Виды шрифтов и их названия. Виды шрифтов и их классификация. Использование разных видов шрифтов. Какие различают виды шрифтов

Большинство шрифтов конца XX века в основной массе или копируют, или варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики.

В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа:

· Антиква.

Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.

· Египетские.

Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов - брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.

· Гротеск.

Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque - причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.

Все типографские шрифты условно можно разделить на следующие категории:

· Текстовые.

Это шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей - от 0 до 12 пунктов.

· Титульные.

Это шрифты более крупных кеглей - от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые - как текстовые, вторые - как титульные.

· Акцидентные

Данные шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.

Классификация шрифтов по ГОСТу.

В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные - переходной, обыкновенные - классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации.

Гарнитуры - это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. В ГОСТе насчитывается около 40 типографских шрифтов, а в практическом обиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразить шрифтовое оформление периодических изданий. Таким образом, в соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:

· Группа рублёных шрифтов.

В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,

· Букварная группа шрифтов.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками

Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например, Октябрьская.

· Группа медиевальных шрифтов.

Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.

· Группа обыкновенных шрифтов.

Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.

· Группа брусковых шрифтов.

Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.

· Группа новых малоконтрастных шрифтов.

Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.

· Группа дополнительных шрифтов.

В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

Классификация компьютерных шрифтов.

Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новые технологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов, обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковой средой, в которой они создавались. Ниже приводится следующая классификация шрифтов, принятая в семействе операционных систем Microsoft Windows:

· Roman - эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони).

· Swiss - группа рубленых шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и другие).

· Modern - группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);

· Script - группа рукописных шрифтов;

· Decorative - группа декоративных шрифтов;

Однако, данная классификация носит довольно общий характер. Компьютерные шрифты классифицируются также по методам их цифрового описания. По этой классификации шрифты бывают растровыми, векторными и алгоритмическими.

· В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра, по сути, являясь обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.

· В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.

· Алгоритмические шрифты используют специальные языки описания символов. Они содержат команды управления, описания переменных и массивов, ассортимент расчетных функций и функций обмена с внешней средой. Алгоритмические шрифты характеризуются наибольшим ассортиментом возможностей при формировании символов, а также гибкостью при определении графемы, а затем и других параметров (в том числе и дизайна). Недостаток их заключается в трудоёмкости построения шрифтов.

Классификация шрифтов по назначению.

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, рекламные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, картографические.

Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном - другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.

Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым, но экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе. С производственно-технологической точки зрения среди требований к шрифтам относят точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине. Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен. Результаты исследований также показали, что текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов; курсив читать труднее, чем прямое начертание; очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты «старого стиля» удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля «модерн» лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.

Существует много различных шрифтов. Для чего они нужны и как с ними работать, мы и попытаемся разобраться.

Каждый человек уникален! У каждого, например, своя внешность, своя манера говорить и... писать. По почерку можно не только идентифицировать личность автора, но даже рассказать о его характере, привычках и предпочтениях. Ведь буквы, которые он пишет, имеют общий стиль и характерные особенности, присущие тем или иным типам личности (изучением всего этого занимается наука графология).

В давние времена все книги были фактически рукописями и каждая из них была уникальной, передавая в себе частичку автора-переписчика. Однако, с появлением книгопечатания необходимость в ручном переписывании исчезла и вместе с ней исчезла уникальность изданий. Книги стали тиражироваться сотнями и тысячами, выглядя при этом абсолютно одинаково.

Но, разные издатели всё же хотели хоть чем-либо отличаться от своих (тогда ещё немногочисленных) конкурентов. Поэтому каждый при формировании набора печатных символов привносил в них свои индивидуальные особенности. Так появились первые шрифты ...

С глобальной компьютеризацией всё многообразие современных шрифтов перекочевало на ПК и в Интернет. Поэтому, на мой взгляд, каждому современному человеку нужно хотя бы немного ориентироваться в том, где, зачем и как пользоваться теми или иными видами шрифтов.

Основные характеристики шрифтов

Начнём с того, что характеристик шрифтов существует довольно много и всё зависит от того, в каком контексте мы хотим классифицировать тот или иной набор печатных символов. Однако, большинство из нас сталкивается со шрифтами при работе в текстовых процессорах. Настройки шрифта задаются там при помощи кнопок на панели инструментов:

Основных инструментов (а, соответственно, и характеристик) - три:

  1. Гарнитура шрифта - название одного из установленных в системе шрифтов.
  2. - размер литер выбранного шрифта в типографских пунктах (1 пункт равен 0,376 мм по системе Дидо или 0,3528 мм по системе от компании Adobe).
  3. Начертание шрифта (при наличии) - вариации внешнего вида литер шрифта со сменой их толщины и/или наклона.

