Задания по теме однокоренные слова. Словарик однокоренных слов. Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов

Конспект урока русского языка в 5 классе школы VIII вида

Тема: «Повторение пройденного. Подбор родственных слов».

Цель: закрепление умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), формирование умения правильно подбирать родственные слова для обогащения речи учащихся и повышения их орфографической грамотности (через повышение продуктивности проверки учащимися орфограмм в корне слова).

Закрепить умение находить однокоренные слова в предложении, выделять общую часть родственных слов, научить правильно подбирать родственные слова, различать родственные слова и разные формы одного и того же слова, дать представление об омонимичных корнях;

Развивать операцию сравнения, орфографическую зоркость;

Воспитывать любовь к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: индивидуальные таблицы оценивания работы на уроке, пословица на доске (Ум да разум надоумят сразу), предложения и слова на доске (1.Я потерял ключ от дома. 2.В овраге бьёт ключ из-под земли. 3.Ключевая вода очень полезна. Ключи, клюв, родник, ключик, включить), деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, мяч, корни -ход-, -бег- на закрытой доске, дифференцированные по объёму карточки с заданиями, слова для проверки задания 1 с карточки на закрытой доске (мороз, водитель, гусеница, печень, лисичка), карточки с домашним заданием.

Ход урока:

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать. (Выдача таблиц оценивания, подписывание числа в тетрадях).

2.Минутка чистописания .

Запись на доске:

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3. Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся .

Найдите в этой пословице однокоренные слова и выделите в них корень.

Взаимообмен тетрадями и таблицами, 1 человек выходит к доске и выделяет корни. Обсуждение классом, выводы: - Как вы определили, что эти слова являются однокоренными? (Они близки по смыслу и имеют одинаковую часть - корень). Как по-другому называются однокоренные слова?

Учитель озвучивает критерии оценивания:

1 балл в первую графу таблицы (Качество чистописания) - пословица списана аккуратно, без помарок и зачёркиваний, 0 б. - списано грязно или допущена хотя бы одна ошибка.

1 балл во вторую графу (Умение находить однокоренные слова в предложении) - найдено 2 или 3 слова с корнем -ум-; 0 б. -однокоренные слова найдены ошибочно или вообще не найдены; слова найдены, но корень выделен неверно.

Оценивают друг друга, обратный обмен.

4.Мотивация учебной деятельности .

Чтение учащимися предложений на доске:

а)Я потерял ключ от дома.

б)В овраге бьёт ключ из-под земли.

в)Ключевая вода очень полезна.

Назовите слова, имеющие одинаковый корень. Назовите этот корень. (Выделить корень на доске).

А теперь подумайте и скажите, в каком предложении слово «ключ» не является родственным по отношению к остальным двум словам? (- В первом предложении). Почему вы так считаете? (- Это слово отличается по значению от остальных). - Можно вычеркнуть предложение на доске.

Прочитайте слова под предложениями. (Ключи, клюв, родник, ключик, включить). Какие из них не являются родственными к словам «ключ» и «ключевая» и почему? (По очереди называют лишние слова, объясняют, вычёркивают). Запишите в тетрадь только родственные слова, выделите корень (ключ, ключевая, ключик).

Как выяснилось, не так-то легко бывает отличить чужака от родственника. Сегодня на уроке вы будете учиться сами правильно подбирать родственные слова. Для чего это нужно уметь делать?

Для того, чтобы правильно писать слова с орфограммами в корне (только изменением формы слова не всегда можно проверить сомнительную букву, например: ложка - ложки - ложечка); для того, чтобы грамотно говорить (например, нельзя сказать «листовое дерево», нужно говорить «лиственное»); наконец, для того, чтобы сделать свою речь более выразительной (не просто кот, а котище; не дом, а домишко).

5.Применение знаний и умений учащихся в новой ситуации .

Работа в группах: учащиеся делятся на группы (по возможности, равные), каждой группе выдаётся бумажный ствол дерева с записанным на нём словом и листья с возможными вариантами однокоренных слов. Дети должны, совместно приняв решение, отсеять лишние «листья», а слова, являющиеся однокоренными написанному на стволе слову, приставить к стволу так, чтобы получилось дерево.

Эталон выполнения задания:

Ствол 1: ворон. Листья: вороний, проворонил, ворона, воронёнок, вороной. Лишние листья: вор, воробей.

