Латентное мышление. Для чего это нужно? Как развить латеральное мышление

Существует такое понятие, как латеральное мышление. Что это такое, и как оно работает, мы расскажем в данной статье.

Латеральный (лат. lateralis — боковой) означает боковой или смещенный. Таким образом, латеральное мышление – это смещенное мышление, перенаправленное, относительно традиционного мышления.

Понятие латерального мышления было предложено известным британским психологом Эдвардом де Боно.

Латеральное мышление является нестандартным, лишенным всяких шаблонов и клише. Впервые его начали использовать те люди и компании, деятельность которых была тесно связана с творчеством и созданием новых идей.

Искусство латерального мышления

Одним из основополагающих факторов латерального мышления, является отход от традиционных и устоявшихся стереотипов, и переход к нешаблонным методам.

Сам процесс латерального мышления состоит из трех этапов.

Выбор фокуса

Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, то есть идею, от которой мы будем отталкиваться.

Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое.

Генерирование латерального разрыва

После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления.

Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона .

Установление связи

После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное.

Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое.

Латеральное мышление весьма эффективно в самых разных областях деятельности. Его методы можно использовать в любой творческой работе.

Понимая принципы действия латерального мышления, и научившись пользоваться ими, вы сможете постоянно генерировать новые идеи в своей сфере.

Например, в бизнесе не редко возникают ситуации, которые удается урегулировать только благодаря удачно сказанной шутке. И здесь нестандартный подход к задаче играет решающую роль.

Именно поэтому – это не просто , а необходимая мера для полноценного, насыщенного и гармоничного существования.

Приемы латерального мышления эффективно использовать практически везде.

По мнению многих специалистов, основной задачей нестандартного подхода к той или иной проблеме является отказ от поискового шаблона . Сознание в таком случае играет пассивную роль, как среда, внутри которой протекает самостоятельная организация информации.

Здесь следует понимать, что большинство людей воспринимает довольно ограниченное количество информации за единицу времени. Поэтому они в буквальном смысле слова зацикливаются на проблеме, подсознательно отвергая любые другие способы ее разрешения.

Посредством же латерального мышления вы расширяете границы своего сознания, а начинает действовать сразу в нескольких плоскостях.

То есть при нестандартном способе мышления, индивид не зацикливается на проблеме, а пытается решить ее множеством мыслимых и немыслимых, и порой даже абсурдных способов.

Учеными в области нейропсихологии была доказана связь между дивергентным (нестандартным) и конвергентным (стандартным) подходами к решению проблем, и полушариями человеческого мозга.

В ходе исследования было установлено, что правое полушарие отвечает за интуитивное восприятие действительности, а левое – за логическое мышление.

В зависимости от того, чем занимается человек, то или иное полушарие будет работать интенсивнее. Например, у творческих людей более активным окажется правое полушарие, а у математиков или бухгалтеров – левое.

Латеральное мышление позволяет человеку гораздо проще подходить к решению той или иной проблемы. Регулярно практикуясь, вы можете достичь такого уровня развития, когда в голове одновременно рождаются несколько мыслей, помогающих с предельной скоростью и максимальной эффективностью решить поставленную задачу.

Латеральное мышление Эйнштейна

Более того, латеральное мышление развивает гибкость ума, благодаря чему человек может быстро и просто переходить от одной точки зрения к другой.


Альберт Эйнштейн

В качестве примера латерального мышления приведем – великого ученого-физика. Кстати рекомендуем обратить внимание на , которую могут решить в уме буквально единицы.

Так вот Эйнштейн умел мыслить чрезвычайно нестандартно. Он говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие».

Будучи подростком, ему было чрезвычайно интересно узнать, как именно выглядел бы мир, если бы он мчался верхом на световом луче со скоростью света.

На первый взгляд такое абсурдное заявление, как желание сидеть верхом на луче света, не имеет ничего общего с . Однако именно это нестандартное умение мыслить позволило Эйнштейну стать одним из величайших ученых, и сделать множество выдающихся открытий.

