Vi. загадки о диких животных. V. динамические паузы, подвижные игры

Обратите внимание! Все слова русского языка распределяются по частям речи. Части речи бывают самостоятельные и служебные .

237. Прочитайте таблицу «Части речи». Подумайте: для чего служат самостоятельные части речи? А служебные? Приведите свои примеры слов разных частей речи.

238. Представьте, что в вашем классе проводится конференция на тему «Части речи в русском языке». Вам предложили выступить на этой конференции с научным докладом. Выберите любую из изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол) и составьте текст на тему «Что я знаю о данной части речи».

239. Прочитайте.

Д..лина, д..лёкий, он, ж..лание, мы, ж..лать, ч..тыре, ок..ло, они, з..лёный, з..ленеть, вос..мь, об..явление, об..яснить, счаст..е, ты, над, к, за, прил..теть, радос..ный, разг..ворчивый, г..в..рить, по, шес..надцать, ко..ектив.

  • Распределите слова по частям речи. Запишите слова каждой части речи с новой строки, вставляя пропущенные буквы.
  • По каким признакам вы определили части речи?

240. Прочитайте.

      Повеяло черёмухой.
      Проснулся соловей.
      Уж песнью заливается
      Он в зелени ветвей.
      (К. Романов)

  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Назовите знакомые части речи.

241. Прочитайте.

      Солнце в окошке,
      Тень на дорожке,
      Крик петушиный,
      Мурлыканье кошки.
      Птица на ветке,
      Цветок у тропинки,
      Пчела на цветке,
      Муравей на травинке.
      А рядышком - жук,
      Весь покрытый загаром,
      И всё это - мне,
      И всё это - даром.
      Вот так - ни за что!
      (И. Мазнин)

  • Как вы поняли последние строки? Порадуйтесь и вы тому, что вас окружает в природе.
  • Какую часть речи не употребил автор? Почему?
  • Подготовьтесь записать по памяти первое предложение из стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

242.

Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.

Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.

Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.

(В. Сухомлинский)

  • Подготовьтесь к изложению данного текста (см. Памятку 6). Напишите.

243. Прочитайте.

      Вы в битве Родину спасли,
      Преодолели все преграды.
      Спасибо вам от всей Земли,
      За всё спасибо вам, солдаты...
      (Б. Дубровин)

  • Определите тему и главную мысль стихотворения.
  • Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку.

244. Побывайте в День Победы у памятника Неизвестному солдату. Составьте текст на тему «У Вечного огня».

со лда́т

245. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Шагай, л..сёнок, п..р..шагивай! Через пень п..р..шагни, через валежник п..р..ступи! В яму не пр..вались, у к..рней не оступись, в густой чаще не з..путайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, гор..кую кору жевать, сла..кие лист..я рвать.

(Е. Чарушин)

  • Какие виды предложений по цели высказывания v по интонации встретились вам в тексте? Почему автор их употребил?
  • Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.

246. Составьте текст-сказку на одну из тем.

      Разговор Солнышка и Подснежника.
      Разговор Зайчика и Ёжика.
      Разговор Крапивы и Сирени.
      Разговор Дождика и Цветов.

247. Прочитайте рассказ В. Бочарникова.

Какого цвета лето? Лето цветное. Оно и зелен..., и красное, и бел..., и син..., и оранжев..., и м..линов... . Так нарядили его цветы: лютики, р..машки, ..дуванчики, анютины гла..ки, незабудки, иван-чай. Сколько цветов укр..шают лето! И каждый цветок - чудо!

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и окончания имён прилагательных. В последних двух предложениях подчеркните изученные орфограммы.
  • Объясните значение последнего предложения. Составьте свой текст-описание на эту тему. Запишите его.

248. Прочитайте словосочетания.

Зимн... дорога, жёлт... карандаш, русск... солдат, горяч... молоко, вечерн... заря, летуч... мышь, весенн... облака, ранн... утро, сладк... варенье, ближн... деревня, син... тучи, летн... гроза.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Объясните свой выбор.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

249. Прочитайте скороговорку Ю. Кушака.

      Сорок сорок
      Для своих сорочат
      Сорок сорочек,
      Не ссорясь, строчат.
      Сорок сорочек
      Прострочены в срок -
      Сразу поссорились
      Сорок сорок.

  • Почему поссорились сороки?
  • Спишите, обозначьте в словах ударение.
  • Какими частями речи являются одинаково написанные слова? На какой вопрос они отвечают? Подчеркните имена числительные.

250. Прочитайте.

      Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари
      Яркий свет на поля разливается.
      За рекой, на лугу, по росе косари
      Идут, косят траву, наклоняются.
      (И. Суриков)

  • Спишите. Объясните, как определить падеж имён существительных в предложениях. Разберите одно из имён существительных как часть речи.

251. Прочитайте.

Зайчонок

С этих пор лесник ещё долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.

К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес.

Лесник принёс зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка.

Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла.

Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.

(В. Степанов)

  • Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ.
  • Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль.
  • Запишите заголовок и текст по частям. Проверьте себя.

252. Прочитайте.

Рожок - это берестяной ремень, выр..занный (из) ровнен..кого м..л..дого дер..ва. (За)х..телось (по)играть - (с)вил бересту (в)дудочку, (в)ставил гудок, полую палочку (из)бузины, (с)прорез..ю: дуй - (за)гудит. Но чтобы играть, гласы (вы)водить - (без)учен..я, (без)премудростей (не)обойдёшься.

