Формы научного знания. Факт– эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание. Понятия научного факта, эмпирических обобщений, частно-теоретических схем и фундаментальных теорий

1. Единица эмпирического знания, соотносящаяся с гипотезой и теорией.

2. Особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

3. Отражение факта объективного в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого - искусственного или естественного - языка.

4. Понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности (онтологический аспект) и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания, которое, с одной стороны, реализует исходные эмпирические обобщения, являясь непосредственным базисом теории или гипотезы (в отдельных случаях и самой теории), а с другой - несет в своем содержании следы семантического воздействия последних (логико-гносеологический аспект).

5. То, что получают в результате наблюдения, которое либо подтверждается, либо проверяется.

Пояснения:
Чтобы что-то обсуждать - нужны факты.

В научном познании Факты научные служат эмпирической основой теоретических построений (для выдвижения гипотез и создания теорий), которые были бы без них невозможны. Задачей научной теории является описание фактов со всеми их отношениями и связями, их интерпретация и объяснение, а также предсказание ранее неизвестных фактов.
Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактов - одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания. Вместе с тем, если теория противоречит одному или даже нескольким отдельным фактам, нет оснований считать ее опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники. Только в том случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и фактами оказываются безуспешными, приходят к выводу о ложности теории и отказываются от нее.

Центральной проблемой концепции факта является, во-первых, соотношение объективного и субъективного, а во-вторых, взаимозависимость фактов и теории.

Понятие "факт" предполагает объект, предмет, который в его данности, всегда согласуется с переживаниями субъекта. Поэтому в процессе исследования при установлении фактов стараются исключать по возможности субъект, с его несовершенством, и заменить его аппаратом, инструментом.
Факты должны быть повторяемы и воспроизводимы, т.е. не зависеть от того, когда, где и какими наблюдателями получены.
Особенно ненадежно понятие факта в области психологии, истории философии и социологии.

Чтобы наблюдение стало Фактом научным, необходима уверенность, что описание обладает полнотой учета всех относящихся к данному явлению обстоятельств.

Факты научные объективны из-за того, что они ограничены вещами и событиями, поддающимися наблюдению и исключению любой информации, которую нельзя проверить.

Факт научный неотделим от языка, на котором он выражен, и, следовательно, от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Факты, относящиеся к конкретной научной проблеме, называют данными.

верификация

фальсификация

детерминизм

утилитаризм

Основными методами исследования, выработанными в позитивизме, являются верификация и фальсификация.

Верификация – методологический принцип – проверка истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Гипотезы, которые не поддаются чувственной проверке, считаются лишенными научного смысла. Данный принцип используется в неопозитивизме.

Фальсификация – методологический принцип, предполагающий проверку ложности теорий в результате эксперимента или теоретического анализа. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер. Данная процедура формально симметрична верификации.

5.4. Методы и формы научного познания

1. Основным принципом диалектического метода является …

историзм

абсолютизм

скептицизм

Основным принципом диалектического метода является историзм. Данный принцип предполагает рассмотрение предметов и явлений в их изменчивости и развитии.

П. Фейерабенд Т. Кун К. Поппер О. Конт

Автором концепции «методологического анархизма» является П. Фейерабенд – американский философ и методолог науки, один из наиболее видных представителей постпозитивизма. По мнению П. Фейерабенда, наука иррациональна и ничем не отличается от мифа и религии и представляет собой одну из форм идеологии. Отсюда Фейерабенд выдвигает идею

«методологического анархизма» – «anything goes» («все допустимо», «все сгодится»), изложенную в произведении «Против метода. Очерк анархисткой теории в познании» (1975 г).

3. Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется …

синтезом

описанием

анализом

дедукцией

Метод объединения познанных в результате анализа элементов в единое целое называется синтезом. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных теорий и др.

4. Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется …

верификацией

конкретностью

фальсификацией

универсализмом

Методологический принцип, предполагающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности, называется верификацией. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Данный принцип используется в неопозитивизме.

5. Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется …

наблюдением

консенсусом

практикой

онтологией

Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется наблюдением. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение осуществляется во всех сферах человеческой деятельности – в повседневной деятельности, в науке и т.п.

6. Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется …

моделированием

индетерминизмом

методологией

наблюдением

Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется моделированием. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском.

7. Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется…

анализом

консенсусом

практикой

синтезом

Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части называется анализом. Процедуры анализа входят органической составной частью во всякое научное исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

8. Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется …

индукцией

диалектикой

методологией

дедукцией

Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется индукцией. Идея индукции обсуждалась уже Сократом и Аристотелем. Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, который рассматривал индукцию как единственно научный способ познания.

9. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

10. Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется …

конструированием

наблюдением

диалектикой

сравнением

Деятельность мышления, направленная на создание теоретического мира и описывающих его моделей, называется конструированием. Конструктивная

деятельность мышления имеет относительно самостоятельный характер по отношению к чувственному миру, подчиняясь в своем функционировании собственной логике существования.

11. Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является …

фальсификация

верификация

историзм

Методологическим принципом, предполагающим установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными, является фальсификация. К научным относятся лишь те положения и теории, которые в принципе могут быть опровергнуты благодаря новым фактам. Этот принцип в научный оборот ввел К. Поппер.

12. Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется …

метафизикой

наблюдением

Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется фактом. Факт отражает конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.

13. Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется …

индукцией

наблюдением

метафизикой

Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая

их упорядоченное изменение, называется законом. Понятие закона близко к понятию сущности. Существуют разные типы законов: качественные и количественные, законы функционирования, развития, законы строения, законы динамические и вероятностно-статистические, законы частные, общие и всеобщие и др.

14. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется …

научной проблемой конструктом гипотезой нарративом

Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес, называется научной проблемой. Под проблемой понимают вопрос или комплекс вопросов, решение которых носит теоретическое и практическое значение. Выделяют два класса проблем:

1) возникающие в результате исследования; 2) возникающие из анализа и обоснования окружающего мира. Развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем.

15. Научное допущение или предположение, истинность которых не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется …

гипотезой

понятием

16. Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является …

Ф. Бэкон Р. Декарт К. Маркс

К. Поппер

17. Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …

экспериментом

идеализацией

наблюдением

аналогией

18. Логический путь от общего к частному называется …

дедукцией

моделированием

индукцией

доказательством

Логический путь от общего к частному называется дедукцией. Дедукции свойствен достоверный характер логического вывода: если истинны исходные посылки, то с необходимостью будет истинно заключение. Дедуктивный метод рассматривали Аристотель, Боэций, Р. Декарт. Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.).

ДЕ 6. Философия человека

6.1.Происхождение и сущность человека

1. Трудовая концепция происхождения человека была предложена …

Ф. Энгельсом В. Лениным Аристотелем Ф. Бэконом

Трудовая концепция происхождения человека была предложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (написана в

2. Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет …

практическую деятельность одушевленность мышление эмоциональность

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет практическую деятельность. Человек – существо социальное, поэтому сама способность к духовному развитию исторически формируется и совершенствуется в социальных условиях, с развитием общественной практики

– целенаправленной, творчески-преобразовательной активности. Формы практики многообразны: материально-производственная, познавательнонаучная, общественно-политическая. Именно в процессе практики формируется и развивается собственно человеческая сущность, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов, а также самого себя, самоутверждение себя в мире, обретение свободы.

3. Современная философия и наука считает человека …

биосоциальным существом животным субстанцией техникой

Современная философия и наука считает человека биосоциальным существом. Человек, как живой организм, включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознания, психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями.

4. Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется …

креационизмом

постмодернизмом

теоцентризмом

Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется креационизмом. Этот подход возникает в рамках религии, но до XIX века креационизм является важнейшей частью не только религиозных и философских, но и естественно-научных доктрин.

5. Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип.

антропный

диалектический

кибернетический

социальный

Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является антропный принцип. Термин «антропный принцип» предложил английский математик Б. Картер в 1973 г. Антропный принцип претендует ответить на вопрос: почему Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем?

6. Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …

Протагору

Аристотелю

Тертуллиану

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит Протагору, это главный принцип его софистических воззрений.

7. Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит …

Аристотелю

Зенону Ч. Дарвину

К. Марксу

Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит Аристотелю. По его мнению, «тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном плане существо, либо сверхчеловек».

8. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был …

Ф. Ницше В. Соловьев З. Фрейд Н. Бердяев

Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был Ф. Ницше. Данную идею он отразил в работе «Так говорил Заратустра» (1883–1885).

