Друг мой ситный. Друг ситцевый. и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга

Высказывания Константина Паустовского о величии Русского языка.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. -Константин Паустовский

По отношению каждого человека к своему языку, можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. - Константин Паустовский

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. - Константин Паустовский

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. - Константин Паустовский

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. - Константин Паустовский

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники. - Константин Паустовский
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. - Константин Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Константин Паустовский
С русским языком можно творить чудеса! - Константин Паустовский

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. -Константин Паустовский

Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. –Константин Паустовский

Счастье дается только знающим. - Константин Паустовский
Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. - Константин Паустовский

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины. - Константин Паустовский

Рецензии

МНОГОУВАЖАЕМАЯ МАРИНА! ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА ВАМ ЗА ПРОЧТЕНИЕ И ОТЗЫВ! ВЫ - ПРАВЫ! ЯРКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РУССКИХ КЛАССИКОВ, ПОТОМУ Я ВЫСТУПАЮ ЗА ТО, ПРИ ПРИМИТИРОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕЛЬЗЯ И О ЧИСТОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТЫВАТЬ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ! СОВСЕМ ЗАБЫЛИ. ЧТО ЕСТЬ СЛОВО "СЕЙЧАС" , А НЕ ЩАС. С ПОЧТЕНИЕМ САРИЯ!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В. Н. Крашенинникова

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе

«С русским языком можно творить чудеса» (К. Паустовский)

(«Употребление глаголов в произведениях

И. Баукова и К. Паустовского»)

Цель: расширить представления учащихся о коммуникативной и эмоционально-выразительной роли глаголов в речи.

Задачи:

    закрепить знания учащихся об употреблении глаголов в художественных произведениях и конкретных жизненных ситуациях ;

    развивать коммуникативные умения и навы ки учащихся в процессе самостоятельной творческой деятельности;

    развивать речевую культуру учащихся;

    воспитывать любовь к родине, природе, языку.

Оборудование : карточки с заданиями; «Времена года» П. И. Чайковского, с лайды, выполненные в программе Microsoft Power Point .

Ход урока.

Мотивация урока.

Учитель. Сегодня у нас с вами будет необычный урок: мы совершим путешествие в мир художественного слова. Мы продолжим знакомиться с творчеством писателей, которых объединяет очень многое и, прежде всего, – их неразрывная связь с нашим рязанским краем. Во время путешествия нам понадобятся знания, полученные на уроках русского языка, и особенно знание глагола. Очень хотелось бы, чтобы в конце нашего путешествия вы убедились в истинности слов К. Паустовского, сказавшего: «С русским языком можно творить чудеса».

Повторение темы «Глагол».

Устная работа со стихотворением рязанского поэта И. Баукова « Говори мне о России».

Говори мне о России

Говори о звездной ночи,

О березах, об осинах.

Говори, о чем захочешь,

Лишь бы только о России.

Лишь бы только за беседой

Отдохнул я от чужбины.

Говори мне о соседях,

Говори мне о рябине.

Говори о черных пашнях,

О высоком темном боре,

Говори о реках наших,

Что играют на просторе.

Говори мне об угодьях,

О лесных тропинках узких,

О весеннем половодье,

О раздолье нашем русском.

Говори о звездной ночи,

О рязанском небе синем.

Говори, о чем захочешь,

Лишь бы только о России.

Задания к прочитанному стихотворению.

1.Выразительно прочитайте стихотворение вслух.
2.Каким настроением оно проникнуто?

3.Какие глаголы употреблены в стихотворении? Определите их наклонение.

Беседа по вопросам.

В стихотворении 9 раз встречается глагол «говори». Является ли это стилистической ошибкой? (Нет, повтор является особым художественным приемом в литературе).

Почему поэт повторяет это слово? (Он взволнован). Да, в художественном тексте мастера лексические повторы – это средство создания выразительности речи: тон повествования становится более эмоциональным, взволнованным.