(В. Бахревский)

  • Объясните, какие правила надо знать, чтобы правильно записать слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
  • Как вы понимаете значение последнего предложения?

253. Прочитайте. Скажите, какие имена существительные в предложениях пропущены.

Гремел _______, и шёл _______. Сквозь _______ лучи́ло _______, и раскидывалась широкая _______. В это время распускалась _______. Над самой водой зеленели _______ дикой смородины.

(М. Пришвин)

    Слова для справок: кусты, дождь, гром, черёмуха, солнце, радуга.

  • Спишите, вставляя пропущенные слова. Укажите род глаголов прошедшего времени единственного числа.
  • Подчеркните в первом сложном предложении его основы.

254. Прочитайте. Озаглавьте текст.

З..ря разгорается. Вот уже з..л..тые пол..сы протянулись по небу. В оврагах клубятся пары. Жав..ронки звонко п..ют. Предрассветный вет..р подул. Тихо всплывает багровое со..нце.

(И. Тургенев)

  • Подготовьтесь записать текст под диктовку.
  • Разберите одно из распространённых предложений по членам. Выпишите из него словосочетания.
  • Что обозначает слово предрассветный ? Как оно образовалось? Разберите его по составу.

255. Прочитайте. Когда так говорят?

      П..жалуйста. Здра..ствуйте. Благодарю.
      Изв..ните. Добрый день. Будьте добры.
      Сп..сибо. Д.. св..дания. Спокойной ночи.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Устно составьте диалог, используя в нём некоторые из данных слов и выражений.

256. Прочитайте. Объясните написание пропущенных орфограмм. Назовите произведение.

1. Из зарослей выл..з мал..н..кий барсук. 2. Потом из травы п..к..залась острая морда с ч..рными пронзительными глазками. 3. Зверь высунул из травы мокрый ч..рный нос, похожий на свиной п..т..чок. 4. Наконец п..к..залась п..л..сатая шкурка. 5. Нос долго нюхал воздух и др..жал от жадности.

(К. Паустовский)

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст. Объясните, как вы это делали.
  • Придумайте к тексту заголовок. Запишите заголовок и составленный текст.

257. Прочитайте выразительно.

      Дождик бежит по траве
      с радугой
      на голове.
      Дождика я не боюсь,
      весело мне,
      я смеюсь.
      Трогаю дождик рукой:
      «Здравствуй!
      Так вот ты какой!..»
      (Р. Рождественский)

  • Это стихотворение весёлое или грустное? Объясните свой ответ. Какие слова вызвали у вас улыбку?
  • Объясните правописание выделенных букв.
  • Спишите. Назовите знакомые части речи. Подберите имена прилагательные к именам существительным радуга, дождик .

258. Прочитайте. Выберите из скобок нужные буквы и запишите слова.

Перч(а, я)тка, снеж(и, ы)нка, под(ъ, ь)езд, крыл(ъ, ь)я, мя(г, к)кий, р(о, а)синка, ключ(и, е)к, камы(шь, ш), верё(в, ф)ка, ме(сн, стн)ость, чуде(сн, стн)ый, ко(л, лл)ек-ция, дли(н, нн)ый, к(а, о)л(а, о)сок, мал(е, и)нький, замоч(е, и)к, посв(е, я)тить фонариком.

  • Объясните свой выбор букв. Устно подберите к каждому слову ещё 2-3 слова на это же правило.
  • Подберите к одному из слов 1-2 однокоренных слова и запишите их.

259. Прочитайте.

      О первый ландыш! Из-под снега
      Ты просишь солнечных лучей;
      Какая девственная нега
      В душистой чистоте твоей!
      (А. Фет)

  • Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Определите по толковому словарю значение устаревшего слова нега.
  • Подготовьтесь записать поэтические строки под диктовку.

260. Прочитайте. Найдите в каждом ряду лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

  1. Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок.
  2. Друг, знакомый, товарищ, приятель.
  3. Ножницы, шахматы, лыжи, санки.
  4. До свидания, прощайте, извините.
  • Спишите слова каждого ряда без лишнего слова. Подчеркните орфограммы.

261. Выпишите из словаря «Однокоренные слова» две группы слов. Укажите над каждым словом часть речи. Подчеркните изученные орфограммы.

  • Составьте и запишите предложение с любым словом. Подчеркните основу этого предложения.

262. Прочитайте стихи К. Бальмонта.

      В углу шуршали мыши,
      Весь дом застыл во сне.
      Шёл дождь - и капли с крыши
      Стекали по стене.

  • В звучании каких слов слышится шум дождя и движение капель дождя? Какие звуки или сочетания звуков передают эти звуковые образы?
  • Запишите стихи по памяти. Проверьте себя.

263. Прочитайте.

27 мая в нашей стране отмечают Всероссийский День библиотек. В этот день в далёком 1795 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека России. Тогда она называлась Императорская публичная библиотека, а ныне - Российская национальная библиотека. Её двери и поныне открыты для всех желающих.

Всероссийский День библиотек - это праздник всенародный, праздник всех тех, кто любит книгу.

  • Что нового вы узнали из текста?
  • Обратите внимание на написание заглавной буквы в названии праздника и названиях библиотек.
  • Спишите последнее предложение. Проверьте себя.
  • Поздравьте своего школьного библиотекаря с этим праздником.

264. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки.

