Методы развития творческого мышления в психологии. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Психологическая характеристика творческого мышления и психотипы

Творческое мышление - это, по сути, психология творца. Считается, что за творческое мышление отвечает правое полушарие головного мозга, и именно поэтому левши чаще всего обладают более выраженными чем правши.

Благодаря этому типу мышления в обществе существуют новые идеи, и все, что несет в себе необычность и нестандартность. Результат одного автора мало кому удается повторить, и именно этим творчество отличается от производства, которое имеет заданные стандарты и схему действий для создания продукта.

Это же делает творчество очень ценным явлением в нашей жизни: стоит только увидеть разницу между мебелью ручной работы и стандартной заводской, между картиной, написанной живописцем и напечатанной с помощью машины, текстом, созданным человеком и искусственным интеллектом - сразу станет понятно, почему оно так ценится в любой области человеческой деятельности.

Психология творческого мышления

В психологии есть целый раздел, который посвящен изучению творческого мышления и продуктам, которые созданы с помощью него. Но у специалистов, которые работают в этом направлении, существует проблема критериев: ведь, по сути, все, что создано в мире, является уникальным. Таким образом, область изучения вопроса обретает настолько расплывчатую форму, что прийти к конкретным научным выводам практически невозможно: нет одинаковых движений, событий, даже одни и те же слова произносятся каждый раз неодинаково. Однако, ученые все же потрудились найти некие общие моменты, которые являются ключевыми в процессе создания уникального:

  1. Итак, сначала возникает повод к тому, чтобы реализовать творчество. Этот же этап именуется подготовкой в некоторых источниках, однако между ними лежит множество процессов, которые человеческому мозгу нужно проработать, чтобы начать творить: сначала человек понимает, что ему нужно, а затем подготавливается к этому. Здесь же происходит формирование цели, и вырисовываются задачи, которые нужно решить, чтобы ее достичь.
  2. Этап инкубации. Затем человек отвлекается от конкретно заданного направления, обращая внимание на области, которые могут быть связаны с предметом творения.
  3. Этап озарения. В этот момент Архимед воскликнул: «Эврика!», а на Ньютона упало яблоко. Что-то служит подсказкой, и затем выводит оптимальное решение проблемы, над которой велись долгие размышления. Этот миг является кульминационным в творческом процессе.
  4. Последний этап - проверка. После падения яблока Ньютон возвращается к своим записям и проводит опыты, которые подтверждают открытие. Живописец в этот момент оглядывает завершенную картину, соотнося цвета, оценивает технику и проверяет, насколько правильно передана идея. После этого творение готово, и общество начинает пользоваться созданным.

Для полноценного понимания творчества важно понять, что оно является способом освобождения.

Творческое мышление: характеристика

Этот тип мышления имеет определенные черты, которые позволяют видеть и изобретать нестандартное и новое.

  1. Внимательность и «боковое мышление». Творческое мышление обязывает к тому, чтобы человек видел нестандартную основу явлений, событий, предметов. Чаще всего именно детали могут «напомнить» человеку о том, что какой-либо предмет можно использовать иначе. А если этот предмет видеть целостным, то вряд ли наблюдателя посетят мысли о каком-либо новом способе его применения, ведь оно и так существует. Простейший пример: кружка. Если ее воспринимать целостно, то мы знаем, что из нее пьют жидкость. Но если обратить внимание на ее форму, материал, и, например, оставить на рабочем столе, то рано или поздно появится мысль о том, что в нее удобно класть карандаши и ручки. Так появится «новое» изобретение - подставка для ручек.
  2. Хорошая память. Творческое мышление не может быть у человека с короткой памятью, ведь творчество - длительный процесс, который требует созревания и знания сторонних фактов. Творец должен быть сконцентрирован на нескольких явлениях одновременно: самом предмете творения и явлениях, информация о которых позволят сделать его совершенным. Случайно увиденная вещь однажды всплывает в памяти и оказывается ключом к решению.
  3. Гибкость и ассоциативность мышления. Творческое мышление часто сопровождается отказом от привычных гипотез. Если не проявить мыслительную гибкость и внимать устаревшим теориям, то это никогда не приведет к открытию. помогает творческому оригинально «связывать» и классифицировать предметы и явления, что, в свою очередь, приводит к уникальным идеям, одна из которых может оказаться гениальной.