Кроме основных существует ещё и ряд дополнительных инструментов, позволяющих, например, настроить междустрочный (интерлиньяж) и межбуквенный интервалы. Однако, первые три характеристики являются всё же наиболее востребованными, поэтому разберёмся с ними более детально.

Начнём немного не по порядку, поскольку о гарнитурах нужно будет поговорить отдельно. мы обычно называем его размером. Стандартом при работе с официальными документами считаются кегли 12 и 14 pt (пункты). В книгопечатании и газетном издательстве разброс кеглей может быть значительно больше. Например, для заголовков иногда используют размеры 20 и более, а для незначительного текста различных сносок вплоть до 8 pt:

Что касается начертания , то всего в наборе конкретной гарнитуры шрифта может существовать до 9 его типов. Начертание принято обозначать либо цифрами (от 100 - самое тонкое, до 900 - самое жирное), либо словесно (ultra-light (100), light (200), thin (300), normal (400), medium (500), semi-bold (600), bold (700), black (800), heavy (900)).

Гарнитура шрифта может также включать в себя дополнительный курсивный набор литер различного стиля начертания. Таким образом, наиболее полные шрифты имеют до 18 вариантов каждого символа. Однако, в большинстве компьютерных шрифтов вариации ограничиваются всего четырьмя: нормальный, нормальный курсив, полужирный и полужирный курсив.

Виды шрифтов

А теперь пришло время поговорить как раз о гарнитурах шрифтов. В типографике гарнитурой называют шрифт или группу шрифтов, имеющую единый стиль с различными вариантами начертания и размерами символов. Фактически, то, что мы привыкли называть видом шрифта, является его гарнитурой.

Существует довольно много различных классификаций гарнитур, однако, мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые больше касаются именно компьютерных шрифтов. Итак, во-первых, шрифты можно разделить на две большие группы в зависимости от оформления краёв их символов : с засечками или без засечек:

Засечками (англ. "serif") называют небольшие декоративные штрихи, которые добавляются к выступающим краям символов шрифта. Шрифты с засечками имеют более "книжный" вид и используются в основном в печатной продукции (книги, журналы, газеты и т.п.). Считается, что такие шрифты больше подходят для восприятия длинных текстов без каких-либо рисунков.

Шрифты же без засечек (англ. "sans serif" или просто "sans" от фр. "без") с ровными концами символов традиционно являются основными в Интернете. Наиболее вероятно это связано с тем. что изначально мониторы компьютеров имели не очень высокое разрешение и засечки на буквах смотрелись не очень эстетично. Сегодня даже дисплеи мобильных устройств могут отображать изображения высокой чёткости, но большинство веб-мастеров и дизайнеров всё же использует онлайн именно шрифты без засечек, позволяя себе, разве что, заголовки оформлять serif-гарнитурами.

Вторым показателем, по которому шрифты можно также разделить на две группы, является ширина символов . По данному критерию принято выделять пропорциональные и моноширинные шрифты:

Пропорциональные шрифты являются более естественными, поскольку разные буквы и символы в них имеют разную ширину. Такие шрифты используются как в большей части печатных изданий, так и в Интернете для подачи основного текста. Они хорошо воспринимаются визуально и имеют очень много вариаций.

Моноширинные же шрифты получили своё название из-за того, что ширина символов (в том числе пробелов и даже знаков препинания) в них примерно одинаковы (при несовпадениях разница обычно компенсируется за счёт небольших пустых областей вокруг литеры).

Изначально моноширинные шрифты широко употреблялись в печатных машинках (поэтому их иногда по-английски называют "typewriter" или сокращённо "tt") для упрощения форматирования текстов. С появлением компьютеров такие шрифты стали использоваться для вывода текста на дисплеи, которые в то время имели кластерную структуру и физически не могли отображать символы разной ширины. С развитием техники такое ограничение пропало, однако, за моноширинными шрифтами закрепилась роль консольных, поэтому большинство интерфейсов командной строки и Блокнотов для программирования по умолчанию используют именно их:

Наконец, шрифты можно классифицировать по их внешнему виду и стилю . Таких классификаций существует несколько, но, если обобщить, то можно выделить следующие их типы:

