Что означает бакалавриат в институте. Кто такой бакалавр. Образовательная программа специалитета

Образование в современном обществе является неотделимым правом каждого человека. Юноши и девушки оканчивают школу, определяясь с дальнейшей профессией. Какой бы она ни была, необходимо разбираться в особенностях современных вузов. С 2011 года большинство из них перешли на ступенчатую систему обучения. И теперь абитуриентов и их родителей волнует вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет? И в чём его отличие от ставшего уже редким специалиста и недавно появившегося магистра?

Суть реформы высшего образования

Россия в 2003 году присоединилась к так называемому Болонскому процессу. Это дало импульс к дальнейшей модернизации системы высшего профессионального образования в сторону его приближения к европейским стандартам. Это же позволило начать переход к новым правилам и требованиям в обучении студентов. В 2011 году был принят новый государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавр стал теперь основной квалификацией выпускников. С этого времени специалист как учёная степень перестал существовать практически для всех учебных направлений. Исключение составили лишь врачи и некоторые инженерные специальности.

Тем не менее абитуриенты и их родители продолжают сомневаться: бакалавр - это высшее образование или нет? Такая особенность обучения противоречит советской школе с её более простым и понятным подходом. Однако настало время менять привычки и вписываться в европейские и международные стандарты обучения.

Суть бакалавриата в том, что это ступенчатое высшее образование. Два первых года студенты изучают общие предметы, потом начинается узкая специализация. Заканчивается учёба государственным экзаменом и присвоением степени «бакалавр». После этого выпускник получает диплом о законченном высшем образовании. Он может продолжить обучение в магистратуре, которая даёт большую теоретическую и научную базу, а может приступать к профессиональной деятельности.

Бакалавр - это полное высшее образование или нет?

Долгое время среди обычных граждан и работодателей бытовало мнение что бакалавриат - это ступень между среднеспециальным и высшим образованием. Таким образом, студенты, обучающиеся на этих направлениях, были дезориентированы и сомневались в своей будущей востребованности на рынке труда.

В настоящее время вопрос о том, бакалавр - это полное высшее образование или нет, уже не стоит. Специалистов упразднили в 2011 году, а в 2015-м университеты выпустили первый массовый набор студентов, обучающихся по новой системе. И большинство из них нашли достойное применение полученным знаниям. Согласно нормативным актам, неполным высшее образование считается тогда, когда студент находился в вузе половину отведённого времени. Раньше для специалистов этот срок составлял два с половиной года. Теперь для бакалавра это два года ровно. А вот отучившись четыре года, они получают диплом о законченном высшем образовании и могут либо поступать в магистратуру, либо идти работать.

Высшее образование: бакалавр, специалист, магистр. В чём разница?

Помимо сомнений, высшее ли образование бакалавр, абитуриентов волнует ещё один вопрос. А именно: чем отличаются между собой новые названия квалификаций? Что такое магистр и в чём его преимущества? Где остался специалитет и как на него поступить?

Основные отличия в сроках обучения и уровне подготовки:

  • Бакалавриат - первая ступень профессионального высшего образования, согласно Болонскому процессу. Срок обучения - четыре года.
  • Магистратура - вторая ступень высшего образования, предполагает более глубокий теоретический подход и дальнейшую научную деятельность. Срок обучения длится два года, после чего человек защищает диссертацию.
  • Специалитет сохранился лишь для небольшого числа профессий, непредполагающих смены деятельности. Срок обучения - пять лет.

Преимущество бакалавриата

Несмотря на постоянно возникающий вопрос, бакалавр - это высшее образование или нет, следует выделить его большие преимущества:

  • Ступенчатая форма образования позволяет молодёжи эффективнее реагировать на запросы рынка труда и выбрать специализацию в процессе обучения.
  • Возможность получить бесплатно фактически два образования - бакалавр и магистр.
  • Возможность прервать обучение на несколько лет, а потом продолжить его в любом вузе не только страны, но и мира.
  • Возможность перевода в любой университет мира, обучающий студентов по сходной программе.
  • Шанс найти работу в Европе.

