Женщины, без которых не было бы октябрьской революции. Коммунистка-нимфоманка коллонтай об эмансипации женщин

С 1 января 1918 года было отменено право на постоянное владение женщины, достигшей семнадцати лет. Любая комсомолка обязана была отдаться любому комсомольцу по первому его требованию. Для этого комсомолец должен был регулярно вносить членские взносы и заниматься полезно-общественным трудом. Любой член партии имел возможность получить талоны в БабРаспреде на три или более женщины в соответствии с его вкладом в построение коммунизма. Это не утопия, не наговоры врагов Советской власти и не выдумки извращённой фантазии - это выписки из декретов, вступивших в силу в 1918 году и с восторгом принятыми союзами революционной молодёжи. В это трудно поверить, но в молодой Советской России были и секс-вечеринки в клубах, и нудистские пляжи, и даже оргии на дачах госслужащих являлись обыденным явлением. Заграничные ученики Фрейда с упоением писали о России, как о самой свободной в сексуальном плане стране. Но вдруг что то произошло и в 1921 году сексуальную революцию объявили грандиозной ошибкой и попытались стереть из памяти народа.

Из первой редакции Устава комсомола 1918 года, статьи, просуществовавшие до конца 20-х годов:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе её сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой.

За оформление отношений особенно ратовали девушки. Потому как чаще всего оказывались страдающей стороной. Остряки говорили, что в отношениях между полами свобода и равенство дополняются не братством по классической формуле Великой французской революции: «свобода, равенство, братство», а «материнством».

Девушки в один голос кричали: «Загс необходим! Если мы воображаем, что живем в коммунистическом обществе, то в таком случае ясно, что регистрация уже не нужна. Уж больно зазорны наши ребята, если брак ограничивался только любовью. Ну тогда туда-сюда, а то ведь каждый старается любовь девушки использовать на 100% и получить все 24 удовольствия. В результате у девушки через девять месяцев появляется «результат«, и после этого парень начинает выявлять отрицательные стороны этой девушки и в конце концов заявляет: мы, мол, с тобой не сошлись в характерах. Парню сказать легко, а каково девке — приюта нет, яслей тоже, а во-вторых, общественный взгляд, даже и нашей комсы, будет уже другой на эту девку».

Действительно, результаты «сексуальной революции» в столице Сибири были очень даже плачевные. Матери-одиночки из-за нищеты и позора решались на убийство своих собственных детей.

Перед судом проходили десятки таких дел. Чаще всего беда случалась с деревенскими девушками, которые приходили на заработки в Новониколаевск. Боясь сплетен и гнева родителей, они поначалу утягивали свой живот, а потом уходили рожать в поле, в лес и там приводили в исполнение страшный приговор своему младенцу. Живого малыша зарывали: кто в снег, кто в землю, кто топил в канаве с водой, а совсем уж бессердечные мамаши даже бросали на растерзание собакам или свиньям.

Подбрасывали младенцев на улице: осенью 1926 года в Новосибирске ежедневно подбирали одного-двух малышей. Всего за 1926 год через дом матери и ребенка прошли 122 подкидыша, 49 детей, принадлежащих кормилицам, и 63 родительских ребенка. Смертность в детских домах была очень высокой. Только за один месяц 1925 года в новосибирском доме матери и ребенка умер 31 младенец. Так или иначе, матери приговаривали своих детей к смерти.

«Социализм — могила проституции»

Следствием дезорганизации традиционного брачно-семейного уклада, социальной эмансипации женщин, ослабления института брака и основанной на нем сексуальной морали явились резкое увеличение числа абортов, рост проституции и венерических заболеваний.

Хотя советская власть была за высокую рождаемость, она первая в Европе в 1920 году узаконила искусственные аборты. Это была вынужденная мера для борьбы с крайне опасными для жизни нелегальными абортами. Риск умереть от инфекции в результате аборта был в 60-120 раз выше, чем в результате родов. Бабушки-акушерки чаще всего орудовали прокаленными на огне вязальными спицами. Новосибирские газеты 20-х годов описывали все ужасы подобных «пыток».

Однако легальные массовые аборты сами по себе тоже представляли проблему. В 1926 году в России в больницах было сделано 102709 искусственных абортов.
Ист.

Ответ на женский вопрос, который предлагала "сексуально эмансипированная коммунистка" А.Коллонтай более радикален не только по сравнению с феминистским проектом, но, прежде всего, по сравнению с тем, что было в теоретическом запасе марксизма, безусловной сторонницей которого она была.

Что про-женского (феминистического) было к началу 20 в. у марксистов? Очень старая - платоновская, через французский социализм дошедшая до научногоко ммунизма - идея упразднения семьи ("общности жен"?) как одного их основных институтов угнетения женщины. Она хорошо вписывалась в более солидную идею классовой борьбы пролетариата за социализм посредством социалистической революции, автоматически упраздняющей и все социальные основы женского угнетения (Энгельс, Бебель, Лафарг, Цеткин, Ленин, Крупская). В большевистском варианте марксизма судьба женского вопроса была определена четко: он решался с победой социалистической революции. А.Коллонтай предложила более развернутый проект, радикальность которого состояла в том, что социалистическая революция есть лишь (необходимое) условие для дальнейших революционных преобразований в обществе. Соглашаясь, что социализм создает благоприятные условия для женского освобождения, Коллонтай в то же время считала, что новая (социалистическая) форма организации производства сама по себе не приведет к равноправию полов. То, что еще нужно сделать - это создавать новые "социальные отношения".

Еще в "Социальных основах женского вопроса" она писала, что до того как любые идеалистические идеи свободной любви будут реализованы, необходимы фундаментальные реформы всех социальных отношений между людьми. В этом реформистском процессе после победы революции именно мужчинам предстояло учиться жить по-новому, а ведущей силой в этом процессе будут организованные женщины, использующие государственно-партийные механизмы для достижения феминистских целей ("государственный феминизм"?). Может быть, поэтому Коллонтай боролась за женотделы, в распоряжении которых могли находиться те или иные рычаги госдарственной эмансипационной политики. Очень даже радикальный проект: избавиться посредством революции (при опоре на силу) от устаревших буржуазных структур, поддерживающих не только классовое и национальное неравенство, но также половое, и одновременно – при непосредственном и активном участии (лидерстве?) самих женщин – создавать новые социальные основы для коллективной жизни эмансипированных женщин и мужчин. Хотя сама Коллонтай так не считала (не писала, не говорила), но многие ее тексты “говорят”, что ее проект объединял марксизм и феминизм (в 70-е годы 20 века Хартман написала на эту тему). Марксистский дискурс пополняется понятиями "любовь", "дружба", "психология женщины", "свободный союз полов".

Рассуждая о семье, она подчеркивает необходимость для мужчин учиться быть внимательными к чувствам других, ценить личность женщины. "Женщины всегда учились этому, а мужчинам не было нужды; и покуда они не разовьют в себе способности к коллективной жизни, требующей этих качеств, не может быть хорошего социалистического брака". Правда, из концепции "новой женщины" Коллонтай следует, что женщинам также предстоит огромная работа по самоизменению. А.Коллонтай являлась автором довольно оригинальных идей относительно возможностей и препятствий женского освобождения, связанных с особенностями культурных представлений общества в целом и женщин в частности о природе "женского."

