Как научить грамотно писать в интересной форме. Советы родителям: как научить вашего ребенка писать без ошибок. Необычные методы обучения грамотному письму

Врожденная грамотность, – пожимала я плечами в ответ на вопрос, как мне удается получать «отлично» за пунктуацию, орфографию и прочий синтаксис.

Я действительно писала без ошибок, абсолютно не задумываясь об этом. Интуитивно верно расставляла запятые. Не зная при этом ни единого правила по русскому языку – кроме разве что «жи-ши». Совершенно, на мой взгляд, очевидное.

Но разве бывает грамотность действительно врожденной? Может, дело в чем-то другом? Скорее всего, да. Я много читала, причем книги в хорошем издании. Впитывала красивую грамотную речь прямо со страниц. Специалисты тоже говорят, что дело больше в зрительной памяти. А ее можно развить – и тем самым помочь и ребенку, и себе начать говорить и писать «по-русски», безо всякого «падонкаффского».

Почему дети разучились писать

  • Учителя, психологи и социологи в первую очередь в один голос называют первую и главную причину безграмотности: отсутствие привычки к чтению . Причем не читают не только дети и подростки, но и большиство взрослых. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, но и с корректурой дела там обстоят из рук вон плохо. Комиксы, детективы в мягких обложках – там ни слога, ни грамотности не увидишь.
  • Свою лепту в безграмотность вносит и интернет-общение : сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией и прочие «как слышу, так и пишу» невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  • Проблемы с грамматикой могут появиться и из-за логопедических проблем . Грамотность ребенка очень часто зависит от того, правильно ли он выговаривает все звуки (неправильно произносит, неправильно будет и писать). Перед школой, а лучше еще раньше обязательно посетите логопеда. Ведь профессионал иногда может услышать то, чего не слышит даже мама. Если удастся вовремя исправить произношение, ребенку гораздо легче будет избежать многих проблем с правильным написанием.

  • Подробнее

Как развить зрительную память

Занятие в общем-то нехитрое. И даже веселое. Детям вообще все надо прививать в форме игры. И с памятью мы поработаем, тоже играя. Например:

  • картинки «Найди 10 отличий» – не только способ убить время, но и отличный метод развития внимания и памяти;
  • игра в «Что пропало?». Разложите на столе несколько предметов (5−10, в зависимости от возраста). Пусть ребенок посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача – определить, что изменилось;
  • игра «Нарисуй по памяти». Покажите ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры. Пусть он попытается нарисовать их по памяти;
  • планшет в помощь. Да, развивающие игры добрались и до памяти. Есть такие разновидности пасьянса – переворачиваешь карту, видишь значение, а потом ищешь для нее пару. Волей-неволей запомнишь, где какую карту видел. Азарт ведь свое дело делает.

Как развить грамотность

В дошкольном возрасте

  • Читайте ребенку. При чтении четко проговаривайте все слова. Пусть даже это будет одна и та же сказка, которую требует малыш снова и снова.
  • Больше разговаривайте с ребенком. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а строил предложения.

В начальной школе

  • В 1-м классе смотрите, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делайте работу над ошибками. Причем не делайте акцента на ошибках! Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу дайте правильный ответ. То есть фразу строим не так: «Здесь пишется не «а», а «о». А вот так: «Правильно писать букву «о».
  • Воспитать грамотность помогут и регулярные диктанты. Например, из упражнений учебника. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Гайдном по рэпу: как научить ребенка любить классику

  • Подробнее

В средней школе

Если ребенок пропустил школу, делайте не только домашнее задание, но и все то, что дети проходили на уроках. И вообще, золотое правило – лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. А если что-то никак не получается, надо обратиться за помощью к учителю.

Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляют диктанты.

Не могу не написать в этой статье о правилах произношения некоторых слов, которые очень часто произносятся неверно и ужасно режут слух. Это просто крик души…

Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте - хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер - в состоянии научиться писать без ошибок. Причем сам процесс обучения можно сделать веселым и увлекательным!

Знаете ли вы, что такое импритинг? Если кто запамятовал, мы напомним: импритинг в переводе с английского - это первое запечатление. Или, упрощенно говоря: что вижу в первый момент, то и фиксирую. Например, новорожденные утята считают своей мамой первый, попавшийся им на глаза, движущийся объект. Чаще всего им, конечно, оказывается утка. Но может статься, что в этот момент перед ними пройдет человек, - тогда утята потянутся к нему. Даже чемодан они могут принять за «маму», если его покатать взад-вперед перед ними.