  • Расскажите эпизод из любой сказки.
  • Составьте 2-3 предложения по любому рисунку.
  • Запишите ответ на вопрос: к какой сказке дан третий рисунок?

265. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху.

(Из газеты «Комсомольская правда»)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • К каким частям текста могли бы подойти такие названия?

      На помощь!
      Дорога к болоту.
      Помощь пришла вовремя.
      Радость матери.

  • Что отражается в каждом заголовке: тема или главная мысль? Подберите свои заголовки к данным частям текста.
  • Напишите изложение текста (см. Памятку 6 пункты 4-6). Проверьте себя.

266. Рассмотрите рисунок.

  • Определите тему рисунка. Где происходит действие? Чем заняты ребята? Подберите имена детям и кличку собаке. Расскажите, что каждый из них делает. Какое настроение у ребят?
  • Составьте по рисунку текст. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и составленный текст.

267. Прочитайте. Спишите.

      Здравствуй, ЛЕТО!
      Сколько солнца! Сколько света!
      Сколько зелени кругом!
      Что же это? Это ЛЕТО
      Наконец спешит к нам в дом.
      Певчих птиц разноголосье!
      Свежий запах сочных трав,
      В поле спелые колосья
      И грибы в тени дубрав.
      (Т. Бокова)

  • Определите тему и главную мысль стихотворения. Согласны ли вы с автором? А что вы ждёте от лета?
  • Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?
  • Составьте небольшой рассказ на тему «Почему я жду летних каникул?».

268. Прочитайте. Докажите, что это текст. Озаглавьте его. Запишите заглавие и текст.

В необыкновенной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский)

  • Какую картину вы представили, читая текст? Какие части речи помогают нам представить рассвет в цвете? Найдите сравнения. Удачны ли они?
  • Найдите в предложениях глагол, который повторяется. Почему автор употребил его несколько раз?
  • Какие части речи вы можете определить? Одинаково ли количество слов разных частей речи? Каких слов больше? Подчеркните слова неизвестных вам частей речи.
  • Какие предложения автор использовал в данном тексте? Дайте им характеристику. Каких предложений больше? Подчеркните в первом предложении грамматическую основу и выпишите из него словосочетания.
  • Обратите внимание на цифры и выполните любой разбор.
  • Встаньте как-нибудь пораньше. Понаблюдайте, как зарождается рассвет в вашей местности. Опишите это красивое явление природы.

-Спи, Антоша, спи.

Уложив, и заботливо накрыв одеялом, подоткнув его со всех сторон, дед ещё долго любовался своим внуком. «Худенький какой, заморыш городской,-думал он,- ничего-ничего, отпою парным молоком. На свежем воздухе, да на всём своём — окрепнет за лето. Мать-то приедет, и не узнает его. И что они, городские, видят в своих трущобах? Шум, гам! А пылище-то - дышать нечем.

* * *

свадьбы, да вот инсульт, будь он неладен... Удалённость врачей... Да, что там говорить, знал бы куда упадёшь... Татьяна отказалась ехать в больницу, дескать

полежу, оклемаюсь.

Антошке, на момент смерти его бабушки было год с небольшим, а сейчас ему уже восьмой год идёт и после того, как он вышел на каникулы, мать его, дочь Николая Васильевича привезла его в деревню, под присмотр, к деду, да и на поправку. Городская-то жизнь с деревенской не сравнится.

Пока дед собирал на стол, проснулся и Антошка. Зашлёпав босыми ножками, выбежал на крылечко, пописал с него в сторону петуха, который, разгребая лапами землю, наклонив голову с ярко-красным гребнем, что-то деловито искал, не обращая внимания на мальца. Это Антона ничуть не смутило, погремев умывальником тут-же на крылечке и, растерев мордашку вафельным полотенчиком, он зашлёпал обратно в горницу.

-Сейчас, деда!

отказался от этого желания».

-Что это, деда?

-Зайчонок.

-Погладь.

-Антоша, вот давай договоримся: подержишь его в руках и отпустишь. Ладно? -Нет,лучше дедуля возьмём его. Я буду за ним ухаживать,кормить его травкой. У тебя в огороде капустка уже есть. А деда! Ну давай возьмём его. А? -Антон. Ведь ты уже большой и должен понимать, что ему нужно молочко мамино. Без этого молочка ему не вырасти. -А как его мама найдёт? -Найдёт, не беспокойся. -А если его маму волки сьели? -Тогда его другая зайчиха накормит. -Как? -Ну зайцы так устроены, что любая зайчиха пробегая мимо зайчонка, обязательно его покормит. А молоко у зайчих такое жирное,что коровье молоко и в подмётки не годится, поэтому Февралькино молоко зайчонку не подойдёт. Вот, возьми осторожно и подержи в руках. -Переложив в руки внука зайчонка, Николай Васильевич наблюдал за внуком. - -Деда, у него так сердце колотится. - Как же не будет колотится, когда он напуган до смерти. - Деда, мы для него, как великаны. - Конечно. Он ведь в жизни своей ничего подобного не видел.Отпусти его Антоша.

Всю обратную дорогу Антошка болтал об этом зайчонке. А под вечер.Николай Васильевич накопав в перепревшем навозе, червей и собрав удочки, повёл внука на речку. И вот когда он размотал первую удочку и насадив червя, закинул и дал её Антону, а сам взялся разматывать вторую удочку, у Антона клюнуло. Гусиное перо, два раза дёрнувшись,пошло под воду и Николай Васильевич не выдержав крикнул внуку; - Да дёргай же! И Антон дёрнув удочку, и подняв её, закричал на всю речку. - Деда, смотри! У меня рыбка! Блестя на солнце серебристой чешуёй, на леске трепыхалась уклейка. Радости Антона не было конца.

