам.
Каждый дистантный учащийся продумывает свою версию обобщения предлагаемого текста и набирает на компьютере свой вариант обобщения текста. Обобщение может быть самое неожиданное, в том числе не очень реальное или даже неправдоподобное. Важно, чтобы это было оригинально и интересно. Далее педагог предлагает дистантным ученикам записать суть учебных текстов. Обычно, суть очень проста и может быть выражена всего несколькими словами. Дальше предлагается продолжить высказывание путем обобщения или конкретизации уже высказанной сути отрывка, т.е. развитие, продолжение, углубление, обобщение сказанного.
По заданной теме дистантному ученику необходимо осуществить поиск основных понятий, вопросов и проблем в WWW-системе, в виртуальных библиотеках и иных источниках информации. Используя поисковые информационные средства Интернета, он должен подобрать по изучаемой теме интересную информацию, рисунки, фото. Студент может воспользоваться базой данных графических и звуковых фрагментов системы "Мультимедиа-БРИГ". Подобранный учениками материал педагог может включить в базу данных системы, если этот материал помогает лучше усваивать и запоминать учебные тексты. Далее по данной теме дистантные ученики подготавливают вопросы трех типов сложности: простые, средние и трудные. Ученики выставляют свои работы на учебный Web-сервер.
Педагог обеспечивает возможность взаимодействия дистантных учеников между собой и со специалистами в изучаемой области с помощью коллективной телекоммуникации. Педагог организует конференцию, олимпиаду, мозговой штурм или соревнование между дистантными учениками.
Это может быть соревнование на лучшую шпаргалку по заданной теме. Цель такого соревнования - научить искусству краткого, образного и доходчивого отображения учебной информации так, чтобы это было понятно всем. Дается задание составить по определенной теме не просто шпаргалку, а произведение искусства. В центре шпаргалки можно изобразить несколько самых главных ключевых понятий. Предлагается написать их разными шрифтами, обвести. В стороны провести стрелки, линии. Отразить с какими понятиями соотносятся ключевые слова. Можно изобразить рисунки-пиктограммы. Предлагается творить, выдумывать, пробовать. Одно лишь условие: сама шпаргалка должна быть понятна любому. Можно организовать соревнование на лучший афоризм, загадку, викторину, шутку, анекдот, каламбур по заданной теме. Педагог оценивает чей юмор и шутки оказали наиболее благотворное воздействие на усвоение учебного материала. Каждый дистантный ученик создает свой образовательный продукт, который публикуется на учебном Web-сайте.
В обязанности педагога входит подготовка проблемных заданий, разработка методических материалов и контрольных работ, обеспечение доступа к информационному пространству, организация телекоммуникаций между учениками, консультации, резензирование и оценка созданных учениками образовательных продуктов.


Учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся
Нами разработаны учебные компьютерные программы формирования творческих способностей учащихся, которые могут использоваться для дистанционного обучения.


Психологические составляющие творческой деятельности :
Исследования психологов позволили выявить психологические составляющие творческой деятельности :
- гибкость ума;
- систематичность и последовательность мышления;
- диалектичность;
- готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту особенность назвали диалектичностью мышления . Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись и сохранение звука. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения. Вспомните возможности Интернета.
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение . Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.
Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как три разные группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его.


Три стадии развития творческого мышления:
Выявленные учеными психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления. У учащихся способность к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Исследования творчества учащихся позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления:
- наглядно - действенное;
- причинное;
- эвристическое.

Наглядно - действенное мышление позволяет учащемуся понимать пространственные и временные отношения.Мышление рождается из действия. Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления, на развитие фантазии. Можно назвать несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
-четкое и ясное представление образов предметов;
-хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
-способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
-способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Исследовательская активность учащихся на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления (Шардаков М.Н. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139). Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества является критичностью мышления. С одной стороны, благодаря осознанию правил и законов, творчество учащихся становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим .
Комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной"
Разработанный нами комплекс мультимедийных компьютерных программ "Шевели извилиной" состоит из трех уровней. Каждый уровень назван в соотвествии с этапами развития творческого мышления.

    Первый уровень включает компьютерные программы, связанные с развитием наглядно-действенного мышления.
    Второй уровень направлен на развитие причинного мышления.
    Третий уровень направлен на развитие эвристического мышления.

Для подбора заданий мы руководствовались двумя принципами: принципом диссоциации и принципом открытости заданий. Принцип диссоциации означает, что каждое мыслительное умение можно разложить на отдельные способности. Эти способности связаны либо с характером развивающего материала (графический, речевой, предметный, математический), либо с внутренней логикой формирования мыслительного умения. Принцип открытости заданий означает, что большинство упражнений предполагают не один, а несколько вариантов решения.

Первый уровень - развитие наглядно-действенного мышления
В первый уровень комплекса программ включены программы на анализ зрительного образа, работа со свойствами предметов, узнавания объектов на основе описания отдельных признаков (отгадай загадки), сочетание признаков разных предметов (метод фокальных объектов), нахождения общих и различающихся признаков объекта (Программа "Лишнее слово", "Назови отличие", "Поиск общего", "Группировка слов"), узнавание объекта по описанию возможных действий с ним (развитие умственных действий), поиск альтернативных способов действия, задачи на сравнение, умение делать логические выводы (Программа "Вывод"), умение находить действия, противоположные по значению.
Второй уровень - развитие причинного мышления.
Развитие причинного мышления начинается с осознания последствий своих действий. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Важным направлением на этапе причинного мышления является развитие следующих способностей:
    выделение из нескольких вероятных причин одной главной,
    и т.д.................