Происхождение человека и становление общества кратко. возможны психические заболевания. Увеличение численности людей на Земле

Урок : Обществознание – 10 класс

Тема: Происхождение человека и становление общества

Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о происхождении человека и становлении человеческого общества. Показать учащимся, что развитие человечества – это результат биологической и социокультурной революции.

Развивающие: Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.

Воспитательные: Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока: Изучение нового материала.

Учебник: Обществознание: профильный уровень для 10 кл. общеобразовательных учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебни кова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М. : Просвещение, 20 07. 416 с.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

План урока

1. Мотивация к изучению нового материала.

2. Наука о происхождении человека.

3. Становление общества.

4. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

5. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества.

3. Работа по плану урока.

1. Мотивация. Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Во-первых , уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.
Во-вторых , исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
В-третьих , уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез).
Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, - результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

2. НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

1. Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами.

2. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». (идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка).

3. Работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное)

4. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.
Процесс становления человека

Что повлияло на процесс эволюции

1. Космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.

2. Археологи обратили внимание, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.

3. Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека (период смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад).

4. Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.
5. Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

Фактор, ускоривший эволюцию гоминидов

1. Стресс.

Интересно: Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.
Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание.

3. СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

1. «Что было раньше - человек или общество?» - вопрос, который интересовал ученых. С одной стороны, очевидно, что в человеке немало природного, а с другой, по словам философа Н. А. Бердяева, - «человек есть принципиальная новизна в природе». В этом выражении подчеркнуто, что человек не только существует в мире по природным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения. Эту же мысль высказывал немецкий просветитель Иоганн Гердер, называя человека «вольноотпущенником природы».
2. В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества.

- сообща охотились,

Согревались в холодные дни,

Сражались за самку,

Продолжали род и воспитывали потомство.

более устойчивый человеческий коллектив - общество.

простое:

Основаны на кровном родстве;

Совместное владение имуществом;

Коллективный труд;

Не знали имущественного расслоения.

сложное:

Усложнение трудовой деятельности с помощью усовершенствованных орудий техники и технологии,

Специализации трудовых усилий.

3. По существу, границы восприятия опыта предков и фарватер деятельности индивида как бы очерчивались существовавшими табу (запретами), выступавшими в качестве руководства к действию. Табу - система запретов на совершение определенных действий, нарушение которых, по первобытным представлениям, карается сверхъестественными силами. Ряд исследователей связывают возникновение табу с потребностями общества обуздать естественные инстинкты индивидуумов, подчинить их интересам коллектива.
4. Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о фантастическом родстве между группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже - с неодушевленными предметами), увязывался в определенную систему, получившую название тотемизма. Среди исследователей ведутся споры о природе тотемизма. Одни полагают, что это была первоначальная форма религии, другие - что это была примитивная система классификации окружающих предметов и явлений.
5. Одновременно с изменившимися условиями тесно связан рост популяции людей и распространение их по Земле. Достаточное количество пищи и относительная безопасность существования позволяли людям больше времени уделять заботе о потомстве.
6. Управление жизнью человеческого коллектива, в котором связи между его членами строились не только на кровном родстве, но и на совместной деятельности, обмене, соподчинении, требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений - общество. Именно в обществе были созданы ценности, которые не под силу создать индивиду. К числу таких ценностей относятся язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и др.
4. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Что же такое человечество? Словарь определяет это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного.

Что такое человечество т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями.

Освальд Шпенглер (1880-1936 гг.).

утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей».

Николай Николаевич Трубников(14.02.1929 -19.05.1983)

Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г. Лессинг

Два понимания термина «человечество».

К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.), Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.).

подразумевается единая судьба народов, населяющих земной шар. Отмечается, что, несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля - единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян»

Во втором случае речь идет о собирательном понятии, которое выражает высокую степень абстракции. Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур.

Вывод: Однако все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.

5. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью.

2. Формирование сугубо человеческой, социальной памяти (Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив)

3. В отличие от генетической памяти память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека .
4. Упомянутая выше трудовая теория происхождения человеческого в человеке не дает полной и ясной картины появления такого феномена, как культура человечества. Трудятся и другие живые существа на Земле. Недаром даже в пословицу вошло трудолюбие пчелы или муравья. Но только человек осмысленно творит вторую природу - культуру.
5. Существует точка зрения, согласно которой исторически первой формой культурного творчества человека была магия. Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе.

6. Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят. В этом отношении человек превосходит всех «умельцев» животного мира, созидая особый мир образов. Прежде чем действовать, человек создает образ своего действия. Образ - одно из важнейших средств культуры.

Вывод: Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.

4. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

1. Подтвердите или опровергните мнение французского мыслителя Ж. П. Сартра, который подчеркивал, что человечество состоит из всех живших ранее, живущих ныне и еще не родившихся людей.
2. Выскажите собственное мнение в следующей дискуссии.
а) Ряд антропологов, ссылаясь на сохранившиеся каменные орудия, связывают появление Человека разумного с созданием и использованием орудий труда.
б) Другие ученые полагают, что моторно-сенсорные координации, необходимые для производства элементарных орудий труда из камня или дерева, не требуют какой-либо остроты мысли.
3. Используя данные современных наук, согласитесь или опровергните одну из гипотез, объясняющих происхождение человека. Человек стал человеком: 1) благодаря жизни в воде; 2) в результате мутации в клетках мозга гоминид (семейство отряда приматов включает как ископаемого человека, так и современных людей), вызванной жесткими излучениями вспышки сверхновой звезды либо инверсиями геомагнитного поля; 3) в результате теплового стресса среди гоминид появился мутант.
5. Домашнее задание. Прочитать параграф 5-6, Ответить на задание письменно.

Раскройте философский смысл следующего высказывания И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить ее ко благу людей». Каково ваше отношение к данной точке зрения?

Тема: «Природное и общественное в человеке.

Происхождение человека и становление общества».

Вспомните:

как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?

Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Во-первых, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.

Во-вторых, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

В-третьих, уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез ) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез ).

Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, - результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы.

Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка. Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво "перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.

Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.

Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека.

Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.

Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.

Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение.

Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

Существует также мнение, что фактором, ускорившим эволюцию гоминидов, явился стресс, вызванный целым комплексом внешних и внутренних причин. Внешние влияния могли действовать через внутренние механизмы самосохранения и передачи наследственной информации. Эти изменения также вызывали перестройку основных видов деятельности, в которых трудовая деятельность и общение постепенно приобретали специфически человеческие формы.

Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.

Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Подробный разговор об обществе еще впереди. Однако в связи с проблемой становления человека необходимо хотя бы кратко рассмотреть, как шло формирование общества, которое давало возможность человеку проявлять и развивать свои истинно человеческие качества.

«Что было раньше - человек или общество?» - вопрос, который интересовал ученых. С одной стороны, очевидно, что в человеке немало природного, а с другой, по (словам философа Н. А. Бердяева, - «человек есть принципиальная новизна в природе». В этом выражении подчеркнуто, что человек не только существует в мире по природным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения. Эту же мысль высказывал немецкий просветитель Иоганн Гердер, называя человека «вольноотпущенником природы».

В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первоначально люди жили в нестабильных коллективах, именуемых человеческим стадом. Отношения в таком коллективе во многом были сходны с поведением высших социальных животных: сообща охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство. Однако постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Люди создали новую форму коллективной, совместной жизни - общество.

Первоначальные общества иногда называют простыми. Они были основаны на кровном родстве и предполагали совместное владение имуществом, коллективный труд, не знали имущественного расслоения. Постепенно структура общества становилась более сложной. Одной из важнейших предпосылок этого явилось усложнение трудовой деятельности с помощью усовершенствованных орудий техники и технологии, специализации трудовых усилий.

Большую роль в становлении отношений человеческого сообщества с природой и с другими людьми играл обычай. Существует даже мнение, что роль обычая в сфере общения аналогична роли орудий труда в отношении внешней природы. По существу, границы восприятия опыта предков и фарватер деятельности индивида как бы очерчивались существовавшими табу (запретами), выступавшими в качестве руководства к действию. Табу - система запретов на совершение определенных действий, нарушение которых, по первобытным представлениям, карается сверхъестественными силами. Ряд исследователей связывают возникновение табу с потребностями общества обуздать естественные инстинкты индивидуумов, подчинить их интересам коллектива.

Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о фантастическом родстве между группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже - с неодушевленными предметами), увязывался в определенную систему, получившую название тотемизма. Среди исследователей ведутся споры о природе тотемизма. Одни полагают, что это была первоначальная форма религии, другие - что это была примитивная система классификации окружающих предметов и явлений.