В каком наклонения употреблен глагол «говори»? (В повелительном). В каком числе? (В единственном). Какую функцию он выполняет? (Создает ощущение беседы с читателем, активизирует его внимание).

Какие еще глаголы употребляются в стихотворении? («Захочешь», «отдохнул бы»). Докажите, что это глаголы.

В каком значении употреблен глагол «отдохнул бы»: в прямом или переносном? Подберите синонимы к слову «отдохнуть». (Отвлечься, переключиться, забыться). Почему именно это слово использует автор? (Ему очень тяжело находиться вдали от родины). Подберите антонимы к слову «отдохнуть». (Устать, утомиться, измучиться, изнемочь, намаяться). Автор устал, измучился, испытывая тоску по России.

В каком наклонении употреблен глагол «отдохнуть»? (В условном). Почему этот глагол употреблен именно в условном наклонении? (У автора не было возможности «отдохнуть» сейчас). Захочешь – разноспрягаемый глагол изъявительного наклонения.

Письменная работа со стихотворением.

Подчеркните глаголы как члены предложения.

Беседа по вопросам. В чем особенность грамматических основ? (В некоторых предложениях нет подлежащего). Перестройте предложения так, чтобы в грамматическую основу входило подлежащее. Что изменилось? Предложения без подлежащего более лаконичны, придают динамичность повествованию.

Обратите внимание на глагол «играет». Что обозначает выражение «река играет»? Какое средство выразительности используется? (Метафора). Подберите синонимы. (Сверкает, блестит, блистает, сияет, искрится, переливается). Почему поэт использовал именно это слово? В чем особенность его значения? (Поэт говорит о реке как о живом существе).

Почему повторяются первые строки?

Моделирование ситуации. Предположите, в какой ситуации находится герой стихотворения? Кому оно может быть адресовано?

Рассказ учителя о поэте.

Иван Петрович Бауков родился в маленьком, прижавшемся к кромке мещерских лесов селе Старикове, что в десяти километрах от села Ижевского, где он и учился. Позже поэт вспоминал: «Село Ижевское очень красивое. Расположено оно вдоль большого озера, которое, как и село, протянулось на целых семь верст. А справа за озером раскинулись самые прекрасные в России ижевские заливные луга до самой Оки. В это село я бегал в школу крестьянской молодежи. И сейчас еще стоит в моих глазах картина: снег, мороз скрипит под валенками, звездное небо; я бегу из школы в свое село, а зайцы в стороне от дороги бегут к садам и огородам».

Это стихотворение создано в апреле 1945 года, на пороге Победы. Бауков прошел войну от первого до последнего дня. Строки стихотворения звучат как доверительный разговор с другом. Внешне простые, стихи Баукова несут в себе глубокую мысль и подлинные чувства.

Вывод. Какова же идея стихотворения, его главная мысль? (Поэт передает в стихотворении тоску по родине, по России).

Физминутка.

Слово учителя. Это стихотворение напомнило мне другие строки, строки, написанные другим писателем, чья жизнь тоже связана с рязанской землей, - К. Г. Паустовским. Паустовский родился в Москве, но на протяжении двух десятилетий приезжал в Солотчу, там были написаны его лучшие произведения. Во время Великой Отечественной войны Паустовский был корреспондентом на Южном фронте, по сути дела таким же солдатом. Позже он писал, что никогда с такой остротой не вспоминал наш рязанский край, как на войне. Он ловил себя на том, что нетерпеливо ждет ночи, когда, лежа в кузове машины и укрывшись шинелью, сможет вернуться мыслью к своим любимым местам и пройти по ним медленно, вдыхая сосновый воздух. Паустовский говорил себе: «Сегодня я пойду на Черное озеро, а завтра, если буду жив, на берега Пры или на Требухино». (Показ слайдов).

Комментируемое письмо (комментирование указанных орфограмм и пунктограмм в отрывке из воспоминаний К. Г. Паустовского).