Теперь вы знаете, что такое латеральное мышление. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся и – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Для того чтобы понять, что такое латеральный маркетинг давайте ка начнем с латерального мышления. Тем более, что они так и появлялись на свет – сначала мышление, потом маркетинг - оба латеральные. Обещаю, что все что мы расскажем об этих непонятных терминах будет очень даже понятно и интересно.

Латеральное мышление

Латеральное мышление (lateral thinking) – это метод нестандартного подхода и решения задач, что-то типа творческого мышления. Сам термин предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, эксперт по креативности. Он – а втор почти полусотни книг, переведенных на 35 языков. Самой важной из них сам он считает «Я прав – вы заблуждаетесь» , а самой популярной является «Шесть шляп мышления». Я читала популярную вы тоже можете начать с нее если решите углубиться в тему! Если в общем, то меняя шляпы мы можем переключаться на разные аспекты проблемы (вопроса, задачи – зовите как хотите).

Метод 6-ти шляп вообще крайне полезная тема как для тех, кто постоянно участвует в мозговых штурмах, так и для тех, кто принимает важные решения. Вообще концепция интересна всем людям, мозги которых не покоятся без дела. Суть:

Эдвард де Боно ввел понятия паттернов (шаблонов или моделей) и тут же обнаружил разные их виды, в т.ч. сдерживающие. Чтобы они не мешали нам творить, он разработал инструмент, позволяющий перестраивать паттерны, уходя от ограничивающих и создавая благоприятные. Вот это и есть латеральное мышление.

Белая – информация и вопросы, связанные ней: что имеем, чего не хватает?

Черная – осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции «а правда ли это?»

Красная – эмоции, а отсюда – интуиция, чувства и предчувствия.
Желтая – преимущества.
Зеленая – творчество, т.е. идеи и предложения, поиск альтернатив.
Синяя – организация мышления: чего достигли и что делать дальше?

В отличие от логического мышления (которое мы ни разу не отменяем), латеральное мышление не требует пошагового движения мысли, в случае которого ошибка на одном из этапов рушит всю структуру. Латеральное мышление позволяет скакать туда-сюда, допускает ошибки.

Не смотря на громоздкое название “латеральное мышление”, составляющие его просты и забавны – креатив, инсайт и юмор!

А как же логика? А логику никто не отменял! Логическое мышление – вертикальное, в то время как латеральное – боковое. Латеральное мышление находит идею, логическое - развивает ее.

Теперь переходим к латеральному маркетингу

Латеральный маркетинг базируется на поиске новых возможностей, фокусируясь на неучтенных желаниях потребителей. Он базируется на поиске новых возможностей путем обращения к одному или нескольким желаниям потребителя, которые мы отбросили при предыдущем определении товара или услуги.

Филип Котлер — тот самый герой, который адаптировал теорию латерального мышления. Он и Фернандо Триас де Без создали новую концепцию — латеральный маркетинг. Авторы решили расширить инструментарий маркетинга за рамки последовательного и логичного процесса, на котором он базируется, и помочь компаниям генерировать новые идеи, которые не могут предложить ни потребители, ни маркетинговые исследования

Пример, который был у истоков создания латерального маркетинга:

В начале 1970-х годов итальянская фирма Ferrero решила выпустить на рынок новый шоколадный продукт для детей. Мнений относительно создания самого продукта было много: предлагали добавить больше сахара, создать неординарно яркую обертку, производить шоколад в форме любимых мультипликационных героев. Однако предпринимателям Ferrero пришла в голову гениально простая мысль: «А почему нашу продукцию должны только есть? Любимое занятие детей — играть! И если мы делаем продукт для детей, то они должны получить не только вкусную шоколадку, но и игрушку!». Такая, на первый взгляд, нелогичная комбинация была реализована в 1972 году в известном на весь мир продукте под названием «Киндер Сюрприз».