Ствол 2: рыба. Листья: рыбак, рыбёшка, рыбный, рыбка, рыбалка. Лишние листья: рыбу, работа.

Тематическая физминутка : встают, придумывают и называют слова с корнями, записанными на закрытой доске (-ход-, -бег-), передавая друг другу мяч по цепочке.

6. Обобщение и систематизация знаний учащихся .

Выдача дифференцированных по объёму карточек с заданиями.

1)Инструктаж по выполнению задания 1: Записать ряды родственных слов, исключив в каждой строке одно лишнее слово.

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка задания: демонстрирую слова на закрытой доске (- Проверьте, этих слов не должно быть в вашей тетради). Критерии самооценивания в таблице (столбец 3- Умение находить лишнее слово в ряду однокоренных): 1 б. - нет ошибок или 1-2 ошибки; 0 б. - не меньше 3ёх ошибок.

2)Инструктаж по выполнению задания 2: В каждое предложение нужно вставить подходящее по смыслу слово, являющееся родственным для подчёркнутого слова.

Работают самостоятельно, после завершения работы комментируют предложения вслух по очереди, оценивают себя в таблице по критериям предыдущего задания (столбец 4 - Умение подбирать родственные слова).

7.Подведение итогов урока .

Чему мы учились на уроке? Как правильно подобрать к слову родственные слова? Зачем мы этому учились?

Рефлексия: самостоятельно оценивают аккуратность своей работы в тетради в последней графе таблицы, озвучивают оценки за урок.

8.Домашнее задание : выдача карточек, инструктаж, запись задания в дневники.

И н с т р у к т а ж:

Чтение слов на карточке: Гора, горы, холм, пригорок, городок, горный, горит.

Было задание подобрать к подчёркнутому слову родственные. Вы должны проверить, правильно ли выполнено это задание и исключить все лишние слова, записав только ряд родственных слов.

*Возможные дополнительные задания:

1)Отгадывают загадки, по очереди придумывают родственные слова к слову-отгадке.

а) Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной -…..(медведь).

б) На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

в)Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (Кошка)

г)Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ль слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.


Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.

Огород - ...

Цветок - ...

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

  1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.
  2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:
    • садовник - сад - садовый (однокоренные слова);
    • садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
  3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.
  4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:
    • водить - водитель - водительский.
    Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
  5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:
    • бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
  6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом. )
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина ).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть - замирать п / пл лупить - луплю
    о / а спросить - спрашивать б / бл любить - люблю
    е / о (ё) петь - пою в / вл ловить - ловлю
    я / им снять - снимать м / мл кормить - кормлю
    а / ин сжать - пожинать з / ж узкий - уже
    ов / у ковать - кую ц / ч столица - столичный
    е / у (ю) клевать - клюю д / ст сладкий - сласти
    о / ноль звука сон - сна т / с цветы - цвести
    о / ноль звука сон - сна т / к пустить - пускать
    е / ноль день - дня ст / щ густой - гуща
    о / ы / у сохнуть - засыхать - сухой х / ш глухой - глушь
    о / ы / ноль звука посол - посылать - послать т / ч / щ светить - свеча - освещение
    и / й / ей лить - лью - лей д / ж / жд водить - вожу - вождение
    и / й / ой бить - бью - бой с / ш высокий - выше
    к / ч / ц кулак - кулачок - кулацкий
    г / ж / з друг - дружба - друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода ).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

корень -бел-

белить
белобрысый
белозубый
белок
белолицый
белолобый
белоручка
белорыбица(значение: рыба семейства сиговых)
белохвостый
белошвейка(значение: швея, шьющая бельё)
белуга (значение: крупная рыба семейства осетровых)
белужий
белый
побелка

корень -берёз-

березина (значение: река Березина – один из основных притоков Днепра)
березняк (значение: берёзовый лес, роща)
берёза
берёзин
берёзка
берёзкин
берёзовый
берёзонька
берёзонькин
берёзочка
берёзушка
подберёзовик(значение: съедобный трубчатый гриб с коричневато- чёрной шляпкой)

корень -бой

боевик
боевитость
боевой
боеголовка
боеприпасы
боеспособный
боец
бойница
бойня
бойцовский
бойцовый
боёк

корень -бол-

болезненный
болезнь
болельщик(значение: любитель наблюдать спортивные состязания)
болеть
болеющий
больница
больничка
больничный
больно
больной
болячка
заболевание
заболеть
переболеть