Таким образом, творческое мышление все же имеет некоторые общие характеристики, и требует от человека определенных задатков, развивая которые, он может стать счастливым обладателем свежих идей и уникальных предметов.

Сегодня в социальной сфере, экономике, образовании и промышленности преуспевают наиболее креативные и неравнодушные люди. Логическое мышление необходимо, но только его одного уже недостаточно. Организации ищут сотрудников, которые умеют находить нестандартные решения. К счастью, любой человек может развить творческие способности. Как именно? Читайте об этом в нашей новинке «Гибкий ум» . А сейчас - несколько советов и упражнений из нее.

«Освободите» мысли

При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.

Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или - по меньшей мере - внешне похожи на него.

При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель - придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.

Одна из форм творческого мышления - концептуальное смешение - позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом - настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.

В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка - это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.

Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.

Разогрев для мозга: создание ассоциаций

Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.

Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако - нет.

Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…

Дополнительные техники:

Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.

Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.

Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.

- Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.

Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.

Сформулируйте задачу

В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.

Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача - это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.

100 идей

Одно из препятствий на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.

Дайте себе возможность думать без цензуры. Для этого поставьте цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.

Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы.

Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней - наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет

Избавиться от рутины

Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.

Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.

Техника: вопросы

Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.

Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.

Что, если?.. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.

Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.

Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:

1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.

2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.

3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.

4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.

5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.

Ментальные карты

Ментальные карты - один из наиболее простых и действенных инструментов высвобождения творческого потенциала. Они были разработаны британским ученым Тони Бьюзеном, вдохновленным тетрадями Леонардо да Винчи.

Сегодня ментальные карты составляют неотъемлемую часть учебных курсов и методов решения проблем во многих компаниях и институтах. Вы можете использовать их для личных целей, например планирования отдыха.

Эта техника позволяет выработать множество идей в короткий срок и представить большое количество информации в ограниченном пространстве. Все ключевые понятия, связанные с определенной темой, будут организованы таким образом, чтобы побудить к поиску ассоциаций.

Именно поиск связей между идеями и делает нас более творческими.

1. Возьмите белый лист, чем больше, тем лучше, и пять-шесть маркеров или цветных карандашей. Положите лист перед собой горизонтально. В центре листа как можно ярче нарисуйте или представьте в виде какого-нибудь символа тему вашей карты. Не беспокойтесь о качестве рисунка. Используйте разные цвета.

2. Оформив центральный образ, начните записывать наиболее показательные идеи по линиям, исходящим из центра. Затем к ним добавляйте ключевые слова и понятия, как ветви дерева. Свободно создавайте ассоциации и постарайтесь как можно быстрее заполнить лист. Создавать идеи в форме ключевых слов просто.

3. Как только вы почувствуете, что набрали достаточно материала при помощи свободных ассоциаций, посмотрите на результат. Все ваши идеи изложены на листе бумаги. Вы заметите связи, которые помогут организовать и обобщить эти задумки. Если встретится повторяющееся слово, возможно, это что-то важное. Соединяйте разные части карты стрелками, кодами и цветами. Удаляйте ненужные участки карты.

Не забывайте использовать изображения, ведь они служат якорями для запоминания ключевых слов. Старайтесь писать по одному слову в строке. Это тренирует внимание и дисциплинирует. Ментальная карта может быть бесконечной. Она завершена, только когда информации достаточно для решения творческой задачи.

Чтение, тишина, игра

Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:

1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.

2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.

3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1Исторический обзор исследований проблемы творчества

1.2Сущность понятия - творческое мышление

3Отличительные особенности творческой личности

Вывод по первой главе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1 Методы работы

2 Анализ результатов экспериментальной работы

Вывод по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования

Мы живем в век научно - технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстротой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Творческое мышление требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Поэтому очень важно, что бы те, кто сейчас ходит в детский сад, смогли бы вырасти не только здоровыми и крепкими людьми, но и - инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу, за которое они бы не взялись.

Недаром во многих развитых странах мира идут научные и практические поиски путей развития творческих способностей.

Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 3 - 5%. Психологи так же признают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склоны считать некоторые, а, напротив, высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей.

Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное. Может быть, все - таки правы те, кто говорит, что умным надо родиться? Теперь известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое другое. Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали, а кто - то считает и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, то есть генетически обусловлены. Но вот советские генетики Н.П. Дубин и Ю.Г. Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением.