Между сосенок на песча…ой земле р…стет высокая сухая трава. Сер…дина каждой тр…винки с…дая, а кр…я темно (зеленые). Эта тр…ва реж…т руки. Тут же цв…тет много ж…лтых бе…смертников и белой п…хучей гвоздики. А под соснами в…днеются м…лочные м…слюки.

За с…сняком начина…т…ся высокий бор. По его краю идет з…росшая д…рога.

К. Г. Паустовский.

Между сосенок на песчаной земле растет высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава режет руки. Тут же цветет много желтых бессмертников и белой пахучей гвоздики. А под соснами виднеются молочные маслюки.

За сосняком начинается высокий бор. По его краю идет заросшая дорога.

К. Г. Паустовский.

Фронтальная беседа с классом по записанному тексту.

    Какую картину представляете вы, читая текст?

    Что видел Паустовский во время своего мысленного путешествия? (Травинки, бор и т. д.).

3.Прочитайте внимательнее еще раз отрывок и скажите: что запомнилось писателю еще, кроме внешнего вида растений, дороги? (Запах гвоздики). Ему представлялись не только предметы, явления, но и лесные запахи. Он видел, чувствовал запах гвоздики.

4.В каком времени употреблены глаголы в рассказе о прошедших событиях? (В настоящем времени).

Трансформация текста.

Давайте проведем эксперимент: заменим глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Вариант трансформации текста:

Между сосенок на песчаной земле росла высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава резала руки. Тут же цвело много желтых бессмертников и белой пахучей гвоздики. А под соснами виднелись молочные маслюки.

За сосняком начинался высокий бор. По его краю шла заросшая дорога.

Прочитаем измененный текст. Возможна ли такая замена? (Да.) А какой текст выразительней? Обязательно ли было автору употреблять в тексте формы настоящего времени, ведь речь идет о прошедших событиях? (Выразительней текст с глаголами настоящего времени. Паустовский использует глаголы в настоящем времени для большей живости и наглядности изображения прошедших событий, словно путешествие по лесу происходит сейчас, в настоящее время).

Каков вид употребленных глаголов? (Несовершенный вид). Употребление глаголов несовершенного вида делает повествование более размеренным. Читателю понятно: события повторяются, они неоднократные.

Обратите внимание на глагол «режет». О чем говорит это выражение - «трава режет руки»? (Паустовский помнит даже свои ощущения). Каждый ли человек так подробно может описать свои ощущения? (Только неравнодушный, наблюдательный, любящий природу, родину).

В прямом или переносом значении употреблен глагол «идет»? (В переносном). Приведите пример, когда он использован в прямом значении. Что мы поняли, прочитав этот отрывок из воспоминаний Паустовского? (Он передает щемящую тоску писателя по родным местам). Почему мы уверены в том, что Паустовский скучает по родному краю?

Обобщение в конце урока Вывод. Что объединяет два произведения? (Авторы скучают по родному краю, любят его). Что отличает? (Одно взволнованное, другое более спокойное). Что придает взволнованность первому стихотворению? Спокойный тон - второму? (Использование различных форм глаголов). Глаголы создают ритм произведения. Для чего мы изучаем русский язык? (Не только для того, чтобы научиться грамотно писать, но и для того, чтобы научиться правильно говорить самим и понимать то, что говорят другие, в том числе писатели и поэты, которые учат читателя видеть, слышать природу, тонко ее чувствовать).

6. Работа по моделированию речевой ситуации и составление собственного текста с учетом заданной речевой ситуации.

Создание миниатюры по данному началу: «Когда я нахожусь вдали от родного дома, я…» Слова для справок: я вспоминаю, думаю, мечтаю, вижу, слышу, представляю, скучаю.

Проверка.

Итог урока. Надеюсь, что вы убедились в истинности слов К. Паустовского,

сказавшего: «С русским языком можно творить чудеса».

Наше путешествие в мир художественного слова сегодня не заканчивается. Мы будем продолжать постигать красоту и выразительность русской речи. И, конечно же, будем продолжать знакомиться с творчеством рязанских писателей.