корень -брат-

братан
братание
братец
братик
братишка
братия
браток
братск
братский
братство
по-братски
собрат

корень -бук-

азбука
азбучный
буква
буквальный
букварик
букварный
букварь
буквенный
буквоед
букинист
буковка

корень -весел-

веселить
веселиться
весело
веселье
весельчак
веселящийся
веселёшенька
весёленький
весёлость
весёлый
повеселеть
повеселиться
развеселить
развесёлый

корень -весн-

весенний
весна
весной
веснушечка
веснушки
веснушчатый
веснянка (значение: 1.Старинная обрядовая песня, воспевающая приход весны; 2.Небольшая светло-серая бабочка с прозрачными крыльями)
весняночка
вешний (значение: весенний, вешние воды или весенние воды)
по-весеннему

корень -вод-

вода
водица
водичка
водный
водовоз
водоворот(значение: место в реке, море, в котором течения образуют вращательное)
водолаз
водопад
водопой
водопровод
водохлёб
водоём
водянка(значение: при некоторых болезнях скопление жидкости)
водяной
движение
наводнение(значение: затопление суши водой, выступившей из берегов)
паводок(значение: поднятие уровня воды в реках, водоёмах в результате ливней, быстрого таяния снега)
подводник
подводный

корень -вороб-

воробей
воробейчик
воробышек
воробьиная
воробьиха
воробьишка
воробьята
воробьятник(значение: 1.Домик для птиц; 2.Малый ястреб (перепелятник) )
воробьёнок

корень -ворон-

ворон
ворона
вороний
воронушка
вороньё
воронята
воронёнок
воронёночек
проворонить

корень -голов-

главный
голова
головастик(значение: 1.Хвостатая личинка; 2.О том, у кого большая голова)
головища
головка
головной
головоломка(значение: трудная загадка, задача)
головомойка
головонька
головорез
головотяп
головушка
головёнка
заглавие
заголовок
оглавление
поголовно
трёхголовый

корень -голод-

впроголодь
голод
голодание
голодать
голодающий
голодно
голодный
голодовка
голодуха
изголодаться

корень -голос-

гласность
гласный
голосина
голосистый
голосить
голосишко
голосище
голосование
голосовать
голосовой
голосок
огласка
подголосок
согласный

корень -гор-

горе
горевать
горемыка
горемычный
горестный
горесть
горькие (слёзы)
горюн
горюшко
пригорюниться

корень -грач-

грачата
грачик
грачиный
грачиха
грачишка
грачище
грачовник (значение: гнездовье грачей)
грачонок

корень -груз-

гружёный
груз
грузило
грузить
грузный
грузовик

отгружать
перегрузка
погрузка
разгрузить

корень -гус- (Гусь)

гусак гусиный
гусыня
гуськом
гусята
гусятница
гусёнок
гусёночек

корень -гус- (Гусли)

гусельки
гусляр
гуслярный (перезвон)
гуслярский (наряд)

корень -двор-

дворец
дворецкий(значение: в богатом доме старший слуга, заведующий хозяйством и прислугой)
дворик
дворник
дворня
дворняжка(значение: беспородная дворовая собака)
дворовый(дворовый футбол)
дворцовый(дворцовая площадь)
дворянин(значение: лицо, принадлежащее к дворянству)
надворный(надворные постройки)
подворье(церковное подворье)
придворный(придворная дама)

корень -добр-

добренький
добро
добровольно
добровольный
добродетель
добродетельный
добродушный
добросердечный
добросовестно
добросовестный
доброта
добрый
добрыня
добряк
задобрить
подобреть

корень -дом-

бездомный
домик
домина
домишко
домище
домовитый
домовладелец
домовладение
домоводство
домовой
домосед
домострой
домохозяйка
домочадец
домработница
домушник
надомник

корень -дорог- (Дорога)

бездорожье
дорогой
дорожка
по-дорожноу
подорожник
придорожный

-дорог- (Дорогой)

дорого
дороговато
дороговизна
дороже
дорожить
подорожание
подороже

корень -друж-

друг
дружеский
дружественный
дружина
дружинник
дружить
дружище
дружно
дружный
друзья
подруга
содружество

корень -дуб-

дуб
дубина
дубинка
дубинушка
дубняк
дубовик
дубовый
дубок
дубочек
дубрава
дубравушка
дубьё