Конечно, компания могла пойти стандартным путем. Обычно для того чтобы создать новый продукт, старому продукту добавляют какой-нибудь новый компонент, например, клубнику в шоколаде. Но, по сути, шоколадка остается все той же шоколадкой. И такой товар продолжает лежать на полках супермаркетов среди десятков других похожих брендов. Даже если бы Ferrero смогла сварить очень вкусный шоколад и максимально гармонично объединить сахар, какао, изюм, печенье и т. д., то даже при самых благоприятных обстоятельствах компания смогла бы получить не более 3-4% рынка. Но стоило посмотреть на процесс со стороны, как сразу родилась новая идея — развлекать детей.

Нельзя четко определить, чем является «Киндер Сюрприз» — сладостями или игрушкой. Это абсолютно новый продукт, и не стоит его сравнивать. В результате компания имеет практически 100% рынка новой категории. По данным A.C.Nielsen’s Billion Dollar Brands, «Киндер Сюрприз» — одна из самых популярных в мире шоколадных марок, ежегодные продажи которой превышают $1 млрд.

Ну и наконец алгоритм латерального подхода в маркетинге:

  1. Нужно выбрать “фокус” . Это продукт или услуга, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
  2. Произвести “латеральное замещение” , чтобы создать мыслительный стимул, подстегивающий наши креативные способности. Латеральное замещение – это прерывание обычного течения логической мысли, обычной цепочки суждений где-нибудь в ее середине.
  3. Создать новое соединение , новую связь.
В латеральном мышлении разрыв или щель можно создать шестью способами: заменой, переворотом, комбинированием, гиперболизацией, устранением или изменением порядка в вашем товаре или услуге. В качестве примера приводится латеральное мышление над традицией посылать на день святого Валентина своим возлюбленным букет роз. И вот какие латеральные маркетинговые идеи предлагают Котлер и де Бес: Замена : посылать лимоны, а не розы. Переворот : посылать букет во все остальные дни года, но не на день святого Валентина. Комбинирование : посылать розы и еще чего-нибудь в придачу. Гиперболизация : послать сто роз или одну-единственную (преувеличение и преуменьшение). Устранение : не посылать розы вообще. Изменение порядка : посылает розы возлюбленный, а не влюбленный. Каждый из этих вариантов создает разрыв, щель в логике – все идеи, которые получились, нелогичны и теперь нам нужно заполнить щель, создать соединение, найти логическую связь между традицией посылать розы и теми причудливыми идеями, которые у нас родились в результате латерального мышления

Надеюсь, теперь у вас есть четкий ответ не только на вопрос “что такое латеральный маркетинг”, но и представление о том, как его можно использовать.

С развитием науки и технологий на первый план выходит задача развития soft skills - таких навыков, как, например, гибкость и универсальность, которые помогают быстро адаптироваться к любой ситуации. Чтобы быть на плаву, необходимо постоянно придумывать нестандартные идеи, поэтому в сети все популярнее становятся запросы: как развивать творческое мышление? как научиться генерировать идеи? Существует множество методологий и подходов к развитию креативности. Анна Орлова, методист образовательных программ школы креативного мышления ИКРА, рассказывает о том, как научиться креативить.

Латеральное мышление: что это такое и зачем нужно?

Латеральное мышление - это способ творческого мышления, который помогает генерировать большое количество идей с помощью разрушения или изменения существующих паттернов. Термин ввел Эдвард де Боно - британский психолог, писатель и специалист в области творческого мышления, - в книге «Искусство думать» (New Think: The Use of Lateral Thinking, 1967).

Как это работает?

Начнем с того, что нейронные сети нашего мозга постоянно укладывают всю поступающую информацию в паттерны. Эти паттерны, то есть наш опыт, облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений, потому что вся входящая информация, имеющая сходство с существующим паттерном, воспринимается как существующий паттерн. А с возрастом паттерны становятся все более глубокими и, грубо говоря, прочными, так что нам становится все сложнее и сложнее действовать (и придумывать) вне их рамок.