9. По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать …

благородным мужем государственным чиновником религиозным деятелем добровольным рабом

По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать благородным мужем. Главное качество благородного мужа – человеколюбие (постоянная установка на любовь к людям).

10. В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) …

интуиция

В философии Просвещения главным признаком человека считался разум. Именно разум позволял человеку возвышаться над природой и миром, демонстрировал силу человека, мощь его мысли.

ФАКТ в философии науки - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания Ф противопоставляется теории или гипотезе. В научном познании совокупность Ф. образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание Ф., их интерпретация и объяснение. В понимании природы Ф. в философии науки 20 в. выделились две основные тенденции: фактуализм (неопозитивизм) и теоретизм (Т. Кун, П. Фейерабенд). Если фактуализм подчеркивает независимость и автономность Ф. по отношению к различным теориям, видит в их совокупности надежный и устойчивый базис науки, а главную функцию науки усматривает в описании и накоплении Ф., то теоретизм, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории («теоретически нагружены») и при смене теорий происходиьт изменение всего фактуального базиса науки. Эмпирическое познание базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом, предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельностью. Эмпирическое обобщение - замеченная в природе закономерность, причины которой нам еще непонятны. Эмпирическое знание имеет сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:

а) единичные эмпирические высказывания («протокольные предложения»), которые фиксируют результаты единичных наблюдений. Как показала история науки, говорить о «чистых», незаинтересованных, немотивированных какой-либо теорией наблюдениях и, соответственно, протоколах наблюдений в науке не приходится: это очевидное положение;

б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов;

в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);

г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА - некоторое множество утверждений теории об основных свойствах и отношениях ее исходных объектов. Например, теоретической схемой классической кинематики Ньютона являются три ее основных закона. Понятно теоретической схемы было введено в методологию науки И.С.Степиным для оппозиции позитивистскому пониманию структуры научной теории, понимаемой только как логически упорядоченное множество ее высказываний без указаний на конкретный тип теоретического объекта, к которому они относятся. Объяснение и предсказание эмпирических фактов осуществляется не непосредственно на основе картины мира, а через применение создаваемых теоретических схем и связанных с ними выражений теоретических законов, которые служат опосредующим звеном между картиной мира и опытом. В развитой науке теоретические схемы создаются вначале как гипотетические модели, а затем обосновываются опытом. Их построение осуществляется за счет использования абстрактных объектов, ранее сформированных в сфере теоретического знания и применяемых в качестве строительного материала при создании новой модели. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯЛюбая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ­ций. В современной методологии науки выделяют следую­щие основные элементы теории: 1) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предме­тов; 3) логика теории, нацеленная на прояснение структу­ры и изменения знания; 4) совокупность законов и утверж­дений, выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой эле­мент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объек­та во всей его целостности и конкретности.



Абстрактный объект теории

Абстрактный объект - объект, созданный какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо абстракции; когнитивно представленный объект познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношения вещей и явлений окружающего мира. Различие между абстрактным и конкретным объектом проще всего понять интуитивно на конкретном примере: Тенис – абстрактное, игра в теннис – конкретное. Метод восхождения от абстрактного к конкретному - это теоретический метод научного познания, основанный на последовательном переходе от абстрактного знания к конкретному в процессе реконструкции развития объекта исследования. Данный метод разработан в рамках диалектической философии и впервые был сформулирован Г. В. Ф. Гегелем, который, однако, дал ему идеалистическое толкование, представив его не как способ решения научно-теоретических задач, а как форму схематизации своей спекулятивной философской системы, приводящей к абсолютному знанию. Под абстрактным и конкретным знаниями понимаются суждения или совокупности суждений о каком-либо предмете, различающиеся следующим: первое получается при условии отвлечения от каких-либо связей, имеющих значение при изучении предмета, а второе - при условии их привлечения. Отвлечение при этом представляет собой особую форму абстракции, выражающую гипотетическое или экспериментальное исключение этих связей (изоляцию изучаемого предмета), а привлечение выражает факт включения в них изучаемого предмета, то есть создание, выбор или допущение реальной ситуации, в которой эти связи имеют место. Оценка знаний как абстрактного и конкретного относительна: знание оценивается как абстрактное или конкретное только по отношению к другому знанию. Анализ есть переход от конкретного к абстрактному, синтез - восхождение от абстрактного к конкретному. Абстракция научная (лат. - удаление, отвлечение) - отвлечение от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение и обобщение наиболее существенных особенностей, свойственных той или иной группе явлений. Результаты такого обобщения, производимого путём научной абстракции, находят своё выражение в научных понятиях, категориях. «Такие слова, как «материя» и «движение», суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей». Научная абстракция даёт нам более полное и глубокое представление о действительности, чем непосредственные ощущения. Посредством научных абстракций познание переходит от восприятий единичного к обобщению массы явлений, создавая понятия, категории, законы, в которых отражаются внутренние, существенные связи явлений действительности. Только путём теоретического обобщения человеческая мысль, может обнаружить сущность явлений, законы их существования и развития. Следует различать материалистическое понимание абстракции от идеалистического. Научная, материалистически понимаемая абстракция прямо противоположна идеалистической, отрывающей мысль человека от реальной объективной действительности.