Дед, улыбался.

* * *

и бежать к внуку.

Регистрационный номер 0127889 выдан для произведения:

Поздно вечером, уютно пригревшись под мышкой у деда и сладко посапывая, Антошка сказал, сквозь дрёму:

Деда, у меня сегодня был самый счастливый день: я подержал в руках настоящего, живого зайчонка и первый раз в жизни поймал рыбку.

Спи, Антоша,-ответил ему дед,-ты ещё не одну рыбку поймаешь в своей жизни. А, может статься, и золотую выловишь.

Золотые только в сказке бывают. И, всё равно, у меня сегодня самый счастливый день.

Спи, Антоша, спи.

Дед ещё долго лежал, не шевелясь, боясь потревожить внука. И, только убедившись в том, что внук заснул крепко и уже не проснётся, тихонечко встал, осторожно просунул свои свои узловатые, жилистые руки под голову и колени внука, осторожно приподнял и понёс свою ношу на приготовленную кровать.

Уложив, и заботливо накрыв одеялом, подоткнув его со всех сторон, дед ещё долго любовался своим внуком. «Худенький какой, заморыш городской,-думал он,- ничего-ничего, отпою парным молоком. На свежем воздухе, да на всём своём — окрепнет за лето. Мать-то приедет, и не узнает его. И что они городские видят в своих трущобах? Шум, гам! А пылище-то - дышать нечем.

А у нас здесь - один воздух чего стоит».

Так же осторожно дед вернулся на свою кровать, и уже лёжа, вспомнив слова внука, засветился счастливой улыбкой. «Ишь, пострел, как про зайчонка-то вспомнил. Самый счастливый день — говоришь. Да. А вот в городе-то своём,

разве бы ты увидел зайчонка среди асфальта да бензиновой гари?»

И он снова засветился счастливой улыбкой, вспоминая и переживая перепитии прожитого дня.

* * *

С утра, управившись по хозяйству и отправив свою чёрно-белую любимицу

в табун, Николай Васильевич решил сводить своего внучонка, недавно привезённого к нему на лето, по первые ягоды лесной земляники. Пока он управлялся да отводил Февралю в табун, внучек его, убегавшись за день, спокойно спал, переполненный деревенскими впечатлениями. Николай Васильевич на обратном пути зашёл в магазин, купить чего-то по мелочи, перебросился новостями с соседом своим, Никанорычем, который пригревшись

и жмурясь на утреннее солнышко, сидел на лавочке перед своим домом, ожидая, когда Пелагея, супруженница его, позовёт на завтрак.

Николай Васильевич, недавно овдовевший, хозяйствовал сам. Конечно можно было сойтись с какой-нибудь деревенской бабулькой, но в доме его, всё-

ещё присутствовал дух его Татьяны, с которой они дожили бы и до золотой

свадьбы, да вот инсульт, будь он неладен... Удалённость врачей... Да, что там говорить, зал бы куда упадёшь... Татьяна отказалась ехать в больницу, дескать

полежу, оклемаюсь.

«Охо-хо,- подумал Николай Васильевич,- жила бы моя Танюша, да любовалась внучиком своим. Знать не судьба.»

Антошке, на момент смерти его бабушки было год с небольшим, а сейчас ему уже восьмой год идёти после того, как он вышел на каникулы, мать его, дочь Николая Васильевича привезла его в деревню, под присмотр, к деду, да и на поправку. Городская-то жизнь с деревенской не сравнится.

Пока дед собирал на стол, проснулся и Антошка. Зашлёпав босыми ножками, выбежал на крылечко, пописал с него в сторону петуха, который, разгребая лапами землю наклонив голову с ярко-красным гребнем, что-то деловито искал, не обращая внимания на мальца. Это Антона ничуть не смутило, погремев умывальником тут-же на крылечке и, растерев мордашку вафельным полотенчиком, он зашлёпал обратно в горницу.

Давай, Антон, одевайся и за стол. - скомандовал дед, -позавтракаем и в лес.

Сейчас, деда!

За столом, болтая ногами, он безумолчно рассказывал деду о прочитанных книжках и увиденных фильмах. Не смотря на возвраст, а читать он начал с трёх лет, он был довольно начитанным мальчиком. Дед, несказанно удивлялся, но всё-таки раз за разом напоминал внуку, что за столом не разговаривают. Тот замолкал, но через минуту снова заводил разговор. И, как ни странно, дед испытывал от этой болтовни непередаваемое блаженство.

Позавтракав, и прикрыв дверь, дед с внуком отправился в лес, взяв с собой

литровый берестянной туесок и граннёную стопочку для внука.

В лесу, пронизанном солнечными лучами, было уютно и тихо. Время от времени тенькали какие-то пичуги, иногда с басовитым жужжанием пролетал деловитый шмель, в своей бархатной шубке. Антошка то собирал ягоды, рассыпаные среди разнотравья, то разглядывал каких-то жучков, мурашей, попадавших ему на глаза. Сорвав соломинку, он переворачивал на спину лесных обитателей и наблюдал, как они, болтая лапками, пытаются перевернуться.

Особенно его поразил маленький тёмно-зелёный жучок, который очутившись на спине, вдруг щёлкнул и подлетев перевернулся на спину. А божья коровка,

взятая в руки, расправила крылья и улетела.