Так, например, по мнению Коллонтай, реальная сложность реализации культурной революции в отношении женщин не ограничивалась лишь необходимостью преодоления их более высокого уровня неграмотности, а была связана также со сложным и противоречивым процессом изменения их представлений о самих себе, своих возможностях и ответственности. Согласно Коллонтай, женщины в культурной революции имели особую качественную задачу, которая могла быть реализована только в результате их собственной активности, о чем фактически не упоминалось в выступлениях революционеров-мужчин.

Она писала, например: Эмоциональность была одним из типичных свойств женщины прошлого, она служила одновременно и украшением и недостатком женщины…. Чтобы отстоять у жизни свои еще незавоеванные права, женщине приходится совершать над собой гораздо большую воспитательную работу, чем мужчине (Коллонтай, 1919, с.17) “Эмоциональность” оказывается здесь чем-то близким к идеалистическим построениям философов, качеством, погружающим женщину в мир переживаний и препятствующим практической реализации ее желаний, преградой для овладения женщиной своими правами. Женская эмоциональность не может исчезнуть в результате превращения всех женщин, выходцев из трудящегося класса, в работниц, для ее преодоления необходима большая внутренняя работа, возможная лишь в процессе реального участия женщин в реализации политического управления. (Признание психологических сложностей “введения” женского равноправия, которые могут поставить под угрозу саму возможность существования этого равноправия, существенно отличают теорию женского освобождения Коллонтай от общих теоретических построений большевистских лидеров.

Однако, даже в случае Коллонтай, мы сталкиваемся с тем, что основное направление изменений "женского" сводилось прежде всего к отказу от качеств, считавшихся традиционно "женскими" и замене их "мужскими"). С точки зрения А.Коллонтай, в создаваемом путем социалистической революции государстве не могут автоматически исчезнуть и многие черты мужчин, приобретенные ими в исторических условиях господства частной собственности - ревность, уверенность в праве собственности на душу и тело женщины, мужской эгоизм, неумение заботиться о других, без которого невозможно жить в коллективе ("Половая мораль и социальная борьба"). Изменений в социальной структуре недостаточно, должны происходить личностные изменения и в женщинах, и в мужчинах. В этой работе по самоизменению А.Коллонтай видит ведущую роль государственных женских организаций - женотделов.

По сути, она возрождает идею Клары Цеткин и добивается легализации организованной женской деятельности: через женотделы женщины будут учиться социалистическим способам решения проблем ухода за детьми, труда, домашнего хозяйства, сексуальных отношений. Коллонтай делает эти и другие "женские " вопросы значимыми для социализма, достойными социалистической теории. Для нее было также важно, что изменения в социальных отношениях должны происходить "снизу", благодаря гражданской активности масс(женщин), а не с помощью бюрократических распоряжений "сверху". Феминизм, который А.Коллонтай носила в себе, проявился, когда не осталось феминистских организаций. А.Коллонтай уходит далеко за пределы официального марскистского взгляда на женский вопрос как вопрос, подчиненный задачам пролетарской борьбы за социализм. Она пытается раскрыть, что значит (для нее) социализм с точки зрения участия в нем обоих полов, соединить классовый подход к женскому вопросу с гендерным подходом к социалистической политике (?)

Коллонтай обращает внимание на различия женских и мужских характеров и отдает предпочтение женскому лидерству на пути к социализму. Особенно в более поздних произведениях она возвращается к образу "новой" (одинокой) женщины, лидирующей в процессе социалистического строительства). В начале 20-х гг. Александра Коллонтай написала несколько интересных статей и очерков (может быть, наиболее интересных и "феминистских" из всего ею написанного), посвященных женской эмансипации, проблемам семьи и сексуальных отношений. Среди этих работ: Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений, О "драконе" и "белой птице", Дорогу крылатому Эросу. Сегодня идеи, отраженные в этих статьях, воспринимаются как вполне умеренные, но в те годы - годы НЭПа - это был явно радикальный феминизм. Не интеграция женских требований в новую политику правительства, которую она не принимала, а радикальное освобождение женщин на фоне победившей мировой революции.

Освобождение от чего? Прежде всего, от семейно-бытового "буржуазного" наследства, от привязанности к мужчине (в лекции "Революция быта" особенно четко это показано); от буржуазной морали, ограничивающей женщину материнскими функциями. А.Коллонтай одна из первых теоретиков феминизма начала писать о психологии женской эмансипации. А.Коллонтай была убеждена, что полное женское равноправие требует коренной ломки семейных отношений, которое даст женщине экономическую независимость, участие в производстве. Задачу советской власти Коллонтай видела в том, чтобы поставить женщину в такие условия, когда бы её труд уходил не на непроизводственную работу по дому и уходу за детьми, а шел бы на создание новых благ, на государство, на трудовой коллектив. (“Надо сберечь силы женщин от непроизводительных затрат на семью, чтобы разумнее использовать их для коллектива”). Революция быта была одним из главных условий эмансипации женщин. Домашний труд, по мнению наркома, должен был замениться общественным сервисом, а государство должно взять на себя заботу о детях. “Кухни, закабалявшие женщину, - пишет Коллонтай, - перестают быть необходимым условием существования семьи”. Единственной обязанностью женщины оставалось рожать здоровых детей и вскармливать их до яслей.

При непосредственном участии Коллонтай в России в 1917 г были приняты самые революционные в мире на тот момент законы о семье: “Об отмене брака”, “О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния”, которые устанавливали уравнение в правах супругов, признание всех детей законными, возможность женщине оставить после брака свою фамилию. Однако реальный процесс трансформации семейно-брачных отношений в России в 20-е гг оказался совсем не таким, каким он представлялся Коллонтай. Женщины не могли пользоваться своими правами из-за неграмотности, они не желали расторгать брак, отдавать государству детей. В “Тезисах о коммунистической морали в обществе”, А.Коллонтай признает “выделение брачной пары в обособленную ячейку” - семью. Ее "Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений" были опубликованы в 1921 г. в журнале "Коммунистка", и в этом же году она прочитала серию публичных лекций по проблемам женщин в экономике и в семье в университете имени Свердлова в Москве.

В самом начале 20-х официального отпора "освободительным" идеям А.Коллонтай не было (в 1920г. она возглавила Женотдел в партии), но уже в конце 1922 - начале 1923 г., после опубликования в журнале "Молодая гвардия""Писем к трудовой молодежи" на страницах этого же, очень популярного журнала и на страницах женского журнала "Коммунистка" появляются первые признаки официального сопротивления про-феминистским идеям Коллонтай. Так, публикация статьи "Дорогу крылатому Эросу" в рубрике "Вопросы жизни" сопровождается огромными знаками вопроса, а публикация статьи "О "драконе" и "белой" птице - редакционным примечанием, что статья публикуется в дискуссионном порядке, что "целый ряд мест в статье т.Коллонтай" считается спорным. В №4 журнала "Молодая гвардия" за 1923 публикуются сразу два ответа на обе статьи А.Коллонтай. В статье "Граж.Ахматова и тов. Коллонтай" некто Б.Арватов критикует теорию сексуальности А.Коллонтай, выступает против одобрительного отношения со стороны Коллонтай к творчеству Ахматовой, обвиняет Коллонтай в феминизме, который усматривает в акценте на психологическом развитии женской личности.