А что показывает практика? Достаточно дать детям, только еще поступающим в школу, несколько психологических тестов (заданий), что бы сказать: одни имеют уже «задатки» исследователей, а другие - нет; у одних уже замечен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь никакими способами. Где же получается такая разница в уровне развития? Ученые исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличились друг от друга. Почему же не каждого взрослого человека мы можем назвать личностью творческой. Что же такое творческое мышление? Какие факторы способствует его проявлению? В нашей работе мы попытаемся найти ответ на эти вопросы.

Тема нашего исследования: Творческое мышление.

Цель: Выявить особенности творческого мышления.

Задачи:

·Проанализировать литературу по рассматриваемому вопросу;

·Раскрыть сущность понятий по данной теме;

·Подобрать методики для диагностики творческого мышления;

·Проанализировать результаты экспериментального исследования.

Гипотеза: определенные условия способствуют проявлению творческого мышления.

Методолога - теоретическая основа исследования: В данной работе мы основывались на трудах отечественного исследователя Я.А. Понамарев, и американского психолога Дж. Гилфорда.

Методы исследования: В качестве исследованиябыли использованы методы: тест - задание, наблюдение.

База научного исследования: Исследования проводились в СибГТУ г. Красноярска, среди студентов первого курса гуманитарного факультета возраста 17 - 18 лет.

Структура: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка (16 книг).


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.


1.1 Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества


Еще античные философы Гераклит, Демокрит, Платон выдвигали весьма прогрессивные для того времени идеи, пытаясь найти ответ на вопрос: Что такое творческое мышление? Интересно, высказывание Платона, в чем-то предсказавшее идею З.Фрейда, изложенное в учении об эросе. Платон представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает, как эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.(7)

Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ассоциативный подход получил широкое распространение в XVII - XVIII веках. Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.(15)

Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления. Она признавала только "сознательное мышление", подчиняющееся ассоциативным законам.

Тем не менее, необходимо отметить вклад психологов-ассоцианистов в исследование психологии творческого мышления. Установленные ими законы ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века. На основании этих законов был разработан, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, применяемый сейчас в эвристике в качестве приема активизации творческого мышления. (14)

Раздел "психология мышления" впервые выделяется психологами, относящимися к Вюрцбургской школе. В противоположность ассоцианистам, представители этой школы (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач. Именно в Вюрцбургской школе для исследования мышления впервые был применен метод экспериментальной интроспекции. Исследования привели к открытию феномена "безобразного мышления", а также показали, что каждая ассоциация определяется не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей - явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление в самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления, языка и чувственных образов. Вместе с тем был в значительной мере предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали основными в рамках психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения (15). Сформулированное Вюрцбургской школой определение мышления как процесса решения проблем наложило свой отпечаток на всю последующую историю экспериментальной психологии мышления, которую в определенном смысле можно рассматривать как историю разработки и применения в психологических исследованиях мышления различных вариантов метода проблемных ситуаций.

Нельзя обойти вниманием и психоаналитический подход к исследованию творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности. Основатель психоанализа З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального опыта и восприятия творца. (10) Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость бессознательного в мышлении.

Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотив личностного роста. По Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей (6)


1.2 Сущность понятия - творческое мышление


Одним из первых, кто наиболее полно предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Во - первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во - вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В - третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны. В - четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творчества.

С чем связана активная роль бессознательного в процессах творчества? Свой ответ на этот вопрос предлагает теория крупного отечественного исследователя творческого мышления Я.А. Пономарева.

Наиболее тонкий момент в процессе мышления связан с созданием модели проблемной ситуации из набора структур и схем знаний, хранящихся в долговременной памяти человека. В случае относительно простой задачи субъект обладает хорошо структурированными знаниями, которые позволяют ему достаточно легко создать адекватную модель. Однако отсутствие таких структур в долговременной памяти превращает задачу в творческую. Пономарев выделил два вида опыта (то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта): интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам: во - первых, он образует помимо воли субъекта и вне поля его внимания; во - вторых, он не может быть произвольно актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответствующей задачи. Процесс творчества связан с особенностями задач. В случаи научного творчества задача заключается в познании, в случаи искусства - в создании.

Многочисленные исследования позволили установить типичную последовательность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наиболее известное описание стадий предложено Уоллесом.

