Кто такой бакалавр. Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, от аспирантуры и от младшего специалиста

Нелегка стезя абитуриента, ведь ему приходится принимать решение, которое определит всю дальнейшую жизнь, да еще в таком вопросе, в котором он вообще мало что смыслит. В каком вузе у него будут лучшие шансы, какая профессия принесет ему успех, кто такой бакалавр и что такое магистр – обо всем этом будущий студент имеет лишь смутное представление. И действительно все эти ступеньки высшего образования – бакалавриат, магистратура – до сих пор остаются для многих непривычными, и даже некоторые работодатели не могут до конца разобраться, что же это такое.

Бакалавр. Кто это?

Бакалавр – это степень, которая присваивается студентам, прошедшим первый, базовый уровень образования, длящийся 4 года. Очень многими бакалавриат воспринимается, как незаконченное высшее образование, так как он представляет собой довольно общую фундаментальную подготовку в широкой отрасли знаний, например, юриспруденции или экономике. Для получения более узкой специализации после бакалавриата требуется дальнейшее обучение.

Однако такое представление не совсем верно. Бакалавр получает полноценный диплом о высшем образовании и имеет все возможности вместо продолжения обучения приступить к работе по своей профессии и обрести экономическую самостоятельность. Вместе с тем по желанию он может продолжить обучение в магистратуре и получить любую специализацию из смежных с его образованием профессий.

Кто такой бакалавр и магистр?

Магистр – это второй этап высшего образования . В магистратуре обучение занимает два года и дает студенту возможность получить узкоспециальное образование (например, журналист телевидения), приобрести самостоятельные аналитические навыки и продолжить развитие в научно-исследовательской сфере. Для того чтобы поступить в магистратуру, необходимо иметь степень бакалавра и пройти вступительные экзамены, как это обычно происходит при приеме в вуз.

Бакалавриат и магистратура являются ступенями двухуровневой системы высшего образования, ставшей основной с 2011 года во всех вузах. Почему она была введена? Дело в том, что для упрощения обмена кадрами между странами и урегулирования вопросов об их образовании, было решено создать единое европейское пространство высшего образования. Данный процесс был назван Болонским процессом. Сегодня в него входят 47 стран-участниц, в их числе и несколько стран СНГ. Таким образом, диплом бакалавра или магистра считается действительным не только на родине, но и в странах Европы, и позволяет устроиться там на работу или продолжить образование по своей профессии.

Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Аспирантура

(Гл. 8 ст. 69 закона «Об образовании»)

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Что такое «бакалавр», «магистр», «специалист»?

Бакала́вр (англ. bachelor s degree ) — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе (в т. ч.

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

Диплом бакалавра при поступлении на работу дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре на местах, финансируемых из средств федерального бюджета.

Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего образования.

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры.

Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат ) — уровень высшего образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному направлению.

Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению.

В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования.

Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе.

Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.

Нормативный срок программы подготовки для получения степени «специалист» в России — не менее пяти лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.

Уровни высшего образования: откуда они пришли?

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.

В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию — соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь — европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры — 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

В России существуют следующие уровни высшего образования:

  1. высшее образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр » и «магистр »
  2. квалификация «дипломированный специалист ».

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как она необходима в медицинских, военных и технических вузах . Предусмотрены следующие сроки получения образования:

  • не менее 4 лет для бакалавра,
  • не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
  • не менее 6 лет для магистра.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад, включённых в официальный перечень Минобрнауки России. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании . После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности . Магистр — эксперт в определенной научной области . Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению , а второго — для научной работы . Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

НовоЦНИТ, 2017

Бакалавр

Скоро лето. И выпускникам школы предстоит выдержать вступительные испытания в выбранный ВУЗ и получить профессию, которая будет сопровождать их на жизненном пути. Если до 2011 года с этим в принципе все было понятно, то сейчас высшее образование разделилось на «бакалавриат» и «магистратуру».

Кто же такие бакалавры? Является ли бакалавриат оконченным высшим образованием? Какие преимущества дает данная степень при поступлении на работу? Эти моменты вводят в замешательство родителей и абитуриентов, а в купе с предэкзаменационным мандражом могут довести до легкой паники. На эти и некоторые другие вопросы читатель сможет найти ответы в данной статье.

Болонская система

Для начала следует разобраться откуда появилась идея о двухуровневом образовании.