Дед, собирая ягоды, наблюдал за внуком и его приключениями, но тем не менее, зверёк, прошмыгнувший в траве, не остался незамеченным. Каким-то боковым зрением он успел заметить пробежавшегося зверька и сразу сообразил,

что это не мышка, великоват для мышки, и не птица. Осторожно ступая, он подкрался к месту, где затаился зверёк и обнаружил крохотного зайчонка.

Мелькнула мысль: «Надо показать Антохе,- и тут же другая мысль, - Антон начнёт просить взять зайчонка домой. О, Господи, сделай так, что бы мой внук

отказался от этого желания».

Не дыша, Николай Васильевич нагнулся, и проворно схватил зайчонка. Пронзительный крик всколыхнул тишину леса. Антошка тут же примчался.

Что это, деда?

Зайчонок.

Деда, дай подержать! Можно я его поглажу.

Погладь.

Ой, какой он хорошенький, мягонький.

Антоша, вот давай договоримся: подержишь его в руках и отпустишь. Ладно? -Нет,лучше дедуля возьмём его. Я буду за ним ухаживать,кормить его травкой. У тебя в огороде капустка уже есть. А деда! Ну давай возьмём его. А? -Антон. Ведь ты уже большой и должен понимать, что ему нужно молочко мамино. Без этого молочка ему не вырасти. -А как его мама найдёт? -Найдёт, не беспокойся. -А если его маму волки сьели? -Тогда его другая зайчиха накормит. -Как? -Ну зайцы так устроены, что любая зайчиха пробегая мимо зайчонка обязательно его покормит. А молоко у зайчих такое жирное,что коровье молоко и в подмётки не годится, поэтому Февралькино молоко зайчонку не подойдёт. Вот, возьми осторожно и подержи в руках. -Переложив в руки внука зайчонка, Николай Васильевич наблюдал за внуком. - -Деда, у него так сердце колотится. - Как же не будет колотится, когда он напуган до смерти. - Деда, мы для него, как великаны. - Конечно. Он ведь в жизни своей ничего подобного не видел.Отпусти его Антоша.

Сейчас, деда. Подержу и отпущу.

Антон присел, полюбовался напоследок и отпустил зайчонка на землю. Тот сделал несколько маленьких прыжочков. Замер. Поводив ушами,задал стрекача. По движению травы было видно,что он ещё останавливался и менял направление движения.

Господи!- взмолился вторично Николай Васильевич, - благодарю тебя за то что внук мой мягок и добр. За благодать твою снизошедшую на нас, благодарю тебя.

Всю обратную дорогу Антошка болтал об этом зайчонке. А под вечер.Ни- колай Васильевич накопав в перепревшем навозе, червей и собрав удочки, повёл внука на речку. И вот когда он размотал первую удочку и насадив червя, закинул и дал её Антону, а сам взялся разматывать вторую удочку, у Антона клюнуло. Гусиное перо, два раза дёрнувшись,пошло под воду и Николай Васильевич не выдержав крикнул внуку; - Да дёргай же! И Антон дёрнув удочку и подняв её закричал на всю речку. - Деда, смотри! У меня рыбка! Блестя на солнце серебристой чешуёй, на леске трепыхалась уклейка. Радости Антона не было конца.

Деда, ты видел, как клюнуло!? Я никогда не видел. Поплавок пошёл под воду,

а я и не знал, что так рыба клюёт. Деда, я первый раз в жизни поймал рыбу!

Сегодня у меня самый счастливый день. Зайчонка в руках подержал, Самого настоящего, живого, не игрушечного. И рыбу поймал! Сам. Деда, ну скажи.

Да, Антоша, ты самый счастливый человек.

Дед, улыбался.

Только не шуми, всю рыбу перепугаешь.

* * *

Уже лёжа на своей кровати и заново переживая прошедший день, Николай

Васильевич вдруг вспомнил, недавно прочитанный рассказ некоего Коновалова

в районной газете. Рассказ назывался «Зайчата» и речь шла в нём о зайчатах, которые один за одним погибли, в результате вмешательства человека в природу. Автор принёс из леса домой зайчат и они все погибли. «Ну до чего же

эти городские — неумехи и немтыри»,- подумал Николай Васильевич.

«Ну, надо же, додуматься, взять лесное животное домой, в неволю. Самого бы этого Коновалова сунуть в картонную коробку. А всё-таки славный у меня внук. С понятием. Жалостливый. Ишь ты, счастливый у него день. Сколько ещё такого счастья у тебя в жизни будет»,- подумал Николай Васильевич, и повернувшись на другой бок, затих чутким сном, готовый мгновенно вскочить

и бежать к внуку.

В летнем лесу было теплое солнечное утро. Лисёнок проснулся и понял, что ещё очень рано, ведь его мама ещё спит. Выглянул он из домика, а солнышко яркое, ласковое. «Не хочется сидеть дома, пойду-ка я к другу Зайчику» – подумал Лисенок и весело зашагал по тропинке. Подойдя к дому друга, он постучал в дверь, но ему никто не ответил.

«Ну и соня – этот Зайчонок!» – только он так подумал, как дверь открылась, и на пороге появился сонный зайка.

– Чего это ты спать не даешь? – обижено проворчал Зайчонок.

– Да ладно тебе обижаться, лучше посмотри утро сегодня какое! – весело сказал Лисенок.