    Что интересного и нового мы открыли?

    Какие затруднения встречались на уроке?

    Чему научились?

    Какие задания вызвали наибольший интерес?

    Что особенно понравилось? Понравился вам урок?

Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание.

Литература. На выбор. 1. Выучить наизусть стихотворение или прозаический отрывок. 2. Отработать выразительное чтение текстов.

Писатели о языке К.Г. Паустовский К.Г. Паустовский «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».




1 препятствие о б м к о б а у м п а с р б с м и а н «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.








5 препятствие Закономерности Конь (пень) пена Конь (пень) пена Луна (…) вера Луна (…) вера Котёл (тёлка) карп Котёл (тёлка) карп Сокол (…) оспа Кино (нота) тальк Сокол (…) оспа Кино (нота) тальк Море (…) каша Море (…) каша Сарай (сало) солома Сарай (сало) солома Радио (…) помада Радио (…) помада


Хорошую речь хорошо и слушать. (Пословица) «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь.» Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь.» А. С. Пушкин А. С. Пушкин


6 препятствие Закончи пословицу Век живи – век … Век живи – век … Ветер рушит горы, а слово - … Ветер рушит горы, а слово - … Слово- серебро, а молчание - … Слово- серебро, а молчание - … Одно дело делаешь-… Одно дело делаешь-… Чего себе не хочешь, того и … Чего себе не хочешь, того и … Человек от лени болеет, а от… Человек от лени болеет, а от… Труд кормит, а… Труд кормит, а… Слово не воробей: … Слово не воробей: … Делу время-… Делу время-… Хочешь есть калачи-… Хочешь есть калачи-…


Задание для болельщиков У кого глаза велики? Чем горю не поможешь? Кого по осени считают? Что красит человека? Чем не кормят соловья? В какие сани не следует садиться? Без чего не вынешь рыбку из пруда? Что надо беречь смолоду? Где бывает бесплатный сыр? Какую еду иногда просит обувь?


7 препятствие Одно на двоих Кровь(…)цветок Кровь(…)цветок Друг(…) шкаф Друг(…) шкаф Воспоминание(…)лекарство Воспоминание(…)лекарство Напиток(…) загар Напиток(…) загар Утро(…) развитие Утро(…) развитие Диван(…) хлеб Диван(…) хлеб Разговор (…) дождь Разговор (…) дождь Взгляд(…) куст Взгляд(…) куст Запах(…) анекдот Запах(…) анекдот Ткань (…) мысль Ткань (…) мысль Душа (…) посуда Душа (…) посуда Слово(…) человек Слово(…) человек


8 препятствие Быть грамотным стремись и впросак не попадись! Стаял чюдесный звезный вечер. Внибесной синеве паказался первый лучь сонца. Радосные возвращялись дети дамой. Стаял чюдесный звезный вечер. Внибесной синеве паказался первый лучь сонца. Радосные возвращялись дети дамой. Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знокома. В чяще леса слышался галасок малинофки. Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знокома. В чяще леса слышался галасок малинофки.


Проверь себя Стоял чудесный звездный вечер. В небесной синеве показался первый луч солнца. Радостные возвращались дети домой. Стоял чудесный звездный вечер. В небесной синеве показался первый луч солнца. Радостные возвращались дети домой. Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки. Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.


Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает правил. Учите русский - годы кряду, Учите русский - годы кряду, С душой, с усердием, с умом! С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, Вас ждёт великая награда, И та награда - в нём самом. И та награда - в нём самом.


Лачинова Ольга Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "С русским языком можно творить чудеса..."
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: среднее образование

Внеклассное мероприятие в 6 классе

Путешествие в страну «Грамматика»

« С русским языком можно творить чудеса!»

Лачинова Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Статья относится к разделу: Внеклассная работа по русскому языку

Цели и задачи:

Развитие интереса к предмету;

Повышение языковой культуры учащихся;

Вовлечение ребят в активную познавательную деятельность.