Там же еще одна критическая публикация - "Эрос из рогожно-симоновского района" (мысли вслух о статье тов.Коллонтай "Дорогу крылатому Эросу") . Но самым ярким примером критики в адрес идей А.Коллонтай является статья "Вопросы морали, пола, быта и тов. Коллонтай", написанная Полиной Виноградской, молодой коллегой А.Коллонтай по работе в Женотделе. Она обвиняет Коллонтай в анархизме, мелкобуржуазности, "жоржсандизме" и определяет ее как женщину-коммунистку "с солидной дозой феминистского мусора" .

Таким образом, А.Коллонтай не просто "увидела" несоответствие марксистской теории феминистическим целям, но предприняла попытку "расширения" классовой социалистической теории за счет включения в нее на равных категории "пол" и т.п., за счет теории сексуальной революции. Но ее феминистская и рабочая оппозиция, полагание на инициативу масс, на организованность женщин и их лидерство в процессе формирования новых социальных отношений (включая отношения полов), постановка нетрадиционных для марксизма вопросов (психологии женщин, изменения мужских установок, половая мораль) НЕ ОТВЕЧАЛИ ВОЗМОЖНОСТЯМ общества (войны, революции, разруха - "страшная" Коллонтай, отбирающая младенцев у матерей; отвлекающая общественной работой от привычных домашних забот); НЕ ОТВЕЧАЛИ ПОТРЕБНОСТЯМ нового, но старого патриархального государства, быстро осознавшего материальную выгоду от внедрения в практику концепции Коллонтай "новая женщина" ("трудящаяся женщина-мать"). Для того времени это был слишком радикальный проект, интересный и понятный разве что самой Коллонтай.

Насколько он радикален и интересен сегодня?

Мурманцева В. С.

Советские женщины в Великой Отечественной войне


Продолжение.

И в последующие годы войны работники сельского хозяйства Киргизии трудились так же самоотверженно и с большим подъемом. За годы войны они дали стране 4,5 млн. пуд. хлеба, 2,7 млн. пуд. картофеля и овощей, 2,8 млн. пуд. мяса. Кроме того, сверх плана ими было сдано в фонд обороны 4,0 млн. пуд. зерна и 500 тыс. пуд. мясавойны 1941- 1945 гг.". Сборник документов и материалов, стр. 273. ">.

В 1942 г. колхозы и совхозы Узбекской ССР поставили стране на 241,5 тыс. ц зерна, или на 34,7% больше, чем в 1941 г. А в 1943 г. они сдали государству почти на 8,5 млн. ц зерна больше, чем в довоенном 1940 г. Колхозники Узбекистана продали государству около 5 млн. пуд. хлеба из личных запасов. И это республика, которая до войны едва обеспечивала свои внутренние потребности в зерновых продуктах.

Немалых успехов добились труженики села и в производстве продуктов животноводства. Так, в 1945 г. выпуск валовой продукции животноводства Казахской ССР возрос по сравнению с 1940 г. на 19 160 тыс. руб., или на 49,3%. Если в 1941 г. в республике было получено 15 791 т мяса, то в 1942 г. - 27 867 т, в 1913 г. - 30 776 т, а в 1944 г. - 32 290 т войны Советского Союза 1941-1945 гг.". Сборник документов и материалов, т. II, стр. 123.">.

Такие же темпы роста продукции наблюдались и в маслосыродельной промышленности республики, хотя в годы войны до 60% мужчин - работников мясной и молочной промышленности - ушли на фронт. Их заменили женщины и подростки. Из 13 789 человек, обученных массовым профессиям, в мясо-молочную промышленность пришла 7291 женщина. Многие из них повысили свою квалификацию и приобрели навыки организаторской работы без отрыва от производства. Так, Клавдия Хорева, заменившая своего мужа на посту мастера Алтын-Эмельского маслозавода Алма-Атинской области, спустя два года была назначена на должность директора этого же завода.

Труд женщин позволил Советскому государству обеспечить более чем 11-миллионную армию защитников Родины продовольствием, а промышленность сырьем.

Труженики сельского хозяйства снабжали продовольствием и свыше 80 млн. человек гражданского населения, находившегося на государственном снабжении хлебом.

Неисчислимы патриотические дела, трудовые подвиги женщин колхозной деревни. Неоценимый вклад внесли они в защиту социалистической Отчизны, в разгром оккупантов. В тяжелых бытовых условиях, напряженном труде, в повседневных заботах о детях, престарелых и больных, в постоянной тревоге за судьбу Родины, за близких, сражавшихся на фронтах Отечественной воины, трудились они на колхозных и совхозных полях.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим, -

писал о трудовом подвиге колхозниц в годы войны поэт Михаил Исаковский.

Успешное выполнении столь больших и сложных задач было обеспечено только благодаря повседневной организаторской работе партии, высокому патриотизму н самоотверженному труду работников сельского хозяйства страны, основную массу которых составляли женщины.

6. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЖЕНЩИН ТЫЛА

Важнейшим источником победы Советского Союза в Великой Отечественной войне явилась сплоченность народа вокруг Коммунистической партии, которая выступила организатором н вдохновителем боевой и трудовой деятельности советских людей. Коммунистическая партия в своей повседневной работе несла в массы ленинские идеи защиты социалистического Отечества, воспитывала советских людей в духе преданности социалистической Родине, ненависти к фашизму - злейшему врагу социализма.

Большая работа проведена Коммунистической партией в области политического воспитания женщин. При ЦК компартий союзных республик были созданы отделы по работе среди женщин, в ряде крайкомов и обкомов - секторы, в райкомах были выделены инструкторы по работе с женщинами. На предприятиях, в колхозах и совхозах страны политическую и организационную работу среди женщин вели женорганизаторы-коммунистки.

Авторитет Коммунистической партии возрастал с каждым днем. Выраженном этого было непрерывное пополнение рядов партии сознательными, наиболее стойкими, беззаветно преданными делу социализма представителями рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции. В суровые годы Отечественной воины коммунистами стали сотни тысяч советских женщин, связавших свою судьбу с судьбой ленинской партии. Число женщин-коммунисток в годы воины возрастало с каждым годом.

Примером этому может служить Московская партийная организации. Если на 1 июля 1941 г. в рядах Московской городской партийной организации было 52 452 женщины, или 22,4% к общему числу членов и кандидатов в члены партии, то на 1 июля 1945 г. их насчитывалось 67 896, или 34,1%, т. е. увеличилось за годы войны на 15 444 человека. По Москве и Московской области за годы Великой Отечественной войны в ряды партии было принято 191 092 человека. 40% принятых составляли женщины. Возросло число женщин-коммунисток и в осажденном Ленинграде. Среди 8816 ленинградцев, ставших коммунистами в первые два года блокады, 4 тыс. были женщины.