  • антиква - гарнитуры с засечками, имитирующие староевропейские или античные шрифты (Times New Roman, Antiqua, Bodoni);
  • готические - контрастные часто острые шрифты с неярко выраженными засечками (или вообще без них), имитирующие средневековые рукописные почерки с характерным утончением в местах сочленений и утолщением основного штриха (Textur, Rotunda, Schwabacher);
  • брусковые - шрифты с крупными ровными (или слегка закругленными) засечками, которые слабо контрастируют с толщиной основных штрихов (Courier, Memphis, Century);
  • гротески или рублённые - большинство шрифтов без засечек (Arial, Tahoma, Verdana);
  • рукописные (англ. "script") - шрифты, имитирующие символы, написанные от руки или даже почерком реальных людей (Monotype Corsiva, Alexandra Script, Anastasia Script);
  • акцидентные - шрифты, которые имитируют какие-либо древние или ныне существующие национальные алфавиты (исторические, славянские, восточные), несут в себе дополнительные декоративные элементы (вензеля, иконки, пиктограммы и т.п.) или представляющие собой определённые стилизации (граффити, перфорированные шрифты, контурные шрифты и т.п.);
  • символьные или иконочные - шрифты, которые вместо обычных букв алфавита содержат набор определённых символов или иконок (Wingdings, Font Awesome, Glyphicons).

Как видим, выбирать есть из чего, но, прежде чем приступить к работе, нужно ещё определиться с таким важным понятием как форматы компьютерных шрифтов.

Форматы шрифтов

Компьютерный шрифт - это единый файл, в котором хранится набор символов той или иной гарнитуры. Но, разные программы на ПК могут использовать разные типы таких файлов, поэтому существует несколько десятков их различных форматов. Однако, среди них можно выделить несколько наиболее часто используемых.

Фактически все шрифты могут быть в векторном или растеризированном формате. Векторные шрифты обычно используются в интерфейсах программ, на страницах сайтов и при работе с текстовыми документами. Они отличаются тем, что могут свободно масштабироваться до нужных пользователю размеров, поскольку состоят не из привычных точек растра, а из так называемых кривых Безье, которые при помощи специальных команд описывают каждый символ шрифта как совокупность отрезков и дуг:

Вся эта совокупность составляет замкнутый контур, который настраивается при помощи узловых точек и специальных манипуляторов кривизны отрезков между ними. Удлиняя манипулятор перетаскиванием маркера касательной, мы можем увеличить изгиб, а отклоняя маркер в сторону, угол искривления отрезка между двумя узлами. Делается это в специальных программах для редактирования шрифтов, например, в бесплатной :

Говоря о форматах векторных шрифтов, стоит в первую очередь выделить две технологии: PostScript и TrueType. PostScript изначально был творением компании Adobe и разрабатывался в качестве платформонезависимого языка описания для издательских систем. Это довольно сложный язык, ориентированный на хранение информации не только о шрифте, но и обо всём печатном издании. Конкретно со шрифтами связаны реализации Type 1-3 (форматы файлов: .pfa, .pfb, .pt3 и.cff).

Фактически ни один из PostScript-шрифтов (кроме OTF, в основе которого лежат команды PS) не поддерживается в Windows без установки дополнительного софта и драйверов. Поэтому такие шрифты используются в основном профессиональными издателями и верстальщиками. Для более широкой публики существует технология TrueType , созданная ещё в 80-х годах компанией Apple. Эта технология изначально была ориентирована именно на компактное хранение шрифтов, поэтому сегодня именно она поддерживается большинством операционных систем.

Основным форматом шрифтов TrueType является .ttf , который может хранить в себе от 256 до 4 294 967 296 символов (зависит от версии формата). Также, в зависимости от версии, файл шрифта может хранить в себе как одно, так и сразу несколько типов начертания (обычно 4: нормальное, курсивное, полужирное и полужирный курсив). Кроме TTF, шрифты TrueType могут также иметь расширения.tte или.dfont (шрифты для MacOS).

Однако, с форматом TTF, увы, не всё так однозначно. Дело в том, что такой же формат могут иметь шрифты, основанные на технологии OpenType . Эта технология изначально была нацелена на хранение расширенной таблицы символов с поддержкой Юникода с более эффективным, нежели у TrueType, сжатием. Данный контейнер шрифтов может содержать в себе описание символов как в формате TrueType (.ttf или.ttc), так и PostScript (.otf или.otc). Благо, что Windows поддерживает все форматы OpenType, поэтому Вам необязательно слишком глубоко вникать в технические нюансы.

Формат TTF является наиболее распространённым. Его даже поддерживает большинство браузеров. Однако, для применения в веб-разработке у отдельных TTF-шрифтов может быть очень большой недостаток - размер, который может составлять несколько мегабайт! Поэтому для применения на Интернет-страничках были придуманы специальные технологии сжатия шрифтов. На сегодняшний день самыми распространёнными являются.eot (Embedded OpenType), .woff и.woff2 (Web Open Font Format).

Всё, что мы рассматривали выше, касалось векторных шрифтов. У них имеется очень хорошая способность к масштабированию, но иногда им не хватает красочности. Например, при разработке надписей на логотипах или оформлении каких-либо поздравительных открыток требуется добавить к тексту оригинальное раскрашивание или определённые художественные элементы. Векторные шрифты, как контуры, могут быть залиты лишь одним цветом, поэтому, если есть особенные требования к эстетической стороне надписи, то иногда прибегают к различным растеризированным декоративным шрифтам .