– Да, солнышко веселое, только настроения нет! – пробурчал зайка.

– Это почему? – не понял Лисенок.

– Потому, что ты меня разбудил, а я так сладко спал. – Зайчонок сел на пороге, сонно потирая глаза, – А еще, мама меня сейчас рисовой кашей будет кормить, – он грустно свесил уши. – Уже варит.

У Зайки слезы навернулись на глаза.

– Ой, прости, я не подумал, но не грусти, друг, я кое-что придумал! – Лисенок сел рядом с Зайчонком и положил лапу ему на плечё. – Пойдем в лес за малиной, её можно наесться до отвала, да ещё брату принесешь, он её в кашу положит, так вкуснее.

Хорошее предложение, только ведь мама увидит, что меня нет, и будет волноваться. – Зайчонок вытер слезы.

– А мы быстро, мама и не заметит, только захвати панаму, а то солнце яркое, того и гляди голову напечет. – Лисенок натянул свою панаму поглубже.

– Хорошо, подожди я быстро. – Зайчонок тихонько прошёл мимо кухни, так чтобы мама не заметила, и зашёл в детскую. Братишка спал, морщась от лучика солнца, который падал на него из окна. Зайка задвинул штору, взял панаму и вышел из комнаты.

– Побежали скорее, – Зайчонок вышмыгнул из дома, натягивая панаму на уши. Вместе с лисенком они побежали по тропинке прочь от дома.

Они пробежали уже довольно много, но кустов малины видно не было.

– Может, домой побежим, – сказал Зайчонок, – а то мама сейчас заметит, что меня нет.

– Смотри, вот они, сколько малины, объесться можно.

Ребята стали есть малину и собирать её в панамки, так как ничего другого они не захватили. Как вдруг в кустах что-то зашуршало. Лисенок с Зайчонком испугались и побежали, побросав панамки. Они бежали очень быстро и остановились только тогда, когда сил бежать уже не было.

Отдышавшись, Лисенок посмотрел вокруг и сказал:

– Где это мы?

– Кажется, мы заблудились, – испугался Зайчонок, – что же делать, как мы выберемся?

– Я не знаю, – сказал Лисенок, он чувствовал себя виноватым, что уговорил Зайчонка уйти из дома, а теперь они заблудились. Лисенок решил успокоить друга.

– Давай никуда больше не пойдем, сядем здесь и будем ждать. Ведь родители, наверное, нас уже ищут. Если мы пойдем дальше, мы можем больше заблудиться.

– Да ты прав, – сказал Зайчонок, – представляю, как мама волнуется.

Ребята сели под деревом и стали ждать.

– А давай придумывать истории нашего спасения. – Лисенок решил развеселить друга. – Вот представь, что в небе загудит вертолет, нам спустят лесенку и мы быстро долетим до дома.

– Это было бы здорово! – сказал Зайчонок – А я мечтаю, что придет добрый лесник и отведет нас домой, к родителям.

Они долго сидели и мечтали. Вдруг зайка встрепенулся и навострил уши:

Лисенок тоже прислушался:

– Да это мама нас зовет!

Ребята вскочили и мигом побежали в сторону, откуда слышались голоса. Скоро они увидели своих родителей.

– Мама, папа, – закричал Зайчонок, – мы здесь.

– Мамочка – Лисенок прижался к своей маме.

– Мы больше никогда не будем убегать из дома, – со слезами проговорил Зайчонок, – простите нас.

Но родители были так рады, что не ругали своих детей. А Лисенок и Зайчонок больше никогда не убегали из дома.

Герхарт Хольц-Баумерт

Зайчонок Постреленок

Зайчата были ещё совсем маленькие. Они только что появились на свет. Мама-зайчиха посмотрела на них и вдруг испуганно отскочила назад.

Что такое? - спросил её удивлённый папа-заяц.

Один зайчонок зарычал!

Не может быть, мама! Маленькие зайцы рычать не умеют.

Он наклонился над гнездом, чтобы успокоить зайчиху. Но и на него зарычал зайчонок.

Что за нелепость! - сказал растерявшийся папа-заяц. - Это для меня ново.

Ворона, старый лесной врач, осмотрела рычащего зайчонка.

Ничего не нахожу, - прокаркала она. - Крепкий, как кремень. Всё у него в порядке.

Поверьте моему слову, это добром не кончится, - крикнула белка с дерева.

Ерунда, - сказал папа-заяц. - Зайчонок как зайчонок. Ничего особенного в нём нет. Только рычит немного… Назовём его Пострелёнком. Зайчонок Пострелёнок - звучит неплохо. Кстати, всех зайчат охотники называют пострелятами.

Другие дети заячьей семьи были нормальными зайчиками. Только рычащий Пострелёнок был какой-то особенный. Он дразнил своих братьев и сестёр, дёргал их за уши и любил играть с воробьями. Маме-зайчихе это не нравилось, потому что воробьи, как ей казалось, большие озорники.

Однажды Пострелёнок сильно напугал папу-зайца. Он спрятался за кустом и неожиданно зарычал на папу голосом деревенской собаки по имени Хасан. От испуга папа-заяц поднял уши вверх и едва не упал в обморок.

Что за чепуха, - пробормотал испуганный папа, когда Пострелёнок, хихикая, выскочил из-за куста. - Что это за штучки! С ума сошёл? Ты какой-то странный заяц. Слишком странный!

И если другие зайчата играли недалеко от дома, то Пострелёнок, как бродяжка, бегал по лесам и полям.