Диплом бакалавра

По окончании обучения студенты готовятся и сдают государственный экзамен, защищают выпускную квалификационную работу. Так было со специалистами, аналогично теперь поступают и бакалавры. Все четыре года обучения они фактически готовятся к итоговой аттестации.

По окончании обучения выпускники получают документ о высшем образовании - диплом, в котором присутствует запись: «присуждена степень бакалавра» и далее следует наименование специальности. Безусловно, это является признаком законченного и полноценного высшего образования и подтверждает достаточную квалификацию для занятия профессиональной деятельностью. Выпускник может смело претендовать на достойную работу. И вопрос о том, что бакалавр - это высшее образование или нет, уже не должен волновать ни абитуриентов, ни работодателей.

Варианты дальнейшего образования бакалавра

Несмотря на то что бакалавр в России - это высшее образование, полноценное и законченное, многих студентов волнует возможность дальнейшего обучения. Как получить дополнительную профессию, повышение квалификации или научную степень?

Наиболее очевидной перспективой дальнейшего обучения для бакалавра является магистратура. Это вторая ступень образования. На этом этапе студенты углублённо изучают выбранное направление и получают диплом.

Преимущества такого двухступенчатого обучения в том, что научную и прикладную специальность можно сменить. Ведь так часто бывает: в процессе учёбы могут возникнуть другие интересы и выбранная специальность начинает мало интересовать. На выручку придёт магистратура.

Перспективы трудоустройства

Ещё один волнующий вопрос - как же быть с дальнейшей трудовой деятельностью? Куда идти работать бакалавру после защиты диплома? Стоит ли обязательно заканчивать магистратуру? И как отнесутся работодатели к молодому специалисту?

Практика показывает, что работодатели ценят в сотрудниках, прежде всего, умение качественно выполнять возложенные обязанности. Кроме того, ценится преданность делу и понимание стратегии компании. Всё это абсолютно доступно выпускнику бакалавру. Не бойтесь идти в ногу со временем. Получайте перспективное и актуальное образование. Если возникнет необходимость - закончите магистратуру. Ваша карьера от этого только выиграет.

С недавнего времени в российской и украинской системах образования произошла реформа, согласно которой вузы перестают выпускать специалистов, но переходят на двухступенчатое высшее образование. Однако для большинства абитуриентов, и их родителей многое в этом нововведении остается непонятным. И это, естественно, озадачивает поступающих, мешая сделать достаточно важный в жизни выбор. В растерянности и студенты, раздумывающие, нужна ли магистратура после бакалавриата или одной степени будет достаточно. Поэтому мы постараемся объяснить, что значат эти понятия, и чем отличается бакалавриат от магистратуры.

Что значит бакалавриат и магистратура?

Бакалавриатом называют базовую ступень высшего образования, ориентированную на получение практических знаний по выбранной специальности. Обычно учеба в этой академической ступени длится 4 года. Среди обывателей распространилось мнение, что бакалавриат – это неполное высшее образование. На самом деле это не так, ведь по окончании вуза студент получает диплом о высшем образовании, что позволяет ему работать в тех областях, на которые ориентирована его профессия. Это могут быть социальные и экономические сферы: инженеры, журналисты, менеджеры, администраторы, экономисты. Кстати, возможно , поскольку квалификация бакалавра считается международной и принимается иностранными работодателями.

Магистратура является второй ступенью высшего образования, куда реально поступить только после окончания базовой ступени. Таким образом, вопрос о том, что сначала бакалавриат или магистратура, отпадает сам собой. Учеба в магистратуре длится два года, в течение которых студенты получают более углубленные и профилирующие теоретические знания по выбранной специализации, которые позволят заняться в дальнейшем преподавательской или научной деятельностью, решением сложных задач. Таким образом, в магистратуре готовят профессионалов для работы в аналитических и исследовательских центрах, крупных компаниях.