Много женщин вступило в ряды ленинской партии также и в других районах страны. Если на 1 января 1940 г. в составе партийной организации Омской области насчитывалось 4112 женщин, то к октябрю 1943 г. их было уже 10 156, или 32,2% к общему числу коммунистов области. И число их в рядах Коммунистической партии возрастало из года в год. В первые два года войны в Свердловской области в партию было принято 7558 женщин, а к концу 1943 г. в Свердловской партийной организации насчитывалось 20 262 женщины-коммунистки, что составило 30,1% всех коммунистов областной партийной организации. До войны в Вологодской областной партийной организации женщины составляли 19% коммунистов, к концу войны они составили 48%. В Архангельской области в апреле 1945 г. женщины составили 44,5% коммунистов областивойне". Сборник документов и материалов.">.

Исключительно большой была доля женщин-коммунисток в составе партийных организаций легкой и текстильной промышленности, где они являлись основной частью рабочих н служащих. На 1 января 1943 г. текстильщицы Ивановской области составляли 67%, на 4 января 1944 г. - 71,9%, а на 1 января 1945 г. - 73,5% общего числа коммунистов текстильных предприятий. В общем составе Ивановской областной партийной организации женщин было 58,1 % ее состава.

Многие тысячи женщин стали членами партии и в социалистических республиках Средней Азии и Закавказья. Так, в начале 1943 г. женщины-коммунистки Узбекистана составляли 28% всех коммунистов республики вместо 17,3% в июле 1941 г. Только за 1943 г. в члены партии было принято 5873 женщины республики

Намного возросло за годы войны число коммунистов среди женщин Киргизской ССР. Если в 1941 г. кандидатами в члены партии было принято 219 женщин, то в 1942 г. в ряды ленинской партии вступило 1014 женщин, за первое полугодие 1943 г. было принято 1231 женщина. В целом женщин-коммунисток Киргизии насчитывалось: в 1942 г. - 4126 человек, или 23,2% к общему числу коммунистов республики; в 1943 г. - 6608, или 32,3%; в 1944 г. - 8571, или 38,9%; в 1945 г. - 8343, или 35,4%. Только в составе фрунзенской партийной организации женщин было: в 1942 г. - 2249, или 27,4%; в 1943 г. - 3720, или 37,1%; в 1944 г. - 4353, или 44,4%

Большое число среди коммунистов занимали женщины и в общесоюзном масштабе. Если на 1 января 1941 г. членами партии и кандидатами в члены партии было 575 853 женщины, или 14,9% к общему числу коммунистов страны, то на 1 января 1946 г. число женщин-коммунисток составило 1 033 115 человек, или 18,7%.

В партию вступали лучшие дочери Советской Отчизны, стремившиеся вместе с ней разделить ответственность за судьбу Родины, за свой народ. Например, в 1944 г. коммунистом стала работница Магнитогорского металлургического комбината Валентина Крылова. До войны она служила в промбанке Магнитогорска. Проводив на фронт мужа и сына, патриотка пришла на производство, успешно освоила профессию вырубщика. Искусству обработки металла пневматическим молотом она обучила десятки женщин, пришедших на производство. За самоотверженный труд, большие производственные успехи и общественную работу коммунистка Крылова была награждена боевым орденом Красной Звезды.

Большое внимание уделяла партия выдвижению женщин на руководящую партийную, советскую, комсомольскую, профсоюзную и хозяйственную работу. В 1942 г. в Постановлении ЦК ВКП(б) "О Международном коммунистическом женском дне 8 марта" подчеркивалось, что "партийные, советские и профсоюзные организации обязаны всемерно заботиться о выдвижении передовых женщин и девушек на руководящую работу в советских, хозяйственных и общественных организациях, помогая им расти на этой работе" войне (Июнь 1911 г. - 1945 г. Документы и материалы, стр. 71">. Это требование партии было выполнено.

Женщины-коммунистки, как и все члены ленинской партии, занимали в годы войны авангардное место, являясь беззаветными бойцами за дело партии и народа. Они показывали образцы трудового героизма, личным примером вели за собой беспартийные массы, чем способствовали успешному выполнению заданий фронта. Сотни женщин-коммунисток возглавляли решающие участки производства, руководили большими коллективами, зарекомендовав себя хорошими организаторами и воспитателями рабочих масс.

В 1944 г. в Новосибирской области 311 женщин-коммунисток работали инженерами (14% всех инженеров) и 115 - техниками (19% техников). В Кемеровской области инженерами работали 284 женщины-коммунистки. Инженер-механик П. Ф. Рязанова представляла женщин-работниц Уралмашзавода па четвертом Московском антифашистском митинге советских женщин. Инженеры М.К. Брагина, А. А. Васильева возглавляли работу важных отделов в лабораториях Уральского машиностроительного завода, добиваясь совершенствования технологии и улучшения качества оборонной продукции. Н. Г. Беляева возглавляла первый отдел завода, Н. Н. Захарова работала начальником бюро нормирования, а инженер-экономист Л. П. Пенюгина возглавляла отдел планирования этого завода.

Уже к июлю 1941 г. на руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу Удмуртии было выдвинуто 403 женщины. Они составили 22,1% всех руководящих работников республики вместо 9% до войны. К концу 1942 г. число женщин, выдвинутых на руководящую работу в Коми ССР, возросло в 2,5 раза, а число партийных работников из женщин возросло в 3 раза. К концу 1943 г. женщины составляли половину партийного аппарата этой республики.

Если до войны в партийных комитетах Вологодской области работало лишь 88 женщин, то в 1944 г. их было уже 442, что составляло 50% всего состава партийных работников. 16 женщин работали секретарями райкомов и горкомов партии, 98 заведовали отделами, 145 являлись инструкторами и пропагандистами. В январе 1943 г. женщины, впервые выдвинутые на руководящую партийную работу, составляли 52% аппарата райкомов партии Рязанской области.

Секретарями райкомов партии Рязанской области работало 9 женщин; заведующими отделов райкомов партии - 42 женщины; заведующими секторами райкомов - 35; инструкторами райкомов партии - 95; заведующими партийными кабинетами - 33; редакторами районных газет - 17; пропагандистами райкомов - 54 женщины.

Из 10 тыс. человек, выдвинутых за годы войны на руководящую работу в Красноярском крае, 69% составили женщины. Торько на партийную и советскую работу этого края пришло 1750 женщин. А в Калининской области за три года войны за руководящую работу было выдвинуто 12270 женщин. Если на 1 января 1941 г. в аппарате райкомов и горкомов партии этой области работало 182 женщины, то в 1944 г. - 292. Женщины осажденного Ленинграда составляли в 1943 г. 37% вновь выдвинутых на руководящую работу Ленинградского горкома партии.

Особенно много женщин было выдвинуто на руководящую партийную работу Московским городским комитетом партии. Уже в 1943 г. в составе ответственных работников райкомов партии столицы было 68% женщин .

В конце Отечественной войны численность женщин среди работников райкомов партии столицы стала еще более высокой. Например, из 36 ответственных работников Краснопресненского райкома партии было 26 женщин, или 75%. Возросло также и число женщин, работавших секретарями первичных партийных организаций Москвы. Так, если в 1940 г. секретарями первичных партийных организаций работало 928 женщин, или 15,7% общего числа секретарей, то в 1943 г. их было уже 1105, или 24% . В дальнейшем число женщин - секретарей первичных партийных организаций намного возросло.