На первом этапе ученый предпринимает длительные и упорные попытки найти решение проблемы, как правило, без особого успеха. Затем следует пауза, период отдыха, после которого в голову может неожиданно прийти нужная идея. Таким образом, для того чтобы идея появилась, необходим определенный период «инкубации», когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее помимо его сознания происходит какая - то скрытая работа, проявляющая затем в «озарении». На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит решение проблемы.(4)

Психология является по преимуществу экспериментальной наукой: большинство ее теорий и моделей основано на фактах, добытых в лабораторных условиях. Однако далеко не все интересные психологические феномены на сегодняшний день можно смоделировать экспериментально. К таким феноменам относятся и многие аспекты творчества, которые в реальных условиях вытекают из всего контекста жизни человека, порой годами идущего к главному произведению или открытию своей жизни, в связи с этим большой интерес для психологии представляют свидетельства талантливых людей о процессах их творчества. Самоотчеты, вызывающие доверие своей согласованностью, подчеркивают значительную роль бессознательного. Эти свидетельства, однако, выявляют разную картину в сферах художественного и научного творчества.

Почти общим местом у поэтов оказывается утверждение, что творчество происходит у них как бы само по себе, без их участия, под чью - то диктовку. Процесс поэтического творчества не удается произвольно вызвать, его результат не соответствует ожиданию, творчество приводит к перерождению человека, оно становится притягательным. Этап озарения, у ученых является мгновенным против достаточно долговременных периодов вдохновения у поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тогда как у художника результат нередко уходит от цели. Наконец, подготовительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения цели, то у художника он, по - видимому, неотличим от суеты повседневной жизни. Собирание материала для поэмы является прообразом этой подготовительной работы, которая не служит достижению цели, а лишь заготавливает материал. Следовательно, в ходе нашей деятельности складывается не только сознательный, но и особый интуитивный опыт, который включает в себя то, что не связано с целью действия и по этой причине не находится в поле нашего внимания. Те свойства предметов, которые не попадают в поле нашего внимания, не исчезают для нас совсем, но и не доступны нашему сознательному контролю. Интуитивный опыт, складывающийся вне сознательного желания субъекта, проявляется только в его действиях.

Теория Пономарева позволяет объяснить стадии творческого процесса. Вначале происходит подготовка - субъекта безрезультатно использует логические методы решения. Затем наступает фаза созревания: решающий оставляет сознательные попытки, однако взамен включается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершиться эмоционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести логическую работу по реализации замысла. (9)


1.3 Отличительные особенности творческой личности


Способностью к творческому мышлению, в какой - то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон , который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрии и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась, прежде всего, способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами (5).

Позже Гилфорд выделил 6 параметров креативности:

·Способность к обнаружению и постановки проблем;

·Способность к генерированию большого числа идей;

·Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

·Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

·Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

·Способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.(5)

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки. (11). Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

·не быть ограниченным, ослепленным привычками;

·не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

·не действовать механически;

·не занимать частичную позицию;

·не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

·не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуализирующейся личности (8). Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

·способность идти на разумный риск;

·готовность преодолевать препятствия;

·толерантность к неопределенности;

·готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям (5):

·независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений

·открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

·высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

·развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Особый интерес, представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности - является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.(17)

Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я- концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней.

А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы. (10).

На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств) (5)

Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон говорит об этом так: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой» (17, стр. 156).

Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пуанкаре писал, что бессознательная работа "возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа" (15, с. 207). Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках. Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К этой группе личностных черт относится боязнь критиковать других из - за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем - то негативном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для появления творческого мышления. Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная самооценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравиться нам больше идей других людей. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение. Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предполагает своих конструктивных идей, поскольку опять - таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что так же негативно отражается на разработке оригинальных идей. Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, обращая внимание на то, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем - то другим, то наряду с ее критикой необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.(9).

Условия, способствующие проявлению творческого мышления. Для проявления творческих способностей людей необходимо чувство успеха и ощущения правильности выполнения той или иной задачи. В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии определенного эмоционального возбуждения, причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

Еще одно, очень важное условие проявления творчества, это необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Следующее условие состоит в том, что бы научиться самостоятельно находить путь решения той или иной задачи не прибегая к посторонней помощи. Степень проявления творческих способностей зависит так же не только от одаренности, но и от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:

·интериоризированные личностью ценностные - ориентационные установки;

·самооценка;

·стабильность эмоционального состояния.