1 ведущий

Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без

всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и

вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в

душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении

2 ведущий

Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый разум, здравое рассуждение,

хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики… Н. Новиков.

3 ведущий

С русским языком можно творить чудеса!

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским

языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна,

громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и

мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного

выражения. К. Г. Паустовский.

С русским языком можно творить чудеса?! А где происходят эти чудеса?

2 ведущий

В одном необыкновенном королевстве, которое называется – ГРАММАТИКА!

Королева ждет вас!

3 ведущий

Ребята, а вы любите русский язык? Знаете правила? Грамотно пишете диктанты, без

ошибок? Вот это мы сейчас проверим!

В одной очень любимой нами всеми книге живут герои: Пух, Пятачок, Кристофер

Робин, Кролик…Кажется, я кого – то не назвала? Подскажите, ребята?

Правильно! Это Сова.

1 ведущий

Сова жила в великолепном замке « Каштаны «. Да, это был не дом, а настоящий замок.

Во всяком случае, так казалось Медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с

кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было прибито объявление:

Прашу нажать эсли не аткрывают

А под колокольчиком другое объявление:

Прашу падергать эсли не аткрывают Сава

Оба объявления паписал Кристофер Робин, который во всем Лесу умел писать. Даже

Сова, хотя она была очень – очень умная и умела читать и даже подписывать свое имя –

Сава – и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова. Ребята, а вы сможете

правильно написать эти слова? Кто хочет исправить ошибки?

Вот теперь мы можем смело отправляться в королевство Грамматики!

Звучит музыка. Дети танцуют вальс.

Королева Грамматика приветствует гостей:

В моем королевстве живут дружно звуки, слова, части речи, знаки препинания.

Ребята, а кто мне скажет, что изучает ЛЕКСИКА?

СЛОВО! Сколько загадочных тайн и открытий таит оно в себе! Давайте убедимся в

этом. Я предлагаю вам, ребята, выполнить творческое задание: написать сочинение –

Мы должны подобрать слова, чтобы ярко и образно описать произведение живописи.

Посмотрите на картину Кончаловского « Сирень». Не правда ли, на нас сразу пахнуло

весной? А вам нравится сирень? Художник передал свежесть и великолепие цветов

красками, мы постараемся передать свои чувства словами. Вот опорные слова:

таинственно, благоухающее, роскошно, необычно, чарующе, упоительно, медвяно,

дивно, загадочно. Посмотрим, как от одного маленького слова, но драгоценного слова

зазвучит мысль!

Вместе с королевой ребята составляют текст - сочинение – этюд:

О маленькое чудо!

Пышные кисти белой и лиловой сирени в букете дышат свежо и благоухающе. Просто

таинственно околдовывают ее кружевные ветви, роскошно склонив свои душистые

грозди. Необычайно красивы нежные цветы – звездочки. Аромат сирени медвяно тает в

комнате, наполняя ее дивным запахом.

Букет сирени, еще влажный от ночной росы, выглядит загадочно и дивно!

Молодцы, ребята. Убедились, какие чудеса можно творить с русским языком!

1 ведущий

Прекрасные слова сказал Н. В. Гоголь:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто,

крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи!»

2 ведущий

Уважаемая Королева! А подскажите, пожалуйста, кто те две маски, что так мило

беседуют в компании с Лексикой и выглядят так контрастно?

(Маски – двое ребят- девочка в белом бальном платье; мальчик в черном костюме)

Королева: А давайте спросим у наших гостей, ведь они – знатоки русского языка.

Дети: Это АНТОНИМЫ!

Антонимы приглашают ребят к участию в дидактической игре.

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по

вертикали, составят очень хорошее слово:

Широкий –

Твердый –

Старый –

Скучный –

Бесполезный –

Неряшливый –

(Ответ: узкий, мягкий, новый, интересный, ценный, аккуратный – УМНИЦА.)