Значительно возросла численность женщин среди руководящих. работников Средней Азии, Закавказья и других союзных республик. В Узбекской ССР за 1941-1943 гг. в составе руководящих кадров, входивших в номенклатуру ЦК партии Узбекистана, численность женщин возросла с 7,9 до 13,4% . В Таджикской ССР на руководящую работу пришло в годы войны 862 женщины.

Немало женщин было выдвинуто па руководящую работу в Киргизской ССР. Лишь но Ошской и Фрунзенской областям Киргизии за 1942 - 1943 гг. па руководящую партийную, советскую и хозяйственную работу пришло 1427 женщин. Кулана Тактоманбетова заняла место секретаря Пржевальского горкома партии.

Зинаида Мамбетсентова возглавила отдел по работе среди женщин Тянь-Шаньского обкома партии. Фатима Кадырбаева была выдвинута на пост председателя Верховного суда Киргизской ССР. Много женщин республики было выдвинуто на руководящую хозяйственную работу. На пост директора Фрунзенской табачной фабрики была назначена Надежда Баринова. Ее инициативе и организаторским способностям по-хорошему завидовали многие хозяйственники-мужчины. Руководимая ею фабрика в 1913 г. на 75% увеличила производство табачных изделий по сравнению с 1942 г., производительность труда на фабрике возросла на 94%, в дна с лишним раза возросло число стахановцев, а 250 работниц на 200-250% выполняли сменную норму. В 1943 г. по итогам Всесоюзного соревнования предприятий пищевой промышленности эта фабрика получила третью Всесоюзную премию. За годы войны 5 раз ей присуждалось переходящее Красное знамя ЦК КП и СНК Киргизии.

Заняли руководящие посты женщины и в других национальных социалистических республиках. Если в Калмыкии до войны на руководящей работе было 327 женщин, то уже в 1942 г. их стало 1200. Председателем Элистинского горисполкома была избрана Н. Д. Добросердова, работавшая до этого учительницей. Трудящиеся республики избрали ее депутатом Верховного Совета Калмыцкой АССР. Во всех отделах Элистинского горисполкома в основном работали женщины. Заместителем председателя Верховного суда Калмыкии была выдвинута Н. А. Кулешова, работавшая до этого судьей 2-го участка Элисты. В эти же годы на должность заместителя председателя Совнаркома республики была выдвинута А. Ч. Костикова.

Участницы партизанского движения Ева Подыня и Мильда Биркенфельд после освобождения от немецко-фашистских оккупантов Латвии включились в активную общественно-политическую деятельность. В конце войны Мильда Биркенфельд работала секретарем уездного комитета КП (б) Латвии, а Ева Подыня - народным комиссаром социального обеспечениявойне (материал для докладов и бесед)". Рига, 1945, стр. 14">.

Немало женщин и девушек было занято в годы войны на руководящей партийно-политической работе в политотделах МТС и совхозов. Уже в марте 1942 г. начальниками политотделов МТС и совхозов системы Наркомат земледелия СССР работало 224 женщины, что составляло 3,8%, и 199 женщин работали заместителями начальников политотделов МТС - 15°/о от общего числа заместителей начальников политотделов МТС. 895 девушек, или 58%, были помощниками начальников политотделов МТС по комсомольской работе. Особенно много девушек работало в политотделах МТС Российский Федерации. Так, в 1942 г. в Кировской области из 91 помощника начальника политотдела МТС по комсомолу было 75 девушек, в Чкаловской - из 134 - 104, в Ярославской - из 73 - 63 девушки. В мае 1943 г. политотделы МТС и совхозов, сыгравшие большую роль в мобилизации тружеников села на решение задач по обеспечению нужд фронта, в подготовке кадров колхозного производства. были ликвидированы, а ответственность за организационно-партийную и массово-политическую работу в МТС в совхозах была возложена на местные партийные органы .

Много женщин работало в советах депутатов трудящихся страны. Заботы В. И. Ленина о вовлечении женщин в управление государством стали реальной действительностью, повседневной жизнью. По данным на 1 октября 1944 г., во всех звеньях Советов депутатов трудящихся женщины составляли: в аппарате Верховных Советов и СНК союзных республик - 55,5%, в аппарате облисполкомов и крайисполкомов - 60,9, в городских и районных Советах депутатов трудящихся - 59,8, в сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся - 76,5% .

Почти полностью заменили они мужчин в сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся.

По данным на 1 января 1945 г., только в сельских н поселковых советах РСФСР работало 303 978 женщин и лишь 65 256 мужчин.


Такое же положение наблюдалось в автономных республиках Российской Федерации и в союзных республиках. В Коми АССР, например, в сельских и поселковых Советах работала 1831 женщина и только 286 мужчин, в Марийской АССР - 2345 женщин и 489 мужчин. В Белорусской ССР в сельских и поселковых Советах работало 8865 женщин и 5142 мужчины, в Казахской ССР - 18 725 женщин и 6989 мужчин и т. д

Большим резервом являлись женщины в пополнении кадров советской интеллигенции. В здравоохранении численный состав женщин поднялся с 76% на 1 января 1940 г. до 85% на 1 октября 1945 г., в просвещении - соответственно с 58 до 74% Статистический сборник, М., 1957, стр. 266.">. Многие женщины занимали руководящие посты в учреждениях здравоохранения и просвещения. Только в Москве 287 женщин работали в годы войны директорами школ, что составляло 62% общего числа директоров.

Много женщин было в годы войны и среди учащихся высших а средних учебных заведений страны. Об этом свидетельствует таблица численности студенток (в % к общему числу студентов, обучавшихся в вузах) Статистический сборник, М., 1956, стр.56."> (см. табл.14).

Столь же значительный рост числа женщин-студенток был и в средних специальных учебных заведениях.

Немалый вклад во время войны внесли женщины в развитие науки, техники и культуры. На 1 января 1945 г. только в академиях наук Азербайджанской, Армянской, Белорусской, Грузинской и Украинской ССР в числе 4424 работников 2032, или почти половину, составляли женщины. В комитетах по делам искусств в 14 союзных

Таблица 14

республик (без Литвы и Эстонии) работало 35 665 мужчин и 43 961 женщина.

Сотни советских женщин, работая инженерами, техниками, принимали активное участие в создании новых образцов боевой техники, в совершенствовании технологических процессов производства оружия и боеприпасов.

Под руководством старшего инженера-конструктора Уралмашзавода М.И. Калашниковой были разработаны проекты мощных металлургических кранов. Ведущим инженером по новой технике этого завода работала Ю.Г. Егошина, ставшая лауреатом Государственной премии.

Главный инженер ленинградского отряда водно-технических работ И. В. Соколова была первой в нашей стране женщиной-водолазом. Это она выдвинула идею прокладки трубопровода через Ладожское озеро. Инженер Соколова принимала активное участие и в руководстве строительными работами при его сооружении.