Наиболее яркими (во всех смыслах) представителями данного типа шрифтов являются шрифты для Фотошопа. Они могут поставляться в виде PNG -изображения с набором букв на прозрачном фоне, либо в формате .PSD (стандартный формат Photoshop) с буквами-картинками на разных слоях. Набирать текст в привычном понимании при помощи данных шрифтов у Вас, конечно, не выйдет. Но Вы вполне сможете составить нужные надписи, копируя фрагменты алфавита и размещая их в нужной последовательности:

Думаю, с форматами теперь тоже более или менее ясно. И теперь мы перейдём к вопросу об их установке и использовании (речь, естественно, пойдёт о векторных шрифтах TTF и OTF).

Установка и работа со шрифтами

Для установки шрифтов в Windows существует специальная папка "Fonts" (или "Шрифты"). Получить к ней доступ можно из Панели инструментов (одноимённый раздел), либо через строку "Выполнить" (WIN+R) командой "%windir%\fonts" (без кавычек). Чтобы новый шрифт был добавлен в систему его достаточно просто перетащить в эту папку. Аналогично, для удаления нужно удалить файл шрифта из общей директории:

Обратите внимание, что некоторые шрифты в папке отображаются в виде иконки с одним листом на фоне, а некоторые со стопкой. Этим способом обозначается количество начертаний данного шрифта (одно или несколько, соответственно). Если Вы дважды кликните по любому из шрифтов, откроется окошко с тестовой фразой и набором цифр, оформленных выбранным шрифтом с различными размерами символов.

Кстати, для установки шрифта не обязательно копировать в папку сам его файл. Достаточно поместить туда ярлык, который ссылается на нужный шрифт. Это позволяет, во-первых, удобно хранить шрифты (особенно, если их много) в папках по категориям, а, во-вторых, избавляет от проблем бэкапа при переустановке системы, поскольку файлы шрифтов можно хранить на несистемных разделах жёсткого диска.

Наконец, для более удобного и профессионального управления шрифтами Вы можете использовать специальные программы-менеджеры. Одним из наиболее удачных из бесплатных, на мой взгляд, является :

Данный менеджер шрифтов поддерживает русский язык, позволяет как угодно сортировать и просматривать шрифты на Вашем компьютере (даже не установленные). При этом очень полезной особенностью является то, что все шрифты в выборках без необходимости их установки можно использовать в любых программах, и они будут доступны пока запущен NexusFont. Это может быть очень удобно, если Вам приходится подбирать шрифты, но нет желания их все устанавливать.

Заключение

После того как мы со всем разобрались (надеюсь:)), у нас остался ещё один вопрос, который, возможно, возник у Вас в процессе чтения: а где скачать шрифты для Windows? Тут однозначного ответа, увы, нет. Дело в том, что многие качественные русскоязычные шрифты могут быть платными и, качая их с многочисленных сайтов со шрифтами, Вы рискуете нарушить авторское право. Если же брать широкодоступные шрифты, то не факт, что они будут иметь хорошее качество исполнения всех символов (нередки случаи неправильной отрисовки больших и маленьких букв или отсутствия альтернативных начертаний шрифта).

В принципе, для личного использования всего, что есть в Интернете, будет достаточно, но, если Вы задумались о профессии, например, веб-разработчика и дизайнера, всегда проверяйте лицензию облюбованного Вами шрифта, дабы не нарушить закон!

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Ознакомление с начертаниями шрифтов начнем с самых простейших видов. К простейшим шрифтам относятся шрифты рубленые и плакатные (гротеск).
Изучающему начертание различных шрифтов для простоты понимания формы и конструкции букв и цифр предлагается пользоваться модульной сеткой. Модульная сетка представляет собой сетку, состоящую из квадратов, т.е. как бы канву, по которой можно выполнять построение букв и цифр шрифта. За толщину основного штриха берется модуль (единица измерения), равный ширине 1 клетки. Таким образом, по модульной сетке можно брать различные пропорции букв шрифта.
Буквы каждого шрифта подразделяются на три группы: узкие, нормальные и широкие. К узким буквам относятся Б, В, Г, Е, Р, Ь, Ъ; к нормальным - А, Д, 3, И, К, Л, Н, П, Т, У, Ч, Ц, Ч, Я; а к широким - Ж, М, О, С, Ф, Ш, Ы, Э, Ю (рис. 4.16).