Когда-нибудь тебя схватит ястреб, - говорили ему братья и сёстры. - Сиди лучше дома.

Однажды ястреб выследил заячью семью и чёрной стрелой бросился на зайчат. Он, конечно, схватил бы какого-нибудь зайчонка. Но в этот миг Пострелёнок от страха и ярости закричал так громко, как трубит труба. С испугу ястреб улетел.

Папа-заяц решил о проделках Пострелёнка никому не рассказывать. Зайчонок умеет рычать, как собака, и кричать так громко, что его испугался сам ястреб?! Во всём лесу никто не поверит. Встревоженная мама-зайчиха снова побежала к доктору.

Так-так-так, - в раздумье затакала ворона. - Говорите, он всё ещё какой-то дикий? Странно. Я пропишу ему морковку. Морковка поможет. Он будет совсем смирный и домашний.

Но мы, доктор, каждый день едим морковку. И наш Пострелёнок тоже…

Ворона больше ничем помочь не могла.

Между тем Пострелёнок давно убежал на озеро. Он опустил лапу в воду. Вода была чистая и холодная. Зайчонок прыгнул в озеро и поплыл. Он плавал и нырял не хуже старой выдры.

В жизни ничего подобного не видела, - удивлялась цапля. - Зайчонок плавает и ныряет? Невероятно!

Пострелёнку больше всего нравилось подплывать к сазанам, дремавшим в тихой воде, и внезапно набрасываться на них. К радости зайчонка, рыбы испуганно вскрикивали и рассыпались в разные стороны.

Какое-то совсем незнакомое чудовище! - шептались укрывшиеся в камыше сазаны. - Настоящее чудо-юдо. Бедные мы, бедные рыбы!

Пойдёт в школу сын и сразу исправится, - успокаивал заяц-папа зайчиху-маму. - Вот увидишь.

Хорошо, если это будет так, - со вздохом проговорила зайчиха-мама.

Наконец, Пострелёнок пошёл в школу. Его учительницей была чайка Эмма. Пострелёнок учился, в общем-то, неплохо. По кормоведению он всегда получал 28, оценку для зайцев хорошую. А по прятанию, по основному предмету, получал даже 92, высшую оценку.

И всё-таки прилетела однажды чайка Эмма к родителям зайчонка и стала жаловаться:

Ваш сын Пострелёнок ведёт себя плохо. Так больше нельзя!

Что он натворил? - предчувствуя недоброе, спросил заяц-папа.

Что он натворил?! Ваш сын не соблюдает ни порядка, ни дисциплины. Часто смеётся и без какой-либо причины. Он даже дерётся. Подумать только! Зайчонок - и дерётся! Где это слыхано! Дерётся даже со старшими. Вчера, например, на большой перемене подрался с дворником нашей школы, с котом. Разве так можно? Вообще-то класс зайчат у меня неплохой, даже очень милый, а класс мышат - просто прелесть. Мышата на уроках сидят так тихо, что я слышу, как летает пыль в солнечных лучах. Все ученики у меня хорошие, но ваш Пострелёнок!.. Никакие разговоры с ним не помогают, не знаю, что и делать.

Попробуйте поговорить с ним ещё раз, - попросила мать-зайчиха.

А когда чайка улетела, она сказала:

Не знаю, папа, в кого он у нас такой. Во всяком случае не в меня.

Несколько дней Пострелёнок сидел дома тихо и был послушный, как паинька. Но потом снова начал вытворять, как говорили ёжики, «что-то уму непостижимое».

Всё началось с лисы. Однажды Пострелёнок бежал по лесу и заметил лису. Что должен делать в таком случае обычный заяц? Конечно же, убегать что есть мочи. Но не таков зайчонок Пострелёнок. Пригибаясь в высокой траве, он пополз к лисе.

Плутовка тихо лежала и сосредоточенно смотрела перед собой. Пострелёнок поднял голову из травы и увидел своего двоюродного брата - кролика. Кролик лису не видел и, ничего не подозревая, скакал прямо на неё. Лиса не сводила глаз с кролика и, предвкушая удовольствие от вкусного завтрака, весело помахивала рыжим хвостом.

«Вот так так! - подумал Пострелёнок. - Сейчас моему братцу будет крышка».

Долго раздумывать Пострелёнок не стал. Он тихо подкрался к лисе и своими острыми зубами впился в кончик рыжего хвоста. Кончик хвоста у лисы - самое чувствительное место.


Караул! - завопила от боли лиса и с воем пустилась наутёк.

Весть об этом случае кролик разнёс по всему лесу. Когда слух дошёл до лисы, она оскорбилась и побежала жаловаться судье, старому лебедю.

Ваша честь, - сказала лиса старому лебедю, - я обижена и оскорблена. Разве можно допустить, чтобы какой-то зайчонок кусал меня, лису, за хвост. Его дело - прилежно учиться и хорошо вести себя, а не кусаться. Я прошу, ваша честь, восстановить справедливость и порядок.

А вот ещё одна история.

Несколько дней спустя в лес въехал автомобиль с людьми. С криком люди вышли из машины и расположились на поляне. Они топтали траву и цветы, сшибали самые красивые грибы, повсюду разбрасывали банки, бумагу, бутылки…

Как нехорошо! - прошептали косули и большими прыжками ускакали в чащу.