Бакалавриат и магистратура - разница

А теперь перечислим основные отличия магистратуры от бакалавриата:

Таким образом, нет смысла гадать, что лучше - бакалавриат или магистратура. Выбор ступени высшего образования зависит от личностных ориентиров, целей и задач поступающего или уже сегодняшнего студента.

Тесное сотрудничество стран сказывается на культуре, традициях и даже словарном запасе отдельных народов. Так, в русском языке в последнее время появилось очень много слов иностранного происхождения, значение многих из них непонятны для простого человека. Недавние реформы в системе образования привели к путанице со степенями и квалификацией выпускников. Поэтому многих абитуриентов и их родителей интересует, что такое бакалавр, специалист и магистр и чем они отличаются.

Такая система пришла к нам из Европы, и она облегчает устройство на работу наших выпускников за границей. В американских и европейских вузах знают лишь о том, что такое бакалавр и магистр, специалистов там нет, а у нас они считаются чем-то средним между первой и второй степенью. Присоединение к Болонской конвенции подразумевает изменение прежних стандартов образования и переход к системе обучения развитых стран.

Отучившись четыре года, студент получает что говорит о его полноценном образовании в высшем учебном заведении с третьей или четвертой степенью аккредитации. С таким документом уже можно идти и спокойно устраиваться на работу, другое дело, что работодатели неохотно берут таких специалистов, а вся проблема кроется в непонимании уровня квалификации. Многие приравнивают бакалавра к младшему специалисту, сравнивают с получением образования, но это не так.

Чем отличается бакалавр от специалиста? Да лишь тем, что при получении второго диплома студентами рассматривается больше предметов, некоторые из них изучаются более детально. Отличия начинаются с 3 курса, поэтому если захочется перейти с бакалавра на специалиста, то придется погашать академическую задолженность, состоящую из неизученных ранее дисциплин. Диплом специалиста предполагает возможность занимать руководящие должности, а вот с дипломом бакалавра можно получить обычную должность бухгалтера, инженера, маркетолога, менеджера, юриста и т.д.

Что такое бакалавр - более-менее понятно, но многим абитуриентам не ясно, чем отличается специалист от магистра. В первом случае нужно учиться 5 лет, а во втором 6 лет, так есть ли смысл тратить свое время и просиживать в университете дольше? Это уже каждый должен решать самостоятельно, но не стоит пытаться получить лишь потому, что это престижно. В обучении на специалиста основной упор делается на практическое применение полученных знаний, то есть из таких студентов получатся отличные профессионалы определенной отрасли. А вот магистры в основном занимаются научной деятельностью, поэтому их и готовят как будущих ученых.

Нужно учитывать, что не во всех странах существует единое понятие о том, что такое бакалавр. Если у нас и в большинстве европейских странах это понятие обозначает молодых людей, окончивших 4 курса вуза и получивших полное высшее образование, то во Франции так именуют абитуриентов. То есть в этой стране бакалаврами называют выпускников средних школ, получивших аттестат. Не все так однозначно и в США. Конечно, что такое бакалавр, там знают, потому что учатся по но выпускнику присваивается квалификация с уточнением, например, Бакалавр математики, Бакалавр права, Бакалавр философии и т.д.

За последние 15 лет ветер перемен разметал многие устойчивые понятия на российских просторах. Советское высшее образование, такое добротное и понятное, постепенно сошло на нет и теперь с трудом выстраивается новая система. Мы постепенно привыкаем к новым названиям: бакалавриат и магистратура.

Немного истории

Для российских студентов все началось в 1996 году. В вузах была введена двухуровневая система подготовки. Целью нововведения было присоединение к Болонскому процессу - добровольное объединение систем высшего образования в странах Европы, которое к тому времени насчитывало около двух десятков лет.

Процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен юридически в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. И с начала 2011 двухуровневая система стала основной в российском высшем образовании.

Справедливости ради надо сказать, что студенты, поступившие до 2010, еще имеют возможность получить степень «дипломированный специалист». Это промежуточная ступень между бакалавром и магистром. Но на сегодняшний день система восхождения на скалу из гранита науки выглядит следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр.