корень -жар-

жар-птица
жара
жареный
жарить
жарища
жарко
жаркое
жаровня Посуда для жарки
жаропрочный
зажарить
поджарить
поджарка
пожар
пожарник
пожарный
прожарить

корень -звезд-

вызвездить
звезда
звездолёт
звездообразный
звездопад
звездоплавание
звездочёт
звёздный
звёздочка
звёздчатый
созвездие

корень -звер-

звереть
зверинец
звериный
зверовод
зверолов
звероферма
зверски
зверский
зверство
зверствовать
зверьё
зверюга
зверюшка
зверёк
зверёныш
озвереть

корень -звон-

дозвониться
зазвонить
звонарь (значение: Церковный служитель, который звонит в колокола)
звонит
звонкий
звонко
звонкоголосый
звонница (значение: сооружение с проёмами для церковных колоколов, колокольня)
звонок
звоночек
звонче
озвончение
перезвон
перезвонить
трезвон
трезвонить

корень -земл-

заземление
земелька
земельный
землевладелец
земледелец
земледелие
землекоп
землемер
землепашец
землетрясение
землица
земля
земляк
земляника
землянин
землянка
земляной
землячка
земной
наземный
подземелье
подземный

корень -зерн-

зернистый(зернистый материал - мелкодробленный)
зерно
зерновой
зернодробилка
зерноочистка
зерноуборочный(зерноуборочный комбайн)
зернохранилище
зёрнышко

корень -зим-

зима
зимний
зимник (значение: дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой)
зимовать
зимовка
зимовщик
зимовье (значение: место, где зимуют)
зимородок(значение: небольшая птица, родственная удоду (зимой купающаяся в снегу)
зимостойкий
зимушка
зимующий
озимый (озимый чеснок)
озимь (озимый посев, его всходы)
перезимовать
по-зимнему
предзимний
предзимье(значение: время поздней осени)

корень -зубр- (Зубр)

зубрище
зубробизон
зубрёнок
зубрёночек

-зубр- (Зубрить)

вызубрить
зазубрить
зубрилка
зубрёжка

корень -игр-

выигрывать
выигрыш
игра
играть
играющий
игривый
игрище
игровой
игрок
игротека(значение: собрание игр, специальная комната с таким собранием)
игрун
игрушечный
игрушка
наигрыш
подыграть
проигрыш
розыгрыш
сыгранность

корень -кам-

каменистый
каменка
каменный
каменотёс
каменщик
камень
камнеломка
камнеломня
камнемёт
камнеобработка
камнепад
камнерез
окаменеть

корень -карт-

карта
картина
картинка
картинный
картишки
картограф
картография
картотека
карточка

корень -кож-

кожа
кожанка
кожаный
кожевник (значение: 1.Работник кожевенного производства; 2.Жук дровосек-кожевник)
кожеед (значение: жук кожеед - ест кожу)
кожемяка
кожзаменитель
кожица
кожник
кожный
кожура
кожух(пластмассовый кожух, или корпус)
кожушок
подкожный

корень -коз-

коза
козерог
козий
козлик
козлиный
козлище
козлобородый
козлята
козлятина
козлятник
козлёнок
козочка
козёл

корень -кол-

колокол
колоколенка
колоколец
колоколище
колокольный
колокольня
колокольчик
колокольчиковый

корень -кольц-

колечко
кольцеброс(значение: оборудование для игры)
кольцевание
кольцевидный
кольцевой
кольцеобразный
кольцо
кольчуга
окольцевать
окольцованный(окольцованная птица, т.е. одето кольцо)

корень -кон-

коневод (значение: Специалист по коневодству; человек, занимающийся разведением лошадей)
коневодство
конезавод
конеферма
конина
конка(значение:Городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги)
конник
конница(значение:Конное войско)
конный
коновал
коновязь(значение:Место для привязывания лошадей)
конокрад
конский
конюх
конюшня
конёк(значение:1.Морской конёк; 2.Конёк- Горбунок)

корень -корм- (Корм)

кормилец
кормить
кормление
кормушка
кормёжка
накормить
подкормка

-корм- (Корма)

кормило
кормовой (флаг)
кормчий
кормщик

корень -крас- (Краса)

красавица
красавка
красавчик
красивенький
красивый
красоваться
красота
красотка

-крас- (Красный)

краснеть
красноватый
красногрудый
краснота
краснощёкий
краснуха

-крас- (Краска)