Креативный процесс в латеральном мышлении - это преодоление шаблонного мышления с помощью креативных прыжков. Эдвард де Боно выделил множество алгоритмов работы латерального мышления. Мы поговорим об одном, состоящем из трех этапов.

1. Фокусировка на задаче

Это очень важный этап, поскольку, чем лучше (уже, точнее) фокус, тем проще нам создавать что-то новое. Де Боно выделяет несколько способов фокусировки, например, на области действия или цели. Какой объем информации должна содержать фокусировка? Не слишком много, хотя бы потому, что обилие информации, с одной стороны, тормозит творческое мышление, а с другой подталкивает к уже существующим идеям.

2. Генерируем латеральный разрыв

После того, как мы сфокусировались на задаче, необходимо расширить паттерны и уйти в абстракцию при помощи провокативных методик. На этом этапе мы получаем набор абсурдных решений. Важный момент: на этапе получения провокационных решений не старайтесь сразу же сделать из них что-то реальное, у вас будет такая возможность чуть позже.

3. Установление связи

После разрыва шаблона на предыдущем этапе нам необходимо установить связь и приземлить абсурдное решение. Именно на этом этапе мы и получаем что-то новое.

Какие методики существуют?

Рассмотрим основные методики:

1. Провокативные методики

Есть 6 базовых методов ухода в абстракцию:

дополнение (случайный вход)
- добавление одного или нескольких элементов объекту;

инверсия
- поиск противоположности объекту или его отдельным элементам;

исключение
- исключение определенного элемента (элементов) из нашего объекта;

гиперболизация
- увеличение или уменьшение одного или нескольких свойств объекта;

замена
- изменении одного или нескольких элементов нашего объекта. Замена, по сути, является комбинацией «удаления» и «дополнения»;

изменение порядка
- замена последовательности одного или нескольких элементов объекта.

2. Плюс-минус-интересно

После формулирования вашего абсурдного решения в первую колонку вы заносите положительные аспекты, во вторую отрицательные, а в третью наблюдения и примечания, на которые пока нет ответа. Пример:

3. Установление связи

Поговорим подробнее о 4 методах перехода:


- Извлечение принципа

Вы берете провокационную идею и выделяете из нее принцип работы/концепцию/достоинство/аспект. Затем отбрасываете все остальное и работаете только с тем, что удалось извлечь, строя на этом приземленную идею.

- Фокусирование на различии

В данном случае провокационная идея сравнивается с существующей идеей или привычным способом действий, а затем определяются основные различия.

- Покадровый переход

Эту методику сложнее всего описать. Нужно представить, что провокационная идея приведена в действие. Мы визуализируем то, что произойдет, и выделяем не конечный результат, а последовательность мгновенных состояний.

- Положительные аспекты

Это самый простой из методов перехода. Мы ищем в провокационной идее прямые выгоды и преимущества. Какая ценность идеи видна с первого взгляда? В данном случае нас интересует немедленная выгода, а не то, к чему может привести провокационная идея. Мы извлекаем эту выгоду и пытаемся воплотить ее в новой идее.

Почему это важно?

Методология латерального мышления 一 полезный инструмент для развития креативности, который учит осознанно подходить к придумыванию, что делает творческий процесс более продуктивным. Важно отрабатывать все методики на практике. Креативность приходит с опытом.

Подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого, ведь их этому научили с детства. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому они добиваются успеха в жизни. В психологии такое мышление называют латеральным. Давайте познакомимся с ним поближе и узнаем, можно ли его развить.

Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.

Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.

Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.

Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.

Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.

Эдвард де Боно и его концепция

Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.

Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».

Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации. Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише. Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.

Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.