Данная модель была утверждена на конференции в Болонье в 1999 году. «Болонскую декларацию об образовании», в которой прописаны стандарты, Россия подписала в 2003 году, став сороковой по счету страной.

Болонская двухуровневая система успешно работает в Канаде, США и ряде других стран, обеспечивая не только высокий уровень образования, но и помогая молодым специалистам легче приспособиться к подвижности рынка и условиям неопределенности.

Значение слова «бакалавр»

Само слово «бакалавр» может быть переведено как молодой рыцарь-легионер, холостяк. По сути это достаточно верно описывает молодых юношей и девушек, находящихся в начале профессионального пути и поиска своего места под солнцем.

Система и условия

Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.

Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.

В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.

Выбор пути

После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

  1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
  2. Второй вариант: поступление в магистратуру.

    Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью.

    В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.

  3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры - еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Немного из отечественной истории

Все новое - это хорошо забытое старое.

Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты - это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени - порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

Споры вокруг бакалавров

Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов.

Неполное высшее образование - это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании - документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

В случае же с бакалавриатом - процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

Отличия магистров и бакалавров

Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.

Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат - это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом.

Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр - это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет - выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам - это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Как писать диплом бакалавра

Многие студенты поступая в ВУЗ не задумываясь о том на кого они собираются учиться, кем они будут в конце: бакалаврами или магистрами. Большинство, скорее всего, остановиться на ступени бакалавриата, защитив диплом бакалавра наук и получив высшее образование. Выпускная работа бакалавра (ВРБ) может рассматриваться как первая часть дипломной работы специалиста (магистерской диссертации) для тех студентов, которые планируют продолжить обучение после завершения бакалавриата.



Выпускная работа бакалавра защищается студентами в конце четвертого курса. Соискатель на степень бакалавра должен демонстрировать умение анализировать актуальные научные проблемы, решать поставленные перед ним задачи и владеть основами изученных на протяжении обучения дисциплин.

Диплом бакалавра должен иметь внутреннее единство и завершенность, в нем должны быть отражены все этапы научно-исследовательской деятельности, тема работы обязательно должна иметь актуальность на современном этапе развития науки и техники.

Для исследовательской ВРБ необходимо:

  • Сформулировать постановку задачи;
  • Собрать необходимую теоретическую базу (часто студентам разрешается сдавать собранный материал в виде реферата);
  • Произвести анализ существующих аналогов и методов решения;
  • Привести математический аппарат (модели, алгоритмы, методики, формулы, расчеты);
  • Провести подробный анализ результатов первого этапа исследования;
  • Декомпозировать главную цель на несколько подцелей.

Результатом исследований - разработанные студентом алгоритмы, модели, методика исследований, результаты анализа.

На основе анализа систематизированной информации составляется справка об анализе патентной литературы. Если студентом предложено решение, существенно отличающееся от найденных аналогов, то он оформляет заявку на предполагаемое изобретение для регистрации своей интеллектуальной собственности.

Дипломная работа бакалавра должна содержать:

  • Обоснование актуальности;
  • Элементы анализа (является неотъемлемой частью, отсутствие анализа является недопустимым);
  • Обоснование выбора проектных решений;

Бакалаврская выпускная работа не обязательно должна иметь научно-техническую новизну.

Другими словами работа может содержать исследование способов решения задачи, для которой существует хотя бы одно готовое решение.

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра.

Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения.

1. Документы, выдаваемые при незаконченном и неполном высшем образовании до 24.10.2007

Согласно ранее действовавшему законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании лица, которые не завершили образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования до 24.10.2007, могли получить один из следующих документов:

  • диплом о неполном высшем образовании. Его выдавали лицам, успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения);
  • академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании. Ее выдавали лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В академической справке указывались: период обучения, сведения о сданных зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах, о пройденной практике (Приложение N 6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9).

Для получения этих документов необходимо было обратиться в учебное учреждение, в котором проводилось обучение.

Примечание.Неполное высшее образование не рассматривается как уровень высшего профессионального образования (Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2012 N АПЛ12-398).

При предъявлении работником диплома о неполном высшем образовании работодатель вносил в сведения о работнике, указываемые на первой странице трудовой книжки, запись о неполном высшем образовании, так как обучение не продолжалось, а было прервано (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Работнику с академической справкой работодатель делал в трудовой книжке отметку о незаконченном высшем образовании, поскольку гражданин был вправе продолжать обучение в образовательном учреждении (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

2. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 27.10.2007 до 01.09.2013

В октябре 2007 г. понятия незаконченного и неполного высшего образования были упразднены.