Вывод по первой главе


Из анализа литературы мы выяснили, что творческое мышление - это вид мышления, связанный с открытием или созданием чего - либо нового. Для проявления творческого мышления необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно влияющие на полное раскрытие творческих способностей человека.

Творческое мышление изучается многими учеными и до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.


ГЛАВА 2. ОРГАНИЦАЦИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ


2.1 Методы работы

творческое мышление креативность личность

В исследовании, описанном в данной работе, принимали участие студенты первого курса (возраста 17 - 18 лет) СибГТУ г. Красноярска.

Цель проводимого исследования: выявить уровень сформированности творческого мышления у студентов первого курса 17 - 18 лет.

Исследуемым предлагалось психолингвистическое упражнение и этюд на познавательную (гноститечскую) функцию нашей речи. Выполнение этих заданий свидетельствует о подвижности мыслительных процессов и нестандартности мышления.

Студентам предлагались следующие тестовые задания:

Задание №1.

Цель: выявить уровень нестандартности мышления и творческие способности исследуемого.

Ход исследования: участникам экспериментального исследования был предложен отрывок из текста, в котором пропущены слова замененные точками. Необходимо было прочитать текст догадаться, какие именно слова пропущены, и заполнить эти пропуски. На выполнение задания давалось 5 минут. (см. Приложение А).

Задание №2.

Цель: выявить уровень смысловой перцепции и быстроты мышления.

Ход исследования: участникам экспериментального исследования предлагалось 40 слов. Необходимо за 3 минуты напротив каждого написать слово, которое без отрицания «не» было бы по смыслу противоположно напечатанному. (см. Приложение Б)

Экспериментальные исследования проводились в середине дня, в перерыве между занятиями. Участниками эксперимента были студенты первого курса, оставшиеся в аудитории, по окончанию занятия, и пожелавшие принять участие в экспериментальном исследовании.

Первое задание вызвало наибольшее количество затруднений. После прочтения инструкции по выполнению задания студенты не сразу приступили к решению задачи, задавали дополнительные вопросы. При решении творческого задания участники эксперимента были не уверены в правильности выполнения задания, постоянно друг к другу обращались с вопросами: «Как делать? Правильно ли я делаю?» получив ответ: «Я сам не уверен правильно ли я делаю; делай как можешь» приступали к выполнению задания. Эти все вопросы заняли много времени, которое отводилось на выполнения задания. Вторую половину задания участники эксперимента выполняли в спешке, так как время, отведенное на решение заканчивалось. Так как экспериментальные исследования проводились в аудитории во время перерыва участникам экспериментальной группы мешал посторонний шум (студенты, не принимавшие участия в экспериментальном исследовании, входили и выходили из аудитории, разговаривали между собой) отвлекал, мешал сосредоточиться, подумать над решением творческой задачи.

Второе задание по сравнению с первым, было понятно для студентов (его выполнение), они не задавали дополнительных вопросов к проводящему экспериментальное исследование, сразу приступали к его выполнению. Все участники экспериментального исследования уложились в отведенное для выполнения творческого задания время.


2.2 Анализ результатов экспериментальной работы


Результаты экспериментальной работы подсчитывались, следующим образом:

1.В задании № 1, необходимо было сравнить тексты экспериментальной работы с оригиналом и по количеству одинаковых с оригиналом слов можно судить об уровне проявления творческого мышления.

2.В задании №2 , так же необходимо было сравнить бланк ответов экспериментальной работы, с оригиналом и подсчитать результаты.

В ходе выполнения первого задания было опрошено 7 человек, из них только один справилась полностью (12 правильных ответов), два человека выполнили только половину задания (8 правильных ответов), четыре человека третью часть (не справились с заданием от 5 - 7 правильных ответов). Приложение В.


Таблица 1 - распределение субъектов экспериментальной группы по уровням проявления качеств творческого мышления (участников экспериментального исследования в задании №1).

Уровень проявленияРезультат в процентном соотношенииНизкий 57, 14 %средний28, 58 %Высокий 14, 28 %

Уровень сформированности нестандартного мышления у студентов экспериментальной группы, представляет следующим образом.