Все сказанное относится и к детям (но уже не утиным, а человеческим). Маму с чемоданом они, конечно, вряд ли перепутают. Однако если с самого начала научить кроху неправильно читать или писать, переучить потом становится весьма проблематичным. Ведь первое запечатление - самое сильное. Неслучайно, кстати, многие педагоги очень неохотно берутся обучать чтению ребенка, которого взрослые научили читать по-своему, опираясь лишь на собственный опыт и интуицию или новую «эксклюзивную» методику. Преподавателям проще учить ребенка с «чистого листа», чем исправлять ошибки родителей.

Однако не все так плачевно. Усвоив некоторые хитрости, можно добиться существенного прорыва и в чтении, и в письме.

Первая хитрость, которая поможет вашему ребенку добиться правильного письма, - читать так же, как и написано , буква в букву. Написано «молоко», так и читаем: мо-ло-ко (вытягивая губы трубочкой). А не ма-ло-ко. Не «каторый», а «который». Безусловно, со стороны такое чтение может показаться немного странным. Однако, приучив к нему ребенка, вы убьете не двух, а как минимум трех зайцев!

Во-первых , в сознании вашего чада не возникает путаницы между произношением и написанием. Во-вторых , процесс запоминания при этом происходит на уровне тела: развивается моторная артикуляционная память, правильно настраивается слух (произносится-то так же, как и написано!). В-третьих , если существует проблема диалекта (кто-то «акает», кто-то - «окает»), то после такого чтения все дети начинают разговаривать на «одном языке». Согласитесь, есть смысл попробовать, не так ли?

Следующий прием, который вам пригодится, - приучать ребенка списывать текст (с книги ли, с доски - не имеет значения) с... зажатым между зубами языком. Особенно это относится к тем детям, кто не обладает хорошей зрительной памятью. Зачем это надо? А вот зачем!

Дело в том, что некоторые люди просто НЕ В СОСТОЯНИИ грамотно переписать текст. Так называемые аудиалы (слухоориентированные люди) как слышат, так и пишут. Предположим, они прочитали: «собака». А затем, переписывая, диктуют себе: «сабака». Вот вам и ошибка. Другой тип людей - кинестетики - опираются на ощущения. И, например, вместо слова «слон» могут написать «стол». Такие странные ошибки объясняются тем, что при произношении звуков «т» и «л» язык упирается в одно и то же место, поэтому для кинестетика что «т», что «л» - все едино.

А вот если ребенок зажмет язык между зубами, он не сможет проговаривать про себя слова, и ВЫНУЖДЕН переключиться на зрительное восприятие. Конечно, это произойдет не мгновенно - чудеса бывают только в сказках, - поначалу он может делать ляпы, однако со временем ошибок станет все меньше и меньше. И, наконец, они исчезнут вовсе.

А можно попробовать поступить таким образом : пусть ребенок переписывает текст с зажатым между зубами языком, а потом проверяет написанное, отпустив язык «на волю». Получается двойная проверка!

Когда мы учим чадо читать, мы просим его: «Прочти вот здесь и вот здесь», указывая ему на строчку. Но ребенок часто не понимает, что он должен прочесть: слово, предложение или отдельные слоги. Вот тут-то на помощь нам придет обыкновенный фонарик (только небольшой по размеру, напоминающий ручку). С его помощью можно высветить отдельные буквы, слоги, слова или словосочетания, лишь изменив угол наклона. Нужно выделить слог или букву? Держите фонарик над ними строго вертикально. Требуется обозначить слово? Подсвечиваете его снизу и как бы немного сбоку.

Фонарик - простое, но удивительно эффективное изобретение, позволяющее управлять вниманием ребенка. А грамотность и внимательность, как вы понимаете, неразрывно связаны. Привыкнув к «подсвечивающему» чтению, у ребенка постепенно сформируется орфографическая зоркость и правильная зрительная картотека. А ведь именно это и необходимо для грамотного письма!

Знаете, почему многие люди делают ошибки именно в окончаниях? Просто когда они смотрят на слово, четче всего они видят начало, а концовка представляется довольно расплывчатой. Так уж устроен человеческий глаз, что поделаешь.