Известно, что серийный выпуск различных видов вооружения резко увеличил объем сварочных работ, что сдерживало темпы производства. Решить проблему ускоренного производства вооружения помогли изобретения кандидата технических наук С. Дятловой и старшего конструктора Г. Собакиной с Уральского машиностроительного завода, создавших для сварочных работ более упрощенный автомат, который расходовал воздуха вдвое меньше обычного. Изобретение патриоток не только ускорило производство вооружения, но и сэкономило сотни тысяч рублей государственных средств. А инженеры Челябинского ферросплавного завода С. Трапезникова к Г. Агаркова разработали способ отделения шлака от горного продукта. Их изобретение позволило извлекать дополнительно из каждых 100 т шлака 10 т пригодного для промышленности сырья

В годы войны, когда требовалось всевозрастающее количество промышленного сырья, это также имело огромное государственное и военно-стратегическое значение. Не случайно за достижения в области науки и изобретательства сотни женщин были награждены орденами и медалями, а 72 советские патриотки удостоены Государственной премии.

Одной из самых ярких страниц советского здравоохранения явилось создание первого советского пенициллина. В 1942 г. в самый разгар Великой Отечественной войны группой сотрудников Всесоюзного института экспериментальной медицины во главе с профессором Зинаидой Виссарионовной Ермольевой , видного советского микробиолога и бактериохимика, был получен советский пенициллин. Под руководством 3. В. Ермольевой была разработана технология производства пенициллина, позволившая начать его промышленное производство.

Пенициллин получил широкое распространение в лечебных учреждениях как в тылу, так и на фронте. Благодаря ему были спасены сотни тысяч раненых и больных.

Ныне Зинаида Виссарионовна Ермольева - член-корреспондент Академии медицинских наук СССР. Труд Ермольевой высоко был оценен Советским правительством. Она была награждена орденом Ленина, орденом "Знак Почета", медалями. Ей было присвоено звание лауреата Государственной премии.

Работы Зинаиды Виссарионовны Ермольевой в различных областях микробиологии и бактериохимии получили широкое признание нашей научной общественности.

За внедрение в практику вакцины против сыпного тифа была удостоена ордена Ленина и звания лауреата Государственной премии профессор микробиологии Московского Центрального института эпидемиологии и микробиологии М. К. Кронтовская .

За развитие отечественной науки, ценные научные открытия и изобретения звания лауреатов Государственных премий присвоены докторам паук А. А. Волковой, Р. С. Полковниковой и директору совхоза "Аламетдин" (ныне имени Стрельниковой) Ф. А. Стрельниковои.

В постановленииЦК ВКП(б), посвященном дню 8 марта 1944 г., опубликованном в "Правде", говорилось, что "активную помощь рабочим и колхозникам в Отечественной войне оказали женщины - инженеры и техники, агрономы и зоотехники, работники науки и искусства, врачи, учителя, работники советских учреждений, самоотверженно и неустанно помогающие фронту и народному хозяйству".

Сбылись предсказания В. И. Ленина о том, что "...начатое Советской властью дело может быть двинуто вперед только тогда, когда вместо сотен женщин по всей России в нем примут участие миллионы и миллионы женщин. Тогда социалистическое строительство будет стоять в России так прочно, что никакие внешние враги в других странах и внутри России не будут Советской республике страшны"

Многолетний опыт показал, что советским женщинам под силу работа любого масштаба и сложности.

В стране постоянно рождалось и принимало все новые формы движение по оказанию многосторонней помощи фронту. В этом патриотическом начинании женщины были не только активными участницами, но и деятельными проводниками в жизнь решений партии.

Руководствуясь указанном В. И. Ленина о том, что тыл питает фронт не только вооружением, продовольствием и людьми, но и настроениями и идеями, Коммунистическая партия проводила разнообразные формы н методы идеологического воздействия на воинов Красной Армии. Большое распространение получили такие формы, как обмен делегациями воинов-фронтовиков с тружениками тыла, взаимная переписка, совместные митинги, организованные встречи рабочих промышленных предприятий с фронтовиками. Все это имело величайшее значение для укрепления морально-политического единства тыла и фронта, для повышения боеспособности армии, работоспособности тыла. С особой силой звучали слова В. И. Ленина, произнесенные им во время гражданской воины, о том, что "всякая помощь, оказанная в тылу красноармейцам, немедлено превращается в усиление Красной Армии, в укрепление их настроения, в уменьшение числа болезней и в увеличение наступательной способности".

В 1942-1943 гг. из центральных областей и Поволжья, с Урала, Сибири и Дальнего Востока на фронт выезжало свыше 300 делегаций, в составе которых немало было и женщин. Действующую армию посетили делегации Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Таджикской, Туркменской, Казахской, Киргизской социалистических республик, делегации многих автономных республик и областей страны. Выступления женщин-членов делегаций перед солдатами и офицерами Красной Армии с рассказами о жизни и труде их соотечественников в тылу страны укрепляли веру советских воинов в скорую победу над врагами, воодушевляли их на подвиги.

Свободу Анджеле Дэвис!
Про неё пели Леннон и «Роллинги», ей писали письма советские пионеры, десятки тысяч людей выходили на улицы, выражая свою солидарность с ней. Защитница угнетенных, чёрная пантера и чёрный ангел, один из символов свободы и справедливости. Анджела Дэвис – самая сексуальная коммунистка в истории.

Афроамериканка

Анджела Дэвис родилась в 1944 году в штате Алабама. Как раз на период её взросления и юности пришлось возникновение массового движения за гражданские права чернокожих жителей Соединенных Штатов.

Сегрегация тогда ещё была в силе – специальные места «только для белых» в кафе и общественном транспорте, даже на скамейках в парке, запрет на совместное обучение чёрных и белых, дискриминация чёрных при приеме на работу и т.д. – всё это было обычным делом для Америки (и в особенности для южных штатов, где и выросла Дэвис) вплоть до начала 60-х, когда начались массовые протесты афроамериканцев и присоединившихся к ним белых активистов. В этой атмосфере жесточайшей социальной напряженности и сформировалась личность Анджелы Дэвис.

Естественно, что афроамериканское происхождение Анджелы во многом и определило её судьбу – встать на путь борьбы с расизмом и угнетением. Оно подтолкнуло её к изучению социальных наук и философии, которыми Дэвис заинтересовалась ещё в школе. Оно же требовало активной деятельности в практической сфере – от участия в многочисленных демонстрациях до попыток построить собственную политическую карьеру.

Происхождение предопределило и связь Анджелы с леворадикальной революционной организацией «Чёрные пантеры», вокруг которой сложился один из центральных эпизодов её жизни – преследование полицией, арест, суд, реакция общественности в её защиту, кампания в защиту прав заключенных.

Левая

Мать Анджелы Дэвис работала в общественной организации «Южно-негритянский конгресс молодежи», которая была связана с Коммунистической партией США. Поэтому Анджела с детства имела представление о левой политической повестке. Ещё в школе она начала знакомство с марксисткой мыслью и стала членом одной из молодежных коммунистических групп.

После школы Анджела получила стипендию на обучение в Брандейском университете, где специализировалась на французской литературе. В студенческие годы окончательно произошло её политическое самоопределение. Именно тогда Дэвис посетила Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки – международный слёт левых молодежных организаций.

А во время учёбы во Франции и Германии она близко сошлась с представителями европейского левого движения и познакомилась с неомарксисткой теорией франкфуртской школы. Тогда же Дэвис в полной мере ощутила себя коммунисткой.

Серьезное влияние на неё оказал террористический акт в родном городе – алабамском Бирмингеме. Члены Ку-Клукс-Клана забросали динамитными шашками одну из церквей на афроамериканской улице. Многих жертв этого акта насилия Анджела знала лично.