Дети получают медальки – «умница»

Сценка « Веселые рифмы»

Учитель: Здравствуйте, дети! Отвечаем урок. К доске пойдет…

Сердце так и гложет страх.

Эх, не помню как назло!

Вот бы нынче повезло!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто – нибудь помог.

Ух, захватывает дух!

Притворюсь – кА, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух… не вызвали!

3 ведущий

Ребята, а кто эти маленькие словечки, которые спасли всех от «двойки?»

Надеемся, что в нашей школе дети дружат с МЕЖДОМЕТИЯМИ и с желанием отвечают

А теперь послушайте, какие интересные истории рассказывают междометия о себе.

БАЮ – БАЙ. Родное, знакомое всем с детства междометие укачивания малыша

употребляется обычно не в одиночку, а целой цепочкой – баю – баюшки – баю, баю –

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки. Таким

образом, слово баю – бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и

обаятельный.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое обычное

русское междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак

вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко

благожелательным. Ведь ЗДРАВСТВУЙ буквально значит «будь здоров», а точнее –

аналогично современному ПРИВЕТСТВУЮ.

1 ведущий

Итак, ребята! Будьте вежливы, спешите приветствовать в первую очередь взрослых и

друг друга!

Наше путешествие продолжается, и я приглашаю желающих принять участие в конкурсе

настоящих эрудитов – Знатоков русского языка!

Внимание! Вопрос! Что же находится в черном ящике?

ЭТО цитрусовое дерево, а также сочный ароматный сладкий плод с его мягкой

оранжевой кожурой.

(МАНДАРИН)

Королева Грамматика:

Очень похвально, дети! Я очень рада встрече с вами и убеждена, что вы любите русский

язык, развиваете речевую культуру, дружите со словарями. А в благодарность всем –

сладкие ароматные МАНДАРИНЫ!

До свидания! До новых встреч в необыкновенном королевстве – ГРАММАТИКА!

Ведущие благодарят всех участников мероприятия.

Данные об авторе

Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Предмет(ы):

Русский язык

Краткое описание:

Урок-обобщение пройденного по разделу "Лексика". Применение различных форм урока.Этимологический анализ слова, инсценирование, распределительный диктант, отгадывание загадок, составление предложений,работа за компьютером.

"С русским языком можно творить чудеса...". Урок- обобщение.5 класс.

Эпиграф: С русским языком можно творить чудеса, нет ничего
такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было
передать словом.

К.Паустовский.

Цели и задачи.
Воспитание любви к родному языку, бережного отношения к слову.
Обобщение и систематизация знаний по теме “Лексика”.
Развитие творческого мышления учащихся, расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

Оборудование: компьютер, проекторная доска. тестовые задания

Ход урока
Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране, которая называется “Лексика”.
Недавно мы с вами закончили знакомиться с этим разделом, и целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика» и проведение исследования..
Поплывём мы с вами в эту чудесную страну на корабле Знаний. (Слайд 1)
Ребята, а кто знает, почему морское судно, на котором мы с вами поплывём, назвали кораблём, и почему в корне после буквы «ка» пишется о? Запишем это слово на доске и в тетрадях и обратимся за помощью к этимологическому словарю.
(Слайд 2)
«Этимологическая страничка».
Корабль- ранее назывался корабь. Исконно - русское слово корабь было образовано от той же основы, что и кора, короб, корыто. И короб, и корыто, и судно, названное потом кораблём, выдалбливали из ствола дерева, снаружи такая посудина была покрыта корой (корка, корочка).

Корабль, корабь, короб, корыто, кора (корка, корочка) - родственные слова.