Однако его можно «обмануть». И поможет в этом прием «задом наперед» . Закрываете текст листом бумаги, оставляя незакрытым лишь последнее слово. И просите ребенка его прочесть, но не как обычно, а справа налево (не забывая при этом подсвечивать слово фонариком). Например, слово «высокая» читается так: я, ая, кая, окая, сокая и так далее. Затем по такому же принципу следующее слово, пока, наконец, не прочтете все предложение. Слишком долго? Да, наверное. Но зато в сознании ребенка происходит почти революционный сдвиг: включается зрительная память, идет проработка по звукам, исключается угадывание (ведь смысл слова появляется только в конце). А уж написание словарных слов вообще можно выучить назубок! Поэтому такой диктант «наоборот» считается очень эффективным. Чем чаще вы будете его практиковать, тем меньше ошибок при письме будет делать ваше чадо.

Все приемы, описанные выше, очень необычны, а значит, на «уроках грамотности» ребенку скучно не будет. Он воспримет их как веселую увлекательную игру, в которую можно играть вместе с папой или мамой. Поэтому начать заниматься можно прямо сейчас. Гарантируем: и вы, и ваше чадо останетесь довольны! А двойки по русскому языку останутся в прошлом...

Необходимо также отметить тот факт, что девочки обычно пишут грамотнее, чем мальчики. Объясняется это очень просто: у девочек речевые центры расположены в обоих полушариях, а у мальчиков - только в одном. Но если процесс обучения напоминает игру, ребенок раскрепощается, расслабляется и «грамотное» полушарие быстрее включается в работу.

Подправить хромающую грамотность никогда не поздно. Приемы, о которых вы прочитали в этой статье, пригодятся и взрослому человеку, и маленькому ребенку. Но не ждите мгновенных результатов: процесс обучения должен длиться не менее трех недель. Именно столько времени требуется мозгу, чтобы довести действие до автоматизма. Или, выражаясь научным языком, в течение этого периода вырастают новые связи между полушариями головного мозга.

Текст, написанный красивым каллиграфическим почерком, грамотно, без исправлений — мечта каждой мамы и ее маленького ученика. Но как научить писать ребенка ручкой в тетрадке быстро и аккуратно?

Каждый родитель занимается подготовкой своего малыша к школе, используя при этом разные методики. Если с изучением букв и слогов, цифр и способов счета все понятно, то с письмом возникают вопросы.

Стоит ли самостоятельно учить малыша письменности? Не навредит ли ему это в будущем? Многие педагоги утверждают, что те малыши, которые учились этому до школы, впоследствии имели не самый красивый почерк по сравнению с теми, кто начал обучаться этому уже за школьной скамьей.

Если же вы все-таки хотите научить ребенка грамоте до 1 класса, то сначала нужно узнать, по какой методике это делается в том образовательном учреждении, в котором будет учиться ваш малыш. Также нужно подготовить тетради в косую линейку, удобную ручку (а лучше две), прописи, пособия и методички, и, конечно, запастись терпением.

Начинать процесс обучения письму нужно с печатных букв и составления простых слов. Полученные знания следует закреплять с помощью практических занятий.

Когда этот этап будет пройден, можно переходить к прописным буквам. Сначала объясните малышу, что каждый знак имеет свои составные части, а они в свою очередь имеют собственные правила написания. В качестве примера разберите несколько букв на составные части и покажите последовательность их написания. Обращайте внимание на наклон и расстояние между знаками, их размер и пропорциональность.

Выучив с ребенком несколько основных букв, принимайтесь составлять слова. Это нужно для того, чтобы малышу не стало скучно, и чтобы он понимал практическое значение начерченных в тетрадке букв. Для этих целей подойдут детские стихи, рассказы и эссе. Можете даже составить письмо подруге или бабушке и отправить его вместе.

Первое, что рекомендуют использовать педагоги в процессе обучения прописных и печатных букв — прописи. Это специальные пособия, позволяющие развить моторику и мышечную память рук, а также разобраться со всеми составляющими букв.

Объясните своему чаду, как прописи могут помочь ему освоить грамоту, упростить учебный процесс и научить красиво изображать буквы по отдельности и слитно. Помогите с первыми знаками и закорючками, продемонстрируйте восхищение успехами. Если тех строчек, которые есть в пособии, недостаточно, купите обычную тетрадку в косую линейку и продолжайте оттачивать мастерство в ней.

Часто бывает так, что родители в погоне за каллиграфическим почерком ребенка (в изображении букв) забывают о необходимости красиво изображать цифры.

Для оттачивания этого умения также рекомендуют использовать широко известные прописи и тетради в клеточку. Чтобы научиться красиво писать цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8, заставляйте ребенка переписывать условия задачи, проводите математические диктанты, делайте краткую запись условий задачи. Это позволит набить руку, и вскоре ваш малыш будет выводить аккуратные цифры и бонусом научится хорошо считать.