В ходе выполнения второго задания принимали участие 7 человек, из них 3 опрашиваемых справились с заданием полностью (35 правильных ответов), 2 человека испытывали затруднения в подборе антонимов к 4 - 5 словам(22 правильных ответа) и 2 человека выполнили половину задания, по причине нехватки времени (14 - 17 правильных ответов). Приложение Б.


Таблица 2 - распределение субъектов экспериментальной работы по уровням выявления смысловой перцепции и быстроты мышления.

Уровень проявления Результат Низкий 28,58 %Средний 28, 58 %Высокий 42, 84 %

Уровень сформированности быстроты мышления у участников группы экспериментального исследования представлен следующим образом.

Проведенные экспериментальные исследования позволили нам сделать следующие выводы :

1)Такие качества творческого мышления как оригинальность и гибкость у участников экспериментального исследования развиты не в полной мере;

2)Быстрота мышления сформирована у большей половины участников экспериментального исследования;

)Творческое мышление зависит не только от развития определенных способностей, но и условий способствующих его проявлению, а именно:

· Наличие внешней мотивации (положительная реакция социального окружения: поощрения, одобрения, материальное поощрение и другое);

· Наличие внутренней мотивации (чувство успеха, ощущение правильности выполнения той или иной задачи);

· Стабильность эмоционального состояния;

4) организационный момент не способствовал, а затруднял проявление творческого мышления.


Заключение


Анализ научной литературы позволил нам раскрыть сущность понятия творческое мышление. Под творческим мышлением подразумевается вид мышления, связанный с созданием или открытием чего - либо нового. Проанализировав научную литературу, мы выявили условия способствующие проявлению творческого мышления:

Первое условие: способность к творчеству должна, целенаправленна, формироваться в процессе психического развития личности.

Второе условие, успешного развития творческого мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Третье условие, наличие внутренней и внешней мотивации.

Четвертое условие, стабильное эмоциональное состояние, высокая самооценка.

Пятое условие, достаточно высокий уровень интеллекта.

Проведенное экспериментальное исследование позволило нам сделать вывод, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и отсутствие указанных выше, условий, способствующих проявлению творчества, а так же наличие определенных личностных черт. Так одно из личностных черт является стремление быть похожим на других, не отличатся от большинства людей. Другая черта личности, мешающая развитию творчества, это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этом проявляется чрезмерная зависимость человека от мнения общества, что очень мешает проявлению творчества.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой. Однако ее можно стать, если использовать детство

чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования для развития этого вида мышления. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.).

«Если вы хотите мыслить творчески, то должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу» Линдсней Г., Томсон Р.

Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу: определенные условия способствуют проявлению творческого мышления.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. - 173 с.

2.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. С. 182 - 195.

3.Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983. С. 210 - 231.

4.Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")

Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - Мн.: БГУ, 1986 - 124. с.: ил.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

8.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - Спб.: Питер, 2005. - 583 с.: ил.-(Серия «Учебник нового века»).

9.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

Никитин Б. П. Ступеньки творчества. - 3 - е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990. - 160 с.: ил.

11.Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Издательство "Наука", 1976. - 302 с.

Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 2001. - 607 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: "Питер", 1999. - 720 с.: (Серия "Мастера психологии")

Симановский А.Э. развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 1996. - 192 с., ил.

Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: МГУ, 1984. - 270 с.

Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1986. С.234-248.


Приложение А


Исследования творческого мышления

Предложен отрывок из текста, в котором некоторые слова пропущены и заменены точками. Читая текст, нужно догадаться, какие именно слова пропущены, и заполнить эти пропуски.

Приближение грозы.

Большая темно - лиловая ___________ без малейшего ________ быстро ______________ к нам. _____________ , еще не скрытое облаками, ярко _____________ ее ______________ Изредка вдалеке вспыхивает _______________ и ______________слабый гул, постепенно ___________ переходящий в порывистые _____________ Лошади настораживают ___________, ______________ ноздри, как будто принюхиваясь к свежему ____________, которым ____________ от приближающей тучи. Но вот передовые ____________ уже начинают _____________ солнце. Вот _________ выглянуло в ________________ раз. ____________ страшно мрачную ______________ горизонта и скрылось.