красильный
красильня
красильщик
краситель
красить
краска
краскопульт
крашеный
окрас
подкрасить
раскраска
раскрашивание

корень -круг(ж)- (Круг)

вокруг
круглый
кругляк
кругом
кружение
кружить
кружок
окружной
окружность

-круг(ж)- (Кружево)

кружевница
кружевной
кружевоплетение
кружевце

корень -куп- (Купать)

искупаться
купава
купальник
купальный
купание
купель

-куп- (Купить)

купец
купечество
купленный
купля
покупать
покупка

корень -кур- (Куры)

куриный
курица
курицын
курник
куровод
куроед
курочка
курятина
курятник

-кур- (Курить)

закурить
курилка
курильщик
окурок

корень -лед-

ледник
ледниковый
ледовый
ледок
ледокол
ледорез
ледоруб
ледышка
ледянка
ледяной
лёд
обледенение
подлёдный

корень -лес-

лесистый
лесник
лесничество(значение: участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком)
лесничий
лесной
лесовик (значение: 1.Гриб лесовик; 2.Лесовик-леший)
лесозаготовка
лесозащитный
лесок
лесопарк
лесопилка
лесоповал
лесоруб
лесосека участок леса, предназначенный для вырубки)
лесосплав
лесостепь(значение: зона, в которой чередуются степь и лес)
подлесоккустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива)
полесье (значение: низменная лесистая местность)

корень -лёт-

вертолёт
взлёт
звездолёт
летать
летающий
леток
летучий
лёт
лётный
лётчик
перелёт
полёт
самолёт

корень -лист-

лиственница(значение: хвойное дерево семейства сосновых с мягкой опадающей на зиму хвоей и ценной древесиной)
лиственный
листик
листовидный
листовёртка(бабочка листовёртки)
листоед (жук листоед)
листок
листообразный
листопад
листочек

корень -лос-

лосепитомник
лосеферма
лосий
лосиный
лосиха
лось
лосята
лосятина
лосёвый
лосёнок
лосёночек

корень -мед-

медведица
медведка
медведь
медвежата
медвежатник
медвежий
медвежонок
медовый
медок
медонос
медосбор
медуница
мёд

корень -молод- (Молодой)

молоденький
молодка
молодняк
молодость
молодушка
молодёжь
моложавый
моложе

-молод- (Молодец)

молодецкий
молодчага
молодчик
молодчина

корень -мороз-

замораживать
заморозка
заморозок
мороженое
мороженщик
мороженщица(значение: продавщица мороженого)
морозец
морозилка
морозильник
морозить
морозище
морозный
морозостойкий
обморожение
подмораживать

корень -нос- (Нос)

длинноносый
носатый
носик
носовой
носорог
утконос

-нос- (Носить)

носилки
носильщик
носитель
переноска
поднос
снос

корень -ног(ж)- (Нога)

босоножки
ножищи
ножка
ножной
ножонка
подножный

-ног(ж)- (Нож)

ножевой
ножик
ножницы
ножны
ножовка
ножовочный

корень -овощ-

овощевод
овощеводство
овощеводческий
овощемоечный
овощерезка
овощесушилка
овощехранилище
овощной

корень -отец-

отечественный
отечество
отче (т.е. отец)
отчество
отчий (отцовский)
отчим
по-отечески

корень -побед-

непобедимый
непобеждённый
победа
победивший
победитель
победительница
победить
победный
победоносный
побеждать
побеждающий
побеждённый

корень -раб- (Работа)

заработок
подработка
работать
работник
работница
работящий
рабочий

-раб- (Раб)

рабовладение
раболепие
рабский
рабство
рабыня

корень -рад-

обрадовать радостно радостный радость радушие радушный радующий радующийся радёхонька радёшенек

корень -рак-

ракета
ракета-носитель
ракетница
ракетный
ракетодром
ракетоносец
ракетостроение
ракетчик

корень -ран- (Рана)

израненный
поранить
ранение
раненый
ранить
ранка

-ран- (Рано)

пораньше
раненько
ранний
рановато
рань
раньше

корень -реч(к)- (Речь)

изречение
оречевление
речевой
речетатив
речистый

-реч(к)- (Река)

междуречье
поречье
реченька
речка
речник
речной
речонка

корень -род-

породниться
родина
родители
родительский
родиться
родной
родственник
родственный

корень -руч-

нарукавник
наручники
подручный
рука
рукав
рукавица
рукоделие
рукопашный
рукопись
рукопожатие
рукоятка
ручка
ручной