Не расстраивайтесь, если не все получается с первого раза — результаты ваших усилий будут видны к концу 2, а может, и 3 класса.

Как научить ребенка писать с наклоном?

Для того чтобы почерк ребенка был красивым, тетради — аккуратными и чистыми, а осанка — ровной, нужно учить писать его под наклоном. Для этих целей в младшей школе используют тетради с косыми линиями.

Чтобы привить навык такого письма, с первых занятий просите обводить линейки в каждом ряду, потом рисуйте черточки между косыми линиями, копируя правильный уровень наклона. Постепенно переходите к более сложным символам: крючкам, кругам, петлям. Постоянная практика и повторение обязательно дадут свои плоды.

Как научить ребенка писать диктант?

Диктант — сложный, но очень важный инструмент обучения и проверки знаний школьников. Они бывают разных видов:

  • буквенные;
  • слоговые;
  • словесные;
  • текстовые;
  • арифметические.

Чтоб ваше дитя научилось правильно, быстро, красиво и грамотно писать слова под диктовку, нужно будет немного потренироваться дома.

Сначала давайте малышу переписывать в тетрадь простые слова, чтобы он научился делать это быстро. Специалисты утверждают, что если школьник проговаривает тихонько текст, то это помогает ему запомнить, как правильно пишутся, а не выговариваются слова.

Следующим этапом будет диктовка. Выбирайте несложные, адаптированные для 1 класса тексты, не спешите, делайте паузы, оговаривайте начало и конец предложения. Хорошо помогает подготовиться к диктантам чтение, во время которого тренируется зрительная память. В мире существует множество случаев, когда человек, не зная ни одного правила или исключения, пишет абсолютно правильно и грамотно. Это связано с его начитанностью и хорошей памятью.

Как научить ребенка писать сочинение?

Написать самому сочинение — сложная и непонятная задача для маленького человечка. Хоть на уроке учитель всегда объясняет, как это делать, основное бремя ложится на плечи родителей.

В первую очередь расскажите малышу, что сочинение — это выражение его мыслей, чувств, эмоций и даже фантазий, и оно имеет свою структуру и тему. Чтобы в будущем у малыша не возникало сложностей с подобными заданиями, запомните эти простые правила:

  • уделяйте внимание полноте его словарного запаса (много читайте, пересказывайте);
  • развивайте умение выразить собственное мнение (отвечайте на вопросы, разворачивайте дискуссии и т. д.);
  • следите за структурой речи, не позволяйте выражать мысли хаотично;
  • гуляя или играя, подбирайте синонимы и эпитеты (пусть малыш и не понимает еще значения этих слов), характеризируйте знакомые вещи или процессы с разных сторон.

Если вы будете придерживаться этих правил, то из класса в класс (а писать ребенок будет сочинение в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классе) его словесное мастерство будет все лучше и лучше.

Изложение — это краткий пересказ текста. Малыши не всегда умеют или понимают, как это делать. Чтобы с младших классов не возникало с этим проблем (а писать изложения он будет от 1 по 8 класс включительно), нужно начинать обучение еще до поступления в школу. Прививайте чаду способность воспроизводить услышанное в устной или письменной форме, выделять основную информацию и отбрасывать ненужный материал.

Чтобы добиться нужного результата, просите отпрыска кратко описывать прочитанную книгу или рассказ, выделять главных героев, объяснять их действия и т. д.

После того как малыш освоил родную письменность и речь, можно приступать к изучению письма на английском.

Основные методики и способы обучения мало чем отличаются от аналогичных процессов на родном языке. Главное, чтобы ребенок понимал, что и зачем он изучает, а также был заинтересован в этом.

Часто педагоги проводят параллели с уже изученным материалом, демонстрируют схожести и различия в словах, буквах и цифрах разных народов.

Активно используются в этих целях прописи, тетрадки, учебники и адаптированная художественная литература, периодические издания (журналы, газеты), игры и песни.

Как научить писать ребенка-левшу?

Мама ребенка-левши должна быть готовой к тому, что может столкнуться с некоторыми сложностями, обучая его письму.

Леворуким детям стоит уделить двойное внимание к позе, в которой они сидят за партой, а также положению тетрадки. Также нужно научить малыша правильно держать ручку и карандаш в левой руке, красиво и аккуратно изображать буквы. Правильно подберите освещение, следите за наклоном букв и не удивляйтесь тому, что некоторые значки будут получаться зеркальными.