Таким образом, сами по себе буквы, имея разные пропорции, создают впечатление разнообразия. Кроме того, буквы подразделяются на прямоугольные и округлые.
В зависимости от техники начертания шрифты бывают рукописные, их выполняют от руки с помощью плакатных перьев, кисти; рисованные, их выполняют карандашом (а затем буквы заполняются краской). К рисованным шрифтам относятся также шрифты, выполняемые с помощью трафаретов; рельефно-объемный или гравированный (который выполняют на различных материалах - камне, дереве, металле с помощью специальных инструментов - резцов и др.).
По технике начертания наиболее простым видом шрифта является плакатный шрифт «гротеск», все буквы и цифры которого имеют одинаковую толщину штрихов. Он не имеет засечек. Многообразие плакатных шрифтов позволяет художнику делать соответствующий выбор пропорций букв, т.е. брать не только уже имеющиеся шрифты, но как бы создавать собственные.
На рис. показаны образцы двух разновидностей плакатного шрифта. Горизонтальные штрихи у букв проходят точно по середине их высоты.


А на этом рис. они подняты немного вверх. Модульная сетка в данном примере имеет уже неодинаковые размеры, в результате чего буквы более устойчивы, стройны и красивы.


Плакатный шрифт, показанный на рис. 4.16, имеет три разновидности пропорции букв, что придает ему большую динамичность, хотя горизонтальные штрихи проходят у букв точно по середине. Модульная сетка, начерченная для каждой буквы, точно определяет их размеры. Нетрудно заметить, что буквы, имеющие округления, как например - Б, В, Р, Ь, в местах округлений немного шире стороны прямоугольника, положенного в основу пропорции этих букв. На второй строчке буквы чуть шире предыдущих, но не все они вписываются в прямоугольник целиком. Буква А, например, в своей нижней части выходит за стороны прямоугольника, буква 3, наоборот, немного уже. Целиком вписываются в прямоугольник лишь буквы И, К, Л, Н, П, У. Остальные - Т, Ч чуть меньше.
Все эти изменения букв сделаны с учетом зрительного восприятия, вызванного психофизиологией нашего зрения. Например, вертикальные линии (штрихи) в буквах нам кажутся тоньше горизонтальных, поскольку средняя геометрическая ось не совпадает с оптической. Установлено, что для округлых букв их округлость должна выходить за рамку прямоугольника примерно на Уго- Узо высоты буквы (обычно этот размер берется приблизительно). При начертании слов важно учитывать межбуквенный просвет. При сочетании некоторых букв межбуквенный просвет делать не надо.
Начертание букв плакатным пером осуществляют двумя способами. В первом случае обводят сначала все вертикальные прямые. Обводку вертикальных штрихов выполняют движением пера сверху вниз, держать его нужно с небольшим наклоном в сторону движения. После высыхания туши движением пера слева направо обводят горизонтальные штрихи, причем сначала все верхние штрихи, затем средние, нижние, а в последнюю очередь и наклонные.
Во втором случае обводку букв производят снизу. Наибольшая трудность здесь состоит в закруглениях букв и цифр. При выполнении закруглений перо надо вести почти вертикально. Для этого необходимо сначала потренироваться на отдельном листе.
В наиболее ответственных надписях для придания шрифту большей строгости и аккуратности буквы обводят плакатным пером с помощью линейки. Одну линейку кладут вниз, а другую сверху нее. Верхнюю линейку сдвигают немного вперед и по ней чертят буквы. В таком случае тушь не подтекает под линейку. Не рекомендуется пользоваться при этом тонкими металлическими или тонкими пластмассовыми линейками.
Приведенные выше плакатные шрифты носят название плоских силуэтных. Кроме них имеются и объемные шрифты, представляющие собой разновидность плакатных шрифтов.
При составлении композиции текста художники применяют декоративные шрифты, украшенные рисункам или орнаментом, что придает им своеобразную форму.


Кроме прямых шрифтов в декоративно-оформительском искусстве применяют курсивные (наклонные) шрифты. Наклонив буквенные знаки шрифта под углом 75°, можно получить варианты курсивных шрифтов (рис. ниже). Буквы курсивных шрифтов пишут как отдельно друг от друга, так и вместе. Иногда соединения букв в курсивном шрифте ухудшают его удобочитаемость.


При одинаковой толщине обводки штрихов по методике Г. В. Гречихо курсивный шрифт пишут стеклянными трубочками, фломастерами и чертежными перьями «редис» (рис. ниже). Курсивные шрифты выполняют чаще всего прямыми плакатными перьями, а также плоско отточенными палочками. Вариантов курсивных шрифтов много, и возможности для составления собственных разновидностей курсивных шрифтов неограниченны.


Красота шрифта заложена в самой конструкции буквы, в умении найти гармоническое сочетание размеров ее частей. На рис. ниже показан образец рукописного жирного курсивного шрифта, автором которого является известных советский художник В. К.Тоотс.