Строение научных теорий

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Итак, строение теории можно представить в такой схеме:1) эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;2) исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы и постулаты, фундаментальные законы и принципы; 3) логический аппарат содержит правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов производных, или неосновных законов;4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Как мы увидим ниже, в теориях разного типа и находящихся на различных ступенях развития, не все эти элементы представлены в такой отчетливой форме. Логические правила дедукции не только в естественнонаучных, но даже в содержательных математических теориях, предполагаются общеизвестными и потому обычно заранее не формулируются. В эмпирических теориях, которые еще только складываются, основные законы обычно не формулируются, поскольку остаются неизвестными. Вместо них выступают многочисленные промежуточные законы меньшей степени общности, и вследствие этого общая логическая структура теории остается однозначно неопределенной. Она скорее напоминает мозаику из множества отдельных подтеорий, связывающее отношение между которыми может быть установлено только в ходе дальнейшего исследования. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что информативное содержание теории меняется в зависимости от обнаружения новых фактов и открытия ранее неизвестных законов. Все это, конечно, не укладывается в прежнюю структуру теории, ибо существенно меняет ее эмпирический базис, а в период революционных изменений в науке также и теоретический базис.

Эволюция детерминизма

Детерминизм - (от лат. determi.no - определяю) - учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологический детерминизм), или учение о предопределении явлений природы (космологический детерминизм) или человеческой воли (антропологически-этический детерминизм). Центральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое явление. Идея состоит в причинной связности всего, что существует на свете. Но это не отменяет свободу воли. Механический (классический) детерминизм (Лаплас): из нынешнего состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Причинность оказывается как бы внутри этих законов. Теологический детерминизм выступил как учение о предопределенности развития мира со стороны Бога. Космологический детерминизм утверждает однозначность развития природы. Антропологический детерминизм исключает свободу человека, утверждая фатальную предопределенность. Главный недостаток механистического детерминизма состоит, прежде всего, в том, что он представляет мир, Вселенную, жестко связанную причинно-следственными отношениями, где нет места случайности. Все связанно между собой и может быть рассчитано по законам механики. В таком мире не было бы ничего неопределенного и случайного. В связи с этим сама случайность по существу исключается из природы и общества. 2) Вероятностный (неклассический) детерминизм. В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинно-следственных отношений. Следствие вытекает из причины уже только с некоторой вероятностью, а не с необходимостью. Вероятность – это степень необходимости, способная принимать непрерывный спектр значений от нуля (невозможность) до единицы (необходимость). Понятие абсолютной точности бессмысленно (парадокс береговой линии – береговая линия суши не имеет четко определенной длины).

Каждое событие в модели вероятностного детерминизма оказывается узлом бесконечной сети отношений частичных причин и следствий. Исчезает абсолютное различие между ними. То, что в данный момент является причиной, в следующий момент может стать следствием.

Примеры: учение Дарвина – большая роль отводилась случайности, которая отвергалась лапласовским детерминизмом. Квантовая механика давала вероятностное описание микромира.

3) Синергетический (постнеклассический) детерминизм - любые порядки (нормы), которые существуют, возникают из хаоса. Хаос порождает порядок. Синергетическое развитие сопряжено с аттракторами и бифуркациями. Аттрактор - последующее состояние предсказывает предыдущее - необходимость. Любой аттрактор входит в зону бифуркации. Понятие цели уже не представляется противоречащим причинности, а рассматривается как ее особый вид, целевая причинность. Признается объективная природа случайности, свобода рассматривается в качестве формы самодетерминации. Изменяется и подход к изучению причинно-следственной связи - основной формы детерминации. Взаимосвязь причины и следствия рассматривается не как однонаправленный процесс, а как двусторонний, с обратной связью.