Все лица независимо от срока обучения и количества сданных промежуточных аттестаций, не завершившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, с 27.10.2007 до 01.09.2013 могли получить только академическую справку.

В период с 27.10.2007 до 01.09.2013 до получения диплома о высшем образовании при поступлении на работу в трудовой книжке работника делалась запись о незаконченном высшем профессиональном образовании (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 01.09.2013

С 01.09.2013 высшие образовательные учреждения вместо академических справок выдают справки об обучении или о периоде обучения следующим лицам (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  • не прошедшим итоговую аттестацию;
  • получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;
  • освоившим часть образовательной программы;
  • отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Эти справки выдаются по образцу, который устанавливает организация, ведущая образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Направления подготовки магистров РосНОУ

Что такое магистратура?

Магистратура - это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет - и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура - это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года ;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат - это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура - второй (особый случай - современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура - это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Уровень профессионального образования

Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование - специалитет, магистратура

Категория «специалисты» старшей групп должностей

Высшее образование - бакалавриат

Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование

В настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников на бакалавров, специалистов и магистров. Оказывается, между этими тремя учеными званиями существует ощутимая . Она заключается прежде всего в продолжительности обучения.

Принято считать, что студенты учатся ровно 5 лет. Это актуально для выпускников-специалистов. Для бакалавров продолжительность обучения составляет всего 4 года. Магистр должен проучиться в высшем учебном заведении 6 лет.

Далеко не для каждой специальности существует выбор продолжительности обучения и, соответственно, ученого звания. Чтобы узнать, какой способ обучения можно выбрать для интересующей специальности в выбранном вузе, нужно обратиться в деканат. Там можно выяснить для себя все интересующие вопросы.

При поступлении в учебное заведение студент не обязан сразу же определяться с продолжительностью обучения и его направленностью. Окончательно принять решение нужно будет по окончании 4 курса. Именно в это время студент может либо закончить обучение, получив степень бакалавра, либо продолжить учиться в вузе. Если студент захочет выучиться на специалиста, то ему останется учиться еще 1 год. Если же он захочет стать магистром, то в стенах родного вуза ему придется еще на 2 года.

Качество и специфика знаний бакалавров, магистров и специалистов

Бакалавр не может считаться человеком, получившим высшее образование. Скорее всего, окончание бакалавриата будет приравниваться к незаконченному высшему образованию. Несмотря на это, некоторые студенты предпочитают получить диплом бакалавра и на этом закончить обучение.

Специалист - человек с законченным высшим образованием. Он по специальности, но при этом его знаний недостаточно для проведения научной работы. Продолжительность обучения специалиста меньше, чем магистра, но качество знаний при этом не хуже. Такие выпускники более приспособлены для работы на производстве. Знания, полученные в магистратуре, пригодятся для дальнейшей работы в сфере науки. Как правило, выпускники магистратуры далее поступают в аспирантуру.

Степень магистра пригодится при поступлении в некоторые иностранные учебные заведения. В соответствии с законами ряда других государств, только окончание магистратуры засчитывается в качестве высшего образования.

Более чем в 50 странах мира и прежде всего в Европе действует двухуровневая система высшего образования. Вузы ежегодно выпускают из своих стен в «профессиональную» жизнь бакалавров и магистров. Правомочен вопрос – откуда же, в таком случае, берутся специалисты? Тоже из вузов и даже могут потом стать магистрами, как и бакалавры. Чтобы окончательно не запутаться, чем отличается бакалавр от специалиста, заглянем в историю.

Происхождение понятий «специалист» и «бакалавр»

Бакалавры появились еще в средние века в Восточной Европе, уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства, степени. Одна из версий происхождения слова «бакалавр» сводится к тому, что достигшим этой степени, вручали плод лавра, и звучало это как «bacca lauri». Термин «специалист» в свою очередь относится исключительно к советскому пространству. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности. В большинстве стран постсоветского пространства, в том числе в России и на Украине степень «специалист» уже отменена. Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр – это ученая степень, специалист – квалификация.