Рукописный курсивный шрифт наиболее доступен и быстр в написании и самый скорый. Его обычно пишут ширококонечным пером («рондо»), сохраняя при этом постоянное положение руки и глаз по отношению к листу бумаги. Штрих выполняют сразу, без изменения угла наклона. Штрихи пишут сверху вниз и слева направо. Для написания текстов ширококонечным пером лучше всего использовать гладкую белую бумагу.
Рассмотрим следующую группу шрифтов, относящуюся к контрастным. Эта группа носит общее название «антиква». К разновидностям антиквы относят академический шрифт, который имеет несколько вариантов, а также архитектурный. Буквы и цифры этих шрифтов в большинстве своем имеют вверху и внизу засечки. Рисунок засечек представляет собой некоторую сложность при начертании букв.
Познакомимся с формой и конструкциями букв и цифр академического шрифта (рис).

В учебных целях шрифт выполнен с помощью модульной сетки, которая позволяет наглядно увидеть особенности начертания каждой буквы, цифры и сравнить их между собой. Ширина букв неодинакова и берется в зависимости от формы буквы. Например, наименьшую ширину - 4,5 модуля имеет буква 3. Буквы Б, В, Г, Е, И, Н, П, Р, Ч имеют ширину 5 модулей, т.е. пропорция составляет отношение 5:8, буквы Э, Ц - 5,5 модуля, буквы А, Л, Т, У, Ц, Ъ, О, Я - 6 моду-лей (6: 8). К более широким буквам относятся Ж, Ф, Ш, Ы, Д - 7 модулей. Самые широкие - Ю, Щ - 7,5 модулей.
В некоторых случаях художник меняет по необходимости пропорции букв шрифта. Тогда строят прямоугольник с нужным со-отношением сторон. Внутри прямоугольника наносят модульную сетку. Число ее делений по ширине и высоте должно соответствовать принятому числу модулей для взятой буквы данной разновидности шрифта.

На настоящий момент разработано немало шрифтов, и непрофессионалу трудно разобраться в их многообразии и предназначении. Существует несколько классификаций начертания. Они делятся по своему предназначению и происхождению.

Виды шрифтов и их историческая классификация

С точки зрения начертания все шрифты, которые используются в современности, произошли от разработанных мастерами в Средние века и раньше. Можно условно поделить их на три большие группы:

Антикву.
. Египетские.
. Гротеск.

Каждый из них имеет свой определенный стиль начертания, который копирует манеру, используемую в античности, Древнем Египте и во времена Возрождения. Они также делятся на подгруппы, в которых учитывается размер штрихов, полутени и другие особенности написания.

Виды шрифтов и их классификация

Наиболее часто встречается иная систематизация всех используемых видов начертаний букв и цифр. На ней стоит остановиться подробнее.

1. Базовые шрифты

Эти виды шрифтов отличаются строгостью начертания и правильными пропорциями в написании букв и цифр. Относятся они к строгому классическому стилю. В них не используются орнаменты и витиеватые украшения, лишь засечки.
Базовые или классические виды шрифта для оформления применяются в деловых письмах, компаний с такими направлениями работы, как медицина, строительство, образование. Часто можно встретить базовое начертание в листовках.

2. Тематические шрифты

В этой группе собраны начертания от современных до винтажных. Такое объединение не случайно, так как все эти виды шрифтов имеют определенную направленность. Их применяют на чертежах, для оформления плакатов различной тематики (праздничные, детские, агитационные и прочие).

Яркий пример этого стиля - начертание в стиле оформления советских Этим шрифтом не стоит оформлять большие массивы текста, а лучше всего он будет смотреться в заголовках полиграфических изделий. "Советский" стиль также применяют для логотипов и слоганов. Все тематические шрифты применяются исходя из области предназначения. В других местах они будут смотреться неуместно.

3. Ручное начертание

Это группа латинских, кириллических и прочих символов, написанных с имитацией письма карандашом, ручкой, граффити и прочих видов ручной росписи. По своей стилистике это многочисленная группа. Тут можно встретить как росчерки с большим количеством орнаментов и соединениями между букв (нужных, чтобы текст выглядел целостным), так и небрежные по исполнению виды ручного письма, имитирующего печатные буквы, сделанные мелом на

Каллиграфические шрифты часто используются для заголовков, написания слоганов и оформления. Они выполняют декоративные функции и не подходят для выполнения основного текста.

4. Языковая стилистика

Виды шрифтов в этой группе берут в качестве своей основы начертание из различных письменных культур: арабской, китайской, греческой, римской и прочих. Если изучать эту группу на основе начертания кириллицы, то в некоторых случаях отличить слова на русском от китайского или арабского достаточно сложно.

Наиболее часто оформление в стиле этнического начертания используется на вывесках, в полиграфической продукции, при украшении обложек и в заголовках книг. Можно встретить примеры такого начертания в каталогах ресторанов китайской и японской кухни.