С переходом от присваивающего к производящему хозяйству, а потом и к оседлому образу жизни постепенно расширялись и усложнялись отношения между людьми.

Одновременно с изменившимися условиями тесно связан рост популяции людей и распространение их по Земле. Достаточное количество пищи и относительная безопасность существования позволяли людям больше времени уделять заботе о потомстве.

Управление жизнью человеческого коллектива, в котором связи между его членами строились не только на кровном родстве, но и на совместной деятельности, обмене, соподчинении, требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений - общество. Именно в обществе были созданы ценности, которые не под силу создать индивиду. К числу таких ценностей относятся язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и др.

Успешная продуктивная деятельность общества связывалась все больше не только с мускульной силой и умелостью, но и со знаниями, с обращением к опыту предков.

На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Что же такое человечество? Словарь определяет это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного.

В истории философии возможно наиболее древним было понимание человечества как общей судьбы, берущей начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.).

Другое понимание человечества отождествляет человечество с тем или иным культурным ареалом (область распространения). Так, в античной культуре существовало деление на «эллинов» и «варваров».

Наконец, существует точка зрения, согласно которой историческое понимание человечества как единства сложилось постепенно, в определенное историческое время. Сторонники этой точки зрения полагают, что народы постепенно входят в человечество. Эта точка зрения была характерна для философов-просветителей.

С трудов философов-просветителей сложилась традиция рассматривать человечество как развивающееся сообщество. Ж.-Ж. Руссо в качестве фактора развития считал совершенствование нравственных способностей человека. И Кант предлагал соотносить любой поступок конкретно-

го человека с идеей человечества как целью самой по себе. Человечество обладает гораздо большим потенциалом, «задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. А по мнению русского философа В. Соловьева (1853-1900 гг.), основанием для единства человечества стала религия.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г. Лессинг

Вместе с тем ряд мыслителей утверждали, что понятие «человечество» вообще бессодержательно и никакой реальности не выражает. Напротив, человеческий род разделен многочисленными социально-культурными барьерами. Так, Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.), русский философ, утверждал, что совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе Н. Я. Данилевский видел высшее и окончательное выражение социального единства.

Достаточно резко отзывался о понятии человечества немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.). Он утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей». Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть».

Оригинальная точка зрения на человечество принадлежала русскому философу Н. Н. Трубникову, который связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.

~ Итак, если обобщить все многоголосие мнений о человечестве, в современной научной литературе складывается два понимания термина «человечество». В первом случае подразумевается единая судьба народов, населяющих земной шар. Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля - единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.), В. И. Вернадский (1863-1945 гг.). Предполагается, что межкультурные связи приведут к выработке единой общепланетарной культуры.

Во втором случае речь идет о собирательном понятии, которое выражает высокую степень абстракции. Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур.

Однако все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью. В процессе культурного освоения мира менялись и сам человек, и общество. Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив приводило к формированию сугубо человеческой, социальной памяти.

В отличие от генетической памяти память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.

Упомянутая выше трудовая теория происхождения человеческого в человеке не дает полной и ясной картины появления такого феномена, как культура человечества. Трудятся и другие живые существа на Земле. Недаром даже в пословицу вошло трудолюбие пчелы или муравья. Но только человек осмысленно творит вторую природу - культуру.

Существует точка зрения, согласно которой исторически первой формой культурного творчества человека была магия. Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе. Первые произведения наскальной живописи не только правдиво

передавали сцены охоты, образы животных, но и, вероятно, служили магическим целям. Однако этимологически слово «культура» происходит не от слова «культ», а от CULTURA (лат.) - обработка, возделывание, уход.

Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят. В этом отношении человек превосходит всех «умельцев» животного мира, созидая особый мир образов. Прежде чем действовать, человек создает образ своего действия.

Образ - одно из важнейших средств культуры.

Так или иначе, человек способен совмещать сугубый практицизм и возвышенное духовное творчество, на первый взгляд совершенно бесполезное, однако необходимое ему самому и другим людям. Человечество в равной мере может считать своим общим достоянием не только достижения техники и технологии, но и достигнутые им духовные вершины. И вероятно, только человек, прежде чем созидать, задумывает, мучительно ищет красоту, сохраняет и передает по наследству истину, дорожит добром и справедливостью.

Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.

Основные понятия: человечество.

Термины: антропогенез, социальная память, гоминиды.

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?


  1. Укажите основные признаки понятия «человечество».

  2. В чем состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

  3. Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
, обсудите, сде
Задания.

А2. Человек в отличие от животного способен


  1. Проявлять эмоции

  2. Заботиться о потомстве

  3. Предварительно обдумывать свое поведение

  4. Совершать привычные действия

А3. Верны ли следующие суждения об антропогенезе?

А. Антропогенез – процесс развития человека от первобытности до современности

Б. Антропогенез – процесс развития человека от момента рождения до смерти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Текст с заданиями 21-24.

1 . С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

  • внимательно прочитать задание;
  • понять, что именно требуется для успешного ответа;
  • уяснить, из каких частей складывается задание;
  • стараться выполнить все задание;
  • если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
  • не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
  • старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
  • сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Переходим по ссылке: практикум 10-1 . Отвечаем под каждым вопросом. Каждый для себя определяет цвет и не забывайте подписываться.

Вопрос 1. Как история объясняет происхождение человека и общества?

В нашей стране обычно отмечают три гипотезы проимхождения общества:

Естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

Божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),

Космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Вопрос 2. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?

Нет, человек вне общества нормально существовать не может. Человек - это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека, ведь общество это мы все вместе взятые, оно состоит из индивидуумов. Вне общества возможна только деградация. В жизни мы все нарабатываем качества и таланты, а это формирует наше сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе. Любые эгоцентричные желания уединиться не принесут ни чего хорошего.

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Судьба человека конечно зависит от судьбы общества. Но зависимость эта определяется самим человеком. Людей, думающих не в категориях общества единицы. Мы продукты общественной системы. Наше сознание с детства затачивается под определенные общественные формы. Плюс люди по своей природе существа общественные и стадный инстинкт принуждает держаться вместе, делать как все, хотеть того же что хотят все.

Вопрос 3. Каково значение научного понятия «общество»?

Общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

Вопрос 4. Что представляют собой общественные отношения?

Общественные отношения - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Вопрос 5. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество?

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, .медицинского обслуживания, досуга.

Политическая-сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета?

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно поступить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Например, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных органах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юридического содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. Например, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для освобождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Вопрос 7. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы?

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К числу древнейших социальных норм относятся обычаи. Широко распространены обычаи гостеприимства, уважения к старшим и др.

Вопрос 8. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.

Для первой ступени - традиционного (аграрного) общества - характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа - жрецам либо церкви и армии. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.

На следующей ступени - в индустриальном обществе - происходят значительные перемены.

Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:

Преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;

решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;

В центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).

Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.

Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Считается, что современная Россия - это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития - вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.

Вопрос 9. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества - процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

Человек – это биосоциальное существо, которое не может существовать вне общества. Люди всегда стремились объединяться в общности, чтобы заниматься какой либо деятельностью.

Вопрос 10. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

1. рабы не имели своего хозяйства, своих средств для производства, а крепостные крестьяне в феодальном обществе имели, хотя очень ограниченно;

2. рабы не могли иметь собственные семьи, а крепостные крестьяне могли завести семью (жениться, выйти замуж);

3. раб являлся полной собственностью рабовладельца, а крепостной крестьянин также являлся собственностью феодала, но имел некоторую свободу;

4. раб не был заинтересован в результатах своего труда (все равно ему не платят, могут делать с ним все что угодно и даже убить) , а крепостной крестьянин, наоборот, был заинтересован (хотя феодал от его труда присваивал себе большую долю) .

Но общество феодальной формации нельзя называть только классом крепостных крестьян, в таком обществе могли быть и свободные крестьяне, но их было мало, так как земля в их владении были маленькими (по размеру) , а как известно, земля давала основной доход для таких крестьян.

Вопрос 11. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

Возможно человек и был бы свободным без общества, но в 21 веке общество есть везде. Да и не каждый смог бы выжить один. Как выжить в одиночестве? Это невозможно. Человек без людей – не человек. Абсолютной свободы не бывает. От общества никуда не денешься.

Вопрос 12. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Человек не эгоист и живет не только своими проблемами и своим счастьем, но и проблемами и радостями окружающих.

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадияhomo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().