Важным моментом в профессиональном, личностном и политическом становлении Анджелы Дэвис стало её знакомство с известным левым философом Гербертом Маркузе, у которого она училась. По признанию Дэвис, именно Маркузе показал ей, что «можно одновременно быть учёной, активисткой, исследовательницей и революционеркой», что необязательно делать выбор между наукой и политической борьбой.

Самый опасный преступник

Получив степень доктора философии, Анджела Дэвис стала преподавателем в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Однако не успела проработать и года, как была уволена из-за своих связей с Коммунистической партией США.

Лишившись возможности преподавать, Дэвис сосредоточилась на общественной деятельности. В частности, она боролась за улучшение условий содержания заключенных. В тюрьме Сан-Квентин Анджела познакомилась с активистом «Чёрных пантер» Джорджем Джексоном. Он был одним из так называемых «соледадских братьев», обвиняемых в убийстве тюремного охранника.

Именно это знакомство и привело к тому, что Дэвис стала третьей в истории Америки женщиной, попавшей в список 10 самых опасных и разыскиваемых преступников. Дело в том, что младший брат Джорджа Джексона – Джонатан – вместе со своими товарищами попытался освободить заключенных прямо из зала суда. Побег провалился, но в результате перестрелки погибли не только нападавшие, но и судья. А в руках у Джонатана был найден пистолет, зарегистрированный на имя Анджелы Дэвис. Её обвинили в причастности к нападению и объявили в розыск.

Узнав о розыске, Дэвис скрылась, но через несколько месяцев была арестована. Её задержание вызвало реакцию общественности не только в Америке, но и во многих других странах мира, в том числе и в СССР.

Советская икона

В деле Анджелы Дэвис изначально была расовая и классовая подоплёка, именно поэтому протест против её ареста получил такую широкую общественную поддержку во всех развитых странах мира. Социалистический блок, естественно, использовал её фигуру в целях собственной пропаганды, показывая на случай Анджелы Дэвис как на пример «зверств капиталистического режима».

Лозунг «Свободу Анджеле Дэвис!» сохранился даже в постсоветской культуре, настолько широко он был распространен. И хотя в СССР кампании в защиту заключенной, зачастую, организовывались директивами сверху, они находили живой отклик у общества.

Составлялись коллективные обращения в защиту активистки. Многие советские дети искренне писали Анджеле письма, а обыватели с интересом следили за её судьбой. Иронически сложившуюся в нашей стране ситуацию описал в песне «Жертва телевиденья» Владимир Высоцкий:

Ну а потом, на закрытой, на даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду всё смотрел передачи,
Всё заступался за Анджелу Дэвис.

Афро

Но советское общество было не одиноко в своем возмущении арестом активистки. Всего за границами Соединенных Штатов было создано 67 комитетов в защиту Анджелы Дэвис, в самой же Америке их число достигло 200.

Один из фермеров внес за Анджелу залог в 100 тысяч долларов. Пресвитерианская церковь помогала ей оплачивать услуги адвокатов. Джон Леннон посвятил ей песню Angela, The Rolling Stones написали песню Sweet Black Angel.

На арест Дэвис откликнулись и другие, менее известные музыканты со всего мира. Например, самую первую песню о ней написал итальянский певец Вирджилио Савона. За Анджелу также заступались известные писатели, учёные, философы, актёры.

Тысячи людей по всей Америке выходили на демонстрации, требуя освободить Анджелу. Митинг в её поддержку в Париже собрал 60 тысяч человек. Во всем мире вошла в моду прическа «афро», которую носила Дэвис. Она превратилась в один из самых ярких американских символов борьбы за равенство и справедливость.

В конечном итоге присяжные, среди которых не было ни одного чёрного, оправдали Анджелу Дэвис.

Политик

После снятия всех обвинений, по личному приглашению Леонида Брежнева Дэвис приезжала в СССР. Она встречалась с советским лидером и общественными деятелями, посещала Звёздный городок, общалась с коллективами заводов, читала лекции в университетах.

В США Дэвис стала крупным общественным и политическим деятелем. Она была избрана в Центральный комитет Коммунистической партии. В 80-х дважды баллотировалась на пост вице-президента США.

Хотя Анджела всегда с симпатией относилась к Советскому Союзу, когда коммунистическая партия США поддержала ГКЧП, она вышла из её рядов. Дэвис основала собственную организацию «Корреспондентские комитеты за демократию и социализм». Несколько скорректировав свои воззрения, она не оставила борьбы за социальную справедливость.

«Время идет, и мы узнаем вещи, которых раньше не знали. Но я до сих пор против капитализма, при этом я - не член коммунистической партии. Если хотите, я - коммунист с маленькой буквы или социал-демократ. Я занимаюсь тем же самым, просто с другими акцентами», – говорила Анджела.

Учёный

Когда Анджела только поступила в университет, она была одной из трёх темнокожих студентов на своем курсе. Но несмотря на все сложности, она не только получила диплом о высшем образовании, но и построила успешную академическую карьеру. К концу 60-х Дэвис стала преподавателем философии, что в те времена было очень непросто, если ты, во-первых, чёрная, а во-вторых, женщина.

Сначала Анджела изучала французский язык и французскую литературу. Но со временем поняла, что её больше интересует политика и философия. Она продолжила образование во Франкфуртском университете, где приобщилась к традиции знаменитой франкфуртской школы.

В Калифорнийском университете в Сан-Диего Анджела получила степень магистра, а в Берлинском университете имени Гумбольдта – докторскую степень по философии.

Когда суд оправдал Анджелу, она занялась общественной и политической деятельностью, а позже вернулась и к активной преподавательской работе. В последние годы Дэвис возглавляла кафедру Истории развития сознания и феминистских исследований в Калифорнийском университете – сегодня она носит звание заслуженного профессора.

Против гомофобии

Дэвис до сих пор борется за гуманизацию тюремной системы в США, за права женщин и меньшинств, выступает за запрет смертной казни. После 11 сентября она выступала против закручивания правительством гаек под видом войны с терроризмом, в 2005 году критиковала действия власти во время нашествия урагана «Катрина» на Новый Орлеан.

Другими словами, Анджела Дэвис остается верна идеалам юности. Но в качестве теоретической базы она использует не только марксистские и неомарксисткие идеи, но и теорию феминизма, в русле которой отчасти лежит и её собственная мысль.
В 1997 году Анджела Дэвис совершила каминг-аут, рассказав в одном из интервью о своей гомосексуальности. Впрочем, против гомофобии она выступала задолго до этого.

Веган

Несколько лет назад Анджела Дэвис выступила также с поддержкой веганского движения. Она призналась, что не ест продукты животного происхождения и прямо связала проблему отношения к животным с общей жестокостью и несправедливостью капиталистической системы.

«Я думаю, что они связаны. Отношение людей к животным не отличается от их отношения к людям, стоящим на нижних ступеньках иерархической лестницы», – говорит Анджела. Она назвала веганство вызовом пищевой капиталистической промышленности и одной из основ революционного мышления, заявив, что «благодаря ему люди смогут развить сострадание не только друг к другу, но и к другим живым существам, с которыми мы делим планету».