5. Искажение формы

Стили начертания, которые относятся к этой группе, выделяются необычными формами, измененными пропорциями и очертаниями. Все эти виды можно разделить на несколько небольших групп:

Трехмерные.
. Цифровые.
. Треугольные.
. Квадратные.
. Буквица.
. Округлые.

Чаще всего декоративные функции в этих шрифтах ярко выражены и даже в классическом начертании они выделяются среди базовых разновидностей. Хорошо смотрятся эти разновидности в крупных надписях и заглавиях.

Приведенная выше классификация подходит для издателей и разработчиков плакатов, логотипов и интернет-сайтов. Благодаря ей можно создать подробный каталог по разделам и использовать его для выбора написания разных текстовых фрагментов.
Разные виды шрифтов могут сочетаться между собой для получения броского и эстетичного текста. Кроме использования в уместных местах, также важно выбирать стиль начертания, исходя из текстуры основы. Хорошо выглядящий на плакате или сайте шрифт может смотреться некрасиво на текстуре под кожу. Так, винтажные начертания лучше всего смотрятся на состаренной и грубой бумаге, а современный шрифт подходит к глянцевому фону.

Оформление плакатов

Прежде всего для выбора внешнего облика текстового нужно обратить внимание на макет. Будет ли это только текстовый фрагмент без иллюстраций или начертание будет дополнять фото или рисунок? Важно учитывать и направленность плаката:

Слова на любом из плакатов должны привлекать к себе внимание и помогать ему выделяться среди сотен подобных. Можно условно по типу начертания разделить все плакаты на две группы:

Типографские (наборные).
. Графические (рукописно-художественные).

Первые плакаты используются для просветительской деятельности, а также для сообщений о мероприятиях (афиши). Лучше всего подбирать подходящий шрифт, а также его цвет и размер вместе со специалистом-типографом.

Наиболее интересные виды шрифтов для плакатов применяются при создании их в графическом стиле. Тут простор для фантазии дизайнера более широк: кроме наборных видов начертаний, можно встретить имитацию ручной подписи и использование других декоративных элементов.

Особенности применения шрифтов в тату

Как правило, для создания татуировок в последние годы используется латиница и написание в ручной подписи. Эти виды шрифтов для тату стали основой для самых стильных и модных орнаментов. Мастера предлагают такой выбор неспроста - латинские буквы и английский язык на теле выглядят очень красиво, а украшенные дополнительными вензелями и узорами, они создают цельный узор. С первого взгляда такую татуировку не прочесть, но знающие язык могут приглядеться и расшифровать начертанное слово или фразу.

В качестве исключений в основном у мужчин можно встретить на теле современный базовый и даже церковный шрифт (кириллицу). Хорошо смотрятся такие варианты, когда фраза подходит под стиль написания и в целом татуировка выглядит гармонично. Не рекомендуется сочетать несколько разноплановых шрифтов. Также не стоит делать слишком мелкую строчку татуировки, так как со временем она слегка размывается и может превратиться в темное нечитаемое пятно. Хорошая читаемость также обязательна для использования шрифтов в татуировках.

Сегодняшняя статья является частью материала бесплатного e-mail курса по основам графического дизайна (доступ к которому в ближайшее время будет открыт) из раздела типографики. Знания, которые даются в ней, обязательны для изучения. Вначале может показаться, что пара новых слов-терминов мало на что может повлиять, но это в корне не так.

Знания о классификации шрифтов, их особенностях, эпохе создания и т.д. очень полезны (и даже незаменимы), когда речь идет о сочетании различных шрифтов в одной работе. Существует достаточно много вариантов разделения шрифтов по группам, но чтобы составить более менее общее представление, достаточно запомнить два основных.

Наиболее известная классификация шрифтов — по их анатомии:

С засечками (Антиквы, Serif)

На каждой букве в таких шрифтах присутствуют засечки (думаю, объяснять, что это такое, не стоит), что и стало основой бесхитростного названия данной группы. Они часто используются для сплошного текста в верстке печатных изданий; для набора подобного текста в web антиквы были признаны трудночитаемыми и уступили место гротескам. Антиквы отлично подходят для заголовков.