В чем разница между бакалавром и магистром

Эти два столь непривычные для нашего слуха слова означают степень подготовки выпускника вуза. Для понимания, чем отличается бакалавр от магистра, нужно знать цели подготовки на этих двух ступенях.

Бакалавриат - подготовка практикующего специалиста

Окончив школу, молодые люди поступают в бакалавриат. Это начало высшего образования. Проучившись в течение 2 лет, каждый из них может получить диплом о неполном высшем. То есть выдается диплом о том, что вы осилили половину первой ступени высшего профессионального образования, объем и содержание которого указывается в приложении к этому диплому.

Но на этом практически никто не останавливается. Продолжив учебу еще на 2 учебных курса, и пройдя итоговую аттестацию, вы получаете диплом бакалавра. К этому времени вы проходите не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины и профессиональную практику. Этот диплом - свидетельство о полноценном и оконченном высшем профессиональном образовании. Вы имеете право претендовать на должности, в квалификационных требованиях которых значится необходимость иметь высшее образование.

Магистратура - нацеленность на научную работу

При желании дальше покорять научные вершины или заниматься преподавательской деятельностью в вузах, необходимо поступление в магистратуру. Магистратура необходима студентам, желающим или имеющим возможность в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподавать в вузе.

Но желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете на сегодняшний день, по данным статистики, примерно 25-30% от общего числа студентов. Объяснение стоит искать в реалиях нашей жизни. Не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Минус еще и в том, что на работу предпочитают брать бакалавров - для офисной работы больше и не нужно. Человек должен уметь работать с информацией, обрабатывать документы, работать в коллективе. Словом быть грамотным и исполнительным сотрудником компании. И особых занятий научной деятельностью здесь не требуется. Именно поэтому большинство студентов предпочитают потратить 4 курса на получение базовых знаний, некоторого практического опыта и потом всерьез заняться карьерой.

От поступления в магистратуру удерживает еще несколько моментов:

  • Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении. Даже в своем родном университете вы снова оказываетесь на правах абитуриента и в одном ряду с поступающими из других вузов.
  • На бесплатное обучение в магистратуру поступить еще тяжелее, чем при освоении первой ступени. Испытание проходит примерно одна треть из подавших заявление. Но для страстно желающих поступить есть платное обучение.
  • Можно считать фактом то, что стартовая зарплата магистров больше, чем у бакалавров. Особенно это подтверждают зарубежные исследования (например, в США и Канаде). Подробнее можно посмотреть в другом материале: статистика зарплат магистров и бакалавров .

Плюсы и минусы двухуровневой подготовки

Новая система ступеней вузовского обучения еще не укоренилась на просторах бывшего СССР и вызывает много трудностей в понимании. Для кадровиков иногда порой трудно определить степень подготовленности новоиспеченного специалиста. Тем более, что и те, и другие при заполнении анкеты пишут «высшее образование». Старшее поколение воспринимает выпускника первой ступени скорее как «недоучку». Кроме того, есть области, где диплом бакалавра явно не выигрышный момент: юриспруденция, экономика, высокие технологии. Первая ступень иногда приравнивается к техникуму (по мнению кадровиков старой закалки).

Но есть и плюсы. Крупные компании быстрее возьмут на работу выпускника первой ступени. Особенно те структуры, которые имеют собственную систему подготовки кадров. Ведь легче научить, чем переучивать. А доучить человека, который освоил практику обучения в вузе намного легче - тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и нацеленность на практику у него больше, чем у магистра. Ведь за время продолжения учебы в магистратуре создается ориентировка больше на научно-теоретическую деятельность, чем на практическую.

Если же студент мечтает заниматься научной деятельностью, продвигать научно-технический прогресс в лабораториях или в последствии учить студентов - без диплома магистра ему не обойтись.

Но перед поступлением для продолжения обучения, нужно узнать, если ли у вашего вуза лицензия на выпуск магистров и срок ее действия. Нежелательно, чтобы лицензия заканчивалась в год вашего окончания магистратуры. В жизни все бывает…

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процессасвобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.