корень -сад-

зоосад
палисадник(значение: небольшой огороженный садик, цветник перед домом)
пересадка
посадка
посадочный
рассада (значение: молодые растения, выращенные в защищённом грунте и предназначенные для пересадки на гряды, в открытый грунт)
рассадить
садик
садовник
садовничий
садовод
садоводство
садовый
садочек
сажать
саженец

корень -слов-

злословие
послесловие
предисловие
словарик
словарный
словарь
словесникпреподаватель русского языка и литературы)
словесность(значение: художественное литературное творчество и словесный фольклор)
словесный
словечко
слово
словоизменение
словообразование
словоохотливый
словосочетание
словотворчество
словоупотребление
словцо

корень -снег-

белоснежный
заснеженный
подснежник
снегирь
снеговик
снегозадержание
снегокат (значение: приспособление для катания по снегу)
снегоочиститель
снегопад
снеготаяние
снегоуборка
снегоход (значение: автомобиль для передвижения по глубокому снегу)
снегурочка
снежинка
снежный
снежок

корень -солнц-

подсолнечник
подсолнечный
подсолнух
солнечный
солнце
солнцеворот
солнцезащитный
солнцелюбивый
солнцеобразный
солнцепёк
солнцестояние
солнцестояние(значение: период времени с наибольшей или наименьшей полуденной высотой солнца)
солнышко

корень -сол-

недосол
пересол
солеварня
солевой
соление
солить
солонец
солонец (значение: 1.Кормушка для соли; 2.Почва с содержанием легкорастворимых солей натрия)
солонина (значение: засоленное мясо)
солонка
солоноватый
солончак (значение: почва, содержащая природные соли)
солянка
солёный

корень -спорт-

спортзал
спортивный
спортинвентарь
спортклуб
спорткомплекс
спортлото
спортобщество
спортплощадка
спортсмен
спортсменка
спорттовары

корень -стол-

застолье
застольный
престол (значение: 1.Трон; 2.Высокий стол, стоящий посреди церковного алтаря)
престолонаследник
столешница(значение: верхняя плоская часть стола, его крышка)
столик
столица
столичный
столище
столоваться
столовая
стольничий
стольный (значение: стольный город (столица)
столяр (значение: рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него)
столярничать
столярный

корень -строй-

встроенный(встроенный шкаф)
домостроение
застройка
застройщик
надстройка(надстройка старого дома)
перестройка
построен
постройка
пристройка
строитель
строительный
строить
строиться
стройбат(строительный батальон солдат)
стройка
стройплощадка

корень -суд- (Суд)

неподсудный
подсудимый
судейство
судимость
судить
судопроизводство
судья

-суд- (Судно)

судовладелец
судовой
судостроение
судоходный
судёнышко

корень -трав-

разнотравье (много разных трав)
трава
травинка
травинушка
травка
травник
травница(значение: человек, занимающийся сбором лечебных и знающий способы их применения)
травонька
травополье(значение: система земледелия с периодическим травосеянием на полях для повышения плодородия почвы)
травосеяние(значение: посев кормовых трав)
травостой(травостой у протоки)
травочка
травоядный
травушка
травянистый
травяной

корень -трен-

натренированный
перетренироваться
тренаж (значение: 1.Тренировка; 2.Сон-тренаж)
тренажёр
тренер
тренерский
тренинг (тренировка)
тренированный
тренировать
тренироваться
тренировка
тренировочный

корень -уш-

безухий
вислоухий
наушники
подушка
уховёртка
ушанка
ушастый
уши
ушко
ушник
ушной

корень -хлеб-

нахлебник
хлебец
хлебница
хлебный
хлебобулочный
хлебозавод
хлебозаготовка
хлебопашец
хлебопекарня
хлебопродукты
хлебопёк
хлеборезка
хлебороб
хлебосол
хлебоуборочный
хлебушек

корень -холод-

охладить
охлаждённый
похолодание
прохлада
прохладный
холодец
холодильник
холодильный
холодина
холодить
холодище
холодно
холодновато
холоднокровный
холодок
холодостойкий

корень -ход-

вездеход
восход
вход
выходить
луноход
переход
поход
походка
теплоход
ходики
ходить
ходули
ходунки

корень -цвет-

первоцвет
пустоцвет
расцветать
соцветие
цвести
цветение
цветник
цветовод
цветочек
цветочный
цветущий
цветы
&nbs /tdp;

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Предварительный просмотр:

Карточка №3

Чтобы выделить в слове корень, нужно ______________________

________________________________________________________________________.

Упражнение №1. Какое слово – «лишнее»?

а) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

б) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

в) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

г) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

д) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

е) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

ж) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

Упражнение №2.Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Упражнение №3. Верно ли, что… Напиши ДА или НЕТ после высказывания.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными? _____________
  2. Корень – общая часть родственных слов?_______________
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?______________

Упражнение №5. Найди однокоренные слова, выдели в них корень.

Упражнение №6. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов.

1. Корень -лет-(-лёт-):_______________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Корень -бег- (-беж-):______________________________________________________

Как отличить форму слова от однокоренного слова? Упражнение №1. Заполни таблицу признаками

Упражнение №2. Допиши ряд слов, сделай вывод ниже:

1. Поле, полями, на поле, ____________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Теплый, теплица, теплеет, _________________________________________________

__________________________________________________________________________.

3. Горный, горочка, горняк, __________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. В море, по морю, за морями, _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Вывод : слова в строках 1 и 4 – это _________________________, а слова в строках 2 и 3 – это ___________________________________.

Упражнение №3. Отгадай кроссворд:

По горизонтали:
2. Лиственное дерево с белой корой.
3. Роща или лес, состоящий из одних берёз.
4. Молодая берёза.
5. Сладковатый напиток, образованный из собранного весной берёзового сока.
6. Съедобный гриб с бурой шляпкой, растущий в берёзовых лесах.

По вертикали:
1. Слово с уменьшительно-ласкательным значением, образованное от слова «берёза».
3. Родственное слово, обозначающее признак предмета (имя прилагательное) и отвечающее на вопрос «какой?»

(подсказки: подберёзовик, берёзовица, берёзка, березняк, берёза, берёзонька, берёзовый )


Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке русского языка во 2 классе Тема «Однокоренные слова. Корень слова».

Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание № 1

Цель: умение находить корень слова

Определи правильную последовательность своих действий при нахождении корня слов. Расставь числа 1, 2, 3, 4.

Чтобы не ошибиться в нахождении корня слова, нужно :

Выделить корень слова знаком.

Сравнить родственные слова и выделить их общую часть (корень).

Подобрать к слову родственные (однокоренные) слова.

___________________________________

Выполнение:

ч исла расставлены следующим образом: 3,4,2,1 (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

Этап урока: Применение нового знания Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание № 2

Цель: умение находить однокоренные слова

Вычеркни из каждого ряда «лишнее» слово.

    Рябина, рябинка, рябой, рябиновый.

    Белка, беленький, белить, побелка.

    Крылья, крылатый, окрылить, крытый.

    Лось, лоскут, лосиный, лосёнок.

    Горный, горка, городок, гора.

Выполнение:

Вычеркнуты следующие слова: рябой, белка, крытый, лоскут, городок (2 балла)

допущена 1-2 ошибки (1 балл)

допущено 3 и более ошибок (0 баллов)

Задания позволяющие формировать контрольно-оценочную деятельность младших школьников на уроке окружающего мира во 2 классе Тема «Красная книга».

Этап урока: Применение нового знания . Диагностика достижения планируемых результатов. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (ответы в конце тетради).

Задания № 81-84 учебного пособия А.Плешакова, Н.Н.Гара «Окружающий мир. Тесты 2 класс»

Цель: умение распознавать растения и животных занесенных в Красную Книгу по их описанию и внешнему виду.

В каждом задании выбери правильный ответ и отметь его (закрась кружок).

81. Какое из этих растений внесено в Красную книгу России?

82. О каком растении рассказано?

Это ценнейшее лекарственное растение. Интересно, что его корень по форме напоминает человеческую фигуру.

А Лотос Б Женьшень В Венерин башмачок

83. Узнай животное по описанию.

Это крупный зверь тяжёлого сложения. Длина его тела достигает трёх метров, а высота – двух метров.

А Дровосек реликтовый Б Стерх В Зубр

84. Какое из этих животных внесено в Красную книгу России?

оРоссии?

Правильные ответы:

81 – В

82 – Б

83 – В

84 – А

Выполнение:

Все ответы верны (2 балла)

допущена 1 ошибка (1 балл)

допущено 2 и более ошибок (0 баллов)