Процесс латерального мышления

Маркетолог Филипп Котлер изучил методы, предложенные Эдвардом де Боно, и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления. Методика состоит из трех шагов:

  1. Выбрать фокус. Прежде всего, необходимо выбрать какую-то конкретную идею и сфокусироваться на ней. Эта идея будет служить отправной точкой. Без нее невозможно создать что-то новое. Необходимо постоянно думать о проблеме, анализировать ее с разных сторон.
  2. Разорвать шаблон. Теперь необходимо нарушить логику сформулированной на первом этапе идеи, тем самым разорвав привычный шаблон мышления. Это и будет смещением, отступлением от общепринятых стандартов. Получившееся суждение может показаться странным или абсурдным. Это нормально, на данном этапе работы так и должно быть.
  3. Установить логическую связь. Теперь полученное на втором этапе нелогичное или даже абсурдное суждение необходимо рационализировать. Этот шаг является самым сложным и требует немалых усилий, однако именно благодаря ему можно получить нечто принципиально новое. Третий этап операции является наиболее творческим и важным.

Благодаря этой методике можно создавать новые креативные идеи и концепции, которые впоследствии будут воплощены в жизнь.

Методы латерального мышления

Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

Метод 1. Шесть шляп мышления

Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

  • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
  • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
  • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
  • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
  • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
  • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

  • Прямая : подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
  • Личная : представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
  • Обобщающая : кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
  • Символическая : пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

Метод 3. Случайное слово

Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

Метод 4. Выход за рамки

Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

Как развить латеральное мышление?

Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:

  • всегда и во всем искать новые идеи;
  • не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
  • подвергать сомнению любые идеи;
  • пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
  • обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
  • почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
  • искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
  • применять творческий подход к повседневным делам;
  • получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.

Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.

Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.

Для того, чтобы мыслить нестандартно и воплощать в жизнь что-то новое, необходимо знать, как можно прийти к новой идее путем отказа от старых шаблонов. Нешаблонное мышление можно назвать глобальной интуицией, внезапно нахлынувшим вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако, латеральное мышление – это не хаос в сознании. Человек может им управлять.

Латеральное мышление – что это такое?

Речь идет о способе поиска решения проблем посредством необычных методов, игнорируемых логикой. Автором этого понятия является врач из Британии Эдвард де Боно и сегодня его труды берут за основу авторитетные эксперты в сфере менеджмента и креативности. Он утверждает, что при логическом мышлении разумом управляет логика, тогда как в процессе креативного познания ее роль второстепенна. Латеральный тип мышления или боковой находит идею, а логика ее развивает. Это все равно что выбираться из тупика задним ходом автомобиля, хотя это и не обязательно.

Как развить латеральное мышление?

Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:

  1. Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
  2. Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
  3. Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.

Методы латерального мышления

К самым популярным методикам относят:

  1. Мозговой штурм . Его автором является Алекс Осборн. При этом над решением проблемы трудится сразу несколько участников, которые могут высказывать самые разные варианты, в том числе и фантастические.
  2. Решение изобретательских задач . Латеральное мышление де Бона завоевало множество последователей, среди которых и Генрих Альтшуллер. Этот разработал метод, который разительно отличается от предыдущего, так как преследует цель найти алгоритмический подход к решению проблемы или модифицировать старый.
  3. Метод Дельфи . При этом проводятся опросы, интервью, . Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.

Упражнения для развития латерального мышления

Выработать фантазию и воображение помогают следующие способы:

  1. Игра в «Данетки». Ведущий придумывает необычную ситуацию, а все остальные должны ее разгадать, но на все их уточняющие вопросы управляющий может ответить только «да» или «нет».
  2. Развивают латеральное мышление упражнения по поиску решения логических загадок и головоломок. Например, «Каких камней не бывает в море?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?» и т.д.
  3. Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение: найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
  4. Придумать максимум вариантов применения какой-либо вещи, например, пластиковой бутылки, торшера, колесной шины и т.д.

Латеральное мышление – задачи

Существует огромное количество заданий и обучающих методик, которые также призваны и творческое воображение:

  1. Взять два одинаковых стакана, налив в один воду, а в другой компот. Из стакана с компотом набрать ложку жидкости и вылить в сосуд с водой. Теперь из стакана с водой набрать ложку и вылить в сосуд с компотом. Повторить эти действия еще раз и определить, чего больше: воды в сосуде с компотом или компота в сосуде с водой.
  2. Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т.д.