Без клякс, исправлений и ошибок не обойтись, но стоит воспринимать это как временные сложности, ведь рано или поздно даже ребенок-левша начнет красиво и грамотно писать.

Как научить ребёнка грамотно писать? Этот вопрос рано или поздно задают себе родители любого школьника. Проблема грамотности была и остаётся одной из самых злободневных в школьном обучении, и связана не только со знанием орфограмм и правил пунктуации, но и с особенностью работы механизмов зрительного и слухового восприятия ребёнка.

Часто родители сталкиваются с интересным парадоксом: , демонстрирует хорошее знание орфографических правил и грамматических норм, а, написав, диктант, умудряется сделать в нём много ошибок. Другой же ребёнок, не утруждающий себя заучиванием правил, пишет грамотно, не прилагая к этому особых усилий. В чём здесь секрет?

«Врождённая» грамотность: миф или реальность?

Довольно часто можно услышать такую точку зрения: грамотность – качество врождённое, как музыкальный слух или способности к рисованию, патологически безграмотный человек не способен, даже выучив все правила, писать грамотно.

Действительно ли это так? Дело в том, что пишущие без ошибок дети, как правило, наделены великолепной зрительной памятью. А если такой ребёнок ещё и много читает, то умение писать грамотно, не утруждая себя знанием правил, ему практически гарантировано. Ребёнок просто «фотографирует» нужный вариант написания слова в своей памяти, и правильно переносит его на бумагу во время диктанта.

Да, это так, согласятся родители, а что тогда делать тем детям, у которых зрительная память не развита так хорошо? Ответ очень прост – развивать её, тем более что упражнения для развития зрительной памяти не так уж сложны и могут проводиться родителями во время домашних занятий по подготовке уроков.

Как научить ребёнка грамотно писать, используя механизмы зрительного восприятия?

Тренируем зрительную память

Переписывание – самый простой способ тренировки зрительной памяти. Несмотря на его простоту и доступность, есть несколько важных моментов, которые помогут сделать этот вид работ наиболее эффективным:

  • Для того чтобы сделать переписывание приятным и не вызывающим у ребёнка скуку, для занятия лучше подобрать отрывки из любимых книг. Текст должен нравиться ребёнку и вызывать у него интерес.
  • Закройте следующую за переписываемой строкой строчку прозрачной линейкой. Тогда ребёнку будет легче быстро отыскать глазами в тексте то место, которое он переписывает.
  • Определите рамки текста, которые ученик должен переписать за один приём: посмотрел – запомнил – переписал. На начальном этапе это может быть одно слово, в дальнейшем количество слов увеличивается, а в результате длительных тренировок ребёнок сможет переписывать целые предложения сразу. Это будет выглядеть так: прочитал целое предложение, запомнил, переписал. Именно это результат, к которому надо стремиться.
  • В процессе переписывания подключаем зрительную память: читая текст, ребёнок должен чётко проговаривать все слова, максимально сохраняя их звуковое произношение, то есть читать, так как слово пишется, а не так, как оно слышится. Например, слова с йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я», нужно произносить, сохраняя призвук «Й».
  • Следите за тем, чтобы, переписывая, ребёнок не подглядывал в оригинал до того момента, пока не будет полностью записан предыдущий кусок текста.

«Шпионская» техника

Для того чтобы разнообразить занятия по переписыванию, можно предложить детям немного побыть шпионами, и провести занятие следующим образом. В этом случае будет лучше, если отрывок текста, который переписывается, находится не перед ними на столе, а в другом месте или помещении.

«Шпионы» подходят к книге, запоминают отрывок и идут на своё рабочее место, садятся и по памяти воспроизводят нужный текст. В результате многочисленных походов между оригиналом и местом, где дети пишут, отлично тренируются механизмы «мысленного» фотографирования. Более простой вариант выполнения этого задания – книгу можно оставить немного в стороне от того места, где происходит переписывание, но при этом участок «фотографируемого» учеником текста необходимо закрыть листом непрозрачной бумаги.

Юный археолог

Тоже интересный вариант занятия, которым можно разнообразить задания по переписыванию. Распечатайте отрывок из нужной книги в текстовом редакторе, затем обработайте его, сознательно «испортив»: пропустив безударные гласные, или падежные окончания, сдвоенные «н», и другие места в словах с орфограммами. Пропущенные места можно обозначить звёздочками или троеточием.