Приложение Б


Исследование творческого мышления

Предлагается 40 слов, рядом с каждым из них оставлена пустая строка. Нужно против каждого слова написать другое, противоположное ему по смыслу слово (антоним). Одного делать нельзя: нельзя написать тоже самое слово, с отрицанием «не». Необходимо писать слово, которое без отрицания «не» было бы по смыслу противоположно напечатанному.

Высокий ……………………… Вдоль …………………………..

Начало ……………………….. Помогать ………………………

Белый ………………………… Храбрость ……………………..

Покупать …………………… Мелкий …………………………

Верх ………………………… Предлагать …………………….

Редко ………………………… Повреждение ………………….

Помнить ……………………… Ссориться ……………………..

Радость ……………………… Откровенность ……………….

Вредно ……………………… Внутренний …………………...

Прибыль …………………… Уволить ………………………

Расширять ………………… Поражение ……………………

Лучший …………………… Жестокий …………………….

Медлить …………………… Осуждать …………………….

Мокрый …………………… Защита ………………………...

Центр ……………………… Вместе ……………………….

Старший …………………… Запрещать ……………………

Позже ……………………… Высший ……………………..

Вражда ……………………… Опорожнить ………………..

Чистый ……………………… Сомнение ……………………

Уронить ……………………… Праздный ……………………


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако эти два процесса - творческий и мыслительный - нельзя отождествлять. Мышление - это один из видов познания, творчество же возможно не только в сфере познания, а, например, в движении, пении, искусстве и т.д.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд (1967). Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) мышление необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. В принципе конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как "тип мышления, идущего в разных направлениях", благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Гилфорд также выделил четыре основные особенности креативности:

  • 1) оригинальность - способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;
  • 2) семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, находить возможности его нового использования, расширять функциональное применение на практике;
  • 3) образная адаптивная гибкость - способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
  • 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает разные этапы: порождения, или генерации, идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все три этапа творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей (первый этап творческого процесса): критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления положительных эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, бывают ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.

Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству:

  • 1) конформизм - желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди прочих. Эти опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей взрослыми или сверстниками;
  • 2) ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, видеть необычное в обычном, знакомом;
  • 3) желание найти ответ немедленно. Замечено, что наилучшие решения приходят во время "творческой паузы", когда человек дает себе возможность отвлечься от проблемы, отдохнуть. Если же он стремится разрешить ее немедленно, во что бы то ни стало, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик;
  • 4) цензура - внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ребенка по любому поводу.

Существуют два конкурирующих способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, генерацией собственных оригинальных идей, а не оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого слишком выражена тенденция к критике, уделяет ей основное внимание, хотя мог бы посвятить это время творчеству. Напротив, человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто неспособен видеть недостатки собственных суждений и оценок.

Выход из этого положения состоит в том, чтобы у ребенка с самого детства одновременно развивать как критическое, так и творческое мышление. Важно заботиться о том, чтобы оба эти вида мышления находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человек высказывает какую-либо идею, то он сразу же должен ее критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предложить свое решение. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Психологи пытаются не только выяснить, как человек решает новые и творческие задачи, но и найти возможности повышения творческого потенциала личности. Среди предлагаемых способов особую популярность завоевал метод мозгового штурма, разработанный Н. Осборном, и метод синектики Дж. Гордона.

В основе метода мозгового штурма лежит идея о том, что процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым и новаторским идеям "прорваться" в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики при участии в мозговом штурме помогает найти оригинальные решения. Обычно различают три фазы мозгового штурма: разминка, генерация идей и их оценка. Во время разминки людям дают несложные, часто шуточные задания типа "Как перенести воду в решете?". На этапе генерации идей предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Поощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из шести-восьми человек. На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает наиболее перспективные.

Метод синектики разрабатывался как модификация метода мозгового штурма, но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит для отыскания не только группового, но и индивидуального решения. Данный метод использует основное свойство аналогий: сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогию.

Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомыми объектами и процессами. Особую ценность аналогия имеет тогда, когда объекты выбираются совершенно из других областей знаний и практической деятельности, нежели привычно человеку. Например, можно представить знакомого человека в виде домашней утвари: чайника или пылесоса.

Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в виде втулки или шестерни, архитектор моста - в виде его несущей конструкции. При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект, и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны.

Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы (знаки), которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих профессии: учитель, врач, водитель.

Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов со сказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, что мысль о самолете родилась на основе его сказочного прототипа - ковра-самолета.

Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!