Отличия подготовки бакалавров и специалистов

  1. Чем отличается бакалавриат от специалитета, так это сроками обучения. Бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности.
  2. Первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.
  3. Разница между бакалавром и специалистом по окончании вуза состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании.
  4. Бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать , а для специалиста – это второе образование, в любом случае платное.
Плюсы и минусы

Получается, что ответить на вопрос, что выше бакалавр или специалист практически невозможно. И тот и другой получили высшее образование, и тот и другой могут работать по профессии. К плюсам выбора в пользу бакалавра можно отнести возможность обдумать выбор специализации. К примеру, окончив ВУЗ можно начать работать и уже в зависимости от сферы деятельности сделать выбор в магистратуре. Специалист рискует, получив специальность, так и не найти ей применение на практике.

Очевидным плюсом степень бакалавра будет для студента, собирающегося уезжать заграницу, поскольку диплом бакалавра – унифицированный стандарт. В то же время при приеме на работу в России или на Украине степень бакалавра оценивается неоднозначно – это минус. Многие работодатели воспринимают такое образование как незавершенное, вроде обо всем и ни о чем одновременно. В свою очередь европейские и американские работодатели с энтузиазмом принимают бакалавров в сотрудники с перспективой обучения «под себя».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбирая высшее образование – специалист или бакалавр, нужно в первую очередь ориентироваться на свои личные планы. Мечтаете о или о скорейшей экономической самостоятельности, тогда бакалавриат, еще в старших классах определились со специальностью – очевидно, специалитет.

Тесное сотрудничество стран сказывается на культуре, традициях и даже словарном запасе отдельных народов. Так, в русском языке в последнее время появилось очень много слов иностранного происхождения, значение многих из них непонятны для простого человека. Недавние реформы в системе образования привели к путанице со степенями и квалификацией выпускников. Поэтому многих абитуриентов и их родителей интересует, что такое бакалавр, специалист и магистр и чем они отличаются.

Такая система пришла к нам из Европы, и она облегчает устройство на работу наших выпускников за границей. В американских и европейских вузах знают лишь о том, что такое бакалавр и магистр, специалистов там нет, а у нас они считаются чем-то средним между первой и второй степенью. Присоединение к Болонской конвенции подразумевает изменение прежних стандартов образования и переход к системе обучения развитых стран.

Отучившись четыре года, студент получает что говорит о его полноценном образовании в высшем учебном заведении с третьей или четвертой степенью аккредитации. С таким документом уже можно идти и спокойно устраиваться на работу, другое дело, что работодатели неохотно берут таких специалистов, а вся проблема кроется в непонимании уровня квалификации. Многие приравнивают бакалавра к младшему специалисту, сравнивают с получением образования, но это не так.

Чем отличается бакалавр от специалиста? Да лишь тем, что при получении второго диплома студентами рассматривается больше предметов, некоторые из них изучаются более детально. Отличия начинаются с 3 курса, поэтому если захочется перейти с бакалавра на специалиста, то придется погашать академическую задолженность, состоящую из неизученных ранее дисциплин. Диплом специалиста предполагает возможность занимать руководящие должности, а вот с дипломом бакалавра можно получить обычную должность бухгалтера, инженера, маркетолога, менеджера, юриста и т.д.

Что такое бакалавр - более-менее понятно, но многим абитуриентам не ясно, чем отличается специалист от магистра. В первом случае нужно учиться 5 лет, а во втором 6 лет, так есть ли смысл тратить свое время и просиживать в университете дольше? Это уже каждый должен решать самостоятельно, но не стоит пытаться получить лишь потому, что это престижно. В обучении на специалиста основной упор делается на практическое применение полученных знаний, то есть из таких студентов получатся отличные профессионалы определенной отрасли. А вот магистры в основном занимаются научной деятельностью, поэтому их и готовят как будущих ученых.

Нужно учитывать, что не во всех странах существует единое понятие о том, что такое бакалавр. Если у нас и в большинстве европейских странах это понятие обозначает молодых людей, окончивших 4 курса вуза и получивших полное высшее образование, то во Франции так именуют абитуриентов. То есть в этой стране бакалаврами называют выпускников средних школ, получивших аттестат. Не все так однозначно и в США. Конечно, что такое бакалавр, там знают, потому что учатся по но выпускнику присваивается квалификация с уточнением, например, Бакалавр математики, Бакалавр права, Бакалавр философии и т.д.