Затем предложите юному археологу восстановить испорченный текст, вставив правильные буквы. Это задание можно варьировать: например, пропускать не только буквы в словах, но слова целиком: глаголы, прилагательные и т.д. Тогда задание станет по-настоящему интересным, потребует не только знания орфограмм, но и правил грамматики.

Работа над ошибками

Что предполагает обычная работа над ошибками, совершенными в недавно написанном школьником диктанте? Ученик переписывает слова в столбик, пишет напротив правильный вариант слова, выделив нужную орфограмму. Этому виду работ на уроке отводится не более 10–15 минут.

Не удивительно, что уже на следующий день те слова, которые были написаны неправильно, забываются, и в следующем диктанте ошибки повторяются заново.

Составляем реестр ошибок

Проанализируйте дома вместе с ребёнком написанный в школе диктант. Пусть он выпишет слово с ошибкой на отдельный лист, и побудет учителем: взяв ручку с красной пастой, выделит ошибку. Затем напишет рядом правильный вариант слова, обозначив нужную орфограмму. Листы с ошибками складывайте в отдельную папку, повторяя время от времени их на домашних занятиях.

Предлагайте ребёнку придумать самостоятельно предложения, в которых будут использоваться слова, где он допустил ошибки. Слова, которые чаще вызывают у него затруднения, можно, переписав на отдельный лист, прикрепить над его рабочим столом, выделив красным цветом его ошибки.

Учим орфограммы, как правильно?

Зачастую дети именно «заучивают» правила, не совсем чётко представляя, о чём именно идёт в них речь. В результате начав изучать в старшей школе причастия и деепричастия, ребёнок не может применить орфограмму правильно просто потому, что в начальной школе он не смог хорошо усвоить определения и свойства таких частей речи, как глагол и имя прилагательное.

А ведь именно эти части речи участвуют в образовании причастий, деепричастий и отглагольных прилагательных, правильное написание которых даётся далеко не всем ученикам.

Совет педагога:

Родители должны добиться, того, чтобы к началу обучения в старшей школе ребёнок хорошо знал все, изучаемые в младшей школе части речи: имя существительное, прилагательное, глаголы, числительные и местоимения и предлоги.

Необходимо, чтобы ученик понимал, какими свойствами они обладают и чем отличаются, быстро и правильно находил и определял их в тексте. Тогда изучаемые в старшей школе орфограммы, на правописание таких частей речи, как причастия, деепричастия и наречия где чаще всего допускается ошибки, не будут для него куском «мёртвой» информации, а будут успешно применяться на практике.

Ох, уж эти запятые…

Правила синтаксиса вызывают не меньше затруднений, чем правила орфографии, тем более что законы пунктуации в русском языке достаточно сложны и не всегда однозначны. Знание правил обособления (выделения в тексте запятыми частей предложения) не всегда являются залогом правильной расстановки знаков препинания. Тем не менее, требования к уровню пунктуационной грамотности учеников достаточно высоки – две пропущенные запятые уже дают повод учителю не поставить отличную оценку.

Совет педагога:

Необходимо объяснить ребёнку, что существует прямая связь между паузой, которая делается при чтении текста и постановкой запятой или другого знака препинания. Другими словами, правильно, читая текст, выделять знаки препинания интонацией. Пониманию этого будет способствовать выразительное, с учётом всех знаков препинания, чтение ребёнком отрывков текста вслух.

Можно практиковать диктанты «наоборот» – пусть ребёнок диктует, максимально используя интонацию, там, где он видит знаки препинания, а кто-то из взрослых пишет под его диктовку. Взрослый может намеренно допустить несколько ошибок. Предложите ребёнку поработать учителем – найти и исправить ошибки, допущенные взрослым во время диктовки. Это занятие не только закрепит знание орфограмм и пунктограмм, но и повысит самооценку юного «учителя», что немаловажно в процессе любого обучения.

Грамотность как показатель образованности

В последнее время все чаще можно услышать такую точку зрения родителей школьников: серьёзное изучение орфографии уже не востребовано как раньше, ведь существует масса программ проверки правописания. А усиленное изучение правил только «засоряет голову», в то время как будущему программисту или веб-дизайнеру не очень-то нужно уметь писать грамотно.

Понятия о показателях образованности сейчас действительно изменились, но если оперировать классическими представлениями, то и правильно – было, есть и остаётся наиболее ярким признаком, характеризующим образованного человека.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Вебинар специалиста по вопросу — готов ли ваш ребёнок к обучению грамоте:


Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.