Факт – эмпирическая основа научного знания; особого рода предложение протокольного характера, фиксирующее эмпирическое знание.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но что нужно познать; знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблемы в науке обусловлены выдвижением гипотез, преодолевающих ограниченность существующих теорий.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, нуждается в доказательстве.

Закон – форма знания, отображающая общие, повторяющиеся, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами. Законы – это ключевые элементы научной теории. Для классической науки XVII-XIX вв. характерны динамические законы , отображающие объективную закономерность в форме однозначных (жестких) связей, не допускающих случайностей (жесткий детерминизм ). Длянеклассической науки ХХ-ХХI вв. характерны статистические законы , которые отображают объективную закономерность в форме вероятных связей, не дают однозначных предсказаний "поведения" единичных объектов, однако оказываются единственно возможными при описании массовых явлений случайного характера (вероятностный детерминизм ).

Теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности определенной области действительности. Элементами научной теории являются исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.); идеализированные объекты; язык теории; логика теории; законы и утверждения, выведенные из основоположений; философские установки, ценностные, социокультурные основания.

Концепции развития науки . Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, "почему" и "как" она развивается.

Согласно концепции интернализма развитие науки определяется внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.).

Согласно концепции экстернализма развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами.

Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление) развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний.

Согласно концепции некумулятивизма развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. имеют место научные революции.

Научные революции как особый вид фундаментальных новаций связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ.


Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т.Кун. И. Лакатос разработал концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ. Т. Кун разработал концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки.

П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей – "размножения теорий", условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий.

Тема 18. Человек и природа

Природа – 1) весь мир в многообразии его форм (в одном ряду с понятиями "материя", "универсум", "вселенная"); 2) все, что возникло естественным путем; совокупность естественных условий существования человеческого общества; 3) объект естествознания ("наук о природе").

В общем виде природа состоит из неживой и живой. Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией (элементарные частицы, атомы, химические элементы, макротела, небесные тела, звезды, галактика и Вселенная). Живая природа – совокупность организмов, которые делятся на пять царств (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные), организованных в экосистемы, которые в совокупности составляют биосферу.

Биосфера – область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Биосфера включает в себя совокупность всех существующих на Земле живых организмов и среду их обитания; в состав биосферы входят живое, биокосное и косное вещества. Учение о биосфере развито академиком В.И. Вернадским.

Особенности эмпирического исследования

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание, сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность. Эмпирическое опытное исследование осваивает объект с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. Его важнейшим элементом является факт, который имеет следующие основные значения: 1) Некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности, либо к сфере сознания и познания. 2) Знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. синоним истины (научный факт). 3) Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдения и экспериментов (научный факт). Ни один опытный факт не может быть сформулирован помимо некоторой системы понятий. А. Эйнштейн считал, что факты без деятельности ума сами по себе не могут привести к научному познанию. В понимании природы факта существуют две крайние точки зрения: 1) фактуализм (независимость и автономность фактов по отношению к разным теориям). 2) теоретизм (факты полностью зависят от теории). Верное решение состоит в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, т.к. детерминирован действительностью. В научном познании факты играют двоякую роль: 1) образуют эмпирическую основу для выдвижения гипотез, построения теорий. 2) факты имеют решающее значение в подтверждении теорий или их опровержении.

В.И. Вернадский писал: «Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы. Они, если правильно установлены, бесспорны и общеобязательны. Наряду с ними могут быть выделены системы определенных научных фактов, основной формой которых являются эмпирические обобщения. Это резко отличает науку от философии и религии». Недопустимо выхватывать отдельные факты, а рассматривать их во взаимосвязи, в целостной системе. Необходимо различать факты действительности , как отдельные ее проявления и факты знания , как отражение этих проявлений в сознании человека. Ученый не ищет вслепую факты, а руководствуется целями, задачами, концептуальной системой. Факт планируется, конструируется теорией; факты теоретически нагружены и исходный пункт науки – это теоретические схемы, концептуальные каркасы действительности (постулаты, принципы, определения, концептуальные модели). Теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана до ее последних штрихов в лаборатории (А. Уайтхед, К. Поппер).