Сидевший под кустом зайчонок Пострелёнок сильно рассердился на людей. Он свирепо зарычал, а шерсть у него на спине воинственно вздыбилась. Пострелёнок сорвался с места и с рычанием кинулся на людей.

Вон из леса! Вон! - на бегу кричал зайчонок.

Люди увидели зверя, мчащегося на них в облаке пыли, и в испуге убежали.

Ой-ой-ой! - кричали они. - Дикий кабан! Кабан!

Смрадное бензиновое облако повисло в воздухе и ещё долго напоминало о людях. И так же долго ворчал разъярённый Пострелёнок.

Дикий кабан прибежал с жалобой к старому лебедю, к судье.

Ваша честь, это же безобразие! - хрюкал кабан. - Люди должны бояться меня. Меня, а не какого-то зайчонка. Его надо строго наказать! Непременно!

Звери устроили собрание.

Дело ясное, - ворчали кроты.

Невероятно! - пронзительно кричала цапля. - Невероятно, но я своими глазами видела, как он распугал сазанов.

Нельзя допускать, чтобы зайчонок плавал, как я, - сердито проговорила выдра и скрылась в волнах.

Мы всегда говорили, что обыкновенные зайцы этого не делают, - ябедничали другие зайчата.

Деревенская собака Хасан пролаяла:

Наказать! Наказать его! Да построже!

Старый ястреб прошипел:

Шкуру с него содрать! Шкуру!

Он же ещё совсем маленький, - всхлипнула зайчиха-мама. - А вообще он хороший.

Белка три раза пробежала вокруг ствола и сверху крикнула:

А я всегда говорила: это добром не кончится.

Слова попросила чайка Эмма:

Я должна сказать, что Пострелёнок, к сожалению, и в школе…

Она хотела ещё многое сказать, но среди зверей вдруг поднялась паника.

Тихо! Сидите спокойно! - кричала чайка Эмма, но её никто не слушал.

Звери тревожно нюхали воздух. Пахло гарью. Пожар! Лесной пожар - самое страшное бедствие для зверей.

Поднялся невообразимый гвалт. Кто-то крикнул:

Мы пропали!

И все завыли:

Спасайся кто может!

Но как? Куда бежать? Звери метались из стороны в сторону - повсюду полыхал огонь.

И тут кто-то - может быть, белка, может быть, кабан, а может заяц - крикнул:

Бежим к воде! К озеру!

Но и по пути к озеру зверей встретили ярко-красные языки пламени.

Первым пришёл в себя зайчонок Пострелёнок. Не зря же он много раз играл в канаве, которую люди прорыли для осушения болота. Играть там ему не разрешалось, но он всё-таки играл.

За мной! К канаве! Налево! Все налево! - командовал Пострелёнок.

Сначала никто его не слушался. Но когда мама-зайчиха вместе со своими зайчатами с плачем и причитаниями отправилась следом за Пострелёнком, за нею устремились ёжик и крот. Помчались косули. И мыши. И собака Хасан.

Позади всех, шлёпая широко расставленными лапами, шёл старый лебедь. А впереди шествовал Пострелёнок. По высокой траве, через тёплые лужи он вёл зверей к лесному озеру.

Когда звери, чёрные и мокрые, подошли к озеру, а белый лебедь стал больше похож на чёрного ворона, Пострелёнок рассмеялся.

Как ты можешь смеяться в такое время? - сердито ворчал крот. - Огонь надвигается всё ближе и ближе.

Надо переправиться на тот берег, - пробормотал кабан. - Там огонь нас никогда не достанет.

Кто умел летать, полетел через озеро. Кто умел плавать, поплыл.

Мы плавать не умеем! - захныкали мыши.

Я тоже, - промямлил крот.

А я тем более, - жалобно простонала белка. Зайцы сбились в кучу и тихо плакали.

Пострелёнок решительно взял своих сестёр и братьев за уши и поплыл с ними на другой берег.

Закрыв глаза и зажав лапой нос, мама-зайчиха прыгнула в воду и - смотрите, смотрите! - совсем неплохо поплыла.

Нужда всему научит, - буркнул папа-заяц и кролем поплыл за зайчихой.

Зайчонок Пострелёнок вернулся, посадил мышей и крота себе на спину и поплыл с ними на спасительный берег. Потом он забрал и белку. Выдра высунула из воды голову и удивлённо воскликнула:

Вот так так!

Все звери были благополучно спасены. Никто не пострадал. Вот что было с зайчонком Пострелёнком.

Собрание продолжается! - пронзительно крикнула цапля. Она любила наблюдать ссоры и споры. - Обсудим поведение зайчонка Пострелёнка.

Отстаньте от него! - сказал кабан. - Пусть Пострелёнок будет таким, какой он есть. Лично я против него ничего не имею.

Кабан вывалялся в грязи и убежал в кусты.

Собрание объявляю закрытым, - торжественно произнёс лебедь.

По дороге домой зайчиха-мама сердито спросила Пострелёнка:

Значит, ты всё-таки играл в канаве? Я же не велела тебе туда ходить! Ну и ребёнок! Сплошные хлопоты!

Перестань, мама, - остановил её папа-заяц. - Оставь зайчонка в покое. Он у нас не такой уж и плохой.

Пострелёнок озорно блеснул глазами. Он вспомнил, что давно не был на озере и не гонял сазанов. «Наверстаю, - решил зайчонок. - Завтра как следует попугаю этих толстых рыб». Он хитро хихикнул.

На этот раз мама-зайчиха не сказала ему ни слова.



| |