Чувак, наверняка тебе знакомы такие известные женщины, как Мэрилин Монро, Маргарет Тэтчер, Коко Шанель, Майя Плисецкая – перечислять можно долго. Имена этих прекрасных дам всегда звучат на устах и гармонично украшают верхние строчки поиска Google. Но есть героини, о которых не слагают легенды.

Сегодня мы бы хотели рассказать тебе о менее известных, но крайне талантливых и удивительных представительницах прекрасного пола, которые дали этому миру ничуть не меньше своих более «раскрученных» сестер.

1. Жюли Рекамье (1777 – 1849)

Красота – страшная сила, а превосходная мадам Рекамье олицетворяла ее главное орудие в эпоху послереволюционной Франции. Поражая направо-налево сердца романтичных парижан и вдохновляя известных художников, красавица набирала известную славу, оказавшись самой «звездной» леди европейского масштаба того времени. К ее прекрасным ножкам склонялись герцоги и князи, писатели и поэты. Имя Жюли Рекамье звучало от Испании до России. Она разбила сердце Люсьену Бонапарту, брату известного императора, а такие живописцы, как Жерар и Давид, увековечили ее славный портрет.

Веселая и таинственная, наивная и недоступная – двоякость была ее неотъемлемой чертой. Помимо очарования, которое она несла людям, мадам Рекамье была одержима просвещением. Ее знаменитый литературно-политический салон стал интеллектуальным центром Парижа, впитав лучшие мысли и знания современников того времени.



2. Роза Люксембург (1871 – 1919)


Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист в одном лице – все это о гениальной Розе Люксембург, ставшей одной из наиболее влиятельных деятелей немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. Владимир Ильич Ленин называл её «орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного, революционного марксизма», подчёркивая, что её работы будут полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира.

Роза была одной из основательниц антивоенного «Союза Спартака» и Коммунистической партии Германии, изящно боролась против буржуазии, за что подвергалась репрессиям, суммарно проведя в заключении около 4 лет.

Умная женщина на грани гениальности. Ее неутолимое стремление работать, бороться и творить побеждало любые трудности на политическом и творческом пути.

В центре Берлина в ее честь названы площадь и станция метро, а улицы имени Розы Люксембург имеются во множестве европейских городов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

А еще существует песня группы «Мумий Тролль», посвященная Розе:

3. Вера Игнатьевна Мухина (1889 – 1953)

Легендарная женщина-скульптор, оставившая заметный вклад в советском монументальном искусстве. Всемирную известность ей принес грандиозный монумент «Рабочий и колхозница» (тот самый, из заставок «Мосфильма»), представленный не где-нибудь, а на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Вера Игнатьевна создала памятник для Максима Горького, установленный у Белорусского вокзала, скульптуру «Наука» у здания МГУ, памятник Петру Чайковскому возле Московской консерватории, скульптуры «Земля» и «Вода» в Лужниках.

В 1947 году Мухина стала членом Президиума Академии художеств СССР. За долгие плодотворные годы работы получила звание народного художника СССР, стала лауреатом пяти Сталинских премий и неоднократно награждалась орденами.



4. Габриэла Мистраль (1889 – 1957)


Ее настоящее имя Лусила де Мариа дель Перпетуо Сокорро Годой Алькайяга, но по понятным причинам миру больше известно ее лаконичное и красивое прозвище – Гарбриэла Мистраль.

Она работала учительницей, а позже – дипломатом в Италии, Испании, Португалии и Бразилии. В 1903 году были опубликованы ее первые стихотворения: трагичные, чувственные, пропитанные духом страдания и любви; глубокие, проблемные – о мироощущениях индейцев и метущихся душах простых людей. В 1945 году Гарбриэла Мистраль стала Нобелевским лауреатом по литературе «За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».

Габриэла известна и своей борьбой за права женщин, занималась просветительской деятельностью. Ее изысканный образ красивой, умной, интеллигентной дамы с большим сердцем и чистой душой представляет собой общественный идеал, удивительно редкий в наше время.


5. Вера Васильевна Холодная (1893 – 1919)

Сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся всего за пять лет до ее смерти, принес Вере Васильевне славу самой известной актрисы немого кино своего времени. Ее по праву называли «королевой экрана». Лента «У камина», в которой актриса исполнила главную роль, стала рекордной по просмотрам для дореволюционного кинематографа. Фильм непрерывно демонстрировался на протяжении 90 дней в Одессе и 72 дня в Харькове.

За три года Вера Холодная приняла участие в съемках более 30 картин. Ее популярность не угасала во время революционных событий 1917 года и даже в годы Гражданской войны.

6. Симона де Бовуар (1908 – 1986)


Одна из наиболее выдающихся представителей литературного мира того времени. Своей книгой «Второй пол» Симона произвела настоящий фурор в видных кругах интеллигенции Европы и Америки. Книга писательницы стала настоящим символом сексуальной революции 1960-х годов, признанной (даже мужиками) и важнейшей работой по феминизму XX столетия.

Симона де Бовуар внесла значительный вклад в развитие философской мысли своего века, стала идеологом феминистического движения и заслуженно закрепила за собой звание талантливейшей французской писательницы. Как писала сама Симона: «Если во мне есть что-то от гения, то исключительно ясность мысли.»


Я оторвала себя от безопасного уюта надежной и определенной жизни ради моей любви к истине – и истина вознаградила меня.


Странный парадокс заключается в том, что чувственный мир, окружающий мужчину, состоит из мягкости, нежности, приветливости, – словом, он живет в женском мире, тогда как женщина бьется в суровом и жестком мире мужчины.


Психоаналитики определяют мужчину как человеческое существо, а женщину – как самку; каждый раз, когда женщина поступает как человеческое существо, они говорят, что она подражает мужчине.

7. Элла Джейн Фицджеральд (1917 – 1996)


Мадам Элла была одной из величайших вокалисток в истории джазовой музыки: обладательница блистательного голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта (это когда голос исполнителя имитирует джазовый инструмент), искусница голосовой импровизации и 13-кратный лауреат премии «Грэмми».

Фицджеральд окрестили «первой леди джаза». За свое удивительное творчество вокалистка получила Президентскую медаль в США, стала кавалером Ордена Искусств и литературы во Франции и была осыпана множеством других почетных наград.

За свою 50-летнюю карьеру в джазе Элла выпустила около 90 альбомов и сборников, продав в общей сложности более сорока миллионов своих пластинок:

8. Розалинд Франклин (1920 – 1958)


Как подсказывает здравый смысл, женщин-биофизиков в мире было не так уж много. Розалинд Франклин оказалась одной из немногих подобных ученых.

Розалинд – скромная англичанка, имя которой никогда не было на слуху. Тем не менее, фактическое открытие ДНК принадлежит именно Розалинд. Пускай вся слава досталась ее коллегам – Джеймсу Уотсону и Фрэнсису Крику, но именно точнейшие лабораторные опыты женщины-ученого позволили получить рентгеновское изображение ДНК, демонстрировавшее известную и привычную сегодня извилистую структуру молекул.

В 1962 году ученые мужи получили Нобелевскую премию за свое открытие. Розалинд Франклин умерла от рака за 4 года до этого события, которое могло бы принести ей заслуженный триумф.