Чтобы наше путешествие было успешным, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Эпиграфом урока станут слова известного русского писателя К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом».
(Слайд 3)

Компасом будут служить ваши знания
(Слайд 4)
Для начала вспомним:
- Что такое Лексика?
(Это словарный состав языка).
- Что такое лексикон? (Запас слов, лексика)
Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться - ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.
Инсценированное чтение стихотворения по ролям .
Ученица:
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:

Ученик:
- Они ползут, а он им - раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей - раз! Она им - раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…

Ученица:

Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

Ребята, а вы поняли о чём это кино?
Вывод: У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Познакомимся с картой путешествия, рассмотрим карту страны Лексика и познакомимся с городами и со словами, которые там встречаются.
(Слайд 5)

Начнём путешествие с города, где живут однозначные и многозначные слова.

- Какие слова мы называем однозначными, а какие многозначными?
(Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение.
Многозначные слова имеют несколько значений).

Жители города Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться. Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ - многозначное слово. Запишите в тетради под цифрами разные значения этого слова. Для справок: планета, территория, Родина, почва, суша.

1. Мы получили право путешествовать по земле острова. (земля - территория)
2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)
3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)
4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)
5. Береги землю родимую , как мать любимую. (Родина)

Работа по вариантам.
1 вариант - фонетически разобрать слово родимую.
2 варинт - синтаксически разобрать 4 предложение.

А теперь мы подходим к городу, где живут слова с Прямым и переносным значением.
- Что такое прямое и переносное значение слова?
(1. Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится
с явлениями объективной действительности.
2. Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства).
(Слайд 7)

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
Тяжесть багажа - тяжесть утраты.
Гибкость ума - гибкость ветки.
Каменное сердце - каменные груды.
Зрелые плоды - зрелый человек.
Строить мост - строить планы.
Золотые руки - золотое кольцо.
Хранить ценности - хранить молчание.

В левую колонку выписать словосочетания с прямым значением, а в правую - с переносным значением.

Знакомство с жителями следующего города проведём за компьютерами.Сначала ответьте на вопрос:

Что такое антонимы?
(Это слова, противоположные по значению)

Отгадать загадки.

(Слайд 8)

1. Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима).

2. Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех —
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач).

3. Я антоним к слову зной,
Я в лесу, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).

4. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Да и в школе я нужна.
Называюсь … (тишина).

Физминутка.

Буратино потянулся (подтягиваются),
Раз нагнулся, два нагнулся (наклоняются вперёд).
Руки в сторону развёл(разводят руки),
Ключик видно не нашёл (пожимают плечами).
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (встают на носочки).

Продолжаем путешествие по стране Лексика..
-Что такое синонимы?
(Это слова, близкие друг другу по значению).

Подберите к словам синонимы. .

(Слайд 9)
Друг - (приятель, товарищг)
Отважный - (отважный, храбрый)
Добрый - добродушный, сердечный, гуманный)

- Что такое омонимы?

(Это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию).

Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.

Учитель: Встретились два друга: Сашка и Матвей.

Инсценирование.
Сашка: - А у меня дома овсянка!
Матвей: - Подумаешь. У меня дома тоже овсянка.
- Люблю овсянку!
- И я люблю! -
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это - вкусная! Как это - с молоком?
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?!
- Как это - про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне - мою овсянку слушать.
- Айда! А потом ко мне - мою овсянку кушать!

Итак, ребята, о каких омонимах идёт речь? (Овсянка - каша и овсянка - птица Средней Сибири.)
(Слайд 10)

Завершает наше путешествие ТЕСТ.
(Слайд 11)
1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?
А) каменное сердце
Б) каменное здание
В) золотые серьги

2. Найдите многозначное слово:
А) звезда
Б) самолет
В) композитор

3. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:
Бросать, кидать, ловить

4. Найдите лишнее слово:
А) Водный
Б) Водяной
В) Водитель
Г) Наводнение

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по стране Лексика.
Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика». Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.
ИТОГ.
- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы,?
(Чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Домашнее задание: Выписать из художественных текстов 3 предложения с переносным значением слов.Найти в Толковом словаре 3 многозначных слова, составить с ними предложения.Подобрать по 3 пары синонимов.Подобрать по 3 пары антонимов