Шрифты с засечками бывают:

  • Старого стиля (Old Style)
    По названию нетрудно догадаться, что это одни из первых шрифтов. Их также называют гуманистической антиквой, истоки которой уходят в далекий XV век. Эти шрифты каллиграфичны и разрабатывались как имитация рукописного текста того времени. Основным их признаком является ярко выраженный наклон оси овалов, малая контрастность (разница в толщине основных и дополнительных штрихов), наклоненная ось строчной «е» и характерная капелька строчной «а». Высота строчных букв достаточно маленькая.Примеры гуманистической антиквы: Centaur, Adobe Jenson, Goudy Old Style, Guardi, Arno.
  • Гаральды (Old Style)
    Иначе их еще называют итало-французской антиквой старого стиля или Альдине. Начало развития этих шрифтов датируется примерно концом XV века. Контраст их символов выражен немного больше, наклон оси овала становится меньше и приближается к перпендикуляру. Ось строчной «е» параллельна базовой линии шрифта. Засечки — изящнее, буквы — пропорциональнее, а высота строчных букв — больше. Достаточно часто Гаральды не выделяют в отдельную группу, либо причисляют к переходной антикве.Представители этого типа шрифтов: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Caslon, Sabon, Palatino, Galliard.

  • Переходного стиля (Transitional Serif)
    Название говорит нам о шрифтах, которые являлись ступенью при переходе от антиквы старого стиля к новому стилю. Этот переход начался примерно в конце XVII века. Особенностью этого стиля является усиление контраста основных и дополнительных штрихов. Оси овалов становятся вертикальными или имеющими незначительный наклон, а засечки плавными.Таких шрифтов не так уж и много, наиболее известны Baskerville, Joanna, Melior, Clearface. Иногда в эту группу зачисляют гарнитуру Caslon, так как в этих шрифтах можно проследить признаки переходной антиквы, но обычно ее относят к антиквам старого стиля.

  • Нового стиля (Modern Serif)
    В середине XVIII века тенденция, характерная для переходной антиквы, нашла свое логическое завершение в лице новой антиквы. Как вы могли заметить, этому «новому» стилю уже более 250 лет, но такое название к этому виду антиквы прилипло довольно прочно.Контраст между основными и дополнительными штрихами (а также засечками) достигает в них своего апогея, иначе говоря становится «толщиной с волос» или hairline. Силуэт букв четкий и официальный. Антиква нового стиля очень хорошо подходит для заголовков и считается акцидентной (что это означает читайте далее). Следовательно не рекомендуется использовать ее для набора больших блоков текста.

    Самые яркие представители этого типа — Bodoni и Didot. Также сюда относятся Basilia, Aviano, Walbaum, Ambroise и Scotch Roman.

  • Брусковые (Slab Serif, Египетские)
    Этот тип шрифта отличить очень легко по необычной форме его засечек — они прямоугольные. Контраст выражен незначительно. Как обычно, существуют некоторые исключения из этого правила, в некоторых классификациях их считают отдельным типом антикв. Например, гарнитура Clarendon, которая выглядит более «легкой» за счет повышенного контраста и немного скругленных засечек.Примеры: Baltica, Bruskovaya, Grenader, Xenia.

Без засечек (Гротески, Sans Serif, Рубленные)

Время рождения гротесков — начало XIX века. Как снова нетрудно догадаться их основной отличительной особенностью является полное отсутствие засечек. Они подразделяются на геометрические (основываются на правильных фигурах, и толщина штрихов не изменяется, например, Helvetica) и гуманистические (имеют небольшой контраст между штрихами и более каллиграфичны по сравнению с геометрическими, например, Optima).

Гротески — это простота и практичность. К ним относят Helvetica, Arial, Futura, Century Gothic, Gill Sans и др. Как говорилось ранее, такие шрифты отлично подходят для написания сплошного текста, особенно для web-страниц.

Рукописные

Первые подобные шрифты были разработаны в VXII-XVIII веках. Некоторые из них основывались на почерке известных мастеров. Такие шрифты очень элегантны. Они не подходят для набора сплошного текста, но замечательно смотрятся в заголовках.

Второй распространенный вид классификации — по роли шрифта.

По этому критерию выделяют текстовые (или наборные), акцидентные (заголовочные, выделительные) и декоративные шрифты .

Текстовые шрифты предназначаются для набора сплошного текста (больших блоков), следовательно их самой важной характеристикой является удобочитаемость. При этом требуется не только обеспечивать легкость прочтения каждой отдельной буквы, но и легкость восприятия слов и фраз.

Акцидентные шрифты проектируются в расчете на использование крупных кеглей. Их второе название «заголовочные» дает отчетливо понять область применения таких шрифтов. Разборчивость в данном случае уходит на второй план (но остается важной), а на первый выходит привлечение внимания. При этом шрифт не должен быть слишком «агрессивным», чтобы полностью не отвлечь внимание от основного текста.

Роль декоративных шрифтов отчасти похожа на роль заголовочных — они должны привлечь внимание. Но если заголовочные привлекают внимание с целью дальнейшего прочтения текста, то декоративные шрифты должны отвлечь все внимание на себя. Это как театр одного актера.

Обязательно «попробуйте на вкус» каждый из видов шрифтов: почувствуйте их настроение, их выразительность и настрой, а также их сочетания друг с другом.